Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».
Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной .
Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.
Классификация камеральных проверок:
Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:
К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).
Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.
Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:
Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.
ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.
Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:
Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.
Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.
Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:
Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.
После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:
Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.
После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:
Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.
К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.
В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.
№ | Действие налогового органа или налогоплательщика | Временные рамки |
---|---|---|
1 | Начало камеральной проверки | Сразу после подачи документа |
2 | Завершение камеральной проверки | Максимум 3 месяца |
3 | Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) | 5 рабочих дней с момента получения требования |
4 | Представление истребованных в ходе проверки документов | 10 дней после требования |
5 | Составление акта о результатах проверки | 10 дней после окончания |
6 | Вручение акта проверяемому предпринимателю | 5 дней после составления |
7 | Выражение несогласия с актом камеральной проверки | 15 суток со дня получения акта |
8 | Вынесение решения с учетом приведенных возражений | 10 дней после подачи |
9 | Продление срока на вынесение решения | Не более чем на 1 месяц |
10 | Вручение решения налогоплательщику | В течение 5 дней после вынесения |
11 | Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» | Через 10 дней со дня вручения |
В статье рассмотрим как проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, ее сроки, а также как узнать ее результат проведения. Камеральная проверка осуществляется курирующим налоговым специалистом камерального отдела по месту расположения налоговой на основании предоставленной налоговой и первичной документации. Данный вид проверки выполняется в постоянном порядке силами специально предусмотренного для этого отдела.
Камеральная проверка будет проведена, если плательщик НДФЛ обратится в налоговую:
Любое обращение в ФНС с 3-НДФЛ является поводом для проведения камеральной проверки.
При проверке 3-НДФЛ камеральщику потребуется сама декларация, а также документация, обосновывающая применение указанной ставки, вычетов. При необходимости проводится запрос необходимой первичной документации у налогоплательщика. Если проверяющему специалисту будут не понятны какие-либо моменты, то он попросит разъяснений в письменном виде у налогоплательщика. Если что-либо в проверяемой документации покажется подозрительным, то данное дело будет передано отделу, выполняющему выездные проверки. Читайте более подробно про проверку предпринимателей в статье: →” “.
Процедура камеральной проверки осуществляется специалистами налоговой, порядок ее организации определен 88 статьей НК РФ.
2-м пунктом указанной статьи определено, что камеральная проверка подлежит проведению не позднее трехмесячного срока с даты передачи 3-НДФЛ в налоговую .
Точка отсчета для указанных трех месяцев – момент представления 3-НДФЛ. Данная декларация может быть подана физлицом несколькими путями:
Дата представления 3-НДФЛ в зависимости от способа подачи:
Таким образом, момент начала проведения камеральной проверки – это дата передачи 3-НДФЛ в налоговую, в течение 3-ех месяцев с этой даты камеральщики должны провести проверку декларации.
Если от налогоплательщика требуется предоставить уточненную или скорректированную 3-НДФЛ, то трехмесячный срок будет исчисляться заново со дня подачи последнего документа или пояснения.
Проверка осуществляется на основе предоставленной декларации и сопровождающей ее обосновывающей документации, при этом нет никакой связи с какими-либо событиями, основаниями. Никакого письменного сообщения налогоплательщику о начале камеральной проверки не направляется.
Письменного решения или иного документа для начала проведения камеральной проверки не требуется, инспекторы проводят ее самостоятельно без какого-либо приказа свыше.
Если проверяющим лицом устанавливаются какие-то нарушения, то проводится камеральная проверка с истребованием документации первичного характера у плательщика. В 5-ти дневный срок предлагается физлицу пояснить выявленные несоответствия, предоставить дополнительные сведения, а также внести корректировки. Камеральщик может связаться с налогоплательщиком с помощью указанного в 3-НДФЛ телефона или направить письменное требование о предоставлении какой-либо дополнительной информации.
Сама процедура частично автоматизирована – поступивший бланк 3-НДФЛ проходит проверку специализированной программой, которая на основе проведенного тестирования выявляет арифметические ошибки, противоречия показателей и нестыковки данных. Машина не может определить все возможные ошибки в показателях декларации, ее возможности имеют свои границы, а потому после машинной проверки за дело берутся камеральщики.
Информация о том, как именно проводится камеральная проверка, является закрытой. Никаких точных данных о методах и приемах, применяемых в ходе данной процедуры камеральщиками, налоговой не раскрывается.
В ходе процедуры инспекторы выявляют случаи занижения базы для вычисления налога путем логической проверки указанных цифровых показателей в полях декларации. Сведения из декларации сопоставляются с иной информацией, получаемой из предыдущих отчетов, внешних источников.
По факту проведенной камеральной проверки формируется список плательщиков, в отношении которых будет осуществлена выездная проверка.
В процессе камеральной проверки 3-НДФЛ можно выделить следующие этапы:
В декларации важно указывать действующий номер телефона, чтобы контролирующий инспектор смог в кратчайшие сроки связаться с налогоплательщиком для получения дополнительных сведения и его уведомления о выявленных нарушениях и неточностях.
Если налогоплательщик желает лично контролировать процедуру проведения камерального проверки, отслеживать ее текущий статус, то можно предпринять следующие действия:
Данные действия позволяют налогоплательщику отслеживать действия камеральщиков, уточнять необходимые вопросы, сроки окончания проверки, ее ход, что особенно актуально при получении вычетов по НДФЛ.
Узнать результат можно с помощью указанных выше способов. Также можно направить официальный письменный запрос в налоговую. Наиболее удобно смотреть результат в личном кабинете, при возникновении непонятных ситуаций, рекомендуется обращаться непосредственно в камеральный отдел налоговой, расположенной по месту подачи 3-НДФЛ, то есть по месту проживания физлица.
По факту завершения проверки может быть установлен следующий результат:
Если результатом стал отказ, то следует выяснить причины этого, как правило, подобные решения выносятся в связи с нехваткой необходимой обосновывающей документации. Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового специалиста, то он может обратиться с письменным возражением.
Если результатом камеральной проверки стало решение о предоставлении вычета, то в течение одного месяца с момента окончания проверки денежные средства перечисляются на счет налогоплательщика, указанный в заявлении, подаваемом вместе с 3-НДФЛ в числе прилагаемой документации. Нарушение указанного срока является поводом для письменного требования о начислении процентов за каждый день задержки в связи с незаконным использование чужих средств.
Потапенко А.А. 18.04.2016 сдал 3-НДФЛ в налоговую по месту проживания для получения имущественного вычета при покупке квартиры. Декларацию он сопроводил заявлением, документацией, подтверждающей расходы на приобретение жилья. В какие сроки он может ожидать положенный вычет?
Сроки осуществления камеральной проверки в данной ситуации – 3 месяца со дня подачи (до 18.07.2016). Если никаких неточностей и ошибок специалист камерального отдела не выявит, вся документация имеется в наличии, то после окончания срока проверки в течение одного месяца Потапенко получит сумму вычета, последняя дата для получения денег – 18.08.2016.
Если до 18 августа Потапенко не получит деньги, то следует писать жалобу, направляя ее руководителю налоговой.
Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.
Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.
Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ .
Что проверяется | Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет |
---|---|
Сколько длится проверка | 3 календарных месяца (см. Прим.)* |
Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля |
|
Как оформляется результат проведенных мероприятий | В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется |
Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте | В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, - в вышестоящий налоговый орган |
* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.
Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка
В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности . При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности. При направлении по почте - датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.
В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.
Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений. В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки. Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.
В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.
В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.
Акт камеральной налоговой проверки (скачать)
Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.
В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.
После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки. Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.
Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.
Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.
По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.
Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.
Что проверяется | Представленная налогоплательщиком декларация или расчет | Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей |
Какой период охватывает | Период, за который представлена отчетность | Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки |
Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля | ||
Срок проведения | ||
Продление срока | Невозможно | Возможно, на 4 или на 6 месяцев |
Приостановление срока | Невозможно | Возможно, на срок до полугода |
Место проведения | По месту нахождения налогового органа | По месту нахождения налогоплательщика |
Оформление результатов проведенных мероприятий | Если нарушения не выявлены, акт не составляется | Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или нет. |
Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:
Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.
Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.
Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.
Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:
Понятие «камеральная проверка» знакомо многим. Но вот с подробностями такой процедуры мало кто разобрался. Выясним, какова суть проверок, проводимых налоговыми структурами.
Что значит «камеральная проверка» — это первое, на что стоит ответить. Обратимся за разъяснениями к законам России.
Под камеральной понимают проверку налоговой инспекцией, которая проводится на базе имеющихся данных, отраженных в декларации, что представляется плательщиками. При этом не проводится иной проверки налогоплательщиков.
Проверки камерального типа проводятся по месту нахождения налоговой инстанции на базе налоговой декларации и документации, что представлены плательщиком налогов.
Обязательство по проведению камеральной проверки лежит на плечах уполномоченного лица налоговой инспекции в рамках его служебных обязанностей.
Проверка возможна на протяжении 3 месяцев с момента представления документов, деклараций, на основании которых рассчитан и уплачен налог. Хотя законодательством могут устанавливаться и другие сроки.
Если при камеральной проверке найдено ошибку в заполненных документах или сведения являются противоречащими, налогоплательщик будет об этом уведомлен. Представляется требование о внесении коррективов в установленные сроки.
Проводя камеральную проверку, уполномоченное лицо может затребовать от плательщика информацию, документацию, что подтвердит правильное исчисление платежей.
Документация, представленная налогоплательщиком – основание для расчета и перечисления налоговых сумм. Учитываются и сведения другой документации, которая есть у работников налоговой службы.
Камеральные проверки – средство осуществления контроля, правильны и достоверны ли сведения, отраженные в . Контроль не ограничен осуществлением проверки цифр.
Инспектор также обращает внимание, достоверны ли данные в отчетах на базе существующей информации о плательщиках налогов.
Такие проверки являются инструментом предварительного отбора плательщиков, которых позднее навестит ФНС с выездной проверкой.
Задачами камеральной проверки является:
Проведение визуальной проверки | Обращается внимание, правильно ли оформлено бухгалтерскую отчетность. Проверяются реквизиты, подписи должностного лица |
Проведение проверки, когда определяется, правильно ли составлено расчеты по налогу | Включает подсчеты итоговых показателей по налогам, что должны перечисляться в казну. Проверяется, обоснованно ли использовано ставку налога, льготу, правильно ли отражены данные для расчета базы налога. Обращается внимание – вовремя ли представлены все расчеты |
Проведение логического контроля | Искажены ли сведения в отчетности, логична ли связь отчетных и расчетных показателей, сопоставимы ли отчетные значения с данными предыдущих периодов |
Проведение проверки согласованности значений | Что повторяются в бухгалтерских отчетах и налоговых подсчетах |
Проведение предварительного оценивания бухгалтерских отчетов, налогового расчета | Обращается внимание, достоверны ли данные, если ли сомнительные моменты, несоответствия, что указывают на нарушение налоговой дисциплины |
Цель:
Все ответы можно найти в Налоговом кодексе () с более поздними изменениями.
О проведении камеральной проверки говорится в ст. 88 НК. Следует обратить внимание и на , .
Как будет действовать налоговая инспекция после завершения камеральной проверки?
Налоговый орган уведомляет плательщика налога о том, что он должен произвести доплату налога в бюджет, пени в том числе.
Налоговая инспекция, где проводится камеральная проверка деклараций и сопутствующих документов налогоплательщика, осуществляется процедуру с учетом субъекта. Рассмотрим нюансы проверок компаний, ИП и граждан.
Компания, которая представляет в налоговую инстанцию пояснения по поводу обнаруженной ошибки в отчетности, может представлять выписку из регистра и бухучета или иную документацию, что подтвердит достоверность сведений, что внесены в декларации.
Уполномоченные органы должны рассмотреть представленные факты. Если и после этого будет определено, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, составляется акт проверки в соответствии со .
Должностное лицо налоговой инстанции может истребовать дополнительные справки, которые подтвердят наличие права на использование льготы.
Нельзя затребовать документы, если это противоречит нормам законодательства. ФНС может истребовать документацию, которая подтвердит наличие права на вычеты.
Если до завершения камеральной проверки представлено уточненный вариант декларации в соответствии со , проверка первого экземпляра будет прекращена.
Начнется новая проверка поданной декларации. Такие правила касаются и налогового агента, если о другом не сказано в Кодексе.
Работники налоговой инстанции могут затребовать дополнительную информацию, документацию, что подтвердит правильные расчеты сумм налогов.
Такие данные должны предоставляться лицом в течение 5 дней (). При отказе плательщик должен понести ответственность в соответствии со .
Плательщик налога может быть вызван в отделение ФНС, чтобы представить нужные пояснения. не должен составляться в обязательном порядке.
Нет также прямого требования в законах относительно оформления результатов камеральных проверок.
Если своевременно не будет исполнено требования по уплате налога и пени, принимается решение взыскать сумму долга в принудительном порядке ().
Налоговая проверка ИП почти не отличается от проверки юрлиц. Осуществляется первичная и камеральная проверка сданных документов. Проводятся выездные проверки.
Проведение проверки осуществляется по месторасположению налоговой инстанции на базе представленных документов, расчетов по налоговым платежам О начале камеральных проверок плательщика налога не уведомляют.
Налоговым органом проводятся следующие мероприятия:
Выделяют такие этапы проведения проверки:
В акте отражают:
Такой акт представляется плательщику налога на протяжении пяти дней.
Налоговый орган может истребовать при проведении камеральной проверки ряд документов.
Это возможно в таком случае:
Если при проверке выявлено ошибки, несоответствия и разногласия между сведениями | То отражены в поданной декларации и иных подтверждающих справках. Отделом камеральных проверок выдвигается требование откорректировать документ |
В том случае, если в поданной уточенной декларации сумма налога меньше | Чем в первичном документе, инспекторы затребуют документацию и пояснения, что обоснуют такое уменьшение. Это же касается тех ситуаций, когда заявлены убыточные суммы |
Нужно подтвердить наличие прав на льготу | Документально |
Если осуществляется возмещение налога на добавленную стоимость | Стоит представить справки, которые подтвердят такое право |
Другие документы представитель налогового органа затребовать не вправе.
Есть ряд нюансов, о которых стоит помнить не только уполномоченным структурам, но и плательщикам, которые желают избежать ошибок при подаче отчетности в будущем.
Каждая организация применяет определенный режим налогообложения. При этом работником налоговой службы учитываются особенности по проверке налогов различного типа.
При осуществлении проверки камерального вида по налогу на имущество организации, налоговая структура придерживается рекомендаций относительно проверки правильности составления бланков расчета по налогам.
Инспектор обратит внимание на необходимую форму, что представлена – проверит, правильно ли проведено все расчеты.
Проверка осуществляется визуально. Проверяется:
Самые частые нарушения, которые фиксируются налоговой инстанцией:
При проверке декларации работники налоговой инспекции обратят внимание на 2 раздел. Компанией заполняется строка 050, а также иные строки, что касаются технических данных об автомобиле.
У ФНС таких сведений нет. Поэтому инспекторы будут опираться на данные, которые у них имеются – на информацию о , что были получены в отделении ГИБДД.
Если представленные сведения не будут совпадать, то представитель налоговой затребует технический паспорт и документ, подтверждающий регистрацию машины.
Если и такие данные не будут совпадать, то за ответом налоговики обратятся к ГИБДД. С прямым владельцем трудности не возникнут – есть машины, значит, нужно платить налог. А как быть при лизинге?
В таких ситуациях налог платит собственник транспортного средства. Разъяснения содержатся в .
На что еще будет смотреть налоговые работники:
Налог на прибыль проверяется налоговой службой, исходя из 2 стадий:
Первая стадия имеет такие направления:
Сопоставимость сведений в бухгалтерских отчетах и декларациях по иным налогам с | Проверяется размер выручки в отчетном и налоговом периоде. Не учитываются величины, что формируются по другим правилам. Такой порядок используется при определении прибыли и затрат методом начисления. Анализируются значения дохода и убытка по данным бухучета, дохода в целях обложения налогом |
Сопоставимость отдельных значений в декларациях по налогу на прибыль | Проверяется, соблюдены ли законодательные нормы, правомерно ли уменьшается база налога |
Проверка отдельных сведений в декларации на соблюдение законодательных положений о налоге на прибыль | Если есть нарушения, проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля |
Вторая стадия включает:
Общее направление проведения анализа экономического плана | Определяется перечень плательщиков налога на прибыль, декларации которых будут проверяться |
Анализ базы налога | Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение по сопоставимому периоду |
Производственный анализ, также анализируется продажа товара | Информационный источник – бизнес-планы компании, статистические отчеты |
Анализ затрат, что учитываются при установлении базы налога на прибыль компании | Анализируются материальные затраты, изучаются причины удельных затрат сырьевой базы на единицу товара |
При камеральной проверке налога на прибыль налоговая служба будет опираться на положения .
Стоит помнить о таких особенностях:
Могут возникнуть вопросы:
Если есть доход, что облагается НДС и не облагается налогом на прибыль | Желательно заполнить Приложение № 1 декларации по налогу на прибыль, где есть доход, что не учитывается при расчете базы налога |
Если осуществляются операции, что не облагаются НДС | Не стоит забывать о том, что необходимо заполнить седьмой раздел, где указаны сведения об операциях, что не подлежат обложению |
Если проводятся операции, что облагаются по нулевой ставке НДС | Приготовьтесь давать систематические пояснения по суммам, что не совпадают (на момент отгрузки и применения нулевой ставки) |
Если во внереализационной прибыли компании есть доход, что облагается НДС | То в декларацию не попадают (в строку, что расшифровывает выручку от продаж) |
Представить пояснения придется и в том случае | Если есть убытки, что отражены в приложении № 3 к странице 02 |
Если осуществляется убыток прошлых периодов | Проверьте, не окончился ли срок (10 лет) с момента, когда убыток принят в целях обложения налогом () |
Если компания платит иные налоги кроме налога на прибыль и НДС, к примеру, если фирма работает на УСН | В строке 041 второго приложения листа 02 отражается суммы начисленных налоговых платежей в периоде. Если такие сведения не указаны, плательщику придется представить объяснения |
Составляя декларацию по налогу на прибыль в отчетном периоде | Нужно проверять сопоставимость сведений с бухучетом |
Даются пояснения и при получении целевого финансирования | Когда заполняется лист 07 документа (особенно, если отражаются значительные суммы) |
Если производится расчет сумм по налогу на прибыли и авансов обособленных подразделений | Уделяется внимание – правильно ли произведены расчеты базы по налогу, соответствуют ли суммы налоговой базы по подразделению и компании и т. д. |
Проверка осуществляется на основании декларации. Если плательщик налога не представит такой документ, то проверка не может проводиться на базе тех справок, что имеются у налогового органа ().
Соответственно, не может начисляться недостающая сумма налога, пени, штрафов. Но ответственности не удастся избежать, если законы нарушены.
Решение о мере наказания будет приниматься на основании иных документов, которые представит контрагент, банк, таможенная служба.
Видео: выездная или камеральная проверка в чем разница?
Для начала проведения камеральной проверки не нужно получать разрешений от руководства налоговой инстанции или плательщика налога.
Уведомление о начале процедуры также не будет направляться. Проверка осуществляется на протяжении 3 месяцев после подачи декларации.
Если будут обнаружены в декларации неточности, ошибки, от плательщика налогов могут быть затребованы объяснения в соответствии с .
Если нарушений не обнаружено, то налоговая проверка завершается. Если же такие имеются:
В Налоговом кодексе нет норм, которые позволяют проводить камеральную проверку одной декларации дважды. Исключение – подача уточенной декларации.
Только проверка в таком случае не считается повторной. Косвенные подтверждения такой позиции содержатся в .
Уточненная декларация представляется компанией или физлицом, если будет обнаружено ошибки или неточности в значениях в документе
Налоговая служба может проводить налоговые проверки и после того, как ИП прекратило вести деятельности, и снято с регистрации в уполномоченных структурах.
Период деятельности налогоплательщика охватываемый камеральной проверкой составляется 3 года после того, как прекращено деятельность.
Лица снимаются с учета, как индивидуальные предприниматели, но находятся на учете, как физические лица. Такие проверки проводятся не так часто.
Налоговая инспекция может заинтересоваться теми предпринимателями, относительно деятельности которых возникло много вопросов.
Хотя возможно проведение проверки и случайно отобранных людей. Именно по этой причине храните документы даже после закрытия предприятия.
Камеральная проверка – это проверка, проводимая работниками налоговой службы в стенах ФНС. А значит, будет учтено всю документальную информацию, которая представлена плательщиком налога или иными лицами.
Если вы еще при составлении декларации все перепроверили и соблюли законодательные положения, то вам не придется волноваться.
Проверка страшна тем, кто по неосторожности или сознательно делает ошибки при расчетах, занижает налоговую базу, не имея на то оснований.
Какой порядок проведения камеральных проверок по НДС? Проанализируем законодательные положения, актуальные в 2019 году, ведь налоговый контроль такого типа осуществляется по каждой представленной декларации. Каждое предприятие представляет отчет в виде налоговой декларации за определенные периоды своей...
В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее. Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей. СодержаниеБазовые сведения Вручение акта...
Федеральная налоговая служба при наличии на то серьезных оснований имеет право назначить камеральную проверку. Проведение её связано с пристальным рассмотрением бухгалтерской, налоговой отчетности, аудитом. При выявлении нарушений может быть наложен штраф или же более серьезное взыскание. Потому индивидуальным...
Федеральная налоговая служба выполняет одновременно несколько самых разных функций. Потому состоит из различных отделов. Одним из наиболее важных является проводящее камеральные проверки подразделение. Данная процедура включает в себя обширный перечень самых разных действий. Анализируется налоговая, бухгалтерская...
Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.
Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.
Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.
Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.
Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).
Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.
При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).
Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.
Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).
В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.
Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.
Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.
Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.