Денежная реформа ссср в послевоенный период. Денежные реформы в ссср: как власть обманула советских граждан

Денежная реформа ссср в послевоенный период. Денежные реформы в ссср: как власть обманула советских граждан

Реформа 1991 г.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.

В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территорииСССР. 23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль-форинт-доллар и рубль-злотый-доллар приносила куда больший доход, чем рубль-доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все. Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмера крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте - 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. На момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безинфляционным 1971-1973 гг.

Деноминация 1998г.

Кризис плановой хозяйственной системы в нашей стране, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики, низком уровне производительности труда и качества продукции, привел к необходимости перехода к новым экономическим отношениям - рыночной экономике. Переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису - падению производства, росту цен и развертыванию инфляции. Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г. С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать, что привело к обострению экономических и социальных противоречий. Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции и стабилизации денежного обращения. Денежная и финансово-кредитная системы - одни из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Совместные действия Правительства и Банка России в сфере денежно-кредитной политики в последние годы позволили достичь снижения инфляции до приемлемого уровня и удержания под контролем динамики инфляции и валютного курса. В этих условиях стало возможным проведение с 1 января 1998г. укрупнения российской денежной единицы - деноминации рубля.

Объективных причин у деноминации 1998 г. было не мало. Первая и достаточно "открытая" причина - "война с долларом". В рамках "войны с долларом" проводится и повышение "престижа" рубля. Все-таки "деревянным" он больше не будет. Другая причина - легализация теневых денег. А их было около 40 % от общей денежной массы. Во время деноминации можно проследить основные пути нелегальной наличности и установить ее точный объем. Одна из срытых причин - контроль инфляции. В процессе деноминации фактически нельзя было не только округлять цены в большую сторону, но и просто повышать цены. Наиглавнейшая причина - психологическая. За годы бартерного расчета между предприятиями, предприятиями и государством, предприятиями и рабочими, позволяющим обходится без выплаты налога, сформировалась психология руководителей, которая требует оплаты только бартером, без налогов. В период деноминации проводилась жесткая политика превращения денег именно в инструмент расчета между государством, предприятием и рабочим. Т.е. государство пыталось переломить такой подход к оплате, и, "влив" деньги в экономику, увеличить их объем в реальном секторе без инфляции. Кроме того, перейдя с миллионов на тысячи, человек автоматически старается меньше тратить и пытается, чтобы его деньги работали, а поскольку доходность вложения в бумаги - будь то облигации или валюта - стремительно падает, то реальные деньги должны пойти в промышленность, которой их как раз и не хватает. То есть, под предлогом деноминации правительство пытается не просто упростить расчеты, а оздоровить экономику целой страны, и были все причины полагать, что такой план удастся.

Объявленной целью деноминации является упрощение расчетов (избавление от “лишних нулей”). Новые банкноты практически не отличаются по рисунку от ныне действующих. Основные отличия - в большей защищенности от подделок. Самая мелкая из новых купюр - пятирублевая, самая крупная - пятисотрублевая. Вводятся металлические деньги достоинством 1, 2 и 5 копеек и 1, 2, и 5 рублей. В принципе, система расчетов не упрощается, а неизбежно усложняется необходимостью вести учет денежных купюр двух видов по каждому номиналу.

Подконтрольными режиму средствами массовой информации активно пропагандируется безвредность деноминации, которая, якобы, не приведет ни к каким отрицательным последствиям для граждан и не усугубит ситуацию в экономике. В действительности, уже одно объявление о деноминации привело к повышению цен. Розничные торговцы начали “округлять” цену на товар. По ряду причин, включая недоверие к власти со стороны экономических субъектов, новый инфляционный виток был неизбежен.

Среди народа распространялось мнение, что в связи с тем, что у руля власти находятся люди, подобные Чубайсу, можно с уверенностью сказать, что деноминация рубля является новым методом грабежа населения, актом, формирующим финансовый источник для новой политической кампании. По мнению экспертов Аналитического центра КРО, изымаемые из обращения старые денежные купюры составят тайный фонд правящей клики, предназначенный для неучтенных выплат на ведение избирательной кампании. Фактически весь 1998 г. агенты режима будут финансироваться напрямую из этого фонда, получая на руки неучтенные купюры.

Разумеется, избавление от трех лишних нулей на ценниках удобно для ежедневных покупок, но… и только. Основное значение деноминации - не экономические, а политические выгоды. Таким образом, правительство пыталось продемонстрировать окончание инфляционных тенденций в экономике и окончательный разрыв с экономическими проблемами начала девяностых годов. Для этого деноминация увязывалась с экономическим ростом, окончанием спада и проявлением "положительных тенденций" в экономике. Деноминация содействовала повышению доверия населения к национальной валюте. Способствуя укреплению рубля, деноминация должна оказать эффективное воздействие на приток капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций. Естественно, деноминация влечет за собой и определенные проблемы, но они решаемы. Так, например, опасения разового роста цен вследствие их округления снимаются решением Правительства Российской Федерации о необходимости указания цен на товары и услуги одновременно в новом и старом масштабе. Решение о деноминации положительно оценивалось международными финансовыми организациями. Новый рубль может содействовать повышению рейтинга России на мировом рынке, будет способствовать росту инвестиций в российскую экономику, снижению цены заимствований Российской Федерации на мировых рынках. Деноминация рубля завершает период высокой инфляции, сопровождавшийся значительным обесценением денежной единицы, и способствует повышению доверия к национальной валюте, укреплению ее курса к иностранным валютам и должна стать завершающим этапом нормализации денежного обращения после введения свободных цен и бурного развития инфляционных процессов в России в 1992 - 1994 годах. Проведением денежной реформы государство четко заявляет, что вышло из периода нестабильности. Впереди - экономический рост, и для него необходима сильная валюта.

К сожалению, год спустя, стало очевидно, что в очередной раз желаемое было выдано за действительное. Практические результаты последовательно осуществляемой в последние годы денежно - кредитной политики привели к кризису.

Введение в обращение купюры номиналом 5000 руб.

Банк России ввел в обращение купюру номиналом 5000 рублей.

Основными факторами, влияющими на введение новых купюр, банкиры называют рост средней заработной платы, уровень инфляции, а также соотношение между объемами наличных и безналичных платежей. Если последняя причина в России вряд ли столь ощутима, то о росте среднестатистической заработной платы и инфляции известно всем. «По данным Росстата, если среднемесячная номинальная заработная плата в 2004 году составляла 6740 рублей, то в марте 2006 года она составляла уже 9995 рублей. При этом в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока ее уровень поднялся до 20 и более тысяч рублей. Эти цифры позволили прийти к выводу, что пришло время 5000-рублевой купюры», - говорит начальник Главного управления Банка России по Архангельской области Михаил Карпунин.

В Банке России планируют, что удельный вес банкноты номиналом 5000 рублей через несколько лет составит 10-15 процентов от всех находящихся в обращении банкнот.

Новая банкнота, как и все другие образца 1997 года, является частью так называемой городской серии. К уже попавшим на купюры Красноярску, Санкт-Петербургу, Москве, Архангельску и Ярославлю присоединяется столица Дальневосточного федерального округа Хабаровск. На лицевой стороне нового денежного знака изображен памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, основателю Хабаровска Муравьеву-Амурскому, а на оборотной - мост через реку Амур.

«Ее выпуск не способен вызвать инфляцию и привести к росту денежной массы. Скорее, это можно рассматривать как своего рода ответ на процессы, происходящие в стране, с учетом потребности денежного обращения», - считает первый заместитель начальника Главного управления Банка России по Архангельской области Григорий Бондаренко. Однако некоторые эксперты говорят, что выпуск новой банкноты связан некоторым образом и с инфляцией. Как ранее сообщал аналитик инвестиционной компании «Проспект» Игорь Лавущенко, у введения новой купюры не одна, а две взаимосвязанные причины: увеличение денежной массы и рост инфляции.

В Центробанке подчеркивают, что выпуск купюры номиналом 5000 рублей является отражением экономической ситуации в России, которая характеризуется ростом денежных доходов населения. Новыми банкнотами планируется заместить часть банкнот номиналом 1000 рублей.

Основными причинами, которые принимаются во внимание при введении в обращение новых денежных купюр, традиционно являются, как уже было сказано, размер средней заработной платы и уровень инфляции в стране, а также соотношение между объемами платежей, осуществляемыми в наличной и безналичной форме. Как утверждает Григорий Бондаренко, при расчете максимального номинала банкноты Центральный банк опирался, прежде всего, на величину средней заработной платы в стране.

Другой причиной введения 5-тысячной банкноты стало укрепление рубля - наши деньги стали привлекательнее иностранных. Сегодня рубль обслуживает сделки крупного бизнеса - соответственно рассчитываться мелкими деньгами сложно.

В мире существует два варианта ввода в обращение банкнот. Один путь - когда одновременно выпускается вся серия новых купюр. Как правило, так происходит в случае, если эта замена связана с какими-либо экономическими реформами или по политическим причинам. В большинстве экономически развитых стран введение банкнот новых номиналов осуществляется поочередно, по мере того как возникает потребность в замене или введении новой купюры. Удобство от введения денежного билета более высокого номинала заключается в сокращении физического объема хранимых, перевозимых и обрабатываемых наличных денег. Например, инкассаторы могут погрузить в машину более крупную сумму денег, что способствует увеличению числа предприятий, обслуживаемых на одном маршруте, и снижению затрат по перевозке наличности.

По мнению банкиров, введение новой купюры приведет к сокращению расходов по поддержанию в обращении требуемого количества банкнот и позволит снизить количество подделок. Предполагается сокращение количества купюр в наличных расчетах, что даст возможность кассиру уделять больше внимания проверке подлинности конкретного денежного знака, а присутствие дополнительных защитных признаков должно снизить риск приема фальшивой купюры.

Однако сейчас у кассиров могут возникнуть серьезные трудности с наличностью - не секрет, что кондуктор в муниципальном автобусе вряд ли сможет сдать сдачу с 5000 рублей. Это же касается небольших магазинов, рынков, ларьков… «Есть такое понятие, как культура обслуживания. Организация обязана обеспечить наличие размены. Это в ее интересах», - считает Григорий Бондаренко. По словам начальника отдела эмиссионно-кассовых операций Главного управления банка России по Архангельской области Екатерины Синицкой, чтобы избежать подобных трудностей, некоторые организации заказывают в банках конкретное количество номиналов денежных купюр. Никто не говорим о том, что пятитысячные банкноты сразу наводнят всю страну. Их введение в обращение будет осуществляться по мере необходимости.

Возможное реформирование денежного оборота

Центробанк рассматривает планы масштабного реформирования наличного денежного оборота. Как заявил первый зампред ЦБ РФ Георгий Лунтовский, Центробанк пытается отказаться от выпуска одно- и пятикопеечных монет, а также рассматривает возможность замены десятирублевых банкнот монетами такого же достоинства. Копеечная мелочь уже не нужна - она мертвым грузом оседает в копилках, а десятирублевые купюры слишком дороги и быстро выходят из обращения:

"Мы хотим заместить банкноты достоинством десять рублей на монеты с тем же достоинством", - заявил Лунтовский. По его словам, объемы выпуска десятирублевых банкнот в связи с этим постепенно сокращаются. Планы замещения бумажных денег металлическими Лунтовский объяснил недолговечностью десятирублевок. "Монета служит гораздо дольше бумажной банкноты".

Если срок службы 10- и 50-рублевых купюр составляет всего шесть-семь месяцев, то монеты могут без замены обращаться 15-20 лет. Однако, по словам представителя ЦБ, одномоментного прекращения выпуск десятирублевок не будет. Просто постепенно их тираж будет сокращаться и замещаться монетами. Кроме того, по мере ввода в обращение пятитысячных купюр будет сокращаться удельный вес купюр достоинством одна тысяча и 500 рублей, на которые сейчас приходится 90% всех банкнот. Что касается планов выпуска банкнот достоинством в десять тысяч рублей, Лунтовский заявил: "У нас в планах на ближайшие годы нет".

Что касается выпуска мелких монет достоинством в одну и пять копеек, то здесь ЦБ и Госзнак пока не могут добиться желаемого. Они бы очень хотели отказаться от чеканки мелочи, но пока сделать этого не могут в силу ряда причин. При этом чеканка мелких монет обходиться государству дорого. Например, чеканка монеты, достоинством 1 копейка, обходиться примерно в 26 копеек. По некоторым оценкам, убытки от чеканки копеек составляют 100-150 миллионов рублей в год. Нерентабельно выпускать и пятаки. Однако, помимо фактора экономической целесообразности, существует и другая сторона. У нас большинство цен - в аптеках, магазинах, учреждениях связи - всюду не «круглые», а указаны с точностью до копейки: 16 рублей 46 копеек, 24 рубля 37 копеек, да и пенсия тоже рассчитывается до копейки. Отмена этой монетки повлечет обязательное округление цен. Слабо верится, что какие-то товары подешевеют, в большинстве случаев округлять будут вверх. Сам господин Лунтовский в связи с этим, по всей видимости, честно заявил следующее: «Мы их выпускаем, а они к нам даже не возвращаются. Я знаю многих людей, которые однокопеечные монетки в бутылках хранят в виде сувенира. <…> Есть информация, что некоторые предприимчивые граждане и вовсе отдают их на переплавку, поскольку стоимость металла выше номинала. То есть эти деньги не просто к нам не вернулись, а их, возможно, и не существует уже. Вот и получается замкнутый круг: мы выпускаем, их не возвращают, а нам приходится снова пополнять запасы».

При этом, по словам специалистов, некоторые россияне умудряются неплохо зарабатывать на мелочи. По словам Лунтовского, часть монет достоинством в одну и пять копеек идет на переплавку - то есть люди их получают по номиналу, а реализуют по более высокой цене. Зампред ЦБ заметил, что пути решения этой проблемы в настоящее время обсуждаются. "Мы направили письма в Госдуму, Совет Федерации, Минфин с просьбой высказаться по этому поводу. Поднимали мы эту тему на Национальном банковском совете. Сейчас вопрос об изъятии из обращения одной и пяти копеек активно обсуждается, идут дискуссии", - заявил Лунтовский. Усложняет процесс и то, что копейка существует в российских законах, и чтобы вычеркнуть ее из нашей экономической реальности придется вносить поправки в закон о ЦБ. Причем сделать это полностью не удастся. Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева поясняет, что копейки не будет в наличном обороте, но она не исчезнет совсем, и «останется в безналичном расчете». Находятся и радикальные оппоненты инициативы ЦБ. «У нас сегодня нет никаких оснований для того, чтобы дискредитировать нашу национальную валюту», - считает член фракции КПРФ в Госдуме Владимир Кашин.

денежный девальвация деноминация дефляция

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 % от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ" подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза . При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства . Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

27 ноября 1922 года в обращение поступили первые советские червонцы. Один червонец приравняли к 10 рублям в царских монетах. К этой дате мы собрали вместе истории всех денежных реформ времён СССР.

2013-11-27 12:06

Реформа 1922-1924 годов

Это была первая денежная реформа молодой Советской Республики. Гражданская война и политика «военного коммунизма» привели к сильнейшей гиперинфляции. В 1921 году реальная стоимость 100 тысяч совзнаков равнялась стоимости одной дореволюционной копейки.

В обращении находились царские кредитные билеты, «пятаковки», «керенки», и «совзнаки», многочисленные суррогаты и местные выпуски. Страну поглощала натурализация хозяйственных отношений, ведущая к окончательному расстройству денежной системы. Советские деньги уже не могли нормально выполнять главную свою функцию — меру стоимости. На местных рынках появились натуральные эквиваленты наличных - зерно и соль.

Оздоровление финансов было признано одним из элементов новой экономической политики. 10 октября 1921 года ВЦИК принял декрет «О мерах по упорядочению финансового хозяйства». Основную роль в оздоровлении финансов должен был сыграть Государственный банк, заново основанный 12 октября 1922 года.

С 27 ноября 1922 года началось поступление в обращение банкнот номиналом в 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Банковый билет номиналом в один червонец приравнивался к 10 рублям в золотой монете царской чеканки образца 1896-1911 годов.

Червонцу присваивалось золотое содержание в размере 1 золотника и 78,24 доли чистого золота. Для гарантии их устойчивости новые денежные знаки на 25 процентов обеспечивались запасами золота и других драгоценных металлов, а в остальной части - иностранной валютой, векселями и товарами. Червонцы были оформлены однотипно и печатались на белой бумаге с общим водяным знаком. В народе они получили название «белые червонцы».

С 1926 по 1932 год постепенно были обновлены все бумажные червонцы 1922-1924 годов. Новые купюры были двусторонними, за исключением пяти червонцев. Водяной знак остался только на банкноте номиналом 5 червонцев. Стала использоваться более плотная бумага для печати. В 1937 году была выпущена новая серия банкнот номиналами в 1, 3, 5 и 10 червонцев. На них впервые появился портрет Ленина.
Червонцы находились в обращении в СССР до денежной реформы 1947 года.

Послевоенная денежная реформа 1947 года

Вторая денежная реформа в СССР была проведена в период с 16 по 29 декабря, хотя слухи о ней появились вскоре после окончания Великой Отечественной войны.

Реформа была проведена в форме деноминации с конфискацией. По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы. Те же, кто хранил деньги дома, при обмене получил один новый рубль за десять старых. При перерасчёте зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения.

Поскольку сохранить планы власти в тайне от населения не удалось, за несколько дней до начала реформы в сберкассах стали выстраиваться очереди желающих положить деньги на сберкнижку. 2 декабря МВД констатировало «случаи, когда вкладчики изымают крупные вклады (30-50 тысяч рублей и выше), а затем эти же деньги вкладывают более мелкими вкладами в другие сберкассы на разных лиц».

Пытаясь спасти свою наличность, люди бросились скупать мебель, музыкальные инструменты, охотничьи ружья, мотоциклы, велосипеды, золото, драгоценности, часы, промтовары, продовольственные товары длительного срока хранения (шоколад, консервы, копчёные колбасы и т.п.), водку и другие спиртные напитки. Увеличились обороты в ресторанах крупных городов.

Результатом денежной реформы 1947 года стало падение цен. Розничные упали на 17 процентов, рыночные снизились более чем в три раза. При проведении реформы большое значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса на товары и инфляции. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег их выбросить на рынок.

После отмены карточек в конце 1947 года при зарплате в 500-1000 рублей килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, гречки - 12 рублей, сахара - 15 рублей, сливочного масла - 64 рубля, подсолнечного масла - 30 рублей, мороженого судака - 12 рублей, кофе - 75 рублей. Литр молока стоил 3-4 рубля, десяток яиц - 12-16, бутылка пива «Жигулёвское» - 7 рублей; пол-литровая бутылка «Московской» водки - 60 рублей.

Кстати, в ходе следствия по делу Берия в 1953 году было выявлено, что перед проведением в 1947 году денежной реформы зампредсовмина СССР Берия поручил своему помощнику тайно разместить в различных сберкассах значительную денежную сумму - более 40 тысяч рублей.

«Хрущёвская» денежная реформа 1961 года

По официальной версии, эта реформа проводилась «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».

Находившиеся в обращении деньги образца 1947 года были обменены без ограничений на вновь выпущенные банкноты в отношении 10 к одному. Однако курс доллара был изменён не в 10 раз, как внутренние цены и зарплаты, а лишь в 4,44 раза. Точно так же - ровно в 4,44 раза - было повышено и золотое содержание рубля.

После проведения реформы 1961 года значительно облегчились взаиморасчёты. Округление цен в большую сторону позволило бюджету сэкономить, по разным оценкам, от 3 до 4,5 миллиарда рублей. Снизилась себестоимость производства банкнот, так как новые деньги были гораздо меньшего формата.

Дореформенные деньги за их крупный размер называли «сталинскими портянками», а послереформенные за их малую величину, сопоставимую с конфетной обёрткой, «хрущёвскими фантиками».

«Павловская» денежная реформа 1991 года

Так назывался обмен крупных денежных купюр в январе-апреле 1991 года. Реформа была названа в честь тогдашнего премьер-министра СССР Валентина Павлова. Она преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке Советского Союза. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми из-за рубежа.

22 января 1991 года тогдашний президент СССР Михаил Горбачёв подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50-ти и 100-рублёвых купюр образца 1961 года. Реформой предусматривалось, что эти дензнаки подлежат обмену на более мелкие купюры образца того же 1961 года, а также купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года. Обмен изымаемых купюр сопровождался существенными ограничениями: деньги можно было менять только три дня - с 23 по 25 января. Максимальная сумма к обмену - 1 тысяча рублей на человека.

О грядущей реформе было сообщено по телевидению в 21 час, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Наиболее находчивые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50-ти и 100-рублёвые купюры в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов. Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до 24 часов. Очень изворотливые покупали за крупные купюры в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом сдавали эти билеты и получали деньги.

Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей. Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства.

Денежная реформа 1947 года, проводимая в СССР, явилась жесткой мерой восстановления экономики страны после Второй мировой войны. Такие реформы в послевоенные годы пережили многие государства. Основной причиной тому стали огромные денежные массы, выпущенные для покрытия военных расходов.

Последствия войны

Вторая мировая война причинила колоссальный ущерб как СССР, так и многим другим странам-участницам. Помимо огромных человеческих потерь, вред был нанесен государству в целом.

За время войны было уничтожено около 32 000 предприятий промышленности, почти сто тысяч сельских хозяйств, более 4000 железнодорожных станций и 60 000 путей. Разрушению подверглись больницы и библиотеки, театры и музеи, школы и вузы.

Инфраструктура страны была почти полностью разрушена, миллионы советских граждан остались без крыши над головой, уничтожено более 30 % национального богатства, продовольственные запасы были практически израсходованы. Страна была физически и морально истощена.

Основания для проведения реформы

Восстановление страны, которая пришла в упадок после войны, требовало значительных преобразований во многих областях жизнедеятельности. Одним из таких преобразований стала проведенная в СССР в 1947 году денежная реформа. Причин для проведения реформы было множество:

  1. В военное время было выпущено большое количество денежных купюр. Это обуславливалось огромными расходами на военные нужды. В итоге по окончании войны денег в обороте было в четыре раза больше, чем до нее. В послевоенное время такое количество не требовалось и грозило обесцениванием рубля.
  2. В обороте вращалось достаточное количество фальшивых купюр, которые выпускались гитлеровцами. Эти купюры следовало изъять в ходе денежной реформы 1947 г.
  3. В СССР были введены карточки, направленные на борьбу с С помощью карточек среди населения распределялось большинство продовольственных и непродовольственных товаров. Отмена талонной системы позволяла установить фиксированные цены на товары широкого потребления.
  4. Значительно возросло количество спекулянтов, наживших состояние во время войны. Установление фиксированных цен было также направлено на борьбу со спекулятивным элементом.

Цели денежной реформы 1947 года

Постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» явилось основанием для начала преобразований. Основной целью денежной реформы 1947 года была ликвидация последствий прошедшей войны. Следует отметить, что подобные реформы были проведены и в большинстве стран-участниц войны.

Задачей реформы было в кратчайшие сроки изъять из оборота денежные купюры старого образца, излишне выпущенные во время войны, и обменять их на новые. Согласно условиям денежной реформы 1947 года на смену червонцам пришли рубли.

Положения, описанные в постановлении, также оговаривали процедуру отмены карточек. Наличие талона на товар давало гражданам право на покупку того или иного товара. Количество талонов было ограничено, соответственно не каждый мог себе позволить приобрести желаемый товар. Это дало толчок распространению спекуляции. Люди, не имеющие карточки на нужный товар, могли купить его у спекулянтов по повышенной цене. Денежная реформа 1947 года устанавливала единые фиксированные цены на все группы товаров.

Как проходила реформа

Планирование реформы началось годом ранее. Однако в связи с послевоенным голодом ее пришлось отложить. Начало мероприятий было назначено на 16 декабря. Закончить реформу требовалось в кратчайшие сроки, дата окончания была назначена уже через две недели, на 29 декабря.

В качестве формы преобразования была выбрана деноминация. Если описывать кратко, денежная реформа 1947 года сводилась к изменению стоимости денежных знаков. Процент деноминации составил 10:1, то есть десять старых червонцев приравнивались к одному новому рублю. Однако ценовой порядок, различные платежи и заработные платы при перерасчете не изменились, несмотря на снижение цен. В связи с этим многие историки не считают данную реформу деноминацией, сходясь во мнении, что она была конфискационного характера.

11 декабря отделами МВД страны были получены пакеты, вскрыть которые надлежало 14 числа того же месяца руководителям сберкасс и прочих отделов финансовой структуры. В данных пакетах излагалась суть денежной реформы 1947 года, а также содержалась подробная инструкция по обмену финансовых средств населения. Инструкция касалась наличных денег, а также вкладов и облигаций.

Обмен денег

Конфискационный характер денежной реформы 1947 года подтверждался и одним из пунктов постановления. Этот пункт гласил, что обмен денежных средств населения следовало произвести таким образом, чтобы не только изъять из обращения излишки денежных средств, но и ликвидировать накопления спекулянтов. Однако накопления имелись не только у лиц, нечестным путем наживших свое состояние в годы войны, но и у граждан, копивших свои сбережения на протяжении многих лет. То же можно сказать и о тех регионах СССР, которых не коснулась война, где сохранились благоприятные условия для торговли. Но об этом «нюансе» благоразумно умалчивалось.

Наличные бумажные менялись в кассах Госбанка СССР из расчета десять к одному, для вкладов коэффициент обмена был иным. Следует отметить, что копеечные монеты не обменивались и оставались в обороте.

Отмена карточек

Карточная система существовала в СССР с момента создания государства. Она несколько раз отменялась и возобновлялась. Карточная система существовала в стране с 1917 по 1921 годы, с 1931 по 1935 годы. Очередной ввод талонов на товары пришелся на военные годы. Следует отметить, что в то время на карточную систему перешли многие государства, принимавшие участие в военных действиях. Отмена карточек входила в мероприятия денежной реформы 1947 года в СССР. Но прежде следовало урегулировать ценовую политику. На момент проведения реформы рыночные цены значительно отличались от пайковых и превышали их примерно в десять раз. Постановление о проведении реформы описывало новый порядок формирования цен, которые должны были понизить разницу рыночной и пайковой стоимости товаров. Цены на хлеб, крупы, макароны и пиво было решено снизить на 10-12 % в сравнении с пайковыми ценами, а на фрукты, молоко, яйца, чай, ткани и одежду цены требовалось повысить. Розничная стоимость мясных, рыбных продуктов, кондитерских изделий, овощей, табачных изделий, водки сохранялась на уровне существующих пайковых цен.

Облигации

Денежная реформа в СССР в 1947 году коснулась и находившихся на тот момент в обороте облигаций. Облигация - это бумага-гарант займа, обеспечивающая владельцу получение долга от заемщика в оговоренный срок. Заемщиком или эмитентом в данном случае выступает государство.

В период участия СССР в военных действиях, когда резко возросли государственные расходы на военные нужды, были выпущены Государственные военные облигации общей суммой в 81 миллиард рублей. Сумма всех внутренних займов составляла около 50 миллиардов рублей. Таким образом, к моменту проведения денежной реформы в 1947 году, государство задолжало населению более 130 миллиардов рублей.

Облигации также подлежали обмену. Конверсионные меры заключались в обмене старых процентных займов на новые из расчета три к одному, облигации выигрышные - из расчета пять к одному. То есть один новый рубль в облигациях приравнивался к трем или пяти старым рублям соответственно. В результате такого обмена внутренний долг государства перед населением сократился в среднем в четыре раза.

Вклады

Коэффициент обмена сбережений населения варьировался в зависимости от суммы накопления. Если размер вклада не достигал трех тысяч, обмен производился из расчета один к одному. Вклады от трех до десяти тысяч - три к двум. Если же сумма вклада превышала 10 000 рублей, то 3 старых рубля приравнивались к одному новому.

То есть, чем больше была сумма сбережения, тем больше терял вкладчик. В связи с этим, когда слухи о предстоящей реформе стали более очевидными, в сберкассах выстроились километровые очереди. Люди, имевшие вклады больших размеров, стремились снять деньги. Они дробили свои крупные вклады на более мелкие, переоформляя их на третьих лиц.

Последняя жертва

Разговоры о грядущей реформе довольно быстро распространились среди населения. Информация о деноминации и конфискации денежных средств вызвала настоящий ажиотаж. Люди скупали из магазинов абсолютно все, чтобы хотя бы частично вложить деньги, которые в скором времени должны были стать «фантиками». В это время продался даже тот товар, который годами пылился на полках. В сберкассах происходило то же самое. Также граждане стремились авансом внести различные платежи, например коммунальные.

Как было сказано И. В. Сталиным, для восстановления государства требовалась «последняя жертва». Причем основную часть издержек государство обещало взять на себя. Однако на деле оказалось иначе. Самый тяжелый удар был нанесен по сельским жителям, самому незащищенному слою населения. Денежную реформу 1947 года требовалось провести в невероятно сжатые сроки. Если для отдаленных малонаселенных территорий этот срок составил две недели, то жители центральных регионов должны были успеть обменять деньги за неделю. И если горожане имели возможность совершить дорогостоящую покупку или открыть вклад, то многие жители села элементарно не успели доехать до ближайшей сберкассы. Кроме того, отдельная часть граждан не рискнула показать свои реальные сбережения, опасаясь лишних вопросов и преследования. В принципе, правительство на это и рассчитывало. Из находящихся в обороте 74 миллиардов рублей к обмену не предъявили более четверти, свыше 25 миллиардов.

Последствия проведенной реформы

В результате денежной реформы 1947 года удалось избежать обесценивания рубля, излишки выпущенных в военные годы купюр были устранены. Благодаря перерасчету, издержки которого были взвалены на плечи населения, Госбанку удалось собрать немалую сумму. Эти деньги были направлены на восстановление послевоенной страны. Отмена карточек обеспечила снижение рыночных цен на многие группы товаров и значительно сократила количество спекулянтов.

Общепризнанным является тот факт, что реформа, как и многие другие сталинские введения, носила принудительный и жесткий характер. Однако стоит признать, что эти меры были вынужденными и необходимыми для восстановления советской экономики.

Помните советский мем «Храните деньги в сберегательной кассе!»? С характерной сатирической киноприбавкой: «Если они у вас, конечно, есть!»? Конечно, помните. Помните также, что в числе стратегических ключевых объектов, которыми должно было овладеть всякое вооружённое восстание, Ленин всегда называл банки. Он считал величайшей ошибкой Парижской коммуны то, что она не овладела банками. Уж такой-то её ошибки большевики допускать не собирались.

Первые конфискации вкладов у населения начались советской властью уже в первые дни её существования. Так, в начале ноября 1917 года Московский Военно-революционный комитет выпустил приказ, по которому резко ограничивалась выдача наличности. Это были пока местные инициативы. 14 (27) декабря 1917 года большевики захватили Государственный банк и выпустили декрет, по которому банковское дело объявлялось отныне государственной монополией. Сберегательные кассы в России и прежде являлись государственной монополией. Кстати, ими пользовались в основном малоимущие слои населения. Понятно, что сделанными до революции своими трудовыми вкладами они из-за гиперинфляции и «нужд революции» воспользоваться больше не смогли, компенсированы они им не были.
Другое дело, что с 1921 года большевики снова возвратились к денежному хозяйству и привычным формам финансовых учреждений (оставив это дело в руках государства). Но население мало им доверяло, предпочитая держать сбережения в полновесных ценностях: в золотых предметах, антиквариате, иностранной валюте. В народе ещё ходила масса царских золотых червонцев, которые государство признавало, устанавливая плавающий (конечно, неэквивалентный) курс их обмена на советские денежные знаки. Начиная индустриализацию, советское правительство резко нуждалось в деньгах. И прибегло к принудительной скупке, а то и конфискации ценностей у населения.

Держатели иностранной валюты предавались уголовному суду. Когда эти средства были исчерпаны, нашли другое. В июле 1930 года открыли магазины Торгсина – для торговли с иностранцами. В 1931 году туда решили допустить своих граждан. Там они могли «заложить» (фактически продать без реальной возможности выкупить) за бесценок в виде «твёрдых советских дензнаков» (видимо, тогда появилось горько-ироничное выражение «деревянный рубль») царские золотые монеты и золотые предметы. В условиях всеобщей нищеты и инфляции, вызванной сталинской политикой «большого рывка», люди несли туда даже обручальные кольца. Никакой ростовщик в истории мира вряд ли выжимал золото у простых людей с такой маниакальной и упорной алчностью, как это делало «государство рабочих и крестьян». Но для государства это был «эффективный менеджмент». За 1931-1936 годы Торгсин добыл 222 т чистого золота. Этого хватило, чтобы оплатить импорт промышленного оборудования для десятка крупнейших гигантов новой советской индустрии.

Первая послевоенная денежная реформа была проведена с 16 по 29 декабря 1947 года. Подготовка её держалась в тайне от населения, хотя формально – «чтобы о ней не узнали спекулянты». Якобы во время войны спекулянты сильно обогатились, торгуя на чёрном рынке, вот и понадобилась конфискация средств. Частично это было так, но основной причиной было, конечно, очередное изъятие денег у населения в пользу государства.
Новый рубль обменивался на 10 старых, но при перерасчёте зарплат один новый рубль считался за один старый. Это и было средством конфискации свободной наличности, скопившейся у «спекулянтов». Считалось, что правильные советские люди держат деньги в сберегательных кассах, но и там условия обмена были неэквивалентными. Вклады до 3 тысяч рублей пересчитывались один к одному, но вклад от 3 до 10 тысяч уменьшался на одну треть, а вклад свыше 10 тысяч рублей – на две трети. Таким образом, наиболее крупные вклады были конфискованы государством.
Денежная реформа 1961 года выглядела простой деноминацией: десять старых рублей обменивались на один новый, наличными или во вкладах, и так же 10:1 пересчитывались все цены. Но и в ней содержалась хитрость. Официальное содержание золота в рубле и официальный курс рубля к доллару поднялись лишь в 4,44 раза. Свободной конвертации рубля тогда не было, и на массе населения это не отразилось. Но свой небольшой эффект это имело теперь при установлении розничных советских цен на импортные товары (которых, к слову, тогда ещё тоже было немного).

Последняя конфискационная денежная реформа, которую некоторые считают «последним гробом, вбитым в крышку СССР», была проведена Кабинетом министров СССР во главе с В. Павловым 23-25 января 1991 года. Новый глава тогда ещё общесоюзного правительства считал, что такой мерой удастся уменьшить количество денежной массы на руках у населения (конечно, в первую очередь, у «спекулянтов») и таким образом решить проблему дефицита, которым тогда особенно были недовольны люди. Реформа была подготовлена как военная операция против населения: объявлена внезапно. Люди имели возможность только в течение трёх дней обменять старые крупные купюры 50- и 100-рублёвого образца на новые. Объём обмена в одни руки ограничивался 1000 рублями. Напряжённость в стране из-за этого возникла неимоверная, экономический эффект оказался равен нулю. Вклады не трогались.
Ну, а то, что относится уже к истории новейшей России – это и есть крупнейшая по своим масштабам в истории нашей страны конфискация государством вкладов у своих граждан. Она была проведена под видом гиперинфляции. Впрочем, это уже другая история.