Как эффект Пигмалиона меняет реальность? Что значит обесценить себя и эффект Пигмалиона

Как эффект Пигмалиона меняет реальность? Что значит обесценить себя и эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.

Скульптура: Пигмалион и Галатея

Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая». Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя. Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных оценок, стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

Практическое применение

Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни. Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.

» Эффект Пигмалиона

Управление персоналом
Словарь-справочник

Эффект Пигмалиона

Согласно древнегреческой мифологии Пигмалион был скульптором, царем Кипра, который по преданию изваял скульптуру столь прекрасную, что сам влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

Существование эффекта Пигмалиона (психологического феномена оправдывающихся ожиданий) впервые было доказано в школьном классе. В эксперименте, впоследствии ставшем классическим, учителям было сказано, что среди их учеников есть дети очень способные и совсем неспособные. В действительности между двумя группами не было никакой разницы, и уровень способностей у всех учащихся был примерно одинаковым. Однако ожидания учителей, связанные с учениками, оказались разными. В результате группа якобы более способных учащихся при анонимном тестировании получила более высокие оценки, чем группа «менее» способных учащихся. Ожидания учителей каким-то непостижимым образом передались ученикам и повлияли на их реальные академические успехи.

В практике кадровой работы эффект Пигмалиона проявляется в том, что ожидания руководителей относительно результатов труда подчиненных способны влиять на сами эти результаты. Так, существует тенденция, в соответствии с которой руководители, высоко оценивающие своих подчиненных и ожидающие от них хороших результатов, получают более высокие результаты. А руководители, считающие своих подчиненных сборищем лентяев и тугодумов, т.е. изначально настроенные на плохие результаты, получают именно их.

То, что ожидания, связанные с действиями персонала, имеют обыкновения сбываться, доказано многими исследователями. Этот феномен более ярко проявляется в мужских коллективах (в частности, в армии), нежели в женских, и чрезвычайно присущ тем работникам, с которыми не только менеджмент не связывает никаких ожиданий, но которые и сами махнули на себя рукой. Результативность их труда обычно соответствует негативным ожиданиям.

Все психологические науки - это поистине что-то необыкновенное. Благодаря им действительно можно объяснить вещи, которые обычному человеку покажутся фантастикой. Еще в далекой древности люди замечали тот факт, что их разум способен порой выдавать самые удивительные видения, производить знания и информацию, которая меняет практически все. При этом психология для людей того времени была способом управления себе подобными. Сейчас задачи менее прозаичны. Люди постигают эту науку, дабы потом помогать другим. Однако психология все равно осталась поистине удивительным феноменом. Даже по прошествии веков она способна объяснить множество невероятных вещей.

Сбываются ли пророчества?

Что собой представляет пророчество? Это определенное предсказание будущего, которое может варьироваться, в зависимости от степени конкретизации фактов в нем. Чем конкретнее рассказывается будущее, тем качественнее считается пророчество. Большая часть населения верит в подобные вещи, но никто не задумывался о том, что настоящим источником любых будущих событий являемся мы сами. В психологии существует такое понятие, как эффект Пигмалиона. Согласно этому научному термину, совершенно не важно, кто предсказывает будуще, и как он это делает. При этом статус мага или колдуна не важен. Пророчества сбываются, но не потому что так предначертано судьбой, а потому, что человек сам этого ожидает.

Эффект Пигмалиона - реальность или вымысел?

Перед тем как рассказывать об эффекте Пигмалиона, следует окунуться в глубины истории, дабы лучше представить, о чем идет речь. Сам по себе Пигмалион - это герой одной древнегреческой легенды. Согласно мифу, он был скульптором. Пигмалион был настоящим мастером своего дела и поэтому создал настолько чарующую скульптуру, что сам влюбился в нее. Пигмалион настолько поверил в «реальность» скульптуры, что убедил богов оживить её. Этот сюжет потом был многократно отражен в произведениях литературы.

Теперь вернемся в современность и попытаемся понять, что такое эффект Пигмалиона в психологии. Ранее был указан факт того, что данное психологическое понятие обуславливает процесс внутренней идентификации окружающего мира, при которой человек является источником ожидаемых событий. Таким образом, можно сделать вывод, что эффект Пигмалиона - это ожидание личностью пророчества, которое сбывается из-за поведения человека, другими словами, человек сам для себя создает ожидаемый результат. Эту психологическую категорию открыл знаменитый американский врач и психолог Розенталь в 1966 году. После этого открытия термин носит название «эффект Розенталя».

Суть термина

По своей сути, понятие ничего сложного и заоблачного не несет. Эффект Пигмалиона достаточно легко объяснить, а еще легче проверить. Этот термин обуславливает вполне реальный процесс ожидания, при котором человек сам создает свое будущее. При этом теория эффекта основана не на паранормальных силах предвидения, а на реальной силе ожидания. Когда человек во что-то верит и знает, что это случится, то он, в силу своих поведенческих признаков, обусловит ожидаемый результат. Не имеет совершенно никакого значения правдивость или ложность предсказания. Все дело в убеждении человека, ожидающего этого самого события.

Примеры эффекта Розенталя

На сегодняшний день можно привести большое количество примеров данного эффекта. Со времени открытия эффект Розенталя собрал массу приверженцев. Проблема состоит в том, что он действительно работает! Например, статистика показывает, что в большей части случаев эксперименты по проверке некоторых паранормальных явлений заканчиваются с позитивным результатом для парапсихологов, а не для тех, кто пытается их опровергнуть. Существуют и другие примеры экспериментов по проверке эффекта Розенталя. Один из них является самым знаменитым.

Эксперимент Розенталя

"Дети Розенталя" - это один из экспериментов, проведенный Розенталем для подтверждения своей теории относительно эффекта Пигмалиона. Суть его состояла в следующем: Розенталь провел в одной из школ Сан-Франциско анализ умственных способностей учеников.
В ходе эксперимента были обнаружены дети, обладающие незаурядными умственными способностями. Розенталь говорил их учителям, что в будущем эти дети будут показывать чудеса интеллектуального развития, но в данный момент они еще не раскрыли себя полностью. Такое заявление было очень смелым, так как все отобранные дети совершенно не показывали никаких результатов в учебе. С точки зрения науки, они были на уровне среднестатистического учащегося, «хорошиста». Однако уже к концу года все указанные дети показали невообразимые результаты IQ.

Казалось бы, что эксперимент не является каким-то особым. Психолог отлично справился со своей работой, если бы не одно «но»! Все дети, получившие высокие результаты IQ в конце года, в самом начале эксперимента были отобраны наугад. Не было абсолютно никаких критериев или системы отбора. Розенталь отметил первых попавшихся учеников. В данном случае суть эффекта Розенталя состояла в том, что ожидание, которое питали преподаватели, по отношению к этим ученикам, каким-то образом передалось им. Своими действиями учителя осознанно тянули своих «гениев» к вершине науки и, что самое главное, у них это получилось.

Эксперимент не только доказал правоту Розенталя, но он также показал всем силу убеждения. Ведь мир и человек - это одно неделимое целое. Своими мыслями люди создают для себя действия, а действиями они строят весь окружающий мир. В таком случае эффект Пигмалиона - это особое соотношение мыслей и действий, при котором человек интерпретирует окружающий мир согласно заранее известному результату.

Итог

В целом, эффект Розенталя объясняет множество Теория достаточно серьезная и спорная, однако факт её действенности доказан многими годами практики и реальными примерами. Пока еще ни один известный опыт, целью которого было доказательство реальности эффекта, не провалился.

Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона . Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.

Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества . Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества . Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой . При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание .

Эффект Розенталя на практике

Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту . Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.

Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая
личной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные . В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций . Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.

Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».

   ПИГМАЛИОНА ЭФФЕКТ (с. 446)

Принято считать, что достижения социальных наук, суждения и концепции философов, социологов, психологов в значительной мере формируют общественные настроения и моральную атмосферу своей эпохи. Такой взгляд, безусловно, справедлив, но лишь наполовину. Ибо нельзя не признать, что общественные настроения, социально-экономический контекст эпохи в свою очередь порождают определенные идеи и концепции в сфере наук о человеке. Как пишет Ж.Годфруа в своей известной книге «Что такое психология», «наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она ни старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам».

Например, Зигмунд Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, скованной социальными догмами и сексуальными табу. Его революционное учение явилось естественной реакцией на пуританскую мораль своей эпохи и своего социального круга. Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с бурным ростом промышгленности и вполне отвечало прагматическим, технократическим тенденциям эпохи. Аналогичным образом исследования И.П.Павлова вполне соответствовали коммунистическим идеям в СССР: образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого предстояло создать.

Расцвет гуманистического направления в психологии произошел в Калифорнии в 60-е гг. XX в. Неудивительно, что оптимистический взгляд на природу человека был с энтузиазмом воспринят в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху.

В те же годы и в тех же краях произошло еще одно знаменательное событие. В конце «бурных шестидесятых» в Сан-Франциско, всемирной столице «детей-цветов», проповедовавших добро, любовь и человечность, было сделано открытие, которое уже через несколько лет исследователи единодушно отнесли к классике психологии. 2 апреля 1968 г. увидела свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе», заставившая критически переосмыслить многие представления в области педагогики и психологии. Открытый Розенталем и Якобсон феномен получил название «эффект Пигмалиона» и вот уже свыше 30 лет постоянно цитируется и дискутируется в мировой психологической литературе. Это открытие стало знаковым для своей эпохи. Однако сегодня, по прошествии лет, его, как и другие прежние новации, уже можно оценить более или менее объективно.

Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона - легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее. С древних пор этот образ призван символизировать неожиданный животворящий эффект, вызванный настойчивым желанием и искренней верой.

Психологи Розенталь и Якобсон провели оригинальное исследование. Местом проведения их эксперимента стала начальная школа, расположенная в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей. Не вдаваясь в подробности, психологи объяснили им, что использованные тесты специально конструированы для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов, в которых проводился эксперимент, было произвольно отобрано по несколько школьников; им предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звезд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс.

Как показало измерение IQ в конце учебного года, у этих детей по сравнению с остальными интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. (Необходимо подчеркнуть, что именно Б среднем , так как общие результаты тестирования оказались неоднозначны. Но об этом - ниже.) Причем шла речь не об академической успеваемости (ведь отметки можно произвольно завысить), а об IQ - показателе достаточно объективном. Полученные данные позволили сформулировать психологическую закономерность. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся. По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности. Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Книга «Пигмалион в школьном классе» вызвала огромный общественный резонанс. Выявленный феномен заставил сделать принципиальные выводы, чрезвычайно важные как для общепсихологической теории умственных способностей, так и для педагогической практики.

Во-первых, было наглядно показано, что данные психологического тестирования того или иного человека не являются постоянным показателем, а могут под влиянием определенных условий значительно изменяться. Это подчеркивает недопустимость категорического психологического диагноза и прогноза на основании однократного тестирования. В общепсихологическом плане результаты Розенталя и Якобсон служат сильным аргументом против распространенного мнения о врожденности и неизменности умственных способностей.

Во-вторых, убедительно продемонстрированы большие возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, учитель непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует умственное развитие ученика. Очевидно, что противоположная установка приводит к обратному эффекту: «безнадежные», по мнению педагога, ученики ставятся в условия, которые не способствуют их прогрессу.

Эффект Пигмалиона был расценен как объективное основание для педагогического оптимизма. Открыпие Розенталя и Якобсон вселило во многих педагогов веру в огромный интеллектуальный потенциал учащихся, причем даже тех, которые считались слабыми и отстающими. Предполагалось, что именно для последних создание стимулирующих условий будет способствовать преодолению их отставания. Побуждаемое такими общественными настроениями правительство США начало выделять крупные денежные средства на разработку и внедрение всевозможных программ, которые в привычных нам терминах следовало бы отнести к развивающему обучению.

Однако на протяжении ряда лет использование этих программ не дало ощутимых результатов. И прагматичные американцы забеспокоились: не впустую ли расходуются казенные деньги? И вообще, так ли уж правы Розенталь и Якобсон в своем педагогическом оптимизме?

Было предпринято немало попыток повторить классический эксперимент, но все они приносили неоднозначные результаты. В ряде случаев искомый феномен просто не удавалось зафиксировать. Это побудило многих исследователей проявить более пристальное внимание к первоисточнику. Дело в том, что книга Розенталя и Якобсон носила не столько научный, сколько публицистический характер. Она подчеркивала выявленную тенденцию и затушевывала возникавшие противоречия. Детальный анализ экспериментальных данных обнаружил их крайнюю противоречивость. Главный вклад в обобщенные результаты эксперимента внесли данные, полученные в одном из первых классов, где относительный показатель интеллекта потенциальных «звезд» повысился на 15 баллов. В классах с третьего по шестой значительных изменений отмечено не было. В сущности, все изменения приходились на два из восемнадцати классов - один первый и один второй. В одном из третьих классов к концу учебного года у «звезд» был отмечен даже интеллектуальный спад.

К тому же, как это ни странно, поведение учителей в данном эксперименте вообще никак не фиксировалось, что оставляло широкий простор для произвольных толкований.

Развернувшаяся на этой почве дискуссия стимулировала интерес к исследованиям учительских ожиданий. Первое такое исследование было проведено в США еще за 10 лет до выхода «Пигмалиона». Уже тогда удалось установить, что восприятие ребенком хорошего отношения к нему учителя позитивно и зримо коррелирует с его самовосприятием, что в свою очередь сказывается и на успеваемости: ребенок видит, что учитель относится к нему хорошо, это укрепляет его в роли дисциплинированного и успевающего ученика.

В последующие годы волна подобных исследований нарастала. Изучались особенности самооценки, поведения и успеваемости учащихся в зависимости от зафиксированного отношения к ним со стороны учителей. В частности, было установлено, что плохо успевающие школьники обладают, как правило, низкой самооценкой. Дж. Баркер-Ланн (1970) объясняет это тем, что учителя постоянно сравнивают их с отличниками; чаще всего этим наносится значительный ущерб «Я-концепции» («Я-концепция») детей. В школе, где проводилось это исследование, один из учителей заявил: «Я не люблю учить тупых детей - не для того я учился сам. Вот здесь, - и он показал на ряд, идущий вдоль окон, - сидят мои лучшие ученики. Средние сидят в среднем ряду. А в третьем ряду сидят самые тупые». Следует ли после этого удивляться тому, что тип взаимодействия учителя с учащимся и оценка учителем его способностей позволяют надежно предсказать уровень самооценки школьника?

Целыш ряд исследований, проведенных в США, показал, что разделение учащихся на потоки по способностям сказывается на их самооценке. Те, кто учится в классах для детей с низкими способностями, склонны считать себя неудачниками. Они часто бросают школу и отличаются антисоциальным поведением. В Англии аналогичные данные получил Д.Харгривс (1967).

Любая группировка детей, если она сопряжена с «навешиванием ярлыков», может служить катализатором формирования у них низкой самооценки, тем более что выделение «полноценных» категорий учащихся является потенциальным инструментом социальной регуляции и контроля. Ярлыки способны унизить и даже погубить человека: нередко они оправдывают пренебрежительное отношение к тому, кто его вовсе не заслуживает. Как утверждает Р.Рист (1970), многие дети обречены влачить жалкое существование и испытывать неприязнь по отношению к себе только потому, что за ними слишком рано закрепился образ «недоразвитых», «неуравновешенных», «неспособных». Во многих исследованиях показано, что такого рода ярлыки часто служат ориентирами для учителей и определяют их негативное отношение к некоторым детям. Характерным в этом плане является эксперимент А.фрерикса (1974), который продемонстрировал студентам, будущим педагогам, видеозапись урока, предварительно сообщив, что данные школьники обладают низкими способностями. В контрольной группе при демонстрации той же пленки было сказано, что это - нормальный урок с нормальными учащимися. После просмотра студенты обеих групп заполнили специальный опросник, в котором выявлялось их отношение к только что увиденному на экране. По сравнению со студентами контрольной группы студенты экспериментальной усматривали в поведении школьников признаки меньшего самоконтроля, большей безответственности и склонности к грубости, меньшей способности рассуждать абстрактно. Этот результат полностью согласуется с данными других исследований, которые показывают, что группирование по способностям и «навешивание ярлыков» приводят к заведомо отрицательным последствиям.

Выясняя мнения учителей первых классов об относительных темпах освоения навыков чтения мальчиками и девочками, А.Паларди (1969) выделил среди них две противоположные группы. В первую вошли учителя, которые считали, что мальчики и девочки осваивают навыки чтения совершенно одинаково; во вторую - те, кто считал, что мальчики учатся читать гораздо медленнее, чем девочки. Предварительный тест на способности к чтению, проведенный среди учащихся, показал, что никаких различий между мальчиками и девочками нет. Однако результаты теста, проведенного спустя некоторое время, свидетельствовали о том, что в классах, где преподавал учитель первой группы, ученики усвоили программу практически одинаково, а в классах, где преподавали учителя второй группы, мальчики существенно отстали от девочек. Таким образом, можно сделать вывод: ожидания учителей могут как стимулировать, так и тормозить учебную деятельность школьников. Ведь учителям из обеих групп удалось «доказать» правильность своих убеждений.

   На формирование ожиданий учителя может оказывать влияние даже... имя учащегося. Как показал Г.Гарвуд (1976), у детей, носящих имя, которое нравится учителю, «Я-концепция» в среднем более позитивная. Выяснилось также, что разные имена связываются с разными ожиданиями.

Д.Харгривс (1972) предпринял попытку теоретического анализа и объяснения противоречивых данных, относящихся к эффекту Пигмалиона. По мнению этого автора, ожидания учителя срабатывают или не срабатывают как самореализующееся пророчество в зависимости от трех факторов: представлений учителя о способностях ученика, собственных представлениях школьника о своих способностях и того, насколько значимой фигурой является для школьника учитель. Две категории учащихся реализуют ожидания учителя с наибольшей вероятностью: дети, которых он считает одаренными, которые сами придерживаются высокого мнения о своих способностях и относятся к учителю как к значимому другому; дети, которых учитель считает неспособными к учебе и которые воспринимают учителя как значимую фигуру.

Когда восприятие учителем способностей учащихся не совпадает с их самовосприятием, а также в тех случаях, когда учитель не является для школьников значимым другим, его ожидания, судя по всему, не приводят к эффекту самореализующегося пророчества. Теоретическая схема, предложенная Д.Харгривсом, апеллирует к характеру восприятия учителя и учащихся. Она, безусловно, может служить объяснением как позитивных, так и негативных результатов, полученных при экспериментальном изучении эффекта Пигмалиона. Вполне возможно, что у детей, которых учитель заведомо считает одаренными, будет улучшаться «Я-концепция», но лишь при условии, что он для них - значимая фигура. Если принять данную точку зрения - а она представляется убедительной, - то при проведении дальнейших исследований необходимо учитывать как «Я-концепцию» учащихся, так и восприятие ими учителя. Надо полагать, что важную роль здесь играет возраст учащихся. Для младших школьников ожидания учителя являются, несомненно, более действенным фактором формирования «Я-концепции», чем для детей старшего возраста. Это означает, что следует с большой осторожностью обобщать данные, полученные в начальной школе, для ситуации средней школы. Кроме того, учителя начальной школы проводят с детьми гораздо больше времени, чем учителя средней, и имеют, следовательно, гораздо больше возможностей воздействовать на их личность и поведение. Ожидания учителя начальной школы играют, по-видимому, очень важную роль в формировании представлений школьника о своих способностях. Ведь учащиеся младших классов, в отличие от старшеклассников, практически не в состоянии противостоять мнению учителя. Из этого следует, что в принципе влияние ожиданий учителя на учебную деятельность школьников с возрастом должно уменьшаться.

Таким образом, феномен, выгявленныш более 30 лет назад, оказался гораздо более сложным и многозначным, чем это казалось в гуманистическом пафосе далеких шестидесятых. И многолетний опыт исследования данного феномена лишний раз свидетельствует: любое яркое открытие в психологии - это не повод для патетических деклараций, а основание для вдумчивого анализа.