Фискальная политика. Функции налогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов

Фискальная политика. Функции налогов. Фискальное и стимулирующее значение налогов

2. Бюджетная система России

3. Сущность и функции налогов

4. Фискальная политика государства

1.Сущность, структура и функции финансов

В настоящее время финансы представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государства, муниципальных образований и населения.

Финансы выполняют ряд важных функций в экономике. Основными из них являются:

Распределительная – осуществляется в процессе кругооборота ресурсов предприятия, который непосредственно связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли;

Перераспределительная – реализуется государством через систему централизованных финансов за счет аккумулирования и предоставления денежных средств отдельным отраслям и предприятиям;

Воспроизводственная – оперируя фондами финансовых ресурсов, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс;

Стимулирующая – осуществляется через налоговую систему, бюджетное финансирование, финансовые рынки в целях развития субъектов рыночной экономики и повышения темпов экономического роста;

Контрольная – реализуется через систему государственного и негосударственного финансового контроля в целях повышения эффективности управления денежными ресурсами.

Реализовать функции финансов призвана финансовая система. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами хозяйственной деятельности по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Структура финансовой системы России можно представить в виде следующей схемы.

Рисунок 1. – Структура финансовой системы России.

Данная схема наглядно демонстрирует, что основой финансовой системы являются финансы предприятий, так как именно от них зависит денежное наполнение всех остальных элементов системы. Но центральным звеном финансовой системы считается государственный бюджет, в связи с тем, что с его помощью осуществляется перераспределение денежных ресурсов между субъектами экономики.

2. Бюджетная система России

Понятие «бюджет» - это финансовый план государства (или муниципального образования) на определенный срок, чаще всего на один год, представляющий собой смету доходов и расходов; форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему Российской Федерации. Принципами её построения являются:

Принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единую правовую базу, формы бюджетной документации, коды классификации бюджетных статей и т.д.;

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Он означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления;

Принцип полноты отражения доходов и расходов. В соответствии с данным принципом в бюджете должны быть прописаны все доходы и расходы в полном объеме;

Принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Бюджетный кодекс России запрещает планирование профицита бюджета на региональном и местном уровне и ограничивает размеры дефицита;

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

Принцип гласности. Этот принцип требует обязательной публикации в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

Принцип достоверности бюджета. Предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение определенных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет. Его доходная часть формируется за счет части федеральных налогов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального Банка и других источников.

В структуру расходной части (согласно функциональной классификации бюджета) включаются расходы на государственное управление, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность, социальную сферу, обслуживание государственного долга, оказание финансовой помощи субъектам федерации и прочие расходы.

Превышение доходной части над расходной образует профицит бюджета. В экономически развитых государствах его не планируют с 60-х годов ХХ века, так как профицит приводит к изъятию денежных средств из народного хозяйства, что сдерживает экономический рост. Однако в России федеральный бюджет планируется с профицитом с 2001 года в целях борьбы с инфляцией.

Основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются:

1) выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования. Однако данный способ приводит к инфляционным последствиям, поэтому его не только стараются не использовать, но и запрещают законодательно, как, например, в США или в России (с 1994 года). В какой-то мере, к данному способу можно отнести заимствования Правительства у Центрального Банка, что вызывает фактическое увеличение денежной массы;

2) государственные займы внутри страны и за рубежом. Данный способ финансирования дефицита является более распространенным, так как не вызывает инфляцию, однако он приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это сумма непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. В отличие от заимствований предприятий государственный кредит чаще всего направляется не на производственную деятельность, а на покрытие дефицита бюджета. Выплаты по нему осуществляются не за счет увеличения прибыли, а за счет налогов.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний долг обычно образуется за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Он приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу кредиторов государства, перекладывает выплаты по долгу на будущие поколения, увеличивает расходы бюджетов следующих лет и т.д.

Внешний долг возникает как за счет размещения за рубежом государственных ценных бумаг, так и за счет займов у других государств, иностранных банков, международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Выплаты по внешнему долгу приводят к потере валютных доходов государства от внешнеэкономической деятельности, снижают возможности развития экономики. Страна может попасть в финансовую зависимость от других государств.

Дефицит бюджета может возникнуть не только при формировании, но и при исполнении бюджета, когда налоговые поступления окажутся ниже запланированных. В этом случае бюджетное законодательство России предусматривает возможность секвестра – пропорционального сокращения расходных статей бюджета. Если налоговые доходы окажутся выше плановых показателей, то дополнительные средства идут или на выплаты по государственному долгу, или на увеличение расходных статей бюджета.

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

  • целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
  • налоговый контроль и методы исчисления налогов;
  • совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
  • компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ система и фискальная политика

1. Сущность, структура и функции финансов

Термин «финансы» в экономических исследованиях меркантилистов стал использоваться с XV в. первоначально в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Уже в ХХ в. данное понятие стали применять для обозначения денежных фондов хозяйственных субъектов – предприятий и домохозяйств.

В настоящее время финансы представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государства, муниципальных образований и населения.

Финансовые отношения отличаются определенной спецификой:

1) они проявляются через движение денег, однако не все экономические отношения, возникающие в процессе движения денежных потоков, можно отнести к финансам. К ним принадлежат только те из них, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств;

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3) распределительный характер отношений, который связан с движением денег независимо от движения стоимости в товарной форме.

Финансы выполняют ряд важных функций в экономике. Основными из них являются:

распределительная – осуществляется в процессе кругооборота ресурсов предприятия, который непосредственно связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли;

перераспределительная – реализуется государством через систему централизованных финансов за счет аккумулирования и предоставления денежных средств отдельным отраслям и предприятиям;

воспроизводственная – оперируя фондами финансовых ресурсов, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс;

стимулирующая – осуществляется через налоговую систему, бюджетное финансирование, финансовые рынки в целях развития субъектов рыночной экономики и повышения темпов экономического роста;

контрольная – реализуется через систему государственного и негосударственного финансового контроля в целях повышения эффективности управления денежными ресурсами.

Реализовать функции финансов призвана финансовая система. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами хозяйственной деятельности по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

2. Государственный бюджет и его структура

Понятие «бюджет» используется в разных значениях. Во-первых, это финансовый план государства (или муниципального образования) на определенный срок, чаще всего на один год, представляющий собой смету доходов и расходов. Во-вторых, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему Российской Федерации.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет. Его доходная часть формируется за счет части федеральных налогов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального банка и других источников.

В структуру расходной части (согласно функциональной классификации бюджета) включаются расходы на государственное управление, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность, социальную сферу, обслуживание государственного долга, оказание финансовой помощи субъектам федерации и прочие расходы.

Превышение доходной части над расходной образует профицит бюджета. В экономически развитых государствах его не планируют с 60-х г. ХХ в, так как профицит приводит к изъятию денежных средств из народного хозяйства, что сдерживает экономический рост.

Чаще всего наблюдается дефицит бюджета, то есть превышение расходов над доходами. Сам по себе он не может служить показателем состояния экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия. Увеличение государственных расходов и снижение налогов вызывает рост совокупного спроса, объемов производства, доходов в обществе и т. д., что особенно важно в период экономического спада.

Основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются:

1) выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования. Однако данный способ приводит к инфляционным последствиям, поэтому его не только стараются не использовать, но и запрещают законодательно, как, например, в США или в России (с 1994 г.). В какой-то мере к данному способу можно отнести заимствования Правительства у Центрального банка, что вызывает фактическое увеличение денежной массы;

2) государственные займы внутри страны и за рубежом. Данный способ финансирования дефицита является более распространенным, так как не вызывает инфляцию, однако он приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это сумма непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. В отличие от заимствований предприятий государственный кредит чаще всего направляется не на производственную деятельность, а на покрытие дефицита бюджета. Выплаты по нему осуществляются не за счет увеличения прибыли, а за счет налогов.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний долг обычно образуется за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Он приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу кредиторов государства, перекладывает выплаты по долгу на будущие поколения, увеличивает расходы бюджетов следующих лет и т. д.

Внешний долг возникает как за счет размещения за рубежом государственных ценных бумаг, так и за счет займов у других государств, иностранных банков, международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Выплаты по внешнему долгу приводят к потере валютных доходов государства от внешнеэкономической деятельности, снижают возможности развития экономики. Страна может попасть в финансовую зависимость от других государств.

Дефицит бюджета может возникнуть не только при формировании, но и при исполнении бюджета, когда налоговые поступления окажутся ниже запланированных. В этом случае бюджетное законодательство России предусматривает возможность секвестра – пропорционального сокращения расходных статей бюджета.

3. Налоговая система

Основным источником доходов бюджетной системы являются налоговые платежи. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования. Иногда среди налогов выделяют сборы, представляющие собой обязательные взносы, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий (государственная пошлина) либо предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Обязательными элементами налога, при отсутствии которых в законодательстве налог считается не определенным, являются:

субъект налога – лицо, на котором лежит обязанность уплачивать налог. Им может быть налогоплательщик (физическое или юридическое лицо), а также налоговый агент, который уплачивает налог за налогоплательщика (например, предприятие уплачивает НДФЛ за наемного работника). Субъект налога не всегда совпадает с носителем налога (лицом, на котором лежит тяжесть налогообложения). Например, при взимании косвенных налогов плательщиком является продавец товара, а носителем налога покупатель;

объект налога – то, что подлежит налогообложению. В зависимости от объекта налоги подразделяют на прямые и косвенные. Объектом прямых налогов могут быть имущество, доход, прибыль. Объектом косвенных налогов являются операции по реализации товаров (работ, услуг) и их стоимость. Косвенные налоги включаются в цену товара и переносятся на покупателей продукции. В России к ним относятся два налога – НДС и акцизы;

налоговая база – часть объекта, с которой взимается налог. Она меньше объекта налога на сумму налоговых льгот;

единица обложения – единица измерения налоговой базы. Чаще всего ею является денежная единица, но может быть и единица физического показателя – тонна, литр, квадратный метр, лошадиная сила и т. д.;

налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, определяется размер налогового обязательства. В России им может быть календарный месяц, квартал, год;

налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть адвалорная (в процентах), твердая (в определенных денежных суммах), смешанная (например, в процентах, но не менее определенной денежной суммы). В зависимости от ставки налоги подразделяют на пропорциональные – с ростом объекта обложения ставка не меняется, прогрессивные – с увеличением объекта ставка увеличивается (например, транспортный налог), регрессивные – с ростом объекта ставка уменьшается (например, ЕСН). Основное количество налогов в России носит пропорциональный характер.

Помимо обязательных, существуют и факультативные элементы налога, которые могут отсутствовать в налоговом законодательстве. Например, налоговые льготы, порядок возврата излишне уплаченных сумм налога и др.

Сущность налогов проявляется через их функции. Фискальная функция обеспечивает финансирование бюджетной системы государства. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции, которая предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, прогрессивную шкалу подоходного налогообложения и др. Регулирующая функция реализует косвенное воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной деятельности. Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Совокупность различных видов налогов и сборов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Таким образом, налоговая система включает в себя ряд элементов:

а) принципы налогообложения. Впервые они были сформулированы еще в конце XVIII в. А. Смитом:

принцип равенства и справедливости. Он предполагает всеобщность налогообложения, распределение налога между плательщиками в соответствии с их доходами;

принцип определенности. Это означает, что суммы, способы и сроки налоговых платежей должны быть четко определены и заранее известны плательщику;

принцип простоты и удобства. Налог должен взиматься в удобное время и таким способом, который подходит плательщику;

принцип экономичности и умеренности. Важно, чтобы налог был ограничен такими суммами, которые не были бы слишком тяжелы для плательщика;

б) налоговые органы, осуществляющие контрольуплаты налогов. В России они представлены Федеральной налоговой службой, её региональными управлениями и межрайонными налоговыми инспекциями;

в) налоги и сборы, действующие в государстве. Согласно Налоговому кодексу в России налоги подразделяются на следующие группы:

федеральные налоги. Все элементы этих налогов устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны на всей территории страны. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

6) водный налог;

7) налог на добычу полезных ископаемых;

8) государственная пошлина;

региональные налоги устанавливаются на территории субъекта федерации Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации:

1) транспортный налог;

2) налог на игорный бизнес;

3) налог на имущество организаций;

местные налоги устанавливаются на территории муниципального образования Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме того, налоговое законодательство России предусматривает несколько специальных льготных режимов налогообложения для отдельных видов деятельности и малого бизнеса. К ним относятся:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Необходимо отметить, что данный перечень налогов, действующих в 2010 г, может корректироваться в соответствии с изменением социально-экономической ситуации в стране.

4. Фискальная политика государства

С помощью бюджетно-налоговой системы государство сглаживает циклические колебания в экономике, воздействуя на совокупный спрос. Такая политика государства получила название фискальной политики. Она основывается на следующих положениях:

рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, что ведет к расширению объемов производства, следовательно, снижает безработицу. При этом возникает эффект мультипликатора, за счет которого совокупный спрос растет в большей степени, чем бюджетные расходы;

рост налогов снижает располагаемые доходы хозяйственных субъектов, сокращает совокупный спрос. При этом также возникает мультипликационный эффект, но более слабый, так как изменение налогообложения влияет не только на потребление, но и на сбережения.

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую). Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматические изменения в бюджетно-налоговой системе, которые происходят под влиянием экономической ситуации без специальных решений правительства. Во время экономического спада уменьшаются налоговые платежи, особенно при прогрессивных ставках, увеличиваются социальные расходы (пособия по безработице, компенсации). Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса становятся менее значительными.

Напротив, во время экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают, а социальные выплаты сокращаются, что позволяет бороться с инфляцией и перегревом экономики.

Дискреционная фискальная политика – законодательное изменение налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на уровень экономической активности. Она может быть экспансионистская (стимулирующая), предполагающая рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок, или рестриктивная (сдерживающая), предполагающая снижение государственных расходов или рост налогообложения.

При проведении фискальной политики необходимо учитывать влияние уровня налогообложения на размер налоговых поступлений, которое иллюстрируется кривой А. Лаффера (рис. 23). Данная закономерность также приводит к тому, что если в стране высокий уровень налогообложения, то снижение налогов может стимулировать экономический рост, что впоследствии приведет и к увеличению налоговых поступлений.

Рис. 23 . Кривая Лаффера

Основным недостатком дискреционной фискальной политики является наличие «временных лагов». Иными словами, требуется время для выявления каких либо изменений в экономике (лаг распознавания), для изменения бюджетного и налогового законодательства (лаг принятия решений), для получения эффекта от принятых изменений (лаг воздействия). За это время ситуация в экономике может измениться, и желаемого эффекта правительство может не получить. Поэтому для решения макроэкономических проблем фискальную политику используют в совокупности с другими методами государственного регулирования экономики.

Налог является экономической категорией, потому как денежные отношения между государством и физическими (и юридическими) лицами имеют своё особое значение: они служат регулятором перераспределения денег в распоряжение государства . Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Все функции налогов проявляют свои внутренние свойства, признаки и черты налога. Ко всему прочему, функции налога показывают, как реализуется общественное назначение налога, как инструмента распределения доходов. На сегодняшний день нет точной точки зрения насчет количества выполняемых налогом функций. Мнения ученых разделились: одни считают, что существует всего две функции - стимулирующая и фискальная, а другие же считают, что помимо этих двух функций, существует еще, как минимум, три функции - распределительная, регулирующая и контрольная. Функции налога взаимосвязаны, они не могут существовать автономно друг от друга, потому и выступают как одно целое.

Разграничение функций довольно условно, потому что они выполняются одновременно. Отдельные особенности, какой - либо функции могут быть присущи другим функциям.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той "работе", которую они выполняют.

Рисунок 1 - Функции налогов .

Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций:

Фискальная функция охватывает достаточно широкую сферу деятельности. Она обеспечивает финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны, а так же направлена на финансирование менее производственных сфер, которые не имеют достаточного количества средств для своего развития, например, таких как фундаментальная наука или многие учебные заведения, библиотеки. Для точного обеспечения этих сфер деятельности финансами производится распределение по бюджетам разного уровня (федерального, субъектов федераций, местного уровня). Но реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточном количестве налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов возникает необходимость прибегнуть к поиску других форм доходов. Прежде всего, приходится обращаться к займам на разных уровнях: государственные, региональные и местные займы. Использование займов приводит к образованию государственного долга.

Говоря о практической стороне фискальной функции налогов, можно сказать, что, прежде всего, данная функция занимается оптимальным выбором источника и объекта налогообложение. Поэтому для формирования гибкой системы налогообложения необходимо соблюдение баланса между стимулирующей и фискальной функцией. Получается, что предоставление налоговых льгот одним лицам должно компенсироваться усилением налогообложением других.

Делая выводы из вышесказанного, можно сказать, что доля средств, которая поступала в бюджет за счет осуществления фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, потому как величина поступлений налогов в бюджет напрямую зависит от величины доходов плательщиков.

Налоги не могут оказывать влияния на процесс воспроизводства, хотя и является участником распределительных участников. Свое значение здесь проявляет стимулирующая функция налогов. Данная функция позволяет государству стимулировать технический прогресс в стране.

Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Ко всему прочему, снижение налоговой нагрузки для всех малых и средних предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий в этой сфере экономики. Льготы, которые предоставляются работодателям по уплате социального налога, провоцируют их на использование труда инвалидов. Людям, которые занимаются благотворительной деятельностью, позволяется использовать налоговые вычеты по налогу на физических лиц и т.д. налогообложение фискальный доход бюджет

Огромное значение в реализации стимулирующей функции имеет система налогообложения сама по себе: чтобы стимулировать развитие производств, каких-либо отраслей, государство вводит одни налоги и отменяет другие, при этом сдерживая развитие других отраслей.

В стимулирующей функции существует также подфункция, которая называется дестимулирующая . При помощи дестимулирующей функции, государство может увеличить налоговое бремя, что будет препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Действие данной подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. К примеру, это меры государства, которые пытаются поддержать отечественных производителей, с помощью запретительных импортных таможенных пошлин.

Одна из функций, регулирующая, имеет схожие черты стимулирующей функции. Меняя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или же убирать новые стимулы для капиталовложений, а благодаря манипуляциям с уровнем дохода косвенных налогов, можно менять уровень цен, что меняет и уровень потребления. Регулирующая функция играет важную роль в условиях антикризисного регулирования. Также, с помощью регулирующей функции, государство может воздействовать на экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Суть данной функции состоит в распределении налоговых выплат между юридическими и физическими лицами, а также между сферами и отраслями экономики. Эта функция позволяет корректировать доходы различных групп населения. Налоговое регулирование осуществляется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Одним из примеров является решение такой социальной проблемы, как курение, при помощи налога. После резкого увеличения акциза на табачные изделия в некоторых странах, доля некурящего населения увеличилось в разы, чем в ходе длительной кампании о вреде курения для своего здоровья и здоровья окружающих. Введение налога, в данном случае, было необходимо для решения социальной проблемы, но вместе с тем была осуществлена и фискальная функция налога. Исходя из вышесказанного, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

Благодаря налогам решаются также проблемы экологии. Бывали случаи, что промышленность в развитых странах не поддавалась оснащению автомобилей катализаторами, потому как из-за них увеличивалась продажная цена. В тот момент, государство посчитало эффективным решением снизить налоги на автомобили, которые оснащались катализаторами, снизить акцизный сбор на виды бензина, которые использовали эти машины. Значительно сократился объем выброса вредных веществ в атмосферу, хотя акцизные поступления в государственные бюджеты также уменьшился. Этот случай является наглядным примером, когда с помощью налогового механизма была решена экологическая проблема.

Теснее всего связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает суть налога как инструмента распределительных отношений. Сущностью данной функции является то, что благодаря налогам через внебюджетный и бюджетный фонд государство может перераспределять финансовые ресурсы из производственной в социальную сферу (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществлять финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Именно поэтому данную функцию иногда называют социальной.

Говоря о контрольной функции, можно сказать, что она тесно связана с фискальной и распределительной функцией. С одной стороны, механизм контрольной функции проявляется в проверке эффективности хозяйствующей деятельности, а с другой стороны, в контроле над действенностью проходящей экономической политики государства страны.

С введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД), у налога появилась еще одна функция - дисциплинарная. Единый налог на вмененный доход распространяется на все сферы деятельности, где контроль налоговыми органами затруднен. Обычно это относится к тем видам деятельности, которые задействованы в сфере налично-денежного обращения (торговля в розницу и оптом, сфера услуг и т.д.) ЕНДВ уплачивается независимо от реальных результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, которые определены на законодательном уровне. Одной из главных целей введения этого налога - повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.

Налоги, в условиях острой конкуренции, являются одни из главных инструментов по контролю над действенностью финансово-хозяйственной деятельности. При иных равных условиях, из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не имеет возможности расплатиться с государством. При одновременной нехватке в бюджете финансовых ресурсов, государству необходимо внести изменения в налоговую, социальную и бюджетную политику.