Курс на ускорение. Попытка ускорения социально-экономического развития страны


УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ - стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества.

Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. В экономической области ускорение означает прежде всего решительное преодоление негативных тенденций, проявившихся в 70-80-е годы, и повышение темпов роста.

В двенадцатой пятилетке намечено повысить темпы прироста производительности труда до 23 % по сравнению с 16,5 % в одиннадцатой пятилетке. Прирост национального дохода составит 22,1 %, реальных доходов на душу населения 14 % по сравнению соответственно с 16,5 и 11 %. Сущность ускорения состоит в достижении нового качества экономического роста, т. е. на основе всемерной интенсификации производства, научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

К 2000 г. намечено добиться удвоения национального дохода страны без увеличения численности работников материального производства и при снижении его металлоемкости в 2 раза и энергоемкости не менее чем в 1,4 раза. К середине этого периода предстоит стабилизировать фондоемкость продукции, а затем и снизить ее. В условиях интенсификации общественного производстза и последовательного осуществления политики ресурсосбережения ускорение социально-экономического развития предполагает ориентацию на повышение конечных народнохозяйственных результатов, улучшение качества продукции, выпуск принципиально новой, более производительной техники, быстрый рост эффективности общественного труда. Важные показатели ускорения - сокращение сроков обновления основных производственных фондов, ассортимента выпускаемой продукции, коренное повышение ее технического уровня и качества.

Для ускорения социально-экономического развития страны приводятся в действие две группы резервов и источников. К первой из них относятся лучшее использование имеющегося производственного потенциала и наличных трудовых ресурсов, решительная борьба с потерями сырья и рабочего времени, наведение порядка, укрепление организованности и дисциплины. Мобилизация этих резервов не требует, как правило, значительных затрат и дает сравнительно быстрые результаты. В долговременной перспективе ускорение требует использования глубинных резервов экономического роста, решающая роль среди которых принадлежит научно-техническому прогрессу.

Предстоит осуществить кардинальное преобразование производительных сил, опирающееся на овладение новейшими достижениями научно-технической революции. Первостепенное значение при этом имеет быстрое обновление производственного аппарата путем широкого внедрения передовой техники, наиболее прогрессивных технологических процессов и гибких производств, позволяющих оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции и дающих наибольший экономический и социальный эффект.

Ускорение социально-экономического развития страны зависит также от дальнейшего совершенствования всей системы производственных отношений, перестройки ферм и методов хозяйствования, внедрения эффективных форм материальной заинтересованности и ответственности. Особое внимание уделяется демократизации всей общественной жизни, развитию социальной активности масс, воспитанию хозяйского отношения к труду и его результатам (см. также Темпы экономического развития, Экономическая политика КПСС).

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет.

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем.

Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья.

Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год.

Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения .

Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу ХХ в.

Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально экономических обязательств партии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны .

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом .

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985 - 1990 гг.) в 1985 - 1986 гг.

Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, добиться ускорения.

Предполагалось использовать следующие резервы:

  • · полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы;
  • · укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;
  • · силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. Ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военного ведомства .

Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причинами катастроф стали халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины .

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на падение цен на нефть накладывались затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложений в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях.

Концепция «ускорения социально-экономического развития» страны.

Избрание весной 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева многим советским людям дало надежду на серьезные перемены во всех сферах жизни общества. Горбачев провозгласил программу «ускорения социально-экономического развития СССР», которую поддержал состоявшийся в феврале1986 г. XXVII съезд КПСС,

Под ускорением подразумевался процесс перехода от экстенсивного к интенсивному производству на основе структурной перестройки промышленности в пользу машиностроительного комплекса и новых наукоемких отраслей; активного внедрения достижений научно-технического прогресса; перехода к человекосберегающим технологиям и др.

Эта программа была направлена на форсирование научно-технического прогресса, реконструкцию отечественного машиностроения, производство новых машин, высокотехнологического оборудования. При этом всерьез ставилась задача догнать к 2000г. США по уровню промышленного развития, а каждой советской семье предоставить отдельную квартиру. Требование «ускорения» не соответствовало крайне сложному состоянию экономики, поэтому программа «ускорения» была трансформирована в идею перестройки всего народнохозяйственного механизма, что объяснялось необходимостью преодолеть многочисленные недостатки в управлении экономическими процессами и структурами, в том числе в системах планирования, ценообразования, финансирования, стимулирования труда, в управлении научно-техническим прогрессом, в стиле деятельности кадров управления. Эти позиции сводились в целом к борьбе с диспропорциями в экономике.

Политика гласности была призвана довести намерения партийно-государственного руководства до широких масс, демонстрируя положительные примеры и критикуя вопиющие недостатки в разных регионах страны.

Перестроечные меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности руководящих кадров дали некоторые результаты на первом этапе перестройки. Во всем уральском регионе активизировался процесс строительства жилья, предприятия начали переход на хозрасчет, была введена госприемка продукции и т. д.

Получило развитие кооперативное движение. В Челябинской области за счет кооперативов темпы роста торговли и бытового обслуживания населения в 1988 г. составили 107,2 %, по отношению к предыдущему году; в Свердловской области эти темпы были еще выше - 111,3%. В крупных городах Урала - Свердловске, Перми, Челябинске, Магнитогорске, Кургане, Уфе - активизировалась привокзальная торговля, появились различные лотки, с которых продавались не очень качественные, но достаточно дешевые изделия легкой промышленности.

Курс на "ускорение"

В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены следующим образом: Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А. Тихонов, которого затем сменил Н.И. Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восста­новление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план 12-й пятилетки (1986- 1990 гг.). Он получил название "курса на ускорение социально-экономического развития".

Четыре фактора, по мнению руководства, диктовали необходи­мость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные за­дачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производ­ства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ - стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной эко­номической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях от западных поставок); наконец, задача пре­кращения падения темпов развития, сползания экономики к кризи­су, создания образцовой экономической политики.

Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение тем­пов экономического роста. В 1986--1987 гг. М.С. Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее, ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения произво­дительности труда, интенсивного развития.

Под понятие "ускорение" подводилась и "активная социальная политика". Было обещано "круто повернуть" экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой в последовательном и повсеместном утверждении прин­ципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985- 1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года. Среди них выделялись две - продовольственная и жилищ­ная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполити­ческой задачей и ее решение должно было осуществиться к 1990 г. Решение жилищной ("каждой семье благоустроенную отдельную квартиру") отодвигалось на конец века.


С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тя­желой промышленности. Машиностроению была отведена роль "ключевого звена" реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производственным ком­плексам, промышленным роботам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение - таков был пер­вый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ве­теранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю и мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных пар­тией задач. Энтузиазм "молодого поколения" надеялись напра­вить на приведение в действие "скрытых резервов" роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добить­ся ускорения.

Решить эту задачу было намечено, используя следующие ре­зервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух-четырехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, рав­няясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продук­ции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая ин­станция - госприемка.

Для ускорения предполагалось:

1.научно-технический прогресс

2.техническое перевооружение машиностроения (производство оборудования должно превышать другие отрасли в 1,7 раза)

3.активизация человеческого фактора

4.совершенствование устоявшейся системы, выправка отдельных деформаций в системе производства

5.наведение порядка, повышение трудовой дисциплины

6.повышение ответственности управленческих кадров

7.подтягивание отстающих отраслей.

В 1985-1986 гг. темпы производительности труда в промышленности и строительстве превысили показатели предыдущей пятилетки в 1,3 раза, на железнодорожном транспорте – в 3 раза. В 4 раза увеличились капиталовложения в социальную сферу.

Однако ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала ава­рия на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколе­ний. "Чернобыль" стал мрачным символом катастрофы, надви­гающейся на общество и государство.

С 1985 года начинается антиалкогольная кампания. Сократившая производство алкоголя в 2 раза. Это привело к повышению производительности труда, снижению бытовой преступности. Однако госбюджет с 1985 по 1988 год не досчитался 67 млрд. рублей, стало процветать самогоноварение, спекуляция, отравление некачественной алколгольной продукцией и росла социальная напряженность.

Чернобыльская катастрофа. Весной 1986 г. произошло событие, оказавшее шоковое воздействие на советское общество. 26 апреля слу­чилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, где при проведении эксперимента взорвался четвертый энергоблок. Первона­чально не было ясного понимания, что произошедшее - катастрофа не только национального, но и мирового масштаба, однако по мере накопления информации приходило осознание трагизма случившего­ся. Радиационному загрязнению подверглась значительная часть Укра­ины, но самый тяжелый удар пришелся на Белоруссию (23% террито­рии, пострадал каждый пятый житель); впоследствии заражение об­наружено в Брянской и Тульской областях.

Для ликвидации последствий аварии была создана специальная правительственная комиссия, которая координировала эту работу в масштабах всей страны. Уже в первые после катастрофы дни действовала сеть медицинской помощи, охватившая почти миллион человек. Принято было решение о выселении жителей из города энергетиков Припять. Сначала эвакуировали людей из 10-, а затем и из 30-километровой зоны. Это оказалось чрезвычайно трудным делом: многие не хотели уезжать, их пришлось перемещать принудительно. В первых числах мая было переселено 135 тыс. человек и установлен контроль над всем районом. В район аварии перебросили войска химической защиты, со всей страны прибывала техника. В Москве, Ленинграде, Киеве круглосуточно работали научные институты, срочно решая целую серию необычных проблем. В послечернобыльские месяцы про­явились лучшие качества советских людей: самоотверженность, чело­вечность, высокая нравственность. Многие просили направить их в район Чернобыля, предлагали бескорыстную помощь.

Ликвидация последствий взрыва только в 1986 г. обошлась в 14 млрд. рублей; требовала миллиардных затрат и в последующие годы. Организованными усилиями удалось ограничить число пострадавших и локализовать аварию. К июлю была разработана концепция «саркофа­га», а затем в сжатые сроки возведено уникальное укрытие для по­врежденного реактора с постоянно функционирующей системой кон­троля за его состоянием. По сути вторая половина 1986 г. прошла под знаком Чернобыля.

«Перестройка» 1987-1991 гг.

В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки". Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновле­ние" идеологии.

Идея экономической реформы начала складываться еще с 1970-х гг., когда в научно-экономических кругах заговорили о необходимости усиления роли ры­ночных, товарно-денежных отношений в социалистической экономике. В кон­це 1970 - начале 1980-х гг. был проведен так называемый "экономический эксперимент", в ходе которого ряд отраслей (прежде всего, бытового обслужи­вания и примыкающих к ней) переводились на хозрасчет. При Ю.В. Андропове экономисты - "товарники" стали более настойчиво проводить идею расшире­ния рыночных отношений в экономике страны, однако с приходом к власти в феврале 1984 г. группировки консервативно настроенных членов ЦК КПСС во главе с "брежневцем" К.У. Черненко эксперимент был свернут, идеи "рыночно­го социализма" перестали поддерживаться правительством. Однако уже во вто­рой половине 1980-х гг. тенденция усиления рыночных факторов стала шаг за шагом одерживать победы в экономической политике СССР. Идея перевода жестко централизованного, плано­во-государственного хозяйства на рыночную, то­варно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государст­венном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший зна­чительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяй­ственными единицами, составив основу рыночного сектора эко­номики. Предприятия переводились на самоокупаемость и хоз­расчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Це­ны же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хо­зяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство таким образом частично отступало от своей монополии на внешнюю торговлю. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию, государство включило в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчет­ные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.

Однако к желаемому эффекту подобные мероприятия не привели, а лишь усугубили ситуацию в экономике, т.к.

1.освободившись от опеки министерств, предприятия столкнулись с отсутствием системы реализации и сбыта товара;

2.разрушалась плановая система, нарушалось взаимодействие между предприятиями;

3.выборы директорского корпуса привели в руководство предприятий некомпетентных людей, которые растратили основные фонды на социальные нужды, что в дальнейшем привело к остановке предприятий;

4.система производства разбалансировалась. Нарушилось взаимодействие между производством и потребителем;

5.предприятия вышли из единой системы НТП, потеряли связь с научными центрами (в дальнейшем предприятия начнут борьбу за госзаказ, чтобы окончательно не остановить производство).

Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности ми­нистерств и ведомств, а также их аппарата, переход на "партнер­ские" отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.

В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о коопера­ции и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).

Закон о кооперации привел к расцвету «черного рынка», налоги стали уходить мимо государства, за счет различных махинаций госпредприятия начали выпускать продукцию для частников, которая реализовывалась по рыночным ценам, минуя государственную налоговую систему и оседая в карманах организаторов махинаций (на государственном сырье и оборудовании производили продукцию для «черного рынка»). Снижалось качество производимой продукции, выкачивались финансовые ресурсы из карманов советских граждан.

60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частную деятельность и создание кооперативов в некото­рых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986-го было разра­ботано, а 13 января 1987 г. принято постановление о создании и де­ятельности на территории СССР совместных предприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательства го­сударства в деятельность предприятий.

В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втя­нут аграрный сектор. На мартовском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также отказаться от борьбы с личным под­собным хозяйством, развернутой в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. При­знавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхо­зов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хо­зяйств (крестхозов или фермерских хозяйств).

Однако государство отказалось от дотаций сельскому хозяйству, от системы планирования, централизованных закупок и сбыта. Это привело к разрушению системы сельского хозяйства, перед страной стал возникать вопрос о продовольственной безопасности.

Признание целесообразности, а затем необходимости строи­тельства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о понимании руководством страны серьезно­сти кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что "важнейшая внутриполитическая задача" - Продовольственная программа - провалена, она была перенесена на 1990-е гг. К ее решению подключились все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огоро­дов. Руководство СССР не осмеливалось отказаться от обещания "накормить народ", опасаясь окончательного падения подорван­ного авторитета власти.

Разрушение централизованной системы коллективных хозяйств и неспособность создать фермерские хозяйства, привело к снижению сельхозпродукции, что нанесло непоправимый ущерб сельскому хозяйству.

В середине 80-х годов КПСС и Советское правительство выдвинули в качестве стратегической задачи курс на страны и качественного обновления на этой основе социалистического общества.

Установка на ускорение социально-экономического развития была всесторонне обоснована на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и развита на совещании в Центральном Комитете партии по вопросам научно-технического прогресса в июне 1985 г. Курс на ускорение предусматривал преобразование всех сторон жизни советского общества. Это обновление материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции, совершенствование общественных отношений, позитивные сдвиги в содержании и характере труда и в условиях жизни людей. Курс на ускорение означал повышение темпов экономического роста страны, всемерную интенсификацию производства. Составными частями этого процесса должны были стать углубление научно-технического прогресса, внедрение более эффективных форм управления и организации труда. Важная роль в реализации курса на ускорение развития страны отводилась социальной политике партии, развитию социальной сферы, охватывающей интересы всех классов и групп, наций и народностей общества. В решении задач ускорения большое значение должно было иметь обновление форм и методов работы в сфере идеологии, совершенствование социалистической демократии.
Разработанный Коммунистической партией курс на ускорение социально-экономического развития был положен в основу проектов новой редакции Программы КПСС и Основных направлений экономического и социального развития страны на 1986 - 1990 гг. и на период до 2000 г. В этих документах подводились итоги пройденного советским народом пути и намечались перспективы дальнейшего развития советского общества. Были определены направления, методы и формы упрочения социализма, его планомерного и всестороннего совершенствования.
Октябрьский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел и одобрил проекты новой редакции Программы партии, изменений в ее Уставе, Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. Пленум постановил вынести эти документы на общепартийное, всенародное обсуждение.
Опубликование проектов новой редакции Программы и Устава КПСС, Основных направлений экономического и социального развития страны на двенадцатую пятилетку и до 2000 г. вызвало большой интерес среди советских людей и за рубежом. Эти документы были рассмотрены на собраниях трудящихся. Только в обсуждении проекта Основных направлений приняло участие почти НО млн. человек. В проекты документов были внесены предложения, дополнения, редакционные уточнения.
Всенародное обсуждение документов показало высокую политическую зрелость советских людей, их поддержку разработанного партией курса на ускорение социально-экономического развития общества.