Не только бизнес: присутствие государства в цифровой экономике необходимо. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин

Не только бизнес: присутствие государства в цифровой экономике необходимо. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин

Термин «цифровая экономика» сегодня часто используется в СМИ. Политики, бизнесмены и ученые пользуются этим определением в своих докладах и выступлениях, повествуя о перспективах финансового развития.

Будущее за виртуальной экономикой

Расширенный подход к этому понятию определяет, что цифровая экономика - это хозяйственное производство, использующее цифровые технологии. В мире, где более 40% населения во всех сферах жизни пользуются сетью Интернет, виртуальная торговля достигает невероятных объемов. Оцифрованные денежные отношения стали безопаснее и оперативнее.

Виртуальная часть жизни стала тем местом, где создаются новые продукты и идеи. Тестирование и апробация свежих изобретений становятся проще, ведь больше нет необходимости проводить реальные краш-тесты продукции. Компьютерная визуализация позволяет оценить все достоинства и недостатки нового продукта без лишних финансовых затрат.

Цифровая экономика - развивающаяся ускоренными темпами сфера жизни, которая, по мнению экспертов, полностью переформатирует привычные хозяйственные связи и существующие бизнес-модели.

Формирование виртуальной хозяйственной среды

Развитие цифровой экономики происходит очень быстрыми темпами. По оценкам финансистов, в ближайшем будущем всех участников этого сектора ждут немалые «цифровые дивиденды». Среди них снижение уровня безработицы, понижение издержек при производстве товаров.

Инструменты, которые предлагает цифровая экономика, позволяют полностью удовлетворить потребности клиента и повысить производительность труда. способна ослабить кризисы с помощью ускоренной реализации услуг и продукции, виртуальные платежные системы ускоряют товарообмен, интернет-реклама по своей эффективности превосходит все известные ранее способы оповещения о новом виде товара (услуги).

Цифровая экономика в России

Развитием этой занимается правительство страны на законодательном уровне. Еще в декабре 2016 года президент России поручил Федеральному собранию подготовить программу развития этой сферы экономики. К делу привлекли экспертов из других министерств и ведомств, представителей бизнеса и финансистов.

Руководство государства понимает, что будущее за электронной коммерцией, и цифровая экономика РФ должна получить необходимую для быстрого развития финансовую и управленческую поддержку.

План экономической эволюции

Программа развития цифровой экономики в России была принята 6 июля 2017 года. Основным постулатом этого документа является полная интеграция российской виртуальной экономики с этой сферой Евразийского экономического союза. Государство обязуется создать все технические и финансовые условия для скорейшего прогресса новой финансовой отрасли.

Особое внимание уделяется развитию компьютерного и телекоммуникационного оборудования в России. Продвижение отечественного программного обеспечения включает установку антивирусных программ на каждую импортируемую единицу компьютерной техники.

Президент РФ сравнил эту глобальную программу по значимости с всеобщей электрификацией страны в начале 20 века. Беспрецедентный по своему влиянию на экономический прогресс государственный проект можно воплотить в жизнь благодаря огромному накопленному интеллектуальному потенциалу.

Цели государственной программы

Проект Минкомсвязи рисует прекрасные перспективы внедрения цифровых технологий во все сферы жизни.

Управление ресурсами (водными, энергетическими, топливными) планируется проводить с помощью интегрированных цифровых платформ. Они позволят объединить в информационной среде всех участников рынка, снижая транзакционные издержки и изменяя систему разделения труда.

Планируется создание 50 «умных городов», в которых будет проживать 50 000 000 человек. Каждый горожанин сможет вносить свой вклад в управление городом, высказывая свое мнение на специальных информационных площадках. «Умные города» благодаря комплексу технических и организационных мероприятий создают комфортные условия для проживания и бизнес-деятельности.

Государство обязуется создать особые технологические медицинские центры, оснащенные по последнему слову техники, в которых будет оказываться квалифицированная помощь.

Практические шаги по воплощению плана

Срок окончания реализации масштабного проекта назначен на 2025 год. К этому времени Минкомсвязи рассчитывает создать широкополосное покрытие сети Интернет в самых отдаленных уголках Российской Федерации. В планах правительства значительное удешевление стоимости услуг интернет-провайдеров. К 2020 году она не должна превышать 0,1% среднемесячного дохода, а к 2025 году планируется показатель в 0,05%.

В стране начинается разворачивание Вначале их будут формировать в городах с населением от 300000 человек. К 2024 году должно быть 10 крупных населенных пунктов с покрытием этой сети.

Начавшийся переход на электронную документацию планируется развивать и в дальнейшем. Доля межведомственного документооборота должна составить до 90% от общей массы.

Количество услуг, предоставляемых государством в онлайн-режиме, к 2025 году должно составить 80%, при этом большая часть населения предпочтительно дает удовлетворительную оценку их качеству.

Введение беспилотного общественного транспорта к окончанию срока реализации программы должно быть осуществлено в 25 городах России.

Государство обещает высочайший уровень поддержки высокотехнологичным предприятиям, ведущим свою деятельность в сфере IT. Вузы страны должны увеличивать объем выпускаемых специалистов в сфере компьютерных технологий.

Как развивалась цифровая экономика Российской федерации

Системный подход к развитию экономики Рунета начал формироваться около 15 лет назад. А к 2010 году был принят формат описания и измерения самого понятия «цифровая экономика».

В 2011 году Российская ассоциация электронных коммуникаций начала ежегодно проводить исследования онлайн-экономики. Методы постоянно совершенствуются и модернизируются, позволяя получать все более точные данные.

В декабре 2016 года прошла научная конференция об итогах исследования Рунета, на которой было принято решение называть исследование «Экосистема цифровой экономики России», что дает понимание о невозможности дальнейшего разделения онлайн- и офлайн-сфер экономической жизни.

Трудно переоценить важность государственной поддержки в таком важном виде деятельности сегодняшней жизни, как цифровая экономика. Ставя приоритетной задачей развитие электронных технологий, правительство делает ключевые шаги в ускорении темпов роста государства в целом. Будущее страны - за новыми технологиями.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Во второй половине XX века человечество вступило в эпоху глобальных перемен, оно перешло к своей следующей стадии развития - информационному обществу. Сегодня информация является ключевым фактором в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. На фоне проникновения и развития информационных процессов в отраслях экономики, постепенно начинают развиваться такие формы ведения хозяйственной деятельности как Интернет-магазины, Интернет-банки, платежные системы, появляться новые виды денежных знаков (виртуальные валюты), строиться целая отрасль экономики - «цифровая экономика». Расширенный подход к этому понятию определяет, что цифровая экономика - это хозяйственное производство, использующее цифровые технологии. То есть цифровая экономика (электронная экономика) - экономическая деятельность, построенная на основе электронной коммерции, а также электронного денежного обмена. Как правило, под данными терминами подразумевают работу электронных сервисов, ориентированных на реализацию электронных товаров и услуг, зачастую с обменом электронными деньгами между участниками электронных сделок.

Цель исследования заключается в том, чтобы понять концепцию цифровой экономики, рассмотреть ее на примерах разных стран и выявить более рациональные методы в развитии цифровой экономики.

Задача исследования изучить и проанализировать имеющиеся данные о цифровой экономике, которые помогут более подробно рассмотреть роль цифровой экономики в современном мире.

Цифровая экономика. Концепция цифровой экономики.

Первые понятия, а также концепция современной цифровой экономики появились в конце прошлого века. В 1995 году американский информатик Николас Негропонте представил ее в форме перехода от движения атомов к движениям битов. Н. Негропонте говорил, что материальные вещества, рассматриваемые в виде сырья и продуктов, имеют свои недостатки, такие как: физический вес продукции, потребность в ресурсах для ее производства, в использовании площадей для ее хранения, логистические издержки и проблемы, связанные с транспортировкой товаров. Преимуществами цифровой экономики как «нового» вида экономики, на взгляд информатика, могли стать: отсутствие физического веса продукции, заменяемого информационным объемом, более низкие затраты ресурсов на производство электронных товаров, в несколько раз меньшая площадь, занимаемая продукцией (как правило электронными носителями), а также мгновенное глобальное перемещение товаров через сеть Интернет.

Этапы развития цифровой экономики.

Современная электронная экономика является продуктом развития информационного общества за последние тридцать - тридцать пять лет. Года развития разделяются на этапы (Таблица 1).

Первым этапом развития цифровой экономики - стало появление глобальной компьютерной сети Интернет. Начиная с начала 80-ых годов XX века, сеть постоянно росла, увеличивая количество подключенных пользователей. Изначально Интернет использовался для передачи электронной почты, но, расширяясь, сеть, приобретала все большие возможности передачи данных. Данная тенденция не могла не затронуть существующие отрасли экономики, и в 1994 году был открыт первый Интернет-магазин. Это послужило началом развития электронной торговли (электронной коммерции) в мире. Начиная с этого момента крупный бизнес начал, инвестировать средства в развитие электронной коммерции. Параллельно этому в октябре 1994 года американский банк Stanford Federal Credit Union, запустил первую в мире систему Интернет-банкинга, позволяющую оплачивать счета за коммунальные услуги, Интернет, телефон, совершать платежи по кредитам и осуществлять переводы третьим лицам, не отходя от своего персонального компьютера. Появление Интернет-магазинов и систем Интернет-банкинга, послужили переходом цифровой экономики к следующему этапу развития.

Таблица 1. Этапы развития цифровой экономики

Вторым этапом развития цифровой экономики - стало массовое дуплицирование существующих в реальности хозяйствующих 4 субъектов экономики (фирм, магазинов, торговых сетей, банков) в виртуальный мир. Основным процессом данного этапа развития цифровой экономики, является процесс создания хозяйствующими субъектами, электронных форм ведения бизнеса. За счет свободного доступа к технологии Интернет, все новые и новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн»-представительства, получая тем самым дополнительный сбыт своей продукции, увеличивая при этом свою прибыль Электронная составляющая массово начинает появляться практически во всех крупных формах хозяйственной деятельности. За счет свободного доступа к технологии Интернет, все новые и новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн»-представительства, получая тем самым дополнительный сбыт своей продукции, увеличивая при этом свою прибыль. Появляются виртуальные банки, магазины, офисы, главной особенностью которых становиться отсутствие физического отделения.

На третьем этапе появляются виртуальные товары и электронные деньги. Под виртуальными товарами имеются в виду товары, которые можно приобрести в интернет-магазине в виде файлов, к примеру, это различное программное обеспечение, электронные книги, компьютерные игры и т.д. Увеличение объемов продаж в электронной экономике повлекло за собой, появление электронных денег. Под электронными деньгами понимают системы хранения и передачи, как традиционных валют, так и негосударственных частных валют. И таким образом, цифровая экономика получила, свою собственную, отличную от реальной экономики, денежную систему, что позволило резко ускорить темпы ее роста.

Отличительные черты цифровой экономики.

Цифровая экономика имеет отличительные особенности от реальной экономики:

    Виртуальность цифровой экономики. Цифровая экономика может существовать, только в виртуальном мире, представляя собой набор электрических сигналов, и данных хранимых на различных носителях информации.

    Зависимость от телекоммуникационных сетей и компьютерной техники. Данное отличие является ключевым между цифровой экономикой и реальной. При исчезновении телекоммуникационных сетей и компьютерной техники цифровая экономика становиться невозможна, так как на их базе и строятся все формы виртуальной хозяйственной деятельности.

    Непосредственное взаимодействие производителей и потребителей. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет «состыковать» производителя с каждым конечным потребителем. Оказывается возможным сократить длинные цепочки посредников, в том числе и институциональных.

    Персонифицированность. Цифровая экономика позволяет производить товары и оказывать услуги, которые отвечают требованиям и нуждам не среднестатистического потребителя, а каждого конкретного клиента.

    Высокие темпы роста. Благодаря Интернету товары и услуги стали более доступны. Это привело к востребованию продуктов и росту развития цифровой экономики.

    Виртуальные товары и электронные деньги. Они являются уникальной особенностью цифровой экономики, поскольку не могут существовать в реальной экономике.

Составляющие цифровой экономики.

Выделяют три базовые составляющие цифровой экономики:

    инфраструктура, включающая аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации и т.д.

    электронные деловые операции, охватывающие бизнес-процесс, реализуемые через компьютерные сети в рамках виртуальных взаимодействий между субъектами виртуального рынка.

    электронная коммерция, подразумевающая поставку товаров с помощью Интернет и представляющая собой в настоящее время самый крупный сегмент цифровой экономики.

В соответствии с указанными составляющими для отслеживания процесса формирования цифровой экономики применяются следующие показатели: оборот электронной торговли; количество интернет-магазинов; количество людей, использующих компьютеры; количество пользователей, имеющих доступ к Интернету; уровень компьютерных навыков населения; объем инвестиций в телекоммуникации и др.

Отрасли цифровой экономики.

Цифровая экономика является сложно структурированным объектом исследования. В настоящее время, выделяют следующие отрасли цифровой экономики:

    Электронная торговля- новый вид без магазинной торговли, который осуществляется через Интернет в виртуальных магазинах. Здесь покупатель общается с продавцом помощью компьютера и может выбрать себе товар по имеющимся каталогам. Предметом электронной торговли может быть практически любой продукт — товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т. д. Сегодня основными товарами, приобретаемыми через Интернет, являются продовольственные товары, промышленные товары, информационные продукты. Для покупателя ценность электронной торговли заключается в экономии времени на поиск и покупку нужного товара, для продавца — в потенциальной возможности охватить своей торговлей как можно большее количество покупателей.

    Электронные деньги- виртуальные денежные средства.

    Электронный маркетинг - комплекс мероприятий маркетинга компании, связанный с применением электронных средств Объектоммаркетинговой деятельности выступает информационно-аналитическая и экспертно-исследовательская деятельность предприятия (организации, компании) с использованием сетевых информационных систем и технологий по: выбору конкурентной позиции на данном рынке; определению стратегий продвижения и распределения товара; выбору рекламной и ценовой политики с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды в условиях риска и неопределенности. Субъект - деятельность конкретного собственника.

    Электронный банкинг - технологии предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей.

    Электронные страховые услуги - страховые услуги, которые можно заказать посредством сети Интернет.

Развитие цифровой экономики.Пути развития цифровой экономики .

Можно выделить два подхода к построению цифровой экономики: плановый и рыночный. На данный момент все стратегии стран в развитии цифровой экономики являются комбинацией этих двух подходов. Рыночный подход к построению цифровой экономики предполагает, что государство создает оптимальные условия, в первую очередь благоприятную среду для функционирования цифровой экономики, чем стимулирует бизнес к переходу в этот новый сектор. Плановый подход к построению цифровой экономики предполагает поэтапное развитие инфраструктуры под руководством государства и целенаправленное «заполнение» соответствующего сектора различными экономическими субъектами.

Цифровизация экономики в странах мира.

Многие развитые страны, понимая неизбежность предстоящих изменений, начали осознанное движение в сторону развития цифровой экономики. Первыми подобный курс приняли США и Китай, которые считаются неформальными лидерами цифровой гонки на сегодняшний день. Вслед за ними соответствующие программы приняли Англия, страны Европейского Союза, Австралия, и другие.

Многие программы цифровой экономики разных стран (США, Австрия, Австралия, Англия и т.д.) делают акцент на социальных направлениях, например, таких как «цифровая медицина» 1 и «умный город» 2 Реализация этих социальных проектов требует значительно большей разно плановости и сложности.

Рассмотрим цифровую экономику на примере США и Китая. Эти страны избрали разные пути цифровизации экономики: США декларирует рыночный путь, в то время как Китай предпочел плановый.

США, которые очень продвинуты с точки зрения благоприятной деловой и инновационной среды, имеют самый развитый IT-сектор. Стратегия для развития цифровой экономики США включает в себя 4 основных пункта:

    создание условий развития цифровой экономики, то есть улучшается нормативно-правовая база.

    зарождение новых программно-аппаратных комплексов 3 цифровой экономики в наиболее подготовленных индустриях;

    конкурентная борьба среди программно-аппаратных комплексов и их постепенная интеграция;

    тиражирование наиболее удачных решений на всю экономику.

Данная стратегия представляется лучшей для США. Она позволяет стране обладать значительным экономическим и технологическим преимуществом перед остальным миром, используя при этом минимальные затраты с точки зрения США. Так же благодаря ей США может опереться на высокотехнологичные транснациональные корпорации, такие как Google, FaceBook, Amazon, Intel и прочие. Однако у этой стратегии есть и очевидные недостатки, основным из которых является длительность процесса формирования «зрелой» цифровой экономики.

В настоящее время Китай имеет своеобразные преимущества и благоприятные условия в развитии цифровой экономики. Эта страна выбрала плановый путь развития цифровой экономики. Стратегия, декларируемая Китаем, содержит два почти не связанных направления:

    цифровизация производства за счет внедрения промышленного Интернета вещей;

    использование возможностей Интернета для дальнейшего расширения рынков сбыта.

Основными компонентами планового пути развития цифровой экономики Китая стали: тотальная цифровизация производства и логистики; разработка нормативно-правовой базы; цифровизация систем управления, создание цифровых платформ 4 ; интеграция цифровых платформ и экосистем в единое пространство.

Реализация такой программы, безусловно, принесет свои плоды, такие как минимальные сроки построения технологической базы. Существенным недостатком является большие финансовые затраты.

Развитие цифровой экономики в России.

Модернизация традиционных производственных отраслей и отраслей услуг, организации торгово-закупочных процедур, смежных финансовых и логистических операций, изменение структуры потребления на фоне сквозного проникновения информационных технологий и цифровизации экономических процессов создает основу для формирования новых рынков и новых условий функционирования рынка, а также новых подходов к аналитике, прогнозированию и принятию управленческих решений. Формируемые в результате модернизации экономики «большие данные», наряду с технологиями их анализа, становятся одним из ведущих активов государства, бизнеса и гражданского общества. При этом отсутствие физических границ в цифровом пространстве открывает доступ к существенному массиву таких данных многочисленным участникам глобального экономического пространства. Разработка национальных программ развития экономики нового поколения, включающая вопросы развития и внедрения технологий, анализа «больших данных» и прогнозирования, внедрения новых способов управления, становится задачей стратегической важности не только в контексте социально-экономического благополучия государств, но и как условие сохранения суверенитета на фоне глобализации и реализации про грамм цифрового развития другими участниками мирового рынка.

Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" декларирует, что развитие цифровой экономики является стратегически важным вопросом для России в целом, определяющим ее конкурентоспособность на мировой арене.

Целью национальной программы развития цифровой экономики является создание в России благоприятных организационных и нормативно-правовых условий для эффективного развития институтов цифровой экономики при участии государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества и обеспечения быстрого роста национальной экономки за счет качественного изменения структуры и системы управления национальными экономическими активами, достижения эффекта «российского экономического чуда» в условиях формирования глобальной цифровой экосистемы.

Основные задачи программы:

    Обеспечение технологического лидерства страны в условиях формирования глобального цифрового пространства;

    Формирование качественно новой структуры экономических активов, отвечающих экономическим приоритетам цифровой экономики;

    Формирование подходов к организации производственных отраслей, отрасли торговли, сферы услуг, учитывающих достижения цифровой экономики и эффективных в условиях формирования и развития глобального цифрового пространства;

    Формирование принципов эффективного управления формируемыми и совершенствование управления существующими экономическими активами (ресурсами);

    Создание условий для активного участия национального бизнес-сообщества, в том числе в секторе ММСП, и гражданского населения в формировании пространства цифровой экономики за счет создания привлекательных организационных и нормативно-правовых условий и пространства доверия к цифровой среде;

    Создание условий для повышения качества жизни населения за счет изменения структуры и качества услуг социальной сферы и создания новых возможностей для предпринимательской и трудовой деятельности;

    Обеспечение безопасности и суверенитета национального пространства цифровой экономики;

    Обеспечение эффективного участия страны в процессах формирования глобальной экосистемы цифровой экономики и глобального цифрового пространства.

Для развития цифровой экономики в России наиболее рациональным шагом представляется создание ряда индустриальных цифровых платформ под руководством профильных министерств или госкорпораций, которые будут фокусировать усилия на ключевых направлениях: транспорт, телекоммуникации, энергетика, обработка данных. Такие платформы создадут необходимый инфраструктурный базис для максимально быстрого развития цифровой экономики и распространения сопутствующих технологий, и позволят в будущем построить единое цифровое пространство, объединяющее все индустрии и отрасли. Такой подход будет способствовать значительному повышению прозрачности, управляемости и гибкости экономики страны.

Эта стратегия имеет как положительные качества, так и отрицательные. К достоинствам такого подхода в развитии цифровой экономики России относятся: ускоренное формирование инфраструктуры; единое цифровое пространство, объединяющее все индустрии и отрасли; простота обслуживания, развития и интеграции цифровых платформ и пр. К недостаткам относят: высокий риск цифровой монополизации многих секторов экономики, что приведет к устранению конкуренции, которая способствует установлению равновесной цены и улучшению качества товара или услуги. Так же высок риск увеличения цифрового неравенства между индустриями.

В целях управления развитием цифровой экономики настоящая Программа определяет цели и задачи в рамках 5 базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года.

К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Основной целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).

Учитывая необходимость нормативно-правовой регламентации большинства мероприятий, которые планируется реализовать в целях достижения поставленных целей в рамках базовых и прикладных направлений развития цифровой экономики, при разработке и реализации концепций первоочередных, среднесрочных и комплексных мер по совершенствованию правового регулирования цифровой экономики в рамках направления по нормативному регулированию необходимо в полной мере учитывать предложения по нормативно-правовому регулированию иных базовых и прикладных направлений, что предполагает тесное взаимодействие создаваемых по каждому направлению центров компетенций с центром компетенций, обеспечивающим мониторинг и совершенствование правового регулирования цифровой экономики.

Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.

Развитию цифровой экономики России сегодня препятствуют новые вызовы и угрозы, прежде всего:

    проблема обеспечения прав человека в цифровом мире, в том числе при идентификации (соотнесении человека с его цифровым образом), сохранности цифровых данных пользователя, а также проблема обеспечения доверия граждан к цифровой среде;

    угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с тенденциями к построению сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, широко использующих виртуализацию, удаленные (облачные) хранилища данных, а также разнородные технологии связи и оконечные устройства;

    наращивание возможностей внешнего информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру, в том числе на критическую информационную инфраструктуру;

    рост масштабов компьютерной преступности, в том числе международной; отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий; зависимость социально-экономического развития от экспортной политики иностранных государств;

    недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, а также недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.

Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики.

Заключение.

Цифровая экономика представляет собой динамично развивающуюся форму ведения хозяйственной деятельности информационного общества. Она повсеместно проникает и занимает уверенные позиции в реальном секторе экономики. Цифровая экономика стремительно меняют привычные формы и методы ведения хозяйственной жизни по всему миру.

Библиографический список.

    Матвеев И.А. Электронная экономика: сущность и этапы развития. Управление эконмическими системами: электронный научный журнал.

    Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность. Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика. Труды VIII научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией А.В. Бабкина.

    Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего, индустрия 4.0. Прикладная математика и фундаментальная информатика.

    Введение в «Цифровую» экономику под общей редакцией Кешелава А.В. На пороге «цифрового» будущего. Книга первая.

    Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации": Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р.

    Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года. http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf

    Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 16.02.2017).

1 «Цифровая медицина» - применение в медицинской практике цифровых медицинских аппаратов.

2 «Умный город» - концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий и Интернета вещей для управления городским имуществом

3 Программно-аппаратный комплекс - это набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач.

4 Цифровая платформа - система алгоритмизированных взаимоотношений значимого количества участников рынка, объединенных единой информационной средой, приводящая к снижению транзакционных издержек, за счет применения пакета цифровых технологий и изменения системы разделения труда.

Участие государства в финансировании и развитии цифровой экономики необходимо, причем на уровня регулятора, потому что цифровизация - процесс, касающийся и социальной сферы. Так считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.

В течение месяца может быть выделен первый транш финансирования программы цифровой экономики, считает заместитель министра экономики РФ Савва Шипов.

Средства бюджета будут в основном выделяться из резервного фонда правительства.

"Все необходимые для этого процедуры для блока по нормативному регулированию уже находятся на стадии завершения. Мы надеемся, что средства будут выделены уже в марте", - приводит ТАСС слова Шипова.

По мнению замглавы МЭР, нынешние задачи программы не требуют формирования отдельной структуры для ее финансирования. Однако с появлением новых задач и направлений могут потребоваться нестандартные бюджетные решения, в том числе создание специального фонда.

Глобальный процесс

То, что цифровая экономика наступает и то, что это будет действительно новая эра, безусловно, говорит Михаил Беляев.

"Нас ждет цифровое устройство мира, это будет острие прогресса, мы молодцы, мы ухватили тренд и инвестируем туда сегодня. . Но у меня вызывает некоторое напряжение, что у нас цифровой экономикой занимаются те, кто имеет отношение только к этой сфере, и в процесс почти не включены экономисты и социологи. Все-таки цифровая экономика преобразовывает разные сферы производства, разные отрасли, касается всех областей жизни", - сказал эксперт.

И тут возникает масса вопросов и проблем. Например, чем займутся те, чьи профессии окажутся не востребованы, как их переучить, какими должны быть, например, пособия для них? Цифровизация, по мнению Беляева, это глобальный процесс, меняющий основы и привычные схемы. "Вспомним предыдущую промышленную революцию. Сто лет назад в сельском хозяйстве было занято 30-40%, сейчас 3-4%, но эти преобразования длились несколько десятков лет. Сегодняшняя цифровизация меняет общество куда более стремительно", - отметил эксперт.


Не отдавать на откуп бизнесу

Цифровая экономика не может развиваться без участия государства, его присутствие здесь совершенно необходимо.

"Если отдать эту сферу только на откуп бизнесу, то мы понимаем, что бизнес интересуют вопросы прибыли. Цифровая экономика, однако, это социально-экономическая сфера, не только технологии. И тут без государства никак, все-таки бизнес социальными аспектами никак не занят", - сказал Беляев. Государство сдержит "вольницу" бизнеса в цифровой экономике, но это необходимо, и будет на пользу и самому бизнесу, отметил эксперт.

Владимир Путин рассказал, сколько Россия будет тратить на информационные технологии

Президент России Владимир Путин, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, давно «заболел» цифровой экономикой. И вчерашние заявления главы государства на заседании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в Ново-Огареве показывают, что его интерес к этой теме не ослабел. «БИЗНЕС Online» разбирался в том, что это такое — «цифровая экономика» — и что «цифровизация всей страны» принесет России помимо существенных бюджетных трат.

Фото: kremlin.ru

СКОЛЬКО СТОИТ «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ»

Владимир Путин сравнил задачу развития цифровой экономики с электрификацией страны, прошедшей в первой половине прошлого века. «В текущем году только федеральные и региональные органы власти потратят на информационные технологии почти 200 миллиардов рублей, — отметил он на заседании совета. — Я прошу предложить конкретные решения по повышению эффективности использования этих денег». Президент удвоил сумму, которая фигурирует в программе «Цифровая экономика». Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров говорил о 100 млрд рублей в год, которые должны поступать из специального фонда цифровой экономики. По его словам, значительная часть этих средств уже заложена в бюджете.

Вот краткое изложение основных задач программы, сделанное министром в мае 2017 года: «Программа направлена на формирование в России благоприятной регуляторной среды для применения цифровых технологий в экономике, наращивание компетенций в области цифровых технологий российских предприятий, развитие инфраструктуры обработки данных, обеспечение киберустойчивости, подготовку достаточного количества качественных кадров, а также на обеспечение цифровой трансформации сфер государственного управления, здравоохранения и управления городским хозяйством».

Предполагается, что каждые три года правительством будет утверждается новый операционный план, с актуализированными показателями — программа не догма, хотя лозунгов в ней предостаточно.

Вот некоторые из них. Россия должна укрепить свое положение на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных (с сегодняшних менее 1% до 10% к 2024 году). К 2024-му широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с будут иметь до 97% российских домохозяйств, а все города-миллионники будут покрыты мобильными сетями связи 5G. Как минимум 10 высокотехнологичных предприятий в сфере высоких технологий к тому же времени должны стать «национальными IТ-лидерами». К моменту окончания действия программы вузы России должны выпускать по 120 тыс. IТ-специалистов в год.

Впрочем, для того чтобы выполнить все эти показатели, одних айтишников будет недостаточно. В дефиците могут оказаться такие специалисты, как инженеры-электронщики, технологи производства микросхем и схемотехники. Вице-президент фонда «Сколково» по науке и образованию Николай Суетин рассказал «БИЗНЕС Online» о том, что станет серьезной задачей, которую надо решить при реализации программы: «Мы очень сильно отстаем в выпускаемой в России электронно-компонентной базе. Когда говорят о развитии цифровых технологий, у меня всегда возникает встречный вопрос — на чем это делать? В основном у нас используются зарубежные процессоры, микросхемы памяти, серверы и т. д. В России есть кое-какие наработки, в том числе и в „Сколково“, но все равно это исчезающе малая величина по сравнению с тем, что используется в реальности. Это один из моментов, который необходимо срочно развивать. Но у этого бизнеса очень высокий порог вхождения. Далеко не самая современная фабрика по производству микрочипов стоит несколько миллиардов долларов»

По его мнению, для России это не только экономическая проблема, но и вопрос национальной безопасности: «У страны должна быть собственная технологическая база, чтобы она имела возможность выпускать чипы, пусть с большими технологическими размерами, чем у Intel, но достаточно производительными и качественными, — уверен он. — Например, на случай, если в отношении России будет введено эмбарго на поставки такой продукции».


Фото: Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

ЧТО ПРИНЕСЕТ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

Если все пойдет по плану, Россия может получить ощутимый экономический эффект от «цифровизации». Неслучайно именно к 5 июля, дате заседания совета, консалтинговая компания McKinsey предоставила результаты исследования о том, что даст России цифровая экономика. К 2025 году она увеличит ВВП страны на 4,1–8,9 трлн рублей (на 19–34%), ее доля составит 8–10% от ВВП. Сейчас этот показатель составляет 3,9%, что в два-три раза ниже, чем в развитых странах. В McKinsey считают, что Россия может быстро догнать лидеров внедрения цифровой экономики. В 2011–2015 годах ее объем в России увеличился на 59% до 1,2 трлн рублей, и на нее пришлось 24% общего прироста ВВП. А в странах-лидерах темпы прироста уже достигли насыщения.

При этом в рамках новой цифровой стратегии можно надеяться, что дополнительный импульс получат различные инновационные инициативы и проекты Татарстана, ведь Никифоров не только родился и вырос в Казани, но и занимался развитием республиканских информационных технологий.

О том, что цифровая экономика даст республике, «БИЗНЕС Online» рассказал основатель казанского частного технопарка «Навигатор кампус» Василь Закиев : «Цифровая экономика — это информатизация услуг реального сектора. Вместо того чтобы идти в банк для оплаты или получения услуги, человек оплачивает ее или получает через интернет. Это и есть цифровая экономика, которая позволяет сокращать издержки, — считает он. — Самый яркий пример — интернет и информационные технологии, перепахавшие рынок услуг такси по всей России, даже в малых городах. Татарстан именно по информационным технологиям является регионом для пилотного внедрения огромного количества проектов как в ЖКХ, электронном государстве, так и в промышленности, производстве. Мне кажется, наибольший прорыв в экономике может быть достигнут в автомобилях и автобусах, которые разрабатываются при участии КАМАЗа. Все это с перспективой на 10 - 15 лет, но апробировать решения и заниматься нужно уже сейчас».

200 млрд рублей в год, о которых говорил Путин, могут быть вложены в поддержку компаний, которые уже внедряют подобные решения и разрабатывают их. «Есть „Барс груп“, компании, которые приземляются в Иннополисе — „Сбертех“, „Ростех“, „Тинькофф“, — отмечает Закиев. — Они станут провайдерами масштабных изменений в вопросах внедрения цифровой экономики. Стартапы закладывают возможности на будущее, но и они через 10 - 15 лет могут стать крупными провайдерами. Важно и то, и другое».


Фото: minsvyaz.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЗИДЕНТСКОГО СРОКА

Впрочем, есть и другая точка зрения: «цифровизация» России — часть президентской кампании Путина. Обращает внимание период действия программы, 2017 - 2024 годы, который почти полностью совпадает с будущим президентским сроком. И тогда выведение страны в лидеры цифровых экономик — успешных и благополучных — станет тем самым позитивным сообщением населению и стратегической задачей четвертого президентского срока нынешнего главы государства.

Впрочем, и это не единственный «предвыборный» вариант. Вот мнение на этот счет директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина : «Думаю, цифровая экономика — это предвыборная фишка, но не в том смысле, в котором это может понять большинство наблюдателей. Речь не идет о том, что власть продвигает цифровую экономику в качестве того будущего, про которое все говорят, которого все ждут от власти и которое она пока не может предложить. Дело в другом: цифровая экономика, по мнению власти, — это та экономика, которая позволит нынешнему политическому режиму сохранить контроль над ситуацией с учетом тех изменений, которые происходят в сфере коммуникаций».

Политолог считает, что большая часть выделяемых бюджетных средств пойдет отечественным компаниям, которые будут производить оборудование, предназначенное для национализации интернета. «Под этим власть и подразумевает формирование цифровой экономики, — рассказал Салин „БИЗНЕС Online“. — Необходимо вернуть обратно эту часть общества, которая оказалась в глобальном контексте, которую власть прозевала за последние 15 лет. А для этого нужны деньги, должна быть создана физическая инфраструктура. Сейчас власть очень опасается, что в ходе президентских выборов будет запущен „цветной сценарий“. Основной фактор риска для власти, с ее точки зрения, в контексте этого сценария, — как раз интернет-коммуникации, которые ею полностью не контролируются».

26 февраля на круглом столе "Цифровая экономика. Общество. Бизнес. Государство" в рамках II Ульяновского экономического форума представители вузов, органов власти и компаний Ульяновской области обсудили вопросы взаимодействия различных институтов общества и частных компаний по развитию цифровой экономики. Председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов принял участие в работе форума

Модератором круглого стола выступила директор ОГКУ "Правительство для граждан" Светлана Опенышева , которая отметила, что Ульяновская область первой в России приняла концепцию внедрения интеллектуальных цифровых технологий "Умный регион" и совместно с Всемирным банком первой провела оценку готовности региона к цифровой экономике.

Эксперты Всемирного банка рассказали об итогах проведенного ранее исследования цифровой экономики региона. Оно заключалось в оценке комплекса факторов и уровня использования цифровых технологий в Ульяновской области органами государственной власти, бизнесом и гражданами.

"В госсекторе в Ульяновской области имеется хороший уровень стратегического планирования в области цифровой экономики. Но требуется дальнейшая модернизация нормативно-правовой базы. Есть серьезный задел в плане развития комплекса цифровых государственных услуг, цифрового правительства. Но, как и во всей России есть большой потенциал для развития в сфере предоставления госуслуг по принципу жизненных ситуаций и по развитию архитектуры цифрового правительства. В области образования регион является одним из наиболее сильных субъектов с точки зрения использования информационных технологий, имеется мощная ИТ-отрасль.

С другой стороны есть дефицит кадров в области ИТ. Это один из самых главных сдерживающих факторов для развития цифровой экономики. В сфере бизнеса регион превышает общероссийские показатели по доле расходов на НИОКР в валовом региональном продукте. Большая часть этих расходов ложится на бизнес, но инновационная активность предприятий находится на низком уровне.
Способности бизнеса Ульяновской области внедрять цифровые технологии достаточно низкие.

В Ульяновской области наблюдается высокий уровень проникновения широкополосного доступа в интернет, что само по себе создает условия для использования цифровых технологий гражданами. Но нужно повышать цифровую грамотность населения, снижать недоверие к электронной торговле и повышать дальнейшее использование цифровых услуг государства», - рассказал координатор региональных программ Всемирного банка Михаил Бунчук .

Дополняя выступление М. Бунчука, председатель совета директоров Института развития информационного общества Юрий Хохлов рассказал о разработке новых направлений программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

"Ульяновская область присутствует в качестве пилотного региона в консорциуме по здравоохранению, принимает участие в инициативных группах по разработке новых направлений программы по цифровой промышленности, и по направлению "Умный город»" Это правильный подход, который позволит участвовать в этих инициативах с самого начала и координировать свою деятельность с федеральным уровнем. Считаю, что в этом область можно только поддержать. Нужно отдать должное Губернатору Сергею Морозову и тем, кто отвечает за развитие цифровой экономики региона», - отметил Юрий Хохлов.

В выступлении заведующего кафедрой "Измерительно-вычислительные комплексы" Ульяновского государственного технического университета Сергея Киселева шла речь о важности применения технологии промышленного интернета вещей.

Доклад заведующего кафедрой "Экономическая теория" Ульяновского государственного технического университета Антона Сафиуллина был посвящен возможностям и вызовам. которые несет с собой развитие цифровой экономики.

Заключительный доклад на круглом столе советника при ректорате по работе с кадрами ОПК Ульяновского государственного университета Дмитрия Шабалкина был посвящен стратегическому проекту "Мастерская лидерских компетенций цифровой трансформации".