Методический материал

Методический материал "как написать эссе по экономике". Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований

Знаменитый современный экономист Морис Станс в своём высказывании поднимает проблему распределения бюджетных денег. Этот вопрос, как мне кажется, является актуальным ещё со времён зарождения самих денег: уже тогда человек учился планировать свои расходы и доходы - планировать бюджет.

Считая, что бюджетирование денег вызывает определённую реакцию общества, автор говорит о равномерном разочаровании, как об одном из таких примеров.

И здесь нельзя не согласиться с автором. Существует несколько видов бюджета: государственный, семейный, организационный и другие, - но все они выполняют одну и ту же функцию. Функция эта заключается в некоем регулировании расходов и доходов гражданина, юридического лица или государства, посредством наглядной отчётности об объектах прибыли и общих затратах.

Но почему возникает это разочарование при его составлении? Всем известно, что расходная часть бюджета составляется на определённое количество денег, и не всегда они способны в полной мере удовлетворить все потребности и желания членов данного общества. Поэтому компромисс – лучшее решение в данной ситуации: достаточно равномерно распределить удовольствие и равномерно распределить разочарование, - это будет не только рациональным решением, но и, что не менее важно, честным.

Рассмотрим эту ситуацию на примере одной из важнейших социальных групп – на семье. Если каждый из её членов, например, имеет два желания (отец хотел бы приобрести новый дорогой телефон и абонемент в спортзал, а сын – скоростной велосипед новой модели и мощный ноутбук), но объективные доходы просто не позволяют исполнить их все, то в дело вступает компромисс. Договорившись между собой, что отец покупает абонемент в спортзал, а сын скоро станет обладателем нового велосипеда, они всё же испытывают разочарование из-за, увы, лишь частичной реализации их желаний.

Другой пример - государственный бюджет страны, сформированный из налогов с физических и юридических лиц. Несмотря на то, что расходуется бюджет в основном на социальную политику государства (одни только пенсионные отчисления – примерно 35 процентов всего бюджета), находятся те, кто остаётся недоволен, например, состоянием инфраструктуры или чрезмерно малыми льготами. Но нельзя забывать, что формирование любого бюджета - пусть даже и на уровне государства – есть компромиссное решение. Поэтому едва ли получиться удовлетворить все потребности населения - отсюда и исходит разочарование.

Таким образом, выработка бюджета – сложный процесс, требующий взвешенного и справедливого решения. И пусть распределение денег не имеет возможности для реализации всех наших желаний, важность бюджета как планирования исключительна.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В данном высказывании Морис Станс, знаменитый американский экономист, затрагивает проблему распределения бюджетных денег. Люди с древних лет планировали распределение своих доходов и расходов. Именно поэтому эта проблема является очень актуальной и по сей день.

Авторская позиция выражена ясно: бюджетирование денег вызывает разочарование у людей в обществе. Морис Станс подразумевал то, что при распределении денег невозможно учесть интересы и потребности всех сторон. Но, по мнению автора высказывания, нужно стараться делать это с наименьшим ущербом для людей. В этом и заключается искусство равномерного распределения бюджетных средств.

Существует несколько видов бюджета: государственный, федеральный, семейный, организационный и другие - но все они выполняют одни и те же функции. Одними из них являются функции регулирования и распределения бюджетных средств гражданина, юридического лица или государства.

Но почему же всё-таки возникает чувство разочарования при его составлении? Расходная часть бюджета формируется в зависимости от определённого количества денег и их не всегда хватает на потребности всех членов какого-либо общества. Именно поэтому компромисс – лучшее решение в данной ситуации: достаточно равномерное распределение удовольствий и равномерное распределение разочарований, - это будет не только рациональным решением, но и, что не менее важно, честным.

Рассмотрим эту ситуацию на примере малой социальной группы-семьи. Если каждый из её членов, например, имеет два желания (мать хотела бы приобрести новую шубу и красивые туфли, а дочь – модное платье и современный телефон), но бюджет семьи не позволяет купить всё, то в этой ситуации нужно прийти к компромиссу. Например, мать купит себе только туфли, а дочь-платье. Да, чувство разочарования всё равно может возникнуть из-за неполной реализации желаний, но и радостные чувства мать с дочерью испытают.

Другой пример-государственный бюджет сраны, сформированный из налогов с физических и юридических лиц. «Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годы продолжат оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальную сферу - это 36, 4%, на оборону - 29%, на национальную экономику - 14, 7%.» (ТАСС). Так правительство распределяет государственный бюджет, но находятся такие люди, которые недовольны остальными сферами общества. Например, их может не удовлетворять инфраструктура или малые льготы. Даже на уровне государства формирование бюджета-компромиссное решение. Наша страна очень большая, именно поэтому так сложно удовлетворить интересы всех граждан, отсюда и исходит разочарование.

В заключение ещё раз подчеркну, что выработка бюджета-это действительно целое искусство, требующее тщательного анализа и взвешенного решения. Конечно, невозможно всегда удовлетворять интересы сразу всех людей, но можно стараться распределять бюджет справедливо, чтобы уменьшить разочарования людей

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

  • Эссе на тему: выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований
  • На протежении многих лет наша страна переживала не лучшие времена. На каждом отрезке времени приходилось колосальное количество ресурсов что бы сохранить и развитить такую сверх державу которую мы видим сейчас и ту которая многим можит дать пример. В наше время к сожелению только начинает развиваться частная собственость и бизнес мелкий а ведь если бы различные экономические системы были развиты до этого пр в 19 веке в начале или бы чуть раньше было бы отмена рабства то наша страна стала лучше намного раньше. Но как не развивайся постояно была проблема равномерного распределения ресурсов и часто просто напросто разграблялли богатых людей и предприятии не давая им развиваться. Ведь токо за счёт равномерного развития экономики и вкладывания денег в нужное русло идёт развитие а не когда огромное количество денег уходи непонятно куда где воруют большинство и уже строяти уже с того что етсь. Но на мой взгляд в нешей стране ещё есть потанциал и не смотяр на то что так тяжело всё таки ещё идёт развити многи заоводов за счёт не правильной системы управления в том числе и бюджета но на мой взгляд это временые трудности и на них учаться мы сможем ещё развиться до не бывалых вершин.


  • а) управление сельским поместьем; в) натуральный обмен;
    б) искусство ведения домашнего хозяйства; г) денежное обращение.
    а) производство; б) потребление; в) реализация;
    г) распределение; д) обмен.

    Товар –
    Деньги –
    Рынок –
    Бизнес –
    Конкуренция –
    а) металлические; б) бумажные; в) пластиковые; г) пластмассовые.
    6. Что такое спрос?
    а) намерение продавца продать товар; в) намерение покупателя купить товар;
    б) намерение покупателя вернуть товар; г) намерение продавцва приянть товар.
    а) от товара; б) от цены; в) от покупателя; г) от продавца.
    а) налогообложения; б) льгот; в) регулирования; г) …
    а) прямого; б) обратного; в) косвенного; г) местного.
    10. Что такое бюджет?
    а) профиците бюджета; б) дефиците бюджета; в) сбалансированном бюджете.
    а) работа; б) учеба; в) труд; г) предпринимательская деятельность.
    а) Семейный кодекс; б) Уголовный кодекс; в) Трудовой кодекс.
    . очень нужно. ..
  • 1. Понятие «экономика» первоначально означало:
    б) искусство ведения домашнего хозяйства
    2. Выберите лишнее. К основным сферам экономики относятся:
    г) распределение
    3. Перечислите основные ресурсы экономиски (не менее 4)
    факторы производства, ресурсы, Цена, деньги товары
    4. Дайте определение следующим понятиям:
    Товар – предмет выставленый на продажу. (Но не на аукцион)
    Деньги – заменяют предметы в расчете
    Рынок – место торговли.
    Бизнес – выйграшное производство или продажа.
    Конкуренция – желание взять первенство над конкурентом. (соперником)
    5. Какого видав денег не сущестует:
    г) пластмассовые
    6. Что такое спрос?
    в) намерение покупателя купить товар

    7. От чего зависит спрос и предложение:
    а) от товара
    8. Продолжите. Государство воздействует на экономику и население путем:
    а) налогообложения; б) льгот; в) регулирования; г) налогов
    9. Какого вида налога не существует:
    в) косвенного
    10. Что такое бюджет?
    Бюджет – это схема расходов и доходов определенного лица, бизнеса, семьи или государства, которая утверждается строго на определенный период времени, от одного года и больше. Бюджет – это важная концепция, которая изучается на протяжении долгого времени такой наукой как финансы.
    11. Если доходы в бюджете превышают расходы, то речь идет о:
    а) профиците бюджета
    12. Деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на производство товаров и услуг, называется:
    г) предпринимательская деятельность.
    13. Какой Федеральный закон определяет основные положения трудовой деятельности граждан нашей страны:
    в) Трудовой кодекс.

  • Приоритетность образования требует выделения значительных средств из бюджета как государства, так и семьи на образовательные цели. Тем, кто сомневается в целесобразности значительных затрат на образование, президент Гвардского университета (США) ответил так:"Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество. " Выскажите свое мнение отношение к приведенному суждению: если ты с ним согласен, приведи примеры бедствий, вызванных отсутствием необходимых знаний.
  • Образование, причём хорошее, нужно каждому государству.

    Дорого заплатить за операцию у известного врача. Дороже заплатишь только у врача-мясника, который сделает тебя инвалидом. Дороже невежество, чем образованность.

    Юрист профессионал и юрист-невежда - кто обойдётся дороже несправедливо осуждённому чкловеку?

    Учителя, повара, водители, строители. .. Все они должны быть на своём месте и уметь то, что должны уметь, согласиться на услуги неуча - это потерять время и деньги

  • Мировой опыт показывает, что семье имеет смысл держать машину только в том случае, если на ее обслуживание уходит не более 10% семейного бюджета.

    Что вы можете сказать по этому поводу?

  • Конечно хорошо, если на ее обслуживание уходит не более 10% семейного бюджета. Но не всегда так получается. А в некоторых ситуациях машина бывает нужна как воздух. Например, наши приятели купили себе квартиру почти в 2 раза дешевле в новом районе (на окраине города) и почти сразу заселились. Но так как район новый - там еще нет практически никакой инфраструктуры. Каждый день им приходится ездить в город (на работу, купить продуктов, в садик ребенка отвозят. ..). И признаются что если бы не машина, им бы пришлось снимать жилье в городе. Хотя расходов на нее у этой семьи - большая часть семейного бюджета. Но все равно так выгоднее, чем снимать
  • Какие вопросы можно задать на кроссворд со словами: ремесленник, творец, мастер, искусство, наука, творчество
  • Ремесленник-бывший крестьянин, забросивший земледелие и начавший изготовлять орудия труда.

    Творец-ремесленник, создающий шедевры.

    Мастер-один из главенствующих в цеху ремесленников.

    Искусство-вечная вещь, воздушное ремесло, приносящее радость тем, для кого оно предназначено.

    Наука-двигатель прогресса и технологий.

    Творчество-занятие искусством чаще всего для себя, для развлечения.

  • Эссе на тему. Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета?
  • 1. Чтобы расходы превышали доходы.
    2. Расчитывать на день зарплаты, что её выплатят в назначенный срок. Лучше иметь сбережения на "черный день. "
    3. Тратить сразу все деньги на необоснованные нужды (развлечения, предметы роскоши), т. к. до зарплаты нужно что-то кушать всей семье.
    4. Приобретать дорогосоящие покупки без согласия семьи, при условии, что деньги общие, а не личные.
    5. Чтобы семйный бюджет распределялся неравномерно - нельзя тратить все деньги на одного члена семьи в ущерб другому.

  • Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной… Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными, здесь в значительной степени происходит и их потребление… Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности. Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества. Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новее идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. (С. Э. Крапивенский) 4. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенных автором. 5. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства. 6. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни. 7. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
  • Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований, как сказал кто-то из американских политиков.

    1 декабря Сейм Латвии утвердил предложенный правительством бюджет на 2010-й год. Многие слышали об этом, но многие ли представляют все разочарования, которые принесет нам этот бюджет? К сожалению, согласно опросу, более половины респондентов даже не догадывается, что их ждет. Попробуем разобраться.

    Разочарование первое, которое затронет всех, пока еще получающих зарплату, - рост подоходного налога с 23 до 26%. Грубо говоря, с каждой сотни начисленных латов еще три латика до нас не дойдет. Может, кто-то и посчитает, что это не много, но для значительного числа латвийских семей это еще один голодный день. А у тех, кто занимается хозяйственной деятельностью или живет за счет гонораров, налог скакнет с 15 до 26%. Тут желание заниматься всякой деятельностью поубавится. Не забыли и крестьянские хозяйства, которым необлагаемый минимум сократили вдвое.

    Второе разочарование, приготовленное бюджетом, ждет тех, кто пока еще является собственником квартиры или дома: с 1 января будущего года налог на недвижимость будет применяться и к жилой площади. Пусть для большинства квартир это всего 0,1% от кадастровой стоимости, но минимальный платеж будет не меньше 5 Ls. А уж если вам посчастливилось быть хозяином дома с кадастровой стоимость в 50 тысяч, то готовьте сотенку.

    Еще одно бюджетное разочарование с Нового года ожидает владельцев транспорта: ежегодная пошлина на легковые машины будет повышена в 2 раза, а на мотоциклы - в 8 раз. Дополнительные поборы ждут и транспорт, принадлежащий предприятиям: правительство превзошло само себя, придумав уже совершенно невообразимый налог за использование в личных целях принадлежащей работодателю автомашины. Как это будет контролироваться, как обычно, непонятно.

    С 1 января увеличится количество посетителей на нашем автовокзале. Но, приходить сюда будут не за билетами, а за нелегальными сигаретами, ведь дешевые сорта табачных изделий подорожают на 12%. Заодно правительство подняло и акциз на вино, так что “точки” тоже ждет рост оборота.

    Следующее разочарование мы почувствуем не сразу, но следующий отопительный сезон мы встретим с акцизным налогом на природный газ (вводится с 1 мая). А владельцы автомобилей на газе и пользователи газовых плит оценят это уже весной.

    Не забыли пенсионеров и безработных. Пенсионерам объявили, что пенсии в 2010-ом году индексироваться не будут, а участвовавшие в муниципальных программах безработные после завершения программ впредь не смогут продолжать получать пособие.

    Вот вкратце список разочарований, подготовленных властью. Бюджет этот не поддержали ни профсоюзы, ни самоуправления, ни работодатели. По Риге маршировали студенты, по городам Латвии ехали колонны гудящих машин, но 64 из 100 выбранных нами депутатов сейма этот бюджет и эти поправки поддержали.

    Готов поспорить, что через год половина из них снова окажется в сейме. Более того - похоже, они к этому готовятся! Ведь, несмотря на введение единой системы оплаты труда в госсекторе, в отношении депутатов парламента будет действовать прежний порядок. Так что, разочарование не для всех.

    70.«Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». Ф.Хайек

    Поскольку данное высказывание дано в разделе «экономика», то под конкуренцией следует понимать экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов. Мне кажется, что данное автором определение конкуренции точно определяет его сущность. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни. В ходе конкуренции они объективно изменяют окружающие их предметы, свои отношения, подстраиваются друг под друга, стремятся не отстать от других, т. е. Осуществляют взаимную координацию действий. Например, на рынке какой-то товар представлен в избытке, т. е. Величина предложения больше величины спроса. Вот здесь и проявляется закон конкуренции: производитель путем повышения эффективности может снизить затраты на производство, уменьшить себестоимость товара, повысить его качество и, в конечном счете, снизить цены на свой товар. Это «подстегнет» других производителей к ответным действиям. Снижение цены приведет к росту величины спроса на этот товар. Таким образом, конкуренция может без всякого вмешательства государства регулировать спрос и предложение, координировать действия различных производителей. Можно привести и другие, не относящиеся к экономике примеры конкуренции: конкурс музыкальных групп, президентские выборы, вступительные экзамены и т. д. Таким образом, конкуренция - универсальный регулятор всей жизни общества.

    КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ по экономике

    Эссе - попытка, проба, очерк.

    1. Прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией.

    2. Выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    3. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

    При этом необходимо продемонстрировать следующие умения:

    Самостоятельно в письменной форме целостно высказать мнение по определенному законченному вопросу (теме);

    Использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки рассматриваемого вопроса;

    Владеть обществоведческой терминологией, использовать обществоведческие понятия в соответствии с содержанием рассматриваемой проблемы;

    Критически оценивать различные высказывания, умозаключения в отношении общественных объектов, явлений, процессов;

    Понимать требования и объем вопроса (умение, держась в рамках рассматриваемой проблемы, раскрыть ее сущность);

    Анализировать, обобщать и объяснять общественные явления;

    Определять и объяснять свое отношение к проблемным суждениям обществоведческой тематики;

    Приводить связные и убедительные аргументы, позволяющие раскрыть собственное мнение (собственную позицию);

    Критически оценивать предлагаемые проблемные высказывания;

    Письменно излагать факты в повествовательной форме, не выходя за рамки поставленного вопроса;

    Формулировать мнение о подходах, лежащих в основе проблемных высказываний.

    Памятка для ученика

    1. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

    2. Осмыслите проблему, ответив на вопросы:

    С какими основными проблемами связана данная тема?

    Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

    3. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

    Имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

    Ясно понимаете смысл высказывания (что хотел сказать автор);

    Можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

    Владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);

    Сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

    Видите различные стороны (аспекты) поднятой в высказывании проблемы и сможете их охарактеризовать.

    Помните, что Вы должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.

    4. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

    5. Выявите основные аспекты проблемы.

    6. Определите термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

    7. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию.

    8. Напишите текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены различные аспекты проблемы.

    Структура эссе

    1. Понимание высказывания ясно и четко выраженное. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

    2. Определение личной позиции по выбранному высказыванию: «Я согласен(на) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

    3. Основная часть эссе представляет собой развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:

    Суждения (аргументы), определение ключевых обществоведческих понятий, помогающих раскрытию темы;

    Доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения, точку зрения;

    Рассмотрение и опровержение контраргументов.

    Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше не перегружать работу бесчисленными аргументами, при этом конечно нужно помнить, что один аргумент кажется неубедительным.

    4. Вывод , кратко подводящий итог размышлениям и рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.

    Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.

    Что необходимо сделать при работе с эссе?

    При выполнении предложенного задания по написанию мини-сочинения (эссе) необходимо:

    1) проанализировать высказывание, уяснив его смысл;

    2) выявить ключевой тезис и определить свою позицию по отношению к нему.

    3) определить, какие теоретические понятия, термины, научные теории помогут раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

    4) сформулировать возникшие мысли и идеи и письменно оформить их;

    5) проанализировать содержание написанного, проверить стиль и грамотность, композиционное построение, логичность и последовательность изложения.

    Основные подходы написания эссе могут быть представлены в следующем конструкторе:

    Смысл данного высказывания состоит в том, что…

    Хорошо добавить подтверждение актуальности поднятой проблемы

    Формулировка собственной позиции (с пояснением!)

    Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь…

    Многоаспектность анализа высказывания

    Высказывание можно анализировать с разных сторон…

    Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

    Данное высказывание многоаспектно: с одной стороны…

    Высказывание можно рассмотреть в двух смыслах…

    В высказывании можно выделить как прямой, так и образный смысл…

    Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

    Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать, как…

    Теоретический уровень аргументации

    Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической теории…

    Обратимся к теоретическом смыслу высказывания…

    В экономической (…) теории данное высказывание имеет свои основания…

    Данное высказывание имеет глубокое теоретическое обоснование…

    Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

    Эмпирический уровень аргументации: А) опора на факты общественной жизни

    Б) опора на личный опыт

    А) Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

    Обратимся к примерам из истории…

    Что говорят нам факты общественной жизни…

    Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…

    Множества примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора… Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

    Мой личный опыт и опыт моих родителей говорит об обратном…

    Хорошо закончить эссе выводом.

    Какие бывают главные идеи (проблемы) в эссе?

    При написании эссе необходимо определить проблемы, которые затронуты в приведённых высказываниях, например:

    Тема: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер) Проблема: рациональное использование ресурсов при помощи эф фект ивных методов хозяйствования и разумного потребления.

    Тема: «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А. Смит) Проблема: частный интерес - источник инициативы и предприимчивости в экономике.

    Главная идея (проблема), являясь своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе, требует четкого обозначения. Это необходимо для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки и не увлечься общими рассуждениями.

    Перечислим основные идеи (проблемы), с которыми выпускники могут встретиться в предлагаемой тематике заданий по э кономике

    1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

    2. Проблема экономического выбора.

    3. Факторы производства и их значение в экономике.

    4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

    5. Капитал как экономический ресурс.

    6. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

    7. Факторы, определяющие производительность и конкурен­тоспособность производства в современной экономике.

    8. Сущность и функции денег в экономике.

    9. Эффективность использования ресурсов.

    10. Значение общественного разделения труда.

    11 .Две стороны общественного разделения труда - специализация и кооперация.

    12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа,

    обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

    13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

    14. Роль торговли в развитии общества.

    15.Стимулы и эффективность производства.

    16. Справедливость в распределении социальных благ.

    17. Сущность рыночных отношений.

    18. Роль государства в регулировании экономики.

    Сколько и какие аргументы надо приводить?

    Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов .

    Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому приводить их следует с крайней осторожностью.

    Благоприятное впечатление создается, если в своем эссе указывается точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Горбачёв М.С. считал так:..., а Ельцин Б.Н. - иначе:...»), а могут быть опосредованными, неперсонифицированными: «Ряд политологов считает так:..., другие - иначе:..., а некоторые - предлагают совершенно иное:...».

    Что является достоинством эссе?

    К достоинствам эссе можно отнести:

    Включение имён его предшественников, последователей или научных противников;

    Описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению;

    Наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

    Присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

    Оригинальная технология подготовки к написанию эссе представлена в работе О.А.Чернышовой. Автор предлагает в таблицы-шаблоны для работы с высказываниями внести определенные параметры, которые позволят выпускникам сосредоточиться на основных этапах написания эссе. К основным параметрам, по её мнению, относятся:

    Формулирование проблемы, главной идеи, поднятой автором высказывания;

    Обозначение актуальности рассматриваемой темы;

    Определение смысла высказывания;

    Выделение основных терминов, понятий, которые помогут раскрытию темы на теоретическом уровне;

    Перечисление примеров, которые будут являться аргументами.

    Приведем несколько примеров работы с высказыванием по представленной технологии .

    1 . Тема эссе

    «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них! будет толку»

    (Ф. Хайек).

    3. Актуальность проблемы

    Деньги играют значительную роль в экономическом развитии государств. Правильно запущенный механизм денежного обращения способствует поступательному развитию экономики.

    4. Смысл высказывания

    Если не тратить заработанные деньги, то он останутся лишь бумажками.

    5. Основные обществоведческие понятия

    Деньги, функции денег, инфляция, богатство, капитал экономика

    6. Примеры

    Многие предприниматели Америки и Европы в начале своего жизненного пути имели гроши в кармане, но благодаря предпринимательскому таланту заработали целые состояния (Генри Форд, Стив Джобс и др.). Вывоз капитала из стран лидеров мировой экономики в страны третьего мира с более дешевой рабочей силой и близкорасположенным сырьем служит для увеличения объемов производства и уменьшения себестоимости товаров.

    1. Тема эссе

    «Значение непроизводственных активов сегодня растет. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания»

    Алан М. Веббер.

    Проблема, которая затрагивается в приведённом высказывании, связана с ролью новых факторов производства в экономической деятельности, а также с эффективностью управления непроизводственными активами, т.е. с грамотным менеджментом.

    3. Актуальность проблемы

    Эффективность функционирования современной экономики во многом зависит от того, насколько правильно будут использоваться непроизводственные активы. Эта задача стоит перед большинством современных стран.

    4. Смысл высказывания

    Автор высказывания говорит об инновационном характере современной экономики и роли новых факторов производства. Он подчеркивает необходимость достижения высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании, что является основной целью менеджмента.

    5. Основные обществоведческие понятия

    Факторы производства, структура современной экономики, эффективность экономической деятельности, знания как фактор производства, менеджмент.

    6. Примеры

    Инновационная экономика, основанная на знаниях, в странах Европы и США, корпорации АРР L Е, MICROSOFT , ставшие успешными благодаря использованию новейших научных достижений.

    Темы эссе по экономике

    1. «Торговля не разорила еще ни одного народа» (Б. Франклин).

    2. «Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

    3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).

    4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).

    5. «Умеренность - это богатство бедняков, алчность - это бедность богачей» (П. Сир).

    6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).

    7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж.Дроз).

    8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).

    9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).

    Ю.«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

    11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).

    12.«Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

    13.«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру» (Пириандр).

    14.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).

    15.«Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).

    16.«Всякая коммерция - это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).

    17.«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете» (П.Буаст).

    18. «Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого»

    (С. Джонсон).

    19.«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).

    20.«Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

    21. «Наилучшая экономическая система - это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).

    22.«Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).

    23.«О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман).

    24.«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).

    25. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Хейне).

    26. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э.Севрус).

    27. «Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы» (Анн Роббер Жан Тюрго).

    28. «Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой - «благоприятная возможность»» (Д.Кеннеди).

    29. «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция» (Л.Эрхард).

    30. «Реальная ценность - это вовсе не та ценность, которой обладает сам по себе твой товар или услуга, а ценность, которой он наделен в сознании клиента» (Б.Бишоп).

    31. «Если хочешь добиться успеха в бизнесе, то постарайся понять, что происходит в головах у людей и заставляет поступать так, а не иначе» (Б.Бишоп).

    32. «Не сидите сложа руки в ожидании того светлого момента, когда наш бизнес начнет приносить вам прибыль. Он сам по себе этого не сделает, его нужно заставить» (Д.Риз).

    33. «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А.Маршалл)