Что такое распределение в экономике определение. Распределение

Что такое распределение в экономике определение. Распределение

Понятие государственной экономики включает в себя помимо непосредственного государственного регулирования принципы полного планирования и достаточно жесткого распределения. Вообще, при плановости в экономике распределение ресурсов - любых: материальных, финансовых, трудовых - осуществляется исключительно централизованно под жестким контролем государства и обеспечивает устойчивые производственные и логистические цепочки на всей территории страны. Наглядным примером служили на протяжении нескольких десятилетий (и в чем-то достаточно успешно!) механизмы хозяйствования, выработанные в Советском Союзе.

Распределение трудовых ресурсов при плановой экономике

"Кадры решают все!" На протяжении многих лет этот лозунг не потерял своей актуальности. Действительно, залогом успешной деятельности предприятия в значительной доле является уровень квалификации его сотрудников. Однако учебные заведения, обеспечивающие профессиональную подготовку и переподготовку по специальностям, задействованным на одном предприятии, территориально могут быть расположены весьма далеко друг от друга. При плановой экономике для достижения нормальной обеспеченности квалифицированными кадрами реализуются следующие этапы:

  • планирование кадровой потребности в разрезе отраслей экономики;
  • планирование подготовки и переподготовки по необходимым специальностям в соответствующих учебных заведениях;
  • последующее распределение.

В является гарантией того, что на планируемую перспективу (кратко-, средне- или долгосрочную) предприятия той или иной отрасли будут обеспечены квалифицированными кадрами и необходимыми трудовыми ресурсами.

Распределение материальных ресурсов

Залог стабильности снабжения материальными ресурсами в экономике - это распределение их централизованным путем на основании сводного плана, выработанного на уровне единого органа управления. Выстраивание жестких цепочек взаимодействия между поставщиком материалов и их потребителем происходит на достаточно длительный период. В идеале это должно способствовать отсутствию дефицита материалов и обеспечивать непрерывность производственного процесса. В реальности же никуда не уходит целый ряд факторов, ведущих к возможному сбою во всей производственно-снабженческой цепочке (та же человеческая ошибка в логистике, например).

Распределение финансовых ресурсов

При государственной экономике предполагается, что основной долей прибыли, полученной от деятельности всех предприятий, распоряжается их главный и единственный собственник - государство, направляя основные в том или ином направлении. В экономике это распределение выглядит следующим образом:

  • государство принимает решение по итогам финансовой деятельности и изымает часть прибыли на свое усмотрение для дальнейшего распоряжения ею;
  • государство планирует на долгосрочную перспективу развитие тех или иных отраслей в соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития;
  • государством составляется план инвестиционных потоков.

Итогом деятельности становится направление финансовых ресурсов в соответствии с принятыми планами. В данном случае государство, осуществляющее распределение в экономике, - это отраслевые министерства и ведомства. Они ответственны за развитие той или иной отрасли.

Распределение ресурсов в рыночной экономике

Рыночная экономика отличается от плановой тем, что основным механизмом регулирования в ней являются спрос и предложение на те или иные товары на рынке. Соответственно, какое-либо централизованное распределение в рыночной экономике любых ресурсов отсутствует как факт. Свои локальные производственные планы предприятия строят после исследования предполагаемого рынка сбыта производимой продукции.

После того как определяется планируемый объем выпускаемой продукции, делается расчет потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах и определяются возможности их привлечения. В результате выстраиваются определенные цепочки взаимодействия с поставщиками и подрядчиками. Они могут функционировать как длительный период, так и в течение только одного производственного цикла. В случае выпадения какого-либо звена по объективным обстоятельствам его замещение осуществляется весьма и весьма быстрыми темпами.

С одной стороны, такая система кажется достаточно гибкой и оптимальной, однако она может привести к дисбалансу в развитии отраслей экономики страны в целом.

Итоги

Сравнение плановой и рыночной экономики в различных ракурсах ведется достаточно давно. Ни один из способов хозяйствования не является идеальным. Основное отличие, вызывающее споры - это распределение в экономике именно различных ресурсов. Плановая экономика, жестко контролирующая все ветви распределения, ограничивает конкуренцию и в какой-то мере и права, и свободы человека, безусловно, являющиеся главными ценностями в демократическом свободном обществе. Рыночная экономика не гарантирует определенной социальной справедливости и очень сильно зависит от различных колебаний мирового рынка в целом, что может вносить некий элемент дестабилизации.

В изложенных выше разделах курса выяснены законы формирования рыночных цен на факторы производства, а значит, доходов их владельцев. Согласно доминирующей в настоящее время теории эти доходы распределяются в соответствии с вкладом в производство каждого фактора, т.е. доход лиц наемного труда, капиталистов (владельцев капитала), землевладельцев определяется его предельным продуктом - стоимостью, которую создает последняя используемая единица труда, капитала, земли.

Очевидно, что чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше дифференциация доходов, и наоборот, чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределение доходов в обществе.

Полученное в результате функционирования экономической системы и измеренное с помощью кривой Лоренца распределение доходов в обществе может не устроить политическое руководство страны, так как высо-


Рис. 2.45.

1 - концентрация доходов до взимания налогов и выплат дотации; 2 - концентрация доходов после взимания налогов; 3 - концентрация доходов после взимания налогов и осуществления мер социальной политики

кая степень дифференциации доходов может привести, как свидетельствует исторический опыт, к социальному недовольству. В этом случае правительство задействует методы перераспределения доходов посредством активизации налоговой и социальной политики. В частности, с более высоких доходов взимается, как правило, более высокий налог, а такие государственные программы, как социальное страхование, выплата пособий, дотаций, продовольственная помощь, увеличивают доходы беднейших слоев населения страны.

Если исходное состояние экономической системы оптимально по Парето, т.е. доходы какой-либо группы населения не могут быть увеличены без снижения уровня доходов другой группы, то необходим поиск оптимального компромиссного плана, максимизирующего на каждом шаге его определения уровень дохода группы населения с наименьшим уровнем дохода (максиминный подход - см. параграф 2.3).

При наличии данных, соответствующих конкретным действиям правительства по перераспределению доходов, можно построить кривые Лоренца, отражающие концентрацию доходов: до выплаты налогов, после взимания налогов, а также получения выплат и пособий в рамках реализации социальных программ (рис. 2.45).

Анализируя представленные на рис. 2.45 результаты, можно сделать обоснованный вывод о влиянии проводимой налоговой и социальной политики на процесс выравнивания доходов населения.

  • Очевидно, что вопрос о распределении доходов сводится, по существу, к решениюпроблемы распределения вновь созданного национального продукта, так как распределитьможно только то, что произведено.
  • Макс Лоренц (1876-1959) - американский статистик и экономист.
  • Пример взят из работы «50 лекций по микроэкономике»: в 2 т. СПб.: Экономическаяшкола, 2000.
  • Корадо Джини (1884-1965) - итальянский статистик, экономист, демограф.

(B контексте оценки жизненного цикла)

Выделение частей входных (5.11) или выходных потоков (5.12) единичного процесса (5.8), относящихся к исследуемой продукционной системе (5.6).

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

(appropriation) 1. Распределение чистой прибыли организации по счетам. Некоторые платежи могут рассматриваться как расходы и вычитаться сразу же, до расчета чистой прибыли; другие платежи являются результатом распределения прибыли – как только ее размер утвержден. К первой группе относятся такие нормальные коммерческие расходы, как заработная плата и жалованье наемного персонала, транспортные расходы, плата за свет и отопление и большая часть выплат процентов внешним источникам финансирования. Распределение чистой прибыли включает платежи по подоходному налогу или налогу на корпорацию, дивиденды акционеров, отчисления в резервный фонд и, в случае с партнерствами, жалованье и проценты на капитал, выплаченные партнерам. См. также: накопленная прибыль (accumulated profits). 2. Распределение заемщиком средств, выплачиваемых в счет погашения нескольких ссуд, взятых у одного и того же кредитора. Право распределять выплаты по задолженностям принадлежит заемщику, однако, если он не может этого сделать сам, распределением имеет право заняться кредитор. 3. Документ, конкретизирующий определенную партию товаров, которая должна быть поставлена в рамках форвардного контракта. Например, в некоторых случаях форвардные контракты предусматривают отгрузку товаров в течение шести месяцев. При заключении контракта характеристики товаров могут не конкретизироваться. Перед отгрузкой поставщик должен уведомить покупателя о том, какие именно товары он намерен отправить ему по контракту, конкретизируя их, например, указывая маркировку и номера упаковок по группам.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Производство - это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека.

Производство и его секторы

Производство разделено на отрасли, т.е. группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию. Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой - группируют в народнохозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д.

В экономической теории весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный.

Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство; вторичный - промышленность и строительство. К третичному сектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства.

Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый - призван обслуживать сектор, в котором реально производится продукция.

Деление национальной экономики на реальный и финансовый секторы в известной мере условно. Эти секторы различаются целями, характером операций, техническими особенностями. Финансовый сектор не имеет четких границ, он охватывает движение денежных средств, предоставление финансовых услуг, управление финансовой деятельностью.

Понятие обмена

Обмен - это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений.

Способы обмена весьма многообразны. Он может производиться с помощью бартера или опосредованно - через деньги, быть свободным или строго регулируемым. Одно бесспорно: обмен выгоден для его участников и эффективен для общества.

Распределение

Как обмен, так и функционирование экономики в целом предполагают соблюдение известных пропорций, количественных параметров. Последние определяются в процессе распределения экономических ресурсов и потребительских благ.

Распределение в узком смысле означает определение размера дохода, получаемого отдельными участниками экономической деятельности и социальными группами.

Экономистов интересует, как распределяются доходы, каковы их структура и динамика, как влияет распределение доходов на производство, обмен, потребление.

Распределение доходов в любом обществе не бывает строго равномерным: одни социальные группы (предприниматели, высококлассные специалисты) получают высокие доходы, другие (работники невысокой квалификации, пенсионеры) - имеют сравнительно низкие доходы, третьи - средний класс, т.е. подавляющая часть квалифицированных работников и членов их семей, - получают доходы, обеспечивающие достаточное качество жизни, сложившийся в обществе жизненный стандарт.

Разница в уровнях доходов обусловливается прежде всего тем, какими факторами производства владеет тот или иной экономический агент. Распределение доходов по производственным факторам носит название функционального распределения. При этом определить количественные пропорции практически весьма сложно. В реальной действительности люди нередко получают доходы не от одного, а от нескольких факторов.

Распределение доходов, как и сама категория доходов, представляет собой достаточно сложную и противоречивую картину. В «иерархии» доходов различают: личные и совокупный, национальный, номинальные и реальные, валовые и чистые, выплачиваемые и располагаемые доходы.

Первичное распределение (по факторам) не всегда справедливо с социальной точки зрения и недостаточно эффективно с экономической. Поэтому оно дополняется вторичным распределением (перераспределением) через систему налогов, субсидий, страховых взносов, последующих выплат из государственного бюджета, общественных фондов. Первичное распределение осуществляется через механизм рынка, процесс перераспределения протекает при активном участии государства.

Распределение продукта

Если в условиях самопроизводства распределения как такового просто нет, ибо все произведенное потребляет сам производитель, то при общественном производстве (начиная с парного производства) готовый продукт необходимо распределить между производителями. Распределение в экономике занимает очень важное место, так как именно оно определяет, по сути, экономические взаимоотношения, которые во многом являются основой общественных отношений.

Всякое экономическое распределение начинается с дележа и присваивания вновь созданного продукта. Присвоение – это конкретный способ овладения вещью . Присвоение может быть основанным на силовом принципе – кто сильнее, тот и присваивает себе продукт, на традиционных принципах – каждый берет свою традиционно установленную часть или продукт присваивается на основе ранней договоренности в обществе (на основе закона) . Присвоение тесно связано с понятием деление, раздел общего продукта, поэтому этот процесс происходит на тех же принципах, что и присвоение: поровну, по силовой (или иной) значимости участника дележа или по договоренности (закону).

Распределение - в экономике фаза общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. Распределение – это разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи государству, группе лиц или отдельному лицу и обретение прав собственности на эти части.

После деления и присваивания общего продукта наступает право собственности, то есть каждый из участников дележа обретает определенные права на полученную долю, становиться собственником полученного. Получив права собственника, человек далее может распоряжаться этим продуктом по своему усмотрению: потребить, обменять, подарить другому лицу или оставить на накопление. Так вот весь этот процесс, от деления до приобретения прав собственности и называется в экономике распределением .

Собственность – это система определенных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства, земли, недр, вод. Понятие собственности является не только внутренним (внутри какого-либо общества), но и внешним.

Понятие собственности в экономке очень важно, оно определяет, кто и как получает права на произведенный совместно продукт, а значит, формирует экономические отношения, влияющие на развитие общественного производства и общества в целом.

На заре человечества, в бытность стадности, когда вожак стада «ел первым» деля общую добычу, а затем ели все остальные (раннее стало) или ели в порядке, определяемом вожаком (развитое стадо), то здесь приобретение права собственности носило явно силовой характер. Такое распределение и собственность носили примитивный характер, и касались только непосредственно потребления. Но силовой характер приобретения прав собственности, к сожалению, жив и поныне, и касается уже не только прямого потребления, но и всего остального.

С развитием человечества (уже в период родовой общины) появился новых характер обретения прав собственности – признанный. Это способ обретения прав собственности был уже основан на добровольности и общем признании. Данный способ обретения прав собственности в отличие от предыдущего не нуждался в силовом сопровождении и всецело был основан на общем признании. Правда, он касался в основном личной собственности.

Далее, с появлением отдельных семей с обособленным имуществом, появился еще один вид обретения прав собственности – договорной, в последствии став законным правом. Если в первобытном обществе этот вид обретения прав собственности был основан на договоренности сторон, определявших, что есть чье, то с его развитием он приобретает характер закона, и начинает поддерживаться силой государства.

Понятие распределение тесно связано с понятием распределитель , то есть нечто, определяющее порядок раздела и присвоения. Этим нечто может выступать, как отдельное лицо (вожак, вождь, монарх, хозяин), так и группа лиц (совет старейшин, сенат, совет директоров), а также заранее определенный порядок (традиции, правила, инструкции, закон).

История развития распределения продукта практически равна истории развития человечества, начиная с периода стадности. Но и сегодня, увы, распределение часто основывается на силовом принципе. Так называемое законодательное распределение сегодня это, по сути, силовое, хоть и цивилизованное, распределение. Если законодательное распределение между гражданами равного положения поддерживает фактически договорное распределение, то распределение среди не равных больше похоже на силовое. Кроме того, распределение между государством и гражданами, увы, является чисто силовым распределением. Государство берет у своего населения столько, сколько считает нужным, не обращая внимание на мнение и возможности своих граждан. Хотя современные рыночные государства считаются государствами демократическими, когда речь заходит о деньгах демократия заканчивается. J )

Исторически сложилось так, что распределение готового продукта произведенного сообща, зависит от того, чьи средства производства участвовали в этом процессе. Как правило, хозяин средств производства становится и собственником готового продукта. Вообще то это можно считать справедливым, если собственник средств производства при этом исполнил все свои обязательства перед наемными работниками, и самое главное, что уровень заработной платы является вполне рыночным (при оптимальном уровне безработицы). Разумеется, что здесь имеется ввиду современное рыночное общество, а не рабовладельческий или феодальный период, во времена, которых имела место прямая эксплуатация, основанная на иждивенчестве. В современных рыночных условиях эксплуатация возможна, но только в период высокой безработицы, когда уровень заработной платы резко падает, а, значит, переходит грань обоюдовыгодного обмена. Об этом подробнее будет сказано ниже.

Распределение сегодня сводится не к распределению готового продукта, а к распределению денежных средств, полученных от продажи готового продукта. Поэтому распределение дохода на современных предприятиях, как правило, заключается в выплатах поставщикам сырья и услуг, заработной платы, налогов, взносов во внебюджетные фонды, прибыль, инвестиции в собственное производство, дивиденды и прочие выплаты.

В конце процесса распределения, каждый участник этого процесса, получивший свою долю обретает на нее права собственности, которые сводятся, как принято считать, к четырем правомочиям:

1) право потребления – юридическая возможность фактически употребить полученное благо (вещь, услуга, работа и т.д.);

2) право владения – юридическая возможность фактического обладания вещью и удержания ее в своем владении;

3)право пользования – юридическая возможность эксплуатации имущества и получения от этой эксплуатации дохода;

4)право распоряжения – юридическая возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие судьбу своего имущества (аренда, временное право владения, пользования и распоряжения чужой собственностью).

Считается, что обмен (следующая фаза общественного воспроизводства) – это есть обмен «пучками прав собственности». То есть в результате обмена вы становитесь полноправным собственником выменянного блага (продукта).

Однако, в условиях силового распределения (не общепризнанного) права собственности юридические и права собственности фактические (признанные окружающими) часто не совпадают. Подобное явление часто приносит социальную напряженность в обществе, возникновение конфликтов, вплоть до революций. Общество постоянно развивается, совершенствуется, изменяется сознание людей, традиции, меняется производственный потенциал и т.д. Поэтому очень важно, чтобы законодательство в области экономики, особенно в части прав собственности не отставало от жизни, иначе это приведет к негативным последствиям, что не раз уже доказывала история. Например, права собственности рабовладельцев или феодалов невозможно использовать в наше время, хотя некоторые политики были бы и не против таких законов, не понимая, правда, что подобное законодательство простоит не долго, а просто вызовет очередную смуту в государстве, в которой сторонники подобных шагов назад потеряют и то, что имеют сегодня. Система юридических прав в области распределения должна как можно больше соответствовать реальным отношениям в обществе. Тогда и ее исполнение будет проще, и ее нарушителей будет мало, и производство будет развиваться быстрее!