Неналоговые платежи являются объектом пристального внимания со стороны государства. В ближайшем будущем в этой системе планируется навести полный порядок – унифицировать неналоговые выплаты, закрепить единые принципы их формирования и взимания. Часть платежей отменят. Появление новых платежей и повышение ставок уже действующих станет более экономически обоснованным. В данной статье поговорим о том, что представляют собой неналоговые платежи и как они изменились на законодательном уровне.
В России существуют и налоги, и неналоговые платежи. При этом, опираясь на Налоговый кодекс РФ, проблематично четко разграничить эти два вида платежей. Сейчас юридическим критерием отличия налогового от неналогового платежа является признак нормативно-отраслевого регулирования, в соответствии с которым налоговые обязательства регламентируют нормы Налогового кодекса РФ, а неналоговые – нормы других правовых отраслей. Остановимся более подробно на различии между налоговым и неналоговым платежом.
Уплата налога – это обязанность, которая появляется всегда, если есть объект налогообложения. Устанавливает и вводит налог закон, а значит, уплачивать его нужно в принудительном порядке на безвозмездной основе. Данный вид платежа абстрактен, и целевое назначение у него отсутствует.
Пошлину или сбор уплачивают, чтобы достичь определенных интересов и целей. Те, кто вносят пошлину или сбор, – это лица, которые обращаются в специальные учреждения для получения нужных им услуг. С теоретической точки зрения пошлины и сборы взимаются с целью покрытия расходов органа, который несет их при выполнении своей деятельности. В данном случае нет ни убытков, ни чистой прибыли.
Неналоговые платежи бывают четырех видов. К неналоговым платежам относятся:
То есть налоги являются принудительными сборами, которые граждане РФ уплачивают государству. Налоги не плата за определенные услуги госорганов. В этом и заключается отличие налоговых платежей как от пошлины, так и от государственных частных и правовых доходов.
Налоговая система РФ, безусловно, нуждается в усовершенствовании, так как в последние несколько лет наблюдается довольно сложная геополитическая обстановка. Из страны в больших масштабах уходит капитал, цены на энергоносители снижаются, вводятся двусторонние санкции, а рубль стремительно ослабевает. Если сравнить Россию с другими государствами, налоговая нагрузка у нас существенно выше. Согласно информации МВФ, она превышает показатели стран БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, где налоговая нагрузка больше, чем в РФ). Все это говорит о неблагоприятной налоговой обстановке в России.
Проблемы в финансовой и экономической отрасли явно указывают на то, что следует формировать эффективную налоговую политику. Этими вопросами в данный момент озабочены и органы законодательной и исполнительной власти, и научное и экспертное сообщества. Нужно выработать четкие эффективные механизмы налоговой политики, за счет которых экономическая система России могла бы стабилизироваться. При этом должны решаться социальные и экономические проблемы в стране и, конечно, создаваться благоприятные налоговые условия для ведения бизнеса. Необходимо сформировать согласованную налоговую систему, в рамках которой в бюджет могли бы стабильно и в достаточном количестве поступать средства, а предприниматели и население были настроены на созидательную деятельность.
Сегодня в соответствии с налоговой политикой РФ вводится немало эффективных мер для улучшения ситуации. Но очевидно, что выстроить эффективную, стабильную, справедливую систему налогообложения тем не менее очень сложно.
Налоговая система в России должна способствовать не только качественному росту уровня налогового администрирования. Она должна стимулировать активизацию бизнес-процессов и легализацию теневого экономического сектора. Именно поэтому мысль о том, что бюджетные доходы можно повысить не многолетними манипуляциями с изменением налоговых ставок, механизмом взимания, налогового администрирования, а увеличением деловой активности и ростом промышленного производства, совершенно справедлива. При этом у инструмента финансирования под будущие налоговые поступления неплохие перспективы для повышения бизнес-активности, и им успешно пользуются во всем мире.
Можно сказать, что государство занято решением двух важных задач – сбором и грамотным распределением полученных благ в соответствии с целями, которые достигаются при реализации фискальной функции налогов. Если грамотно реализовывать фискальную функцию, государство станет финансово стабильным. Кроме того, укрепится действующая общественно-политическая структура.
Следует подчеркнуть, что социально-экономические задачи не всегда решаются при помощи доходной части бюджета. Нередко затраты несут третьи лица, а государство при этом также гарантирует свои обязательства. В качестве примера можно привести оплату больничных листов в первые три дня болезни работника работодателем, предусмотренную на законодательном уровне. Оплата для работодателя обязательна, и государство никак не компенсирует ему затраченные средства. При этом данный платеж не является налоговым, и подобных выплат в российском законодательстве очень много. Таким образом, в современном Налоговом кодексе РФ нет платежей, которые появляются в рамках отношений, которые регулирует не налоговое законодательство, а иные нормативные документы, служащие основанием для их взимания. При этом такие действия являются обязательными к исполнению. За невыполнение предусмотрены различные санкции, перечисленные, к примеру, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях или в Уголовном кодексе РФ. На основании этих правовых актов контролирующие ведомства могут применять по отношению к нарушителям различные санкции, приостанавливать или закрывать бизнес. Такие платежи – несколько иная форма исполнения налогоплательщиком обязательств перед государством, которое благодаря этому достигает своих целей и решает необходимые задачи.
Институт неналоговых платежей со стороны бизнеса и доходов государственных, местных бюджетов и целевых фондов дополнительно способствует устойчивости финансовой системы государства за счет источников, на которые не так сильно влияют экономические колебания.
С учетом вышесказанного можно отметить, что неналоговые платежи являются возмездными и безвозмездными выплатами, которые появляются в рамках отношений, которые не регулирует Налоговый кодекс РФ. Неналоговые платежи делают как организации, так и индивидуальные предприниматели в пользу третьих лиц, включая органы государственной власти. Сумму платежей устанавливают различные государственные нормативные акты разных уровней власти. При нарушении обязательств по платежам уполномоченные ведомства могут наложить ограничения на ведение бизнеса или полностью закрыть его.
Для работников банков ЦБ выпустил методические рекомендации по проверке платежек, а налоговики используют новые проверочные программы. Поэтому даже распространенные платежи оказываются под подозрением. В результате деньги могут не дойти до адресата, компания попадет в черный список, а счета заблокируют. Чтобы такого не произошло, редакция журнала «Коммерческий директор» выяснила у инспекторов и банкиров, что им не нравится в платежках и как оформлять документы, чтобы избежать рисков.
Сохраните себе инструкцию и используйте ее при подготовке платежных документов.
Мнение эксперта
Павел Гагарин ,
председатель совета директоров компании «Градиент Альфа», Москва
Неналоговых платежей становится все больше. В данный момент их число приближается к 70. В 2017 г. сумма сбора за проезд тяжелых грузовых машин по трассам федерального значения составит для перевозчиков 20 млрд рублей. В общей сложности нагрузка по неналоговым платежам будет равна 700 млрд рублей.
Обязательные неналоговые платежи – это:
Приведенный выше список, сформированный на основе нормативных документов, – не полный. Все обозначенные платежи достаточно сильно влияют на фискальную нагрузку бизнеса, в особенности среднего и малого.
Фактически почти у каждого государственного ведомства есть определенные коммерческие структуры, которые отвечают их конкретным требованиям и являются аккредитованными при них. Эти структуры оказывают разного рода услуги или готовят проверки, проводимые данными ведомствами (речь здесь может идти, к примеру, об установке и обслуживании пожарных сигнализаций лицензированными коммерческими организациями в системе МЧС). Все это очень сказывается на финансовом состоянии организаций, в особенности тех, что работают в малом предпринимательском сегменте, и формирует условия, в которых бизнес практически не может работать в соответствии с нормативными актами. Из-за этого возникает коррупция, а бизнес уходит в тень.
В ходе проектирования и реализации регуляторных отношений государство уделяет недостаточно внимания специфике малого и среднего бизнеса, а потому предприниматели начинают меньше доверять госструктурам. Это провоцирует их на уход в теневой экономический сектор, а все положительные результаты от реализации мер господдержки сводятся на нет. Например, новая компания к моменту регистрации должна располагать полным комплектом необходимых документов. Однако в реальности это очень редкое явление. Результаты анализа, проведенного методом экспертных оценок, показали, что недавно открывшаяся малая фирма должна затратить единовременно порядка 200–450 тыс. руб. на неналоговые платежи, чтобы обеспечить себе необходимый комплект документов для дальнейшей работы. Данная документация касается спецоценки условий труда, утилизации отходов, правил пожарной безопасности.
Для компаний также обязательно заключение множества договоров с коммерческими предприятиями, к примеру на обслуживание пожарной сигнализации, что сопровождается ежемесячными выплатами. Если создается производственное предприятие, затраты увеличиваются приблизительно в 1,3 раза. Размер ежемесячных неналоговых платежей, которые компания должна вносить на регулярной основе, может составлять 3–25 % от ее оборота (были рассмотрены организации с выручкой до 150 млн руб. в год). Для малой компании с учетом официальных налоговых выплат и налоговой нагрузки эта величина существенна.
Отметим, были увеличены страховые платежи, отменены льготы на имущество предприятий для лиц, осуществляющих выплаты по специальным налоговым режимам, введен торговый сбор, предъявлены новые требования по проведению спецоценки условий труда, произвольно изменены схемы размещения объектов нестационарной торговли в отдельных российских регионах, что повлекло за собой уменьшение количества таких объектов, и приняты иные меры. Все это не могло поспособствовать развитию малого и среднего бизнеса. Положение существенно улучшило введение частичного моратория на мероприятия по контролю в недавно образованных компаниях. Отныне в первые три года новые предприятия могут готовить комплект необходимых документов и только по истечении срока контролирующие органы обязаны начать их проверять. Именно массовые проверки являлись одной из наиболее распространенных причин закрытия большей части организаций в первые три года после начала работы (особенно компаний малого бизнеса). В данный момент открывшиеся фирмы могут спокойно работать в течение первых трех лет без необходимой документации по части, к примеру, охраны труда, кадрового учета и т. д., и не бояться проверок. Только по истечении трех лет все органы контроля (количество которых превышает 100) начнут проводить массовые проверки.
В последнее время предпринимателей очень волнует вопрос о непомерной нагрузке на бизнес от неналоговых платежей, которые формально не регулирует закон о налогах и сборах или взносах по страхованию. Традиционно «Основные направления налоговой политики» были посвящены приоритетам государства в отношении налоговых платежей. Поскольку неналоговые платежи в данный момент не менее важны, в «Основные направления налоговой политики РФ на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.» включен отдельный раздел, посвященный данному вопросу, – «Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес». В разделе сказано о главных мерах по ограничению неналоговых платежей в течение 4 лет.
Неналоговые платежи для предпринимательских структур классифицируются следующим образом:
В Законе РФ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ст. 57–61) описано, что такое универсальные услуги связи и по какому принципу они организуются. Универсальные услуги связи – это:
Универсальные услуги связи предоставляют операторы универсального обслуживания, которых отбирают по результатам конкурса. Порядок проведения этого конкурса установлен Правительством РФ (от 22.04.2005 г. № 248).
Ст. 59 Закона «О связи» гласит, что формирование резерва универсального обслуживания ведется для того, чтобы обеспечить операторам возмещение убытков, которые причиняются предоставлением универсальных услуг связи.
На основании п. 1 ст. 60 Закона «О связи» резерв универсального обслуживания формируется из обязательных отчислений (налоговых платежей), которые делают операторы сети связи общего пользования и иных источников, не запрещенных законом.
В числе обязанностей операторов связи общего пользования (в данную категорию включены все операторы телерадиовещания) – перечисление 1,2 % от доходов, полученных за предоставление услуг связи, в резерв универсального обслуживания (более подробно с этой информацией вы можете ознакомиться в ст. 60).
Кабельные операторы должны были перечислять 1,2 % от дохода в резерв универсального обслуживания и до того, как было введено рассматриваемое условие лицензии. Но с 01.04.2008 в обязанности кабельных операторов также вошло предоставление в установленном порядке информации о том, как ведется расчет базы обязательных отчислений неналоговых платежей в Федеральное агентство связи.
Если от оператора связи не поступает соответствующих данных о расчете обязательных отчислений в резерв или же эти сведения предоставляются с нарушением действующего порядка, такого оператора вполне можно привлечь к административной ответственности. Основанием станет нарушение лицензионных условий лицензии на предоставление соответствующих услуг связи для целей телерадиовещания.
Каждая лицензия на предоставление услуг связи для целей телерадиовещания включает в себя условие, в соответствии с которым оператор связи должен подавать данные о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых выплат) в резерв универсального обслуживания в порядке, которые установил федеральный орган исполнительной власти в области связи. Форма расчета базы обязательных отчислений неналоговых платежей также утверждается органом исполнительной власти. Это лицензионное условие не входило в соответствующие лицензии до 01.04.2008, поскольку было включено в список лицензионных условий, утв. ПП РФ от 18.02.2005 № 87, ПП РФ от 24.01.2008 N 23.
Из Приказа министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.09.2008 № 41 можно ознакомиться с порядком предоставления информации (механизмом реализации). В лицензионные условия лицензии на предоставление услуг связи для целей телерадиовещания с датой выдачи (регистрации) примерно до конца 2008 г. пункт 10 не входил.
В соответствии с п. 5 ст. 60 ФЗ «О связи» от 07.07.2003 оператор связи обязан передавать информацию о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. В связи с этим, если в условиях лицензии кабельного, эфирного проводного оператора нет данного пункта, в обязанности оператора связи все равно входит предоставление данных о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых выплат) в резерв универсального обслуживания. Если оператор не сообщает, как рассчитываются отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, он нарушает п. 5 ст. 60 Закона «О связи». Административную ответственность в данном случае он не несет. Оператору могут лишь выдать предписание об устранении нарушения.
Если данное условие включено в условия лицензии, непредоставление информации о базе расчета неналоговых платежей в резерв расценивается как нарушение лицензионных условий. Выявление этого нарушения влечет за собой составление протокола об административном нарушении по ст. 14.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдачу предписания с требованием устранить нарушение и предупреждения о приостановке действия лицензии.
В Приказе министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 41 от 16.09.2008 утвержден порядок передачи информации о базе расчета неналоговых платежей в резерв универсального обслуживания. Приказ Минкомсвязи разъясняет, как заполнять формы, в соответствии с которыми предоставляют эти данные.
На сайте Правительства РФ 14.08.2017 появились сведения о мероприятиях, цель которых – систематизировать неналоговые платежи. План мероприятий, разрабатываемый Минфином и Минэкономразвития, утверждает и дополняет план формирования и упорядочивания общего списка неналоговых выплат, который был утвержден в октябре 2016 года.
В плане предусмотрены определенные значимые мероприятия:
По прогнозам благодаря данным мероприятиям нагрузка на бизнес существенно снизится. Этому также поспособствует то, что администрирование неналоговых платежей станет более эффективным.
С целью защиты предпринимательства от повышения налоговой нагрузки на государственном уровне было выдвинуто предложение по созданию единого реестра неналоговых платежей. До тех пор пока перечень неналоговых платежей в РФ не разработан, неналоговые платежи могут быть различными – все зависит от региона России. Взимать платежи должны власти субъектов. Чтобы контролировать налоговую нагрузку, требуется систематизация платежей.
Какая информация есть на данный момент о формируемом реестре неналоговых платежей? Как сообщают чиновники, в реестре будут 4 группы. Классифицирует платежи по категориям Минэкономразвития.
Планируется, что первые две категории платежей войдут в соответствующий реестр, которым займется Минфин.
Правительством РФ 01.06.2015 был одобрен мораторий на часть неналоговых платежей. Мораторий продлится до 01.01.2019. Как отметил экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев, благодаря принятым мерам предприниматели сэкономят до 1,5 трлн руб.
Государство наложило мораторий на 4 предусмотренных законодательством платежа, которые, однако, до сегодняшнего дня не взимались:
В конце января 2017 г. Дмитрий Медведев подписал поручение о моратории на новые неналоговые платежи. Министерствам и ведомствам запрещено принимать и вносить проекты актов, предусматривающие новые неналоговые платежи, до того момента, как будет принят ФЗ о порядке их ввода, взыскания и уплаты.
Запрет затрагивает лишь обязательные платежи, установленные не Налоговым кодексом РФ, а другим законодательством. Речь, в частности, идет о взносах в пенсионный и иные государственные внебюджетные фонды, сборах за регистрацию компаний, корабельном сборе, патентных пошлинах, сборе за регистрацию СМИ, экономических платежах и т. д.
Экспертные источники сообщают, что число таких платежей в России составляет от 30 до 50 и более. Согласно подсчетам Торгово-промышленной палаты РФ, объем неналоговых платежей близится к 1 % ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. ежегодно. Естественно, учитывая такие показатели, эксперты говорят о проблеме повышения нагрузки на бизнес.
Минфин и Минэкономразвития совместно разработали закон о неналоговых платежах и внесли его в правительство. Законопроект является рамочным, и на его основе будет создан «кодекс неналоговых платежей».
Закон касается всех обязательных неналоговых платежей индивидуально-безвозмездного характера или платежей, которые взыскиваются за выдачу документации, подтверждающую определенные права и связанную с предпринимательством. Перечень в начальной редакции включал в себя свыше 30 неналоговых федеральных платежей.
В соответствии с законопроектом после 01.09.2019 разрешено отказываться от выплат, не прописанных в специальном реестре или интернете в соответствующем порядке. Помимо этого, у бизнеса появится время на подготовку к любому из новых платежей или изменению действующего. Принятые об этом акты начнут действовать не раньше 1 января будущего года или же по истечении 6 месяцев после публикации. Аналогичное правило введут и по новым формам отчетности, связанным с платежами. Определение ставок выплат станет более упорядоченным. Проект также даст предприятиям определенные процедурные гарантии относительно того, что расчеты неналоговых платежей будут проведены точно. Бизнесмены смогут получить справки о платежах в кратчайшие сроки, выполнить перерасчет и сверить полученный результат.
Павел Гагарин , председатель совета директоров компании «Градиент Альфа», Москва. АГК «Градиент Альфа». Сфера деятельности: аудит, финансовое, налоговое и юридическое консультирование, защита и управление активами, инвестиционное сопровождение, бухгалтерский аутсорсинг и пр. Численность персонала: 152. Ежегодная сумма инвестиций в проекты: 15 млрд руб.
В настоящее время доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых видов платежей. Немаловажную роль играют и перечисления на безвозмездной основе. В данной статье рассмотрим неналоговые выплаты, их сущность, разновидности и основные особенности.
Сегодня выплаты неналогового типа являются одним из объектов пристального внимания государства. В ближайшем будущем в отношении данной системы планируется обеспечить полноценный порядок, иными словами, унифицировать выплаты неналогового плана, утвердить основные принципы их разработки и взимания. Часть неналоговых выплат будет отменена Законом о неналоговых платежах. Кроме того, повышение ставок действующих платежей и возникновение новых станет экономически обоснованным в максимальной степени.
Институт неналоговых выплат со стороны предпринимательства и доходов бюджетов государственного и местного уровня, а также фондов целевого значения классифицируется как дополнительный источник обеспечения незыблемости государственной финансовой системы. Если учесть вышеизложенное, то можно сформировать вывод о том, что неналоговые платежи в бюджет - это выплаты как возмездного, так и безвозмездного плана, которые возникают в рамках отношений, никаким образом не регулируемых законодательством, в сфере налогов и сборов.
Важно отметить, что эти платежи реализуются индивидуальными предпринимателями и организациями в пользу третьих лиц, куда включаются и органы государственного управления. Установление выплат происходит посредством различных нормативных актов различного государственного значения, неисполнение которых, как правило, карается действующим на территории страны законом, а также ставит существование и нормальное функционирование бизнеса под угрозу.
В настоящее время на территории Российской Федерации существуют и налоги, и неналоговые платежи. В чем состоят их различия? Дело в том, что по сведениям действующего налогового законодательства достаточно сложно разграничить две представленные разновидности выплат. Сегодня юридическим критерием данного отличия служит свойство, отражающее нормативно-отраслевое регулирование. Важно иметь в виду, что в соответствии с названным признаком обязательства налогового характера регламентируются нормативы НК РФ, а неналогового - нормативы иных правовых отраслей.
Уплата налогов считается обязанностью, которая возникает всегда, если имеется объект обложения. Создает и вводит в действие выплаты пошлин непосредственно закон, поэтому его амортизации сопутствует принудительный порядок на основе безвозмездности. Эта разновидность платежа является абстрактной, так как у нее нет целевого назначения. Сбор или пошлина уплачивается для того, чтобы достичь конкретных целей и интересов. Лица, вносящие сбор или пошлину, обращаются в специальные государственные структуры для получения необходимых им услуг. С точки зрения теории, сборы и пошлины взимаются для покрытия расходов учреждения, которое несет их в процессе осуществления своей деятельности. Здесь нет ни чистой прибыли, ни убытков.
Важно обозначить в процессе изучения экономической сущности и виды неналоговых платежей. Отметим, что неоднородность и разнообразие бюджетных доходов неналогового характера заметно затрудняют их классификацию. Один из критериев, который позволяет разделить все неналоговые выплаты на две группы - это обязательность. В соответствии с данным признаком к неналоговым платежам относятся:
Необходимо иметь в виду, что установленная статьей 41 БК РФ классификация выплат неналогового характера может быть несколько детализирована. Согласно статье 42 БК РФ, к бюджетным доходам от применения имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, целесообразно отнести:
Помимо представленных выше групп неналоговых платежей целесообразно отметить следующие:
Как мы отмечали ранее, система неналоговых платежей в бюджет имеет множество разветвлений и достаточно сложную классификацию, которая с каждым годом расширяется. Так, перечень доходов неналогового характера, который установлен статьей 41 БК РФ, считается открытым. Это допускает возможность вхождения в него новых разновидностей неналоговых выплат. Более того, приведенный список должен дополняться бюджетными доходами федерального уровня (статья 51 БК РФ), бюджетными доходами субъектов РФ неналогового плана (статья 57 БК РФ), а также доходами местных бюджетов неналогового типа (статья 62 БК РФ).
Помимо перечисленных выше составляющих системы к неналоговым платежам целесообразно отнести следующие:
Стоит отметить, что формы расчета базы отчислений обязательного характера в государственный бюджет предоставляются каждый квартал, не позднее тридцати дней после окончания отчетного периода. Заполнение отчетности нарастающим итогом исключено. Важно знать, что неналоговые выплаты входят в состав расходов структуры по стандартным разновидностям деятельности с отражением по следующим статьям:
Заполнение формы и оплата осуществляется строго в российских рублях и копейках. В настоящее время возможна отправка отчета посредством личного кабинета на официальном ресурсе Россвязи.
Проанализировав регламент по взысканию задолженности по неналоговым платежам, можно сделать вывод о том, что такой тип долга может быть признан безнадежным в соответствии с одним из следующих оснований:
Итак, мы рассмотрели все основные разновидности неналоговых выплат, существующих на сегодняшний день, а также их сущность, особенности, алгоритм расчета и один из аспектов взыскания задолженности. Важно отметить, что действующие законодательные акты, относящиеся к данной теме, являются открытыми. Именно поэтому с каждым годом туда включаются новые платежи и исключаются те, в которых на том или ином этапе жизнедеятельности государства и общества отсутствует необходимость. Так, например, плата за негативное влияние на окружающую среду была введена относительно недавно. Однако уже сегодня на территории Российской Федерации очевиден результат данного шага, ведь общество стало бережнее относиться к природе и более рационально организовывать свой отдых. Это является важнейшим критерием развития социума и повышение уровня патриотизма среди населения.
Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах - унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.
14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:
Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.
Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.
Мораторий распространяется только на обязательные платежи , которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.
По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.
Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.
Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.
Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.
В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.
Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:
Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.
ОТВЕТ:
В области налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:
к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;
налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.
Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства.
В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей - реальность. Однако российское законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. Так, до введения в 1999 г. первой части Налогового кодекса законодательство не признавало различий между налогами, сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Тем самым трудно было понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.
В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права. А законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Используя рассмотренный выше юридический критерий разграничения, обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов могут быть представлены таким образом.
Налоговые платежи являются обязательными взносами в бюджет, которые непосредственно входят в налоговую систему государства либо установлены актом налогового законодательства. К ним относятся налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на доходы физических лиц и др.
Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия.
Неналоговый платеж (квазиналог) - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.
Разовые изъятия - платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).
Таким образом, разграничение понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.
При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются: без убытка, но и без чистого дохода (к сожалению, на практике это наблюдается далеко не всегда).
Разновидностей неналоговых платежей достаточно много, их можно разделить на четыре группы.
Платежи за оказание различных услуг, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами. Примерами таких платежей являются гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов.
Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. По сути, это компенсационная плата за использование ресурсов (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду).
Платежи, носящие штрафной характер, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним относятся, в частности, суммы от реализации конфискованного имущества, штрафы за нарушение финансового законодательства.
Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Эти неналоговые платежи выступают в форме государственных займов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.
Таким образом, налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. Это и отличает налог, как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.
В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.
Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:
Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.
В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.
Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.
Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.
В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.
Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.
Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.
Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.
Утилизационный сбор будет налогом.
Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.
Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.
Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.
ПРИМЕР 1
Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.
Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.
ПРИМЕР 2
Портовый сбор.
Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.
Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.
Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.
Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.
Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.
Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.
Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.
По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:
Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.
Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.
Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.