Как и в какие сроки проводится встречная налоговая проверка? Встречная налоговая проверка: как себя нужно вести

Как и в какие сроки проводится встречная налоговая проверка? Встречная налоговая проверка: как себя нужно вести

Прежде понятие встречной проверки содержалось в статье 87 Налогового кодекса РФ (см. редакцию от 2 февраля 2006 г.). Формулировка была такая: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках (введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Но название осталось: на практике истребование налоговым органом у од-ной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контр-агентом) продолжают называть встречной проверкой.

Кроме указанной статьи эта процедура регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Рассмотрим подробнее, в чем же заключается так называемая встречная проверка, каковы ее особенности и какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации по ее результатам.

Предмет и цели проверки

Итак, встречная проверка в отличие от камеральной или выездной не является видом налоговой проверки.

Встречная проверка - это одно из мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2007 г. № ШТ-13-06/103@).

Сущность ее заключается в предоставлении компаниями информации друг о друге либо получении налоговиками необходимой информации от третьих лиц.

Целями проведения такой проверки являются:

Подтверждение реальности существования контрагента и совершенных налогоплательщиком операций;

Подтверждение совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

По результатам встречной проверки не выносится обязательных для налогоплательщика решений. Но полученные материалы используются в качестве доказательств совершения налоговых правонарушений.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку какой-либо организации, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Истребование документов (информации) может проводиться:

В рамках выездной либо камеральной налоговой проверки;

В рамках дополнительных мероприя-тий налогового контроля при рас--смотрении материалов налоговой про---верки;

Вне рамок проведения налоговых проверок, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Требование о представлении документов (информации) в порядке встречной проверки может быть направлено:

Контрагенту проверяемого налогоплательщика;

Иному лицу, которое располагает не-обходимыми для налоговиков документами (информацией), касающими-ся деятельности налогоплательщи-ка, в отношении которого проводится -проверка (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Как видим, требование может быть направлено практически любому лицу.

Запрашиваемые документы

Установленного перечня документов, которые вправе затребовать налоговики в ходе встречной проверки, нет. Это могут быть любые бумаги, связанные с деятельностью проверяемой организации и ее партнеров: договоры, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры, сведения о привлечении субподрядных организаций строительной компанией и др. Что подтверждает, например, постановление ФАС Уральского округа от 13 сентября 2011 г. № Ф09-5722/11. В нем рассмотрена- ситуация, когда об-щество отказалось представить налоговому органу книгу продаж, считая ее своим внутренним документом, за что было оштрафовано инспекцией на 5000 руб. на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.

Судьи поддержали налоговиков, согласившись с тем, что книга продаж может содержать сведения о хозяйственных операциях проверяемого налогоплательщика. Определением ВАС РФ от 19 января 2012 г. № ВАС-17466/11 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Из-за того что перечень документов четко не определен, возможны споры. Надо отметить, что суд в каждом конк-ретном случае будет выяснять реальную связь истребованных документов (информации) с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Однако ар-битражная практика складывается в пользу проверяющих (постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2010 г. № А56-43641/2009, ФАС Центрального округа от 11 сентября 2008 г. по делу № А09-844/2008-16, ФАС Уральского округа от 19 мая 2008 г. № Ф09-3423/08-С3).

Так что строительной компании, если инспекция затребует у нее какие-либо документы о контрагенте, следует отнестись к этому внимательно.

Причем налоговики вправе запросить у организации документы (сведения), касающиеся не только проверяемого налогоплательщика, но и лиц, не состоящих с ним в договорных отношениях, если эти документы связаны с осуществляемой им деятельностью.

В частности, такими третьими лицами могут быть субподрядчики. Они хотя и не состоят в договорных отношениях с заказчиком по договору строительного подряда, однако документы, оформляемые в рамках договоров субподряда, относятся к деятельности заказчика по строительству соответствующего объекта. Это подтверждено в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2010 г. № 07АП-3648/10, ФАС Московского округа от 16 ноября 2009 г. № КА-А40/11998-09.

При этом нужно помнить, что в рамках встречной проверки запрещается повторное истребование документов о контр-агентах, которые были представлены на---логоплательщиком при проведении в отношении него камеральной (выездной) проверки.

Исключение - случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных затем проверяемому лицу, а также когда документы, направленные в налоговый орган, были утрачены вследст-вие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Процедурные вопросы

Теперь о соблюдении формальностей. -Изложим лишь основные моменты, знать о которых необходимо.

Чье требование выполнять

Может ли чужая инспекция обратиться к организации с требованием представить документы о другой организации?

Налоговым кодексом РФ такой порядок не предусмотрен.

Затребовать необходимые документы, касающиеся деятельности компании, проверяемой другой инспекцией, у организации должна та инспекция, в которой организация состоит на учете (то есть своя инспекция), по поручению налогового органа, осуществляющего проверку или иные мероприятия налогового контроля (п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

На основании полученного поручения соответствующий налоговый орган в течение пяти дней направляет строительной организации требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации).

Если же обе организации (та, в которой проводится проверка, и ее контрагент, от которого налоговики хотят получить дополнительную информацию о деятельности проверяемой компании) состоят на учете в одной налоговой инспекции, то требование о представлении документов предъявляет сама эта инспекция.

Состав документов

В требовании должно быть указано, какие именно документы необходимо представить, деятельности какой организации они касаются и при проведении какого мероприятия запрашивается данная информация.

Проверяемый период

Финансисты отмечают, что в Налоговом кодексе РФ не установлено ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Соответственно, по их мнению, проверяющие вправе затребовать документы, относящиеся к периодам, не совпадающим с периодом, контролируемым в рамках камеральной (выездной) проверки (письмо Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519).

В то же время судьи с этим могут не согласиться. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г. по делу № А68-13557/09 указано, что истребование документов, не совпадающих с периодом проверки, неправомерно. Арбитры признали данное требование произвольным, то есть налогоплательщик выполнять его не обязан. И на основании этого отменили решение инспекции о привлечении организации к ответственности.

Сроки и формы представления

Получив требование о представлении документов (информации), компания должна исполнить его в течение пяти дней или в тот же срок сообщить, что не располагает такими документами (информацией). По просьбе организации срок может быть продлен.

А вот если компания документы не представит и требование проигнорирует, это будет являться налоговым право--на-рушением, ответственность за которое предусмотрена, как было сказано ранее,- статьей 129.1 Налогового кодекса РФ. К тому же за непредставление сведений, необходимых для осуществ-ления налогового контроля, пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен штраф для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Требование может быть передано руководителю (представителю) организации лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Если указанными способами требование передать невозможно, оно высылается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления.

Учтите: судьи считают, что организация обязана исполнить требование, даже если нарушены сроки его направления, расценивая данное обстоятельство как несущественное и не повлекшее нару--ше--ния прав контрагента. Такой вывод со-дер-жится, в частности, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. № Ф04-623/2009(1322-А75-49).

Представление документов на бумажном носителе производится в виде копий, заверенных самой организацией. Требование нотариального удостоверения копий (если иное не предусмотрено законодательством РФ) не допускается. Если запрашиваемые документы составлены в электронной форме по установленным форматам, организации разрешается направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При необходимости налоговики вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Оформление результатов проверки

Налоговое законодательство не устанавливает специальных требований к порядку проведения дополнительных мероприятий в форме встречной проверки. Итогом данного мероприятия является получение необходимых документов либо информации о проверяемой компании.

Встречная проверка или просто «встречка» — это ещё один способ контроля налоговиков за правильностью и обоснованностью представленных документов. В современной редакции Налогового кодекса России нет такого понятия, как встречная налоговая проверка.

Отношения об истребовании документов у контрагента проверяемого лица регулируются ст. 93.1 Налогового кодекса России «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

На основании данной статьи налоговый орган имеет право запросить при проведении проверки у контрагента проверяемого лица документы, подтверждающие фактическое совершение и содержание сделки.

Ничего страшного в Требовании о предоставлении документов по сделке с другой компанией нет. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок, хотя информацию о вашей деятельности они дают.

На практике налоговый орган практически всегда при проведении камеральных (документальных) или выездных проверок запрашивает документы по сделкам у контрагентов проверяемого лица.

Основанием для проведения такого запроса может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость. Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа. Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какая информация может быть запрошена?

Для получения нужной информации, налоговая инспекция направляет «Требование о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить запрашиваемые документы. Предоставлять нужно копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию, или в случае, если документ на нескольких листах, то сшивать, нумеровать и заверять на месте сшива на обороте последнего листа с указанием количества листов. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном сканированном виде по ТКС (телекоммуникационным каналам связи).

Список документов, запрашиваемых налоговым органом, законодательно не определён. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, в частности: договоры, приложения и спецификации к ним, накладные, акты приема - передачи, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, особенно если у вас с контрагентом большой товарооборот или крупный подряд, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день после получения Требования отправьте в налоговый орган письмо с указанием причины задержки и срока, который вам необходим для подготовки и предоставления документов. В течение 2 рабочих дней налоговый орган должен сообщить о своём решении либо о продлении сроков либо об отказе.

В случае отсутствия у вас запрашиваемых документов, направляйте в ответ на Требование в течение 5 дней письмо об отсутствии запрашиваемых документов в налоговый орган.

Вы и ваш контрагент можете состоять на учёте в разных налоговых инспекциях. В таком случае налоговый орган, в котором на учёте состоит контрагент, не может истребовать от вас информацию. Он посылает поручение вашему налоговому органу, который на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем направить в налоговый орган запрашиваемые документы, проверьте, не допущены ли в Требовании ошибки или неточности. Вот на что стоит обратить внимание:

1. Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме Требования должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налогового органа, где зарегистрирован контрагент, в случае учёта ваших организаций в разных налоговых органах.

2. Проверьте, чтобы запрашиваемые сведения в поручении и требовании совпадали. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина запроса и она должна совпадать и в поручении и в требовании

3. В требовании должны быть указаны конкретные документы, которые необходимы налоговому органу или указание на конкретную сделку/договор, информацию по которой нужно предоставить.

4. Налоговый орган не вправе в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, например налоговые декларации. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование налогового органа, только до этого еще раз убедитесь в том, что вы правильно поняли Требование, т.к. ваш отказ может потребоваться отстаивать в суде, плюс перед этим вы заплатите штраф.

Можно ли отказать в предоставлении документов?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия. Вам представляется, что запрашиваемые документы не содержат сведений о хозяйственных операциях с контрагентом, а налоговый инспектор будет утверждать обратное. Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц между вашей организацией и контрагентом.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц юридического лица в сумме от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

При получении Требования налогового органа, необходимо подумать, как бы самому не попасть впросак, предоставляя запрашиваемые документы, если в них обнаружат расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку для вашей организации всё равно назначат и проведут, так что думайте, прежде чем слепо исполнять Требование! Обязательно созвонитесь с контрагентом и уточните у него перечень и содержание представленных им документов, постарайтесь свести риск выявления расхождений и разночтений в документах к минимуму и тогда налоговая сторона вашей деятельности будет значительно проще.

Впрочем, правило аккуратности и внимательности подходит для всех случаев и сторон нашей многогранной жизни.

Алексей Полищук

В своей работе бухгалтер часто сталкивается с требованиями налоговых органов представить документы по взаимоотношениям компании с ее контрагентами, то есть с так называемыми встречными проверками. С 2007г. понятие "встречная проверка" исключено из Налогового кодекса РФ. Однако Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, введена в действие ст. 93.1 НК РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Такое истребование может осуществляться в рамках выездной или камеральной налоговой проверки налогоплательщика, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля при рассмотрении материалов налоговой проверки, а также вне рамок проведения налоговых проверок, когда налоговому органу необходимо получить информацию относительно конкретной сделки (например, в ходе предпроверочного анализа для включения организаций в план проверок).

Давайте поговорим о том, что необходимо знать организациям о встречных проверках, чтобы избежать лишних разногласий с контролирующими органами?

Цель встречной проверки

Целью встречной проверки является выявление фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречную проверку налоговые инспектора проводят, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. В каких случаях может проводиться, встречная проверка мы указал выше. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

В большинстве случаев инспекторы прибегают к истребованию документов у контрагентов в целях подтверждения правомерности и обоснованности заявленных проверяемым налогоплательщиком вычетов по НДС и расходов в декларации по налогу на прибыль.

Встречная проверка не является налоговой проверкой, по ее результатам не оформляется акт и не выносится решение, обязательное для исполнения контрагентом или проверяемым налогоплательщиком. Если полученные в ходе таких мероприятий информация или документы каким-либо образом свидетельствуют о правонарушении, которое совершила проверяемая компания, то они прилагаются в качестве доказательств к акту проверки, которая проводилась в отношении ее.

Критерии отбора кандидатов для встречной проверки

Конечно, всем контрагентам проверяемого налогоплательщика подряд налоговики требования не высылают. Налоговики, прежде чем направить запрос об истребовании документов контрагенту, проводят анализ документов проверяемого налогоплательщика и запрашивают документы в случаях:

  • совершения сделок на крупные суммы;
  • если проверяемый налогоплательщик заявил НДС к возмещению из бюджета;
  • наличия подозрений в фиктивности совершенных сделок с контрагентом.

В каждом налоговом органе обеспечен доступ к федеральным информационным ресурсом. Каждый инспектор может самостоятельно посмотреть показатели в представленных контрагентами налоговых декларациях и отчетности (например, суммы исчисленных налогов, сведения о численности работников, о наличии имущества, транспортных средств), запросить в банках выписки о движении денежных средств по счетам (по которым выявляют транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, расчеты с использованием одного банка) и установить таким образом "подозрительных" контрагентов - претендентов на встречную проверку.

Налоговики особое внимание уделяют организациям, имеющим признаки фирм-"однодневок" (зарегистрированным по недействительным или утерянным паспортам, по "массовому" адресу регистрации, имеющим "массовых" руководителей или учредителей, не сдающим отчетность в налоговые органы), а также организациям - аффилированным или взаимозависимым с налогоплательщиком. Дополнительным основанием для проверки будет являться создание контрагента незадолго до совершения интересующей сделки, ее разовый или неритмичный характер, осуществление операций не по месту нахождения налогоплательщика.

Итак, если ваша организация отвечает вышеприведенным признакам и при этом активно сотрудничает с другими контрагентами, можно готовиться к приходу налоговиков если не с выездной проверкой, то со встречной наверняка.

Последствия встречной проверки

К каким негативным последствия может привести встречная проверка для контрагента?

Во-первых, в ходе встречной проверки могут быть установлены нарушения в порядке отражения отдельных операций в учете и отчетности, неисполнение налоговых обязательств контрагентом или получены доказательства, свидетельствующие об искусственном создании налогоплательщиком совместно с его контрагентом условий для получения необоснованной налоговой выгоды. Эти обстоятельства могут повлечь назначение выездной налоговой проверки уже в отношении контрагента и привести к доначислению налогов.

Во-вторых, в силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ представить инспекторам запрошенные документы (информацию), необходимые для налогового контроля, является налоговым правонарушением. "Сокрытие" лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ оно должно сообщить налоговому органу, в данном случае влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Нарушителю грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А в случае повтора то есть, если компания повторно в течение календарного года не представит документы (информацию), штраф составит уже 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за отказ инспекторам, непредставление запрашиваемых сведений в срок или представление в неполном объеме либо в искаженном виде предусмотрен административный штраф для должностных лиц в сумме от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Порядок истребования документов и информации

Общий алгоритм проведения встречной проверки закреплен в ст. 93.1 НК РФ и заключается в следующем.

Первое это направление поручения в другой налоговый орган.

Сначала налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку в отношении налогоплательщика, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация), т.е. контрагента налогоплательщика. Таким образом, законодательно установлен механизм, в соответствии с которым затребовать какую-либо информацию у лиц, связанных с налогоплательщиком, налоговый орган может только через налоговый орган, в котором это лицо состоит на учете. Самостоятельно направлять требования о предоставлении документов непосредственно лицу, не состоящему на учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку, нельзя. Если же лицо, у которого истребуются документы, состоит на учете в той же налоговой инспекции, что проводит налоговую проверку, направлять поручение об истребовании документов в другой налоговый орган нет необходимости.

Внимание: если речь идет о подозрениях в намеренном уклонении от налогов, к поручению прилагается сопроводительное письмо, в котором содержатся дополнительные «просьбы», например, произвести допрос руководителя, проверить наличие контрагента по юридическому адресу и т.п.

Вторым шагом будет - истребование документов у третьих лиц. После получения налоговым органом соответствующего поручения, он обязан в течение пяти рабочих дней с этого момента направить лицу, располагающему сведениями о налогоплательщике, требование о представлении документов (информации). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает ими. Собранные документы представляются в налоговый орган в виде копий, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица налогоплательщика и его печатью.

Третий шаг это передача документов в налоговый орган, осуществляющий проверку.

В трехдневный срок со дня представления истребованных документов или сообщения лица, у которого истребованы документы, об отсутствии истребуемых документов, указанные документы или сообщение направляются в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании документов. Туда же направляются и результаты иных мероприятий налогового контроля, проведенных при отсутствии отклика от налогоплательщика, которому было направлено требование о представлении документов (информации).

Таков общий алгоритм истребования документов и информации у третьих лиц.

К сведению. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 93.1, п. 2 ст. 93 НК РФ).

С целью контроля полноты уплаты налогов в Государственный Бюджет Налоговая Служба Российской Федерации проводит различные виды проверок, наиболее «страшными» среди которых являются выездные и камеральные.

Они сами по себе не приводят в восторг бухгалтеров любой организации. Но не редки случаи, когда в дополнение к основной проверке задействуются дополнительные подвиды, такие как, например, встречная налоговая инспекция. Что это такое? Как и с какой целью проводится? Какие могут быть последствия?.. Ответы на все эти вопросы вы найдёте в данной статье!

До проверок, как правило, подается .

Встречная налоговая проверка – что это?

В ходе изъятия сотрудниками налоговой службы необходимой им документации и дальнейшего её изучения могут возникнуть вопросы к деятельности организации , её партнёрам либо к суммам/объёмам конкретных сделок. С целью уточнения информации и проверки цифр в изъятых документах инициируется встречная налоговая проверка.

Проводится она в следующем порядке:

  • Налоговая служба составляет список прямых контрагентов и участвовавших в сделке сторонних организаций;
  • Контрагенты проверяемого юридического лица получают запрос на предоставление чётко обозначенного пакета документов в Налоговую Службу;
  • В пятидневный срок данный пакет подготавливается и отвозится в ФНС лично, либо отправляется по почте. После ;
  • По результатам оценки и сравнения полного объёма имеющихся документов сотрудники Налоговой составляют соответствующее заключение, которое не предоставляется косвенно участвовавшим в проверке юр. лицам (контрагентам). В случае выявления нарушений на проверяемую организацию налагается штраф, административные меры наказания, а также возможно возбуждение судебного разбирательства.

В связи с тем, что наказать контрагентов, у которых были запрошены документы, Налоговая может только за несоблюдение сроков, многие организации и бухгалтера, в частности, не сверяют отправляемую информацию с партнёром . Но это чревато для обеих сторон.

Так как расхождения могут быть выявлены не только в документах проверяемого юридического лица, но и в ваших. И тогда сотрудники ФНС обязательно назначат внеплановую проверку, и уйти от наказания будет достаточно сложно, если возможно вообще.

Встречная налоговая проверка может быть проведена при любой объективной необходимости, а не только в рамках камеральной либо выездной инспекции. Это связано с тем, что законодательство никак не ограничивает условия проведения подобного вида проверок в отношении причин, сроков, частоты запросов и т.д.

Какие документы могут быть затребованы?

Перечень и объёмы запрашиваемого комплекта документации никак не регламентируется действующим законодательством, из-за чего довольно часто возникают спорные ситуации.

Так, например, Налоговая Служба может помимо документов по конкретной сделке запросить ваше собственное штатное расписание, маршрутные листы перевозок, данные по посредникам (например, транспортным компаниям) и т.д. Некоторые документы действительно необходимы, и запрос правомерен. Подробнее об этом рассказано в видео:

Это касается штатных расписаний и списков сотрудников, так как они могут быть использованы в целях выявления дополнительных взаимосвязей между организациями. Другой вопрос – данные об организациях, у которых в данный момент не проводится никаких проверок. Общая судебная практика показывает, что, хотя в Законе и не прописано, такие действия со стороны ФНС считаются неправомерными , и запрос на такие группы документов можно отклонять.

Но будьте готовы уплатить штраф, а затем отстоять свои права в суде.

Условия правомерности встречной проверки.

Чтобы запрос на предоставление документов со стороны Федеральной Налоговой Службы считался легитимным, должны выполняться следующие базовые требования:

  • Запрос на пакет документов должен быть вручен представителю организации под расписку либо отправлен Почтой России с уведомлением о получении.Иначе нельзя доказать, что контрагент действительно получил его и обязан предоставить в пятидневный срок требуемый пакет.
  • В случае если проверяемая организация находится на учёте в другом отделении ФНС, запрос контрагенту не может быть направлен напрямую из него, а должен исходить от соответствующего подразделения, в ведении которого находится сторонняя организация. В связи с этим в качестве дополнения должно прилагаться требование первого госоргана ко второму о формировании соответствующего запроса контрагенту.
  • В обоих документах (если компании находятся на учёте в разных отделениях ФНС) должны в точности совпадать причина проведения проверки и перечень требуемых документов. Они должны быть чёткими и ясными. Без расплывчатых выражений и общих фраз.

Если хотя бы одно из данных требований не выполняется, запрашиваются данные связанные с третьей стороной (организациями), либо у вас нет возможности предоставить все или часть из перечисленных в требовании документов, в пятидневный срок необходимо направить в сторону Налоговой Службы отказ с указанием соответствующей причины.

В качестве меры наказания за просрочку либо отказ в сотрудничестве на контрагента может быть наложен штраф в размере 5 000 рублей, а также административные меры наказания по отношению к уполномоченным лицам в размере 300-500 рублей.

И всё же после их исполнения запрос может повториться . Поэтому, рекомендуем соизмерять размер последствий с необходимостью сокрытия определённых документов и оспаривать правомерность встречной проверки в судебном порядке, раз уж на то пошло.

Как удовлетворить требования ФНС?

Чтобы обязательства контрагента считались выполненными на 100% необходимо соблюсти определённые требования:

  • Пакет документов либо отказ с указанием причин должен быть доставлен в Налоговую Службу в течение пяти дней со дня получения запроса;
  • Состоять он должен из копий оригиналов документов с синей печатью организации и подписью руководителя. ФНС не имеет права требовать нотариально заверенные копии;
  • Если в перечне присутствует многостраничный документ, он должен быть прошит и подписан на месте сшива. Все страницы должны быть пропечатаны, пронумерованы, и на обороте последнего листа должна располагаться печать + подпись с указанием должностного лица и точного количества страниц;

Все требования Федеральной Налоговой Службы будут соблюдены, и никаких штрафных санкций не последует.

Главное всегда помнить, что отправляемые документы должны иметь минимальное расхождение с аналогичными, изъятыми у проверяемого партнёра. И тогда ваше сотрудничество и репутация в глазах Налоговой будут только расти и крепнуть!

В настоящее время любая деятельность, как коммерческая, так и некоммерческая подлежит обязательной регистрации в исполнительных органах власти, в том числе и налоговой инспекции. Данная процедура подразумевает негласное согласие со всеми существующими законами, регулирующими любую деятельность в той или иной сфере. За исполнением всех нормативных положений осуществляют контроль налоговые органы власти, которые в свою очередь имеют полное право осуществлять проверку деятельности посредством запроса необходимой информации или документов, что и называется встречной налоговой проверкой. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты и нюансы проведения такого рода проверки со стороны исполнительных органов власти.

Налоговый контроль деятельности налогоплательщиков

Своевременное пополнение бюджета, корректность в определении налогооблагаемой базы, полнота и прозрачность отражения операций являются базой для осуществления налогового контроля со стороны органов исполнительной власти. Самым распространенным инструментом контроля со стороны налоговых органов выступает проверка правильности и своевременности заполнения налоговой декларации, которая является одним из обязательных документов, которые обязаны предоставлять как физические, так и юридические лица.

При выявлении каких-либо нарушений или неполноты предоставленной информации, налоговая служба имеет право воспользоваться другим инструментом контроля, который называется – встречная налоговая проверка. В ходе данной проверки исполнительные органы власти могут затребовать все необходимые документы, касающиеся совершенных операций (сделок) и учетные данные, отражающие операции по всем сферам деятельности организации.

Встречная налоговая проверка: причины и основания для проведения

С недавнего времени были внесены ряд изменений в существующее законодательство, регламентирующих процесс проведения налоговых проверок. Точнее поправки больше относятся к ограничению возможности проводить данные проверки вне плана или должны иметь веские причины. Также существует ряд ограничений на запрашиваемую информацию со стороны налоговой инспекции, поэтому основаниями для формирования запросы со стороны органов исполнительной власти могут стать только:

  • Обращение на предоставление какой-либо информации может быть сформировано в рамках проведения налоговой проверки налогоплательщика (контрагента) исполнительными органами власти на основании не противоречащему существующему законодательству. При этом по факту произведенного запроса проходящая проверка может быть приостановлена на время получения всей необходимой информации.
  • В рамках проведении налогового контроля по завершению проверки со стороны исполнительных органов власти. Чаще всего встречная налоговая проверка используется, как дополнительная мера осуществления контроля над деятельностью организации в целом, либо над конкретной сделкой и ее участникам.

Целесообразность проведения встречной налоговой проверки

Каждое действие совершенное как индивидуальным предпринимателем, так и крупным бизнесом должно соответствовать букве закона. Что подразумевает прозрачность, правомерность, а также полноту отражаемой во внутреннем учете информации о деятельности организации. Весь учет, существующий в организациях, в первую очередь должен быть организован в рамках существующего налогового законодательства, а также положению о бухгалтерском учете. Поэтому к основным целям встречной налоговой проверки можно отнести:

  • Проверки участников интересующей проверяющие органы сделки с налогоплательщиком на факт их существования, а также прозрачность деятельности;
  • Проверка факта осуществления, а также полноты и корректности отраженной в учете налогоплательщика операции;
  • Сверка данных между участниками финансово-хозяйственных операций на предмет соответствия данных у всех участников.

Обобщая, можно сказать, что целесообразность встречной налоговой проверки – это выявление ошибок учета (умышленных или без злого умысла) для определения корректности сформированной налогооблагаемой базы и соответственно уплаченных в бюджет налогов.

Правовая процедура по истребованию информации и необходимых документов у налогоплательщика

Проверка налогоплательщика является правовой процедурой инициированной со стороны налоговой службы. Законодательством регламентирован порядок и сроки проведения проверок. В целом вся процедура должна проходить в рамках правового поля, в противном случае налогоплательщик имеет право оспорить правомерность происходящего и не предоставить запрашиваемую информацию.

Инициатор обращения Сроки выполнения Описание
Проверяющая налоговая служба отправляют запрос в местный налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик (контрагенту) Сроки выполнения оговариваются в обращении, если сроки не указаны, документ должен быть обработан и принят к исполнению в течение календарного месяца Проверяющий налоговый орган (инициатор проверки) отправляет официальный запрос с указанием всей необходимой информации и списком необходимых документов в местную налоговую службу
Местная налоговая служба направляет запрос налогоплательщику (контрагенту) В течение 5 рабочих дней обращение должно быть направлено налогоплательщику (контрагенту) В случае отсутствия необходимой информации, местная налоговая служба имеет право обратиться непосредственно к налогоплательщику (контрагенту) посредством официального запроса
Налогоплательщик (контрагент) отправляет ответ местной налоговой службе В течение 5 рабочих дней ответ должен быть направлен местной налоговой службе Документы и вся запрошенная информация должна быть предоставлена в кратчайшие сроки. Либо при отсутствии таковой должен быть предоставлен ответ о невозможности предоставить запрашиваемую информацию либо документы

Нарушение сроков предоставления запрашиваемой информации либо документов

Налогоплательщик, являющийся участником налоговых взаимоотношений, по умолчанию обязан предоставлять всю запрошенную информацию со стороны исполнительных органов власти. Читайте также статью ⇒ “ “. Данная информация может быть как о конкретной сделке, правомерность которой проверяется налоговыми органами, либо о его деятельности в целом. При этом нарушение регламентированных сроков влечет за сбой неприятные последствия:

  • За непредставление запрошенных со стороны проверяющих органов документов назначается штраф в размере 200 рублей за каждый документ. При этом в случае объективной невозможности предоставить тот или иной документ, должен быть предоставлен официальный ответ с описанием причины. Ответ также должен быть предоставлен в установленный срок.
  • При отказе направлять запрошенные данные либо если налогоплательщик направляет сведения (документы), которые умышленно искажают данные, может быть наложен штраф в размере 10 тысяч рублей.

При отправке документов по почте или курьерской службой, которые по какой-то причине задержали их, нарушением будет считаться только тот случай если дата отправки позже установленной крайней даты предоставления документов. То есть неважно, когда по факту получат запрошенные сведения налоговые органы, важно только что отправка была произведена во время, что может быть подтверждено посредством штампа с датой на конверте либо соответствующей квитанцией.

Нормативно-правовые акты регламентирующую процедуру проведения встречной налоговой проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс Статья № 93 Данная статья регламентирует правомерность истребования документов и необходимой информации по факту проведения проверки налогоплательщика в целом или конкретной сделки
Статья № 9 Статья регламентирует основных участников отношений, подпадающих под налоговое законодательство
Статья 126 Статья регламентирует последствия нарушения установленных для ответа налогоплательщика на обращение налоговой службы о предоставлении необходимых сведений и документов

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Какие последствия для организации может принести встречная налоговая проверка.

Чаще всего запрос на предоставление документов можно получить при проверке вашего контрагента. При этом налогоплательщику необходимо быть аккуратным в предоставлении всех запрошенных данных, так как это может навлечь проверку на него самого. Поэтому чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • При неточном, размытом запросе надо направить ответное письмо с обязательным уточнением того, что конкретно надо налоговым органам. Лучше не стремиться отправить документы просто на всякий случай, потому что в них могут содержаться сведения, которые привлекут внимание к самому налогоплательщику.
  • Все документы, направляемые в рамках запроса, должны быть подробно описаны в соответствующем акте, а данный акт должен быть утвержден и подписан ответственными лицами.
  • Любое действие в рамках исполнения поручений налоговых органов должны контролироваться юристами.

Вопрос №2. Предоставление сведений по финансово-хозяйственным показателям организации

Налоговые органы могут запросить отчеты по ФХД или каким-либо экономическим показателям, особенно в части проведенных сделок. Даже в случае если в организации подробно ведется управленческий учет, налогоплательщик имеет право отказать в предоставлении таких данных, сославшись на то, что такой учет не ведется.