Кто может входить в совет дома. Как избирается и какие задачи выполняет совет многоквартирного дома

Большинство граждан РФ проживает в многоквартирных домах. Управление и обслуживание здания в МКД осуществляется ТСЖ или УК. Эти организации не всегда руководствуются желаниями и интересами обычных граждан при решении тех или иных вопросов, что нередко вызывает конфликты и споры между управленцами и простыми жильцами. Чтобы стороны взаимодействовали слажено и гармонично, им надо связующее звено, а именно собственникам квартир следует избрать совет многоквартирного дома.


Что это такое, и для чего нужен совет, какова его структура и функции, понятно сегодня не всем россиянам. Разобраться в представленной сфере можно, если внимательно изучить действующие нормы и положения Жилищного кодекса РФ. Именно этот документ, а именно его 161 статья, узаконивает домовой совет и устанавливает диапазон его полномочий. Располагая теоретической базой в данном вопросе, можно разработать для себя персональный алгоритм действий, который позволит грамотно выбрать совет дома, и избежать при этом распространенных правовых ошибок.

Совет многоквартирного дома представляет собой орган, занимающийся организационными вопросами от имени жильцов. В законодательстве обязанность по созданию совета была закреплена сравнительно недавно. Большинство собственников жилья стремятся уйти от участия в управлении дома, совет же, наоборот, вовлекает их в этот процесс, и заставляет действовать в интересах владельцев квартир. Чтобы оценить преимущества и недостатки этого органа, необходимо вникнуть в его компетенцию, права и обязанности.

Положение о совете многоквартирного дома четко фиксирует права и обязанности этого органа самоуправления МКД. Полномочия совета включают в себя защиту прав собственников жилья на всех уровнях. Чаще всего отстаивать интересы жильцов приходится в отношениях с управляющей компанией или организацией, занимающейся обслуживанием дома. В случае если УК предоставляет некачественные услуги, совет уполномочен зафиксировать данный факт и требовать устранения дефектов, налаживания полноценной работы системы. Еще домовой совет участвует в составлении актов относительно ткущего и капитального ремонта общедомового имущества. Представитель комитета должен присутствовать при составлении акта, в случае нанесения ущерба имуществу одного из жильцов. Еще одним важным правом совета является возможность инициирования собрания всех собственников жилья для решения насущных вопросов.


Совет многоквартирного дома имеет не только права и полномочия, но и обязанности. Жилищный кодекс гласит, что основной задачей совета является контроль за работой управляющей компании. Непонимание законов приводит к тому, что некоторые собственники квартир думают, что совет дублирует работу УК, и не понимают, зачем так делать. На самом деле это не так. Кто лучше жильцов знает существующие проблемы и насущные вопросы? Ответ очевиден, поэтому представители владельцев квартир координируют работу УК, следят за тем, чтобы она соответствовала реальным потребностям и установленным стандартам.

Правовая документация полностью регулирует полномочия данного объединения. В нем фиксируются главные обязанности комитета, а именно:

  • подача предложений относительно проведения ремонтных работ, благоустройства придомовой территории, улучшения качества коммунальных услуг;
  • определение для УК первоочередных мероприятий;
  • составление плана работы на ближайший год и предоставление отчетности о выполненных задачах;
  • контроль за рациональным использованием средств собственников и т. д.

Совет должен замечать все неточности и нарушения в работе УК. Также в его сферу деятельности входит все, что не обязаны делать управленцы. Значение совета трудно переоценить. Несмотря на то, что объединение не является юридическим лицом, его работа способна улучшить механизм взаимодействия управляющей организации и граждан.

Так как совет будет представлять интересы жильцов, то и выбрать его состав должны именно собственники квартир. Избрание по закону должно проводиться на общественном собрании владельцев жилья. Подготовиться к нему надо заблаговременно. За 10 дней до даты собрания нужно повесить объявление о месте и времени проведения сбора. Его лучше разместить там, где каждый сможет его увидеть. Также каждому собственнику нужно передать уведомление, в котором будут указаны цели проведения мероприятия. Когда жильцы знают, что нужно выбрать совет, а затем определить, его председателя, они охотней явятся на собрание, ведь им предстоит установить, кто будет старший по дому.


Состав и количество участников совета законодательством не ограничивается, главное - руководствоваться принципом разумности. Сегодня существует три формы собрания:
  • очная;
  • заочная;
  • очно-заочная.

Наиболее распространенным решением в современных условиях является третий вариант, согласно которому, изначально жильцы лично собираются для обсуждения, а на следующий день всем собственникам раздаются опросные листы. По итогам голосования составляется протокол совета, в котором фиксируется итоговое решение. Итоги голосования будут считаться действительными и законными, если в мероприятии принимало участие более половины всех жильцов МКД.

Совет и председатель совета дома избирается на срок, не превышающий двух лет, затем необходимо провести повторное собрание, и организовать перевыборы. Если работа прежнего совета всех устраивает, комитет продолжает работать в прежнем составе.

Если жильцы самостоятельно не выберут домовой совет, его изберут по инициативе городской администрации. В таком случае в его состав могут попасть некомпетентные или предвзятые люди, халатно и безответственно исполняющие свои обязательства.

Совет МКД должен возглавить ответственный человек, которому доверяют большинство жильцов. Если у этого гражданина есть опыт организационной или правовой деятельности, это существенно поможет ему во время работы на данном посту. Полномочия председателя совета во многом сходны с общими правами и обязанностями всего комитета, т. к. именно руководитель несет ответственность за надежную и компетентную работу комитета.

Председателя выбирают из числа участников совета. По итогам голосования составляется протокол, который подписывается участниками. После выборов уполномоченное лицо будет обязано:

  • вести переговоры с управляющей компанией;
  • доносить информацию о деятельности УК собственникам квартир;
  • заключать договора и выступать от имени жильцов;
  • принимать участие в составление актов обследования жилых помещений;
  • на основании доверенности, образец которой можно найти у нотариуса, выступать в суде или других государственных органах.

По решению собственников жилья участники совета и его председатель могут получать денежные выплаты. Вознаграждение председателю совета многоквартирного дома не регулируется на законодательном уровне, т. е. закон не запрещает подобную плату, но и не регламентирует порядок ее предоставления. Если жильцы хотят отблагодарить председателя совета за компетентную работу, размер и способ передачи денежных средств должен быть определен на общественном собрании владельцев квартир.

Совет многоквартирного дома (МКД) – процедуры выбора его участников, их права и обязанности. Положение о совете, протоколирование рабочих встреч и другие бумаги. Председатель совета, его полномочия и вознаграждение.

из статьи вы узнаете:

Владельцам квартир в многоэтажных домах приходится совместно решать различные бытовые и организационные вопросы. Если МКД управляется ТСЖ или ЖСК, контролирующим единственный дом, то всеми возникающими проблемами занимается правление этой организации. Совсем иная ситуация возникает при работе УК или прямом управлении силами граждан, владеющих квартирами. В этих двух случаях разбираться в возникающих проблемах и искать их решения должны сами собственники.

Наличие УК не гарантирует того, что она будет вникать во все волнующие владельцев квартир вопросы. У управляющей компании в подчинении обычно много домов. Она занимается общими организационными моментами. Своевременно обозначать перед УК актуальные проблемы и следить за их разрешением должен совет многоквартирного дома. Возможность образования этого органа прописана в статье 161.1 ЖК РФ.

Полезные материалы по теме:

Совет - это узаконенная форма объединения владельцев квартир, возможные действия которого закреплены в Жилищном кодексе. Данный орган представляет собой промежуточное звено между УК и владельцами помещений.

Совет МКД не признается юрлицом. По этой причине он не может располагать расчетным счетом, печатью и многих других атрибутов. Однако из-за этого эффективность работы совещательного органа не снижается. Если его участники активно и слаженно действуют, то они могут серьезно влиять на то, как в отношении их дома будет работать управляющая организация.

Главной обязанностью совета многоквартирного дома по смыслу соответствующих статей из ЖК РФ считается контроль работы УК. Многие владельцы квартир не понимают, для чего такое дублирование полномочий. Этот момент мы уже объясняли. Лучше всего сформулировать требующие первоочередного решения задачи могут сами люди, живущие в обслуживаемом доме.

Участники совета МКД указывают обслуживающей организации на следующие моменты:

  • необходимые действия в рамках текущего ремонта;
  • предложения по обновлению внутридомовых инженерных сетей;
  • требующиеся работы по облагораживанию площадок вокруг дома;
  • предложения по повышению качества предоставляемых ЖКУ.

При участии совета подготавливается договор управления для УО и соглашения, заключаемые с ресурсовиками. Он готовит план своей работы на год и затем отчитывается владельцам помещений о том, что было сделано. Мероприятия планируются с расчетом необходимых расходов. При составлении плана учитывается возможность финансового обеспечения тех или иных работ.

Избрание совета МКД проходит в рамках общедомового собрания. Здесь нужно соблюдать определенный порядок. Начинается все с подготовки к собранию людей, которые владеют помещениями в многоэтажном доме. Они должны получить от инициаторов мероприятия извещения за 10 дней до обозначенной даты.

Уведомление о готовящемся собрании направляется заказным письмом. Это правило работает, если на каком-то из предыдущих собраний не была утверждена другая возможная форма оповещения. Можно выбрать более простой способ. К примеру, это может быть развешивание объявлений на информационных стендах, установленных в каждом подъезде.

В уведомлении указывается дата проведения мероприятия и его повестка - голосование за членов совета МКД и его председателя. По итогам собрания составляется протокол. Члены совета выбираются из владельцев квартир в доме. Их количество нормативными документами не регулируется, в каждом случае оно определяется индивидуально. Максимальный срок действия полномочий совета - 2 года, после чего нужно проводить новое собрание.

Если жильцы хотят контролировать работу совета многоквартирного дома, то им самим необходимо озаботиться вопросом его формирования. В противном случае этим могут заняться представители УК или местной администрации. В совет в такой ситуации с большой вероятностью попадут люди, лояльные управляющей организации или муниципалитету.

При создании совета МКД принимается положение, определяющее работу данного органа. Это типовой документ, в котором прописываются:

  • общие положения;
  • цели и функции совета;
  • состав и порядок формирования данного органа;
  • обязанности его председателя;
  • функции комиссии собственников;
  • порядок работы совета;
  • организация делопроизводства;
  • правила взаимодействия с управляющей организацией и собственниками, и прочие необходимые пункты.

На странице вы можете ознакомиться с образцом данного положения, а также другими бумагами, которые используются при создании и работе совета.

Положение в каждом конкретном случае корректируется под потребности собственников. В нем можно прописать свои особенности, касающиеся порядка избрания и компетенции совета многоквартирного дома.

Основной задачей совета становится защита интересов собственников во взаимоотношениях с управляющей компанией. В том числе, этот орган отслеживает качество предоставляемых коммунальных услуг. Если оно не соответствует нормам, то в УК направляется требование об исправлении ситуации.

Члены совета многоквартирного дома обладают полномочиями по подписанию различных актов, касающихся состояния помещений и проведения в них различных работ. Подготовка текущего и капитального ремонта проходит при их участии.

Еще одна важная функция заключается в подписании актов при фиксации нанесенного квартирам ущерба. При затоплении, пожаре и других чрезвычайных ситуациях нужно сразу же описывать произошедшее, и фиксировать нанесенный вред для его последующего взыскания с виновника. УК нередко отстраняется от данных действий. В таком случае привлекаются члены совета МКД, которые при подобных происшествиях могут дублировать функции управляющей организации.

Общественный орган может поднимать любой насущный вопрос, и проводить для его решения общие собрания собственников. Под контролем совета находятся, в том числе, и средства, которые расходуются на обслуживание дома. Его члены имеют право на общественных началах выполнять ревизии произведенных затрат.

Каждое заседание совета многоквартирного дома протоколируется, для чего можно использовать общую форму документа. В протоколе отмечается:

  • адрес дома;
  • присутствующие члены и прочие лица;
  • повестка дня;
  • принятые решения.

При протоколировании могут отмечаться лица, выступающие с выносимыми на обсуждение вопросами. Ими обычно являются инициаторы решения каких-то проблем. Если кто-то выступает с дополнениями к высказанным позициям, то это тоже фиксируется. Выступающим могут задавать вопросы. Их содержание и ФИО спрашивающих людей также записываются в протоколе.

Законодательно вопросы о том, каким способом и в каком размере председатель совета получает вознаграждение, никак не оговариваются. При этом человек имеет большой перечень обязательств и несет серьезную ответственность. В большинстве случаев ни у кого не остается сомнений в том, что его труд необходимо оплачивать, хотя пост и является выборным, а работа ведется на общественных началах.

Вопрос об оплате деятельности председателя совета многоквартирного дома решается на общем собрании владельцев квартир. Денежные средства для выплаты вознаграждения собираются с жильцов дома. Этот пункт прописывается в квитанции. Обычно его включают в раздел, касающийся содержания общего имущества. В нем появляется отдельная строка, которая так и прописывается - оплата деятельности председателя совета дома.
Именно председателем выполняется большая часть работы, связанная с реализацией обязанностей совета МКД. По этой причине функции данного органа и руководящего лица во многом пересекаются. В том числе, председатель за получаемые от жильцов средства выполняет следующую работу:

  • прорабатывает с управляющей компанией договор управления МКД на стадии его подготовки. Председатель является представителем жильцов, поэтому он может в их интересах корректировать разные пункты соглашения;
  • доводит условия договора собственникам на очередном общем собрании;
  • подписывает договор управления, если собственники квартир в многоквартирном доме наделили его такими полномочиями;
  • контролирует исполнение управляющей компанией своих обязанностей;
  • ставит подпись на акте приемки работ, выполненных УК;
  • по доверенности от владельцев квартир выступает на судебных заседаниях при разбирательстве споров, связанных с процессом управления многоэтажным домом и предоставлением коммунальных услуг.

Активный председатель совета МКД нередко после получения необходимого управленческого опыта выступает с инициативой создания ТСЖ в конкретном доме. Для отказа от услуг управляющей компании и появления товарищества достаточно решения общего собрания собственников. Впрочем, по такому пути ситуация развивается достаточно редко. Обычно председатель реализует свои права в части контроля деятельности УК и отстаивания интересов жильцов, оплачивающих его усилия.

Перечень имеющихся у совета МКД полномочий определяется все той же статьей 161.1 ЖК РФ. При этом важно разъяснить, что совет в соответствии с Жилищным кодексом не является органом управления. Это общественный орган. Если в многоквартирном доме нет ЖСК или ТСЖ, то управленческие решения может принимать только общее собрание владельцев квартир и нежилых помещений.

Создание совета многоквартирного дома не означает, что он получает какие-то управленческие полномочия. Задача этого органа в подготовке различных предложений. Они в дальнейшем уже рассматриваются на собрании и принимаются или отвергаются. Члены совета предварительно изучают и подготавливают предложения, чтобы собственники на их основании могли принять грамотные и взвешенные решения. После того, как решения принимаются, совет МКД следит за их воплощением в жизнь.

В Жилищном кодексе в деталях описываются полномочия совета дома и его председателя, но все же многие использующиеся в реальной жизни вещи остаются неосвещенными. Именно поэтому на общем собрании и принимается положение о совете. Этот документ мы рассматривали в одном из предыдущих пунктов. Задача положения как раз и заключается в том, чтобы одобрить определенный набор полномочий, которыми наделяется совет многоквартирного дома.

Положение представляет собой внутренний руководящий документ для дома, который помогает организовывать работу по его содержанию и обслуживанию.

Вложенные файлы

  • Положение-о-совете-МКД.doc
  • Протокол заседания совета мкд.doc
  • Устав совета дома.doc
  • Доверенность председателю.doc

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.

Комментарий к Ст. 161.1 ЖК РФ

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме при всей своей значимости как единственный орган управления таким домом и как форма выражения воли указанных собственников не всегда является достаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью по управлению многоквартирным домом. Часто предоставленные собственникам помещений права на создание своих объединений по разным причинам реализованы не в полной мере. Не редки случаи, когда собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не осуществили выбор способа управления многоквартирным домом и отбор управляющей организации обеспечен органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ без участия собственников помещений. Понятно, что собственники помещений ни при каких обстоятельствах не должны быть отстранены от решения текущих вопросов по обеспечению прежде всего надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и его обслуживания.
———————————
По данным Росстата, в Российской Федерации на 1 января 2011 г. доля общей площади многоквартирных домов, которыми управляют товарищества собственников жилья, в общей площади всех многоквартирных домов составляет 19,8% (с учетом «многодомовых» товариществ собственников жилья).

2. Комментируемой статьей существенно расширены возможности собственников помещений, во-первых, в части более эффективного формирования и согласования собственниками помещений решений, направленных на повышение качества обслуживания и управления многоквартирным домом, и, во-вторых, закреплены конкретные полномочия в осуществлении контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества такого дома, а также контроля за предоставлением коммунальных услуг надлежащего качества. Указанные возможности и права в соответствии с новыми правилами должны применяться в случаях, если собственники помещений не смогли объединиться в товарищество собственников жилья либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Поэтому при отсутствии в многоквартирном доме создаваемых собственниками помещений из своего состава объединений в форме юридических лиц такие собственники на своем общем собрании должны избрать совет дома, а из числа лиц данного совета избрать его председателя. При этом в состав совета дома могут входить только собственники помещений данного многоквартирного дома. Кроме того, в отличие от правил, допускающих в определенных случаях создание так называемых многодомовых товариществ (ч. 2 ст. 136 ЖК), т.е. объединений собственников помещений в форме юридических лиц для управления несколькими многоквартирными домами, избрание одного совета дома собственниками помещений нескольких многоквартирных домов не допускается. Для исключения такой возможности в ч. 3 комментируемой статьи установлен императивный запрет.

3. Жилищный кодекс РФ устанавливает для собственников помещений многоквартирного дома императивное требование о необходимости избрания ими в указанном случае совета дома. Исключение составляют только так называемые малоквартирные дома, число квартир в которых менее пяти.

Необходимо обратить внимание, что численный критерий, отражающий минимальное пороговое значение для необходимости избрания совета дома, ориентирован исключительно на число квартир. Поэтому в данном случае не имеют значения такие параметры, как количество нежилых помещений и количество собственников жилых и иных помещений, в том числе комнат. Используемый в ч. 1 комментируемой статьи численный критерий количества квартир разграничивает только исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по избранию совета дома, но не ограничивает собственников помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором менее пяти, также избрать на своем общем собрании совет дома и председателя такого совета. В данном случае собственники помещений в таких малоквартирных домах не связаны императивными рамками по обязательному избранию совета дома.

4. Создание собственниками помещений на своем общем собрании совета дома не влечет необходимости совершения действий по регистрации такого объединения в органах местного самоуправления или любых иных органах. Указание на отсутствие регистрации, как представляется, введено, с одной стороны, с целью подчеркнуть, что такая форма самоорганизации группы собственников помещений в многоквартирном доме не может являться юридическим лицом, с другой — для устранения препятствий и давления со стороны любых административных органов в процессе реализации права указанных собственников на создание совета дома. Вместе с тем следует признать, что отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями.

Практические сложности будут иметь место также во взаимоотношениях между советами дома и их председателями с органами местного самоуправления, учитывая, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации проведения проверки деятельности управляющих организаций на основании обращений председателя совета соответствующего многоквартирного дома. В то же время орган местного самоуправления должен иметь актуальную информацию о действующих в многоквартирных домах советах дома и о председателях таких советов прежде всего потому, что выполнение возложенной ч. 2 комментируемой статьи обязанности по созыву органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений при невыполнении обязанности по избранию совета дома в предусмотренных случаях может быть реализовано таким органом только при наличии необходимой информации от собственников помещений соответствующего многоквартирного дома.

Актуальная информация о советах домов и их председателях также необходима и жилищным инспекциям, учитывая, что данным органам субъектов Российской Федерации предоставлены права на обращение в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, если такое решение не соответствует положениям ЖК РФ, а также на проведение, с согласия собственников, обследования жилых помещений, исследований, испытаний, расследований, экспертиз и других мероприятий по контролю.

Следует признать, что предоставление информации об избрании общим собранием собственников помещений совета дома и его председателя прежде всего обеспечивает интересы собственников помещений, а сбор такой информации крайне необходим органам местного самоуправления для реализации возложенных на них обязанностей. Поэтому собственникам помещений следует незамедлительно уведомлять орган местного самоуправления об избрании совета дома и его председателя, а органам местного самоуправления необходимо организовать сбор и хранение соответствующих сведений, основываясь в том числе на исполнении предусмотренных ч. 3 ст. 165 ЖК РФ обязанностей по предоставлению гражданам информации, затрагивающей сферу жилищно-коммунальных отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что орган местного самоуправления обязан организовать созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если в предусмотренных комментируемой статьей случаях указанные собственники самостоятельно не осуществили избрание совета дома и его председателя. Для собственников помещений в многоквартирном доме установлен период, составляющий календарный год, в течение которого должно быть проведено общее собрание, на котором должен быть рассмотрен вопрос о выборе совета дома и его председателя. С учетом ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсчет календарного года осуществляется со дня вступления в силу названного Закона, который согласно его ст. 9 вступил в силу через 10 дней после опубликования. Принимая во внимание дату официальной публикации, начиная с 17 июня 2011 г. в течение календарного года собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо в предусмотренных ЖК РФ случаях обеспечить избрание совета дома и его председателя.

Для органов местного самоуправления установлен специальный срок в три месяца, отсчет которого осуществляется по истечении указанного календарного года. При этом, если в предусмотренных ЖК РФ случаях в соответствующем доме не проведено общее собрание, на котором избраны совет дома и его председатель, орган местного самоуправления в период с 17 июня по 17 сентября 2012 г. должен организовать проведение общих собраний в таких домах. В повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, организуемого при содействии органа местного самоуправления, включается вопрос либо об избрании совета дома и его председателя, либо о создании товарищества собственников жилья.

Возложение обязанности по организации проведения указанного собрания на орган местного самоуправления в сравнении с обязанностью по проведению данным органом открытого конкурса по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК) представляется не достаточно обоснованным. Если «пассивное» отношение собственников помещений в многоквартирном доме в вопросе выбора способа управления замещается административными процедурами по понятным причинам, в данном случае такая пассивность не должна приводить к разрушению жилищного фонда и влиять на безопасность условий проживания. Преодоление же пассивности таких собственников по инициативе органа местного самоуправления в вопросе избрания совета дома и его председателя нельзя объяснить необходимостью обеспечения непрерывного управления домом, в таком доме не создаются условия, приводящие к утрате управления домом. Если «формально» избранные при содействии органа местного самоуправления совет дома и его председатель не будут активно пользоваться предоставленными комментируемой статьей правами, то не произойдет никаких изменений в улучшении качества «жизни» дома, для обеспечения чего и предусмотрено создание совета дома.

5. Только общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является единственным, постоянно существующим органом управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 44 ЖК). Поэтому совет дома не следует рассматривать как самостоятельный орган управления многоквартирным домом. Конечно, совет дома не является альтернативным способом управления и не заменяет собой общее собрание.

Исходя из целей создания совета дома и его компетенции избираемый из числа собственников помещений в многоквартирном доме совет следует рассматривать как законодательно установленный вид самоорганизации собственников помещений в конкретном доме, посредством которого создается действующий на постоянной основе актив собственников такого дома.

Совет дома условно можно рассматривать как аналог действовавших в советский период домовых комитетов, которые также избирались на общем собрании жильцов или их представителей от домов, корпусов, подъездов (по нормам, устанавливаемым соответствующим исполкомом местного Совета народных депутатов, комитетом профсоюза предприятия, организации и учреждения) открытым голосованием сроком на два года в составе не менее семи человек. При этом цели создания совета дома и домового комитета с поправкой на имевшие место социально-экономические отношения практически совпадают.
———————————
Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 9 августа 1968 г. N 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом» (СП РСФСР. 1968. N 15. Ст. 75).

Домовый комитет образовывался на общественных началах в каждой жилищно-эксплуатационной организации исполкома местного Совета народных депутатов, предприятия, организации и учреждения в целях широкого привлечения населения к управлению государственным жилищным фондом и для содействия жилищно-эксплуатационной организации в ее работе по обеспечению сохранности жилищ и их дальнейшего благоустройства, по улучшению жилищных условий трудящихся и образцовому содержанию квартир, домов, дворов, придомовых участков и объектов благоустройства.

В домах №43, №45 и №48 в п. Развилка на основании решений собственников созданы советы многоквартирных домов. Для чего они созданы зачем, постараемся разобраться в этом вопросе.

Совет многоквартирного дома, является органом, представляющим интересы собственников помещений в многоквартирном доме. Совет дома избирается в каждом доме с количеством квартир более четырех, где не создано товарищество собственников жилья и дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ч. 1 ст. 161.1 Жилищного Кодекса РФ).

Совет многоквартирного дома избирается на срок два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в доме (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ). Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир (ч. 4 ст. 161.1 ЖК РФ).

Решение об избрании совета нового многоквартирного дома должно быть принято в течение одного календарного года с даты ввода дома в эксплуатацию.

Если такое решение не принято либо принятое решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок должен созвать общее собрание собственников помещений для избрания совета многоквартирного дома и его председателя (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет многоквартирного дома имеет следующие полномочия:

  1. Обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
  2. Выносит на общее собрание собственников предложения о порядке пользования общим имуществом, планирования и организации работ по его содержанию и ремонту, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в доме в отношении общего имущества и предоставления коммунальных услуг, об избрании комиссий из числа собственников помещений в доме, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома.
  3. Представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования и организации управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества.
  4. Представляет собственникам (до рассмотрения на общем собрании собственников) свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании.
  5. Осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, за качеством предоставляемых коммунальных услуг.
  6. Представляет на утверждение годового общего собрания собственников отчет о проделанной работе.
  7. Осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет может осуществлять и иные полномочия, входящие в его компетенцию, — например ведение информационной работы с собственниками помещений для проведения общих собраний собственников, проведение опросов для оценки качества работы управляющей организации.

Кроме того, совет является субъектом общественного жилищного контроля (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ). Данная статья гласит, что: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из данной статьи жилищного кодекса, полномочия совета дома достаточно существенные, и в первую очередь права совета многоквартирного дома заключаются в защите прав собственников жилья перед управляющей организацией. У совета дома есть право фиксировать все факты ненадлежащего качества предоставляемых услуг и сообщать об этом самой УК с требованием предоставлять только качественные коммунальные услуги. Жители домов всегда могут обратиться в совет дома и получить необходимую поддержку в решении того или иного вопроса. Поэтому жителям домов нужно активно в этом вопросе работать с советом дома.

Пункт 8 статьи 161.1 устанавливает, что председатель совета многоквартирного дома избирается из членов избранного совета многоквартирного дома. В связи с этим к обязанностям председателя многоквартирного дома относятся следующие функции:

  • Он ведет переговоры с управляющей организации о проекте договора управления, о возможности внесения в него изменений, в условия, которые не удовлетворяют собственников жилья. Представляет условия договора управления общему собранию собственников; Если собственники передали полномочия по заключению договора управления председателю совета многоквартирного дома, то он имеет возможность от их имени заключить договор управления;
  • Непосредственно контролирует все обязательства, которые должна выполнять управляющая организация и подписывает акты приемки работ, которые она провела; Также на основание доверенности от собственников может выступать в суде по вопросам, связанным с управлением многоквартирного дома и поставкой коммунальных услуг.

Собственникам выгодно обращаться за помощью в совет дома, поскольку и совет дома и собственники дома имеют общие интересы, они связаны единой судьбой в отношении дома, в решении его проблем, в улучшении состояния дома, его имущества. Если собственники обращаются в совет дома, то выявляются проблемы, находятся оптимальные пути их решения. И не нужно стесняться в таком обращении, больше активности, это исключительно обоюдовыгодное сотрудничество!

Довольно трудно создать благоприятные условия для доверительных взаимоотношений клиентов и управленческих структур, когда отсутствует промежуточная организация, разделяющая интересы обеих сторон. Таким связующим звеном выступает СМД (совет многоквартирного дома). Председатель совета МКД решает насущные вопросы и ориентирует работу государственных жилищных структур.

В каждом многоквартирном доме обязательно должен быть свой совет МКД. Совета может не быть лишь тогда, когда уже существуют жилищный или потребительский кооператив , а также товарищество. В случае, когда жильцы не создали совет и не выбрали председателя совета МКД , управленческая компания обязана организовать ОСС (общее собрание собственников) в течение трех месяцев. Главной проблемой ОСС будет отсутствие совета МКД, главной задачей – решение этой проблемы.

Согласно настоящим законам Российской Федерации любой многоквартирный дом обязан обзавестись советом и председателем совета МКД (в случае, когда здание не находится на попечительстве ТСЖ или иной организации, исполняющей такие же функции).

В чем польза подобного органа управления? Бесспорно, он отстаивает права и пожелания жителей здания. Обязанности председателя совета МКД заключаются в следующем: проверка должного выполнения управляющей компанией (УК) ее работы, организация порядка и ремонта общедомовых помещений, оценка исполненных компанией обязательств перед собственниками.

Получается, что совет МКД должен следить за следованием УК двусторонним актам, а также оценивать степень удовлетворенности жильцов проделанными работами.

Выборы председателя совета МКД заключаются в избрании одного из его участников. Происходит это на организованной встрече жильцов.

Общее собрание собственников проходит в таком порядке.

  1. Совет МКД ставит задачу решить проблемы с созданием организованного самоуправления. Приступить к решению данного вопроса можно лишь тогда, когда совет собирает 50% и более своих членов (то есть собственников помещений возрастом от 16 лет).
  2. Организовать такое собрание (а также выборы председателя совета МКД) может как группа жильцов, так и отдельно взятый собственник (согласно жилищным законам РФ).
  3. Намеченная дата, а также время организации общего мероприятия должны быть известны всем собственникам как минимум за неделю до проведения встречи.
  4. Председателем совета МКД, а также его секретарем может быть любой избранный голосованием на общем собрании собственник или житель многоквартирного дома (здесь стоит отметить, что если председатель совета МКД не собственник, порядок избрания, а также его полномочия остаются неизменными).
  5. Итоговые акты мероприятия заверяются и секретарем, и председателем. То же касается и протокольной выписки собрания, которая впоследствии направляется в государственные жилищные органы, а также в управляющую организацию. Рассмотрение выписки может длиться до тридцати суток с даты передачи документа главе администрации. После процедуры рассмотрения выписки он направляет председателю совета МКД заверенный акт (удостоверение), подтверждающий должность председателя.
  6. Законодательством установлено, что за претендента в председатели совета МКД должны проголосовать более половины участников общего собрания. Только тогда кандидат приобретает эту должность.

Согласно законодательству РФ переизбрание на должность председателя осуществляется 1 раз в 2 года (совет может самостоятельно устанавливать периодичность процедуры переизбрания). Права и обязанности председателя совета МКД теряют юридическую силу раньше избранного срока по двум причинам:

  • если председатель сам изъявляет желание покинуть эту должность;
  • если за его отставку голосует более ¼ части от общего числа участников собрания.

Заключение об отставке председателя совета МКД, его переизбрании, а также организации совета многоквартирного дома, принятое на общем собрании, жильцы дома обязаны передать УК (или подрядчику), с которой ведется сотрудничество.

Основные и дополнительные полномочия председателя совета МКД

Основные полномочия председателя совета дома

  1. Донесение до жильцов дома планов работ, намеченных УК.
  2. Заверение актов поддержания порядка со стороны жильцов, а также со стороны управляющей организации (УО) (подписание актов выполненных работ председателем совета МКД).
  3. Разработка с жильцами дома закрепленных периодических выплат на поддержание порядка и на ремонтные работы общих помещений. Определение сроков и заключение договоров, касающихся обязательных ремонтных работ.
  4. Совместное с общим собранием жильцов решение проблем, касающихся недовольства отдельных собственников по поводу проведенного ремонта, если какие-либо работы не были закреплены в договоре с управляющей компанией.
  5. Поддержание доверительных взаимоотношений жильцов многоквартирного дома с управляющей организацией.
  6. Контроль над установлением взаимоотношений УО с инспекторскими структурами (в рамках договора с управляющей компанией).
  7. Создание (совместно с УО) плана отчетности по заключенному акту. Эту процедуру необходимо проводить ежегодно. Кроме того, председатель совета МКД должен следить за надлежащим выполнением управляющей организацией всех условий, касающихся доведения той или иной информации до жильцов дома.
  8. Подписание документов о предоставленных услугах с УО (то есть подрядчиком).
  9. Взыскание средств с недобросовестных собственников, имеющих долговые обязательства перед ЖКХ.
  10. Ознакомление жильцов дома с предполагаемым договором с управляющей организацией. Председатель совета МКД должен убедиться, что все жильцы согласны с условиями настоящего договора с УК.
  11. Совместное с общим собранием решение о выборе конкретной УО (либо подрядчика), которая смогла бы предоставить высокий уровень обслуживания.

Дополнительные полномочия . Жильцы дома имеют право наделить ими председателя совета МКД посредством подписания соответствующего договора с управляющей организацией, государственными структурами или же компанией-подрядчиком. Кроме того, согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации на председателя совета МКД может быть оформлен доверительный документ. Доверенность подписывается только председателем, но в ней указаны все собственники, давшие согласие на эту процедуру.

  • Права управляющей компании и ответственность за нарушения

Права председателя совета МКД: что может и не может делать председатель

В случае, когда никаких договоров с УО подписано не было, председатель совета МКД выступает перед ТСЖ в качестве уполномоченного лица, деятельность которого контролируется ТК РФ.

Иногда договор закрепляет некоторые права организации деятельности в многоквартирном доме за ТСЖ. Чтобы иметь возможность подписать трудовой договор, уполномоченному на должность председателя нужно состоять в базе Единого реестра юридических лиц. В таком случае председатель совета МКД имеет следующие возможности: согласовывая с общим собранием жильцов, выбирать работников, которые будут делать ремонт; во время возникновения различных аварий находиться в чужом жилом помещении (исключительно с позволения собственника данного помещения).

Помимо перечисленных, права и обязанности председателя совета МКД могут содержать осуществление закупки инструментов для ремонтных работ, а также внесение фиксированных выплат от собственников. Кроме того, председатель совета МКД может выбирать компанию-подрядчика, предоставлять жильцам дома акты утвержденной формы, привлекать собственников помещений к судебному разбирательству по поводу уклонения от своих обязанностей, а также иных правонарушений. Должностное лицо не может расходовать средства на работы, которые не были согласованы со всеми собственниками помещений. Нахождение на территории чужой собственности без дозволения владельца помещения рассматривается как уголовно наказуемое деяние.

  1. Представлять жильцов дома на судебных разбирательствах (при наличии соответствующей доверенности), касающихся обслуживания здания, а также сервиса, предоставляемого УО.
  2. Следить за должным исполнением всех обязательств УК, а также утверждать все документы сдачи отремонтированных помещений.
  3. Решать все насущные проблемы, назначенные ему на рассмотрение ОСС.
  4. Подписывать акт управления. Согласие жильцов по поводу этого вопроса должно быть выражено доверительным документом или же письменным решением совета.
  5. Проводить ознакомление всех жильцов с договором между советом и управляющей организацией.
  6. Непосредственно вести диалог с УК по вопросам обслуживания здания, корректировки условий договора, если они не устраивают жильцов многоквартирного дома.

Председатель совета МКД ведет контроль над выполняемой работой общего собрания, а также отчитывается перед советом о собственной деятельности.

  • Протокол общего собрания собственников: как оформить по новым требованиям

Зачем может понадобиться доверенность председателю совета МКД

Председатель совета МКД не исполняет обязанностей управляющей компании, он ведет свою работу в качестве должностного представителя совета многоквартирного здания, а также контролирует решения общего собрания и отчитывается исключительно совету жильцов.

Круг вопросов, решаемых на совете жильцов, может быть дополнен по их же решению. Компетенция председателя не имеет такой «привилегии». Однако некоторые дополнительные полномочия председатель совета МКД все же может взять на себя, если они закреплены в доверенности, согласованной со всеми жильцами.

Согласно ГК РФ при отсутствии такого доверительного акта (доверенности) председатель не имеет права брать на себя дополнительные полномочия. Он может лишь решать вопросы, установленные законодательством: участие в оформлении договора с УК, проведение ознакомления всех собственников с настоящим договором, урегулирование ситуаций, когда жильцы не согласны с пунктами данного документа. Представляя интересы жильцов многоквартирного дома, председатель совета МКД ведет диалог с УО, информируя собственников об итогах процесса переговоров. Кроме того, он имеет право следить за должным выполнением всех необходимых работ, установленных в договоре с управляющей организацией. Если договоренности компанией игнорируются, председатель обязан отправить в структуры МСУ документ, в котором должны быть указаны все нарушения (по вопросам сервиса, проведения ремонтных работ, а также по вопросам недобросовестного предоставления коммунальных услуг).

Председатель совета МКД, имеющий доверительный акт от собственников помещений, может:

  • представлять интересы жильцов на судебных разбирательствах по вопросам, касающимся выполнения УО ремонтных работ, а также обеспечения помещений коммунальными услугами;
  • подписывать документы сдачи или приема предоставленных услуг или ремонтных работ помещений, находящихся в общем пользовании; документы, подтверждающие выявление нарушений, некачественного или несвоевременного выполнения обязательств УК; документы, подтверждающие тот факт, что коммунальные услуги не были предоставлены вовсе (или же были предоставлены не в полном объеме);
  • оформлять документы с УО или компанией-подрядчиком, когда эти органы выбраны на совете жильцов;
  • заверять с УО акты управления зданием.

Дополнительные полномочия совета МКД, как правило, закрепляются непосредственно в доверенности.

Стоит привести пример . 2 октября 2013 года судебный орган Саратовской области рассматривал дело № А57-5190/2013, в котором говорилось о том, что «председатель совета МКД имеет право осуществлять деятельность в интересах общего собрания по следующим вопросам:

  • оформлять договор о предоставлении услуг и проведении ремонтных работ согласно решению совета жильцов, заверять его от имени собственников, следить за должным исполнением управляющей организацией своих обязательств и условий данного договора. Кроме того, председатель совета МКД имеет право утверждать документы сдачи ремонтных работ, оказания коммунальных услуг, приема и передачи паспорта подготовки здания к использованию его в холодное время года, а также актов проверки многоквартирного дома;
  • вести диалог с управляющей компанией по вопросам пунктов документа на оказание услуг и проведение ремонтных работ помещений, находящихся в общем пользовании, до момента согласия совета на подписание данного документа».
  • Сравнение способов управления многоквартирным домом

В каком порядке выплачивается вознаграждение председателю совета МКД

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации председатель МКД до 30 июня 2015 года не получал никаких денежных средств, так как этот вопрос не был урегулирован законодательством нашей страны. После указанной даты в законодательстве нашей страны появились поправки (согласно ФЗ № 176 от 29 июня 2015 года), утверждающие выплату вознаграждения председателю МКД.

Теперь ЖК РФ устанавливает сумму и условия выплаты этих денежных средств. Согласно пункту 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации совет жильцов имеет право утвердить оплату труда председателю совета МКД, а также его участникам.

Решение о выплате вознаграждения должно включать:

  • сумму оплаты денежных средств председателю совета МКД;
  • обязанности, за исполнение которых осуществляется такая выплата.

Эти решения принимаются на общем собрании жильцов. Законодательство не обязывает совет утверждать выплату вознаграждения. Данный вопрос должен быть вынесен на общее голосование, итоги которого определяются решением более 50 % собственников («за» или «против»).

УО не ведет выплату вознаграждения председателю совета МКД, если большинство членов совета проголосовали «против». Все обязательства УК установлены в статьях 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. В данном перечне не содержится обязательство по выплате каких-либо денежных средств председателю совета МКД.

Управляющая компания должна решить вопрос об организации общего собрания жильцов, а также следить за надлежащим исполнением своих обязательств перед собственниками. А это значит, что вознаграждение и вовсе может отсутствовать. Законодательством установлено, что УК по определенным причинам имеет право не осуществлять выплату вознаграждения председателю совета МКД в случае, когда на переговорах не было достигнуто решение о тех условиях договора, которые бы устраивали обе стороны.

Если же общее собрание утвердило выплату вознаграждения, собственники должны отразить в документе следующее:

  • сумму выплат УК за предоставление услуг жильцам по организации и выплатам вознаграждения председателю совета МКД;
  • организацию и даты отчетности УК перед жильцами многоквартирного дома о сумме, предоставленной совету (согласно статье 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • сумму выплат отдельно взятым участникам совета либо исключительно председателю совета МКД;
  • сроки оплаты вознаграждения;
  • список членов совета, заявленных на выплату данного вознаграждения;
  • условия выплат, назначенных совету многоквартирного дома. Сумму можно указывать в конкретном платежном акте либо в документе общих платежей с указанием наименования выплаты;
  • предоставление полномочий УК, которая должна в интересах жильцов выплачивать данное вознаграждение, порядок начисления которого устанавливается непосредственно на общем собрании собственников.

УК, как правило, является посреднической организацией, стоящей между жильцами многоквартирного дома и советом собственников. Законом не предусмотрено указание в договоре конкретной суммы вознаграждения председателю совета МКД, однако жильцы все же обязаны выплачивать его управляющей организации.

Чтобы избежать недовольства со стороны инспекционных комиссий, контролирующих порядок налогообложения, необходимо закреплять в договоре сумму вознаграждения, перечисляемую УК. Кроме того, согласно утверждению совета собственников УК обязана отчитываться перед ними по вопросам траты начисленной суммы денег.

Управляющая компания должна уплачивать определенные налоги и страховые выплаты (в случае, когда она является посредником между жильцами, советом и председателем совета МКД).

  • НДФЛ начисляется советом из размера выплаченных денежных средств. Собрание собственников имеет право взыскать сумму денег с жильцов, так как процесс протекает не на основе договорного акта. УК данный платеж не вносит.
  • Страховые выплаты совету не предоставляются. Управляющая организация, исполняющая роль посредника и действующая в интересах жильцов, не имеет обязательств перед собранием и председателем совета МКД.
  • Налог на доходы начисляется на сумму, выделенную жильцами из агентских денежных средств. На денежные средства, выделенные в качестве вознаграждения, налог на доходы не начисляется.

Получите бесплатный доступ на 3 дня

Мы дарим Вам доступ на 3 дня к узкоспециализированной справочной системе – «Управление многоквартирным домом» . Используйте новые возможности для профессионального развития компании.

Как может планировать свою деятельность председатель совета МКД

Вести деятельность председателя совета МКД – задача не из легких. Чтобы грамотно организовать решение всех насущных вопросов, необходимо создать список обязанностей этого должностного лица. Список желательно пересматривать каждый месяц. Председатель совета МКД должен ежемесячно следить за исполнением работ по уборке окрестностей здания и парадных. Осенью крайне важно провести все необходимые работы (утепление окон, парадных дверей и балконов (если они имеются)), чтобы здание было готово к эксплуатации в зимний период.

Кроме того, председатель совета МКД каждый месяц должен оценивать состояние крыши здания, цокольных помещений, электроснабжения и водоснабжения многоквартирного дома. Если он замечает какие-либо нарушения, ему необходимо составить акт со списком всех имеющихся неисправностей, а также оформить заявление на проведение ремонта.

Председателю совета МКД нужно оценить состояние инженерных систем совместно с управляющим многоквартирным домом. Опыт доказывает, что зачастую председатель совета МКД доверяет оценку систем управляющему, так как сам не разбирается в механизмах их действия. Каждый месяц необходимо принимать собственников помещений и оформлять поданные ими заявления, а также решать вопросы с претензиями жильцов по тем или иным вопросам. Председатель совета МКД должен рассматривать всю документацию, предоставляемую собственниками.

Если того требует ситуация, председатель совета МКД должен оформлять свое согласие на установку и замену инженерных систем, подключение бытовой техники в помещениях (например, водных фильтров, не имеющих техпаспорта). В срочном порядке председатель совета МКД обязан оформлять документы по поводу согласия на перепланировку имущества собственников. Эта документация оформляется через специальную комиссию, которая также должна проверить и заверить все необходимые документы. Если при аварии собственники не обратились в ТСЖ, председатель совета МКД не несет ответственности за нанесенный ущерб. В случае, когда председателя попросту не оказывается на месте в его рабочие часы, вся ответственность возлагается уже на него.

  • Лицензирование управляющих компаний: документы, экзамен, контроль и аннулирование

Вопрос 1. Каким способом заверяются дополнительные полномочия председателя совета МКД, не закрепленные в Жилищном кодексе Российской Федерации?

Ответ. Все обязанности данной должности закреплены в части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Частью 4.3 части 2 статьи 44 данного Кодекса установлено, что совет собственников многоквартирного дома имеет право передать председателю совета МКД функции руководящей должности, не перечисленные в части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (к данным функциям не относятся те, которые закреплены за советом жильцов многоквартирного дома).

Согласно пункту 6 части 8 статьи 161.1 данного Кодекса председатель совета МКД может самостоятельно рассматривать проблемы, возложенные на него советом жильцов. Утверждение о передаче таковых полномочий устанавливается пунктом 4.3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, председатель совета МКД, наделенный такими функциями, может взять под собственную ответственность различные вопросы, заверив их рассмотрение в протоколе совета многоквартирного дома.

Вопрос 2. Может ли председатель совета МКД утверждать договоры, касающиеся обслуживания многоквартирного дома, от лица жильцов данного строения?

Ответ. Пунктом 3 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доверенность позволяет председателю совета МКД утверждать договоры (прописаны в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса) от имени жильцов помещений, если члены совета одобрили подобную процедуру.

Пункт 4.3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на то, что совет жильцов многоквартирного дома имеет право передать председателю совета МКД функции рассмотрения вопросов, не прописанные в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса (в данный перечень не входят функции, относящиеся к полномочиям совета жильцов многоквартирного дома).

Согласно пункту 6 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель совета МКД имеет право брать на себя полномочия, указанные в пункте 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, от лица жильцов многоквартирного дома.

Получается, что утверждение договоров от лица жильцов многоквартирного дома Жилищным кодексом РФ не закреплено. В таком случае можно оформить доверительный акт (согласно статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации) на имя председателя совета МКД, в который будут внесены полномочия, переданные ему общим собранием собственников.

Вопрос 3. На должность председателя совета МКД собрание решает назначить мужчину, не обладающего правом собственности (собственником жилья является, например, его отец) на помещение многоквартирного дома, но проживающего в нем довольно долгое время. Может ли он стать председателем совета МКД?

Ответ. Согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ, если МКД не имеет ТСЖ, либо здание не находится под попечительством другого органа, обладающего схожими полномочиями, если в здании размещено свыше 4 разграниченных жилых помещений, то совет жильцов должен выбрать председателя МКД, являющегося полноправным владельцем жилой площади.

В части 6 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что председатель совета МКД выбирается на ОСС.

А значит, что председателем совета МКД не может стать человек, не являющийся законным владельцем жилого помещения многоквартирного дома.

Вопрос 4. Имеет ли право наделенный конкретными функциями на общем собрании председатель совета МКД подписать акт выполненных работ на общедомовой площади с управляющей компанией, если цены на услуги устанавливает сама компания?

Ответ. ЖК РФ закрепляет порядок установления суммы оплаты обслуживания и выполнения ремонтных работ общедомовой площади, когда совет жильцов многоквартирного дома не определился с конкретной суммой. В таком случае согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации эта сумма закрепляется структурами МСУ. Данная сумма устанавливается советом собственников жилья, если в нем нет товарищества собственников жилья или другой организации, обладающей подобными полномочиями. Утверждение размера оплаты происходит в соответствии со статьями 45–48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Сумма может измениться в зависимости от условий управляющей компании. Размер оплаты (согласно части 7 статьи 156 настоящего Кодекса) должен быть фиксированным в течение года (как минимум).

Права и обязанности председателя совета МКД прописаны в статье 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В пункте 2 части 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что совет многоквартирного дома имеет право вынести вопрос о сумме оплаты обслуживания и ремонтных работ на рассмотрение ОСС (приняв во внимания условия управляющей организации). В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, включенные в части 1и 2 статьи 164 настоящего Кодекса, утверждаются председателем совета МКД посредством доверительного документа. Все условия подписания договоров должны быть указаны непосредственно в настоящей доверенности.

Это значит, что работа председателя совета МКД, касающаяся утверждения различных документов по управлению помещениями общего пользования по расценкам УК, будет правомочна лишь при исполнении сразу всех условий, указанных выше.

Данная тема является довольно сложной. При ознакомлении со статьей 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации создается впечатление, что права и обязанности председателя МКД прописаны очень трудным языком. А дело вот в чем: в статье не прослеживается четкого порядка указания полномочий для данной должности. Здесь происходит переплетение вопросов его обязанностей в качестве главы совета и в качестве представителя от законных владельцев жилых площадей, что уже необходимо указывать в доверенности.

Кроме того, создается впечатление, что полномочия председателя совета МКД могут быть практически не ограничены, если на него оформлена доверенность. Если же рассматривать деятельность председателя совета МКД как главы данного органа в многоквартирном доме, то его функции тесно связаны с функциями самого совета. Получается, если совет имеет право следить за исполнением обязательств УК, а его председатель – утверждать все документы, какой вывод можно сделать? ОСС следит за исполнением, в итоге делает заключение, должным образом исполнены обязательства или не должным. А председатель совета МКД утверждает документ, удостоверяющий надлежащее проведение, например, ремонта, или же документ, в котором содержится указание на некачественные итоги деятельности УО.

Стоит затронуть вопрос о доверенности, оформляемой на имя председателя совета МКД. Подписывая данный документ, любой законный владелец помещения делает это от своего лица. Он передает председателю совета МКД определенные полномочия, которые должны быть непосредственно указаны в таком документе. Получается, что данный вопрос можно было не затрагивать в жилищном законодательстве вовсе, ведь такой документ может быть оформлен на того человека, которого определит сам законный владелец.

Это значит, что председатель совета МКД должен разграничить следующее: свою работу в качестве полномочного представителя того или иного собственника и свою работу в качестве руководителя, решающего общие вопросы, предусмотренные законодательством. Получается, нужно понимать, действует ли председатель совета МКД на основании доверенности или же на основании прав совета многоквартирного дома. Бывало и так, что председатель совета мог заверить тот или иной акт без согласования его с собственниками, чего допускать, конечно же, нельзя.

Председателю совета МКД нужно четко знать свои права и обязанности, ведь ответственность за превышение полномочий возлагается исключительно на него самого.