Каков алгоритм реорганизации ГУП в ГБУ? Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика

Реорганизация государственных унитарных предприятий является концептуально оправданной перспективой их реформирования. Государственные унитарные предприятия могут быть преобразованы в следующие организационно-правовые формы: 1) казенное предприятие, 2) бюджетные и автономные учреждения, 3) государственная корпорация, 4) акционерное общество, в уставном капитале которого более 50 % голосующих акций находится в федеральной собственности .

Каждая из приведённых организационно-правовых форм может быть охарактеризована путём описания их достоинств и недостатков.

1. Казенное предприятие основано на праве оперативного управления. Порядок его создания, функционирования, реорганизации, преобразования и ликвидации регламентируется законом № 161- ФЗ .

Достоинством этой организационно-правовой формы собственности является ее наибольшее (среди государственных коммерческих организаций) соответствие интересам государства и их соблюдение, так как казенное предприятие не может распоряжаться своими доходами без согласия собственника его имущества (государства).

Распределение и использование прибыли определяется в уставе казенного предприятия в соответствии с порядком планирования и финансирования его деятельности. Чистая прибыль от реализованной продукции (работ, услуг), произведенной в рамках разрешенной казенному предприятию самостоятельной хозяйственной деятельности, обусловленной государственным заказом (планом-заказом), направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение государственного заказа, развитие предприятия, иные производственные, а также социальные цели. Направления расходования прибыли казенного предприятия ежегодно устанавливаются уполномоченным органом. Остаток чистой прибыли казенного предприятия подлежит перечислению в федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится то или иное казенное предприятие.

Таким образом, для казенных предприятий реализуется остаточный принцип изъятия прибыли в доход собственника его имущества (государства). Казенные предприятия несут все хозяйственные риски, так как закрепленное за ними на праве оперативного управления государственное имущество является вовлеченным в гражданский оборот.

На основании того, что одним из основных источников финансирования деятельности казенного предприятия являются бюджетные ассигнования, оно в установленном порядке обязано представлять уполномоченному органу власти (в ведении которого оно находится) отчет о целевом использовании выделенных средств государственного финансирования, а также об амортизационных отчислениях на обновление своих основных фондов. Неиспользованные предприятием предоставленные бюджетные средства по истечению года подлежат возврату в государственный бюджет.

Деятельность казенного предприятия строго регламентирована государством. Казенному предприятию устанавливаются фонд оплаты труда и предельная численность персонала. Государственный заказ не всегда позволяет полностью использовать производственные мощности казенного предприятия, в основном из-за ограниченности финансовых ресурсов государства. В результате потребность в расширенном воспроизводстве государственной собственности сдерживается существующими у собственника (государства) финансовыми ограничениями. Это в определенной мере ведет к финансовой неустойчивости казенного предприятия и в конечном итоге лишает его стратегических перспектив развития.

Преобразование государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения в казенные предприятия может быть целесообразным в случае, когда выполняемые предприятием функции в интересах государства нельзя передать, хотя бы частично, частному сектору (обеспечение национальной безопасности, охрана правопорядка, атомная энергетика, оборонная промышленность и т.д.). Однако, вопрос о дальнейшем ограничении экономико-правового положения казенных предприятий также является обсуждаемым, в связи с чем масштабная трансформация государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения в казенные предприятия признаётся специалистами маловероятной .

2. Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение создаётся органами государственной власти или местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета или средств государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов .

В смете доходов и расходов государственного бюджетного учреждения должны быть отражены все финансовые средства, получаемые им как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также доходы от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной на праве оперативного управления, от иной деятельности.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Использование бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Существенным преимуществом государственного бюджетного учреждения перед иными организационно-правовыми формами государственных предприятий является ограничение его ответственности за находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности или отказе основного должника субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества бюджетного учреждения.

3. Автономное учреждение - это новый тип бюджетного учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большей степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Основные отличия федерального автономного учреждения от бюджетного учреждения заключаются в увеличении объема прав по распоряжению имуществом, упрощении порядка распоряжения бюджетными средствами. Вместе с тем у автономного учреждения увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников, повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами, изменяются система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Деятельность автономного учреждения регулируется Федеральным законом от 3.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее закон № 174-ФЗ), в соответствии с которым федеральное автономное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления, находится в собственности государства и не подлежит приватизации .

Преимущества автономного учреждения заключаются в самостоятельном определении и корректировке направлений расходов бюджетных средств; возможности объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; «уход» от казначейства; «уход» от государственных закупок; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов; самостоятельное распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

4. Автономная некоммерческая организация. Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее закон № 7-ФЗ) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах . В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационноправовой формы, то есть путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия.

Порядок участия представителей Российской Федерации в органах учрежденной автономной некоммерческой организации устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 г. № 33 «Об участии представителей Российской Федерации в органах управления автономной некоммерческой организации».

Правительством Российской Федерации могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации, однако на сегодняшний день такой документ не принят.

5. Государственная корпорация (100 % акций у государства), а также публичное акционерное общество, в уставном капитале которого более 50 % голосующих акций находятся в федеральной собственности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий» было признано необходимым прекратить создание новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве хозяйственного ведения, причем существующие на тот момент предприятия должны были быть преобразованы как в казенные предприятия, так и на основе приватизации государственной собственности в хозяйственные общества - акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью (ООО) и товарищества на вере . В том числе определенное число предприятий подлежало частичной приватизации с целью повышения эффективности управления ими, получения дополнительно дохода в казну от приватизации. Но при этом функции контроля за деятельностью таких хозяйственных обществ должны были остаться у государства по определенным причинам, обусловленным спецификой их деятельности.

Существуют и иные разновидности хозяйственных обществ с определенной долей участия в них государства. Основной целью создания государственных акционерных обществ являются получение прибыли и максимизации дохода по результатам своей деятельности путем участия в конкурентной борьбе на отраслевом и межотраслевом уровнях на общих основаниях с другими субъектами экономических отношений. Положительным моментом является тот факт, что государственные корпорации более самостоятельны и независимы от государства по сравнению с рассмотренными выше организационноправовыми формами собственности. Однако их деятельность неотделима от государства. Именно государство разрабатывает и утверждает общую экономическую стратегию и политику государственного акционерного общества, назначает своих непосредственных представителей в совет директоров, выделяет основной и оборотный капитал, при необходимости предоставляет государственную финансовую поддержку, может взять на себя финансовые потери общества.

Акционерные общества, 100 % акций которых находятся в федеральной собственности, обеспечивают значительное поступление финансовых ресурсов в бюджет, а также способствуют повышению конкурентоспособности в государственном секторе экономики. При осуществлении своей деятельности реализуют коммерческие, социальные и политические функции, самостоятельно отвечают по своим кредитным обязательствам, но при этом находятся в постоянной зависимости от государственных структур управления.

Государственные корпорации со 100%-м пакетом акций в федеральной собственности позволяют осуществлять плавные рыночные преобразования в результате реализации (если возникнет такая необходимость) определенной части государственного пакета акций с целью получения дополнительных финансовых поступлений в федеральный бюджет. В таких организациях достигается более высокая хозяйственная самостоятельность путем опосредованного участия государства в процессе управления через государственный пакет акций. Подобная схема государственного участия в процессе управления позволяет легче коммерциализировать такое предприятие, привлекать прямые инвестиции. При указанной организационно-правовой форме хозяйствования формируется целостная система аппарата внутреннего управления.

Акционерное общество дает большую свободу действий, обеспечивает централизацию и концентрацию капитала, позволяет диверсифицировать производство, распределять и перераспределять риски, создавать реальные возможности для интегративной деятельности предприятий (холдинг, финансово-промышленные группы). Появляется возможность реального контроля за деятельностью управляющих менеджеров компании через представителей государства в совете директоров, а также правлениях и наблюдательных советах, что в конечном итоге способствует повышению эффективности управления государственной собственностью.

Вместе с тем, возможно осуществлять дальнейшие преобразования организационных структур и расширять привлечение инвестиций в результате последующего сокращения доли государства в управляющей компании или путем продажи дочерних обществ головного подразделения.

Однако в процессе привлечения дополнительных инвестиций путем продажи части акций частным инвесторам не должно происходить ущемление интереса государства.

В ряде случаев государство теряет рычаги своего влияния на поведение формально-государственных корпораций, что не может не наносить ущерба реализации его различных интересов . Вопросы эффективности функционирования государственных организаций и учреждений по сравнению с унитарными предприятиями являются открытыми, и их решение во-многом зависит от отраслевой специфики конкретного предприятия, спектра решаемых задач и стратегии развития.

Проблемы, возникающие при реорганизации государственных унитарных предприятий, объективно связаны со специфичностью их активов и рынков функционирования. Специфические физические активы - это, например, производственные объекты по созданию ограниченно оборотоспособных объектов, в том числе ядерного топлива, наркотических веществ и их прекурсоров, продукции военного назначения. Целевая специфичность активов заключается в том, что активы могут быть использованы только для определенных целей, например, военного производства, и приватизация их нецелесообразна отдельно от других активов из-за разницы между рыночной и инвестиционной стоимостью. Специфика рынков федеральных государственных унитарных предприятий связана с тем, что, например, унитарные предприятия осуществляют обслуживание труднодоступных районов Севера и Дальнего Востока, в том числе поставки топлива, продовольствия и т.п., управляют линейными объектами, в т.ч. траспортными, коммунальными.

Одной из главных проблем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий является отсутствие зарегистрированных прав на принадлежащее предприятиям недвижимое имущество и земельные участки. По состоянию на 01.01.2015 в реестре федерального имущества содержались сведения о наличии у предприятий 108 841 объекта недвижимого имущества, из которых права были зарегистрированы только на 40% объектов . По результатам проведённых в Правительстве Российской Федерации совещаний и поручений, данных Правительством отраслевым министерствам и ведомствам, к концу текущего года долю объектов с зарегистрированными правами удалось увеличить до 51%, однако такие темпы не могут считаться приемлемыми. Права на имущество не оформляются под различными предлогами, в частности, под предлогом отсутствия денег на оформление.

Проблемы возникают также из-за ведения судебных споров в отношении имущества, процедур банкротства, возбуждённых по значительному количеству федеральных унитарных предприятий, а также из-за ограничений на приватизацию, установленных нормативными правовыми актами.

Кроме того, в ряде случаев, как отмечают эксперты, отсутствует заинтересованность менеджмента и отраслевых госорганов в преобразовании государственных унитарных предприятий. Практически отраслевые органы власти заинтересованы в как можно более долгом сохранении подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий и не только не способствуют, но и саботируют процедуры акционирования предприятий. Так, например, из направленных в 2015 году Росимуществом предписаний в 34 отраслевых органа исполнительной власти в отношении 254 федеральных государственных унитарных предприятий меры дисциплинарной ответственности были применены только 3 органами власти к руководителям 21 предприятия .

Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий является важным и необходимым этапом их реформирования, в ходе которого должна быть повышена подконтрольность этих экономических субъектов государству. Инструментами реформирования выступают акционирование федеральных государственных унитарных предприятий и внедрение современных методов корпоративного контроля, а при выполнении унитарными предприятиями социально значимых некоммерческих функций - преобразование их в государственные бюджетные учреждения.

МосгорБТИ первым из всех органов технической инвентаризации в стране стало государственным бюджетным учреждением. В конце июня этого года Московское бюро на основании распоряжения Правительства Москвы сменило организационно-правовую форму ГУП на ГБУ. Работу уже в новом качестве МосгорБТИ начало со второй половины августа 2015 года.

По словам генерального директора ГБУ МосгорБТИ Дениса Суслова, говорить об итогах работы преждевременно: многие организационные вопросы пока находятся в стадии обсуждения или утверждения. Однако главное для начала работы в новом формате решено. «Разговоры о нашем переходе в ГБУ ходили в течение двух лет. Основной проблемой являлось то, что кадастровый инженер согласно прежней редакции 221ФЗ мог работать только в коммерческой структуре. Когда слово «коммерческой» исключили и оставили слово «организации», сразу же вопрос о переходе был решен положительно», - сообщил Денис Суслов.

На сегодняшний день учредителем, куратором по всем основным видам деятельности и главным заказчиком ГБУ МосгорБТИ является Департамент городского имущества Москвы.

Вместе с тем, у бюджетного учреждения сохранилась возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Сегодня МосгорБТИ выполняет как государственное задание на бюджетной основе, так и осуществляет деятельность, приносящую доход. Городским заказом обеспечивает Департамент городского имущества Москвы.

С заказчиками федерального уровня бюджетное учреждение работает, как и прежде, как единственный поставщик (для небольших заказов) или на конкурсной основе.

Со сменой правовой формы изменилась и кадровая политика. Сейчас сотрудники МосгорБТИ работают по двум направлениям: одна часть персонала выполняет городской заказ, другая – обеспечивает деятельность, приносящую доход. По словам генерального директора МосгорБТИ Дениса Суслова, численность сотрудников, выполняющих государственное задание, зависит от его объема.

Д.Л. Комягин,
юрисконсульт Главного управления
Федерального казначейства Минфина России

Правоведы и философы до сих пор не сошлись во мнении по вопросу определения сущности такого социально-политического явления, как государство. Тем не менее государство дает о себе знать властными предписаниями и установлениями, обеспечиваемыми принуждением. В сферах экономики и права государство проявляет себя в форме юридических лиц, основанных на государственной собственности и осуществляющих как коммерческую, так и некоммерческую деятельность.

Если классифицировать данных юридических лиц по вышеназванному признаку, то есть исходя из характера деятельности - коммерческой или некоммерческой, можно выделить:

а) государственные унитарные предприятия, казенные предприятия;

б) учреждения, основанные на государственной собственности.

Правовой статус и порядок функционирования унитарных предприятий, основанных на государственной собственности, урегулирован достаточно полно, так как они создаются для выполнения определенных задач, поставленных их собственником - государством, которое и наделяет их соответствующим набором функций и прав.

Принцип унитарности предприятия означает, что коммерческая организация не обладает правом собственности на закрепленное за ней имущество, собственником которого остается учредитель - государство.

Полномочие хозяйственного ведения, на основе которого унитарное предприятие распоряжается в Российской Федерации своим имуществом, осталось от планового советского способа хозяйствования и отмирает по мере укрепления демократических рыночных институтов. в меньшей степени данное положение касается полномочия оперативного управления, поскольку в последнее время принято много нормативных актов о создании казенных предприятий, например, в виде предприятий железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 25.08.95 № 153-ФЗ), государственных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (Указ Президента Российской Федерации от 29.09.95 № 977). В этой связи Концепция о реформе предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.10.97 № 1373, предусматривает прекращение создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, а также реорганизацию уже существующих предприятий в хозяйственные общества с участием в уставном капитале собственности Российской Федерации либо в федеральные казенные предприятия.

В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым, то есть не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Исходя из данного положения, имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий должно в соответствии с ГК РФ определяться законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Ввиду того, что данный закон до сих пор не принят, нормативное регулирование создания и деятельности унитарных предприятий ограничивается ГК РФ и ведомственными инструкциями, издаваемыми органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. В соответствии с ГК РФ устав предприятия должен содержать следующие сведения:

Предмет, цели деятельности предприятия;

Размер уставного фонда предприятия, порядок и источники его формирования;

Фирменное наименование с указанием собственника имущества.

Руководитель унитарного предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. В то же время унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника. Учредитель (собственник) несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия в соответствии со ст. 115 ГК РФ только в отношении казенных предприятий. Эта ответственность имеет субсидиарный характер, то есть учредитель привлекается к ответственности лишь в случае, если имущества казенного предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Основное различие между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в степени свободы, которую имеет организация от своего учредителя. В отношении организации, основанной на праве оперативного управления, собственник вправе не только устанавливать цели и задачи, которые преследуются при ее создании, но и оперативно вмешиваться в хозяйственный процесс деятельности предприятия в форме директив и руководящих указаний. Кроме того, статья 296 ГК РФ дает право собственнику переданного на праве оперативного управления имущества изымать излишнее либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Собственник имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения, более ограничен в своих правах. Так, регулирующее воздействие государства либо местной власти ограничивается утверждением устава предприятия, назначением руководителя предприятия и заключением с ним контракта, а также контролем за его деятельностью посредством периодической отчетности.

Уместно напомнить, что до 1 января 1995 года, то есть до вступления в силу ГК РФ, право оперативного управления или полного хозяйственного ведения (в настоящее время просто хозяйственного ведения) возникало у предприятий после заключения соответствующих договоров с региональными подразделениями Госкомимущества России. После вступления договора в законную силу предприятие получало право распоряжаться своим имуществом, заключая контракты, сделки, заниматься производством, то есть организовывать коммерческую деятельность.

В настоящее время Гражданским кодексом Российской Федерации установлен императивный, властно-распорядительный способ наделения унитарного предприятия соответствующим имуществом; под передачей, то есть под приобретением прав собственности, можно понимать вручение имущества приобретателю, которое в соответствии со ст. 244 ГК РФ считается врученным с момента фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. В данном случае речь может идти уже о двух видах передаваемого имущества: вещах и средствах соответствующего бюджета, из которых формируется уставной фонд.

Имущество может вноситься в уставной фонд в виде оборудования, технологических линий, зданий, сооружений, иной недвижимости. Порядок передачи данного имущества тот же, что и для акционерных обществ. Моментом перехода собственности, то есть возникновением права хозяйственного ведения либо оперативного управления следует считать соответствующий акт приемки-передачи, зарегистрированный в территориальном комитете по управлению государственным имуществом. Следует учесть, что все государственное и муниципальное имущество является в настоящее время распределенным и может быть передано только в ходе реорганизации либо ликвидации.

При формировании уставного капитала из средств федерального бюджета моментом закрепления в оперативное управление или хозяйственное ведение следует считать дату их зачисления на бюджетные счета финансируемых предприятий и учреждений. При этом необходимо заметить, что в ст. 299 ГК РФ указывается, что момент закрепления в оперативное управление и хозяйственное ведение может определяться иначе, чем это установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Этот иной момент закрепления за организацией бюджетных средств возникает в случае ведения на лицевом счете 99 балансового счета 120 органами Федерального казначейства аналитических (лицевых) счетов в соответствии с Временной инструкцией Минфина России от 09.10.96 № 3-Е1-6/50 “О порядке ведения лицевых счетов распорядителей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета”.

После изложения правового статуса унитарных предприятий перейдем, следуя изложенной выше методике, к описанию учреждений, основанных на государственной собственности. В отличие от предприятий, основанных на праве оперативного управления, существующее правовое регулирование не является исчерпывающим. Дело в том, что учреждения, основанные на государственной собственности, являются бюджетными учреждениями, имеющими особенности в сфере налогообложения, финансовой отчетности и т.д. Как называть данное юридическое лицо в том или ином случае: государственным учреждением либо бюджетной организацией, будет зависеть скорее от точки зрения, определяемой фискальными, судебными или иными интересами. Правовой статус бюджетных учреждений на сегодняшний день какими-либо законами или, по крайней мере, указами Президента Российской Федерации не установлен, хотя термин “бюджетная организация” либо “бюджетное учреждение” можно часто встретить как в нормативных актах различного уровня, так и в научной литературе.

Например, в ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” установлено, что при инвентаризации имущества и обязательств недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, а сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования. Статья 13 устанавливает состав бухгалтерской отчетности для организаций, за исключением бюджетных организаций, для которых состав бухгалтерской отчетности определяется Минфином России. Статья 15 содержит положение о том, что все организации, за исключением бюджетных организаций, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам, а также о том, что “бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки”.

Федеральный закон от 10.01.97 № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" содержит следующую редакцию ст. 8: “Начиная с 1 января 1997 года все предприятия, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и плательщиков, указанных в пункте 5 настоящей статьи, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога, ... малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период”.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.04.97 № 278 "О первоочередных мерах по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию “Порядок во власти - порядок в стране”" прекращена в срок “до 1 сентября 1997 г. практика бюджетного финансирования путем выдачи гарантий и поручительств по коммерческим кредитам федеральным органам государственной власти и бюджетным организациям”. Реализация положений Указа Президента Российской Федерации от 11.12.97 № 1278 “О мерах по оздоровлению государственных финансов” также требует четкого отграничения бюджетных организаций (бюджетной сети) от всех прочих.

В настоящее время статус бюджетной организации (имеется в виду федеральный уровень) позволяет получить некоторые налоговые льготы. Например, Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” установлена льгота для бюджетных организаций по уплате авансовых платежей с налога на прибыль. Имеются и другие особенности в исчислении налогов для бюджетных организаций.

Каким нормативным источником может быть определен статус бюджетных организаций? Ввиду того, что имеются межведомственные разногласия в понимании природы бюджетных организаций, было бы необходимо снять вопросы актом большей юридической силы, обязательным для всех органов исполнительной власти.

Поскольку законодательного определения бюджетной организации в настоящее время не существует, то, учитывая громоздкую процедуру принятия федеральных законов, органы исполнительной власти самостоятельно в пределах своей компетенции дают такое определение. Так, например, совместным письмом от 17.03.94 Госналогслужбы России № ВЗ-4-15/39н и Минфина России № 28 “О транспортном налоге” установлено, что “к бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Обязательным условием являются открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций”. Аналогичное определение дано в инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”.

Толкование понятия “бюджетная организация” можно найти также в доктринальных источниках. Финансово-экономический словарь под редакцией академика Назарова (Москва, 1995) определяет бюджетные организации как юридические лица, которые функционируют в непроизводственной сфере и осуществляют свою деятельность на некоммерческих началах, получая средства для текущего содержания и развития из федерального, регионального или местного бюджетов.

Необходимо заметить, что приведенные выше определения вполне достаточны для финансиста, но не исчерпывающи с правовой точки зрения, поскольку не указаны возможные организационно-правовые формы, в которых могут существовать бюджетные организации, а также не установлены направления их деятельности.

Прежде всего, бюджетная организация является в любом случае организацией некоммерческой.

ГК РФ определяет некоммерческие организации в качестве юридических лиц, которые не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками данной деятельности. Аналогичная формулировка содержится в Федеральном законе от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Из приведенного определения некоммерческой организации можно выделить необходимые и достаточные признаки такой организации, установленные гражданским законодательством. Основной целью деятельности некоммерческой организации не может являться извлечение прибыли. Создаваться они могут в соответствии с Законом о некоммерческих организациях для “достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ”. Хозрасчетная деятельность, исходя из существующей практики, допускается, но не в ущерб основной деятельности и с условием направления полученной прибыли на осуществление уставных задач. Это требование сформулировано в ст. 50 ГК РФ в следующем виде: “...некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям”.

В связи с данной формулировкой можно утверждать, что бюджетные организации отвечают первому, базовому признаку некоммерческих организаций - основной целью деятельности этих организаций не является получение прибыли.

Наличие у бюджетных организаций другого признака: отсутствие распределения полученной прибыли между участниками, - не вызывает сомнений. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, каким-либо образом полученная организацией, используется на достижение задач, определенных собственником, поскольку направления использования прибыли установлены изначально учредительными документами и, таким образом, распределение прибыли не может производиться простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Можно найти аргументы, логика которых допускает возможность существования бюджетной организации, преследующей коммерческие цели.

Так, например, возникает спорная ситуация при рассмотрении статуса казенного завода. Такие организации являются унитарными предприятиями, их имущество (как всякого унитарного предприятия) находится в собственности государства и передано на праве оперативного управления. Однако унитарные предприятия, что закреплено ст. 113 ГК РФ, являются организациями коммерческими.

Впервые казенные заводы и фабрики были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1003 “О реформе государственных предприятий”, в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Следует отметить содержащееся в Указе положение о том, что все расходы по ликвидации федерального государственного предприятия, а также расчеты с его кредиторами осуществляются за счет средств федерального бюджета. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый непосредственно Правительством РФ. При этом фирменное наименование предприятия должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Исключительно Правительством РФ может быть принято решение о реорганизации либо ликвидации казенного предприятия. Порядок распределения доходов, полученных казенным предприятием, определяется собственником имущества (то есть государством). Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 908 “Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия”, было установлено, что казенное предприятие должно находиться в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, который утверждает устав такого предприятия. Типовой устав казенного предприятия должен содержать положение о том, что завод создан для производства продукции, оказания услуг и выполнения работ, объем и характер которых определяются Правительством РФ. Источником формирования имущества и финансовых средств данного предприятия в соответствии с Типовым уставом должно, в первую очередь, являться имущество, переданное ему по решению Правительства РФ.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, кроме прав, которыми он располагает в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, наделен правомочием по изъятию излишнего, не используемого либо используемого казенным предприятием не по назначению имущества. Еще одно отличие правомочий казенного предприятия заключается в том, что согласие собственника требуется на совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с отчуждением либо распоряжением иным способом любым имуществом, находящимся на балансе предприятия (не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением). Казенное предприятие вправе реализовать самостоятельно лишь произведенную им продукцию. В ГК РФ включена норма, устанавливающая субсидиарную ответственность собственника - Российской Федерации по обязательствам казенного предприятия (п. 5 ст. 115).

И все же, казенный завод (фабрика) не будет являться бюджетной организацией по единственному основанию: финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). Лишь при их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке); содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа. Указанные средства на финансирование заводов предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Данное положение установлено постановлением Правительства РФ от 06.10.94 № 1138 “О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)” и соответствует установлению вышеназванного Указа от 23.05.94 о том, что казенный завод самостоятельно реализует производимую им продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Бюджетное финансирование казенного завода не направлено на обеспечение собственно производственных нужд и не связано с выпуском продукции.

Финансирование основной деятельности казенного завода за счет получаемой им прибыли позволяет исключить его из числа бюджетных организаций, иными словами, являясь организацией коммерческой, он имеет статус, отличный от статуса бюджетной организации. Представляется, что ввиду государственной значимости и очевидной невысокой рентабельности производства в подобных случаях необходим особый подход, но это должно делаться специальным нормативным актом в виде исключения из общего правила. В отношении казенных заводов это сделано уже названным постановлением Правительства РФ от 06.10.94 № 1138. Кроме того, особый статус таких унитарных предприятий, как казенные заводы и фабрики, нашел отражение в проекте Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, где отдельной строкой выделено, что государственное казенное предприятие в отношении закрепленного за ним государственного имущества осуществляет право оперативного управления в пределах, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации и соответствующим законом.

Итак, бюджетная организация всегда является организацией некоммерческой.

Следующий критерий отбора - возможные организационно-правовые формы, в которых могут существовать бюджетные организации. Статьей 50 ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Данное положение подтверждено Законом “О некоммерческих организациях”, где указано, что одноименные организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Из всего перечня организационно-правовых форм приемлемой является только форма учреждения, финансируемого собственником. Действительно, потребительский кооператив, например, в соответствии со ст. 116 ГК РФ - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства. Также обстоит дело с общественными и религиозными организациями, которыми в соответствии со ст. 117 признаются добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Бюджетная организация не является объединением добровольным, так как перед ее созданием всегда издается соответствующее властное предписание в форме нормативно-правового акта.

Статья 120 ГК РФ определяет учреждение как организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично. Именно эта организационно-правовая форма соответствует уже сложившемуся статусу такого субъекта хозяйственного оборота, как бюджетная организация.

Итак, подводим итог: бюджетная организация, во-первых, организация некоммерческая и, во вторых, существующая в форме учрежденного Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) учреждения.

В практике используется такая форма существования некоммерческой организации, как фонд. Статьей 118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. На первый взгляд, такая организационно-правовая форма для бюджетной организации подходит: учредителем фонда вполне может быть государственный орган, цели создания фонда совпадают с конституционно определенными функциями государства. Однако в соответствии с ГК РФ имущество, переданное фонду его учредителем, является собственностью фонда. Учредитель не отвечает по обязательствам созданного им фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Представляется важным во избежание споров и разночтений дать третий собственно финансовый критерий для того, чтобы иметь возможность различать бюджетные организации. Это уже упомянутое выше условие финансирования основной деятельности полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Следует обратить внимание на то, что финансируется именно основная деятельность, то есть те направления деятельности, которые определены государством (субъектом федерации, муниципальным образованием) при создании бюджетной организации. Фонд, став собственником переданного ему учредителем имущества, далее действует на свой страх и риск, не рассчитывая на помощь при осуществлении своей основной деятельности и полностью отвечая по своим обязательствам. Собственник имущества учреждения, напротив, в соответствии со ст. 120 ГК РФ несет субсидиарную (совместную с учреждением) ответственность по его обязательствам.

Ответим теперь на вопрос: может ли считаться бюджетной организацией Пенсионный фонд? Аргументы “за” имеются - фонд использует в своей деятельности средства, ассигнованные из федерального бюджета, целью его деятельности является не извлечение прибыли, а реализация положений соответствующих нормативных актов, утвержденных компетентными органами государственной власти.

Так, функция исполнения Пенсионным фондом Российской Федерации бюджета Пенсионного фонда предполагает получение ассигнований из федерального бюджета, что закреплено в Положении о Пенсионном фонде, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1. Эти средства направляются на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, а также социальных пенсий их семьям, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий.

С другой стороны, Пенсионный фонд, согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Деятельность Пенсионного фонда финансируется за счет средств Пенсионного фонда или, иными словами, из бюджета Пенсионного фонда. Доходы данного бюджета формируются в основном за счет страховых взносов работодателей и различных категорий граждан, определенных соответствующими нормативными актами, а ассигнования из бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обслуживанию имеют строго целевой характер и составляют небольшую долю в средствах Пенсионного фонда.

В ст. 16 Закона РФ “О федеральном бюджете на 1996 год”, где утверждены расходы федерального бюджета на 1996 год, имеется следующая строка: “Компенсация Пенсионному фонду Российской Федерации расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета”. Отсюда видно, что Пенсионный фонд осуществляет деятельность по выплате вышеупомянутых социальных платежей за счет собственных средств, получая из федерального бюджета последующую компенсацию произведенных расходов.

В связи с этим можно сделать следующий вывод: ассигнования из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду на выплату пенсий и пособий, формой финансирования основной деятельности Пенсионного фонда не считаются, и ответ на вопрос, является ли данное учреждение бюджетной организацией, будет отрицательный.

На основе изложенного можно выработать подход к определению бюджетных организаций с точки зрения действующего законодательства. Как и при решении большинства проблем, наиболее целесообразен комплексный подход.

Установив, что организация является некоммерческой и существует в форме учреждения, необходимо определить, находится ли в собственности Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) имущество данного юридического лица. После юридического исследования уставных документов следует продолжить анализ, используя другой критерий, и рассмотреть финансовые взаимоотношения такой организации.

Наличие сметного финансирования основной деятельности за счет соответствующего бюджета будет окончательным признаком, после которого учреждение можно назвать бюджетным.

ГУП 18 декабря преобразован (реорганизация) в бюджетное учреждение, осуществляет хозяйственный учет. В данной ситуации на бюджетный учет переводятся остатки на дату реорганизации или обороты с начала года?

Ответ

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ предусмотрена возможность преобразования государственного унитарного предприятия (ГУП) по решению собственника его имущества в государственное бюджетное учреждение (МБУ). Реорганизация в форме преобразования предполагает прекращение реорганизуемого и создание нового юридического лица (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона № 161-ФЗ решение о преобразовании ГУП в ГБУ принимается уполномоченным органом субъекта РФ, путем издания правового акта. В этом документе должны быть определены необходимые мероприятия по преобразованию ГУП в ГБУ. Т.е. при приятии решения собственником о реорганизации путем преобразования ГУП в ГБУ следует разработать и утвердить порядок передачи по передаточному акту объектов недвижимого и движимого имущества, денежных средств и другого имущества, прав, обязательств в отношении всех кредиторов и должников ГУП.

Следует отметить, что унитарные предприятия применяют план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Инструкцией № 157н и Инструкцией №174н.

Соответствия плана счетов законодательством не предусмотрено. Поэтому передачу следует проводить на основании передаточного акта в порядке определенном правовым актом субъекта РФ. В связи с тем, что соответствия планов счетов хозрасчетного и бюджетного учета не предусмотрено, то целесообразнее будет перевести остатки на дату реорганизации.

Порядок отражения операций в учете ГБУ должен быть определен Учредителем.

Как отразить в бухучете операции, связанные с преобразованием учреждения путем изменения его типа

При преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа в бухучете нужно отразить следующие данные.

1. При изменении типа учреждения на начало года - входящие остатки по активам, обязательствам и финансовым результатам. Методические рекомендации по порядку отражения входящих остатков Минфин России довел письмом от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546.

2. При изменении типа учреждения в течение финансового года - операции по преобразованию учреждения. Методические рекомендации по отражению таких операций Минфин России довел письмом от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236 (в т. ч. Свод бухгалтерских записей по изменению типа учреждения в течение финансового года).

При формировании показателей стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества руководствуйтесь положениями письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Операции по принятию к учету активов, обязательств и финансового результата отражайте с использованием счета 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 281 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Прошу разъяснить алгоритм действий при прохождении реорганизации Государственного унитарного предприятия в Государственное бюджетное учреждение.

Ответ

Ответ на вопрос:

Сама по себе реорганизация не может являться основанием для расторжения трудового договора с сотрудником организации, трудовые отношения после реорганизации продолжаются (). Однако оформить увольнение сотрудника в данной ситуации можно:

Чтобы оформить увольнение сотрудника, получите его отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией (). Свой отказ сотрудник может выразить, сделав соответствующую запись в или написав отдельное заявление в . На основании оформленного отказа издайте приказ об увольнении и внесите запись в сотрудника.

Запись о реорганизации вносите в по аналогии с записью о переименовании организации:

Составление штатного расписания и уведомление сотрудников при реорганизации

Как составить штатное расписание при реорганизации организации

Сначала руководитель определяет структуру, штатный состав и штатную численность организации-правопреемника. Для этого он . Об этом сказано в указаний, утвержденных .

В штатном расписании отразите введение и исключение новых структурных подразделений, должностей. Если реорганизация сопровождается сокращением численности сотрудников, не включайте в новое штатное расписание должности сотрудников, подлежащие сокращению. Это следует из .

Вопрос из практики: обязан ли работодатель уведомить сотрудников о предстоящей реорганизации

Ответ на этот вопрос зависит от того, изменятся условия трудовых договоров сотрудников или нет.

Если условия трудовых договоров после реорганизации не изменятся, то работодатель может не уведомлять сотрудников (). При этом сотрудники могут отказаться от продолжения работы в связи с реорганизацией организации (). Поэтому предупредите сотрудников о предстоящей реорганизации, составив уведомления в .

Оформление увольнений и изменений в кадровых документах в связи с реорганизацией

Как уволить сотрудника при реорганизации организации

Сама по себе реорганизация не может являться основанием для расторжения трудового договора с сотрудником организации (). Это отмечают и суды, см. . Однако оформить увольнение сотрудника в данной ситуации можно:

Если реорганизация сопровождается ();

Если сотрудник отказывается от продолжения работы в связи с реорганизацией ().

Чтобы оформить увольнение сотрудника, получите его отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией (). Свой отказ сотрудник может выразить, сделав соответствующую запись в или написав отдельное заявление в . На основании оформленного отказа издайте приказ об увольнении по или по и внесите запись в сотрудника ( Правил, утвержденных ).

Чтобы оформить кадровые изменения в связи с реорганизацией, издайте приказ в . Сотрудникам, которые согласны продолжать работу после реорганизации, составьте , в которых укажите изменившиеся реквизиты работодателя (). Кроме того, новые условия труда сотрудников, если они были изменены ().

Вопрос из практики: нужно ли вносить запись о реорганизации в трудовую книжку сотрудника

Да, нужно.

По мнению Роструда, запись о реорганизации нужно вносить в трудовую книжку, ссылаясь на соответствующее решение учредителей (иного органа, уполномоченного на это учредительными документами) ().

При этом порядок внесения записи о реорганизации ни , утвержденная , ни , утвержденные , не содержат.

Вместе с тем, законодательством предусмотрен порядок внесения в трудовую книжку записи об изменении наименования организации ( Инструкции, утвержденной ). Аналогичный порядок рекомендуется применять для внесения записи и в случае реорганизации.

Таким образом, запись о реорганизации вносите в по аналогии с записью о переименовании организации. Порядок следующий:

  • .

    Подробности в материалах Системы Кадры:

    1. Ответ: Как оформить кадровые документы при реорганизации организации

    Формы реорганизации

    В какой форме может быть проведена реорганизация организации

    Реорганизация регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и может происходить в формах , (). Независимо от формы реорганизации трудовые отношения с сотрудниками продолжаются ().*

    Процедуру оформления кадровых документов при реорганизации следует отличать от порядка .

    Порядок кадровых изменений при реорганизации

    Что нужно сделать кадровой службе при реорганизации организации

    Чтобы оформить кадровые изменения при реорганизации:

  • в графах 1 и 2 порядковый номер и дату записи не ставьте;
  • в графу 3 внесите запись о реорганизации с указанием ее вида (путем , );
  • в графу 4 впишите дату и номер решения о реорганизации.

Перевод при реорганизации

Как оформить перевод сотрудника при реорганизации организации

Если у сотрудника при реорганизации меняется или подразделение и он согласен на продолжение работы, (). При этом).

Если сотрудника перевели в другую организацию в связи с реорганизацией, то выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск ему не нужно. Это объясняется тем, что после реорганизации трудовые отношения с сотрудником у организации не прекращаются, то есть считается, что сотрудник продолжает работать в той же организации ().

Вопрос из практики: как поступить с сотрудником, который находится в отпуске по уходу за ребенком, при реорганизации компании

Оформление отношений с таким сотрудником проходит в общем порядке.

Сотрудника также нужно уведомить о предстоящей реорганизации. Сделать это можно по почте заказным письмом. Если сотрудник не хочет работать в новых условиях, то может направить заявление об отказе от продолжения работы после реорганизации. В этом случае работодатель вправе провести увольнение в соответствии с статьи 77 Трудового кодекса РФ (). Это основание для увольнения не относится к увольнению по инициативе организации, а значит, расторгнуть трудовой договор можно, в том числе, и во время отпуска по уходу за ребенком.

Подробнее о порядке оформления кадровых документов при реорганизации см. .

Передача кадровых документов организации-правопреемнику

Как передать кадровые документы организации-правопреемнику при реорганизации организации

Кадровые документы реорганизованной организации, которая прекращает свою деятельность, должна хранить организация-правопреемник, к которой переходят ее права и обязанности. Исключением из данного правила будет реорганизация в форме выделения, при которой правопреемнику передается только часть кадровых документов. Это связано с тем, что при реорганизации в этом виде реорганизованная организация продолжает свою деятельность и к правопреемнику переходит только часть ее прав и обязанностей. Такой вывод можно сделать из Гражданского кодекса РФ.

Пример оформления кадровых документов при реорганизации в форме присоединения

Общим собранием акционеров «Альфа» было принято решение о реорганизации «Альфы» в форме присоединения к «Торговая фирма "Гермес"».

Руководитель организации утвердил новую редакцию штатного расписания «Гермеса» по . При этом условия работы сотрудников «Альфы» не изменялись.

Всем сотрудникам «Альфы» были высланы о реорганизации, в которых они сделали запись о согласии на продолжение работы в новой организации.

Когда было получено свидетельство о прекращении деятельности «Альфы» в результате реорганизации в форме присоединения, руководитель организации издал .

На основании приказа были внесены изменения в кадровые документы: руководитель отдела кадров Е.Э. Громова оформила и сделала соответствующие записи в сотрудников.

Местом хранения кадровых документов учредители «Альфы» определили офис «Гермеса».

Иван Шкловец ,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры