www . etu 1621. narod . ru “Финансы и кредит” Преподаватель: Чигирь М.В.
Конспект лекций (файл 9)
Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов.
Социальные внебюджетные фонды.
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетный источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются специальные общественные фонды потребления.
Общественные фонды потребления используются по финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.)
Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Материальным источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход , созданный трудоспособными гражданами и прошедший перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.
В СССР все средства общественных фондов, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный бюджет государственного социального страхования, который, в свою очередь, был составной частью государственного бюджета СССР.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991г.) средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выделены из государственного бюджета, и на их основе были созданы целевые внебюджетные фонды .
Однако это не единственный путь создания целевых фондов.
В целом существуют два пути создания целевых фондов:
1 – выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение в специальный внебюджетный фонд;
2 – формирование целевого фонда с собственными источниками доходов.
Смыслом создания государственных и местных целевых фондов в начале 90-х годов было совершенствование финансовой политики , создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.
Первоначально большинство таких фондов создавались как внебюджетные, причем некоторые из них существуют и сейчас в таком качестве, а другие, сохранив целевое назначение вошли в состав бюджетов.
В итоге сформировалось три вида целевых фондов :
государственные и местные внебюджетные целевые фонды;
целевые бюджетные фонды;
государственные целевые фонды Правительства РФ.
наличие дополнительных средств у органов государственной власти для вмешательства в хозяйственную жизнь, маневрирования ресурсами в условиях нестабильной экономики;
строгое целевое использование средств фондов, возможность эффективного контроля за расходованием средств ввиду обособленности от бюджета;
возможность направления средств фондов для покрытия бюджетного
дефицита при условии наличия активного сальдо.
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение.
Внебюджетные фонды могут быть классифицированы по следующим классификационным признакам:
По целевому назначению (направленности) внебюджетные целевые фонды
можно разделить на две группы:
социальные;
экономические .
По уровням управления внебюджетные фонды делятся на:
государственные (централизованные);
региональные, местные , территориальные (децентрализованные).
К внебюджетным целевым фондам социального назначения, прежде всего, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.
В соответствии с законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов..» (1993), представительные органы власти могут принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов. Такие фонды могут быть созданы и на федеральном и на региональном уровнях, например, в 1994г. образованы региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ, впрочем последний в 1995г. был консолидирован в федеральный бюджет, равно как и Федеральный дорожный фонд.
В разное время в начале 90-х годов было создано несколько целевых внебюджетных фондов экономического назначения.
К таким целевым внебюджетным экономическим фондам относятся:
Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды . Эти фонды были образованы в начале 90-х годов в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов и усиления контроля за их использованием.
Фонд НИОКР был создан для финансирования научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, результаты которых используются в народном хозяйстве. Источником формирования средств фонда являются отчисления предприятий и организаций от реализации продукции.
Государственный фонд конверсии . Источниками этого фонда служат в основном бюджетные ассигнования. Средства этого фонда направляются предприятиям военно-промышленного комплекса для переоснащения их на выпуск гражданской продукции.
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан для оказания государственной помощи малым предприятиям. В этот фонд направляется 1% средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки.
Фонды развития жилищной сферы создаются региональными и местными органами власти в целях мобилизации дополнительных средств на строительство жилищного фонда, поддержание технического состояния коммунальных объектов, оказание помощи малоимущим гражданам в приобретении квартир.
Однако, в настоящее время значение экономических фондов незначительно , большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Основной целью консолидации в бюджете целевых фондов является требование усиления государственного контроля за целевыми расходами для государственных нужд. Распыление этих целевых расходов по многочисленным министерствам и ведомствам привело к неэффективному использованию государственных средств.
К внебюджетным фондам, консолидированным в бюджет относятся:
Федеральный дорожный фонд.
Фонд развития таможенной системы.
Фонд восстановления и охраны водных объектов.
Государственный фонд борьбы с преступностью.
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Федеральный экологический фонд.
Количество и состав целевых бюджетных фондов ежегодно незначительно меняется. (Около 60% всех финансовых ресурсов приходится на федеральный дорожный фонд).
В отличии от целевых внебюджетных фондов экономического назначения, более эффективно функционируют федеральные социальные внебюджетные фонды.
Однако все внебюджетные фонды (и экономического и социального назначения) являются государственными , они создаются и формируются в соответствии с федеральными законами. Порядок деятельности, образования и исполнения бюджетов фондов регламентируется законодательством и дирекциями федеральных фондов.
Федеральные внебюджетные фонды являются государственными денежными ресурсами, управляемыми органами государственной власти РФ. Социальные внебюджетные фонды (за исключение фонда занятости) – это самостоятельные государственные финансово-кредитные учреждения, имеющие соответствующие органы центрального аппарата (управления) и региональных отделений в субъектах РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются органами управления и представляются органами исполнительной власти вместе с соответствующим бюджетом (федеральным, субъектов РФ).
- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -
К социальным внебюджетным фондам относятся:
1) Пенсионный фонд;
2) Фонд обязательного медицинского страхования;
3) Фонд социального страхования;
финансами пенсионного обеспечения в РФ.
Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Выплаты в соответствии с законодательством трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;
Организация и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц, а также государственного банка данных плательщиков страховых взносов.
Виды пенсионных выплат
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
5) средства материнского капитала.
Финансирование выплаты пенсий
Финансирование выплат страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
Страховых взносов;
Средств федерального бюджета;
Сумм пеней и иных финансовых санкций;
Доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС (обязательное пенсионное страхование);
Добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
Иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
2. Фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).
Созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования ФЗ РФ от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан РФ».
Фонды имеют двухуровневую структуру:
1. Государственный (федеральный) фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТОМС).
Функции ФОМС:
Выравнивание условий деятельности территориальных ОМС;
Финансирование целевых программ ОМС;
Подготовка специалистов для ОМС.
Функции ТОМС:
Финансирование ОМС, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующую лицензию;
Предоставление кредитов страховщикам;
Создание финансовых резервов.
на территории России создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства). Субъекты ОМС представлены на рисунке 14.
Рис. 14. Субъекты ОМС
Средства фондов формируются за счет:
Страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
Ассигнований из федерального бюджета;
Доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда и нормированного страхового запаса финансовых средств;
Добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений;
Ассигнований органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).
3. Фонд обязательного социального страхования (ФСС).
ФСС предназначен для управления средствами государственного социального страхования (Положение от 12.02.1994 г. № 101 «О фонде социального страхования РФ»).
Функции ФСС:
Обеспечение гарантированных государственных пособий:
На выплату пособий по временной нетрудоспособности;
Беременности, родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка;
По уходу за ребенком до 1,5 лет;
Оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком - инвалидом; оплату путевок в санаторно-курортные учреждения;
Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев (имеющих соответствующую лицензию);
Частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря;
Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
Обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления Фондом;
Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников.
Объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные социальные фонды являются выплаты физическим лицам по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, договорам авторского заказа. Порядок уплаты взносов определяется Федеральным законом РФ № 212-ФЗ от 24.06.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
К внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований.
Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.
Государственный кредит - это особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант. Необходимость государственного кредитования связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Финансовый рынок - составная часть финансовой системы. Финансовым называют рынок, где обращается капитал.
Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь возникновением достаточно разветвленной структуры финансового сектора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.
В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоятельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.
Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.
Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в, составе финансового рынка. Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими видами ценных бумаг:
государственные краткосрочные облигации (ГКО);
облигации федерального займа (ОФЗ);
облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) - это мобилизация средств для финансирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной задачи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.