Дороги во дворах многоквартирных домов: кто должен ремонтировать? Кто осуществляет ремонт внутридомовых дорог

Дороги во дворах многоквартирных домов: кто должен ремонтировать? Кто осуществляет ремонт внутридомовых дорог

В российском законодательстве оговаривается, что придомовая территория многоквартирного дома - это такое же общее имущество, как и чердаки, подвалы, подъезды, лестницы. Поэтому есть определенные права пользования ею, равно как и обязанности по содержанию. Что об этом сказано в Жилищном кодексе и профильных Федеральных законах?

Основные понятия

Изначально важно разобраться, что собой представляет придомовая территория многоквартирного дома (МКД), поскольку трактовать этот термин можно по-разному. Он оговаривается в различных нормативных правовых актах: и в Жилищном, и в Земельном кодексах есть указания на этот счет. Чтобы окончательно определиться, что он значит, стоит ознакомиться с профильными ФЗ, муниципальными документами (например, с постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491).

Это не праздный вопрос. Жильцам важно знать, откуда и как считается придомовая территория многоквартирного жилого дома, чтобы ухаживать за ней. Также этот момент необходимо уяснить, чтобы реализовывать собственные права, так как такое имущество является общим, и им имеют возможность пользоваться все жители МКБ.

Если говорить простыми словами, то придомовой территорией является определенный земельный участок, где расположено само здание и дополнительные постройки. Плюс сюда же относятся зеленые насаждения, проезды. Придомовая территория многоквартирного дома - это то пространство, которое необходимо для организации комфортной эксплуатации жилых помещений.

Важно избегать разночтений. Некоторые граждане ошибочно считают, что границы придомовой территории располагаются строго по периметру двора. Однако они простираются шире.

О своих правах стоит знать хотя бы для того, чтобы их отстаивать. Яркий пример - городские власти часто злоупотребляют собственными полномочиями и пользуются неосведомленностью граждан. Они располагают магазины и прочие объекты, которые не имеют права ставить на придомовой территории многоквартирного дома по нормативам 2019.

Определение границ

Получив представление, что такое придомовая территория, пора переходить к определению ее пределов по месту. Как можно понять, где заканчивается этот участок? В первую очередь по объектам, которые на нем расположены. Придомовыми считаются земли, на которых стоят:

  • детские площадки, проезды (пожарные и аварийные);
  • гаражи;
  • сушки для белья.

Возможно также прилегание автостоянки. Тротуары, участки с насаждениями, трансформаторные будки и тепловые пункты тоже полагается включать в данную территорию. Все эти правила устанавливает непосредственно российский Жилищный кодекс.

Однако такие положения не дают четкого ответа на вопрос, сколько метров придомовая территория может занимать. Особенно сложно с ним обстоят дела в старых районах, где застройка велась плотно, без создания развитой инфраструктуры. Намного проще решать вопрос, определяя, сколько метров от дома занимает такая зона, если речь идет о новостройках. Сегодня застройщик обязан составлять план, учитывая вспомогательные объекты и закладывая это в проект.

Как определить, какой участок прилегает к многоквартирному дому по закону? Стоит изучить местные нормативные правовые акты на эту тему. Поскольку общего правила расчета не существует, основополагающим является такой момент, как плотность застройки в конкретном районе: если дома стоят близко друг к другу, при всем желании каждому невозможно выделить огромный участок.

Кстати, чтобы взять на себя содержание придомовой территории, четко определив ее границы, можно заглянуть в документы на жилье. Поскольку об этом упоминается в кадастровом паспорте. Проще всего выяснить все нюансы, зайдя на официальный сайт Росреестра. Там в публичном доступе есть карта, где отображены и многоэтажки, и прилегающие к ним территории.

Правовой аспект

Разобравшись, что такое придомовая территория многоквартирного жилого дома по закону, стоит изучить права и обязанности жильцов. Поскольку они не всегда отдают себе отчет, как могут распоряжаться совместным имуществом, а в данном случае - земельным участком. Изначально важно понять, у кого права на него.

Еще в бытность Советского Союза было заведено, что земля вокруг дома передавалась в пользование жильцам, которые в нем живут. Предусматривался упрощенный механизм бесплатной приватизации. Жители вольны были осуществлять благоустройство придомовой территории многоквартирного дома, на равных правах пользуясь всеми благами.


Однако в настоящее время не так просто с разобраться с правовым вопросом, когда речь идет о старых зданиях. Если дом и участок, принадлежащий ему, занесены в кадастр, отображены на карте, то приватизация осуществляется быстро и легко. Однако не все постройки минувших лет поставлены на кадастровый учет.

Что касается новостроя, тут все просто и понятно. Поскольку гражданин покупает квартиру в новом комплексе, уже частично оплачивая стоимость земельного участка, он автоматически переходит в собственность. Человек наравне со всеми остальными жителями МКД получает права пользоваться им. Ему не придется самостоятельно проходить процедуру приватизации придомовой территории в многоквартирном доме.

Что делать, если гражданин решил купить квадратные метры на вторичном рынке и хочет узнать, кто числится собственником земельного участка? Проще всего узнать, кому принадлежит придомовая территория, обратившись в Росреестр. Там зафиксированы все правовые аспекты, на них и можно ориентироваться.

Благоустройство двора

Хотя в законе все расписано очень красиво, на практике далеко не всегда владельцы квартир в МКД могут попользоваться общим имуществом, к которому относится двор и прилегающие объекты. Если в здании располагаются салоны красоты и магазины, они нуждаются в создании парковки для клиентов. В итоге двор оказывается загроможденным, так что даже пешеходам порой негде пройти, а собственники не могут припарковать собственный транспорт.

Однако правила благоустройства придомовой территории многоквартирного дома гласят, что именно жители обладают ключевым правом голоса, решая, каким будет их двор. Поэтому если хозяин торговой точки нуждается в создании парковочных мест для своего бизнеса, то он должен действовать только по согласию жильцов. Если участок перешел к ним в собственность, они могут даже сдавать его частично в аренду, не забывая при этом о комфорте проживания.

Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома и прилегающих участков только приветствуется властями. Хотя содержание и ремонт общего имущества ложится на плечи собственников, это не означает, что они должны собственными руками выполнять озеленение, прокладывать тротуары к детским площадкам, ставить забор. Непосредственно осуществляют выполнение всех этих задач специальные организации, с которыми подписывает договор и оговаривает условия управляющая компания.


Чтобы учесть все законодательные требования, стоит оформить паспорт благоустройства территории. Этим занимаются специализированные организации, которые разрабатывают документ с учетом СНИП и прочих нормативов, где отображают участок и все объекты, включая деревья. Безусловно, конкретные требования к процедуре нужно изучать по месту. Поскольку муниципальные власти компетентны решать, какие именно бумаги и в каком виде необходимы на участок.

По умолчанию паспорт благоустройства территории не может являться документом, который составляется раз и навсегда. Жильцы вольны периодически изменять участок, благоустраивая его. Поэтому возникает вопрос актуализации данного документа. По закону ее нужно выполнять в том случае, если на объекте произошли изменения в объеме 50% и более.

Ограждение и парковка

Детальнее стоит обговорить те вопросы в эксплуатации общего имущества, которые зачастую сопряжены с нарушением прав и интересов граждан. Если жители МКД могут смело ремонтировать объекты на участке, то законным ли будет ограждение придомовой территории?

Вполне естественно, что граждане стремятся оградить двор. Особенно если затевается масштабный строительный проект, по итогам которого степень благоустройства возрастет. Никто не хочет, чтобы благами пользовались посторонние: из-за этого к ним будет ограничен доступ самих жильцов, плюс велика вероятность причинения ущерба.

Даже если территория перешла в собственность жителей МКД, это не означает, что в любой момент ее можно огородить. Прежде всего, стоит проконсультироваться с юристами, чтобы не нарушить законодательные требования. Особенно если к дому прилегает дорога общего пользования.

Ограждения используются разные: временные и декоративные, целевые и шлагбаумы. Поэтому стоит сначала определиться с видом, а потом обращаться в компетентные органы и вносить по итогам коррективы в паспорт благоустройства территории.

Если с парковкой посторонних на участке все ясно, то будет ли считаться законной стоянка машин жильцов МКД? С одной стороны, закон не запрещает оставлять авто возле дома. С другой стороны, к автовладельцам выдвигаются строгие требования. Они не должны причинять неудобств соседям. Поэтому нельзя надолго оставлять машину с включенным двигателем, перегораживать подъездные пути, обязательно свободным должен быть доступ к мусорным бакам.

Однозначно запрещено ездить по пешеходным дорожкам, вторгаться на тротуары. Также нельзя ставить авто на газонах. Если же в доме живет автомобилист, который игнорирует требования закона и мешает другим жильцам, можно смело вызывать эвакуатор, чтобы наказать автохама.

Вопросы по уборке двора

Не все жильцы осознают собственные права и обязанности в использовании общего имущества. Многие возмущаются тем, что городские власти не следят за дворами: на них скапливается мусор, не поддерживается чистота. Однако уборка придомовой территории возложена на жильцов, раз уж она переходит в их собственность.

Поэтому обязательно следует проследить, чтобы в договоре с управляющей компанией был прописан и этот момент, включая полные обязанности дворника. В таком случае намного проще будет решать возможные конфликты. Ведь после подписания соглашения организация берет на себя обязательства. Если она их не исполняет, это повод призвать ее к ответственности.

Если двор перешел в собственность жильцов, оформление договора с управляющей компанией нужно брать под строгий контроль. Что входит в это соглашение? В нем должны содержаться четкие правила и алгоритмы, в соответствии с которыми эта организация обязана будет ухаживать за участком, делать ремонт общего имущества. Здесь же прописывается, какие расходы будут нести жители МКД в связи оплатой ее услуг.

Насколько благоустроенным будет двор, решать только жильцам. Поэтому им стоит активно проявлять инициативу и требовать от управляющей компании исполнения обязательств, взятых ею. Если же она игнорирует требования, можно подавать претензию, а потом и жаловаться в жилищную инспекцию. Не стоит забывать о возмещении денег: граждане платят за услуги организации, так что если она их не оказывает, то можно требовать компенсации.

№ 507-ПП от 24.09.2012 О порядке формирования, согласования и утверждения перечней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и капитальному ремонту многоквартирных домов

24 сентября 2012 г. N 507-ПП О порядке формирования, согла- сования и утверждения перечней работ по благоустройству дво- ровых территорий, парков, скве- ров и капитальному ремонту мно- гоквартирных домов В целях обеспечения реализации Закона города Москвы от 11 ию- ля 2012 г. N 39 "О наделении органов местного самоуправления муни- ципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", а также в целях повышения эффективности подготовки переч- ней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и капитальному ремонту многоквартирных домов Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Порядок формирования, согласования и утверждения переч- ней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов (приложе- ние 1). 1.2. Методику определения размера бюджетных ассигнований по административным округам и районам города Москвы в целях организа- ции работ по благоустройству дворовых территорий (приложение 2). 1.3. Методику определения размера бюджетных ассигнований по административным округам и районам города Москвы в целях организа- ции работ по выборочному капитальному ремонту отдельных инженерных систем и конструктивных элементов многоквартирных домов (приложе- ние 3). 2. Установить, что: 2.1. Управы районов в течение 10 рабочих дней со дня принятия настоящего постановления направляют в советы депутатов муниципаль- ных округов адресные перечни многоквартирных домов, выборочный ка- - 2 - питальный ремонт которых проводится в 2012 году полностью за счет средств бюджета, адресные перечни дворовых территорий, работы по благоустройству и устройству наружного освещения которых проводят- ся в 2012 году, для принятия советами депутатов муниципальных ок- ругов решений о направлении уполномоченных депутатов для участия в контроле за ходом выполнения указанных работ и их приемке. 2.2. Адресные перечни дворовых территорий по устройству на- ружного освещения на 2013 год подлежат согласованию с советами де- путатов муниципальных округов в порядке, установленном приложением 1 к настоящему постановлению, до 10 ноября 2012 г. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Ракову А.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 сентября 2012 г. N 507-ПП Порядок формирования, согласования и утверждения перечней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов I. Общие положения 1. Настоящий порядок устанавливает процедуры и сроки формиро- вания, согласования и утверждения адресных перечней дворовых тер- риторий для проведения работ по благоустройству дворовых террито- рий, в том числе устройству наружного освещения (далее - адресный перечень дворовых территорий), адресных перечней многоквартирных домов, подлежащих выборочному капитальному ремонту полностью за счет средств бюджета города Москвы (далее - адресный перечень мно- гоквартирных домов), планов благоустройства парков и скверов, на- ходящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы или префектур административных окру- гов города Москвы (далее - план благоустройства парков и скверов). II. Формирование адресных перечней дворовых территорий и адресных перечней многоквартирных домов 2. Проекты адресных перечней дворовых территорий и проекты адресных перечней многоквартирных домов, финансирование работ по благоустройству и выборочному капитальному ремонту которых осу- ществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных зако- ном города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период префектурам административных округов города Москвы, формируются управами районов города Москвы (далее - управа района). Проекты адресных перечней дворовых территорий, финансирование работ по которым осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период Департаменту жилищ- но-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, форми- руются Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоуст- ройства города Москвы. Проекты адресных перечней дворовых территорий по устройству - 2 - наружного освещения, финансирование работ по которым осуществляет- ся за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и пла- новый период Департаменту топливно-энергетического хозяйства горо- да Москвы, формируются управами районов. 3. Проекты адресных перечней дворовых территорий формируются на основании: - обращений жителей района города Москвы; - предложений депутатов и советов депутатов муниципального округа (далее - Совет депутатов); - данных дефектных ведомостей; - информации Объединения административно-технических инспек- ций города Москвы (далее - ОАТИ). 4. Проекты адресных перечней многоквартирных домов, подлежа- щих выборочному капитальному ремонту, формируются на основании: - обращений жителей района города Москвы; - предложений депутатов и советов депутатов; - информации Государственной жилищной инспекции города Моск- вы; - данных дефектных ведомостей. 5. Проекты адресных перечней содержат информацию об адресе (местонахождении) объекта, видах и стоимости работ по каждому объ- екту, об итоговой стоимости работ по каждому объекту и району го- рода Москвы. 6. Проекты адресных перечней сопровождаются пояснительной за- пиской, содержащей обоснование по каждому объекту, включенному в проекты адресных перечней, документами, на основе которых были сформированы проекты адресных перечней, а также документами, ука- занными в пунктах 7-9 настоящего Порядка. 7. К проектам адресных перечней дворовых территорий прилага- ются: 1) акты обследований дворовых территорий; 2) акты проверок ОАТИ (при наличии); 3) паспорт планировочного решения и благоустройства дворовой территории с предлагаемыми элементами благоустройства; 4) дефектная ведомость по каждому объекту, содержащая оценки технического состояния отдельных элементов объекта, оснащенности малыми архитектурными формами, соответствия малых архитектурных форм детских площадок действующим стандартам безопасности и соот- - 3 - ветствие объекта нормативам градостроительного проектирования; 5) локальный сметный расчет по каждому объекту; 6) обращения жителей района города Москвы (при наличии); 7) предложения депутатов и советов депутатов (при наличии). 8. К проектам адресных перечней многоквартирных домов прила- гаются: 1) акт обследования технического состояния строительных конс- трукций и инженерных систем многоквартирного дома; 2) обращения жителей, решения общего собрания собственников многоквартирного дома о неудовлетворительном техническом состоянии многоквартирного дома (при наличии); 3) ведомость работ с указанием их видов, объемов и стоимости для каждого элемента строительных конструкций или инженерных сис- тем многоквартирного дома, требующих капитального ремонта; 4) фотофиксация элементов строительных конструкций или инже- нерных систем многоквартирного дома, требующих капитального ремон- та; 5) обращения жителей района города Москвы (при наличии); 6) предложения депутатов и советов депутатов (при наличии). 9. К проектам адресных перечней дворовых территорий по уст- ройству наружного освещения прилагаются расчеты ориентировочной стоимости проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ на устройство наружного освещения для конкретной дворовой территории, в отношении которой планируется проведение работ по устройству наружного освещения. 10. Проекты адресных перечней, указанные в абзаце первом пункта 2 настоящего Порядка, формируются не позднее 10 сентября в пределах доведенного префектурой административного округа города Москвы до управы района города Москвы объема бюджетных ассигнова- ний от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного за- коном города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансо- вый год и плановый период префектуре административного округа города Москвы на мероприятия по благоустройству дворовых террито- рий и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов. 11. Проекты адресных перечней (п.2) вносятся на согласование в Совет депутатов главой управы района не позднее 1 октября. - 4 - III. Формирование проектов планов благоустройства парков и скверов 12. Проекты планов благоустройства парков и скверов формиру- ются в зависимости от ведомственной принадлежности парков и скве- ров Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройс- тва города Москвы или префектурой административного округа города Москвы на основании: - обращений жителей; - предложений депутатов и советов депутатов; - информации ОАТИ. 13. Проекты планов благоустройства парков и скверов формиру- ются в пределах доведенных в установленном порядке до Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы или префектуры административного округа города Москвы (в зависи- мости от ведомственной принадлежности парков и скверов) объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период. 14. Проекты планов благоустройства парков и скверов сопровож- даются пояснительной запиской, содержащей обоснование по каждому объекту, включенному в указанные проекты, документами, на основе которых были сформированы проекты планов благоустройства парков и скверов, а также документами, указанными в пункте 15 настоящего Порядка. 15. К проектам планов благоустройства парков и скверов прила- гаются: 1) акты обследований парков и скверов; 2) акты проверок ОАТИ (при наличии); 3) фотофиксация элементов озеленения и благоустройства; 4) предложения депутатов и советов депутатов, обращения жите- лей района города Москвы, общественных организаций о необходимости проведения благоустроительных работ (при наличии). 16. Сформированные проекты планов благоустройства парков и скверов направляются главе управы района для их последующего вне- сения на согласование в Совет депутатов. - 5 - IV. Согласование Советом депутатов проектов адресных перечней дворовых территорий, адресных перечней многоквартирных домов, проектов планов благоустройства парков и скверов 17. Рассмотрение и согласование Советом депутатов проектов адресных перечней, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящего Порядка, осуществляется на заседании Совета депутатов по представ- лению главы управы района. Рассмотрение и согласование Советом депутатов проектов адрес- ных перечней, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего Поряд- ка, осуществляется на заседании Совета депутатов по представлению главы управы района с участием представителей Департамента жилищ- но-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Рассмотрение и согласование Советом депутатов проектов адрес- ных перечней, указанных в абзаце третьем пункта 2 настоящего По- рядка, осуществляется на заседании Совета депутатов по представле- нию главы управы района с участием представителей Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы. 18. Рассмотрение и согласование Советом депутатов проектов планов благоустройства парков и скверов осуществляется на заседа- нии Совета депутатов по представлению Департамента жилищно-комму- нального хозяйства и благоустройства города Москвы или префектуры административного округа города Москвы в зависимости от ведомс- твенной принадлежности парков и скверов. 19. Совет депутатов рассматривает проекты адресных перечней, проекты планов благоустройства парков и скверов в течение 30 ка- лендарных дней со дня их поступления в Совет депутатов. Проекты адресных перечней, проекты планов благоустройства парков и скверов считаются согласованными, если за решение об их согласовании в результате открытого голосования проголосовало не менее половины от установленной численности Совета депутатов, а также, если в течение 30 календарных дней со дня их поступления в Совет депутатов: 1) не было проведено ни одного заседания Совета депутатов; 2) вопрос о согласовании не внесен в повестку заседания Сове- та депутатов; 3) вопрос о согласовании внесен в повестку заседания Совета депутатов, но не рассмотрен на заседании Совета депутатов. - 6 - 20. Решения Совета депутатов о согласовании проектов адресных перечней, планов благоустройства парков и скверов направляются в управу района не позднее 3 рабочих дней со дня их принятия. Управа района не позднее 3 рабочих дней со дня получения нап- равляет для утверждения: 1) в префектуру административного округа города Москвы проек- ты адресных перечней, указанные в абзаце первом пункта 2 настояще- го Порядка; 2) в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоуст- ройства города Москвы проекты адресных перечней, указанные в абза- це втором пункта 2 настоящего Порядка; 3) в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы проекты адресных перечней, указанные в абзаце третьем пунк- та 2 настоящего Порядка. 21. Адресные перечни, планы благоустройства парков и скверов не позднее 5 рабочих дней со дня их утверждения размещаются на официальном сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамента топливно-энергетичес- кого хозяйства города Москвы, префектуры административного округа, управы района, муниципального округа, а также на сайте "Наш город. Программа развития Москвы" (www.gorod.сайт). 22. В случае, если в принятом законе города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование работ по благоустройству дворовых территорий и выборочному капитальному ре- монту многоквартирных домов, в очередном финансовом году был изме- нен (увеличен или уменьшен) по сравнению с лимитами бюджетных ас- сигнований, предусмотренными проектом закона города Москвы о бюд- жете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период, соответствующие изменения проектов адресных перечней, планов бла- гоустройства парков и скверов подлежат согласованию с Советом де- путатов в порядке, предусмотренном настоящей главой. В этом случае срок согласования с Советом депутатов не может превышать 15 кален- дарных дней со дня поступления проектов адресных перечней, планов благоустройства парков и скверов в Совет депутатов. - 7 - V. Порядок участия депутатов советов депутатов в контроле за выполнением работ по благоустройству дворовых территорий и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов 23. Не позднее чем через 20 календарных дней со дня согласо- вания Советом депутатов адресных перечней, планов благоустройства парков и скверов Совет депутатов принимает решение об участии де- путатов в работе комиссий по открытию и приемке работ по благоуст- ройству дворовых территорий и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов, а также об участии в контроле за ходом вы- полнения указанных работ (далее - решение об участии депутатов в работе комиссий). Решение Совета депутатов об участии депутатов в работе комис- сий принимается большинством голосов от установленной численности Совета депутатов и должно предусматривать направление депутатов в комиссии, действующие на территории их избирательных округов (в случае избрания депутатов по многомандатным избирательным округам или единому избирательному округу - в границах территории, уста- новленной решением Совета депутатов). В указанном решении по каж- дому объекту адресных перечней, планов благоустройства парков и скверов определяется депутат, уполномоченный на участие в составе комиссии по открытию и приемке работ, участие в контроле за ходом выполнения работ (далее - уполномоченный депутат). 24. Решение Совета депутатов об участии депутатов в работе комиссий по открытию и приемке работ, а также об участии в контро- ле за ходом выполнения работ направляется в управу района не позд- нее 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения. Информация об уполномоченных депутатах направляется управой района государс- твенным заказчикам и размещается на официальном сайте управы райо- на, а также информационных стендах в местах проведения работ. 25. Депутаты, участвующие в работе комиссии по открытию ра- бот, участвуют также в работе комиссии по приемке указанных работ. 26. Комиссии по открытию и приемке работ создаются в порядке, установленном государственными заказчиками с включением в указан- ные комиссии уполномоченных депутатов. Решение о создании комиссий по открытию и приемке работ представляется государственными заказ- чиками в управу района и направляется управой района в Совет депу- татов, а также размещается на официальном сайте государственного заказчика и управы района. - 8 - 27. Уполномоченные депутаты: 27.1. При открытии работ имеют право: - знакомиться с документами, предъявляемыми государственным заказчиком в установленном порядке комиссии по открытию работ; - участвовать в осмотре состояния отдельных элементов, мест хранения строительных материалов, в том числе площадки строитель- ного городка. 27.2. При приемке работ имеют право: - знакомиться с документами, предъявляемыми государственным заказчиком в установленном порядке комиссии по приемке работ; - участвовать в осмотре предъявленных работ к приемке; - подписывать акт комиссии по приемке работ либо не подписы- вать акт комиссии по приемке работ с выражением особого мнения в письменной форме. Особое мнение рассматривается государственным заказчиком в течение 3 рабочих дней с принятием соответствующих обоснованных решений и последующим информированием о них уполномо- ченного депутата. 27.3. При текущем контроле за ходом выполнения работ имеют право: - рассматривать жалобы и заявления жителей района города Москвы по вопросам организации и проведения работ, инициировать проведение комиссионных проверок; - участвовать в комиссионных проверках жалоб и заявлений граждан совместно с представителями государственного заказчика, подрядной организации и заявителя; - участвовать совместно с управой района и государственным заказчиком в осуществлении текущего контроля за качеством, объема- ми, графиками производства работ, качеством применяемых материа- лов, изделий, конструкций, состоянием площадки строительного го- родка, устранением выявленных недостатков и иными условиями госу- дарственных контрактов; - направлять государственному заказчику замечания по ходу вы- полнения работ. VI. Заключительные и переходные положения 28. В случае внесения в закон города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период или иные пра- - 9 - вовые акты города Москвы изменений, предусматривающих изменение объемов бюджетных ассигнований на мероприятия по благоустройству дворовых территорий (в том числе по устройству наружного освеще- ния), парков и скверов, по выборочному капитальному ремонту мно- гоквартирных домов, внесение изменений в адресные перечни дворовых территорий, многоквартирных домов, планы благоустройства парков и скверов осуществляется в порядке, установленном пунктами 6-9, 14-21 настоящего Порядка.

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Представьте себе такую ситуацию: Во дворе дома на дороге образовалась яма. Проехать на машине к подъезду стало достаточно проблематично. Кто и как должен осуществлять ремонт? Попробуем разобраться.

Чтобы определить, кто должен ремонтировать внутридомовые дороги, следует прежде всего найти их хозяина.

Поясним, что если разбитая дорога является частью придомовой территории, то она (дорога) оформлена в общедолевую собственность и является общим имуществом, за содержание и ремонт которого отвечает управляющая организация (ПП РФ №491). Границы придомовой территории можно определить по данным кадастрового учета или техническому паспорту многоквартирного дома, который расположен на земельном участке (придомовой территории).

В случае, если речь идет о городских улицах (т.е. если внутридворовая дорога не выделена в общее имущество), то можно сказать, что за содержание и ремонт этих дорог ответственность несет муниципалитет согласно ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» (статья 12 п.2.).

Таким образом, если участок дороги, требующий ремонта, находится в общедолевой собственности жильцов многоквартирного дома, то вопросы, связанные с ремонтом аварийного участка и соответствующего финансирования, решаются на общем собрании собственников многоквартирного дома.

В ситуации с муниципальной дорогой все вопросы, связанные с финансированием и ремонтом аварийных объектов, решаются через органы местного самоуправления. Жители дома с разрушенной внутридомовой дорогой вправе обратиться с требованием привести объект в надлежащее состояние (Конституция РФ статья 33). Для этого нужно составить коллективное заявление и отправить его с уведомлением в администрацию района. Второй экземпляр заявления остается у отправителя. В течение 30 календарных дней на ваше заявление должен поступить ответ. Отказ органов самоуправления в восстановлении внутридомовой дороги можно обжаловать в суде, ссылаясь на незаконность отказа в ремонте, и потребовать привести дорожное полотно в надлежащее состояние из средств городского бюджета.

Справка

Напомним, что по российским требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, размеры ям не должны быть больше следующих параметров: 15 см по длине, 5 см в глубину и 60 см в ширину. Ямы, размеры которых превышают один из параметров, должны быть обозначены и огорожены в соответствии с ГОСТ 50597–93.

Гражданам, обнаружившим на городских дорогах или у себя во дворах несоответствия, связанные с общими требованиями состояния автомобильных дорог и улиц, можно обратиться с жалобой в ГИБДД или прокуратуру через сайт http://rosyama.ru .

Федеральное правительство дало 20 млрд рублей на благоустройство дворов, парков, набережных и площадей. Это необычно, потому что федеральное правительство не должно заниматься такими вещами. Но вот, занимается.

Идея в том, что Россия дает городам и регионам деньги, а те на эти деньги благоустраивают дворы и парки. После благоустройства придомовые территории войдут в общедомовое имущество и собственники квартир будут платить за их содержание и ремонт.

Чтобы получить бюджетные деньги, регионы, муниципалитеты и жители должны принять собственные программы благоустройства, утвердить проекты и внести посильный вклад. Участвовать можно деньгами или трудом. Тем, кто ничего не вложит, не дадут федеральных денег.

Взять 🌾🌿🍀 в свои руки

Как было раньше?

По жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен относиться к общедомовому имуществу, но на деле большинство дворов до сих пор не прошли процедуру официальной передачи и считаются муниципальной собственностью. Каждый год власти выделяют деньги из бюджета и решают, где поставить новый фонарный столб, а где - лавочку.

Кроме них ничейным дворам помогали спонсоры и меценаты. За лавочками и урнами у подъездов следили УК и ТСЖ , но из-за постоянной нехватки денег могли делать это нерегулярно и плохо. Озеленением дворов занимались бабушки.

После окончания программы в 2022 году благоустроенные дворы станут частью общедомового имущества и жильцы будут платить за их содержание так же, как платят за содержание подъездов, подвалов и крыш.

Мы теперь должны сами платить за благоустройство?

Да, но прежде чем переложить на жителей ответственность, государство поможет навести порядок в вашем дворе. Для этого власти и выделили деньги на программу благоустройства.

Благоустроят все дворы?

Нет, это зависит от жителей. В 2017 году деньги на благоустройство дадут только тем, кто проявит инициативу и сам поучаствует трудом или деньгами. Жильцы дома должны будут решить, какое им нужно благоустройство, сколько денег они готовы на это потратить и готовы ли поработать в собственном дворе.

А какое участие жителей предполагает правительство?

Чтобы участвовать в программе, надо решить, что именно вы хотите благоустроить, какой вклад готовы внести, кто потом будет следить за сохранностью и кто будет представлять интересы вашего двора. Всё это решается на собрании собственников.

А как происходит принятие решений? Как попасть на собрание жильцов своего дома?

Собрание могут организовать правление ЖКХ , УК или инициативные жильцы. Для этого они должны оповестить всех жильцов дома: расклеить объявления, положить приглашения в почтовые ящики или пригласить собственников лично.

Я хочу парковку во дворе. Что делать?

После 1 апреля уточните, участвует ли ваш регион и муниципалитет в программе благоустройства. Новости об участии появятся в местных СМИ и на официальных сайтах.

Запишитесь на семинар, который организует муниципалитет, и посетите публичные слушания: там вы узнаете местные подробности, сможете получить образцы заявок и других документов.

До 1 июня сами или с помощью правления ТСЖ и УК организуйте собрание жильцов, расскажите о программе, объясните условия. Убедите жильцов в необходимости парковки. Может быть, соседи предложат еще расширить палисадник или обустроить детскую площадку. Не забудьте обсудить формат и размер участия жильцов в благоустройстве.

Зафиксируйте все решения в протоколе собрания и до 1 июня отправьте заявку в муниципалитет. После 1 июня зайдите на муниципальный сайт и убедитесь, что ваш двор включили в программу и запланировали все необходимые работы. Сверьте план с протоколом и заявкой.

А нам бы всего одну лавочку у подъезда.

Одну лавочку вам может установить УК или ТСЖ : это находится в их компетенции и для этого не обязательно участвовать в программе. Обратитесь в свою УК или правление ТСЖ .

А зачем это всё государству?

С помощью программы государство хочет выстроить систему для улучшения комфорта жителей городов. В результате государство хочет не только благоустроить дворы и общественные зоны, но и выработать правила содержания, назначить ответственных и научить власть и жителей сотрудничать.

Я не хочу ничего решать и ходить ни на какие субботники! Я плачу налоги и хочу, чтобы у нас было всё как в Германии! Чтобы кустики стриженые, газоны зеленые, чтобы не было какашек на улицах - как в Америке. Где это всё? Я вас спрашиваю: где?

В Германии за ремонт и содержание многоквартирного дома платят собственники. Ни муниципальные, ни региональные, ни другие власти не выделяют денег на ремонт и благоустройство даже раз в 10 лет.

Платить за коммуналку 400-450 € в месяц для немцев нормально . В эту сумму входит садовник, вывоз мусора, освещение территории, поддержание порядка на парковках, уборка подъездов. Поэтому во многих немецких дворах есть только газон: меньше объектов благоустройства - ниже плата за содержание.

В Италии собственник квартиры платит муниципальный налог на содержание улиц и парков, второй налог - на вывоз мусора, и отдельно - ежемесячные платежи на содержание дома и прилегающей территории. В месяц квартира обходится в 150-300 €. Если во дворе есть парковка, места на ней сдают в аренду. Неважно, живет автовладелец в доме или нет, он будет платить 15-50 € в месяц за машино-место.

У каждого многоквартирного дома есть своя территория земли около дома, являющаяся собственностью всех жильцов многоэтажного дома. Данную территорию владельцы квартир имеют право использовать с максимальной пользой, предварительно благоустроив её.

В комплекс мероприятий по благоустройству придомового участка входит:

  • Содержание в чистоте дворовой территории;
  • Установка контейнеров для пищевых и бытовых отходов;
  • Своевременная утилизация бытовых и пищевых отходов;
  • Возведение мест отдыха и содержание их в чистоте;
  • Установка, ремонт и покраска скамеек, ограждений и пр.;
  • Обеспечение жильцам возможности свободного и безопасного передвижения (посыпание дорожек песком, сбивание сосулек в зимний период);
  • Озеленение дворовой территории (посадка клумб, газонов, деревьев) последующий уход за ними;
  • Изготовление металлических ограждений;
  • Оборудование и ремонт детских площадок (установка песочниц, горок);
  • Асфальтирование тротуарных дорожек;
  • Уборка снега с последующим вывозом;

Придомовой земельный участок включает в себя детские площадки, парковку, спортивный комплекс или футбольную коробку, газоны или клумбы, пожарные проезды, сушилки для белья, а так же землю, на которой построен многоквартирный дом.

Если многоэтажка советских времён, необходима приватизация не только квартир, но и земельного участка придомовой территории, который в последующем облагается налогом. Все мероприятия по благоустройству двора, включая ремонт, содержание территории в чистоте, оплачивают жильцами дома, по статье «общедомовые нужды». Границы придомового участка, необходимого по правилам СНиП прописаны в паспорте БТИ на дом.

В понятие «благоустройство двора» входит множество услуг, оказываемых управляющей компанией, за которые взимается дополнительная плата на содержание и ремонт жилого дома. При желании, жильцы многоквартирного дома заключают договор, прибегая к услугам частного предприятия, даже на посадку газона вокруг многоэтажки. Придомовая территория должна быть хорошо освещена, за счёт естественного и искусственного освещения, предусмотренного правилами СНиП. Участок вокруг многоквартирного дома несёт не только функциональную, но и эстетическую нагрузку. Мероприятие по озеленению территории можно осуществить, посадив вокруг многоэтажки клумбы или деревья, используя услуги частного ландшафтного дизайнера. В случае с большим земельным участком, с помощью кустарников, его можно разграничить на зоны отдыха, сделав импровизированный забор, учитывая интересы всех жильцов.

Асфальтирование пешеходных тропинок и их содержание одно из немаловажных факторов, обеспечивающих комфортные условия вокруг многоквартирного дома. Установка детских площадок и последующий ремонт, а так же обслуживание входит в обязанности благоустройства дворового участка. Для безопасности детей, вокруг детской игровой зоны устанавливается забор.

Не стоит забывать об установке пандусов для инвалидов и пожилых людей. Они должны быть предусмотрены, опираясь на правила СНиП. Пандус с поручнем необходим для удобного спуска молодой мамы с коляской. Пандус должен соответствовать всем требованиями, чтобы эксплуатация была полноценной. В многоквартирном доме есть множество семей, которым пандус значительно облегчит прогулку. Качество работы принимается (или не принимается) жильцами дома. К дворовой территории относятся пешеходные тропинки, парковка, сушилка для белья, детская площадка, клумбы и гаражи. Чёткие границы данного участка прописаны в паспорте дома БТИ и утверждены Кадастровой палатой, но установить забор по ним нельзя.

Планировка ландшафтного дизайна вокруг дома должна проводиться, используя правила пожарной безопасности. Для обеспечения чистоты и порядка на дворовом земельном участке жилого дома, в соответствии с санитарными нормами необходима установка и своевременная утилизация контейнеров для пищевых и бытовых отходов.

Как продуктивно распорядиться участком?

В связи с тем, что земля, прилегающая к дому, является общей собственностью, распоряжение должно быть коллективным. Для принятия решения необходимо собрать собственников жилья и изложить тему собрания. На нем обговариваются все нюансы, от планировки до оплаты, а так же выбирается исполнитель (управляющая компания или услуги частного лица). Чтобы получить «добро» от жильцов, необходима высокая явка собственников, а так же 2/3 голосов в пользу принятия решения. Оплата всех мероприятий по облагораживанию, а так же ремонт происходит за счёт жильцов. Если озеленением и уборкой дворовой территории занимается управляющая компания, то в квитанции появиться дополнительная статья расходов.

Дом, вокруг которого большая прилегающая территория, может сдавать в аренду (после согласия жильцов) часть участка, под парковку или ларёк частного предпринимателя. Средства, полученные от сдачи в аренду, собственники могут направить на содержание, ремонт или оплату обустройства двора. Текущий или капитальный ремонт оплачивается жильцами дома. Собственники жилого многоквартирного дома вправе выбирать управляющую компанию или услуги частного предприятия, оказывающего работы по засеванию газона вокруг дома, установке скамеек, асфальтированию, вывозу бытовых отходов, или чтобы частично установить забор. Текущий ремонт дома жильцы могут осуществить, прибегнув к услугам частного мастера.

Обустройство парковки и ограничения территории

Чистота прилегающей к дому парковки, должна обеспечиваться договором с управляющей компанией. Въезд на парковку для любого частного автомобиля можно ограничить, используя автоматический забор.

Установка ограждения возможна, если оно не нарушает право свободного передвижения собственников соседнего дома. В противном случае, городская администрация может наложить на забор сервитут (принудительное обеспечения права свободного передвижения по соседней территории) и демонтировать его.

Забор можно установить частично, ограничив вокруг детскую площадку, но при условии, если двор имеет сквозной проход. Жильцы многоквартирного дома могут ограничить въезд на дворовый участок для частных машин. На кареты скорой помощи, полиции, газовой и пожарной службы данные правила не распространяются. В случае если забор установлен не по правилам, и его придётся демонтировать. Беспрепятственно можно использовать забор в качестве обрамления клумб, если они располагаются около подъезда.

Санитарное содержание дворовой территории

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, утилизация бытовых и отходов должна быть систематичной и своевременной. В свою очередь, жильцы дома должны обеспечить возможность беспрепятственно вывозить мусор служебной машине. Даже неправильно припаркованная машина может стать преградой для выполнения данной услуги. Проследить за качеством выполнения услуги может любой из жильцов, а при не надлежащем исполнении обратиться в управляющую компанию с требованием повторного оказание услуги. В случае если нормы вывоза мусора нарушаются систематически, собственники вправе требовать снижение цены, ссылаясь на низкое качество.

Материальная ответственность за обустройство придомовой территории и последующее содержание в чистоте полностью возлагается на кошельки жильцов многоквартирного дома. Для принятия любого решения, касающегося благоустройства двора необходимо согласие собственников. Все люди, проживающие в многоквартирном доме, имеют право на качественные услуги со стороны ЖКХ или управляющей компании, поэтому могут проверять качестве и требовать надлежащего выполнения должностных инструкций.