Налоговое. Теория всего

На сегодняшний день в силу ст.5 НК этот момент определяется с учетом следующих обстоятельств. Во-первых, акт должен быть опубликован и вступить в силу не ранее одного месяца после его официального опубликования. Во-вторых, не ранее начала налогового периода по этому налогу. Большинство налогов имеют налоговый период один год. Следовательно, таким образом, большинство изменений по налогам определяется относительно 1 января следующего года, плюс 1 месяц. Таким образом, общее требование заключается в том, что изменение налоговых законов должно произойти не позднее 1 декабря, то есть акт должен быть опубликован не позднее 1 декабря. И это сопряжено с бюджетным процессом, поскольку изменения налогового законодательства являются составной частью бюджетного процесса, и в рамках бюджетного процесса 1 декабря - это последняя точка, когда такие изменения могут произойти.

Отдельно законодатель указывает на ситуацию введения новых налогов. Здесь действует тот же один месяц и 1 января уже независимо от налогового периода, года, с которого предусмотрено введение новых налогов. Поэтому новые налоги точно так же могут появиться, если закон будет опубликован не позднее 1 декабря.

Вторая проблема, которая решена в ст.5, это проблема обратной силы актов налогового законодательства. По общему правилу, по правилу ст.57 Конституции обратная сила налоговых законов запрещена. В ст.57 Конституции сказано: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Что такое "ухудшающие положение налогоплательщиков"? Ст.5 НК дает ответ на вопрос, что такое ухудшение положения налогоплательщиков, когда обратная сила не допускается. К таковым относятся, во-первых, повышение налоговых ставок, установление или отягчение ответственности за налоговое правонарушение, установление новых обязанностей налогоплательщиков. Кроме того, ухудшение положения относится не только к налогоплательщикам, но и к иным участникам налоговых правоотношений, то есть не допускается ухудшение и иных участников правоотношений, в том числе налоговых агентов.

Но на самом деле есть ситуации, когда обратная сила налогового закона возможна и желательна. В ст.5 предусматриваются ситуации, когда автоматически придается обратная сила налоговому закону, то есть независимо от указания в самом налоговом законе. Понятно, что речь идет об улучшении положения налогоплательщиков. Речь идет об устранении или смягчении ответственности за налоговые правонарушения либо автоматически обратная сила возникает, когда устанавливаются дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

Наконец, в ст.5 есть еще одна ситуация, когда допускается обратная сила, но по прямому указанию закона, то есть не автоматически, а только если это указано в законе. Но такое указание в законе допускается не всегда, а только в случаях, перечисленных в ст.5, то есть основания обратной силы заложены в самой ст.5. К этим ситуациям относится отмена налогов или сборов. Если налог отменяется, скажем, с 1 января следующего года, то отсутствие обратной силы (если не будет прямого указания) означает, что он будет взиматься до тех пор, пока будет возникать недоимка, то есть еще, как минимум, три года. Если же будет в законе придана обратная сила, то тем самым взимание отмененного налога прекращается на этапе вступления налогового закона в силу. Безусловно, это разные вещи. Поэтому такая обратная сила возможна, но если это прямо указано в самом налоговом законе.

Вторая ситуация такой обратной силы - это снижение размеров налогов или сборов, снижение размеров ставок налогов или сборов.

Третья ситуация допустимой обратной силы - это устранение обязанностей налогоплательщиков или плательщиков сборов или иное улучшение положения налогоплательщиков.

Поскольку ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами, порядок их применения и сроки действия законодательно не регулируются. Иногда финансовое и налоговое ведомства сообщают о том, что разъяснения, данные в ранее выпущенных письмах, не применяются (см., например, письма Минфина России от 11 декабря 2006 г. № 03-11-02/274, от 29 мая 2007 г. № 03-11-02/151, ФНС России от 28 декабря 2006 г. № ШТ-6-09/1269). Но обычно такие документы не отзываются и не отменяются. В этих случаях нужно ориентироваться на срок действия нормативно-правового акта, положения которого разъясняются в письме. Письмом можно руководствоваться до тех пор, пока эти положения не изменились. Например, пока не вступила в силу новая редакция статьи Налогового кодекса РФ, на основании которой было подготовлено письмо.

На практике бывает, что с течением времени позиция контролирующих ведомств по тому или иному вопросу меняется. Если более поздняя точка зрения не ухудшает положение организации, то от прежних разъяснений следует отказаться. Но если новое письмо влечет за собой доначисление налогов (задним числом) или появление других обязательств (подача уточненной декларации, уплата пеней и т. п.), то обратная сила ему не придается. Изменение разъяснений государственных органов о толковании норм права не повлечет за собой начисление штрафов и пеней за период действия предыдущих разъяснений (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Ситуация: обязана ли налоговая инспекция следовать письменным разъяснениям Минфина России, которые адресованы налогоплательщикам?

Нет, не обязана.

По общему правилу налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019, от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716).

При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, - если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.

Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Следует отметить, что иногда разъяснения, приведенные в письмах контролирующих ведомств, не соответствуют позиции, отраженной в решениях, постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571) и направлены налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).

Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за налоговое правонарушение, если его причиной было исполнение письменных разъяснений Минфина России (региональных и местных финансовых органов) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) ?

Нет, нельзя.

Исполняя обязанности налогоплательщика (налогового агента), организация должна руководствоваться налоговым законодательством. Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями). Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ, ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019.

Минфин России считает, что разъяснения, которые даны конкретной организации, если они не касаются вопросов общего характера, а подготовлены на основе фактических обстоятельств и с учетом специфики именно этой организации, не являются универсальными. Ими не могут руководствоваться все подряд. И если причиной налогового правонарушения стало решение, принятое на основании таких разъяснений, положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ не применяются. Поэтому, ориентируясь на письма, размещенные в Интернете или в различных справочно-правовых системах, организации рискуют. Когда инспекция обнаружит нарушение, избежать ответственности, ссылаясь на эти письма, будет трудно. Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867, от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, от 16 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-325).

Совет: если организация не уверена в правильности толкования той или иной нормы законодательства, направьте запрос в финансовые или налоговые органы от своего имени. Решение о начислении или уплате налога принимайте на основании полученного ответа. На случай возможных судебных разбирательств такой вариант безопаснее всего.

Даже если при проверке налоговая инспекция признает полученный ответ неправильным и обвинит организацию в налоговом правонарушении, в суде можно будет доказать отсутствие своей вины. Рассматривая дела о привлечении налогоплательщиков к ответственности, суды принимают во внимание как письменные разъяснения, направленные конкретным организациям, так и письма контролирующих ведомств, адресованные неопределенному кругу лиц (например, опубликованные в справочно-правовых системах и СМИ).

Если организация ошибочно рассчитывала налоги с учетом этих писем (при условии, что их содержание полностью соответствует обстоятельствам дела), суды расценивают их как основание для освобождения от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10, определения ВАС РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7202/09, от 14 августа 2007 г. № 9854/07, от 18 июля 2007 г. № 6347/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2009 г. № А32-6494/2008-34/113-29/408, Дальневосточного округа от 11 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/933, от 25 апреля 2007 г. № Ф03-А73/07-2/735, Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. № А58-7354/05-Ф02-2/07, Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. № Ф04-3745/2007(35118-А70-37), Центрального округа от 8 мая 2007 г. № А62-5098/2006, Поволжского округа от 19 января 2007 г. № А65-4809/06-СА2-41, Северо-Западного округа от 13 августа 2007 г. № А21-4831/2006).

Ситуация: можно ли оспорить в арбитражном суде письмо Минфина или ФНС России по вопросам применения налогового законодательства ?

Да, можно.

Арбитражные суды принимают к рассмотрению дела об оспаривании ненормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности. В том числе к ним относятся письма Минфина России и налоговой службы. Однако оспорить можно лишь такое письмо, которое непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя. Это следует из положений статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Факт нарушения интересов заявителя должен быть установлен в ходе судебного разбирательства. Арбитражный суд не может отказать в рассмотрении иска, ссылаясь на то, что по формальным признакам ведомственные письма не являются нормативно-правовыми актами и не могут затрагивать чьих-либо прав. В пункте 2.1 определения Конституционного суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 363-О-О сказано, что такой подход следует расценивать как необоснованный отказ в судебной защите.

Независимо от того, кому эти письма адресованы - конкретной организации или неопределенному кругу лиц, их можно обжаловать, если по своему содержанию они дают налоговым инспекциям право предъявлять требования к налогоплательщикам. Таким образом, если организация оспаривает письмо, с выводами которого она не согласна, суд должен выяснить, соответствует ли это письмо налоговому законодательству, и при необходимости обеспечить восстановление нарушенных прав. В свою очередь организация должна подтвердить нарушение своих интересов не предположениями о возможных последствиях письма, а конкретными фактами (п. 2.2 определения Конституционного суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 363-О-О).

Обычно письма с разъяснениями налогового законодательства, адресованные неопределенному кругу лиц, не затрагивают интересов конкретного налогоплательщика (налогового агента). Но на основании этих писем налоговая инспекция может обвинить организацию в налоговом правонарушении и применить к ней налоговые санкции. В таком случае интересы организации будут затронуты и при желании их можно отстаивать в суде. Однако предметом спора в этом случае будет не письмо с разъяснениями, а ненормативный акт налоговой инспекции (например, постановление о привлечении организации к налоговой ответственности). Тем не менее в арбитражной практике есть примеры, когда суды отменяют конкретные положения ведомственных писем, основанные на расширенном толковании налогового законодательства (см., например, решение ВАС РФ от 6 марта 2007 г. № 15182/06).

Оспорить такие письма вправе и сами налогоплательщики. Причем, если письма контролирующих ведомств обладают «нормативными свойствами» (содержат обязательные предписания, адресованы неопределенному кругу лиц, рассчитаны на многократное применение), оспорить их можно в Верховном суде РФ. Если же разъяснения в письме лишь разъясняют действующие нормы законодательства, их следует оспаривать в порядке, который предусмотрен для ненормативных актов (гл. 24 АПК РФ). Об этом сказано в постановлении Конституционного суда РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П.

За подачу административного заявления об оспаривании писем Минфина России или налоговой службы нужно заплатить госпошлину . Размер пошлины составляет:

  • 300 руб. - для граждан;
  • 4500 руб. - для организаций.

Официальная публикация

Законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые правоотношения, приобретают юридическую силу только после их официального опубликования. Это следует из положений части 3 статьи 15 Конституции РФ.

  • в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Парламентской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ) - для законов (ст. 4 Закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ);
  • в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ) (п. 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763) - для нормативно-правовых актов Правительства РФ;
  • в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (в т. ч. в электронном виде) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ) - для прошедших регистрацию в Минюсте России нормативно-правовых актов министерств и ведомств (п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).

Вступление в законную силу

Момент, когда законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения, вступают в силу, не совпадает с датой их официального опубликования. Чтобы определить этот момент, руководствуйтесь следующими правилами:

  • акты законодательства о налогах (например, законы о внесении изменений в гл. 21 или 25 НК РФ) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ);
  • акты законодательства о сборах (например, законы о внесении изменений в гл. 25.3 НК РФ) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ);
  • федеральные и региональные законы, а также нормативно-правовые акты муниципальных образований, которые вводят новые налоги или сборы, вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования, но и не раньше 1 января года, следующего за годом их принятия (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ);
  • нормативно-правовые акты Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. 5 и 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763);
  • нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).

При этом на нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти тоже может распространяться особый порядок вступления в силу, предусмотренный статьей 5 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 5 НК РФ).

Исключением из этих правил является порядок введения в действие актов налогового законодательства, которые улучшают положение налогоплательщиков. Такие нормативно-правовые акты перечислены в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Они могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Об этом сказано в абзаце 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, порядок введения в действие законов и нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые правоотношения, связан с принятием законов (решений) о бюджетах различных уровней. Если документ, меняющий налоговое законодательство, принят после того, как закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год был внесен на рассмотрение в Госдуму (региональный или местный орган представительной власти), то этот документ вступает в силу не раньше 1 января года, следующего за очередным финансовым годом. Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса РФ.

Подробнее об официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов и сроках их вступления в силу см. таблицу .

В статье 4 Закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ сказано, что датой официального опубликования закона считается первое размещение его полного текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Парламентской газете» или на официальном интернет-портале правовой информации .

При этом есть некоторая неопределенность относительно первой публикации в печатных изданиях.

На первый взгляд, то издание, которое имеет наиболее раннюю дату, и является первым источником опубликования. Например, если 15 марта документ был опубликован в «Собрании законодательства РФ», а 17 марта - в «Российской газете», то датой официального опубликования считается 15 марта. Однако «Собрание законодательства РФ» - это еженедельное издание. День публикации в нем приравнивается к дате подписания очередного номера в печать. Но поскольку с этого дня общий доступ к новому документу еще не обеспечен, более обоснованно считать датой первого официального опубликования дату публикации в ежедневных изданиях: в «Парламентской газете» (в отношении федеральных законов) или в «Российской газете» (в отношении федеральных законов и других нормативно-правовых актов ). Такая позиция отражена в постановлениях Конституционного суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П, Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4, ФАС Дальневосточного округа от 28 июля 2004 г. № Ф03-А59/04-2/1704.

Если документ публикуется по частям, датой официального опубликования считается дата размещения его последней части. Это следует из статьи 4 Закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ.

Обратная сила нормативных актов

Акты налогового законодательства могут распространяться как на правоотношения, возникающие после их вступления в силу (не иметь обратной силы), так и на правоотношения, возникшие до этого момента (иметь обратную силу).

Обратную силу всегда имеют акты налогового законодательства, которые:

  • устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения;
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

Обратную силу могут иметь акты налогового законодательства, в которых это прямо предусмотрено.

Это акты:

  • отменяющие налоги и сборы;
  • снижающие ставки налогов и сборов;
  • улучшающие положение налогоплательщиков.

Обратной силы не имеют акты налогового законодательства, которые:

  • устанавливают новые налоги и сборы;
  • устанавливают ответственность или дополнительные обязанности;
  • повышают налоговые ставки (размеры сборов);
  • ухудшают положение налогоплательщиков.

В таком же порядке действуют во времени и нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами исполнительной власти.

Обо всем этом сказано в статье 5 Налогового кодекса РФ.

Пример внесения поправок в налоговое законодательство. Внесенные изменения имеют обратную силу

С 1 января 2007 года вступил в силу Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. С этой даты действует новая редакция пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ. Внесенные в этот пункт поправки предоставили организациям возможность подавать заявления об уточнении отдельных реквизитов платежных поручений на перечисление налогов в бюджет. Раньше такой возможности у них не было. Поскольку изменения, введенные в действие с 1 января 2007 года, дополнительно гарантируют защиту прав налогоплательщиков и налоговых агентов, они имеют обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ). Это означает, что организация может подать заявление об уточнении платежных поручений за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления (п. 7 ст. 78 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 25 января 2007 г. № САЭ-6-10/39.

Законодательство о страховых взносах

Действие налогового законодательства распространяется только на отношения, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Отношения, связанные с уплатой обязательных страховых взносов, налоговое законодательство не регулирует. Порядок начисления и уплаты взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование установлен Законами от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Разъяснения по применению этих законов уполномочено давать Министерство труда и социальной защиты России (постановление Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 731, п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636). Порядок начисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний установлен Законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Актами налогового законодательства названные документы не являются (ст. 1 НК РФ).

В Конституции РФ (ст. 57) обязанность уплаты налогов и сборов увязывается с их законным установлением. Однако эта норма должна толковаться расширительно, а именно: обязанность уплаты налога возникает при условии не только законного установления, но и законного введения налога. Такое толкование ст. 57 Конституции РФ нашло отражение в Постановлении от 30 января 2001 г. N 2-П, где Конституционный Суд РФ указал, что "требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию" такого закона, "но и к порядку введения его в действие(выделено мной. - М.А.)".

Ранее мы отмечали, что законодатель не различает понятия "вступление закона в силу" и "введение закона в действие", использует их как синонимы. Поэтому указание КС РФ на требование законного порядка введения в действие следует распространить и на порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Это означает, что налоги и сборы считаются законно установленными только в том случае, если порядок вступления в силу законов о налогах и сборах соответствует нормам, закрепленным в Конституции РФ и законодательстве.

С момента вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах возникает обязанность налогоплательщика их уплачивать, соблюдать положения вступившего в силу закона при их исчислении и уплате. Поэтому правильное определение момента вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах является важнейшей гарантией прав налогоплательщиков.

В Российской Федерации законы вступают в силу:

В результате указания в тексте нормативного акта календарной даты, с которой юридический документ вступает в силу;

В результате указания иных обстоятельств, с которыми связывается вступление в законную силу документа ("с момента подписания", "с момента опубликования" и т.д.);

В результате применения общих правил.

Общие правила установлены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Статья 6 Закона устанавливает, что "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования" Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // Российская газета. 1994. 15 июня

Порядок вступления в силу актов этой группы может быть разным:

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа начала очередного налогового периода по соответствующему налогу;

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

По общему правилу новый закон действует немедленно. Это немедленное действие выражается в том, что новый закон как бы рассекает длящееся отношение. Все те юридические последствия, которые в соответствии с происшедшими в прошлом фактами уже наступили, как правило, сохраняют свою силу. Все факты, возникшие после вступления нового закона в силу, подпадают под его действие.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

С целью создания стабильных условий хозяйственной деятельности законодатель предусмотрел особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) и иных законах, регулирующих налоговые отношения, установлен запрет ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы и наоборот, право использовать дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика путем придания актам законодательства, смягчающих или отменяющих ответственность, обратной силы.

Учитывая приведенную законодателем в статье 5 НК РФ классификацию актов законодательства о налогах и сборах, нетрудно определить, к каким последствиям (ухудшению или улучшению положения налогоплательщика) привело изменение налогового законодательства. При изменении налогового законодательства акт (имеющий указанные ниже признаки ухудшения положения налогоплательщика или плательщика сборов) применяется с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом РФ или иными законами о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. 4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, за исключением нормативных правовых актов об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, порядок вступления в силу которых определен статьей 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Как следует из ст. 1 НК РФ слова “акты законодательства о налогах и сборах” включают в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным считается опубликование с соблюдением установленного порядка и в строго определенных федеральным законом, законом субъекта федерации или представительным органом местного самоуправления печатных изданиях.

Акты законодательства, вводящие новый налог или сбор, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты, иным образом изменяющие законодательство о налогах и сборах, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В п. 2 ст. 5 дана классификация актов законодательства о налогах и сборах ухудшающих положение Таковыми являются:

1. Акты законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы .

2. Акты законодательства, повышающие налоговые ставки, размеры сборов .

3. Акты законодательства, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Акты законодательства, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

5. Акты законодательства, иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Совершенно очевидно, что действие акта законодательства, обладающего указанными признаками, создает менее благоприятные условия деятельности субъектов предпринимательской деятельности, чем до введения его в действие, поэтому законодатель квалифицировал их как акты, ухудшающие положение налогоплательщика.

Если первые четыре случая вполне очевидны, то в пятом налогоплательщику или плательщику сборов предстоит самостоятельно доказать контролирующим органам реальное ухудшение своего положения при введении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах, который не вводит новый налог, не увеличивает ставку налога, не вводит новые обязанности, не отягчает ответственность, но тем не менее иным образом ухудшает его положение.

Акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика обратной силы не имеют, и не применяются к правоотношениям, возникшим до введения их в силу.

В пунктах 3 и 4 ст. 5 НК РФ даны признаки актов, улучшающих положение налогоплательщика. Это:

1. Акты законодательства, отменяющие налоги и (или) сборы.

2. Акты законодательства, снижающие размеры ставок налогов (сборов).

3. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав

4. Акты законодательства, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

5. Акты законодательства, иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Действие актов, улучшающих положение налогоплательщика (плательщика сборов), во времени различается в зависимости от конкретного признака такого улучшения. Акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, безусловно имеют обратную силу и применяются к правоотношениям, возникшим до введения указанных актов в силу. Иные акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут иметь обратную силу, только если прямо предусматривают это.

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, подпадающие под классифицирующие признаки актов, ухудшающих положение лиц, перемещающих товары через границу, или улучшающих их положение, действуют во времени аналогично правилам, установленным для актов законодательства о налогах и сборах.

Особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, предусмотренные иными законами

Действующий Закон от 14 июня 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” № 88-ФЗ предусматривает, что порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством (ст. 9 Закона). Но имеется исключение из этого порядка: “в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации” .

Таким образом, согласно ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства действие актов законодательства, ухудшающих положение субъектов малого предпринимательства, не распространяется на этих субъектов в течение четырех лет с даты регистрации. К субъектам малого предпринимательства относятся малые предприятия и индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона).

С вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации условия деятельности индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2001 г., изменились. С 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (ст. 143 НК РФ) по ставкам, установленным ст. 164 НК РФ, на них возложены новые обязанности, установленные в главе 21 НК РФ:

Постановка на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (ст. 144 НК РФ);

Ведение учета объектов налогообложения по мере совершения хозяйственных операций (ст. 146-149 НК РФ);

Ведение учета налоговой базы в течение налогового периода (ст. 153-159 НК РФ);

Выбор налоговой ставки из пяти вариантов применительно к каждой операции (ст. 164 НК РФ);

Определение даты реализации товаров, работ, услуг применительно к каждой операции (ст. 167 НК РФ);

Выбор и утверждение учетной политики (ст. 167 НК РФ);

Определение суммы налога, предъявляемой покупателю применительно к каждой операции (ст. 168 НК РФ);

Учет сумм налога, подлежащих вычету при исчислении налога на доходы по мере совершения соответствующих операций (ст. 170 НК РФ);

Учет налоговых вычетов в течение налогового периода (ст. 171-172 НК РФ);

Определение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по завершении налогового периода (ст. 173 НК РФ);

Составление счета-фактуры на каждую операцию продажи (ст. 168 НК РФ);

Контроль за получением счета-фактуры на каждую операцию приобретения товаров, работ, услуг (ст. 172 НК РФ);

Ведение журнала выставленных счетов-фактур на каждую операцию продажи (ст. 172 НК РФ);

Ведение журнала полученных счетов-фактур на каждую операцию приобретения товаров, работ, услуг (ст. 169 НК РФ);

Ведение книги покупок на каждую операцию покупки (ст. 169 НК РФ);

Ведение книги продаж на каждую операцию продажи (ст. 169 НК РФ);

Составление налоговой декларации по НДС по каждому налоговому периоду (ст. 174 НК РФ).

Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации в части введения НДС для индивидуальных предпринимателей, устанавливающая им перечисленные выше новые обязанности, подпадает под классификацию актов законодательства, которые с 1 января 2001 года ухудшают положение налогоплательщика, так как ранее этой даты налог на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели не платили и не имели обязанности вести учет и отчетность, связанные с исчислением данного налога. Введение с 1 января 2001 года главы 21 НК РФ создало менее благоприятные условия деятельности индивидуальных предпринимателей по сравнению с условиями, действовавшими ранее. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2001 года, подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их регистрации, то есть не подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 21 НК РФ до истечения четырехлетнего срока с даты их государственной регистрации. Четырехлетний срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд (ст. 6.1 НК РФ).

Приведем правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную по вопросу применения Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”. Конституционный Суд признал, что положение этого Закона о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования закона, устанавливающего новое регулирование, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога (Определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. № 111-О). Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно - правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Указанное Определение с учетом ст. 79 Конституционного закона “О конституционном суде” носит общий характер и распространяется на все законы, принимаемые в сфере налогообложения, в том числе на вторую часть НК РФ.

/"Законодательство и экономика", 01.02.2002/

О счете-фактуре и графе для налога с продаж

"...Наш контрагент выставил счета-фактуры на старых бланках - с графой "Сумма налога с продаж". Мы эти документы приняли, но в налоговой сказали, что уже давно счета-фактуры нужно оформлять на бланках нового образца. И если у нас старые бланки, НДС возместить мы не сможем. Но в акте приемки налог с продаж присутствует, и если его не будет в счете-фактуре, то у нас не совпадут суммы..."

Из письма бухгалтера Г.Л. Прозорецких, г. Рязань

Сначала немного истории. Требования к порядку оформления счета-фактуры содержатся в статье 169 НК РФ. Типовая форма счета-фактуры и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 НК РФ были утверждены в декабре 2000 года постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Однако в конце декабря в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29.12.2000 № 166-ФЗ были внесены изменения, согласно которым сумма налога с продаж была исключена из числа обязательных сведений, указываемых в счете-фактуре. В связи с этим в постановление № 914 Правительство РФ внесло коррективы постановлением от 15.03.01 № 189. И форма счета-фактуры была изложена в новой редакции - без графы "Сумма налог с продаж". Вместе с тем Правительство РФ указало, что в течение 2001 года допускается использовать старую форму при оформлении счета-фактуры, не заполняя при этом графу "Сумма налога с продаж".

Некоторые налогоплательщики отказались от этой графы еще в 2001 году. Однако у многих и по сей день остались старые бланки. Что же с ними делать в 2002 году? Можно ли их применять?

В Министерстве РФ по налогам и сборам нам ответили так:

Нет, старые бланки счетов-фактур применять нельзя. С этого года такие бланки не используются. Ведь налогоплательщики должны соблюдать формы счета-фактуры, утвержденные Правительством РФ. Поэтому инспекции имеют полное право не принимать к зачету НДС по счетам-фактурам, оформленным в 2002 году на старых бланках.

В Минфине России поддержали позицию МНС России:

В этом году уже нельзя зачесть НДС по старым формам счетов-фактур. Постановление Правительства РФ № 189 разрешает использовать старые формы счетов-фактур только в 2001 году. Обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура, перечислены в статье 169 НК РФ, и сумма налога с продаж в них не указана. Поэтому в счете-фактуре ее быть не должно. Кроме того, в описанной ситуации читателю не надо беспокоиться насчет расхождения сумм - суммы в акте приемки-передачи и счете-фактуре могут не совпадать. Ведь акт - первичный документ, который составляется для целей бухгалтерского учета. А счет-фактура используется только в целях применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.

У экспертов мнения по этому вопросу расходятся.

Так, Татьяна Черненок (АКФ "Мастер-аудит XXI век") однозначно считает, что сейчас счета-фактуры не должны содержать графу "Сумма налога с продаж", а также никаких иных строк и граф помимо предусмотренных статьей 169 НК РФ. - Позиция законодателя по данному вопросу совершенно ясна - сумма налога с продаж не должна быть в реквизитах счета-фактуры. И если счета-фактуры составлены с нарушением статьи 169 НК РФ, налог на добавленную стоимость могут и не зачесть. Ведь счет-фактура является основанием для принятия предъявленных НДС к вычету или возмещению. А счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Другой точки зрения придерживается Мингиян Федотов, помощник юриста Волгоградского офиса ЗАО "ЮФ "Вегас-Лекс"":

Налогоплательщик может использовать старую форму счета-фактуры. Закон не устанавливает никаких ограничений. Счет-фактура составляется исключительно для целей налогообложения и является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Кроме того, форма счета-фактуры, утвержденная Правительством РФ, не должна применяться в безусловном порядке.

Почему? Потому что у Правительства РФ есть право только устанавливать порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (п. 8 ст. 169 НК РФ). А это совсем не значит, что Правительство РФ уполномочено утверждать форму счета-фактуры, обязательную для всех налогоплательщиков. Эта форма совсем не обязательна для применения, ее несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций для руководителя или главного бухгалтера организации.

Аудитор Виталий Авдеев разделяет эту позицию и обращает внимание на следующее:

Налоговый кодекс содержит перечень обязательных реквизитов счета-фактуры. При этом законодательного запрета на внесение дополнительных реквизитов нет. Поэтому налогоплательщик может заполнять счет-фактуру и старого образца. А в дополнительной графе "Сумма налога с продаж" можно просто поставить прочерк. При этом все требования статьи 169 НК РФ будут соблюдены - ведь все обязательные реквизиты есть. Поэтому такой счет-фактуру нельзя считать составленным с нарушением пунктов 5 и 6 этой статьи и отказывать в возмещении НДС.