Различные школы экономической мысли по-разному классифицировали социально-экономические системы. Сегодня ведущими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельности. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система - совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем организационных форм собственности. Со времени появления человеческого общества существовали самые различные экономические системы. Однако их можно разделить на две группы: рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешанная экономика) и нерыночные экономические системы (традиционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.
В развивающихся странах действует традиционная экономическая система , в ряде государств сохранились ее некоторые элементы. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика - первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятельность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:
Социально-экономические отношения в обществе определяются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;
Экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Социум развивающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, религиозные, кастовые и др.);
Технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся традициям и обычаям общественного устройства;
Устойчивое превышение темпов роста населения над темпами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся странах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;
Многоукладность экономики, когда сосуществуют различные формы производства - от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;
Активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие экономики, оказание социальной поддержки беднейшим слоям населениям Значительную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохранение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соотношение часто достигает 1: 20.
Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивного роста, т. е. возможности использования дополнительных ресурсов. Характерные черты административно-командной экономики:
Государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или государственной собственностью и никому конкретно не принадлежат;
Отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных планов. План предусматривает производство количества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается монополизм производителя;
Коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного экономического планирования, являющегося основой хозяйственного механизма. Оно охватывает все уровни этого механизма - от домашнего хозяйства до государственного;
Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти. Административные средства регулирования подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.
Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Считается, что эта экономическая система способствует эффективному использованию ресурсов, стабильности производства и занятости, экономическому росту. Основные черты чистого капитализма:
Частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:
Рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рынок, или рыночная система ценообразования. Система рынков и цен играет роль основной организующей силы. Посредством рыночного механизма общество выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;
Личный интерес как стимул экономического развития. Каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы экономических ресурсов в целях личного интереса стремятся получить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся приобрести их по самой низкой цене:
Свобода предпринимательства и свобода выбора. Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала, как производитель, так и потребитель, могут использовать эти ресурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;
Наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рынком, так как экономическая власть широко рассеяна;
Ограниченная роль государства. Считается, что капиталистическая экономика - саморегулирующаяся система, поэтому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.
Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешанными, хотя одни больше тяготеют к административно-командным, а другие - к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели смешанной экономики определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.
Основные черты американской модели смешанной экономики:
Низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;
Всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
Высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.
Основные черты европейской модели смешанной экономики:
Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;
Защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
Сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.
Особенности японской модели смешанной экономики:
Координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;
Особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;
Особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.
Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:
На многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;
Многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;
Смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;
Многообразие форм распределения национального продукта.
В основе системы распределения должны лежать два принципиально различных, но во многом сходных механизма распределения. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный механизм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.
Типы экономических систем - классификация организации экономики по ряду признаков: формам собственности, способам распределения материальных благ, способам управления экономической деятельности и другим. Типология зависит от экономической школы, которой придерживается теоретик.
Ведущие современные экономисты выделяют два основных признака, на основании которых классифицируют экономические системы. Первый признак - форма собственности производственных средств, к которым относятся хозяйственные предприятия. В той или иной экономической системе средства производства могут находиться в государственной или частной собственности. Также в экономической системе могут одновременно работать частные и государственные предприятия.
Второй признак - подходы к управлению экономической деятельностью. Выделяют плановый подход, при котором производство и распределение материальных благ полностью контролирует государство. Также есть рыночный подход. Он предполагает свободное распределение результатов труда по итогам конкуренции. Наконец, существует смешанный подход. Он предполагает одновременное существование государственного планирования и свободной конкуренции между участниками экономической системы.
Также экономические системы классифицируются по технологическому состоянию экономики. По этому признаку выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные системы.
Основные типы экономических систем
К основным типам экономических систем относятся традиционная, плановая, рыночная и смешанная. Рассмотрим характеристики систем подробнее.
Традиционная экономическая система
В исторической перспективе это первый экономический уклад, котрый имеет формальные признаки экономической системы. Он относится к доиндустриальному периоду развития хозяйственной деятельности.
Традиционные экономические системы возникли раньше государств. В большинстве случаев средства производства принадлежали общинам и племенам. Это связано с неспособностью одного или нескольких человек самостоятельно сохранять средства получения материальных благ, к которым относились территории: сельскохозяйственные земли, охотничьи угодья, водоемы.
Представитель племени ваорани. Народ, живущий в Эквадоре, сохранил уклады традиционной экономической системы
Управление экономической деятельностью в традиционных системах можно назвать плановым и ситуативным одновременно. Решения о тех или иных хозяйственных мероприятиях принимались сильнейшими членами общины, старейшинами, вождями.
В настоящее время традиционные экономические системы встречаются среди жителей стран третьего мира: в Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии.
Плановая экономическая система
Для этой экономической системы характерно государственное управление средствами производства. Это касается как природных ресурсов, так и построенных людьми предприятий. При этом отдельные люди могут владеть личными средствами производства и орудиями труда.
Плановая система предполагает формальное администрирование экономической деятельности. На практике оно осуществляется с помощью расчетов плановых показателей работы экономики в целом, а также отраслей и предприятий в частности.
К преимуществам плановой системы экономики относятся:
Возможность оперативно регулировать деятельность отраслей и предприятий. Это особенно важно в форс-мажорных условиях, например, во время войн и экономических кризисов. Также оперативное управление экономикой дает положительные результаты в периоды восстановительного роста.
Справедливое распределение материальных благ. Это преимущество относится к идеальным плановым системам, но на практике полностью его реализовать не удалось.
Плановая экономическая система работала в Советском Союзе. Оно обеспечила двузначные числа экономического роста в довоенный период, а также восстановление инфраструктуры и промышленности после войны.
Строительство Беломоро-Балтийского канала в СССР
Плановая экономика имеет ряд недостатков. К ним относятся отсутствие конкуренции, отсутствие баланса между созданием средств производств и товаров народного потребления, возможные ошибки планирования экономической деятельности.
Современные экономисты считают плановую экономику полезной на определенных этапах развития государств и регионов. К ним относится период становления страны или содружества стран, время глубоких экономических кризисов, периоды войн и послевоенных периодов. Ученые считают, что в течение нескольких десятилетий после создания государства или завершения войн и кризисов экономическая модель должна постепенно меняться с плановой на смешанную или рыночную.
Рыночная экономическая система
Рыночную экономическую систему можно назвать антиподом плановой. В таких системах средства производства находятся в частной собственности. Регулирование экономики осуществляется с помощью конкуренции. Производители качественных товаров и услуг получают прибыль и наращивают производство, вытесняя с рынка неэффективные предприятия.
Государство фактически оставляет за собой роль ночного сторожа. Оно гарантирует неприкосновенность частной собственности и следит за соблюдением законов всеми участниками экономических отношений.
В число преимуществ рыночной экономической системы входят:
Стимулирование предпринимательства как на уровне предприятий, так и на уровне частных лиц.
Саморегулирование отраслей и экономики в целом.
Вытеснение с рынка экономически невыгодных подходов к работе, продуктов, предприятий.
К недостаткам рыночной системы относят социальную несправедливость. Свободный рынок создает условия для реализации социал-дарвинистских процессов. Они способствуют успеху и обогащению наиболее приспособленных индивидуумов и предприятий. А неприспособленные люди и компании обречены на бедность и отсутствие средств к существованию.
Художественное изображение социального неравенства, существующего при рыночной экономической системе
В чистом виде рыночная экономическая система существует только в теории. Ближе всего к ней стоят экономики некоторых стран Запада, например, США. Но даже в этой стране, считающейся апологетом рынка, государство владеет большим количеством предприятий, активно вмешивается в экономические процессы и участвует в распределении материальных благ.
Теоретически рыночная модель считается идеальной для благополучных стран в периоды устойчивого экономического роста. В таких условиях она должна стимулировать инновации и способствовать дальнейшему росту экономики.
Смешанная экономическая система
Это наиболее распространенная в настоящее время рыночная модель. Она действует в большинстве стран мира, включая США, Китай, Россию, европейские государства.
Смешанная система ведения экономической деятельности предполагает, что средства производства находятся как в частной, так и в государственной форме собственности. При этом государственные предприятия на законодательном уровне не получают никаких преференций, а конкурируют на общих основаниях с частными.
Регулирование экономических процессов осуществляется с помощью конкуренции. Государство выполняет роль ночного сторожа, как в рыночной модели. В то же время государственные органы активно участвуют в деятельности критически важных для страны отраслях. Это может быть добывающая промышленность, военно-промышленный комплекс или инновационные сектора экономики. Для смешанной модели характерно стремление государства активно перераспределять материальные ценности для достижения социальной справедливости.
Целенаправленный переход к смешанной модели лоббируют сторонники левоцентристской идеологии: социалисты и социал-демократы. Например, к ним относятся Лейбористская партия в Великобритании.
Пример попытки осознанно построить смешанную систему - скандинавская модель экономики. В некоторых странах Северной Европы, включая Швецию и Данию, руководители внедряли социальное государство при сохранении капитализма и рыночной конкуренции. В настоящее время эти страны считаются одними из самых социально-ориентированных в мире. Однако бизнес в них вынужден платить высокие налоги.
Переход от плановой к смешанной экономике на постсоветском пространстве был болезненным. На фото митинг в 90-е годы
Справедливости ради стоит отметить, что социальная модель развития в странах Скандинавии возможна благодаря добыче и экспорту сырья.
В большинстве других странах мира власти пришли к смешанной экономической модели случайно или ситуативно. Например, в Соединенных Штатах руководство страны было вынуждено вмешиваться в экономику и национализировать крупные банковские учреждения из-за мирового финансового кризиса.
Какая экономическая модель лучшая
Идеальную экономическую модель человечество пока не придумало. Все остальные системы ведения хозяйственной деятельно имеют объективные достоинства и недостатки. Они возникают на определенных этапах развития общества и государства и сменяют друг друга.
Господствующая в настоящее время смешанная модель может считаться оптимальной на текущем этапе развития общества и государства. Но в случае глубокого экономического кризиса, вероятность которого оценивается очень высоко, она может смениться плановой экономикой. С ее помощью государства будут сохранять приемлемый уровень жизни и социального обеспечения граждан.
Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.
Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:
Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.
Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:
Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.
Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.
Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:
Недостатками же являются:
Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.
Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.
На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.
Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.
Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.
Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:
Из минусов стоит отметить:
Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.
Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.
Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:
Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:
Минусы в данном случае таковы:
Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.
Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:
Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.
На этом данная лекция по экономике завершена.
Оценивая развитие региона, необходимо уметь видеть, какая модель экономики в рамках какой экономической системы нем преобладает.
Экономическая система общества - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.
Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
Основными элементами экономической системы являются:
социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
организационные формы хозяйственной деятельности;
хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.
Субъектами экономической системы являются задействованные в ней участники, т.е.:
1) частные лица;
2) объединения, предприятия, учреждения;
3) государственные организации;
4) государство;
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.
По способам регулирования хозяйственной деятельности (координации хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные экономики.
Нерыночные типы экономик подразделяют на традиционные и командно-административные .
В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.
Традиционные экономики всегда сопутствуют доиндустриальному обществу. Также для стран с этим типом экономики характерны :
Низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;
Политическая и экономическая нестабильность;
Слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;
Чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;
Неконкурентные цены на товары;
Низкий уровень накопления и скудные инвестиции;
Малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;
Большой процент неграмотных;
Недостаток квалифицированных работников;
Высокий уровень безработицы.
!!! Интересно , что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях
Командно-административная (централизованная плановая) национальная экономика строится на подчинении основ хозяйствования предприятий централизованным директивам. Такая система экономической координации строится на государственной собственности на средства производства.
Характерными чертами командно-административной системы выступают :
Полный контроль государства за производством и распределением;
Прямое управление предприятиями из центра;
Управление с помощью административно-приказных методов.
Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:
Рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);
Рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;
Рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.
Россия после распада СССР стремилась повсеместно ограничить роль государства, . Поэтому в ее национальном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).
Типы и характеристика экономических систем |
||
Тип экономической системы и ее характеристика |
Достоинства |
Недостатки |
Традиционная Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить. Отсталая технология производства. Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие нововведений. |
Не обсуждается, т.к. этот тип экономики несовременен, он соответствует доиндустриальным обществам |
См. характеристику системы |
Командная (плановая) Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства. |
Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятельности. Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в завтрашнем дне». |
Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления. Низкий уровень удовлетворения потребностей. Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления. |
Рыночная Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства. |
Способствует эффективному распределению ресурсов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается («невидимая рука рынка»). Свобода выбора и деятельности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг. Гибкость, высокая адаптированность к изменяющимся условиям. Стимулирование научно-технического прогресса. |
Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги. Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безработице, социальным противоречиям. Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования. Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий. Расточительное отношение к природным ресурсам. |
Смешанная (развитая смешанная экономика) Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием. Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ. |
Обеспечение экономического роста и экономической стабильности. Социальные гарантии. Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями. Обеспечение политической стабильности. Стимулирование технологических и организационных инноваций. Поддержка сферы образования, культуры, науки. |
Отсутствие стандартных схем. Необходимость разработки национальных моделей с учетом национальной специфики. |
Функции государства в смешанной экономике |
||||||||||||||||
Перераспределение доходов с помощью налоговой системы и фондов централизованных средств |
Поддержка предприятий государственного сектора экономики |
Финансирование сферы образования, культуры, науки, обеспечение общественного порядка |
Влияние на перераспределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения безработицы и спадов производства |
ООН предложила группировку стран по достигнутому уровню экономического развития . Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню и выделила три группы стран (в составе ООН к середине 1990-х г.г., когда создавалась группировка, было 184 страны):
1. Ра звит ые страны с рыночной экономикой - 24 промышленно- развитых страны с высоким уровнем доходов. Из этих стран выделяют страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Италию. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны (Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея).
2.Р азвивающиеся страны с рыночной экономикой . - 132 государства Азии и Африки, Латинской Америки. Характеризуются низким и средним уровнем доходов и производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран
3.С траны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной) - 28 государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая подгруппа - страны СНГ и Монголию. Страны с переходной экономикой иногда называют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.
Современная Россия попадает в группу стран с переходным типом экономики , хотя США вроде бы нас относило к рыночным.
Практически на всех этапах развития человечества перед обществом стоит главный вопрос: «Как и в каких количествах с ограниченностью ресурсов максимально повысить производительность?» Для решения этой проблемы придуманы экономические системы и их типы. Каждая из данных систем решает этот вопрос по-своему. У них есть плюсы и минусы. Рассмотрим более подробно. Оценка экономической системы - важный нюанс в политике государства.
Экономическая система — это объединяющая все экономические процессы, производственные отношения структура, которые есть в обществе. Под данным понятием следует понимать алгоритм, а также уклад производства, который, с одной стороны, определяет взаимоотношения с потребителями, а с другой - устанавливает связи между производителями.
Нужно заметить, что понятие "экономическая система" и ее типы сильно зависят от того, о какой научной школе идет речь. В одних рассматривается она при помощи макроэкономических концепций, в других - за счет влияния человека, в остальных акцентируется внимание на том, каковы механизмы экономической системы: системность и так далее.
В любой экономической системе будут основными процессы производства, распределения, обмена и потребления. В любой из имеющихся систем есть процесс производства, который создан при помощи специальных ресурсов. Однако некоторые элементы в данном вопросе отличаются. Речь идет о том, какие используются механизмы производства, мотивация самого производителя, а также то, насколько труден характер социально-экономических взаимоотношений.
Наиболее важной в анализе описываемого термина нужно назвать типологию. Характеристика каждого типа систем имеет 5 основных параметров, по которым они сравниваются между собой. Ниже типы экономических систем и их характеристика описаны подробно, а пока остановимся на более важной информации.
Речь идет о механизмах, при помощи которых система функционирует: о социальных параметрах, то есть о количестве рабочего и свободного времени, о том, как осуществляется охрана труда и реальный доход. Соотношение между планированием и рыночным регулированием также берется во внимание. Также сюда следует отнести отношения в сфере собственности, а также параметры технико-экономического типа. Благодаря этим данным экономисты смогли выделить основные экономические системы. Речь идет о традиционной, рыночной, смешанной, а также командно-плановой.
Эта система экономики была самой первой. Она родилась еще в первобытное время. На тот момент система базировалась на натуральном хозяйстве. Сейчас традиционный тип практически нигде не встречается. Иногда его можно встретить в странах третьего мира, а также в некоторых регионах Америки, Азии и Африки. Для того чтобы поддерживать данную систему экономики, необходимо охотиться, использовать собирательство вместе с низкопродуктивным фермерством, которое полностью основано на ручном методе работы. Технологии здесь практически никакие не используются, если не брать во внимание максимально примитивные. Торговля при этом практически не развита, если она имеется вообще. Особенности экономической системы данного типа заключаются лишь в ее достоинстве.
Единственный плюс данной экономической системы заключается в том, что при работе не происходит загрязнение окружающей среды. Помимо этого, нагрузка на природу практически не осуществляется.
Данная система еще называется централизованной. Она тоже относится к историческим типам экономических систем. На данный момент в чистом виде встретить ее невозможно. Ранее она встречалась в Советском Союзе, а также использовалась в некоторых странах Европы и Азии. Другие типы экономических систем и их характеристика позволяют сделать вывод, что эта политика совершенно невыгодная.
Сейчас ученые больше выделяют недостатки системы, чем ее преимущества. Мы рассмотрим их.
Во-первых, производитель не имеет свободы, то есть сколько и что производить, могли решать только вышестоящие органы. Невозможно удовлетворить широкомасштабные экономические потребности покупателей. Некоторые товары в хроническом дефиците. Возникает черный рынок. Его появление - это реакция на вышеописанные нюансы. Также нельзя быстро и эффективно в процесс вводить новые технологии, чтобы увеличить производство, и так далее.
Именно из-за этого, как правило, данная система экономики всегда остается позади конкурентов, которые работают по другому типу, выходя на глобальный рынок. Хотя есть одно из немногих преимуществ: эта система позволяет добиться социальной стабильности каждого жителя страны.
Каждый, кто хоть немного разбирается в экономике, понимает, что рынок - довольно сложная система. Она сейчас присуща практически всем странах в современном мире. Также ее называют капитализмом.
Главная функция экономической системы — это принцип индивидуализма, предпринимательства, а также конкуренции, которая возникает при наличии спроса, предложения и при производстве продуктов. Как правило, на рынке всегда доминирует только частная собственность, а стимулом для совершения производства каких-либо товаров является получение прибыли.
Даже с такими преимуществами подобная система экономики не идеальна. Существуют недостатки, например доходы распределяются неравномерно, актуальным является социальное неравенство и незащищенность некоторых граждан. Также рыночная экономическая система довольно нестабильна. Она может вызывать кризис. От нее страдают природные ресурсы (из-за варварского отношения к ним), а неприбыльные программы практически никто не финансирует.
Экономисты выделяют четвертый тип - смешанный, который предполагает наличие одинаковой роли в обществе как у государства, так и у частного сектора. Функция экономической системы заключается в том, что государство поддерживает убыточные, но важные предприятия: финансируют науку, культуру, безработицу, а также другие многие функции, а частный сегмент занимается производством массовых товаров, предоставляет необходимые всем услуги.
Обязательно следует рассмотреть современные страны, которые работают с той или иной экономической системой. Так как эти данные являются неофициальными, а наверняка судить о том, к какой системе экономики они относятся с точностью до 100 %, нельзя, экономические деятели пытаются все же максимально верно определить тип экономики, с которой работает то или иное государство.
Например, с традиционным типом экономики до сих пор работают Вануату, Барбадос, Зимбабве, Эфиопия и другие страны, которые не сильно развиты в этом плане.
Плановая больше присуща СССР, также этим типом пользовалась Индия до начала 1990 годов. Помимо этого, с такой же экономической системой работала гитлеровская Германия.
Рыночный тип практически у многих стран, которые на данный момент являются лидерами в экономике. Это США, Япония, Франция, Канада, Южно-Африканская республика и так далее.
Смешанный тип в Китае и России. Более подробно о типах экономических систем и их характеристиках выше.
Остановимся подробно на России. На данный момент нельзя точно сказать, с каким экономическим типом работает государство, но профессора из МГУ характеризуют политику страны как «мутацию позднего капитализма». Сегодня принято экономику Российской Федерации принимать в качестве переходной, нужно заметить, что она довольно успешная, так как рынок развивается с огромной скоростью.
Было бы справедливо рассмотреть и переходную экономику. Она в себе объединяет изменения в рамках текущей системы и приобретение каких-то характеристик из любой другой, которая существует.
На данный момент для того, чтобы произвести формирование экономической системы переходного типа к рыночному, необходимо реформировать государственный сектор, внедряя приватизацию и сдачу в аренду собственности. Также следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры, которая будет удовлетворять рынок и делать производство наиболее эффективным при наличии определенных ресурсов.
Немаловажным является то, что необходимо развивать малый и средний бизнес, а также поощрять людей, если они решат заниматься предпринимательством. Следует работать с товаропроизводителями, которые имеют разные формы собственности: частную или государственную. А также следует обратить внимание на вопрос ценообразования. Нужно внедрять рыночные механизмы.
В статье рассмотрены экономические типы, примеры и особенности. Важно отметить, что тип экономических систем - это интересный вопрос, учитывая, что многие государства не объявляют о том, с каким механизмом работают.
Максимально эффективной будет рыночная экономическая система, так как она позволяет развивать экономику с лучшей стороны, а ее недостатки постепенно сокращаются к минимуму. Если страна начнет выходить на глобальный рынок со своими продуктами, то она сможет из любой ситуации вытянуть всю страну, улучшить экономику и привести в порядок жизни людей.
Также нужно не забывать о развитии бизнеса. Важно поощрять всех предпринимателей, которые занимаются им. За счет введения такой деятельности можно уменьшить затраты на производство широко востребованных приспособлений, но и получить выгоду из функционирования данной деятельности.
По некоторым данным, Россия относится к странам со смешанной экономикой, по другим - с переходной. Описанные выше типы экономических систем и их характеристики должны уже быть понятными для читателя. Нужно заметить, что, так или иначе, рынок в стране действительно очень хорошо развит, поэтому вряд ли в ближайшее время возникнут какие-то проблемы в экономической сфере.