Методология экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и методы


Лекция №1.

Тема: Предмет и метод экономической теории

Цель лекции: Рассмотреть методы экономической теории. Уяснить предмет экономической теории.

План лекции:

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

2. Предмет экономической теории

3. Метод экономической теории

Ключевые слова : экономическая теория, экономика, анализ, синтез, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория

1. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.)

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

2. Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

Эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

Эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

Эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

Эта наука о богатстве;

Эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

Эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей,

3. Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Лекция №2

Тема: Общественное производство и его структура.

Цель лекции: Раскрыть сущность, структуру, результаты общественного производства. Рассмотреть состав и стадии движения общественного продукта.

План лекции:

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

3. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Ключевые слова: общественное производство, ресурс, фактор, общественный продукт.

1. Общественное производство и его роль в жизни общества

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, чис-ленность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

2. Общественный продукт, его состав и стадии движения

Производственные возможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения. Две тысячи лет назад на Земле проживало 230-250 млн.чел., в 1800 г. - не многим более 900 млн., в 1900 - 1,5 млрд., 1960 - около 3 млрд., 1995 - 5,5 млрд.человек. Темпы прироста населения резко возросли в текущем столетии, хотя еще в самом конце XVIII в. молодой английский священник Томас Роберт Мальтус вывел закон убывающей доходности. Согласно этому закону, продовольствие будет увеличиваться в соотношении один, два, три, а численность населения - один, два, четыре и т.д.

В связи с происходящим демографическим взрывом за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот было вовлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использования ограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.

В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). По своей стоимостной структуре совокупный продукт состоит из стоимости израсходованных средств производства, необходимого продукта, состоящего из благ и услуг личного потребления, и прибавочного продукта, предназначенного на расширение потребления и производства. К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K (1)

где: С - стоимость израсходованных средств производства;

Y - заработная плата;

m - прибавочная стоимость.

Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Чистый национальный продукт (НП) по американской статистике составляет рыночную стоимость всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. В нем нет повторного счета (например, из стоимости хлеба исключается стоимость теста, из стоимости машины - стоимость металла и т.д.). НП можно измерить тремя способами:

1. Как сумму добавленных ценностей, присоединенных в ходе производства конечных благ каждым производителем в течение года.

2. Как сумму доходов, полученных в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли теми, кто в течение года использовал свои ресурсы для производства.

3. Как сумму расходов на конечные блага, приобретаемые потребителями, фирмами и правительством, т.е. сумму конечных продаж.

По размеру этого продукта нельзя судить о благосостоянии нации. В нем много условностей, и сопоставление НП разных стран скорее характеризует уровень развиваемости наций, чем уровень жизни населения. При сравнении и сопоставлении НП необходимо применять неизменные цены.

Это наука об использовании...

  • 7. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения.
  • 8. Экономическая система общества: понятие, элементы и уровни экономической системы. Классификация экономических систем.
  • 9. Понятие собственности, типы и формы собственности.
  • 10. Реформирование собственности: наци­онализация, разгосударствление и приватизация.
  • 11. Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.
  • 12. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка.
  • 13. Структура и функции рынка.
  • 4 Типа структуры рынка:
  • 14. Стоимость и цена товара.
  • 15. Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции.
  • 16. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
  • 17. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской нацио­нальной модели.
  • 5. Высокая инфляция и встроенный механизм девальвации в качестве компенсационной меры.
  • 18. Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.
  • 19. Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
  • 20. Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия.
  • 3. Реакция рынка на изменение спроса и предложение.
  • 21. Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
  • Кривые безразличия и их свойства
  • 22. Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
  • Бюджетная линия
  • Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление»
  • 23. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.
  • 24.Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.
  • Закон убывающей предельной производительности
  • 25. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.
  • 26. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
  • 27. Издержки производства. Классификация издержек. Эффект масштаба.
  • Издержки производства в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
  • 28. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы.
  • 29. Рынок труда, его сущность и особенности.
  • 30.Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
  • 31. Рынок капитала и его структура.
  • 32. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.
  • Особенности предложения земли связаны со следующими характеристиками:
  • 33. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 34. Система национальных счетов (снс).
  • 35. Валовой внутренний продукт (ввп). Принципы расчета ввп.
  • 36. Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики.
  • 37. Экономический цикл. Фазы цикла.
  • 38. Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.
  • 39. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь.
  • 40. Инфляция, ее определение, причины и измерение. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 41. Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
  • 42. Финансовая система: принципы построения и структура.
  • 43. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств.
  • 44. Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Классификация налогов. Кривая Лаффера.
  • 45. Фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики.
  • 46. Дефицит бюджета и государственный долг.
  • 47. Деньги, их свойства и функции. Закон количества денег, необходимого для обращения.
  • 48. Банковская система. Банки и их операции.
  • 49. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты.
  • 50. Социальная политика: понятие, цели, направления.
  • 51. Уровень и качество жизни.
  • 52. Доходы населения. Виды доходов. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца.
  • Измерение степени неравенства доходов
  • 53. Социальная защита в Республике Беларусь: основные направления и приоритеты.
  • 55. Понятие мировое хозяйство. Основные этапы эволюции мирового хозяйства.
  • 56. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.
  • 57. Структура мирового хозяйства и тенденции мирового развития
  • 58. Международная торговля товарами и услугами.
  • 59. Международная миграция рабочей силы.
  • 60. Система валютных отношений. Валютный курс
  • 61. Международные валютно-финансовые структуры (мвф, вб, ебрр)
  • 62. Экономические аспекты глобальных проблем современности
  • 64.Международная экономическая интеграция. Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс).
  • 1. Предмет и функции экономической теории.

    Ресурсы, хозяйственная организация и экономические отношения, взятые в единстве и взаимосвязи, образуют упорядоченную систему, которая называется экономикой и является объектом изучения экономической теории.

    Экономическая теория как наука о богатстве

    Карл Маркс считал, что экономическая теория прежде всего должна изучать отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    Современная экономическая теория в качестве предмета изучения определяет эффективное размещение и использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

    ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

    Познавательная функция заключается в том, что экономическая теория раскрывает сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления.

    Знания и специфические методы исследования, вырабатываемые экономической теорией, используются конкретными экономическими дисциплинами, а с середины ХХ в. - и рядом обществоведческих дисциплин (политологией, правом и др.). В этом заключается методологическая функция экономической теории.

    Практическая функция заключается в том, что открытые экономической теорией закономерности являются основой для проведения экономической политики.

    Позитивная и нормативная экономическая теория:

    Позитивная наука есть совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть.

    Нормативная наука - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

    Основные разделы современной экономической теории:

    Микроэкономика как наука изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных производственных ресурсов.

    Макроэкономика анализирует национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности.

    Макроэкономические цели общества:

    высокий уровень и устойчивые темпы экономического роста;

    высокий уровень занятости населения и низкий - вынужденной безработицы;

    стабильный уровень цен;

    внешнеэкономическая сбалансированность.

    2. Методология и методы экономической теории.

    Экономическая теория (до конца XIX в. она называлась политической экономией) сначала определялась как наука о богатстве , поскольку ее важнейшей целью считалось установление конкретных путей роста благосостояния общества.

    Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

    При исследованиях в области экономической теории использует:

    общелогические приемы познания (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия),

    приемы и методы эмпирического и конкретно-экономического анализа (наблюдение, описание, измерение, сравнение, группировки, моделирование, экспертные оценки),

    принципы теоретико-экономического исследования (экономический атомизм, экономический рационализм, «при прочих равных условиях», равновесный подход),

    методы теоретического исследования (системный подход).

    Абстрагирование состоит в отвлечении в процессе познания от несущественныхсторон и выделении постоянных и характерных черт исследуемого объекта. Посредством анализа экономическое явление расчленяется на его составные части, и исследуется каждая из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину, соединив отдельные части в единое целое. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов (от частного, особенного) к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Аналогия - это прием познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Она играет важную роль в рождении новых идей и гипотез.

    Моделирование экономических явлений и процессов – это исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями.

    Предельный (маржинальный) анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.

    Разрабатывая и создавая экономическую теорию, экономическая наука использует целый арсенал методов исследования. Методы экономической теории - это конкретные способы и приемы ее проникновения в тайны экономики, открытия и изучения законов ее функционирования и развития.

    В экономической теории используется система методов.

    Метод научной абстракции - один из основных методов познания экономического мира, ведь здесь не воспользуешься ни микроскопом, ни химическим реактивом. Он представляет собой познание главного, глубинного, сущностного на основе отвлечения от нетипичных и случайных черт и проявлений. Так познаются категории, законы, закономерности, принципы действия или использования.

    Метод индукции означает выведение теории на основе непосредственного наблюдения фактов и их последующего обобщения.

    Метод дедукции, наоборот, предполагает формирование гипотез, версий, а затем рассмотрение и подтверждение их реальными фактами.

    Метод анализа и синтеза означает то, что экономическая реальность при ее изучении как бы расчленяется на свои составные части и элементы, которые внимательно исследуются каждый в отдельности. Затем познанные изнутри элементы воссоединяются в целое, синтезируются и рассматриваются как единство.

    Метод системного подхода предполагает изучение экономики как целостности, как системы взаимозависимых и взаимосвязанных элементов с общими свойствами.

    Диалектический метод - предпочитает выявление глубинных связей, скрытых от внешнего взгляда. Поэтому он разграничивает явление и сущность. Этот метод обращает большое внимание и на развитие, изменение изучаемых объектов и явлений. Важнейшим импульсом развития признается внутреннее противоречие явления и необходимость его разрешения, что и ведет к появлению нового явления либо к модификации прежнего.

    Экономическая теория - достаточно точная наука. Как правило, экономические явления, процессы, их результаты поддаются количественному выражению и измерению. Именно поэтому при изучении экономической теории используются формулы, графики, расчетные показатели, индексов.

    Но ее отличительная особенность в том и состоит, что она - количественно-качественная наука. Да, в экономике многое можно подсчитать, но реальная экономика - не просто создание каким-то оборудованием готового продукта, а это прежде всего люди - их интеллектуальный, физический и нравственный труд, их сложное трудовое взаимодействие, их экономические отношения, без которых нет экономики. Иначе говоря, это еще и особые социально-экономические связи и отношения, которые весьма трудно поддаются математизации. Поэтому экономика должна тщательно исследоваться и через качественные, сущностные и факториальные характеристики, а не только количественные.

    Определенный разрыв этого количественно-качественного единства в теории чреват недостаточной ее всесторонностью, объективностью и комплексностью. Этими "слабостями" в известной мере страдают, с одной стороны, политэкономия, когда изучается лишь социальная сторона экономики, а с другой стороны, - экономика, где количественный анализ часто вытесняет качественный, сущностный, где излишняя "математическая наукизация" усложняет предмет, но не придает ему большей глубины.

    Это значит, что экономический анализ должен быть разносторонним - и качественным (Что? Почему? Как?) и количественным (Сколько? Какая доля? и т.п.)

    Экономический анализ, исследование, чтобы развивать теорию и служить практике, должен быть научным.

    Научный подход означает такой подход к анализу реальных явлений, при котором добывается новое знание. Притом это новое знание способно объяснить, классифицировать и прогнозировать явления и процессы в определенной сфере действительности (скажем, в экономике). Схематически анализ экономических явлений на основе научного подхода представлен на рис. 1.1.

    Рис.1.1. Научный подход к экономическому анализу

    Особенность экономической теории предопределена и ее историческим характером. Он проявляется, в частности, в том, что рождающиеся с течением времени новые теории (направления), если они выдерживают испытания практикой и временем, интегрируются в эту науку на основе более фундаментального подхода. Они входят в общую экономическую теорию как особые проявления или направления общего, фундаментального знания.

    Так, например, положения особых направлений - меркантилизма и физиократизма о том, что богатство общества создается соответственно в торговле и земледелии, - оказались частным проявлением общего вывода классической школы экономики, которая в основу богатства положила труд не только в торговле или в земледелии, а труд в любой отрасли или "труд вообще". Так в процессе исторической интеграции школ выкристаллизовываются фундаментальные основы экономической теории. Этот процесс фундаментализации науки шел и раньше, он продолжается и теперь.

    Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории

    Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

    От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

    В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

    Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

    Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

    В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

    Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

    Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

    Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

    Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

    Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

    В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

    Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

    С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

    Что же такое экономический ЗАКОН?

    В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

    Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

    ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

    При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

    Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

    Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.

    К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

    Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

    Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

    Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

    Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

    В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Методы экономической теории
    Рубрика (тематическая категория) Производство

    Лекция 1 – Введение в экономику. Предмет и метод экономической теории. Потребности и ресурсы общества.

    Экономика - это наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

    Предметом экономической теории являются отношения между людьми в процессе их хозяйственной деятельности в условиях редкости или ограниченности ресурсов.

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ - Любой объект, который может принять решение о производстве или распределœении тех или иных продуктов или выступать в качестве покупателя.

    Экономические объекты стремятся действовать рационально, то есть получать наилучшие результаты при наименьших затратах. Рациональное экономическое поведение приводит к наиболее эффективному результату, что проявляется в стремлении к оптимизации, достижению максимальной выгоды при минимальных затратах.

    Функции экономической теории
    Познавательная Экономическая теория объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины и последствия тех или иных экономических явлений (напри­мер, как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как уровень цен влияет на предложение).
    Методологическая Экономическая теория создает теоретическую и методологическую основу для других экономических наук: - отраслевых (экономика промышленности, экономика торговли, эконо­мика транспорта͵ экономика строительства и др.); - функциональных (финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгал­терский учет, планирование и др.); - смешанных (экономическая история, экономическая география, история экономических учений, экономическая статистика и др.).
    Практическая Раскрывая сущность экономических процессов и явлений, экономическая теория дает рекомендации для хозяйственной практики и экономической по­литики.

    Метод - это совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

    В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всœеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

    В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает всœе явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку: он исходит из того, что в природе и обществе всœе явления находятся в постоянном развитии, изменении;

    ¾ он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

    ¾ он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (к примеру, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

    ¾ накопление количественных изменений постепенно приводит к качественным (закон перехода количественных изменений в качественные)

    ¾ новое отрицая старое сохраняет его положительные стороны, что обеспечивает прогрессивный характер развития, но в результате этого процесса новое само становится старым и затрудняет развитие. (закон отрицания отрицаний)

    Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

    (1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции . Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Οʜᴎ выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

    (2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединœение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

    (3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют из себяпротивоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

    (4) Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только узнать происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, ᴛ.ᴇ. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, ᴛ.ᴇ. логически.

    (5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на базе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определœенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

    (6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода . Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определœенной субординации, с выделœением причинно-следственных связей.

    В группе частных приемов выделяют графические, статистические (к примеру, корреляционный анализ), математические методы (к примеру, линœейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

    Экономическое моделирование Упрощенное, формализованное описание экономической реальности с по­мощью математических символов и алгоритмов. При построении моделœей, иг­норируются многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявле­ние определœенных связей и закономерностей, что позволяет лучше понимать и описывать взаимосвязи между экономическими фактами и процессами.
    Функциональный анализ Рассмотрение одних экономических явлений и процессов как независимых, а других - как зависимых, производных. При изучении, к примеру, влияния уровня банковского процента на инвестиционный спрос, процент рассматри­вается как независимая переменная (аргумент), а инвестиционный спрос, - как зависимая (функция).
    Экспериментирование Искусственное воспроизведение экономических явлений в определœенных специально созданных и конролируемых условиях с целью их изучения и практического изменения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне. При этом эксперименты не должны насильственно ломать естественные экономические процессы, втис­кивать реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций.
    Метод графических изображений Использование для описания разного рода экономических процессов и яв­лений схем, таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих наглядно демонстри­ровать те или иные зависимости.

    Основные этапы развития экономической теории самостоятельно, Название теоретической школы, период появления, представители, основные положения. Меркантилизм, Физиократы, Классическая политэкономия, Марксистская политэкономия, Маржинализм, Неоклассическое направление, Кейнсианство, Монетаризм.

    Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя всœе уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.

    Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателœей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителœей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объёмы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.

    Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные агрегированные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.

    Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно) предполагает исследование законов функционирования определœенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе.

    Мегаэкономика, или супермакроэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

    При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. Соответственно, различают позитивную и нормативную экономику. В случае если позитивная экономика изучает явления так, как они есть (или то, что есть в действительности, фактическое состояние дел), то нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть.

    Пример позитивного (фактического) утверждения: "В случае если курс доллара возрастет, это будет способствовать росту экспорта". Пример нормативного (оценочного) утверждения: "Стипендии студентов не должны быть ниже уровня прожиточного минимума".

    Методы экономической теории - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы экономической теории" 2017, 2018.