Довольно часто машину приобретает один человек, а эксплуатирует другой.
Чтобы не тратить время на переоформление прав на собственность, законодательство РФ предоставляет возможность собственнику автомобильного средства поручить управление машиной другому лицу.
В таком случае приобретает актуальности вопрос, кто может быть страхователем по ОСАГО, и возможно ли оформить страховку не собственнику авто.
Прежде всего, следует разобраться, кто такой страхователь в полисе ОСАГО. Им выступает лицо, которое заключает договор ОСАГО со страховой организацией.
Страхователь платит деньги за страховку и вносит необходимые коррективы в дальнейшем. Он вправе изменять период использования, вписывать новых водителей, получить на руки дубликат полиса и подобное.
В правила ОСАГО были внесены коррективы, изменилось положение закона в отношении лиц, которые оформляют страховые полисы.
Страхователь и собственник транспортного средства — это разные лица по ОСАГО. В бланке страховки для них отводится две отдельные графы, что подтверждает право на оформления полиса другим человеком. Это может быть любой водитель, допущенный к управлению автомобильным средством.
В соответствии с законодательством, стороной договора может выступать:
Таким образом, страхователем по полису ОСАГО может быть не владелец авто. При этом человеку не обязательно иметь нотариально заверенную доверенность на него.
Страхователем может выступать один человек, собственником другой, а управлять застрахованным транспортным средством может третье лицо.
В законе нет особых указаний о том, физическое лицо это должно быть или организация. Застраховать автомобиль вправе любое лицо.
Страхователь должен просто выполнять свои несложные обязанности:
Присутствие собственника для оформления страховки обязательным условием не является. Но его имя вписывается в полис автогражданки.
Страхователь должен быть вписан в страховку ОСАГО, как водитель, допущенный к управлению. Это человек, который заключил договор обязательного страхования и вносил оплату. Он автоматически становится водителем, вписанным в страховку, на него распространяется страховое покрытие.
Для владельца, при оформлении машины не на хозяина, не обязательно вписываться в полис в качестве водителя.
Оформить страховку без присутствия собственника может любой водитель, на которого выписана доверенность, причем, она не обязательно должна заверяться нотариусом.
Хозяин транспортного средства может выдать одноразовую, специальную или генеральную доверенность для оформления полиса. Подойдет и рукописный ее вариант.
Кроме этого, понадобятся следующие документы:
Предъявить вышеперечисленный перечень документов можно в копиях, если страховая организация это разрешает.
Стоимость страховки зависит от нескольких факторов:
При расчете будут учитываться данные только тех лиц, которые допущены к управлению автомобильным средством. От их количества будет зависеть стоимость страховки. Поэтому следует вписывать только тех водителей, которые планируют пользоваться машиной постоянно.
Если полис оформляет не собственник авто, а другое лицо, то хозяина можно не вписывать в страховку. Так как наличие полиса, дает автовладельцу право его использовать.
Оформление полиса ОСАГО не на собственника автомобиля на стоимость страховки совершенно не повлияет.
По закону, который действует и в 2019 году, при объединении страхователя и владельца в одном лице, никаких изменений в стоимости полиса не существует.
Можно отметить только то, что дополнительные расходы предстоят владельцу транспортного средства при оформлении доверенности у нотариуса.
Наличие полиса ОСАГО дает страхователю гарантию того, что в случае дорожно-транспортного происшествия расходы на ремонт пострадавшего автомобиля полностью или частично покроет страховая организация.
Если полис оформлен не на хозяина ТС, у водителей возникает вопрос, кто является выгодоприобретателем по ОСАГО, собственник или страхователь . По закону, страховое возмещение полагается собственнику машины.
Денежную компенсацию можно получить наличными в кассе страховой компании или по безналичному расчету, предоставив в банк реквизиты получателя.
Именно собственник транспортного средства является тем, кто получит выплаты при наступлении страхового случая. Поэтому ему следует заранее предусмотреть все нюансы оформления страховки.
Право на получение страхового возмещения окажется только у него, если только он не сделает доверенность другому человеку на получение выплат. В данной ситуации доверенность должна быть заверена нотариусом.
Доверенным лицом может быть и страхователь по полису ОСАГО и любое другое лицо.
Страхователем по ОСАГО может быть не собственник авто. Страховая компания вправе заключить договор автогражданской ответственности с тем, кто предъявит документ о праве на эксплуатацию данного ТС.
В соответствии с законодательством, если хозяин и страхователь — разные лица, договор ОСАГО может быть оформлен на любого из них. Страхователь автомобильного средства автоматически вписывается в страховку, как водитель.
Собственнику авто, при оформлении на другое лицо, не обязательно вписываться в полис в качестве водителя. В случае ДТП, страховое возмещение имеет право получить собственник авто или доверенное лицо на его получение.
Важные факты из статьи
Потерпевшему в ДТП полагается возмещение в виде выплаты деньгами или ремонта по ОСАГО. Для расчёта Вы должны предоставить автомобиль на осмотр или экспертизу в страховую компанию. Вот только результаты калькуляции Вам никто добровольно не скажет – сумму, которая насчитала страховая, Вы можете не узнать вплоть до выдачи направления на ремонт или непосредственно выплаты, когда она станет Вам известна уже по факту. Что в этом случае делать и можно ли получить такую информацию в страховой, узнаем в статье.
Да. И этот ответ на этот вопрос законодательство устанавливает вполне чётко. Но вот только сам порядок и сроки предоставления акта расчёта по возмещению ущерба по ОСАГО урегулированы несколько двусмысленно. Давайте разбираться!
Итак, пункт 4.23 Правил страхования предписывает при запросе автолюбителя-потерпевшего в ДТП (выгодоприобретателя) предоставить ему информацию о сумме страхового возмещения в виде акта с расчётом возмещения. Обратите внимание на обязательность именно запроса выгодоприобретателя. Это значит, что Вы обязаны подать требование, а по умолчанию такой расчёт по результатам оценки не предоставляется.
Требование обязательно нужно подавать письменно в свободной форме, в котором просто указать:
В страховую компанию такую-то
От такого-то
Требование
Прошу Вас на основании пункта 4.23 Правил страхования предоставить акт о страховом случае с расчётом о страховом возмещении в срок 3 календарных дня, за исключением праздничных нерабочих дней.
Ваша подпись, расшифровка и дата.
Такое требование нужно подать в страховую одним из следующих способов:
Первый вариант надёжнее, потому что он даст Вам подтверждение подачи требования. Но у него есть существенный минус – если страховщик не задержит сроки возмещения, то письмо придёт в лучшем случае, когда Вы уже получите на руки выплату или направление на ремонт . И, если единственной целью запроса акта с расчётом было узнать конечную сумму возмещения, а не калькуляцию, то такой способ не годится.
Второй вариант позволяет подать заявление в один день, но далеко не факт, что Вы получите подтверждение подачи требования, так как страховая организация может отказаться выдавать Вам акт принятия или входящий номер заявления, ставить штампы о принятии на Вашей копии. Но надлежащим подтверждением будет видеосъёмка подачи. И помните, что страховая компания, так как её офис является публичным местом, не вправе запрещать съёмку.
Но подача заявления вовсе не означает, что Вы сразу узнаете сумму выплаты или ремонта.
Они составляют 3 дня... Но не просто дня, а календарных, за исключением праздничных нерабочих. И здесь также законом 2019 года предусматривается 2 варианта:
Об этом говорит также пункт 4.23 Правил страхования:
4.23. В акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчёт страхового возмещения и указывается его размер. Копия акта о страховом случае передаётся страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее 3 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее 3 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).
Но самое главное – это невозможность в 2019 году законно получить полную калькуляцию расчёта возмещения как при выплате, так и при ремонте. Законодательство не обязывает страховщика приводить развёрнутую калькуляцию. В Правилах присутствует лишь слово "расчёт", и оно даёт достаточно много шагов в сторону для страховой компании.
На практике потерпевшие в ДТП чаще всего получают такую информацию в акте:
А вот стоимость каждой запчасти, каждого пункта работ узнать вряд ли удастся. Ответ страховщика простой: "Закон обязывает предоставить расчёт, его мы и предоставили".
Дорожно-транспортное происшествие – событие ужасно неприятное. С ним связаны не только повреждение автомобиля и причинение вреда здоровью людей, но и волокита, связанная с получением страховки. Многие автовладельцы, не особо вникающие в тонкости получения причитающихся выплат, испытывают серьезные трудности при осуществлении процедуры. Но если знать весь порядок и учитывать некоторые нюансы, то страховые выплаты будут получены максимально быстро и без лишних проблем.
Дорожно-транспортное происшествие обязательно должно быть зафиксировано. Для этого необходимо вызвать, в первую очередь, сотрудников ДПС, которые составят соответствующий протокол. В случае серьезного ДТП, как правило, приезжают представители следственных органов и составляют собственный протокол осмотра места происшествия, а также делают фотографии.
Для обращения в страховую компанию можно попросить сделать копию протоколов и снимков, что будет лучшим доказательством происшествия. Если есть возможность, нужно обязательно сделать собственные фотографии с разных ракурсов. Отличным подспорьем будут и записи с авторегистраторов или камер наблюдения (копии последних можно запросить в органах ГИБДД).
Согласно п. 3.10 Положения, в общем порядке необходимо предоставить следующие бумаги:
В случае необходимости подтверждения дополнительных фактов, влияющих на размер выплачиваемой суммы, нужно также предоставить соответствующие документы (к примеру, для подтверждения смерти потерпевшего нужно предоставить свидетельство о смерти).
Перечисленные документы подаются в страховую компанию, которая указано в договоре ОСАГО. Самый надежный вариант подачи – непосредственно в офис страховщика. В зависимости от организации, можно либо записаться, либо оставить заявку, либо в порядке живой очереди предоставить сотруднику, отвечающему за выплаты по ОСАГО, все бумаги. Положение о правилах ОСАГО позволяет потерпевшим подавать документы по почте или в электронной форме. Данные способы могут быть намного удобнее, однако они не гарантируют стопроцентную передачу документов, поскольку письма имеют свойство теряться по самым разнообразным причинам. Кроме того, при почтовом или электронном предоставлении всех копий все равно потребуется обязательное обращение в страховую компанию с оригиналами.
Сроки, в которые страховая компания должна ответить на заявление потерпевшего о выплате страховых сумм, четко указаны в Положении о правилах ОСАГО. Согласно п. 4.22, по общему правилу, страховщик обязан рассмотреть заявление и отправить на него ответ в 20-дневный срок. В случае, когда страховая компания согласна на прямую оплату ремонтных работ, время ответа увеличивается до 30 дней. При этом учитываются календарные дни, то есть вместе с выходными, за исключением праздничных нерабочих. Ответ страховщика обычно содержит либо согласие на выплату, либо отказ. Однако страховая компания может также предложить внести изменения или замечания в предложенные условия. В таком случае к ответу прилагаются дополнительные документы (в частности, результаты экспертной оценки ущерба). Обычно такие ситуации регулируются в непосредственном общении страховщика и страхователя.
Выплачиваться сумма при наступлении страхового случая может несколькими способами:
Важно отметить, что выплата средств за вред здоровью или жизни по ОСАГО не влияет на получение причитающихся сумм по личному страхованию.
Согласно пп. «б» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплачиваемой суммы не может превышать 400 тысяч рублей. Данное положение распространяется на случаи как полной гибели авто, так и частичного повреждения. В первой ситуации размер выплаты устанавливается в соответствии с абз. 2 п. 4.15 Положения и равен действительной стоимости транспортного средства на момент наступления страхового случая за вычетом стоимость годных остатков. В случае частичного повреждения автомобиля размер выплаты равен стоимости полного ремонта, при этом учитывается средняя цена восстановительных работ, сложившаяся в регионе. Исключением является наличие в договоре пункта о возмещении вреда в натуре. При необходимости замены изношенных деталей на них начисляется не более 50% от номинальной стоимости.
Что же касается возмещения вреда здоровью, согласно пп. «а» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплаты не может превышать 500 тысяч рублей. Конкретный размер суммы устанавливается в соответствии с тяжестью причиненного вреда, а также его последствий (различные степени утраты трудоспособности и дееспособности).
Если потерпевший не согласен с размером выплаты, согласно п. 5.1 Положения, он может предоставить страховой компании претензию. В ней должны содержаться расчеты, а также иные доказательства собственной позиции. Споры возникать могут в следующих ситуациях:
Внесудебное урегулирование разногласий не всегда приводит к плодотворным результатам, поэтому чаще всего заканчиваются споры именно в органах правоcудия.
Страховая компания имеет полное право не выплачивать страховое возмещение только в определенных случаях. К основаниям, установленным п. 5.2 Положения, относятся следующие ситуации:
Кроме того, страховщик может отказать и в случаях наступления так называемого страхового риска. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО», он наступает в следующих ситуациях:
Если наличие данных оснований оспаривается потерпевшим, нужно обязательно подать сначала претензию в страховую компанию. В случае ее неудовлетворения выход остается один – судебное разбирательство.
Регресс – это требование страховщика к лицу, ставшему виновником ДТП. Причинивший вред гражданин не обязан возмещать вред страховой компании самостоятельно, поскольку для этого требуется обращение организации.
Часть 1 Статьи 1081 ГК РФ:
Основания, по которым страховая компания имеет право на регресс, указаны в ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО»:
Страховое возмещение не всегда легко и без вопросов выплачивается страхователю. Страховая компания может занижать выплаты, отказывать в их передаче потерпевшему, затягивать процесс перечисления или ремонта автомобиля. Во всех этих случаях сначала подается претензия, однако в случае ее неудовлетворения дело решается в районном суде по месту нахождения страховой компании.
Для обращения в орган правосудия необходимо подать следующий пакет документов:
Страховая компания всегда имеет квалифицированного адвоката, поэтому стоит и потерпевшему позаботиться об услугах профессионального юриста. Если суд принял решение в пользу истца, его копия направляется страховщику, который должен в установленный судьей срок выполнить то или иное действие.
Подробности расчета стоимости полагающихся в рамках ОСАГО выплат практически никому не известны. Вопросы по этому поводу возникают практически у всякого владельца автомобиля, попавшего в аварию. Не обманет ли страховая компания, назначая страховку? Ведь случаи занижения выплат реальны. Отстоять свое право на полноценное возмещение затрат можно, зная особенности ее начисления.
Можно ли самостоятельно рассчитать сумму страховой выплаты по ОСАГО и какими инструментами для этого стоит воспользоваться? От каких входных данных зависит сумма ущерба? Как происходит расчет страхового возмещения в страховой компании? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Компенсация рассчитывается и назначается в соответствии с рядом нормативных правовых актов. Положения закреплены в законодательстве федерального уровня. К таким регламентирующим документам относятся:
Расчеты обычно производятся в соответствии со справочником Российского союза страховщиков. Суммы, указанные в них, изменяются только в зависимости от следующих критериев:
По закону страховая компания должна полностью возместить приобретение поврежденных деталей и необходимые услуги по ремонту ТС пострадавшего. Государством данная деятельность законодательно определена Федеральным законом №40, который предполагает 100%-ную сумму, достаточную для восстановления транспорта.
Однако обычные правила ОСАГО предусматривают положение, по которому страховые выплаты уменьшаются из-за износа поврежденных деталей. И это не в полной мере отвечает установленным на государственном уровне требованиям. Объясняется такое решение нежеланием платить пострадавшему в результате ДТП за совсем еще новенькие детали.
Петров попал на автомобиле Тойота в аварию, помяв бампер и переднюю левую дверь. В этот же день гражданин оповестил о ДТП своего страховщика и подал полный пакет документов для оформления компенсации. В течение 5 дней сотрудник компании ввиду необходимости осмотра машины согласовал место и порядок его проведения. Оценщик, учитывая многочисленные критерии, составил акт с данными для вынесения решения о стоимости восстановления автомобиля.
Зачастую скрытые дефекты в акте экспертизы не указываются, в пользу страховщика. На основании документа компания и устанавливает размер фактических выплат.
В первую очередь, эксперт обязан обращать внимание на характер повреждений транспортного средства. На заключение влияют причины их появления, объем и средняя стоимость обязательных ремонтных работ, используемые при этом технологии. В свою очередь, от вынесенного оценщиком решения напрямую зависит, сколько автовладелец получит в рамках ОСАГО.
В акте эксперта должны отражаться следующие данные:
Ошибки эксперта, конечно, не исключены. Известны случаи, когда в акт вносились повреждения, полученные ранее и к ДТП отношения не имевшие. И наоборот, может проводиться лишь поверхностный осмотр, а скрытые проблемы не выявляются.
Калькуляция основывается на результатах осмотра. На сумму повлияет вид требующегося ремонта – покраска, монтаж, замена детали и пр. Увеличивается страховка от большей продолжительности ремонтных работ и их средней в экономическом регионе цены. Как уже упоминалось ранее, значительно снижает сумму степень износа ТС. Многими из этих критериев можно оперировать для минимизации расходов на выплату компенсации.
Российский союз автостраховщиков на сайте добавил калькулятор который помогает автовладельцам самим подсчитать сумму выплат по ОСАГО. Для этого в соответствующие поля вводятся реквизиты: категория обратившегося лица (физическое или юридическое), стаж водителя, его возраст, длительность эксплуатации ТС, мощность двигателя, экономический округ, тип и срок действия страховки.
Так уж сложилось, что наше законодательство постоянно претерпевает внесение изменений и дополнений. Нормативные акты, посвященные страхованию, автомобильным вопросам и спорам, также постоянно совершенствуются. А вот в лучшую или худшую сторону для граждан, большой вопрос. Что касается автомобильных аварий, их оформления, оценки ущерба, страховых выплат, то здесь приняты поправки, определяющие новый формат начисления денежной компенсации по страховому случаю на ремонт поврежденного авто.
На смену ранее действовавшим пяти вариантам расчета причиненного ущерба и страховых выплат, теперь пришла единая методика, по которой и проводится калькуляция выплат по ОСАГО в настоящий момент. Смысл принятой методики заключается в обязательности ее исполнения всеми отечественными авто страховщиками. Калькуляция выплат по ОСАГО происходит с учетом износа запасных частей ТС. В новом нормативном акте содержится оговорка о том, в каких случаях у автовладельца появляется право на предъявление претензий к страховой компании. Страховщики отвечают за несвоевременный расчет со страхователем, а также за не предоставление информации о том, что в выплате компенсации отказано. За нарушения закона страховщикам грозит выплата денежного штрафа.
Напомним, что если ваш спор со страховой компанией зашел в тупик, и вы намерены судиться с СК, ваше заявление будет принято только при условии, чтобы вами была соблюдена процедура досудебного урегулирования спора. То есть, иными словами, вы должны подтвердить факт письменного предъявления претензии к страховщику. Даже если страховая фирма вас просто проигнорировала, но ваше обращение с пометкой о принятии сохранилось, то суд рассмотрит ваше обращения в установленном порядке.
Подобным дополнением законодатель решил сократить количество случаев, когда недобросовестные страхователи при помощи юристов пытались намеренно получить компенсацию только лишь в денежном эквиваленте, хотя по закону страховщик может выдать направление на ремонт в СТО, а работу мастеров оплатить самостоятельно.
Интересно, что и сам процесс возмещения вреда несколько подвергся изменению. К примеру, невиновная сторона теперь вправе самостоятельно решать, как именно она будет получать компенсацию - получением денежных средств или ремонтом ТС. Напомним, что ранее вариант возмещения ущерба решался на усмотрение страховой компании, ответственной за компенсацию вреда. Исходя из этого, напрашивается логический вывод - принятие единой методики расчета привело к необходимости заключения соглашений между страховщиками и авторемонтными сервисами об оказании услуг по ремонту застрахованных автомобилей. Страховщик будет оплачивать только те технические неисправности авто, которые стали следствием произошедшего ДТП. Все остальные затраты собственнику ТС придется платить из своего кармана.
Однако, даже внесенные в закон изменения и принятие единой методики не могут гарантировать справедливость со стороны страховых компаний. Основная цель их деятельности остается все той же - извлечение прибыли по максимуму, а значит, они и дальше будут продолжать искать лазейки, чтобы обмануть страхователей и наживиться за их счет.
Если вы не согласны с решением страховой компании, и считаете, что вам заплатили меньше, чем были должны или не заплатили вовсе, то любой квалифицированный юрист даст совет - суд со страховщиком. Принятая методика расчета не является препятствием к оспариванию решений страховщика в судебном порядке.
Стоит отметить, что суть страховой компенсации состоит в предоставлении застрахованному автовладельцу возможности отремонтировать свое авто и вернуть его в доаварийное состояние. В связи с этим, размер причиненного вреда определяется с учетом степени износа деталей и запасных частей, которые подверглись изменению и порче в процессе аварийного происшествия. При возмещении вреда, причиненного водителю или пассажиру, калькуляция выплат по ОСАГО, предназначенная для страхователя, заметно усложняется. В этом случае необходимо принять во внимание затраты на покупку медикаментов, необходимых для лечения.
Подавляющее большинство клиентов нашей компании «Юридическая помощь» составляют автовладельцы, у которых возникли проблемы со страховщиком. Во многих ситуациях требуются радикальные экстренные меры, чтобы спасти ситуацию. Если вы считаете, что страховая компания необоснованно вам отказала в положенных выплатах или незаконно снизила размер компенсации, наши квалифицированные автоюристы помогут вам восстановить справедливость и получить адекватную страховку. Нашими экспертами будет проведена объективная оценка обстоятельств ДТП и исследование транспортного средства, после чего составлено экспертное заключение в точности соответствующее реальной действительности. Мы знаем, как бороться с беспределом страховщиков! Позвонив сейчас, вы получите юридическую консультацию компетентного автоюриста.