Государство в экономике: вмешательство или регулирование

Государство в экономике: вмешательство или регулирование

На первых порах американской истории большинство политических лидеров было против излишнего вмешательства федерального правительства в частный сектор за исключением транспорта. В целом они принимали идею неограниченной свободы предпринимательства, которая выступает против вмешательства правительства в экономику за исключением необходимости поддержания правопорядка. Подобное отношение претерпело изменение в конце XIX века, когда представители малого бизнеса, фермеров и рабочего движения начали обращаться к правительству с просьбой вступиться за них.

Сформировавшийся к началу XX века средний класс относился с подозрением, как к деловой элите, так и довольно радикальным политическим движениям фермеров и наемных рабочих Среднего Запада и западных штатов. Получившие известность под названием Прогрессивной партии эти люди выступали за государственное регулирование деловой практики во имя конкуренции и свободы предпринимательства. Кроме того они боролись с коррупцией в государственном секторе. В 1887 г. Конгресс принял закон по регулированию железных дорог («Закон о торговле между штатами») и в 1890 г. «Антитрестовский закон Шермана» против установления контроля над целой отраслью крупными компаниями. Эти законы, тем не менее, проводились в жизнь не слишком усердно до тех пор, пока в период между 1900 и 1920 годами к власти не пришли президент Теодор Рузвельт от Республиканской партии (1901-1909 гг.), президент Вудро Вильсон от Демократической партии (1913-1921 гг.) и другие представители, разделявшие взгляды Прогрессивной партии. Именно в эти годы были созданы многие современные регулятивные ведомства такие, как Комиссия по торговле между штатами, Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами и Федеральная комиссия по торговле.

Наиболее заметный рост государственного вмешательства в экономику произошел в тридцатые годы XX века. Падение биржевого рынка в 1929 г. вызвало Великую депрессию (1929-1940 гг.) - самое серьезное экономическое потрясение в истории страны. С целью облегчения критической ситуации президент Франклин Делано Рузвельт (1933-1945 гг.) избрал политику Нового курса. Многие самые важные законы и институты, определяющие современную экономику США, восходят к эпохе Нового курса. Согласно законам Нового курса государственная власть распространилась на сферу банковского дела, сельского хозяйства и социального обеспечения. Эти законы устанавливали минимальную заработную плату и продолжительность рабочего дня и стали катализатором развития профсоюзов в таких отраслях, как сталелитейная, автомобильная и резиновая промышленности. Появились программы и ведомства, ставшие ныне неотъемлемой частью функционирования современной национальной экономики, а именно: Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, регулирующая биржевой рынок; Федеральная корпорация страхования депозитов, гарантирующая банковские депозиты; и, что, пожалуй, наиболее знаменательно, система социального страхования, гарантирующая пенсии пожилым гражданам на основании вклада, внесенного ими, будучи частью рабочей, силы.

И хотя лидеры Нового курса заигрывали с идеей установления более тесных связей между деловыми кругами и правительством, некоторые из их усилий закончились сразу после окончания Второй мировой войны. С помощью «Закона о восстановлении национальной промышленности» - недолговечной программы Нового курса - пытались содействовать тому, чтобы конфликты между руководителями и рабочими разрешались под надзором правительства, тем самым повышая производительность и эффективность производства. Несмотря на то, что подобные взаимоотношения между работодателями, рабочими и правительством не привели к фашизму в Америке, как это произошло в Германии и Италии, инициативы Нового курса свидетельствовали о новом разделении власти между этими тремя ключевыми компонентами экономики. Подобное сосредоточение власти еще больше усилилось во время войны, когда американское правительство широко вмешивалось в экономику. В целях удовлетворения военных нужд производительный потенциал страны координировался Управлением военного производства. Военные заказы выполнялись перепрофилировавшимися производителями товаров широкого потребления. Так, например, автомобилестроители делали танки и самолеты, превращая США в «арсенал демократии». Стремясь помешать возникновению инфляции в результате более высокого национального дохода и нехватки потребительских товаров, только что созданное Управление по регулированию цен контролировало квартирную плату в ряде домов, нормировало распределение товаров широкого потребления, начиная с сахара и кончая бензином, и всячески старалось сдерживать рост цен.

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства - это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:

Стимулирование капиталовложений;

Обеспечение полной занятости;

Стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

Воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;

Поддержку устойчивого экономического роста;

Перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящие организации", имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производства.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов - распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче­ского образования. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что со­временное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государ­ства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регу­лировало сферу финансовых и социальных отношений. Эту тему важно изучать, т.к. это неотъемлемая часть жизни, касающаяся всех сфер жизнедеятельности в той или оной степени. С одной стороны, развитие экономики позволяет осуществлять более многообразные и дорогостоящие социальные программы, а сдругой – решение социальных проблем служит важным фактором устойчивого экономического роста. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений,которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся межденародными. Кроме того,современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства:ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие прак­тически ранее отсутствовавшего социального сектора.

Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикаль­ной смены взглядов на роль и место государства в период ста­новления и развития рыночной экономики и сейчас. Более того, у современных экономистов имеется существенное несовпаде­ние взглядов на необходимость и формы государственного вме­шательства в экономику.

Цель работы показать и раскрыть какую роль играет государство в рыночной экономике. Задачи работы показать необходимость вмешательства государства в экономику, раскрыть цели, напрвления и методы государственного регулирования экономики. Найти особенности современной экономический политики российского государства. А так же наиболее полно на практике установить взаимосвязь между государством и рыночной экономикой.

Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

1.Необходимость вмешательства государства в экономику

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в нее.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении мер по обеспечению экономического роста.

Государство должно вмешиваться в рыночную экономику, поскольку реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Для определения форм и методов регулирования экономики необходимо установить наиболее узкие места в работе рыночного механизма, которые требуют дополни­тельных мер. Только определив такие места, можно искать спо­собы по их ликвидации или сведения к минимуму.

Наиболее существенные дефекты рыночной модели можно объединить в две группы. К первой относятся все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд важных для общества отраслей деятельности полно­стью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма - в частности. Это, например, националь­ная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана и репродукция ок­ружающей среды. Ко второй группе относятся дефекты рынка, связанные с тем, что последний не только не в состоянии обес­печить социальную справедливость, а, напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым - расслоению общества на бедных и богатых.

Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требую­щих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еше ряд обстоятельств, объективно определяющих необходи­мость стороннего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный орган, способный существенно дополнить и усо­вершенствовать рыночный механизм и тем самым повысить его эффективность. История существования рынка показала, что таким органом может быть только государство.

К первой сфере вмешательства государства относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

Вторая сфера или проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Ликвидация негативных внешних эффектов возможна путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Но роль государства в этой сфере отношений вовсе и не сводится к этой цели, так как это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

Еще одной проблемой является не состоятельность рынка гарантировать человеку право на достойное существование. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. .

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Произведенный в рыночной экономике национальный продукт распределяется в соответствии с вкладом в его производство каждого фактора производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей). Такое распределение называется функциональным, или первичным. Результатом первичного распределения ВНП выступают факторные доходы (заработная плата, процент, рента, прибыль).

Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом.

Таким образом, исследование всех сторон экономического роста рыночной экономики позволяет утверждать, что государственное регулирование как важнейшая часть государственного вмешательства в экономическую жизнь, его усиление в процессе глобализации является объективной закономерностью экономического развития.

Однако чрезмерное вмешательство государства экономику так же не допустимо. Если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

В последние два десятилетия религиозное мировоззрение в Японии тесно смыкается с экологическим движением. В 80-е годы, особенно во второй половине, Япония сумела во многом разрядить грозившую стать драматичной экологическую ситуацию, причем главным образом за счет изменения самой структуры производства , выбора лидирующих отраслей. Экологическое движение в Японии, хотя по степени вовлечения масс и уступало западноевропейскому, достигло достаточно больших масштабов. И хотя пикеты "зеленых", выстраивались у ворот предприятий, а профсоюзы вели печальную статистику заболеваний, возникших не без воздействия атмосферы производственных цехов, главным было все-таки вмешательство государства и осознание самими промышленными кругами, что достигнут предел, за которым уже само производство лишается необходимых условий своего продолжения. Но, если попытаться подвести некоторые психологические итоги экологического движения в Японии, то  


Вмешательство государства в функционирование рынка , реализуемое через социально-экономическую , валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику , с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства и решения социальных проблем посредством различных рычагов (целевых программ с ресурсным обеспечением , налогов и таможенных тарифов , госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения).  

Вмешательство государства в рыночное ценообразование в целях перераспределения прибыли между группами предпринимателей.  

Все сегменты этого рынка взаимосвязаны, а ведущую роль в их взаимной связи играет рынок информационно -коммуникативных технологий. Однако для того, чтобы быть эффективным, он должен быть высоко конкурентным. Для роста конкурентности информационного рынка очень важна либерализация рынка телекоммуникаций, особенно в странах, где господствуют государственные компании-монополисты. Либерализация этого рынка, которая не может осуществиться спонтанно и требует вмешательства государства, способна сэкономить огромные средства за счет более низких тарифов, лучшего сервиса и более производительных технологий.  

РЕШИТЕЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕСС РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ . Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы , не нанося при этом вреда окружающей среде . В этом смысле предпринимательская деятельность наверняка окажется под сильным контролем как со стороны государственных органов , так и со стороны влиятельных групп общественности . Вместо того чтобы противиться всем формам регулирования, бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией.  

Вмешательство государства обычно ведет к полным убыткам. Даже если благосостояние потребителей и производителей равнозначно, правительственная политика, перераспределяющая благосостояние между группами населения, влечет полные чистые убытки. В некоторых случаях эти убытки будут невелики, но в ряде случаев (производственные квоты, поддержание твердых цен, например) значительны. Полные убытки представляют собой форму экономической неэффективности, которую надо принимать в расчет при планировании и осуществлении политики правительства.  

Наконец, для третьей группы стран (в особенности для Франции и Италии) характерны попытки создать и укрепить позиции национальных нефтяных компаний в противовес англосаксонским. В данной группе уже задолго до энергетического кризиса 1973-1974 гг. осуществлялось в систему импортного нефтеснабжения национальной экономики и повышенный контроль за деятельностью иностранных нефтяных концернов. Однако причина этого крылась не в кризисе неоколониалистской системы нефтеснабжения, который мы исследуем-в настоящей работе, а в обострении межимпериалистических противоречий - противоречий французской и итальянской монополистической буржуазии с монополистической буржуазией США.  

Регулирование цен на газ, протесты против действий, наносящих ущерб окружающей среде , вмешательство государства в деятельность нефтедобывающей промышленности и истощение запасов нефти и газа в стране - все это способствовало тому, что Соединенные Штаты Америки впервые столкнулись с фактической нехваткой энергоносителей, необходимостью отключать электроэнергию, вводить систему обязательного распределения энергоресурсов правительством, с серьезными местными неурядицами из-за топливного дефицита. В обстановке, когда к началу 70-х годов на горизонте уже маячила нехватка нефтеперерабатывающих мощностей, колебания правительства в вопросе о том, следует ли отказаться от системы квот, введение в 1972 г. контроля над ценами на нефть и протесты против строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий по соображениям охраны окружающей среды резко усугубили создавшееся положение и способствовали тому, что в течение двух лет проблемы снабжения бензином, нефтепродуктами для отопления и мазутом оставались нерешенными.  

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ - концепция, автором которой считается американский экономист Джон К. Гэлбрейт. Капиталистическое общество в силу значительного роста технологических преобразований, экон. развития, организации управления предприятиями способно обеспечить для всех своих членов относительно высокий уровень, стандарт жизни. Опираясь на теорию Д.М. Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экон. жизнь общества, идеологи концепции Г.в.б. делают упор на смешанную экономику , сочетание частного и гос. секторов.  

В подобных ситуациях необходимо рассмотрение влияния других факторов , а также использование государственного регулирования экономики налоги, прямое вмешательство государства в управление предприятиями,  

Рынок, как саморегулирующаяся система воспроизводства, располагает необходимыми средствами для выравнивания сложившихся диспропорций, достижения общего равновесного состояния экономики . Однако, кризисные явления в экономике региона, наличие ресурсной и технологической несбалансированности обуславливают необходимость вмешательства государства в  

Максимальная свобода субъектов рынка, ограничивающая их от вмешательства государства  

Вышеизложенное позволяет определить основные направления усиления государственного воздействия на организацию оплаты труда в стране. Во-первых, активное блокирующее вмешательство государства в процесс дальнейшего снижения покупательной способности заработной платы . Для этого требуется принятие и строгое обеспечение исполнения пакета правовых актов Закон об индексации средней заработной платы федеральное правительственное постановление об обязательной выплате начисленной работникам заработной платы деньгами или натурой на основе мобилизации всех активов предприятия, включая обязанность работодателя получить на эти цели кредит банка федеральное правительственное постановление о покрытии задолженности по зарплате продукцией предприятия или полученной в порядке бартера продукций по пониженным ценам . Размер их понижения определяется в коллективном договоре на уровне не менее 5% (ныне работе-  

Рождаемость - процесс, менее других поддающийся социальному регулированию . Предпринимавшиеся в истории попытки вмешательства государства в этот процесс ради сохранения чистоты расы были возможны только в тоталитарных обществах. Прежде чем пытаться повысить рождаемость, надо сначала сократить потери, уже родившихся, хотя бы те 7% нежелательных для рожениц детей.  

Наша важнейшая задача - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы - свободы личности , предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества . Пока же следует подчеркнуть, что этот процесс носит противоречивый характер. С одной стороны, чрезмерное вмешательство государства в те сферы, где его не должно быть, с другой - в отсутствии там, где оно необходимо. Сейчас участие государства излишне в собственности, предпринимательстве, потреблении отчасти. И наоборот, государство остается пассивным в создании единого рыночного экономического пространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности.  

Ползучую экспроприацию можно определить как медленное постепенное вторжение в сферы права собственности , что уменьшает ценность инвестиции. Правовой титул на собственность остается у инвестора, но права инвестора на использование собственности ограничиваются в результате вмешательства государства.  

Кризис Бреттонвудской системы обнажил противоречия между неокейнсианцами и неоклассиками, которые обвиняли их в неспособности справиться с экономическими и валютными кризисами , инфляцией, предлагая взамен ослабить вмешательство государства в экономику, ограничиться в основном рыночным регулированием. Сторонники монетаризма отдают предпочтение свободно колеблющимся курсам валют.  

Последователи этой концепции признают ее уязвимость. Например, американский экономист Г. Джонсон пришел к выводу, что реакция платежного баланса на изменения валютного курса оказывается медленной, а свободно колеблющиеся валютные курсы не могут ослабить спекулятивные потоки капиталов. По мнению Дж. Вайнера, даже в мире свободных рыночных цен невозможно представить рынок иностранных валют, в деятельность которого государство не вмешивается прямо или косвенно. Полностью свободно колеблющиеся курсы являются, вероятно, недостижимой вещью, если определять их точно 2. Тем самым признается неизбежность вмешательства государства в валютные отношения. Нестабильность плавающих валютных курсов подрывает уверенность экономических агентов . Поэтому на практике предпочтение отдано режиму регулируемых плавающих валютных курсов . Совещания семерки ведущих стран подтвердили этот принцип. Введено понятие пределов колебаний курсов. Биржевой кризис 1987 г. вновь (как и в середине 70-х годов) выявил необходимость коллективной валютной интервенции США, ФРГ, Японии для стабилизации доллара и других ведущих валют.  

Вмешательство государства в сферу международных расчетов проявляется в периодическом использовании валютных клирингов - соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств. Валютный клиринг отличается от внутреннего межбанковского клиринга. Во-первых, зачеты по внутреннему клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по валютному клирингу - в обязательном при наличии клирингового соглашения между странами экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу. Во-вторых, по внутреннему клирингу сальдо зачета немедленно превращается в деньги, а при валютном клиринге возникает проблема погашения сальдо.  

Регулирование экономики - целенаправленное изменение темпов развития народного хозяйства и отдельных его структурных подразделений на основе перераспределения финансовых ресурсов . Регулирование экономики осуществляется в двух формах - саморегулирование и государственное регулирование . Первая характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами субъекты хозяйствования. Вторая форма отражает вмешательство государства в процесс развития общественного производства через различные экономические инструменты, в том числе через финансовые рычаги . Регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год.  

Неэффективность рынка в сфере образования показывает, что вмешательство государства в этот сектор экономики закономерно. Прежде всего это проявляется в формировании государственного заказа на подготовку специалистов для социально-значимых сфер деятельности.  

накопления капитала . Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.  

Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала . Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, а его главным элементом являлась система активного торгового баланса , подразумевавшего поощрение, в том числе и за счет мощной протекционистской политики и строгой таможенной охраны, вывоза товаров над ввозом.  

Континентальная (европейская) концепция (модель) учета основана на том, что степень вмешательства государства в учетную практику высока. Она предполагает применение всеми предприятиями государства единого плана счетов , одинаковых процедур отражения операций. Модель исходит из того, что бухгалтерская отчетность должна ориентироваться на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных государственных органов . В результате практика учета в одних странах существенно отличается от практики учета в других странах. Эта модель учета лежит в основе организации бухгалтерского учета в Германии, Австрии, других странах Европы, а также в Японии.  

Концепция Дж. М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления . Исходя из этого, вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса . В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж. М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости . В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным до-  

Несколько последних лет стали для авиакомпаний временем значительных потрясений, прежде всего по причине сокращения вмешательства государства в их деятельность. Согласно Алфреду Кану, бывшему руководителю Управления гражданской авиации , который проводил в жизнь новую политику государства в данной сфере До сокращения вмешательства основной составляющей успеха или провала авиакомпании вочень значительной мере была ее способность выбить льготы из правительства... Правительство распределяло очень ценные права, и компании, получившие их, приобретали некий защитный амортизатор. Кан считает, что новая политика оказывает  

По нашему убеждению, организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу местных сообществ в которых функционируют предприятие и его подразделения, и общества в целом. Как указывает проф. Ли Престон, организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением. Он утверждает далее, что для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Наше мнение состоит в том, что расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к фирме. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Мы согласны, однако, с тем, что организации не должны заниматься сбором продуктов питания для аборигенов Паго-Паго, чтобы стать социально ответственными . Организации должны, скорее, анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.  

В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки (даже рынки свободной конкуренции) рг1зличными способами. Здесь мы рассмотрим, как использовагь зависимости между предложением и спросом для анализа воздействия одной общераспространенной формы государственного регулирования контроля над ценами. Более детально эти вопросы рассматриваются в гл. 9.  

А между ними стояли нефтяные компании, которые радовались первому значительному увеличению рентабельности их операций за десять с лишним лет, но в то же время повсеместно подвергались нажиму. У них не было уверенности в том, чью нефть они фактически продают теперь, когда страны-производители требуют контроля задним числом. Они были дезориентированы в вопросе о ценах и об их движении в будущем, и их в равной степени ругали и производители, и потребители за роль посредника в создавшемся кризисе. Последняя попытка добиться разумных цен в ходе женевских переговоров со странами-производителями в начале октября 1973 г. привела к тому, что компании уклонились от своей традиционной роли, признав, что не в состоянии больше действовать в качестве силы, противостоящей требованиям производителей. Последняя попытка распределить запасы нефти зимой 1973/1974 г. вынудила компании признать, что они не обладают больше властью и ресурсами, которые позволили бы им эффективно выполнять такую задачу без полной и прямой поддержки со стороны правительств стран-потребителей. Промышленность, в течение 50 лет утверждавшая, что вмешательство государства может лишь повредить интересам потребителей, теперь заявляла, что без такого вмешательства она не сможет эффективно выполнять свою задачу. После трех лет непрерывных изменений и бесконечных переговоров об уступках в обстановке постоянных угроз и требований была снята седьмая завеса, за которой обнаружилась промышленность, лишившаяся своего традиционного могущества как буфера между производителями и потребителями и утратившая все атрибуты наднационального влияния и олигополи-стического контроля над рынком, которые, справедливо или нет, так долго ассоциировались с ней.   регулирование аграрного сектора

Перечисленные выше проблемы неизбежны в процессе развития концепций и стандартов, в процессе реконструирования или модификации социально формируемой деятельности. Отличие же от большинства предыдущих дискуссий в том, что впервые противоречия проявились открыто. Представляющие отчетность фирмы и крупнейшие бухгалтерские фирмы словно ополчились на организации, разрабатывающие стандарты в области учета и аудита. Еще не ясно, на чьей стороне правительство. Однако в любой системе, в которой стандарты поддерживаются законодательством, всегда можно ожидать вмешательства государства. Пользователи финансовой отчетности и общественность в целом, как представляется, не являются предметом первоочередной заботы ни тех, кто отчетность представляет , ни бухгалтеров.  

Смотреть страницы где упоминается термин Вмешательство государства

:                      Цены и ценообразование (1999) -- [

Даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:

  • 1) обеспечение экономики нужным количеством денег;
  • 2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
  • 3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются вне его, т.е. деятельность производителя и потребителя порождает внешние для рынка эффекты, которые могут и не иметь денежной оценки, но тем не менее реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Следующая функция государства -- удовлетворение потребностей в «общественных товарах». Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. -- эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

Три указанные выше функции -- это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции -- его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.

Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных -- это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания цикличности развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики -- изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований; стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П.Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого -- равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).

Итак, попробуем классифицировать основные направления государственного регулирования экономики (рис.3).

Государственное регулирование осуществляется через:

  • 1) правовые регуляторы, большое значение здесь имеет правовая основа предпринимательства;
  • 2) административные регуляторы, которые следует употреблять очень осторожно;
  • 3) экономические регуляторы -- основные.

Особое место занимает экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии.

Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов

Рисунок 3 - Классификация экономических регуляторов

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта -- это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов - 1-2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии - 26%, Франции - 20%, Швеции - 14%, Италии - 12%). В США 10-12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макродинамических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы охраны окружающей среды.

После второй мировой войны в Западной Европе частный сектор не охватил все сферы деятельности, чем и вызвано появление значительного государственного сектора. Так, в Германии в настоящее время государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях


Рисунок 4 - Сферы деятельности государственного сектора

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении (рис.4). В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции.

Например, бюджет нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска «общественных товаров» и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене -- практически равно нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании -- это прежде всего совокупность государственных предприятий. Большой проблемой является эффективное функционирование этого сектора, так как здесь возникают хорошо знакомые из советской экономики тенденции к снижению эффективности, качества и т.п., что связано с гораздо меньшим давлением на эти предприятия рыночных сил, с одной стороны, и поддержкой государства -- с другой. Поэтому проблема поиска оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления далеко не национальная проблема, а общемировая (так, в 70-80-е годы во многих западных странах прокатилась «волна» разгосударствления).

В последние 30-40 лет возникло новое явление: формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником производства, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третьего», т.е. не частного и не государственного.

Итак, в заключение еще раз подчеркнем, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция -- везде, где возможно, регулирование -- везде, где необходимо!». При этом регулирование осуществляется на трех уровнях: микро-(предприятие, корпорация), мезо- (средний уровень, в основном отрасль) и макроуровне (общегосударственный). Причем прямое регулирование в минимальной степени распространяется на микроуровень, а в максимальной -- на макроуровень.