Когда будут принимать бюджет на. Скромные возможности бюджетополучателей

Когда будут принимать бюджет на. Скромные возможности бюджетополучателей

11:55 — REGNUM Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов в третьем, окончательном чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 9 декабря. Документ принимался с участием 47 непарламентских партий. 315 депутатов проголосовали «за», против — 99 парламентариев.

ВВП чуть подрастет к 2019 году

Согласно документу, дефицит бюджета в 2017 году предусмотрен на уровне 3,2% ВВП, в 2018 — 2,2% ВВП, в 2019 году — 1,2% ВВП.

Доходы бюджета на 2017 год прогнозируются на уровне 13,488 трлн рублей, расходы — 16,241 трлн рублей.

Прогнозируемый объем доходов бюджета на 2018 год оценивается в 14,029 трлн рублей, расходов — 16,04 трлн рублей, на 2019 год — 14,845 и 15,987 трлн рублей соответственно.

Параметры бюджета определены исходя из объема ВВП 86,806 трлн рублей в 2017 году, 92,296 трлн рублей в 2018 году, 98,86 трлн рублей в 2019 году, а также годового уровня инфляции, не превышающей 4%, и среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель. Согласно заложенным в закон о бюджете прогнозам, курс российской валюты будет колебаться в интервале 67,5−71,1 рубля за доллар.

Уровень госдолга к 2020 году не уменьшится

Верхний предел государственного внешнего долга составит на 1 января 2018 года 53,6 млрд долларов США, на 1 января 2019 — 52,8 млрд долларов, на 1 января 2020 года — 53,6 млрд долларов. Объем Резервного фонда, по прогнозу на начало года, составит в 2018 году — 1, 110 трлн рублей, далее резервный фонд будет исчерпан. Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) по прогнозу на начало года составит в 2017 году — 4, 702 трлн рублей, в 2018 году — 4, 190 трлн рублей, в 2019 году — 3, 102 трлн рублей. ФНБ станет одним из основных источников финансирования дефицита бюджета в период 2017—2019 годов.

Расходы бюджета по разделам в 2017 году составят: общегосударственные вопросы — 1,141 трлн рублей, национальная оборона — 1,021 трлн рублей (по открытым статьям бюджета), национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 1,271 трлн рублей, национальная экономика — 2,069 трлн рублей, ЖКХ — 78,9 млрд рублей, социальная политика — 5,092 трлн рублей, охрана окружающей среды — 76,7 млрд рублей, образование — 595 млрд рублей, культура и кинематография — 99,7 млрд рублей, здравоохранение — 378,6 млрд рублей, СМИ — 77,2 млрд рублей, физкультура и спорт — 90,1 млрд рублей, обслуживание госдолга — 728,6 млрд рублей, межбюджетные трансферты — 757,3 млрд рублей.

Кредитная поддержка регионов вырастет в два раза

В рамках подготовки ко второму чтения депутаты «Единой России» подготовили поправки на 250 млрд рублей на 2017 год, это стало возможным за счет перераспределения расходов в рамках принятых ранее параметров бюджета. Всего перераспределено средств на 540 млрд рублей на 2017 год, более 1 трлн рублей — всего за трехлетний период, отметил ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»).

Поправками выделяется дополнительно 9,2 млрд рублей на финансирование транспортной инфраструктуры Крыма и Севастополя. На статью «Транспорт» будет выделено дополнительно 5,8 млрд рублей в 2017 году. Кроме того, ряд поправок направлен на финансирование дорожного хозяйства РФ в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» — по 30 млрд рублей в 2017 и 2018 годах.

Поправками инициированными депутатами, увеличивается кредитная поддержка субъектов РФ из федерального бюджета в 2 раза — со 100 млрд рублей до 200 млрд.

Регионы также получат в 2017 году средства в рамках отдельного вида дотаций — на обеспечение сбалансированности бюджета. По этой статье Крым получит дополнительно 18,65 млрд рублей, Севастополь — 5,16 млрд рублей. Получателем такого вида дотаций станет также Чечня: объем дотаций для республики составит 16,4 млрд рублей в 2017 году.

ВЭБ и РСХБ аккумулируют новые средства

Дополнительные субсидии получат кредитные организации на возмещение недополученных ими доходов от кредитов, выданных сельхозпредприятиям. С учетом поправок субсидии составят 21,3 млрд рублей в 2017 году, 17,6 млрд в 2018 году и 17,17 млрд рублей в 2019 году.

На поддержку АПК направлено дополнительно 10,638 млрд рублей, из них 5 млрд рублей в 2017 году заложены на докапитализацию «Россельхозбанка» (РСХБ).

Бюджетом предусмотрен имущественный взнос РФ во «Внешэкономбанк» для приобретения корпорацией акций АО «Российский экспортный центр». Общая сумма взноса составит 10 млрд рублей в 2017 году. Принята также норма, согласно которой по решению правительства РЖД будет иметь право профинансировать в 2017 году на сумму до 10 млрд рублей на строительство идущей в обход Украины железной дороги из средств неиспользованных ранее взносов РФ в уставный капитал компании, предназначавшихся на иные цели.

Дополнительно профинансируют моногорода и экспорт

На профилактику ВИЧ и вирусных гепатитов предусматривается выделение 17,68 млрд рублей в 2017 году, 17,13 млрд рублей в 2018 году и 16,75 млрд рублей в 2019 году. Ежегодно планируется выделять по 25 млрд рублей на реализацию программы по строительству новых школ.

На моногорода будет выделено дополнительно 6,5 млрд рублей, поддержка экспорто-ориентированных отраслей обойдется бюджету в 25 млрд рублей, ипотека и арендное жилье — 10 млрд рублей, ЖКХ и городская среда — 20 млрд рублей.

Более 13 млрд рублей выделяется в 2017 году на поддержку малого бизнеса через взнос в уставный капитал госкорпорации по развитию МСП.

По 1,4 млрд рублей на каждый год трехлетки будет выделено на поддержку муниципальных домов культуры. На поддержку творческой деятельности муниципальных театров в малых городах направят 670 млн рублей в 2017 году, аналогичная сумма будет предусмотрена на этим цели в 2018 и в 2019 году.

На обеспечение единовременной выплаты в 5 тыс. рублей военным пенсионерам будет выделено 10,5 млрд рублей. Финансирование обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации увеличивается на 3,724 млрд рублей, причем эта сумма будет выделена как в 2017, так и в 2018 и в 2019 годы. Поддержка общероссийских организаций инвалидов увеличивается на 150 млн рублей.

Как подчеркнул Макаров, в бюджете была решена задача финансового обеспечения реализации указов президента: в бюджете 2017 года на эти цели заложено 625,7 млрд рублей плюс 36,4 млрд, в 2018 году — 674,2 млрд рублей плюс 48,5 млрд, в 2019 году — 650 млрд рублей.

Ранее бюджет был принят Госдумой и ободрен Советом Федерации.

Закон о федеральном бюджете на трехлетний период предусматривает доходы в 2017 г. в размере 13,487 трлн руб., расходы - 16,240 трлн рублей. Доходы на 2018 и 2019 гг. прогнозируются на уровне 14,028 трлн руб. и 14,844 трлн руб. соответственно, а расходы составят 16,039 трлн руб. в 2018 г. и 15,986 трлн руб. в 2019 году. Дефицит федерального бюджета в 2017 г. составит 2,753 трлн руб. и будет планомерно сокращаться до 2,011 трлн руб. в 2018 г. и до 1,142 трлн руб. в 2019 году.

Бюджет был подготовлен исходя из среднегодовой цены на нефть в $40 за баррель и инфляции не выше 4% на плановый период. Предполагается, что средний курс доллара в 2017 году составит 67,5 руб., в 2018 году - 68,7 руб., в 2019 году - 71,1 руб.

Социальные расходы

Документ содержит ряд норм, касающихся социальной сферы. В частности, на профилактику ВИЧ и вирусных гепатитов B и C будет выделено 17,688 млрд руб. в 2017 г., 17,130 млрд руб. - в 2018 г. и 16,757 млрд руб. - в 2019 году. Дополнительные средства (по 3,724 млрд руб. в течение трех лет) будут выделены на реализацию программы "Доступная среда" и систему госгарантий инвалидам.

Ежегодно планируется выделять 25 млрд руб. на реализацию программы "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" в сфере дошкольного и общего образования.

На дошкольное образование в Крыму в 2017 году правительство предложило направить 7,781 млрд руб. в 2017 году. Субсидии на дополнительное образование детей в Крыму составят 2,048 млрд руб. в 2017 г., 1,578 млрд руб. в 2018 г. и 1,480 млрд руб. в 2019 году.

Более 13 млрд руб. выделяется в следующем году на поддержку малого бизнеса через внесение взноса в уставный капитал Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, запланировано выделение 10,5 млрд руб. на единовременную выплату ветеранам боевых действий, соответствующий закон Госдума приняла 11 ноября.

Поддержка регионов

Бюджет предусматривает выделение отдельного вида дотаций регионам в 2017 г. в целях обеспечения сбалансированности бюджета. Согласно этому распределению средств, Крым получит дополнительно 18,653 млрд рублей, Севастополь - 5,165 млрд рублей. Третьим получателем такого вида дотаций в следующем году станет Чечня - объем дотаций составит 16,406 млрд рублей.

Объем бюджетных кредитов регионам в 2017 и 2018 гг. увеличивается вдвое, до 200 млрд руб. в год. Ассигнования на бюджетные кредиты субъектам РФ в 2019 г. сохранятся на уровне 50 млрд рублей. При этом кредиты будут предоставляться на срок до пяти лет.

Поддержка АПК

Бюджет предусматривает направление дополнительных субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов от кредитов, выданных предприятиям, работающим в сфере сельского хозяйства, - 16,170 млрд руб. в 2017 г., 12,652 млрд руб. в 2018 г., 12,342 млрд руб. в 2019 году. На поддержку АПК направляется дополнительно 10,638 млрд руб., из них 5 млрд руб. в 2017 г. заложены на докапитализацию Россельхозбанка.

Минфин сбалансировал бюджет на 2017-2019 годы, уменьшив бюджетные расходы на 6, 9, 11% соответственно.

Основные усилия представленной бюджетной политики сосредоточатся на сокращении дефицита: в 2017 году он составит 2,7 трлн руб. (3,2%), в 2018 году — 1,98 трлн руб. (2,2%), в 2019-м — 1,13 трлн руб. (1,2%).

Приоритеты подешевели

В результате все приоритеты правительства — старые и новые, которые готовятся по аналогии с национальными проектами предвыборной кампании президента 2012 года, финансируются очень скромно.

На 2017 год Минфин заложил на эти цели всего 30 млрд руб. На всю трехлетку в бюджете учтены расходы на эти приоритеты не более 75 млрд руб., следует из материалов ведомства.

Отметим, что это не совсем то, чего ожидали в Белом доме.

В среду Дмитрий Медведев сообщил, что расходы по приоритетным проектам на следующий год «измеряются в пределах до 150 млрд руб.». Премьер-министр также сообщил, что по девяти из одиннадцати приоритетных проектов есть определенность с целевыми показателями.

Из проекта бюджета Минфина следует, что определенность есть только по семи проектам. Двух проектов в перечне расходов на 2017 год нет вообще. А по трем проектам («Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Безопасные и качественные дороги» и «Комплексное развитие моногородов») на следующий год финансирование не предусмотрено.

Еще в июне в Минфине говорили о том, что в пользу приоритетных проектов может быть перераспределено до 1% всех расходов бюджета уровня 2016 года. Тогда речь действительно шла о сумме порядка 160 млрд руб. Проект бюджета оставляет президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву выбор по распределению на приоритетные проекты предусмотренных для них резервов. Резервирование осуществляется по разделу «Общегосударственные вопросы» и составит в 2017 году 127 млрд руб., в 2018 году — 128,1 млрд руб. и в 2019-м — 131,5 млрд руб.

Эти деньги можно направить на «финансовое обеспечение непредвиденных расходов по решениям президента и правительства», говорится в документах Минфина. Но при принятии решений руководителям страны предстоит учитывать и то, что Минфин эти резервы предусмотрел в том числе и на проведение непредвиденных аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Поэтому приоритетные проекты, скорее всего, правительству предстоит наполнить уже включенными в обычные статьи бюджета расходами на давно запланированные цели.

Безусловные расходы

Другие возможности изыскивать средства в бюджете Минфином не предусмотрены. Дело в том, что

еще одна особенность нынешнего бюджета — полное отсутствие условно утвержденных расходов.

До 2016 года у правительства было право оставлять в бюджете нераспределенными не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета на следующий год и не менее 5% общего объема расходов бюджета на второй год планового периода. Эти средства распределялись при участии Госдумы весной, во время правки бюджета. В 2015 году таким образом было распределено до 400 млрд руб.

Эта практика Минфином была отменена для бюджета на 2016 год вместе с отменой «бюджетного правила». На 2017 год Минфин потребовал сохранить ограничение, внеся в Госдуму законопроект с соответствующими поправками в Бюджетный кодекс. На 2018-2019 годы условно утвержденные расходы пока тоже не определены.

Объяснение, которое приводится в материалах Минфина, лаконичное: «Учитывая существенное ухудшение экономической динамики, в том числе ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках, поступление дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017 году не прогнозируется и положения Бюджетного кодекса о «бюджетном правиле» приостановлены».

Скромные возможности бюджетополучателей

Предложенная конструкция бюджета отразила разные возможности главных распорядителей бюджетных средств отстоять свои расходы. Так, получатели гособоронзаказа не смогли серьезно увеличить расходы, по аналогии с 2016 годом, когда в их пользу были перераспределены более 600 млрд руб. социальных и инвестиционных расходов бюджета.

Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» по сравнению с 2016 годом сократятся на сумму более 1 трлн руб. Доля в общем объеме расходов по этому разделу в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшится с 23,7 до 17,6%. В 2018 и 2019 годах доли составят 17,1 и 17,9% соответственно.

Из гражданских бюджетополучателей явно проиграли лоббисты с Дальнего Востока. Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года. Более 20% финансирования потеряли шесть госпрограмм, среди которых «Развитие здравоохранения» (-25%), «Содействие занятости населения» (-29,4%), «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» (-30,3%), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (-27,2%).

Также 22,8% финансирования лишилась госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика». Потери по основной инвестиционной программе бюджета могли оказаться более серьезными. Но в эту программу оказались включены дотации на санацию ВЭБа в размере 150 млрд руб. на 2017 год. При этом предполагается увеличить уставной капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе.

Увеличиваются расходы по девяти госпрограммам. Так, существенная прибавка в 67,8% к уровню расходов 2016 года предусмотрена по программе социально-экономического развития Калининградской области.

Также более чем на 20% увеличены расходы по программам «Развитие физической культуры и спорта» и «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Рост расходов по последней программе связан с увеличением затрат на администрирование налоговой системы, ростом расходов по внешнему долгу и другими обязательствами правительства в валюте.

Кто заплатит за такой бюджет?

Основных источников финансирования дефицита бюджета всего два. Это резервные фонды и займы. Резервный фонд будет израсходован уже в 2017 году. ФНБ закончится к 2019 году.

Кроме того, Минфин намерен нарастить в следующую трехлетку объем заимствований на внутреннем рынке примерно в три раза по сравнению с 2016 годом, до 1,05 трлн руб. в год (внешние займы могут достичь $7 млрд, в 2018-2019 гг. по $3 млрд). В целом объем государственного долга сохранится на безопасном уровне — менее 20% ВВП, считают в финансовом ведомстве.

По словам министра финансов Антона Силуанова, в текущем году финансирование дефицита бюджета осуществлялось на две трети за счет средств Резервного фонда, на одну треть за счет внутренних заимствований и приватизации. В следующем году больших поступлений от приватизации не ожидается и, чтобы не тратить остатки резервов, будет существенно увеличен объем внутренних заимствований.

По мнению финансового ведомства и ЦБ, этот объем размещений не сильно повлияет на финансовые рынки и возможности банковского сектора по кредитованию населения и бизнеса.

«Видим, что сейчас такая ситуация возможна, рынок имеет достаточно большой объем ликвидности. Здесь тоже главное не перегнуть палку с тем, чтобы инвесторы не требовали высоких ставок и коротких бумаг. Поэтому мы будем очень аккуратно осуществлять внутренние заимствования», — сказал в среду Силуанов, выступая на форуме «Россия зовет!».

Сейчас Минфин финансирует дефицит бюджета за счет средств Резервного фонда, продавая валюту Банку России.

В этом году он уже продал свыше $17 млрд за 1,17 трлн руб. И вероятнее всего продаст ее еще не менее чем на 1 трлн руб. На 1 октября в фонде оставалось 2,038 трлн руб., или $32,26 млрд. Кроме того, население и компании демонстрируют склонность к увеличению сбережений, а объемы кредитования растут незначительно. В результате всех этих факторов в банковской системе образуется так называемый структурный профицит ликвидности. Он, по ожиданиям Центробанка, сохранится весь следующий год.

ЦБ для того, чтобы излишек денег не оказывал понижающего давления на ставки в экономике и не стимулировал тем самым рост кредитования и потребления (регулятор полагает, что это помешает ему добиться снижения инфляции до 4% к концу 2017 года), уже начал проводить операции по абсорбированию ликвидности. Это депозитные аукционы и размещение облигаций Банка России.

Рост заимствований в следующем году Минфин и ЦБ рассматривают как инструмент того же самого абсорбирования ликвидности.

Отметим, что в первой же главе проекта бюджета, посвященной основным параметрам, по-прежнему учтена нормативная величина роста резервов с 6 трлн руб. в следующем году до 6,9 трлн руб. в 2019 году.

Наоборот, разделы, посвященные источникам финансирования дефицита, показывают, что Резервный фонд в 2017 году будет использован в размере 1,2 трлн руб. полностью. Из ФНБ в 2017 году будет потрачено 659,6 млрд руб., в 2018 году — 1,1 трлн руб. и 136,9 млрд руб. — в 2019 году. После этого в нем останутся средства, не связанные с обязательствами правительства потратить их на инфраструктурные проекты. Противоречие бюджетных статей в Минфине объясняют вовремя не внесенными правками в Бюджетный кодекс и предлагают верить той части, где указаны источники финансированию дефицита.

Также в проекте бюджета Минфина конфликт с Минэкономразвития о бюджетном влиянии на экономический рост сохраняется. Минфин настаивает на том, что в 2017 году ВВП вырастет на 0,6%, в 2018 году — на 1,7%, а в 2019-м — на 2,1%. Минэкономразвития накануне внесло в правительство макроэкономический прогноз, в котором базовый (бюджетный) сценарий предусматривает рост ВВП в 2017 году на 0,2%, в 2018-м — 0,9%, в 2019 году — 1,2%.

Окончательное решение по всем спорным вопросам бюджета правительство примет на заседании в четверг, 13 октября.

Ежегодно правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает федеральный бюджет. 19 декабря 2016 года Президентом РФ был подписан закон о принятии бюджета на 2017 год, главный документ страны, регламентирующий принципы распределения денежных средств, описывающий направления экономического развития государства.

В документе зафиксированы планируемые доходы, и прописаны обязательные статьи расходов. Основная характеристика нового бюджета состоит в еще большем урезании государственных трат, которые всё равно остаются выше доходов.

Общие параметры бюджета РФ на 2017 год

С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов. Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета. На 2017, 2018 и 2019 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов.

Впервые законопроект о госбюджете рассматривался 18 ноября 2016 года. В условиях кризиса и напряженной геополитической обстановки было понятно, что чем-то придется жертвовать, поэтому Госдума пропустила документ дальше, но с большими оговорками. Во втором чтении были сделаны некоторые корректировки, перераспределена часть расходов 540 млрд. рублей, например, на кредитную поддержку регионов согласовали 200 млрд. рублей вместо 100.

Итоговый вариант был принят Госдумой в третьем чтении, и 19 декабря 2016 года Президент РФ подписал закон о федеральном бюджете на 2017 год. Отталкиваясь от прогноза ВВП объемом 86 806 млрд. рублей и ожидаемого уровня инфляции в пределах 4%, в федеральном бюджете РФ планируются доходы - 13 487,6 млрд. руб., расходы - 16 240,8 млрд. руб. Дефицит составит 2 753,2 млрд. руб.

Цена на нефть и курс валюты в формировании бюджета

Так как Россия продолжает быть сырьевой страной, то есть существенную долю доходов приносят нефте- и газодобывающие отрасли, одним из ключевых расчетных показателей является стоимость нефти на мировом рынке. В принятом бюджете за основу взята цена в 40 долларов за баррель.

При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов - это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх. Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель. Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д.

Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах.

Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар. С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях. Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне.

Статьи расходов

С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:

Общегосударственные вопросы - 1 135 млрд. рублей.
Национальная оборона - 1 121 млрд. рублей.
Правоохранительная система - 1 270 млрд. рублей.
Национальная экономика - 2 292 млрд. рублей.
ЖКХ - 58,2 млрд. рублей
Охрана окружающей среды - 76,4 млрд. рублей
Образование - 568 млрд. рублей
Культура и кинематограф - 94 млрд. рублей
Здравоохранение - 377 млрд. рублей
Социальная политика - 5 080 млрд. рублей
СМИ - 73,4 млрд. рублей
Физкультура и спорт - 89,7 млрд. рублей
Обслуживание госдолга - 729 млрд. рублей
Межбюджетные трансферы - 768 млрд. рублей

Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.

Около 17% федеральных бюджетных расходов засекречены, и только 6% из них связаны с затратами на оборону и безопасность страны.

Что входит в общегосударственные вопросы

В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д. Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента. Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.

В федеральном бюджете на 2017 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

Расходы на оборону и безопасность

Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования. В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны. Однако нынешние затраты во многом - это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.

Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года. И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн. рублей. При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений - в образовании, обустройство жилья военнослужащих - в ЖКХ и т.д.

Относительно правоохранительных органов ожидается очередное сокращение численности сотрудников полиции, в основном административного аппарата, на 10%. Но в планах повышение заработной платы на 5%.

Государственные инвестиции в экономику

Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий. С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.

Пока наибольшие потери понесли следующие программы:

Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%

При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд. рублей), РЖД (68 млрд. рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд. рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд. рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2017 году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.

Судьба приоритетных национальных проектов

За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2017 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.

Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:

Развитие здравоохранения - 3,84 млрд. рублей
Развитие образования на 2013-2020 годы - 42 млрд. рублей
Ипотека и арендное жильё - 20 млрд. рублей
ЖКХ и городская среда - 10 млрд. рублей
Международная кооперация и экспорт - 41 млрд. рублей
Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы - 14,6 млрд. рублей
Безопасные и качественные дороги - 30 млрд. рублей
Комплексное развитие моногородов - 6,5 млрд. рублей
Экология - 20,19 млрд. рублей

Наличие программы в списке не означает достаточный объем вложений, так, например, на «Развитие здравоохранения» в бюджете 2017 году планируется потратить на 25% меньше средств, чем в 2016 году.

Социальная политика во главе бюджета

Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2017 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд. больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий.

Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров.

Остальные 1,4 трлн. рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.

Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.

Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины.

Налог на добычу полезных ископаемых;
Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ;
Налог на добавленную стоимость;
Акцизы на алкоголь, табак, топливо;
Налог на прибыль предприятий.

Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2017 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2017 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.

Продолжают действовать налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2017 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.

В целях финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн. рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд. рублей. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн. рублей. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Прирост ВВП в 2017 году ожидается не выше 0,6%, что нельзя назвать экономическим ростом. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.

Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики. Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим. Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли проект бюджета с дефицитом более чем в 2,75 трлн руб. Против проголосовали 100 человек, за - 334 депутата. Во втором чтении законопроект рассмотрят в начале декабря

Госдума приняла в первом чтении проект закона о федеральном бюджете на 2017 год и последующие два года. Согласно документу, доходы бюджета на 2017 год запланированы в 13,4876 трлн руб., расходы — в 16,2408 трлн руб. Таким образом, дефицит составит порядка 2,7532 трлн руб., или более 3% ВВП. В последующие годы доходы бюджета, как ожидается, вырастут, а расходы и дефицит сократятся.

Покрывать дефицит в 2017 году предполагается за счет использования средств Резервного фонда (в размере 1,15 трлн руб.) и Фонда национального благосостояния (в объеме 668,2 млрд руб.). В результате Резервный фонд к концу 2017 года будет полностью исчерпан, а в ФНБ останется 4,19 трлн руб.

Проект бюджета сверстан исходя из цены на российскую нефть Urals $40 за баррель. При этом средний курс доллара к рублю в 2017 году, как запланировано, составит 67,5 руб., в 2018 году — 68,7 руб., в 2019 году — 71,1 руб. Инфляция в 2017-2019 годах, как ожидается, составит 4%.

Оппозиция против «бюджета выживания»

Само правительство характеризует бюджет на 2017-2019 годы (после однолетнего бюджета 2016 года правительство вернулось к трехлетнему бюджетному циклу) как консервативный, постадаптационный и мобилизационный. В частности, в пояснительной записке к проекту бюджета правительство оценивало его как «мобилизационный» (в части доходов) и бюджет экономии (в части расходов), . Пакет мер бюджетной консолидации примерно на 70% состоит из «оптимизации расходов и повышения их эффективности», тогда как на меры по мобилизации доходов приходится около 30%, поясняло правительство. Это должно позволить сократить бюджетный дефицит с 3,2% ВВП в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019-м.

Такую бюджетную конструкцию . Например, экономический факультет МГУ в своем заключении на проект бюджета рекомендовал построить бюджет не на проциклическом принципе, а на контрциклическом — стимулировать экономику и наращивать бюджетный дефицит сейчас, когда экономика испытывает слабость, а бюджетную консолидацию отложить до того, как возобновится устойчивый экономический рост. Но Минфин считает, что сейчас как раз нужен именно такой ограничительный бюджет как фундамент для стабильной и низкой инфляции, устойчивого валютного курса, стабильных ожиданий бизнеса.

В первом чтении бюджет принят голосами одних единороссов, которые в новом созыве Думы имеют конституционное большинство и могут без участия оппозиции принимать любые законы. Все оппозиционные фракции отказались поддержать документ, сочтя его «бюджетом проедания, замирания и выживания». Минэкономразвития, чей социально-экономический прогноз лег в основу бюджета, в этот раз «даже не попыталось порадовать нас хоть чем-то хотя бы в отдаленной перспективе — до 2034 года ожидается стагнация», сетовал, в частности, представитель фракции ЛДПР Сергей Катасонов. Вся кризисная нагрузка переложена на плечи населения, отмечали оппозиционеры. При таком подходе властей экономический кризис перерастет в политический, предрек лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Депутаты просят денег

Проект закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был правительством в Госдуму 28 октября 2016 года. В сообщении пресс-службы кабмина отмечалось, что ключевые характеристики бюджета на ближайшие три года рассчитаны исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития России на 2017-2019 годы. Предполагается, что во втором чтении законопроект о федеральном бюджете будет рассмотрен Госдумой на заседании 7 декабря, в третьем чтении — 9 декабря.

После того как правительство внесло проект бюджета в Думу, документ пока не менялся — его лишь оценивали фракции, комитеты палаты и приглашенные бюджетным комитетом эксперты-экономисты из ведущих российских институтов. По итогам изучения проекта комитет по бюджету рекомендовал правительству изыскать дополнительные средства для финансирования здравоохранения и образования (в частности, предусмотреть в бюджете средства на масштабный проект лидера единороссов Дмитрия Медведева — строительство и реконструкцию школ; сейчас денег на это в проекте не заложено). Кроме того, от правительства ждут дополнительных денег на поддержку малого бизнеса, промышленности, моногородов, сельского хозяйства. Также депутаты рекомендуют резко нарастить бюджетное кредитование регионов, долги которых давно превысили 2 трлн руб.

Эти и другие рекомендации основаны на приоритетах, определенных для бюджета единороссами. Министр финансов Антон Силуанов на заседании Думы в пятницу неоднократно подтвердил, что правительство готово изыскать резервы для дополнительного финансирования этих приоритетов. На какие именно дополнительные средства смогут рассчитывать приоритетные проекты, в постановлении Думы не сказано.

Перспектива-2018

Парламентская оппозиция требует от правительства смелости и решительности: не сокращать расходы, а принять меры для ускоренного пополнения бюджета, собрав дополнительные деньги с богатых людей (с помощью введения прогрессивной шкалы налогообложения), нефтяных и газовых компаний (за счет отмены возмещения НДС за экспортные операции) и т.д. Но не принять бюджет — гораздо хуже, чем принять, первое приведет к настоящим потрясениям, убеждал оппонентов председатель бюджетного комитета Думы Андрей Макаров.

Предложения, включающие, в частности, введение прогрессивной шкалы налогообложения, Минфин готовит к 2018 году, сказал депутатам Силуанов. Сейчас прогрессивное налогообложение вводить невозможно: это лишь спровоцирует увод доходов в тень, опасается Минфин. Прогрессивная шкала была в России до 2000 года, но все числились получателями минимальных зарплат и налогов не платили, напомнил представитель фракции единороссов Александр Жуков. Отмена возмещения НДС для газовиков и нефтяников просто разорит отрасли, сделав их продукцию неконкурентоспособной: им придется платить НДС дважды — в странах, куда они продают продукцию, и в России, пояснил депутат.

И Силуанов, и думские единороссы убеждали оппонентов, что бюджет гарантирует исполнение всех обязательств государства перед гражданами при любых обстоятельствах — и это главное. Надежность и предсказуемость бюджетной политики создаст основу для возобновления экономического роста, надеется Силуанов.