Объекты и субъекты экономической политики. Сущность экономической политики государства

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов- это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие - играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики, является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися.


Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно - технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков, различных организаций и общественных движений.

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой.

Цели и задачи государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере -- от его идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

Задачи и функции государства -- явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но несовпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

На государство как на "идеального совокупного капиталиста" возлагаются такие разнообразные по своему характеру, но одинаковые по своей социально-классовой сути и содержанию задачи, как:

а) сглаживание внутриклассовых противоречий, существующих между различными частями господствующего класса - буржуазии;

б) приведение разрозненных, а зачастую - противоречащих друг другу интересов различных фракций буржуазии к некоему общему знаменателю;

в) определение общих, стратегических целей и перспектив дальнейшего развития господствующего класса и его ближайших союзников;

г) обеспечение с помощью всех находящихся в распоряжении государства средств непрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшего совершенствования политической системы общества, повышения эффективности официальной идеологии и др.

Важными задачами и соответствующими им основными направлениями деятельности государства социал-демократической ориентации в переходный период являются следующие:

а) перестройка системы социального страхования и социального обеспечения на новый, социал-демократический лад;

б) введение в систему образования и медицинского обеспечения, которые до этого были и в значительной мере остаются прерогативой государства, наряду с публичными элементами частных элементов;

в) совершенствование системы физического и духовного воспитания граждан с целью привития им новых социальных, политических, отчасти этических и иных ценностей;

г) перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый, "партнерский" лад;

д) сосредоточение внимания и усилий соответствующих государственных органов в сфере экономики не только на макроэкономических, но и микроэкономических проблемах, и др.рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.

Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры

Рассмотрим понятие "инфраструктуры".В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.

Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производству и населению", в "обслуживании производства и населения"(Нуреев Р. М., Еремишин П. Г.).

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих условий производства", в "обеспечении деятельности основного производства" (Борисов Е. Ф).

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, "обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности" (Бартнев С. А.).

Экономическая политика государства – это совокупность мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов для достижения социально значимых целей.

v Экономическая политика испытывает на себе влияние изменения хозяйственной ситуации и перемены экономического мышления. В процессе развития общества экономическое мышление меняется, и возникающие задачи решаются, как правило, с новых позиций.

v Эффективность экономической политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством с учетом политического расклада сил и уровня развития страны (производственно-технического потенциала, состояния социальной структуры, институционального порядка управления на общегосударственном и местном уровнях).

Субъектами экономической политики являются:

государство;

региональные и местные институциональные образования;

негосударственные союзы, объединения.

В действиях, задачах этих субъектов имеются различия. Государство наделено экономической и политической властью. Союзы, объединения могут опираться лишь на свою экономическую силу, т.к. законодательной власти у них нет.

Ведущим субъектом экономической политики является государство, которое связывает между собой интересы различных групп и побуждает их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.

Государство имеет определенную институциональную структуру и между его отдельными звеньями существует своего рода «разделение труда» по выполнению более конкретных функций. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. За ее практическое проведение отвечает исполнительная власть – правительство, которое, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики конкретным институциональным органам.

Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций и в результате возникает надгосударственная экономическая политика (деятельности ЕС).

К негосударственным субъектам экономической политики относятся союзы и объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп – профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативы и др. В проведении в жизнь социальных аспектов экономической политики определенного (достаточно скромную) роль играют также религиозные и культурные организации.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние оказывают политические партии, средства массовой информации, экспертные советы, отдельные ученые и политики. Степень влияния этих субъектов на характер экономической политики зависит от типа политической системы, ее структуры, стабильности, обстановки в стране. Влияние данной группы субъектов на направленность экономической политики, ее содержание носит косвенный характер.

Экономическая политики включает следующие этапы:

анализ социально-экономического развития общества;

выявление проблем социально-экономического развития;

разработка системы целей экономической политики в текущем и долгосрочном периоде;

принятие мер по государственному регулирования экономики;

анализ последствий проводимой государственной экономической политики.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе анализа состояния и перспектив социально-экономического развития.

В экономической литературе рассматривается своего рода пирамида целей экономической политики.

Высшей основной целью является достижение максимального благосостояния всего общества.

Кроме основной цели, существует совокупность задач (целей) второго уровня – главные цели. К ним принято относить: 1) свободное развитие общества; 2) правовой порядок; 3) внешнюю и внутреннюю безопасность. Достижение данных целей обеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночной системы.

Затем идут, так называемые, прикладные экономические цели:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

внешнеэкономическое равновесие.

Эти четыре цели объединяются понятием «магический четырехугольник». О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходом подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» в том и состоит, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Экономический рост измеряется ежегодным темпом роста ВНП (ВВП в целом и на душу населения). Экономический рост в 3-4% в год согласно современным воззрениям считается успехом экономической политики государства. Для России такой рост не подходит, нужно 8-10% в год, чтобы в течение 10-15 лет выйти на уровень экономически развитых государств.

Цель достижения высокого уровня трудовой занятости ассоциируется прежде всего с низким показателем безработицы. Принято считать, что уровень безработицы в пределах 3-7% является приемлемым и обусловлен естественной, неизбежной «фрикционной» безработицей.

Стабильность уровня цен означает ограничение показателя инфляции четким верхним пределом. В экономически развитых странах задачей экономической политики считается недопущение роста цен на величину, превышающую 1% в год. В действительности удается сдерживать рост в пределах, не превышающих несколько процентов в год. В России на 2003 год в проекте бюджета предусматривается инфляция не выше 12 %.

Цель обеспечения внешнеторгового равновесия можно считать достигнутой при положительном сальдо внешнеторгового баланса.

Отдельные цели и характеризующие их показатели могут оказаться как взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими.

Примером целевого конфликта может служить достижение полной занятости и обеспечение стабильности цен. Чем выше степень занятости трудоспособного населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше масштабы совокупного спроса. В результате неизбежно повышаются цены. Нацеливая экономическую политику на увеличение занятости получается усиление инфляционных тенденций. Делая выбор в решении (какой из двух целей целесообразнее отдать предпочтение), следует смотреть невыполнение какой задачи представляет собой большую социально-экономическую опасность. Попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей является наиболее рациональным решением задач в экономике, имеющий определенный уровень равновесного состояния. Следовательно, при проведении экономической политики неизбежны целевые компромиссы. Следует отметить также то, что соотношение разных целей находится в диалектической взаимосвязи. Достижение нижестоящей цели есть средство доля выполнения цели более высокого уровня.

Кроме того, при всей важности перечисленных целей, они не исчерпывают всей системы целей государственной экономической политики.

Вполне возможны и другие цели, обусловленные спецификой экономики страны, решаемых его проблем.

Основой механизма реализации экономической политики, как показывалось ранее, является государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Основными объектами ГРЭ являются:

Экономический цикл. Государство проводит антициклическую политику, суть которой сводится к тому, что во время кризиса и депрессии стимулируется спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. В условиях же длительного и бурного подъема, когда происходит уменьшение товарных запасов, превышение спроса на рабочую силу над предложением и как следствие – рост заработной платы и цен, государство стремится притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, и таким образом предотвратить или уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства в будущем.

Отраслевая и региональная структура хозяйства. В этой области государственное регулирование осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений (поддержка тех, кто в кризисе, поощрение развития отраслей и производств, являющихся носителями НТП, что может привести к прогрессивным структурным изменениям в экономике, к повышению ее эффективности, конкурентоспособности).

Условия накопления капитала. Как известно, главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики является прибыль. Поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления соответствует интересам экономических субъектов. Одновременно создавая дополнительные стимулы и возможности накопления всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру хозяйства.

Занятость, т.е. поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых является для них достаточной мотивацией к труду. Для общества нежелательно резкое снижение занятости, т.к. это ведет к росту безработицы, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, к росту социальной напряженности в обществе.

Денежное обращение. Основное направление – борьба с инфляцией, что оказывает самое непосредственное благотворное воздействие на социальные отношения в обществе.

Цены являются одним из основных объектов регулирования, т.к. их динамика и структура отражают состояние экономики, а сами цены оказывают сильное влияние на структуру хозяйства, устойчивость национальной валюты и социальную атмосферу в обществе.

Важным объектом ГРЭ являются НИОКР, т.к. от их состояния зависят развитие передовых технологий, форсирование прогрессивных отраслей, создание новых мощностей и в целом научно-технического прогресса в экономике страны.

Объектами ГРЭ также являются подготовка и переподготовка кадров (в том числе и офицеров, увольняемых в запас) и социальные отношения в целом, окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, внешнеэкономические связи.

Экономическая политика может быть ускоряющей экономический рост или нейтральной, но может и провоцировать застойные либо кризисные явления в национальном хозяйстве. Именно поэтому от государственной экономической политики во многом зависят не только условия функционирования бизнеса, но и решение проблем развития как экономики в целом, так и каждого предпринимательского дела в отдельности.

«Провалы» государства – это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. К ним относятся:

Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или желательных для общества решений. Например, приступая к крупному экономическому проекту (строительство большого предприятия) совместно с частным капиталом, государственные органы хуже знают состояние и перспективы рынка, чем частные предприниматели, которые работают на этом рынке. Зачастую частные предприниматели занижают объемы своего оборота, стремясь уменьшить налоговые отчисления.

Бюрократизм в принятии экономических решений. Современное государство является сложным социальным организмом, и принятие решений всегда требует длительных и трудных согласований между различными министерствами и ведомствами. Сложная процедура сбора достоверной информации и согласования зачастую оборачивается неспособностью государства принять своевременное и желательное для общества решение.

Недостаточный контроль общества над бюрократией. В силу профессионализации управленческих функций и других причин высшие государственные структуры (неизбираемые исполнительные органы) приобрели известную автономность от общества. Это позволяет бюрократии в процессе экономического управления преследовать собственные цели – цели упрочения своего высокого положения. Поэтому решения, принимаемые государственными органами, часто служат интересам огромного государственного аппарата, а не общества в целом.

Несовершенство политического процесса. В современном демократическом обществе принятие экономических решений тесно увязано с политическими интересами властных структур и организаций. Так, перед выборами государственные органы смягчают экономическую политику, увеличивая социальные льготы и избегая непопулярных мер. Примером влияния политического процесса на экономику является лоббирование региональных интересов в ущерб интересам всего общества.

Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В отличие от частного предпринимателя руководитель государственной структуры испытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с угрозой разорения. Поэтому он меньше заинтересован в максимизации разницы между затратами возглавляемой им структуры (оплатой работников, расходами на сырье, материалы и энергоносители и т.д.) и результатами ее деятельности. Напротив, предпосылкой «выживания» государственных структур часто является именно наличие огромных штатов и большого бюджетного финансирования: чем крупнее структура, тем труднее государству ее реорганизовать или ликвидировать. Поэтому часто главным мотивом государственных структур является их расширение, укрупнение, а не экономическая эффективность или удовлетворение потребностей общества.

«Провалы» государства связаны также с наличием временных лагов, которые снижают эффективность экономической политики. Лаги делят на «внутренний» и «внешний». Внутренний лаг – это промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг – промежуток времени от принятия мер экономической политики до того, как они начнут давать отдачу. Для устранения указанных «провалов» государства в экономике его следует укреплять, повышать его роль, а это означает:

фактически уменьшать роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономической политики;

способствовать эффективному управлению существующей государственной собственностью (что вовсе не предполагает обязательного роста ее размеров);

задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;

формировать социальные стабилизаторы общественного развития;

защищать национальные интересы при расширении мирохозяйственных связей, выстраивать свои приоритеты и формировать свою национальную модель экономического развития.

Важной составной частью экономической политики является военно-экономическая деятельность государства.

Необходимость такой деятельности можно объяснить следующими обстоятельствами:

Характер оборонных мероприятий предполагает централизованное руководство всеми аспектами подготовки.

Возможности механизма рыночного регулирования в военном секторе экономики ограничены, недостаточны.

Цель военно-экономической деятельности государства состоит в том, чтобы при помощи системы взаимосвязанных экономических, административных и организационных мер обеспечить эффективное использование имеющихся возможностей для удовлетворения материальных потребностей Вооруженных Сил, укрепления военно-промышленной базы, повышения ее мобилизационной готовности.

Основными направлениями регулирования военного сектора экономики являются:

Мобилизационная подготовка производственного аппарата военной экономики, для чего заранее создаются мощности для производства военной продукции;

Создание стратегических запасов с целью первоочередного обеспечения военных отраслей экономики стратегическими материалами и сырьем;

Подготовка и использование трудовых ресурсов для военной экономики.

Практическое осуществление государством своих регулирующих функций в области военного производства существенно ограничивает действие рыночных механизмов в этой специфической сфере человеческой деятельности, что значительно повышает мобилизационные возможности страны.

АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ

Кафедра «Экономика и менеджмент»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине «Экономическая политика»

Специальности Менеджмент,

В050600 - Экономика

Алматы, 2014 г.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ

План лекции

1. Закономерности развития рыночной экономики

2. Экономические процессы в XVIII – XIX веках

3. Причины формирования общеэкономической политики

В развитии рыночной экономики проявляются многие закономерности. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог – рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный переворот конца XVIII – начала XIX века и бурная экспансия рынка в этот же период. Экономические процессы в XVIII – XIX веках создали качественно новую основу для взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами.

Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная, аграрная, промышленная и социальная политики.

Серьезной причиной формирования общеэкономической политики были две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Однако наибольшее воздействие оказал мировой экономический кризис 30 –х годов.

В экономической литературе существуют различные определения экономической политики. Приведем вариант ученого ФРГ Х.Гирша: экономическая политика государства представляет собою совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

Рассуждая об экономической политике, надо иметь в виду несколько принципиальных положений:

1) Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации – с одной стороны, и перемены экономического мышления – с другой.

2) Сложившаяся в развитых странах практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда сильнее осуществляется ориентация на имеющиеся в данной стране реалии.

3) Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Контрольные вопросы:

1. Какую связь вы видите между развитием рынка и научно-техническим прогрессом?

2. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано?

3. Какие институциональные образования вы можете назвать среди объектов экономической политики?

Тема 2 СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

План лекции:

1. Государство как субъект экономической политики

2. Негосударственные субъекты экономической политики

3. Социально-экономические цели регулирования

Субъектов экономической политики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения.

Государству дана власть для того, чтобы оно могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей. В рамках реализации роли государственного звена существует разделение функций. На уровне парламента происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть – правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам.

Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример – деятельность Европейского сообщества.

К негосударственным субъектам экономической политики относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это, прежде всего профсоюзы, союзы предпринимателей, картели, кооперативы. Между союзами и государством нередко возникает открытая война. Вариант согласования интересов государства и экономических союзов, групп заключается в том, что этим объединениям может делегироваться из рук государства определенный круг функциональных задач.

Экономическая политика представляет собой процесс реализации определенных целей. Для их полного понимания, обозначения и правильного выполнения требуется четко представлять всю структуру задач общества. На глобальном, высшем уровне следует обозначать основную цель экономики . Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.

Кроме основной цели существует совокупность задач как бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой главных целей. В экономической литературе их порой обозначают как функции государства.

К главным целям можно отнести:

– свободное развитие общества;

– правовой порядок;

– внешняя и внутренняя безопасность.

Контрольные вопросы

1. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

2. Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах обычно выдвигают обычно не достижение главной цели (достижение благосостояния общества), а выполнение подчиненных задач. В программах же правительств социалистических стран отмечалась преимущественно ведущая цель. Попытайтесь объяснить данное различие.

3. Насколько важна, по вашему мнению, цель достижения экономической свободы?

4. От чего зависит очередность выполнения целей?

5. Какие примеры противоречивых целей вы могли бы назвать?

6. Какие примеры нейтральных целей вы могли бы назвать?

7. Какие примеры взаимно поддерживающих целей вы могли бы назвать?

8. Человеческое общество в своем развитии испробовало различные варианты институционального устройства. Однако экономическая политика реализуется, как правило, в любом случае. В чем, по вашему мнению, заключается специфика проведения экономической политики в капиталистической, социалистической, фашистской экономике? В чем сходство и в чем различия?

9. Считаете ли вы, что возможна идеальная экономическая политика?

1.Назарбаев Н.А. «Послание Президента страны народу Казахстана. Казахстан 2030 процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Алматы, 1998г.

2.Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. С-Пб: Питер, 2002.

3.Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Юристъ. – 2003.

4.Борисов А.Г. Экономическая теория: Учебник. М. Юристъ. 2002.

5.Войтов А.Г. Экономика Общий курс / Учебник ИВЦ. Маркетинг. 2001.

6.Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник. – Киров: АСА, 2002.

7.Райзберг Б.А. Основы экономики / Учебное пособие. М., ИНФРА. 2003.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж

Реферат

По дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

Выполнил студент 183 гр.

Мазурина Ю.С.

Проверил Шаронова Г.В.

Введение

Заключение

Введение

Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет свои субъекты, объекты, содержание и форму.

Политическое отношение предполагает как минимум два субъекта. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

Так же субъектами экономической политики являются:

1. Государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей

2. Законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная - отвечает за ее реализацию,

3. Негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь,

Целью данной работы является сформировать структуру субъектов экономической политики государства, а так же выявить субъекты экономической политики.

Объектом и предметом исследования являться субъекты экономической политики.

Главной задача моей работы - выяснить, что же является субъектами экономической политики.

1. Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Первой линией связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой являются носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой -- это исполнители хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики.

Классификация субъектов политики:

1. По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

2. По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации). По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

Субъекты политики по признаку первичности или вторичности их политического участия:

1. К первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы.

2. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам. Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п.

"Вертикальные" политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п.

"Горизонтальные" же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

2. Система субъектов экономической политики государства

Рис. 1 Субъекты экономической политики государства

Субъектами экономической политики выступают:

1. Государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей:

2. Законодательная власть, она определяет и утверждает основные направления экономической политики,

3. Исполнительная власть - отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь,

4. Институты, имеющие надгосударственный характер.

С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве с субъектов, выделены: исполнители - органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк; носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков - имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.

С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений.

Таким образом, в работе субъекты экономической политики государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической политике государства интересам выделены носители, и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую политику страны - субъекты прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства (рис. 1).

Заключение

субъект экономический политика хозяйственный

В результате написания реферата я усвоила, что политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет свои субъекты. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как "человек политический", наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. А так же в роли субъекта может выступать государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей.

В ходе работы я выяснила, что субъекты экономической политики государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической политике государства интересам выделены носители, выразители и исполнители; по организационному признаку - надгосударственные, государственные и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую политику страны - субъекты прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства.

Список используемой литературы

1. Государственная экономическая политика / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 2006.-328 c.

2. Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 2008.

4. Интернет ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные субъекты экономической политики: государственные, негосударственные и надгосударственные. Главные цели экономической политики: внутренняя и внешняя безопасность; правовой порядок; свободное развитие общества; антимонопольное регулирование.

    реферат , добавлен 12.12.2013

    Теоретические аспекты возникновения и развития экономической политики. Государственное регулирование экономикой, как сфера применения экономической политики. Цели и принципы фискальной, бюджетной, кредитной и финансовой экономической политики государства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Обратная связь органов государственной экономической политики. Расчет кривой предложения и равновесной цены. Особенности сочетания целей украинской экономической политики. Сущность бюджетного дефицита. Шаги по выработке оптимальной экономической политики.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Значение и функции экономической политики. Специфические черты и характерные особенности институтов в области экономической политики, опыт и тенденции их совершенствования в России. Роль и значение взаимодействия институтов экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2013

    Понятие, виды и инструменты экономической политики. Основные задачи и цели при разработке концепции социально-экономического развития, функции прогнозирования. Участие предпринимательского сообщества в разработке государственной экономической политики.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2010

    Государственные финансы, их роль в осуществлении экономической политики. Источники финансирования инновационного ускорения. Налоги как основной источник государственного финансирования экономики. Мировая практика налогообложения. Виды расходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015

    Анализ теорий макроэкономического равновесия как ключевой проблемы экономической теории и экономической политики любого государства. Сущность денежной политики государства и механизма ее воздействия. Основные инструменты и цели денежной политики.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Инструменты, методы и формы государственной экономической политики, ее основные направления в Российской Федерации, оценка результатов и проблемы реализации. Факторы, влияющие на формирование экономической политики. Показатели мониторинга эффективности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Рассмотрение основных особенностей эффективного развития торговой и промышленной политики в России. Сбалансированное ресурсное обеспечение хозяйствующих субъектов как необходимое условие для успешной реализации всей ассортиментной и торговой политики.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Макроэкономика как составная часть экономической науки. Рыночный механизм макроэкономического равновесия. Основная проблема макроэкономики. Рекомендации "Использование макроэкономических моделей для анализа эффективности экономической политики".