Что для России значит

Что для России значит "14 макрорегионов"? Макрорегион

Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская,

Костромская, Московская, Орловская, Рязанская,

Смоленская, Тверская, Тульская и Ярославская области, г. Москва

Территория – 0,5 млн. км 2

Население – 29,4 млн. человек

Расположенный компактно в самом центре Европейской России макрорегион оказался в узле всех транспортных путей, пересекающих его в различных направлениях. Удобство транспортно-географического положения и длительное историческое развитие способствовали формированию здесь самого мощного и сложного в России территориально-хозяйственного комплекса . Центр сталосновной экономической опорой государства .

Ему принадлежит первенство в стране по численности населения, промышленно-производственного персонала, по объему основных фондов, производству валового регионального продукта. Главные производственные ресурсы – крупнейшие квалифицированные кадры и основные фонды. Природно-ресурсный потенциал скромен и несопоставим с экономической мощью.

В состав Центрального района входит столица Российской Федерации Москва . Являясь крупнейшим индустриальным узлом, Москва одновременно выступает важнейшим центром подготовки высококвалифицированных специалистов, городом науки и техники, торгово-финансовой деятельности, культуры и искусства. Здесь размещаются правления многих крупных банков и фирм, представительства иностранных компаний.

Первой по значению отраслью специализации является машиностроение , по уровню развитиякоторого район не имеет себе равных ни в России, ни в ближнем зарубежье. В структуре этого комплекса выделяется станкостроение, приборостроение, электронное машиностроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, автомобилестроение, производство тепловозов, вагонов, сельскохозяйственной техники.

Своим машиностроением выделяется также Ярославль, Тула, Тверь, Брянск, Иваново, Владимир, Рязань, Коломна, Королев, Рыбинск и др.

Второй по составу отраслью специализации выступает химическая промышленность . В пределах Центра выпускается почти 1 / 5 продукции российского химико-лесного комплекса. Здесь развиты и производства основной химии, и отрасли химии органического синтеза.

Центральный район производит в России примерно 1 / 4 химических волокон, 1 / 5 автомобильных покрышек, 1 / 6 пластмасс, 1 / 7 удобрений, значительное количество красителей, продукции химико-фармацевтической промышленности.

Третьей отраслью специализации является легкая промышленность . По разнообразию, количеству и качеству выпускаемых изделий и предметов массового потребления Центр не имеет себе равных.

Самой крупной отраслью является текстильная промышленность. В Центральном районе производится более 4 / 5 тканей России. Почти все предприятия работают на привозном сырье (среднеазиатский хлопок, северокавказская, поволжская и казахстанская шерсть, среднеазиатский и закавказский шелк-сырец). В больших масштабах используются химические волокна и искусственная кожа, производимые местными комбинатами.

По предпринимательскому климату из общего количества 13 регионов Центра в группу с высокой привлекательностью попали только Москва и столичная область.

В связи с перспективами социально-экономического развития предстоит решить ряд проблем :

    сохранение и приумножение крупнейшего производственного, научно-технического и инфраструктурного потенциала макрорегиона;

    экологическое оздоровление крупных городов и вывод особо вредных предприятий;

    разгрузка больших городов с организацией филиалов головных предприятий в средних и малых городах;

    возрождение ныне деградирующих малых городов и сельских поселений, имеющих культурно-историческое, рекреационное и хозяйственное значение;

    расселение и обустройство в малозаселенных областях (Смоленская, Тверская) беженцев и мигрантов, а также воинских контингентов, выводимых из ближнего зарубежья;

    организация взаимодействия депрессивных, низкодоходных областей (Тверская, Рязанская, Ивановская, Владимирская, Брянская и др.) с более развитыми, опорными (Москва и область, Ярославская, Тульская области и др.) для выравнивания социально-экономических уровней;

    развитие крупных корпоративных (отраслевых и межотраслевых) производственных структур (концернов, корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп) преимущественно со смешанной и государственной собственностью, наиболее эффективных в современной рыночной экономике.

    Макрорегион агломерации Сан Паулу на карте. Макрорегион агломерации Сан … Википедия

    Восток макрорегион, включающий в себя Азию и Северную Африку. Нередко противопоставляется «Западу» (в социо и этнокультурном аспекте), отождествляемому в период до Нового времени с Европой (к которой в последующий период добавляются… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Восток (значения). Восток макрорегион, включающий в себя Азию и Северную Африку. Нередко противопоставляется «Западу» (в социо и этнокультурном аспекте), отождествляемому в период до Нового… … Википедия

    Координаты: 55°46′21.68″ с. ш. 37°35′31.23″ в. д. / 55.772689° с. ш. 37.592008° в. д. … Википедия

    Сюда перенаправляется запрос «Население Румынии». На эту тему нужна отдельная статья. Румыния рум. România … Википедия

    Город Бухарест рум. Bucureşti … Википедия

    Политика Портал:Политика Румыния Эта статья часть серии: Конституция … Википедия

    Административное деление Румынии Регионы развития Жудецы Муниципии Города Коммуны … Википедия

    За год на 100 тысяч человек. Определение умышленного убийства разнится от страны к стране. Разные страны включают или не включают в него детоубийство, эвтаназию или помощь в самоубийстве. На демографию умышленного убийства влияет уровень… … Википедия

    Восток: В Викисловаре есть статья «восток» Восток одна из сторон света. Восток (макрорегион) … Википедия

Книги

  • Макрорегион Сибирь. Проблемы и перспективы развития , . В настоящем издании представлены результаты исследований ведущих российских ученых в области регионального развития и упраатения социально-экономическими, экологическими и культурными…
  • Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов , Усс А.В.. В настоящем издании представлены результаты исследований ведущих российских ученых в области регионального развития и управления социально-экономическими, экологическими и культурными…

Типичный пример псевдореформы или подготовка к упразднению национальных республик: зачем Россию поделят на 14 частей

Россию поделят на 14 макрорегионов. Это предусматривает «Стратегия пространственного развития», предложенная Минэкономразвития России. В разделении на макрорегионы многие увидели не только способ выравнять социально-экономическую ситуацию в стране, но и цель - укрупнить регионы и ликвидировать национальные республики. Эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что если это и произойдет, то не при нашей жизни. В целом эффективность будущей реформы они оценили по разному - одни считают, что она будет способствовать подтягиванию регионов-реципиентов, другие видят в этом создание видимости бурной деятельности.

Разделят на 14 частей для создания единого целого

По информации «Коммерсанта» , по аналогии с уже устоявшимся выделением Дальнего Востока и Северного Кавказа выделят Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.

Судя по всему, Приволжский федеральный округ разделят на два: Волго-Камский, Волго-Уральский. Татарстан, видимо, будет принадлежать к Волго-Камскому макрорегиону.

Предполагается, что деление на макрорегионы позволит обеспечить лучшие условия для взаимодействия между субъектами. В состав каждого макрорегиона будет включен хотя бы один крупный центр экономического роста. Это будет способствовать равномерному территориальному распределению инвестиций и в целом социально-экономическому выравниванию.

«Страна в еще большей степени станет единым целым не только в административно-политическом, но и социально-экономическом плане», - так комментировал на парламентских слушаниях о разработке «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» сенатор от Воронежской области Сергей Лукин.

Разговоры о новом территориальном делении начались еще в прошлом году. Телеграм-канал «Методичка» писал, что Аппарат президента до 2024 года наметил задачу по укрупнению регионов. Объединять будут по экономическому потенциалу и отказываться от национально-территориальной модели, а экспериментальной площадкой станет Поволжье. Якобы Татарстан в обмен на роль лидера макрорегиона должен отказаться от выраженной национальной идеологии, поскольку в регион вливаются в том числе национальные республики.

«Никто не собирается отменять территориальное разделение»

Однако эксперты, опрошенные «Реальным временем», считают, что стратегия пространственного развития - это не об укрупнении регионов и тем более не о ликвидации национальных республик.

Никто не собирается отменять территориальное разделение. На данном этапе речь не идет о том, что будет 14 регионов вместо 85. Если будет в будущем такая идея, то ее нужно очень серьезно прорабатывать и она требует серьезных обоснований. Но на нынешнем этапе и Башкирия, и Татарстан, и все остальные останутся в рамках своих границ и национально-культурных особенностей. Разрушать национально-культурные особенности нельзя, потому что это достояние страны, а не проблемы, - говорит Андрей Колядин, политолог, бывший сотрудник администрации президента РФ, экс-заместитель полномочного представителя президента в УрФО.

По словам Колядина, лидером Волго-Камского макрорегиона может быть Татарстан, если за основу возьмут экономический драйвер.

То, как он развивается, как выстраиваются взаимоотношения элит, говорит о том, что на этот регион можно опереться как на экономический драйвер. Есть политические точки - это Нижний Новгород, где находится полпредство, основные федеральные ведомства. Но я не могу сказать, что Нижний Новгород сравним по социально-экономическому росту с Татарстаном, тем не менее есть сложившиеся территориально-политические разделения, на которые тоже можно опереться, и в принципе много достойных регионов - и Саратов, и Самара, и Пермь. Думаю, что если определить роль в развитии каждому из регионов, то можно сделать хороший социально-экономический кластер, который будет приносить пользу государству, - говорит Колядин.

Пример Дальнего Востока и Северного Кавказа - эффект не очевидный или его нет

В целом инициативу по созданию макрорегионов политолог оценивает положительно: «Большинство унификаций экономического, социального пространства абсолютно рациональны. Они предполагают, что сначала это экономическое пространство внимательно изучается, взвешивается потенциал, перспективы развития каждого из направлений, а потом формируются некие кластеры, в данном случае 14 кластеров РФ, в которых понятно что делать, понятно во что вкладываться, понятно какие направления развивать. И я думаю, что это нормальное решение, это лучше, чем когда все по-прежнему и никто ничем не занимается».

Однако при этом Колядин отметил, что на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, которые стали первыми макрорегионами, не заметен очевидный эффект.

Сказать, что кардинально изменилась ситуация на Кавказе и Дальнем Востоке, нельзя. Но то, что туда сейчас вкладываются - развитие инфраструктуры, развитие научного кластера, если говорить о Кавказе - то еще наведение порядка, которое предполагает, что не тейпы должны управлять экономикой и геополитикой, а профессионалы. Это только начало пути. И потом это не основные центры развития нашей страны и не клондайки. Это первые шаги в развитии, - говорит Колядин.

Политолог, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета при главе Крыма Игорь Рябов считает, что разделение на макрорегионы не предполагает объединение субъектов.

Субъекты останутся, главы регионов останутся. Не объединили же регионы Северного Кавказа - Чечню и Ингушетию? В этом я не вижу опасности. Может быть когда-нибудь кто-то подумает о том, что бы реализовать предложение Жириновского по ликвидации национальных образований, но не при этом президенте и не при нашей жизни. Это один шанс на миллион, - говорит Рябов.

Деление на макрорегионы, по его словам, мало что даст экономике.

- У нас есть опыт выделения Дальнего Востока и Северного Кавказа. Кто-то считает его удачным. Я не считаю его удачным. С Дальнего Востока население как уезжало, так уезжает - те, кто могут, уехал в Сингапур, Тайланд, Китай, другие в Москву. Единственный регион, который дает прирост населения - это Якутия. Прирост населения, мне кажется, - это и есть реальный показатель устойчивого экономичного развития.

«Это попытка что-то поменять, ничего не меняя»

По словам Рябова, решения для экономического роста должны быть совсем другие.

Кооперация субъектов - это не главное. Главное - это экономический климат в стране, инвестиционный и бизнес-климат, это отсутствие давления силовых структур, это частная собственность, это уход от чрезмерной бюрократизированности и регламентации бизнеса. Межрегиональная интеграция будет независимо от того, будет формальное деление на макрорегионы или нет. Это попытка что-то поменять, ничего не меняя. Чтобы в стране появились центры экономического роста, надо менять что-то системно. Бюджет Москвы - 2 трлн рублей, есть город Алдан - это «убитый» город. Почему? Потому что компания «Алданзолото» зарегистрирована и платит налоги в Москве, - говорит Рябов.

По словам политолога, проблема экономического роста в концентрации капиталов в столице, и чтобы территории развивались равномерно, мало поделить страну на 14 округов, надо менять экономическую политику.

Политтехнолог Аббас Галлямов скептически отнесся к делению России на 14 макрорегионов.

Это типичный пример псевдореформы. Они происходят тогда, когда элиты начинают понимать, что ничего не делать уже нельзя, но вот что-то менять по существу им еще страшно. Тогда и рождаются такие идеи - с одной стороны, они не угрожают существующему порядку, а значит, не несут угрозы их авторам, а с другой - избавляют их от обвинений в ничегонеделании, - говорит Галлямов.

Другое мнение у директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова. Исследования, которые проводил Центр говорят о том, что нынешнее состояние региональной политики упирается в ее недифференцированность и пространственное развитие способно выровнять социально-экономическое положение регионов.

Сложно найти общий подход к развитию, скажем, Еврейской области и Хабаровского края - разные потенциалы. Действительно, для пространственного развития нужны регионы класса А (локомотивы), вокруг которых и будет происходить так называемое пространственное развитие. Например, Сибирь, Енисейская, Байкальская модель - это проекты именно такого уровня, подтягивающие за счёт ресурсных регионов более слабые. За счёт Красноярских инвестиций - Туву и Хакасию, за счёт Иркутской области - Забайкалье и Бурятию. Такие же макрорегионы на Кавказе, на Урале, в центре, помогут развивать страну стратегически и равномерно.

По мнению эксперта, речи об упразднении национальных республик не идет, они останутся и в ряде случаев станут локомотивами макрорегионов.

Национальные республики останутся и в ряде случаев станут как раз локомотивами. Очевидно, что Татарстан и Башкирия обладают таким потенциалом, а на Кавказе - это Дагестан, Чечня. На Дальнем Востоке такой подход дает эффект - раскрывается потенциал Камчатки (инвестиции в СМП, проект СПГ, туризм), Приморья, Амурской области. Туда пришли инвестиции именно как в макрорегион, и это очень верное решение. Так же развивались США в свое время, страны АТР и так далее, - считает Гращенков.

Дарья Турцева

Макрорегионы - это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения.

В настоящее время для макроэкономических исследований выделяются два макрорегиона - Западная и Восточная зоны страны.

Природные и демографические ресурсы их развития столь различны, что подходы к формированию этих зон принципиально не совпадают.

На территории Западной зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь топливноэнергетических.

Основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, 62% продукции цветной металлургии и т.д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в Западной зоне страны и экспортируется.

Границы макрорайонов принимаются несколько условно, поскольку в пределах каждого из них имеются районы, природно - климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом.

Так, арктические районы как Западной, так и Восточной зон резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным предпосылкам, по достигнутым уровням социально-экономического развития и степени освоенности. Однако выделение арктических районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагают ряд экономгеогра- фов, вряд ли актуально, так как организационные формы жизнеобеспечения и управления этими территориями жестко связаны со сложившейся структурой административного деления страны.

В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав Восточной зоны страны, переведены в состав Западной зоны в силу большей схожести по уровням развития и обеспеченности ресурсами.

Понятие «экономический район» является основным элементом территориальной структуры народно-хозяйственного комплекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, получившую развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок. Обязательный признак экономического района - относительно законченная система воспроизводственного процесса.

Можно дать и другое определение этого понятия: экономический район - это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда.

В экономической литературе имеется множество определений экономического района. Однако, различаясь теми или иными оттенками, в основном терминологического и понятийного характера, практически все определения включают в себя такие базовые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социальноэкономических предпосылок развития.

Принципиальным моментом определения экономического района является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, способствующих выделению его в равноправную территориальную единицу предплановых и прогнозных исследований.

Наряду с экономическим районированием территория страны может делиться на условные территориальные образования по одному или группе факторов, влияющих на региональное разделение труда. В частности, это можно отнести к энергоэкономическому и демографическому районированию и т.п. Основу энергоэкономического районирования составляет деление страны по степени обеспеченности территории собственными энергоресурсами, экономике их использования, их дефицитности или избыточности и т.п. Однако эта принципиально важная экономическая категория входит составной частью в экономическое районирование, как и все другие частные территориальные деления по отдельным факторам и условиям развития.

Выделение экономического района в системе народного хозяйства страны осуществляется на основе формирующегося районного хозяйственного комплекса в рамках принятого на конкретном этапе развития экономики административного деления. Знак равенства между понятиями «экономический район» и «районный хозяйственный комплекс» ставить нельзя.

Районный хозяйственный комплекс - система хозяйства и социальных процессов, объективно формирующихся в пределах определенной территории. Экономический район - понятие более широкое, так как он может включать в свой состав хозяйственные комплексы ряда территорий, характеризующихся или однотипными направлениями развития и специализации, или подчиненных друг другу в решении конкретных социально-экономических задач развития территории нескольких административных образований.

Экономический район выделяется на базе группировки хозяйственных комплексов ряда административных образований в целях обеспечения управления экономическими процессами, создания банка данных унифицированной информации, проведения предплановых и прогнозных исследований на основе единой методологии.

Первое практическое отражение экономическое районирование нашло в плане ГОЭЛРО (1920). В нем было выделено 8 крупных районов. В 1921 г. Госплан России разработал проект разделения страны уже на 21 экономический район.

В основу районирования был положен экономический принцип. В виде района выделялась своеобразная, по возможности экономически оформленная территория страны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, национальных навыков населения с его подготовкой для дальнейшей производственной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства.

Таким образом, основные контуры районов определяются природными условиями, степенью вовлеченности их в использование, специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, квалификацией, национальным составом, концентрацией в городах и на селе), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры.

Сетка экономических районов в СССР неоднократно пересматривалась, изменялось их количество и уточнялся состав крупных районов.

Первый пятилетний план (1929-1932) был составлен по 24 районам, второй - по 32 районам и зоне Севера, третий (1938-1942) - по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г.), включающая 18 крупных экономрайонов, в том числе 10 крупных районов РСФСР - Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время в силу возросших различий в развитии производительных сил из Северо-Западного района выделена значительная территория, образовавшая Северный экономический район.

Рыночные отношения не вносят коренных изменений в формирование материальной основы территориальных комплексов и территориальное разделение общественного труда (лишь модифицируют его). Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие принципы экономического районирования. Важнейший из них - обеспечение рациональной территориальной специализации, концентрации и комплексности хозяйства, включая самодостаточность финансово-бюджетных ресурсов. Наряду с этим усиливается роль социального, экологического и организационного факторов. Нельзя недооценивать (как и переоценивать) значение такого принципа районообразования в рыночной экономике, широко используемого на Западе, как учет диверсификации хозяйства. Однако по своей значимости он уступает влиянию традиционной территориальной комплексности.

Вместе с тем можно утверждать, что существующая сетка экономических районов требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования. К ее основным недостаткам относятся: практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических); раз- номасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом (по населению Центральный район в 5 раз превосходит Северный, при этом его территория более чем в 3 раза меньше); недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топлива внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются более чем вдвое).

Резко различаются по специализации и направленности дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ.

Территориально-организационная структура привязана к укреплению государственного строя, обеспечивая надлежащую управляемость общественного развития.

Реализации указанной задачи будет способствовать, в частности, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преобразования административного деления.

Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управления - планирования (прогнозирования), оперативного регулирования, координации, учета и контроля в различных государственных и иных сферах. Для этого необходимы организационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами.

Особая проблема административного районирования - национально-территориальная структура. Несмотря на внешне многонациональный состав населения России, преувеличивать значение этого обстоятельства нельзя, хотя бы потому, что коренное население (русские) составляет у нас 4/5 всех жителей. По международным стандартам, Россия относится не к многонациональному, а мононациональному типу государств, хотя и с весьма пестрой этнической структурой. По целому ряду причин заложенный 75 лет назад национальный принцип административно-территориального деления изжил себя и действует только в силу исторических традиций.

Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть, что в РФ провозглашены в качестве основ конституционного строя права и свободы и повсеместно распространены национально-культурные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации при нерушимости территориальной целостности государства. Правовое государство не может признавать особых прав одного региона (а следовательно, народа) по сравнению с другими, а мировая практика показывает, что федеративные государства с ненациональным территориальным делением являются наиболее устойчивыми. Нигде, кроме России, нет многочисленных государственно-национальных образований, к тому же наделенных, вопреки Конституции, дополнительными правами - не только экономическими, но и политическими (двусторонние договоры с Центром).

В последние годы прослеживается реализация идеи усиления межрегиональной интеграции смежных областей, краев, республик. Практика показывает, что самостоятельно, без участия федерального Центра регионам не под силу создать объединяющие территориально-организационные структуры.

Попытки стихийной организационно-хозяйственной консолидации областей проявлялись и раньше.

Так, в свое время о создании экономического союза в границах бывшего Приокского совнархоза договорились 6 областей - Брянская, Калужская, Липецкая, Орловская, Рязанская и Тульская. В какой- то мере эта идея реализуется сейчас в образовании 8 межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия - «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга», «Сибирское соглашение», а также созданные на Северо-Западе, в республиках, краях и областях Северного Кавказа, в Уральском регионе и на Дальнем Востоке.

Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 № 918 определены их основные задачи и делегированы некоторые права федеральных органов (формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природными ресурсами и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ассоциации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межрегиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные между собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассматриваться как основа нового районирования.

Некоторые ученые и специалисты предполагают ликвидировать недостатки сложившейся территориально-организационной структуры посредством предоставления всем субъектам Федерации равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложившейся областной основе. Помимо того что рекомендуемая схема кардинально не решает вопрос (сохраняются перекосы в экономическом потенциале регионов, недостатки их специализации и комплексности и т.п.), ее реализация сейчас вообще невозможна, ибо регионы уже получили законодательный статус, обладают определенными правами, которые нельзя отобрать, не нарушая Конституцию.

Вышесказанное не означает прекращения работ по совершенствованию сетки экономического районирования в целях повышения эффективности региональной политики управления государством.

В настоящее время существует ряд проектов регионального деления страны35.

Первый проект основан на базе действующей сетки экономического районирования: 1) Центр; 2) Север; 3) Северо-Запад; 4) Волго-Вятка; 5) Центральное Черноземье; 6) Северный Кавказ; 7) Поволжье; 8) Урал; 9) Западная Сибирь; 10) Восточная Сибирь; 11) Дальний Восток.

Второй проект делаетупор наразукрупненную сетку: 1) Российский Центр (Московский регион); 2) Европейский Север; 3) Северо-Запад; 4) Запад; 5) Волго-Ока; 6) Волго-Вятка; 7) Центральное Черноземье; 8) Северный Кавказ; 9) Средняя Волга; 10) Нижняя Волга; 11) Средний Урал; 12) Южный Урал; 13) Западная Сибирь; 14) Южная Сибирь; 15) Восточная Сибирь; 16) Забайкалье; 17) Дальний Восток; 18) Северо-Восток.

Третий проект составлен с учетом укрупненной сетки: 1) Российский Центр (Центральная Россия); 2) Северо-Запад; 3) Центральное Черноземье; 4) Северный Кавказ; 5) Поволжье; 6) Урал; 7)

Сибирь; 8) Дальний Восток.

Для третьего проекта по сравнению с действующим и особенно разукрупненным районированием характерно относительное выравнивание экономических характеристик макрорегионов.

Сохраняя преимущества высокой концентрации ресурсов в каждом макрорегионе, укрупненная сетка (8 районов) имеет сравнительно небольшие колебания экономического и структурно-организационного потенциала: населения - в 2,7 раза, количества входящих областных единиц - в 1,7, тогда как колебания указанных показателей для действующей сетки (11 районов) составляют соответственно 4,9 и 2,6, а для разукрупненной сетки (18 районов) - соответственно 10,6 и 5 раз.

На стабилизацию социально-политической обстановки в регионах оказывает влияние «степень присутствия» национального фактора. В этом отношении укрупненная и действующая сетки дают определенные преимущества: максимальный удельный вес населения национальных образований составляет здесь 35-36%, в то время как при разукрупненной сетке - 53% (хотя фактическая численность титульных этносов значительно ниже).

Укрупненная сетка в значительной степени совпадает с действующей схемой межрегиональных ассоциаций, хотя цели и задачи этих образований имеют значительные различия.

Ввиду большого сходства специализации входящих регионов (областей, краев, республик), их тесных связей и благоприятных условий хозяйственной интефации в каждом из 8 макрорегионов четко прослеживается выраженная общность решаемых специфических межрегиональных проблем. При активной поддержке федерального Центра это будет способствовать успешной реализации главных общенациональных задач - выходу из кризиса, стабилизации и оживлению экономики.

Таким образом, с точки зрения целей реформирования территориального деления страны предпочтительным можно считать проект укрупненной сетки административно-экономических образований. Ввиду офомных размеров отдельных районов (Сибирь и Дальний Восток) может потребоваться их разукрупнение и доведение общего числа макрорегионов до 10.

Однако этим реформирование территориального деления не исчерпывается.

Современная России состоит из двух огромных частей: Западного (Европейская часть России и Урал) и Восточного макрорегионов (азиатская часть России). Они различаются историческими особенностями освоения территории, природно-климатическими особенностями, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением основных ресурсов и их использованием, перспективами развития.

Территория России до настоящего времени подразделяется на 11

экономических районов, из них 8 - в Западном макрорегионе (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский) и 3 в Восточном макрорегионе (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела по следующим причинам:

во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже - в республиках, краях и областях);

во-вторых, многие районы (Сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию;

в-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности населения, так и по экономическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

Поэтому, например, Центральный район, где проживает почти 1/2 населения страны и сосредоточены 1/з промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком, огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей), или с северными районами (4% жителей).

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

Самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориальнопроизводственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и т.д.) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до мелких) и сельских поселений, миграцию населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в регионах более низкого ранга - в административно-территориальных единицах (в республиках, краях и областях). К сожалению, действующее административно-территориальное деление в значительной степени устарело.

До революции в границах современной России насчитывалось 56 административных единиц. В 1920-е гг. в Советской России их число первоначально сократилось до 14 областей, краев и автономных республик. Однако командно-административной системе управления потребовалось более дробное деление страны. В итоге к моменту распада СССР Российская Федерация состояла из 49 областей, 6 краев (в составе которых было 5 автономных областей), 16 автономных республик. В слабо заселенных районах России (в областях и краях) было образовано 10 автономных и национальных округов. В современной России автономные республики и области (кроме Еврейской автономной области) добились повышения своего статуса, став республиками (их ныне 21).

При этом бывшие автономные области (включая Еврейскую) вышли из состава краев, и теперь фактически нет разницы между краями и областями России. Такая сложная современная административно-территориальная система России не обеспечивает нормальных условий для территориального управления.

Было бы целесообразно привести сложившуюся систему территориального районирования в соответствие с новыми требованиями, возникшими в связи с переходом на рыночную экономику.

В России выделяются две широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и Основная зона расселения и хозяйственного освоения. Иными словами, мы имеем вновь два макрорегиона, только разделенных не меридиональной, а широтной границей. Сама зона Севера может быть поделена на несколько частей - районов: Европейский Север, Обский Север, Енисейский Север (Обский и Енисейский Север могут быть объединены в единый Сибирский Север) и Северо-Восток.

Более сложно разделить основную зону расселения и хозяйственного освоения. Для нового районирования густозаселенной и староосвоенной ее территории необходимо учитывать следующие факторы:

исторический - как поэтапно осваивалась территория России; расселенческий - как размещается население и какие крупные взаимосвязанные системы населенных пунктов образуют ареалы расселения, к каким крупным городам и агломерациям тяготеет население;

экономический - учет крупнейших промышленных узлов и районов, научных центров с наукоемкими производствами;

природный, связанный не с природным районированием и зонированием, а с географией речных бассейнов России. Это особенно важно, так как исторически все русские княжества возникали вокруг городов на важных речных системах. Исторические границы внутри России, как и во многих странах, проходили по водоразделам рек. То есть наблюдается четкая взаимосвязь гидрографического, исторического и расселенческого факторов.

Реки с их пресной водой являются важным фактором для размещения экономики. Пресная вода - важнейший из ресурсов для жизни людей, а охрана водных ресурсов - одна из главных проблем экологии.

Исходя из изложенных факторов и особенностей, учитываемых при районировании, предлагается следующая система районирования: 1.

Балтийский район, охватывающий бассейн рек Балтийского моря, - Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области. 2.

Волго-Днепровский, охватывающий Верхнюю Волгу - Тверская, Смоленская, Брянская, Калужская области. 3.

Волго-Окский, включающий области Центрального района - Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Ивановскую, Ярославскую и Костромскую. 4.

Москва и Московская область - их целесообразно выделить в специальный федеральный округ. 5.

Волго-Камский - Нижегородская, Кировская области и республики Марий Эл, Чувашская и Мордовская. 6.

Средневолжский - Самарская, Ульяновская, Пензенская области и Республика Татарстан. 7.

Нижневолжский - Саратовская, Волгоградская, Астраханская области и республика Калмыкия. 8.

Черноморско-Азовский район - Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. 9.

Северный Кавказ (горный) - республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия. 10.

Северный Урал - водораздел рек Камы и Оби: Пермская, Свердловская области и Удмуртская Республика. 11.

Южный Урал - Оренбургская, Челябинская и Курская области. 12.

Обь-Иртышский (Западная Сибирь) - юг Тюменской области (без Ямало-Ненецкого и Ханты Мансийской округов), Омская, Новосибирская и юг Томской области. 13.

Верхнеобский (Кузнецко-Алтайский) - Кемеровская область, Алтайский край и Республика Алтай. 14.

Ангаро-Енисейский - юг Красноярского края, республики Хакасия и Тыва. 15.

Байкало-Амурский - юг Иркутской области, Республика Бурятия и Читинская область. 16.

Тихоокеанский - Амурская область, юг Хабаровского края, Еврейская автономная область, Приморский край и Сахалинская область (включая Курильские острова). 17.

Европейский Север - Мурманская, Вологодская и Архангельская области (включая Ненецкий автономный округ), республики Карелия и Коми. 18.

Обский Север - северная часть Тюменской области (в границах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов) и север Томской области. 19.

Енисейский Север - север Красноярского края и север Иркутской области. 20.

Северо-Восток - Республика Саха (Якутия), север Хабаровского края, Магаданская область (включая Чукотский автономный округ), Камчатская область (включая Корякский автономный округ).

В связи с предлагаемой системой экономического районирования необходимо привести в соответствие и административнотерриториальное деление России.

Так как при районировании использовался широтный принцип, то многие административно-территориальные единицы должны быть поделены на северную часть и южную, расположенную в основной зоне расселения и хозяйственного освоения. 1.

Тюменская область делится:

на Южно-Тюменскую (до границы с Ханты-Мансийским автономным округом);

Северо-Тюменскую, включающую Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. 2.

Томская область делится:

на Южно-Томскую - по границе, проходящей от Северной границы Южно-Тюменской области через город Колпашев, далее по реке Кетьдо Красноярского края;

Северо-Томскую, включающую всю северную часть области от северной границы Южно-Томский до границы с Ханты- Мансийским округом. 3.

Красноярский край делится:

на Южно-Красноярскую область - по границе от Северной границы Южно-Томской области (проходящей по реке Кетъ) перпендикулярно реке Енисею с выходом на границу Эвенкийского автономного округа;

Северо-Красноярскую область (включая часть, не вошедшую в Южно-Красноярскую область, в том числе Эвенкийский и Таймырский автономные округа). 4.

Иркутская область делится:

на Южно-Иркутскую, северная граница которой проходит от северной границы Южно-Красноярской области, далее перпердикулярно реке Лене до пересечения с республикой Бурятия;

Северо-Иркутскую область, куда войдет часть, не вошедшая в Южно-Иркутскую область, и, возможно, часть Республики Саха (Якутия), расположенная между двумя территориями Северо-Иркутской области (города Мирный, Ленек).

Хабаровский край делится:

на Южно-Хабаровскую область с границей от северной границы Амурской области по кратчайшему пуги до Охотского моря (включая Шантарские острова);

Северо-Хабаровскую область, включающую не вошедшую в территорию Хабаровского края Южно-Хабаровскую область.

Все остальные административно-территориальные единицы остаются в прежних границах.

В экономических районах, по нашему мнению, необходимо создать территориальные органы управления во главе с губернатором, а в республиках, краях и областях, входящих в тот или иной экономический район, территориальные органы управления должны возглавляться наместниками губернатора с ограниченным штатом. 6.3.

Наиболее крупными из них являются Экономические зоны, представляющие собой группы укрупненных районов, предназначенные для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил на период становления рыночных отношений. В России выделяют две экономические зоны Ц Западную и Восточную. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс. Восточная зона, как основная ресурсно-энергетическая база страны, и в перспективе сохранит приоритет в разработке лесных ресурсов, дальнейшем развитии энерго- и водоемких отраслей промышленности.
Укрупненные районы формируются в экономических зонах по принципу общности природно-ресурсного потенциала, специализации хозяйства и экономических связей. Главным принципом их выделения являются уровень хозяйственного освоения и развития, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. В западной зоне выделяются четыре укрупненных района Ц Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне выделяются два укрупненных района Ц Сибирь и Дальний Восток.
Основным звеном в системе макрорегионов России являются крупные экономические районы, каждый из которых Ц это целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию и прочные внутренние экономические связи. В настоящее время Россия имеет 11 крупных экономических районов Ц Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
Крупные экономические районы отличаются широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации. В них около 2/3 всего грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи. Во всех районах отрасли специализации дают свыше половины всей промышленной продукции, а в пяти районах России свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский).
На базе экономических районов сегодня образовано восемь региональных ассоциаций (фактически речь идет о новой форме экономической интеграции): "Северо-Запад", "Центральная Россия", "Черноземье", ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, "Большая Волга", "Уральская", "Сибирское соглашение", Дальневосточная ассоциация.