День освобождения тибетцев от крепостного рабства. Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала. Этот

День освобождения тибетцев от крепостного рабства. Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала. Этот "прекрасный и загадочный" Тибет

Люди – наполовину бананы, а листок бумаги может дотянуться до Луны. Эти факты кажутся неправдоподобными, хотя на самом деле они абсолютно правдивы.

1. Глаз человека настолько чувствителен, что если бы Земля была плоской, то мы бы увидели свечу в темноте на расстоянии 32 километров. Самым далеким объектом, видимым невооруженным взглядом, является галактика Андромеда, которая расположена на расстоянии 2,6 миллиона световых лет от Земли.

2. Если удалить все пустое пространство в атомах всех людей, то весь человеческий род можно уместить в сахарный кубик. Атомы нас составляющие – это 99,9999999999999% пустого пространства. В теории, если убрать все пустое пространство, то можно поместить человечество в объем сахарного кубика.

3. Карточная колода никогда не перетасовывается в том же порядке . Если бы у каждой звезды в нашей галактике было триллион планет, а на каждой планете жило бы триллион людей, и у каждого было триллион колод карт, и они бы перетасовывали карты тысячу раз в секунду и делали это со времен Большого взрыва, то, возможно, только сейчас порядок бы повторился.

4. Каждый 200-й человек, живущий сегодня, является потомком Чингисхана. Великий хан имел многочисленный гарем и огромное потомство. Ученые приходят к выводу, что прапредком 16 миллионов азиатов мог быть великий хан или кто-то из его прямых потомков.

5. Каждая десятая фотография из сделанных в истории человечества была снята за последние 12 месяцев. По некоторым оценкам, люди сделали около 880 миллиардов фотографий за 2014 год, и это в основном селфи.

6. Ваши кровеносные сосуды достаточно длинные, чтобы окружить Землю два с половиной раза. Общая длина кровеносных сосудов человеческого тела составляет около 100 тысяч километров. Это более чем в два раза превышает длину экватора Земли.

7. Во Вселенной больше звезд, чем песчинок на всех пляжах нашей планеты. Во Вселенной около 10 секстиллионов звезд (единица с 22 нолями). На всех пляжах Земли примерно 5 секстиллионов песчинок.

8. Антарктида – самая большая в мире пустыня. Хотя Антарктида не похожа на пустыню, в год здесь выпадает меньше 5 см осадков. Пустыня Сахара получает до 10 см осадков в год.

9. Если вы сложите лист бумаги 42 раза, он будет достаточно толстым, чтобы дотянуться до Луны. И вновь теоретические расчеты. Каждый раз, когда вы складываете лист бумаги, его толщина растет в два раза. Если предположить, что толщина листа офисной бумаги равна 0,1 миллиметра, то при первом сложении это будет 0,2 миллиметра, при втором – 0,4, при третьем – 0,8 и так далее. То есть, если бы лист бумаги было возможно сложить в 42 раза, толщина получившейся конструкции равнялась бы почти 440 тысячам километров. Тогда как расстояние от Земли до Луны – 384 400 километров.

10. В вашем мозге больше нервных соединений, чем звезд в галактике. Человеческий мозг в среднем содержит около 200 миллиардов нервных клеток, которые соединяются друг с другом сотнями триллионов синапсов. По современным оценкам, в галактике Млечный путь от 200 до 400 миллиардов звезд.


11. Линия из всех возможных комбинаций кубика Рубика может дотянуться до Солнца больше 17 миллионов раз. Число возможных различных состояний кубика Рубика – более 43 квинтиллионов комбинаций. Если бы у вас был бы отдельный кубик для каждой возможной перестановки кубика Рубика, и вы положили их непрерывной цепью, то она бы растянулась на 262 световых года.

12. В вашем пупке – целые «джунгли». Ученые из Университета Северной Каролины выяснили, что эта деликатная часть человеческого тела может концентрировать до 1,4 тысячи всевозможных типов микробов, 662 из них являются уникальными и, более того, науке никогда ранее не были известны. Ученые сравнили пупок с «тропическим лесом» микробной фауны.

13. Мировая популяция муравьев имеет такой же вес, как мировая популяция людей. Муравьи превосходят людей по численности в соотношении миллион к одному, что компенсирует их небольшие размеры.

14. Вес Интернета равен одной клубнике. Началось все с того, что один из математиков подсчитал, что электронный ридер «набирает вес» каждый раз, как мы добавляем в библиотеку новую книгу. По его версии, происходит это за счет энергии, получаемой электронами в то время, когда они сохраняют информацию. По тому же математическому принципу на научном канале YouTube вычислили приблизительную массу всего трафика, генерируемого Интернетом. Удивительно, но весит он всего 50 граммов – это приблизительно вес одной большой клубники.

15. 50% ДНК человека схожа с бананом. Составляя генетическую карту человека, ученые обнаружили, что 50% наших генов схожи с генами банана, а 40% – с генами червяка.

16. Поверхность Марса исследована лучше, чем океанское дно. Около 72% поверхности Земли покрыто водой. До настоящего времени мы исследовали только 5% этой огромной области.

17. Каждый день на YouTube загружается видео, равноценное 16 годам. На самый популярный интернет-ресурс YouTube ежеминутно загружается более 100 часов видео, то есть за минуту загружается более чем четыре полноценных дня видеозаписи.


18. Если бы Эверест поместили на дно самого глубокого места в океане, его вершина оказалась бы в двух километрах под водой. Глубина Марианской впадины, одного из самых малоизученных мест планеты, – около 11 тысяч километров. Высочайшая вершина мира поднимается над уровнем моря на высоту 8848 метров.

19. Планктон производит половину кислорода на Земле. Фитопланктон, так же как деревья и растения, использует фотосинтез, чтобы превратить свет в энергию. В результате вырабатывается кислород, которым мы дышим.

20. Современный калькулятор более мощный, чем компьютеры, с помощью которых люди высадились на Луну в 1969 году. А объем оперативной памяти IPhone5 в 15,5 тысячи раз превышает тот же показатель компьютеров космического аппарата Вояджер.

Вверх — Отзывы читателей (0) — Написать отзыв — Версия для печати

Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Независимо от того, молоды вы или уже в возрасте, в этом мире были, есть и будут вещи и явления, о существовании которых вы даже не подозревали. Ну просто невозможно знать все.
Здесьсобран список фактов, которые могут изменить ваше представление о настоящем.

  • Морковь изначально была фиолетовой.
  • В то время, когда вышел первый фильм «Звездные войны», во Франции все еще казнили с помощью гильотины.
  • Сложно поверить, но в США библиотек больше, чем ресторанов Макдональдс.
  • Человеческое ДНК на 50% повторяет ДНК банана.
  • В уэльском фольклоре феи передвигались на собаках корги.

  • Если лист бумаги свернуть 42 раза, то толщина свертка будет равняться расстоянию от Земли до Луны.
  • Каждый год сотни деревьев вырастают только потому, что белки забывают, где зарыли свои желуди и шишки.
  • Саудовская Аравия импортирует верблюдов из Австралии.
  • Имя Джессика было придумано Шекспиром для пьесы «Венецианский купец».
  • С тех пор, как Плутон был открыт, и до того момента, когда его лишили статуса планеты, он не завершил ни одного оборота вокруг Солнца.

  • Площадь поверхности Плутона меньше, чем площадь России.
  • На Сатурне и Юпитере идут дожди из алмазов.
  • В стакане воды атомов больше, чем стаканов воды во всех океанах земли.
  • Клубника, на самом деле, вовсе не ягода, а вот банан - да.

  • Также ягодой являются авокадо и арбуз.
  • Аляска одновременно самый северный, самый западный и самый восточный штат США. Алеутские острова, относящиеся к Аляске, пересекают 180-ый меридиан, поэтому они самые восточные.
  • Дельфины дают друг другу имена.
  • Вероятность смерти от торгового аппарата в два раза выше, чем вероятность того, что вас съест акула.

  • Оргазм у свиньи длится 30 минут.
  • Вероятность того, что в стакане воды, которую вы пьете, содержится молекула воды, которая побывала в теле динозавра, - почти 100%.
  • В мире больше искусственных фламинго, чем живых.

  • Клеопатра жила ближе к моменту изобретения iPhone, чем ко времени возведения египетских пирамид.
  • День на Венере длится дольше, чем год.
  • Когда вы вспоминаете событие, вы вспоминаете тот последний раз, когда вспоминали его, а не само событие.
  • Финляндия и Северная Корея разделены всего одной страной.

Нам так и не удалось найти первоисточник этого широко распространённого поверья: ни один лист бумаги нельзя сложить вдвое больше семи (по некоторым данным — восьми) раз. Между тем текущий рекорд складывания – 12 раз. И что удивительнее, принадлежит он девушке, математически обосновавшей эту «загадку бумажного листа».

Разумеется, мы говорим о бумаге реальной, имеющей конечную, а не нулевую, толщину. Если складывать её аккуратно и до конца, исключая разрывы (это очень важно), то «отказ» складываться вдвое обнаруживается, обычно, уже после шестого раза. Реже – седьмого. Попробуйте проделать это с листком из тетради.

И, как ни странно, от размеров листа и его толщины ограничение мало зависит. То есть, просто так взять тонкий лист побольше, да и сложить его вдвое, раз допустим 30 или хотя бы 15 – не получается, как ни бейся.

В популярных подборках, типа «А знаете ли вы что…» или «Удивительное рядом», факт сей — что вот больше именно 8 раз сложить бумагу нельзя — до сих пор можно найти очень во многих местах, в Сети и вне. Но факт ли это?

Давайте рассуждать. Каждое сложение удваивает толщину кипы. Если толщину бумаги принять равной 0,1 миллиметра (размер листа мы сейчас не рассматриваем), то сложение её вдвое «всего» 51 раз даст толщину сложенной пачки в 226 миллионов километров. Что уже очевидный абсурд.

Мировая рекордсменка Бритни Гэлливан и бумажная лента, сложенная вдвое (в одном направлении) 11 раз (фото с сайта mathworld.wolfram.com).

Кажется, тут-то мы начинаем понимать, откуда берётся известное многим ограничение на 7 или 8 раз (ещё раз – бумага у нас реальная, она не тянется до бесконечности и не рвётся, а порвётся – это уже не складывание). И всё же…

В 2001 году одна американская школьница решила вплотную заняться проблемой двойного складывания, а получилось из этого целое научное исследование, да ещё и мировой рекорд.

Собственно, началось всё с вызова, брошенного педагогом ученикам: «А вот попробуйте сложить хоть что-нибудь пополам 12 раз!». Мол, убедитесь, что это из разряда совершенно невозможного.

Бритни Гэлливан (Britney Gallivan) (заметим, сейчас она уже студентка) поначалу отреагировала как Алиса Льюиса Кэрролла: «Бесполезно и пробовать». Но ведь говорила Алисе Королева: «Осмелюсь сказать, что у вас не было большой практики».

Вот Гэлливан и занялась практикой. Порядком намучившись с разными предметами, она сложила-таки лист золотой фольги вдвое 12 раз, чем посрамила своего преподавателя.


Пример складывания листа вдвое четыре раза. Пунктир – предыдущее положение трёхкратного сложения. Буквы показывают, что точки на поверхности листа смещаются (то есть, листы скользят друг относительно друга), и занимают в результате не то положение, как может показаться при беглом взгляде (иллюстрация с сайта pomonahistorical.org).

На этом девушка не успокоилась. В декабре 2001 года она создала математическую теорию (ну, или математическое обоснование) процесса двойного складывания, а в январе 2002 года проделала 12-кратное складывание пополам с бумагой, используя ряд правил и несколько направлений складывания (для любителей математики, несколько подробнее — ).

Бритни заметила, что к этой проблеме ранее уже обращались математики, но правильного и проверенного практикой решения задачи ещё никто не предоставлял.

Гэлливан стала первым человеком, который правильно понял и обосновал причину ограничений на сложение. Она изучила накапливающиеся при складывании реального листа эффекты и «потерю» бумаги (да и любого иного материала) на сам сгиб. Она получила уравнения для предела складывания, для любых исходных параметров листа. Вот они.


Первое уравнение относится к складыванию полосы только в одном направлении. L — минимально возможная длина материала, t – толщина листа, и n — число выполненных сгибов в два раза. Разумеется, L и t должны быть выражены в одних и тех же единицах.

Гэлливан и её рекорд (фото с сайта pomonahistorical.org).

Во втором уравнении речь идёт о складывании в различных, переменных, направлениях (но всё равно – вдвое каждый раз). Здесь W – ширина квадратного листа. Точное уравнение для складывания в «альтернативных» направлениях – более сложное, но здесь приводится форма, дающая очень близкий к реальности результат.

Для многих Тибет это - "райский уголок с благородными монахами", "светлой религией", "мудрыми правителями" и "бесконечно трудолюбивым верным народом". Однако...

Тибет


Тибет. Западная пропаганда вбила в голову странное клише "оккупация Тибета". Запад мягко забыл, что почти тысячу лет до 1959 года Тибет был частью Китая, и только несколько десятилетий японской оккупации и гражданской войны находился вне юрисдикции центрального китайского правительства.

Если кратко, то и в 1959 особой надобности в "оккупации" у Китая не было. Надобность появилась, когда США сообразили, что ракета средней дальности, помещенная на высокогорье на 4-5 тысяч метров над уровнем моря, превращается в ракету очень высокой дальности..

И как только это открытие было сделано, Тибет поднял мятеж против центрального правительства. Странно, кстати – как можно поднять мятеж против того, кому ты не подчиняешься? Чтобы тебя затем "оккупировали"?

Тем не менее, "оккупация" произошла. Но вопросы остались.
Почему высокогорная страна, в которой житель равнины задыхается даже без физических усилий, не смогла сопротивляться?
Почему страна монастырей не уперлась в оборонительных сражениях за каждое ущелье?
Почему веками строящиеся мощнейшие укрепления не оказали никакого сопротивления мягко говоря, слабовооруженной и очень не сытой китайской НОАК?

Да потому что защищать теократический режим было некому. Треть населения Тибета в 1959 году были рабы. Треть – крепостные. Причем и рабы и крепостные были не картонными – а самыми что ни на есть настоящими.

Раб был имуществом. Скотиной. Раба можно и должно было истязать, унижать, морить голодом и пытками. Можно было искалечить – в Тибете ламы очень любили обереги из отрубленных человеческих рук, кистей и ступней. Носили на поясе. Некоторые экземпляры обвешивались человечиной в несколько слоев.

Крепостной не отличался в правовом статусе практически ничем. ЕГо обязанность была одна – платить.
Когда платить было нечем – его обращали в раба.
Долги крепостного монастырю индексировались – иногда под 50-80% годовых (наши банки громко сглатывают слюну и облизываются) и переносились на детей, внуков и правнуков. Должок по процентам забирался человечиной – членов семьи обращали в монастырских рабов.

Это – не средневековье. Это – 50 годы 20 века.

Тибетские ламы были теократическими правителями горной страны. В миллионном Тибете - 200 тысяч населения были монахи. Остальные – рабы и крепостные.

Монахи, кстати, тоже не были высшей кастой. Большинство было бесправно и находилось на положении практически тех же рабов.

Каждый монастырь имел свой боевой отряд, задачей которого было поддерживать покорность подданных на монастырской земле. Как вы понимаете, из карателя бойца не сделаешь – поэтому противостоять "оккупации" такая армия не могла даже теоретически.

Вот, собственно, здесь и кроется ответ – почему жители Тибета не встали грудью на защиту родной земли от кровавых оккупантов. Это была не их земля. Это была земля лам.
Ну, а пропаганда – да, она нарисовала из Шамбалы райский уголок с благородными монахами, мудрыми правителями и бесконечно трудолюбивым верным народом. Которых поработили кровавые завоеватели. Никого ведь не интересует, как там на самом деле, когда все познания берутся из фильмов Джеки Чана и журнальных статей про "буддиста” Стивена Сигала.

Этот "прекрасный и загадочный" Тибет...

Как то зашла речь о Тибете времен правления Далай-ламы и кто то удивился рассказу о том, что в 20-х годах прошлого века, пытаясь найти деньги на войнушку с соседями, духовным правителем Тибета - Далай-ламой был введен налог на уши.

Т.е. те, кто хотел, чтобы его уши остались с хозяином, должны были уплатить подать, иначе их отрубали. Мне воскликнули "И это тот самый свободный Тибет, который угнетают китайцы?".

Ну хорошо, давайте посмотрим на то, каким был Тибет до 1959 года, когда на "штыках Национальной освободительной армии Китая" в Тибете, последнем из всех государств Земли было отменено рабство. Переживающие за находящегося в изгнании Далай-ламе эти фото о тибетском рае никогда не опубликует. Смотрите их сами:

Верхний ряд слева направо: Поделки тибетских лам из черепов казненных рабов - Обереги из отрубленных рук (их следовало носить у пояса) - Раб тащит на спине другого раба, которому отрубили ноги за ослушание хозяина.

Нижний ряд слева направо: Раб и собака: одна подстилка на двоих - Раб в колодке - Женщина раб с отрубленной ступней

Слева: раб, которому хозяин за провинность выколол глаза. Справа: орудия наказания рабов

Места проживания рабов. Вдалеке виднеется белый дворцовый комплекс

Раб, держащий свою отрубленную хозяином руку

Так жили рабы. Слева скарб, справо само семейство

Старый, умирающий раб

Рабыня держит руку мужа, отрубленную перед тем, как его похоронили заживо

Теперь немного о том, за что могли наказать раба.
Известен случай, когда хозяин послал раба в отдаленное селение с поручением. Тот не успел вернуться засветло и заночевал в поле. Поле оказалось принадлежащим какому то местному землевладельцу и тот потребовал с раба денег за ночлег. Денег у того, естественно, не было и тогда в наказание ему отрубили руку.

Когда он ослабевший вернулся обратно к хозяину, то тот, разгневанный тем, что здоровый, хороший раб стал инвалидом, приказал отрубить ему и вторую руку.
Неправда ли, эта замечательная сказочная страна заслуживает всякого одобрения со стороны правозащитных организаций?

Вот ещё свидетельства людей, побывавших в Тибете, и о царивших там порядках.
Французская путешественница Александра Давид Неэль в книге «Старый Тибет перед новым Китаем» отметила: «В Тибете все крестьяне являются пожизненными крепостными, среди которых, вряд ли, можно найти кого-то, кому удалось избавиться от долгов».

А Дэвид Макдональд, который в 20-е годы XX века работал торговым представителем Великобритании в Тибете, в книге «Истинный Тибет» написал такие строчки:

«Самое тяжкое наказание в Тибете – смертная казнь. Приговоренных к смертной казни зашивают в кожаный мешок и бросают в реку. Сначала такой мешок всплывает на поверхность реки, а через минут пять погружается под воду. Если человек в мешке не погибает, то мешок еще раз бросают в реку. Если он уже умер, то его достают из мешка, расчленяют труп и выбрасывают в воду. Кроме смертной казни, есть масса жестоких наказаний: ломание рук и ног, выкалывание глаз, вливание горячего масла или кипятка в глаза, что лишает зрения, и т.д. После этого даже при сохранении жизни крепостной становится инвалидом. Преступники и подозреваемые содержатся в сырых, темных и грязных темницах до конца своих дней».

Однако издевательствам подвергались не только рабы. Известный журналист Всеволод Очинников, в 50-е годы посетивший Тибет вспоминает:

« Мне разъяснили, что секта "Красных шапок" издавна развивает у молодых лам способность к телепатическим контактам. Чтобы улучшить "роуминг" такой связи, некогда использовался жестокий обычай. Под краеугольный камень каждого нового монастырского здания клали ламу-подростка. Юношу вводили в состояние "самадхи", похожее на летаргический сон, и без его ведома навсегда накрывали спящего каменной плитой.
Утверждают, что подобно тому, как конь чует могилу хозяина, погребенного несколько лет назад, трупы молодых лам давали излучение, облегчавшее телепатам выход на нужный объект. В 1990 году я беседовал в Лхасе с профессором богословия Тибетского университета. Отданный ребенком в монастырь Ганден, он был выбран для этой печальной участи. Но бежал, предупрежденный наставником, который сжалился над своим учеником»

Но может быть это агенты китайской пропаганды и нагло клевещут на беззащитных и добрых лам? Обратимся к документам.
Мелвин Гольдштейн в своей книге «The Snow Lion and the Dragon: China, Tibet, and the Dalai Lama (University of California Press, 1995)», пишет:

«Несколько столетий спустя армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет отроду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета.

Две его предыдущие «инкарнации» в качестве ламы были ретроактивно признаны за его предшественниками, таким образом, превратив первого Далай Ламу в третьего Далай Ламу.
Этот первый (или третий) Далай-лама захватил монастыри, не принадлежавшие его секте, а также уничтожил буддистские письмена, которые выражали несогласие с его претензиями на святость.
Далай-лама, пришедший ему на смену, сибаритствовал, имел множество любовниц, устраивал пышные празднества в обществе друзей и вообще, вел себя не подобающим для своего высокого сана образом. За это он был убит своими священниками. В течение 170 лет, несмотря на признанный священный статус, пятеро Далай Лам были убиты представителями высшего духовенства или своими придворными»

В 1660 году при пятом Далай-ламе разразилось восстание в провинции Цанг – цитадели соперничающей секты Кагу, во главе с верховным ламой по имени Кармапа. Пятый Далай-лама призвал к решительным действиям против восставших, направив монгольскую армию, чтобы уничтожить мужчин, женщин и детей «подобно яйцам, разбивающимся о камни… Короче, сотрите с лица земли все их следы, даже их имена» .

В 1792 году многие монастыри Кагу были конфискованы, а их монахи были насильственно обращены в секту Гелуг (секта Далай-ламы). Школа Гелуг, известная также под именем «Желтые шляпы», не желала проявлять терпимость к другим буддистским сектам.
Традиционные молитвы секты содержали такие слова:
«Благословен ты, о, жестокий бог учения Желтой шляпы, обращающий в пыль великие существа, высших сановников и простых людей, которые загрязняют и портят учение Гелуг».

Воспоминания тибетского генерала, жившего в XVIII веке, содержат описания борьбы между буддистскими сектами – такой же кровавой и беспощадной, как и все другие религиозные конфликты. Эта мрачная остается незамеченной сегодняшними последователями тибетского буддизма на Западе.

Майкл Паренти пишет работе «Дружественный феодализм – миф о Тибете» (отрывок большой, но даем его полностью, в силу его наглядности) :

«Одна 22-летняя женщина, сама беглая крепостная, сообщала:
«Хорошенькие крепостные девушки обыкновенно брались хозяином в качестве домашней прислуги и использовались по хозяйской прихоти. Они были просто рабынями без всяких прав» .
Чтобы пойти куда-либо, крепостным требовалось разрешение. Помещики имели законное право ловить тех, кто пытался сбежать.
Один 24-летний беглец приветствовал китайское вторжение как «освобождение». Он свидетельствовал, что при крепостничестве он подвергался непрерывным издевательствам, мёрз и голодал. После третьей неудавшейся попытки бежать он был безжалостно избит людьми помещика, до тех пор, пока кровь не пошла у него носом и ртом. Затем они вылили алкоголь и соду на его раны, дабы усилить боль.

Крепостные облагались налогом на женитьбу, рождение каждого ребёнка и на каждую смерть члена семьи. Они платили налог на посадку дерева в своём дворе и на содержание животных.
Были налоги на религиозные праздники, публичные танцы и игру на барабанах, налогом облагалось даже заключение в тюрьму и освобождение из неё.

Те, кто не мог найти работу, платили налог за то, что были безработными, а если они отправлялись в другую деревню в поисках работы, то платили налог на проезд. Если люди не могли платить, монастыри одалживали им деньги под 20-50%. Иногда долги переходили в наследство от отца к сыну, от деда к внуку. Задолжники, бывшие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, рисковали быть проданными в рабство.

Теократические религиозные учения опирались на классовый порядок. Бедным и угнетаемым внушалось, что они сами навлекли на себя свои несчастья, так как грешили в предыдущих жизнях. Поэтому они обязаны были смириться со своим горьким жребием в жизни нынешней и принять его как кармическое возмездие, живя надеждой на улучшение своей судьбы в будущих инкарнациях. Богатые и сильные рассматривали свою удачную судьбу в качестве награды за заслуги в прошлой и нынешней жизни.

Тибетские крепостные не всегда хотели мириться с ролью кармических жертв, виновных в своём угнетенном положении. Как мы видели, некоторые бежали; другие сопротивлялись открыто, зачастую подвергаясь за это суровым наказаниям.
В феодальном Тибете пытки и нанесение увечий – включая выкалывание глаз, вырывание языка, отрывание конечностей – были излюбленными видами наказаний, применявшимися к ворам и к беглым или строптивым крепостным.

Путешествуя по Тибету в 1960-х годах, Стюарт и Рома Гердер взяли интервью у бывшего крепостного, Церефа Ванг Туэя, укравшего двух овец, принадлежавших монастырю. За этот проступок ему вырвали оба глаза и изуродовали руку так, что он не смог больше её использовать.
Он объяснил, что перестал быть буддистом: «Когда святой Лама приказал им ослепить меня, я подумал, что в религии нет ничего хорошего». Так как лишение жизни противоречило буддистскому учению, некоторых преступников подвергали сильному бичеванию, а затем «оставляли Богу» замерзать на ночь до смерти. «Поразительно сходство между Тибетом и средневековой Европой» - заключает Том Грюнфельд в своей книге о Тибете.

В 1959 году Анна Луиза Стронг посетила выставку пыточного оборудования, использовавшегося тибетскими властителями.
Там были наручники всех размеров, включая крошечные для детей, инструменты для отрезания носов и ушей, ломки рук и подрезания сухожилий ног.
Были приспособления для горячего клеймления, кнуты и специальные устройства для потрошения.
На выставке были представлены фотографии и свидетельства жертв, подвергшихся ослеплению, покалеченных или лишенных конечностей за кражу.

Одному пастуху хозяин должен был уплатить компенсацию в юанях и пшенице, но выплачивать отказался. Тогда пастух забрал у хозяина корову. За это ему отрубили руки. Другому скотоводу, противившемуся, чтобы у него забрали жену и отдали её помещику, поломали руки. Были представлены фотографии коммунистических активистов с отрезанными носами и порванными губами, а также женщины, которую сперва изнасиловали, а затем отрезали ей нос.

Как бы нам не хотелось верить в обратное, но феодально-теократический Тибет был бесконечно далек от того романтизированного Шангри-Ла, которым с энтузиазмом восхищаются западные прозелиты буддизма.»

Впечатляющие свидетельства для мирной и доброй религии и ее главы, неправда ли?

Вот, кстати, и еще один миф (самим Далай-ламой, впрочем и придуманный) – что Далай-лама это глава всех буддистов. На самом деле он глава всех ламаистов - религия тибетских лам, вобравших в свои практики страшные изуверства - традиционной тибетской религии Бон и подобных.

Дадим еще раз слова М. Паренти:

«Для богатых лам и помещиков коммунистическая интервенция оказалась страшным несчастьем. БОльшая их часть иммигрировала заграницу, включая и самого Далай-ламу, которому бежать, помогло ЦРУ.
Некоторые к своему великому ужасу обнаружили, что им придется самим зарабатывать себе на жизнь.

Многим, тем не менее, удалось избежать этой печальной участи. В течение 1960-х годов тибетское эмигрантское сообщество получало $1.7 миллиона в год от ЦРУ, согласно документам, опубликованным госдепом в 1998 году. После опубликования этого факта, организация Далай-ламы сама призналась, что получала миллионы долларов от ЦРУ в 1960-е года на засылку вооруженных формирований в Тибет для подрыва маоистской революции.
Далай-лама ежегодно получал $186000. Индийская разведка также финансировала его и других тибетских изгнанников. Далай-лама отказался ответить, работали ли он и его братья на ЦРУ или нет. ЦРУ также не комментировало эти факты»

Такая вот, совсем нелицеприятная, для тибетских лам картина вырисовывается, если делать суждения о ламаисткой теократии, не по репортажам западных телеканалов, голливудским фильмам и сочинениям г-жи Блаватской, Рериха и прочих теософов.

Нам могут возразить, что, дескать, положительно-загадочно-сакральный образ Тибета сложился задолго до присоединения Тибета к КНР и люди там бывшие ничего подобного не упоминают.
Для этого достаточно просто посмотреть, что знали европейцы о Тибете в XIX веке, когда эти мифы начали зарождаться. Да ничего, фактически, не знали.

Была некая таинственная страна, высоко в горах, в которой, как говорили, жили мудрецы. В принципе, данной матрицы вполне достаточно, чтобы на ней сформировать ряд псевдорелигиозных спекуляций (как известно, чем таинственней информация и чем меньше ее подаешь, тем сильнее затягивает).

Большинство из тех, кто формировал мифы о Тибете либо там никогда не были, либо были там уже после того, как сформировали о нем свое совершенно определенное мнение, а таких людей не переубедишь, даже в том случае, если бы ламы у них на глазах, начали готовить в пищу младенцев. Они бы и в этом нашли свой сакральный смысл.

Очень жаль, что тема Тибета на долгие годы была отдана на откуп разного рода мошенникам и проходимцам околорелигиозного толка, в силу чего вокруг него сформировался эдакий флер недоступности и загадочности.

Будем объективны – тибетский буддизм, ничем не лучше и не «сакральнее» индийского или китайского, а тибетская цивилизация в 50-х годах XX века это вовсе не «самобытное и уникальное образование», а реликт Средневековья в современном мире, потому все претензии лам и их сторонников на некую эксклюзивность и разрушении варварами уникальной цивилизации имеют примерно такое же право на существование, как и претензии неонацистов на то, что орды большевиков уничтожили уникальную цивилизацию Третьего Рейха. Между ними, кстати, много общего. Недаром нацистские бонзы так трепетно относились к Тибету. Чувствовали родственные души.

Характерный момент, в окружении Далай-ламы до сих пор требуют от Китая возвращения «того, что было», а то, что было, мы все уже прекрасно знаем. Не думаю, что потомки тех 4 тысяч рабов, лично принадлежавших Далай-ламе, страшно обрадуются перспективе вернуться в состояние своих предков. Причем они и сами об этом говорят. Да, Далай-лама там до сих пор почитаем как духовный лидер, это бесспорно, но не более того. Примечательно, что власти Китая неоднократно предлагали Далай-ламе вернуться в Тибет, в качестве духовного владыки, при ныне существующей администрации, от чего он всячески открещивается. Ему нужно, чтобы «все было так, как тогда», а это, очевидно, невозможно.

Поэтому давайте резюмируем. Тибет в 1959 году это вовсе не небесная Шангри-Ла, а отсталая феодальная теократия, чья религиозная составляющая была ничем не «сакральнее» других течений буддизма, а многочисленные факты участия тибетских лам в пытках и казнях людей, явно идет вразрез с буддисткими канонами. Все это великолепие управлялось кучкой зарвавшихся от собственной вседозволенности и безнаказанности лам и землевладельцев.

Скованные по двое рабы

Умирающий ребенок-раб

Раб, с отрубленной хозяином рукой

Тибетские рабы за работой

Рабы за едой (ели они один раз в день)

Этой рабыне всего 35 лет

Рабы клянчат пищу

Мальчик раб и собаки: одна миска еды на всех

Ослепленный своим хозяином раб

Хозяин отрубил ногу, в наказание за провинность

Подарки Далай-ламе на день рождения: высушенный человеческий желудок, 2 головы, человеческая кровь, выделанная человеческая кожа

Высушенная человеческая кожа

Фальсификации истории в российском Интернете

В русскоязычной блогосфере в нескольких версиях распространяется статья о том, какой ужасный режим господствовал в Тибете до его «мирного освобождения» Китаем – например, rkrp-rpk.ru , livejournal.com (1) , meld.gorod.tomsk.ru , k-istine.ru , newsland.com , livejournal.com (2) , topwar.ru , blogspot.ru , planeta.moy.su , ru-an.info , wordpress.com и многие другие. Озаглавлена она «Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала» (встречаются и другие названия).

Мы обычно не цитируем блоги, но эту статью нельзя обойти вниманием: она распространяется уже несколько лет и так растиражирована, что нет смысла давать ссылку на какой-то конкретный блог или еще раз воспроизводить всю статью. Это большой текст с описаниями «ужасов феодализма», сопровождаемый жуткими фотографиями. «Переживающие за находящегося в изгнании Далай-ламу эти фото о тибетском рае никогда не опубликуют. Смотрите их сами».

Ну почему же? Мы воспроизводим эти фотографии, тем более что происходят они с китайских сайтов, в том числе – сайтов посольств КНР в разных странах: www.fmprc.gov.cn , www.embajadachina.es , md.china-embassy.org , www.chinese-embassy.org.za , www.chinaembassy.bg , и официальных новостных сайтов КНР – например, chinatibet.people.com.cn , english.people.com.cn , www.chinadaily.com.cn .

Более того, мы попросили прокомментировать их специалистов по Тибету: С.Л. Кузьмина – автора книги «Скрытый Тибет: история независимости и оккупации» (Москва, 2010; Улан-Батор, 2011; Dharamsala, 2011); Т.Л. Шаумян – автора книги «Tibet: Great Game and Tsarist Russia» (New Delhi: Oxford University Press, 2000), и А.А. Терентьева – главного редактора журнала «Буддизм России». Но вначале приведем комментарии на «Правду о Тибете» в целом.

С.Л. Кузьмин: Блоги – вещь, чуждая мне. Известно, что в них встречаются экстремистские материалы. Один из них – рассматриваемая статья: она направлена на возбуждение ненависти и вражды по признаку отношения к религии (а именно, к одной из традиционных религий России). Причем для этого использованы материалы из-за границы: они впервые появились в КНР во времена правления Мао Цзэдуна и с тех пор распространяются по разным странам.

Впрочем, важнее оценить их достоверность. От кого Мао «мирно освобождал» Тибет? Конечно, от западных империалистов и местных феодалов. Теперь это звучит так: «Западная пропаганда вбила в голову странное клише „оккупация Тибета“. Запад мягко забыл, что почти тысячу лет до 1959 г. Тибет был частью Китая, и только несколько десятилетий японской оккупации и гражданской войны находился вне юрисдикции центрального китайского правительства. Если кратко, то и в 1959 особой надобности в „оккупации“ у Китая не было. Надобность появилась, когда США сообразили, что ракета средней дальности, помещенная на высокогорье на 4–5 тысяч метров над уровнем моря, превращается в ракету очень высокой дальности».

Тут что ни мысль, то перл. Оказывается, Тибет был частью Китая где-то с периода 5 династий и 10 царств (907 – 960 гг.). Так не пишут даже в КНР. Там обычно заявляют, что Тибет неизменно находился под управлением центрального правительства Китая с середины XIII в., когда он вошел в пределы Юаньской империи (например, http://www.fmprc.gov.cn).

Это, кстати, тоже неверно. Тибета нет в официальном перечне юаньских территорий. Отношения правивших в Тибете лидеров буддийской школы Сакья с юаньскими монархами – это отношения «наставник – покровитель», а не «вассал – сюзерен». Кроме того, Хубилай провозгласил «династию» Юань для всей Великой монгольской империи, а не только своего личного удела, в который завоеванный Китай входил, как одна из частей. Хубилай – это великий монгольский хан, формальный правитель всех земель завоеванных монголами. Все монгольские ханы, в том числе и Золотой Орды, считались его вассалами. Если считать, что Тибет был частью империи Юань и делать из этого вывод, что он был частью Китая, то столь же справедливо считать частью Китая и Русь, покоренную монголами. Забавная логика, не правда ли?

Да и перед приходом к власти Мао, выходит, Тибет находился под юрисдикцией центрального китайского правительства… Зачем тогда понадобилось соглашение из 17 пунктов о его «мирном освобождении»? Оказывается, чтобы пускать с высоких гор ракеты средней дальности – несмотря на техническую нецелесообразность этого (как минимум) в то время. Почему-то пусковые установки таких ракет в США и СССР стояли отнюдь не на горах… Примерно тогда же, «в течение 1960-х гг. тибетское эмигрантское сообщество получало $1.7 миллиона в год от ЦРУ». Возможно. Но и коммунистическая партия Китая (КПК) пришла к власти и удержала ее лишь благодаря иностранной поддержке на сотни миллионов долларов (со стороны И.В. Сталина).

Все это показывает уровень знаний тех «аналитиков» и блоггеров, которые сводят новейшую историю Тибета к проискам США. Они удивляются: «Почему высокогорная страна, в которой житель равнины задыхается даже без физических усилий, не смогла сопротивляться? Почему страна монастырей не уперлась в оборонительных сражениях за каждое ущелье?»

Потому что надо читать историю, а не выполнять политические заказы. Тогда можно узнать, что, несмотря на отсутствие современного оружия, сопротивление китайской оккупации было долгим и упорным: поднялась значительная часть тибетского народа, повстанцы контролировали целые районы, а партизанские действия длились в общей сложности почти 20 лет.

Конечно, феодальный Тибет не был идеальной страной (а какая была?). Но не стоит думать, что в старом Тибете 2/3 населения составляли «рабы и крепостные», не желавшие защищать теократический строй от китайских «освободителей». В восстаниях и партизанской войне 1950-х – 1960-х гг. против КНР участвовали в основном простые тибетцы. Народ защищал тот самый традиционализм, от которого его «освобождали» коммунисты. Против феодалов народных восстаний не было, а вот пришли «освободители» – и восстания начались.

Недовольство продолжается до сих пор – теперь уже в виде самосожжений. По заявлениям китайских властей, тибетцы делают это по наущению из-за границы. Какой здравомыслящий человек такому поверит? Тем более, в доказательство приводятся лишь выбитые в тюрьме признания, а китайские власти делают все, чтобы скрыть от мира правду.

Главный упор в рассматриваемой статье делается на издевательства феодалов над рабами. Начнем с того, что рабов в Тибете не было вообще. Сторонники китайской политики «рабами» обычно называют домашних слуг и бедных зависимых крестьян старого Тибета, а «крепостными» – крестьян-арендаторов. Они имели судебное установление личности, доступ к суду и т.д. К землевладельцам их, действительно, привязывали обязанности по аренде земли и долги. Эти люди не были имуществом, землевладелец не имел права их унижать, морить голодом и пытками.

Еще в 1909 г. Далай-лама ХIII издал указ, по которому каждый крестьянин мог, в случае дурного обращения со стороны хозяина, подать жалобу Далай-ламе напрямую или через губернатора. Если помещик сильно избил слугу, он должен был вызвать врача. Он не имел права рубить руки и ноги. Такие наказания «на местах» могли налагать только губернаторы и только за серьезные преступления: разбой, крупное воровство и т.п. Ослепление действительно назначалось в старое время – за крупные политические преступления.

В январе 1913 г. Далай-лама ХIII своим указом вообще отменил эти наказания, оставив смертную казнь и ампутацию лишь за особо тяжкие преступления. С тех пор ампутация практиковалась редко. Например, последним ослеплен был министр Луншар в 1934 г., причем долго не могли найти человека, который помнил бы эту технологию.

Но на местах жестокие наказания, в том числе незаконные, вероятно, были и позже. Важно иметь в виду, что тибетское правительство не контролировало большие территории, особенно на севере. Многие племена там привыкли жить на особицу, власть там принадлежала местным вождям. Обширные территории контролировали китайцы. Некоторые из них использовали те самые пытки против тибетцев, в которых последних обвиняет современная китайская пропаганда. После «мирного освобождения» в Тибете был всплеск насилия во время антикитайского восстания и маоистской культурной революции.

В эти детали китайская и прокитайская пропаганда не вдается. Взамен предлагаются искажения фактов, картинки орудий пыток, сохранившихся со стародавних времен и т.п. А ведь в тибетских монастырях (в наши дни в основном в Индии и Бутане) можно увидеть старинные луки, копья и кольчуги – может быть, их тоже использовали тибетцы в 1950-х гг.? Это не менее логично, чем выдавать старинные орудия пыток за новые, или фотографировать в старых тюрьмах свежепринесенных скорпионов.

Кто-то выдумал, будто ламы любили обвешиваться оберегами из отрубленных конечностей, а «рабов» убивали, чтобы из их костей делать ритуальные предметы. Это полностью противоречит букве и духу буддизма, фактам истории. Сфотографированные черепа и сушеные руки сами по себе ничего не доказывают. Это реликты маоистской пропаганды 1950-х – 1960- х гг. В Амдо и Каме, а затем в У – Цанге в те годы велось подавление восстаний и коммунистические реформы, пропаганда и массовые расправы над «классовыми врагами». Жителей сгоняли на митинги, где под угрозой смерти заставляли обвинять, бить, а иногда убивать феодалов и монахов.

Позже маоисты сгоняли тибетских крестьян на обязательные митинги «горькой памяти». Надлежало под бдительным присмотром китайцев рыдать и жаловаться друг другу на «жестокости феодалов». Митинги «горькой памяти», но с другими жалобами, собирали и в Китае: там надо было отвлечь людей от лишений из-за экономических провалов Мао Цзэдуна.

Все это использовалось, в основном, для внутренней пропаганды в КНР. А для международной пропаганды КПК организовывала режиссированные турне приглашенных красных журналистов (например, М.Г. Домогацких, А.-Л. Стронг и других). Им показывали выставки костей «убитых рабов», «пыточного оборудования», рассказывали об отрубании рук, угнетении, выступали «очевидцы» и «выжившие жертвы» (попробовали бы они сказать что-то не то!), разыгрывались целые спектакли. Корреспонденту «Правды» В.В. Овчинникову рассказывали даже о закапывании детей под храмы. Мне старики-тибетцы говорили, что эти истории вошли в обиход лишь после «мирного освобождения» Китаем.

Полезно вспомнить, что в России после Октябрьской революции 1917 г. религиозные предметы и мощи православных святых большевики также использовали для атеистической пропаганды, устраивали выставки, экспонировали в музеях и т.п. (например, ricolor.org). Сохранилось немало пропагандистских фото- и кинокадров, сочинений членов «Союза воинствующих безбожников» и т.п. Только сейчас в России все это не тиражируется как «доказательство» благотворности социалистической революции и воинствующего атеизма.

Зато в виде источников по истории Тибета приводят писания людей, не имеющих к ней отношения. Впрочем, не только. Со ссылкой на известного тибетолога М. Гольдштейна пишут: «Несколько столетий спустя армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет отроду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета». Далее следуют рассказы о том, как Далай-лама I «превратился» в третьего, как пятеро Далай-лам были убиты своими придворными, как школа Гэлуг в XVII и XVIII в. разгромила школу Карма-Кагью и не желала проявлять терпимость к другим буддийским школам.

Увы, Гольдштейну приписали чужие слова. Эта чушь происходит из сочинения левого писателя М. Паренти «Дружественный феодализм: миф о Тибете» (www.left.ru).

В действительности, титул Далай-лама впервые дал монгольский Алтан-хан. А войско «китайского императора» на самом деле оказало поддержку Далай-ламе VII – который был намного позже. Войско это послал маньчжурский император Сюанье (девиз правления – Канси). Правил он империей Цин, в зависимость от которой был поставлен Тибет.

Империя Цин – это не Китай. Это многонациональное государство, созданное маньчжурами, которое включало Китай как завоеванную часть. После Синьхайской антиманьчжурской революции, начавшейся в 1911 г., Китай снова стал независимым государством – национальным государством ханьцев, не имевшим никаких прав на Тибет (подробнее см. статью в научном журнале: www.tuva.asia).

Убийство пяти Далай-лам своими придворными – не более чем догадки. Школа Кагью не была разгромлена Гэлуг. Она сохранилась до нашего времени как одна из наиболее влиятельных в тибетском буддизме. Действительно, религиозные войны в средние века в Тибете имели место, и школы Гэлуг и Кагью противостояли друг другу. Но это не были «войны между школами», боролись между собой светские правители, покровительствовавшие той или иной школе – и через них разные буддийские ордена втягивались в противостояние. Например, восстанием в Цанге в XVII в. руководил его правитель Цанпа-хан, которому была невыгодна централизация Тибетского государства Далай-ламами. Цанпа-хан опирался на поддержку опекаемых им лидеров Кагью. При этом надо отметить, что войны в средневековом малонаселенном Тибете были куда менее масштабны, чем те, которые вели христиане и мусульмане под эгидой своих религий. А что уж говорить о революционных войнах за победу коммунизма…

Сочинение Паренти цитируют и под его собственным именем, но его грубым ошибкам в истории я уже посвятил довольно мест в книге «Скрытый Тибет» (). Есть и другие западные пропагандисты его уровня. Если кто-то хочет читать фальсифицированную историю, то уж лучше брать первоисточники на пропагандистских сайтах КПК.

Обличители феодализма пишут: «Большинство из тех, кто формировал мифы о Тибете либо там никогда не были, либо были там уже после того, как сформировали о нем свое совершенно определенное мнение, а таких людей не переубедишь, даже в том случае, если бы ламы у них на глазах, начали готовить в пищу младенцев».

Похоже, с себя писали… А вот про поедание младенцев (правда, без участия лам) я нашел – в комментариях к одной из перепечаток обсуждаемой статьи. Только они не про феодальный Тибет, а про современную КНР. Фотографии тоже весьма выразительны: www.vgorode.ru , vk.com , blog.kp.ru .

Вероятно, это опять же позаимствовано с иностранных сайтов, например:theseoultimes.com , blogspot.ru .

Однако не буду уподобляться пропагандистам. Правда это или нет, я не знаю, т.к. вопрос этот не изучал.

Ведь все свидетельства должны быть точно документированы. Это касается и «ужасов феодализма» в Тибете. О каждом приводимом свидетельстве надо знать, когда, где и при каких обстоятельствах это произошло. Было наказание законным или нет? Контролировало ту местность тибетское правительство или нет? Общее у фотографий, «обличающих» феодализм в Тибете – отсутствие атрибуции. Нельзя сказать, где правда, где искажения, где подделки. Наконец, важна статистика: насколько часты были случаи жестоких наказаний в Тибете ХХ в.? Пока такой статистики нет. Отдельные случаи жестокостей мы встречаем во всех странах во все времена, и даже сегодня.

***
Т.Л. Шаумян: С большим вниманием, если не сказать озабоченностью, я ознакомилась с материалом «Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала», размещенном на сайте городской социальной системы GOROD.TOMSK.RU. К сожалению, я не нашла там имен авторов текста и фотографий. Такого рода анонимность вызывает удивление и сомнения в достоверности и правдивости представленных материалов, не говоря уже об элементарном нарушении авторского права при их публикации.

Прежде всего, о тексте. Автор касается фактов и событий трагических, поэтому использование т.н. «хлестких» выражений с элементами даже некоторой издевки, вряд ли здесь уместно. Создается впечатление, что автор смакует с садистской жестокостью издевательства, пытки и пр., без намека на сочувствие в отношении тех, о ком он пишет. Не вдаваясь в детали и подробности относительно компетентности автора в вопросах истории Тибета и Далай-лам и их взаимодействия с Китаем на протяжении веков, вызывают удивление его рассуждения о том, была или не была у Китая надобность в оккупации Тибета или о «сообразительности» США. Не выдерживают никакой критики утверждения, что тибетские воинские подразделения с их уровнем военной подготовки и видами оружия были в состоянии оказывать реальное сопротивление НОАК, опытному, обученному и хорошо вооруженному войску, прошедшему длительный путь вооруженной борьбы. Да и цитирование трудов иностранных авторов без точного указания названия работ, даты и места их опубликования, номера страниц приведенных цитат – все это не производит впечатления достоверности и надежности.

Публикация анонимных фотографий вызывает еще большие сомнения в добросовестности авторов материала. Как представляется, подписи к этим фотографиям составлены достаточно «вольно». Каким образом без точного указания источника и точной даты и места сделанных снимков, имен их авторов можно использовать такие свидетельства для выдвижения столь серьезных обвинений? Каким образом авторы могут доказать, что на этих снимках изображено именно то, что указано в подписях? Судя по качеству публикуемых снимков, они вполне могли быть сделаны и в начале, и в середине ХХ в. Они могли быть сделаны как в Тибете, так и в самом Китае или в Монголии. Изображенные на них люди могли быть жертвами совершенно иных обстоятельств и лиц. На каком основании авторы утверждают, что Далай-лама в день рождения получал такие подарки, как головы, желудки и пр.? Кто может подтвердить, что на снимках изображены эти предметы, как подарки первосвященнику?

Наконец, где доказательства, что эти снимки сделаны в Тибете? Как проверить, что показанные на снимках люди – это действительно рабы? Кто является их хозяевами? Что и сколько раз в день они едят? Кто, когда и кому отрубал ноги и руки? Можно ли безоговорочно утверждать, что орудия пыток использовались тибетскими «рабовладельцами», а не китайскими правителями Тибета? Такого рода вопросы можно задавать относительно практически всех представленных фотографий.

Что касается обычаев погребения, то авторы должны были бы знать, что у каждого народа, тем более живущего в особых климатических условиях, могут быть свои, особенные обычаи, которые не могут и не должны быть предметом осуждения или, тем более, иронизирования.
В целом же представленный материал представляется заказным и, по-видимому, щедро оплаченным, а отнюдь не результатом глубоких научных исследований добросовестных авторов. В любом случае, для доказательства любой версии развития событий в любой части мира использование недобросовестно подобранных, не подтвержденных ссылками на источники материалов можно считать, по меньшей мере, непорядочным.

***
Ниже мы приводим обещанные фотографии и подписи к ним из статьи «Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала». Далее мы даем комментарии к ним С.Л. Кузьмина (обозначаем их буквами «СК») и А.А. Терентьева (обозначаем их «АТ»).


Фото 1. «Верхний ряд слева направо: Поделки тибетских лам из черепов казненных рабов - Обереги из отрубленных рук (их следовало носить у пояса)»

СК: Черепа умерших, бывает, распиливают и из верхней части делают ритуальную чашу капалу. Сейчас такие чаши из черепов (старые и новые) свободно продаются в антикварных магазинах ряда городов, например Лхасы, Улан-Батора, иногда Москвы. Кстати, части трупов широко используются и в других религиях, например в христианстве: http://magiedubouddha.com ,

Буддисты никогда не носили и не носят отрубленные руки у пояса или где-либо ещё. Кстати, как и черепа, высохшие руки трупов были в Тибете в изобилии: там принято «небесное погребение» (скармливание трупов грифам, перед этим труп обычно расчленяют). Достать все это не проблема.

АТ: Убийство живого существа, и тем более человека (неважно из какого сословия) считалось и считается тягчайшим грехом. Так, до прихода китайцев Тибет был полон диких животных, на которых почти никто не охотился, реки были полны рыбы. Что касается использования черепов в качестве чаш – это наследие древнеиндийской йогической традиции, где череп символизировал уход от всего мирского. В Индии как и в Тибете умерших не закапывали, а просто относили на кладбище, где труп поедали дикие звери или птицы – поэтому недостатка в человеческих костях не было.

«Раб тащит на спине другого раба, которому отрубили ноги за ослушание хозяина.»

СК: Один крестьянин несет другого на спине. Есть ноги или нет, не видно. В другом случае про эту же картинку писали, что там крепостной несет чиновника (например, http://www.fmprc.gov.cn). Кстати, по одежде этот человек явно не чиновник. В третьем случае – что это крепостной несет хозяина (www.fmprc.gov.cn). Последняя версия особенно колоритна: оказывается, это был «тип барщины Ула». Ула – это транспортная повинность со времен монгольской империи Юань. Как транспортное средство использовались вьючные животные. В Центральной Азии был обычай переносить на спине старых родителей, немощных, детей и т.д.

АТ: Вообще нет ничего странного, если один тибетец несёт другого – взглянем на современную фотографию:


«Нижний ряд слева направо: Раб и собака: одна подстилка на двоих - Раб в колодке - Женщина раб с отрубленной ступней».

СК: Отдыхает путник, рядом тибетская собака (по нынешним меркам, породистая и дорогостоящая). – Арестанты со скованными руками и ногами (на одном китайском сайте, помнится, эта «женщина-раб» была обозначена как арестант, а про ступню не было сказано).

АТ: Да, арестантов иногда выпускали из тюрьмы в колодках. Ну и что? Лучше уж погулять по базару в колодках, чем сидеть в современном СИЗО.


Фото 2. «Слева: раб, которому хозяин за провинность выколол глаза. Справа: орудия наказания рабов».

СК: Напомню, что рабов в Тибете не было. Инструмент для ослепления сделан до ХХ в. Про этого человека говорили, что его ослепили то ли повстанцы за сотрудничество с китайцами, то ли хозяин. Говорят, в 1960-х гг. его всегда показывали иностранцам. – Справа сверху – плети. Верно: они применялись и в 1950-х гг. (для справки: в Великобритании розги в школе отменили только в 2003 г.). Справа снизу – не знаю что. Где-то читал, что это средства для переноса грузов. А может, и для сдавливания пальцев. Сделаны, похоже, давно, когда и где применялись – неизвестно.

АТ: Что за штуки внизу – не знаю, может быть, устройство для сдавливания пальцев? Была такая китайская пытка… Во всяком случае, неизвестно кем и когда это применялось.


Фото 3. «Места проживания рабов. Вдалеке виднеется белый дворцовый комплекс».

СК: Это не жилища рабов, а трущобы в старой Лхасе – так они и обозначены на сайте «Жэньминь жибао»:


Фото 3а: english.people.com.cn .

Вот их фото с другого ракурса (фото 3 б и 3в):


3б: Крепостные, сбившиеся в деревню попрошаек left.ru .
3в: "Картинка, показывающая квартал трущоб, называемый Пангчун в Лхасе, который был домом попрошаек" (например, de.chineseembassy.org).

Попрошайки составляли отдельную гильдию со своей иерархической структурой. «Рабы», «крепостные», попрошайки – совершенно разные слои населения.

АТ: Некоторые палатки на этой фотографии выглядят очень современно. Непохоже, что это старая фотография. Таких городков бомжей много на Востоке; даже в Японии я видел 5 лет назад, да и у нас, около Петербурга, по витебской ж/д.


Фото 4. «Раб, держащий свою отрубленную хозяином руку».

СК: Здесь я вижу лишь одно «доказательство» того, что это раб, что это его рука и что ее отрубил его хозяин, а именно: логотип «объективного» агентства Синьхуа.


Фото 5. «Так жили рабы. Слева скарб, справа само семейство»

СК: Интересно, зимой (при минусовых температурах) они жили там же? И не вымерзли – назло хозяину? Если серьезно, это просто нищие. Их и сейчас хватает в Тибете. Грустно вспомнить, как они иногда бросаются всем телом на горсть мелочи на асфальт, чтобы не успели схватить собратья по несчастью…

АТ: И в Индии можно таких нищих увидеть…


Фото 6. «Старый, умирающий раб»

СК, АТ: Это просто старый бедняк. Таких можно увидеть в странах Азии, где нет рабства.


Фото 7. «Рабыня держит руку мужа, отрубленную перед тем, как его похоронили заживо“

СК: Откуда это следует? Зато видны логотип Синьхуа, собрание детей в пионерских галстуках и, главное – один из них в кепке-"маоцзэдуновке». Скорее всего, это одно из собраний с пропагандой об «ужасах феодализма».

АТ: По фотографии похоже, что это вообще не отрубленная рука (засохшие руки чернеют, как можно видеть на фото 4), а религиозный символ, какие и сейчас встречаются в китайских буддийских храмах:


Фото 8. «Скованные по двое рабы»

СК, АТ: Это заключенные одной из тюрем. Их иногда выпускали скованными, чтобы ходили по городу и получали подаяние. В старом Тибете было всего две тюрьмы и всего несколько десятков заключённых. В современном Большом Тибете десятки тюрем и зон. Заключенных – число их громадно – тоже держат в кандалах, иногда подолгу.


Фото 9. «Умирающий ребенок-раб»

СК: Нищий ребенок, страдающий крайней дистрофией.

АТ: После подавления китайской армией тибетского народного восстания в стране начался голод, от которого по разным сведениям умерли десятки или сотни тысяч тибетцев. Вероятно, фотография сделана в это время.

Фото 10. «Раб, с отрубленной хозяином рукой»

СК: Неизвестно, чья рука, кто, когда и при каких обстоятельствах ее отрубил. Из китайских источников мне известно лишь, что это скотовод Пемо Хонгчин.


Фото 11. «Тибетские рабы за работой»
СК, АТ: Это крестьяне с орудиями производства.


Фото 12. «Рабы за едой (ели они один раз в день)»

СК: Бедняки за едой.

АТ: Что они хотели сказать этой фотографией? У нас крестьяне на сенокосе тоже так едят, ну и что?


Фото 13. «Этой рабыне всего 35 лет»

СК: Женщин, столь рано состарившихся, мне доводилось видеть в советской глубинке…

АТ: А я не уверен, что ей 35.


Фото 14. «Мальчик раб и собаки: одна миска еды на всех»

СК: Нищий ребенок в окружении собак. Кепка похожа на «маоцзэдуновку» – возможно, снято во время китайских репрессий и голода.

АТ:
У нас дети тоже любят кормить собак и кошек.


Фото 15. «Ослепленный своим хозяином раб»

СК: Похоже, все тот же слепой, что на фото 2. Фотография, скажем так, очень похожего человека есть во многих китайских публикациях. Везде он рассказывает, как его ослепляли. Его называют то рабом, то крепостным, то скотоводом.


Фото 16. «Хозяин отрубил ногу, в наказание за провинность»