Налоги и сборы понятие, признаки, отличительные черты. Отличие налога от сбора по законодательству РФ (виды)

Отличие налога от сбора закреплено на уровне налогового законодательства. Хотя оба этих фискальных платежа являются источниками пополнения бюджета, механизм их начисления и основания для уплаты делают разницу между этими двумя категориями.

Где закрепляются виды налогов и сборов, существующие в РФ?

Все нормы, которые составляют костяк налогового законодательства России, собраны в одном правовом акте — Налоговом кодексе РФ. Но некоторые вопросы налогообложения, в связи с особенностями государственного устройства страны, могут решаться на региональном и местном уровнях.

Поэтому в НК РФ предусмотрена возможность для региональных и местных властей самостоятельно устанавливать особенности взимания налогов и сборов на своей территории. Делается это при помощи законов, принимаемых субъектами федерации, и нормативных актов муниципальных образований.

На практике это выглядит следующим образом: в НК РФ закрепляется вид налога или сбора, порядок его исчисления и уплаты, другие основные моменты, а местные или региональные власти уже конкретизируют все эти нормы.

Итак, в РФ действует три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Каждый конкретный вводимый в действие налог или сбор сразу же закрепляется в НК РФ за одной из названных категорий. Это определяет, кто именно в дальнейшем будет детализировать ставки.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве?

Проанализировав нормы налогового законодательства, можно выделить следующиеотличия налогов от сборов.

Как только физическое или юридическое лицо подпадает под действие норм НК РФ, становясь налогоплательщиком, оно обязано регулярно уплачивать налог. Периоды для исчисления налога могут быть длиннее или короче, но уплата налогов носит систематический характер. Если произошла регистрация юрлица, то после выбора системы налогообложения оно постоянно должно перечислять деньги в бюджет. И заканчивается это только с ликвидацией компании.

Сбор уплачивается единожды.

Налогоплательщик обязан уплачивать налоги в силу действия закона.

Платить или не платить сбор - лицо может решить самостоятельно.

У налогов просматривается безвозмездный характер.

Сбор имеет возмездный характер. За то что лицо оплатило сбор, оно получает нужное ему право или государство выполнит в его пользу определенное действие.

Сумма налогового платежа рассчитывается в зависимости от размера налоговой базы и ставки, тут также могут применяться льготы.

Размер сбора фиксированный.

Законодатель, устанавливая размеры налогов, принимает во внимание финансовые способности налогоплательщика.

Размер сбора одинаков для всех.

Отличия между налогом и сбором существенны. Объединяет их главное: при помощи этих двух инструментов государство пополняет бюджет. Поэтому за неуплату как налога, так и сбора предусмотрена ответственность.

Взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и императивность налога проявляются в двух аспектах.

Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать. По этой причине, например, С.Г. Пепеляев, как и многие другие ученые, справедливо говорит об одностороннем характере установления налога.

Во-вторых, обязательность и императивность налога выражаются в изначальной определенности его содержания; государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его (взимания) условия и порядок. Иное противоречило бы не только рассматриваемому признаку налога, но и принципу равенства, который также должен быть присущ любому налогу.

Обязательность представляет собой правовую обязанность налогоплательщика по отношению к государству. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2 НК РФ, часть первая). Эти отношения не зависят от воли участвующих в нем сторон. Налоговые обязательства возникают у налогоплательщика автоматически, если он обладает комплексом определенных признаков, указанных в законе. Но законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства плательщиков перед налоговым законом. В противном случае налицо верховенство законодательной власти в установлении налогов (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ). "Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшение положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют" (ст. 57 Конституции РФ).

Данный признак налога не ограничивает автономию воли налогоплательщика на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налоговой обязанности (этот процесс происходит в рамках отношений, регулируемых иными, нежели налоговое, отраслями права: гражданским, трудовым правом и т. д.).

Налогоплательщик способен в определенных пределах влиять на возникновение юридических фактов, имеющих значение для налогового права, например, с помощью налогового планирования избегать появления отдельных объектов налогообложения. Однако в момент появления у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность и императивность (п. 2, 3 ст. 44 НК РФ). Налоговая обязанность может быть устранена (полностью или частично) лишь при наличии экономических и социальных факторов, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает предоставление налоговой льготы (ст. 56 НК РФ), либо ее исполнение может быть отсрочено по особым причинам, нередко чрезвычайного характера (гл. 9 НК РФ).

Иногда вместо признака обязательности или императивности налога (или наряду с ним) говорят о его принудительности. Вряд ли такое утверждение можно признать вполне точным. Обеспеченность принуждением свойственна любым общественным отношениям, регулируемым и (или) охраняемым правом. Налог в этом плане не является исключением. Однако обеспеченность юридическим принуждением, равно как и обязательность (императивность) не тождественны принуждению, так как пока участники отношений, порождаемых взиманием налога, находятся в границах правомерного поведения, нет никаких оснований для применения мер принуждения (например, в превентивном порядке).

Обязательность и индивидуальная определенность платежа вносимого налогоплательщиком в бюджет в виде денежного взноса. Обязанность уплата налога имеет конституционно-правовое содержание, установлена ст.57 Конституции РФ и подтверждена в ст. 21 НК РФ, других правовых нормах налогового законодательства. Обязанность платежа обеспечивается принудительным характером его исполнения. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым или таможенным органом требования налогоплательщику об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 налогового. Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено налоговым кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Система средств принуждения и санкций оказывает побудительное воздействие на налогоплательщика с тем, чтобы он полно и в срок уплатил налог. Предупредительно-профилактическое воздействие на сознание большинства налогоплательщиков оказывает угроза применения ответственности или других властных мер. По словам П. Годме, "элемент принуждения настолько важен в понятии налога, что это влечет за собой исключение из налоговой сферы поступлений, не носящих принудительного характера". Так, не являются налогами добровольные сборы и пожертвования в бюджет, а также государственные займы.

Необязательных налогов не существует. Индивидуальная определенность налога устанавливается путем его исчисления с применением установленных законом налоговых ставок, вычетов, изъятий преференций и других льгот к имеющимся у налогоплательщика объектам налогов. Таким образом, размер платежа индивидуально определен по каждому налогу и зависит от величины его объекта, базы, льгот и других особенностей налогообложения. В ряде случаев размер платежа зависит и от социального положения налогоплательщика. К примеру в ст. 218 НК РФ предусмотрены социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц именно по социальным признакам налогоплательщиков - инвалидов - Чернобыльцев, Героев Советского Союза и Российской Федерации, инвалидов с детства, инвалидов 1 и 11 групп, лиц имеющих детей и др. Существенным признаком налогов является их индивидуальная безвозмездность и безвозвратность. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к налогоплательщику, который не вправе рассчитывать на услуги и какие либо встречные юридически значимые действия государства в его пользу. Вместе с тем, налог, выступая общественно необходимым имущественным взносом в бюджет возвращается налогоплательщикам в виде индивидуально неопределенных благ, таких как, укрепление правопорядка, благоустройство муниципальных образований, дорог, развитие образования, здравохранения, социальная поддержка малообеспеченных граждан и т.д.

Налог -- это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств. Государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества. Поэтому перед конкретным налогоплательщиком государство не имеет никаких обязательств.

Безвозвратность означает, что, во-первых, при уплате налогов право собственности на часть денежных средств переходит от налогоплательщиков к государству. Во-вторых, переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента налогоплательщику.

Налог является индивидуально безвозмездным платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога -- государства. Государство в лице своих служб будет обязано представлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога, даже если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения. Возможная неэквивалентность размера уплаченного налога услугам, полученным от государства, является следствием его индивидуальной безвозмездности.

Надо также учитывать, что рассматриваемый признак налога обусловлен, а точнее - с неизбежностью вытекает из признака социальной обусловленности налога. Понятно, что в той мере, насколько могут расходиться в каждом конкретном случае индивидуальный и общественный интересы, в той же мере социальная обусловленность налога может повлечь в определенных случаях частичную или даже полную безвозмездность налога и в указанном "абстрактном" понимании этого термина.

Безвозвратность налога предполагает, что его уплата связана с прекращением права собственности частных лиц и возникновением публичной собственности на соответствующее имущество (наличные деньги, имущественные права при безналичном перечислении суммы налога. Безвозвратность налога предполагает также отсутствие прав у плательщика требовать назад ранее законно уплаченные или взысканные суммы налога. Иногда в литературе утверждается, что в демократическом государстве налоги приобретают (в глобальном плане) возвратный характер. Они возвращаются плательщику в виде стоимости потребляемых общественных благ, обеспечиваемых государством. Однако, по моему мнению, в соответствующих случаях правильнее будет говорить о том, что налоги в социально-экономическом плане становятся не возвратными, а возмездными платежами. Юридическая же безвозвратность налога не может вызывать сомнений, поскольку уплата налога предполагает не временное отвлечение средств плательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств.

1. Ставки налога бывают
адвалорные, специфические, комбинированные
твердые, скользящие
кумулятивные
твердые, процентные

3. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам
федеральным
региональным
смешанным
местным

4. Предмет налогообложения - это
размер налога, приходящегося на единицу налогообложения
юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств
количественное выражение объекта налогообложения

5. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из
Законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах
Налогового кодекса РФ
Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах и Конституции РФ

6. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются
целевыми
закрепленными
косвенными
регулирующими

7. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они
находятся на территории РФ
созданы на территории России по российскому законодательству
имеют имущество на территории РФ
были созданы на территории РФ

8. Масштаб налога - это
отношение размера налога к размеру бюджета, в который он поступает, измеряемое в процентах
установленный государством размер налога
размер налога, приходящийся на одного налогоплательщика
определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

9. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время
с капитала
с церковных верований
подушный
на содержание армии

10. Основными функциями налогов являются
фискальная, правоохранительная, контрольная
контрольная, аналитическая, регулирующая
фискальная, регулирующая, контрольная
статистическая, правоохранительная, фискальная

11. Уплата налогов носит характер
не только добровольный, но и принудительный
исключительно добровольный
принудительный
в основном добровольный

12. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются
высокая доля подоходного налога с физических лиц и низкая доля налога на прибыль предприятий
низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий
высокие доли налога с оборота и налога с продаж и низкая доля подоходного налога с физических лиц
примерно равные доли подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий

13. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог
подушный
поземельный
подоходный
с оборота

14. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются
прямыми
региональными
федеральными
закрепленными

15. Самой крупной статьей доходов в США является
подоходный налог с населения
налог на прибыль корпораций
налоги на социальное страхование
акцизы и таможенные пошлины

Согласно ст. 2 НК налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налога.

1 . Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).


Основные отличия сборов от налогов.

1. Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора - компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны гос-ва - уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.