Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы (Вайтман Е.). Неналоговые платежи: что предлагает Минфин

Неналоговые платежи являются объектом пристального внимания со стороны государства. В ближайшем будущем в этой системе планируется навести полный порядок – унифицировать неналоговые выплаты, закрепить единые принципы их формирования и взимания. Часть платежей отменят. Появление новых платежей и повышение ставок уже действующих станет более экономически обоснованным. В данной статье поговорим о том, что представляют собой неналоговые платежи и как они изменились на законодательном уровне.

Вы узнаете:

  • Чем различаются налоговые и неналоговые платежи.
  • Что включается в неналоговые платежи.
  • Какое влияние оказывают неналоговые платежи на бизнес.
  • Что представляют собой неналоговые платежи в резерв универсального обслуживания.
  • Как разрабатывается реестр неналоговых платежей.
  • На какие неналоговые платежи распространяется мораторий.
  • Будет ли создан кодекс неналоговых платежей.

Чем различаются налоговые и неналоговые платежи

В России существуют и налоги, и неналоговые платежи. При этом, опираясь на Налоговый кодекс РФ, проблематично четко разграничить эти два вида платежей. Сейчас юридическим критерием отличия налогового от неналогового платежа является признак нормативно-отраслевого регулирования, в соответствии с которым налоговые обязательства регламентируют нормы Налогового кодекса РФ, а неналоговые – нормы других правовых отраслей. Остановимся более подробно на различии между налоговым и неналоговым платежом.

Уплата налога – это обязанность, которая появляется всегда, если есть объект налогообложения. Устанавливает и вводит налог закон, а значит, уплачивать его нужно в принудительном порядке на безвозмездной основе. Данный вид платежа абстрактен, и целевое назначение у него отсутствует.

Пошлину или сбор уплачивают, чтобы достичь определенных интересов и целей. Те, кто вносят пошлину или сбор, – это лица, которые обращаются в специальные учреждения для получения нужных им услуг. С теоретической точки зрения пошлины и сборы взимаются с целью покрытия расходов органа, который несет их при выполнении своей деятельности. В данном случае нет ни убытков, ни чистой прибыли.

Неналоговые платежи бывают четырех видов. К неналоговым платежам относятся:

  1. Оплата предоставления разного рода услуг. Граждане вносят в пользу государства определенную сумму с целью получить право пользования или деятельности, а также обеспечить выполнение госорганами каких-либо действий. В качестве примера можно привести гербовые сборы или сборы за клеймение измерительных приборов.
  2. Платежи за пользование объектами федеральной собственности и собственности российских субъектов. Иными словами, это компенсация за пользование ресурсами (уплата за воду, лесной доход, рыболовецкий сбор).
  3. Платежи-штрафы. Граждане уплачивают в пользу государства определенные суммы при нарушении законодательных норм. Примеры: штрафы административного характера, выручка от продажи конфискованного имущества.
  4. Поступления от реализации ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности российских субъектов. Это государственные займы, государственные краткосрочные обязательства и доходы от приватизации.

То есть налоги являются принудительными сборами, которые граждане РФ уплачивают государству. Налоги не плата за определенные услуги госорганов. В этом и заключается отличие налоговых платежей как от пошлины, так и от государственных частных и правовых доходов.

Для чего предусмотрены неналоговые платежи

Налоговая система РФ, безусловно, нуждается в усовершенствовании, так как в последние несколько лет наблюдается довольно сложная геополитическая обстановка. Из страны в больших масштабах уходит капитал, цены на энергоносители снижаются, вводятся двусторонние санкции, а рубль стремительно ослабевает. Если сравнить Россию с другими государствами, налоговая нагрузка у нас существенно выше. Согласно информации МВФ, она превышает показатели стран БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, где налоговая нагрузка больше, чем в РФ). Все это говорит о неблагоприятной налоговой обстановке в России.

Проблемы в финансовой и экономической отрасли явно указывают на то, что следует формировать эффективную налоговую политику. Этими вопросами в данный момент озабочены и органы законодательной и исполнительной власти, и научное и экспертное сообщества. Нужно выработать четкие эффективные механизмы налоговой политики, за счет которых экономическая система России могла бы стабилизироваться. При этом должны решаться социальные и экономические проблемы в стране и, конечно, создаваться благоприятные налоговые условия для ведения бизнеса. Необходимо сформировать согласованную налоговую систему, в рамках которой в бюджет могли бы стабильно и в достаточном количестве поступать средства, а предприниматели и население были настроены на созидательную деятельность.

Сегодня в соответствии с налоговой политикой РФ вводится немало эффективных мер для улучшения ситуации. Но очевидно, что выстроить эффективную, стабильную, справедливую систему налогообложения тем не менее очень сложно.

Налоговая система в России должна способствовать не только качественному росту уровня налогового администрирования. Она должна стимулировать активизацию бизнес-процессов и легализацию теневого экономического сектора. Именно поэтому мысль о том, что бюджетные доходы можно повысить не многолетними манипуляциями с изменением налоговых ставок, механизмом взимания, налогового администрирования, а увеличением деловой активности и ростом промышленного производства, совершенно справедлива. При этом у инструмента финансирования под будущие налоговые поступления неплохие перспективы для повышения бизнес-активности, и им успешно пользуются во всем мире.

Можно сказать, что государство занято решением двух важных задач – сбором и грамотным распределением полученных благ в соответствии с целями, которые достигаются при реализации фискальной функции налогов. Если грамотно реализовывать фискальную функцию, государство станет финансово стабильным. Кроме того, укрепится действующая общественно-политическая структура.

Следует подчеркнуть, что социально-экономические задачи не всегда решаются при помощи доходной части бюджета. Нередко затраты несут третьи лица, а государство при этом также гарантирует свои обязательства. В качестве примера можно привести оплату больничных листов в первые три дня болезни работника работодателем, предусмотренную на законодательном уровне. Оплата для работодателя обязательна, и государство никак не компенсирует ему затраченные средства. При этом данный платеж не является налоговым, и подобных выплат в российском законодательстве очень много. Таким образом, в современном Налоговом кодексе РФ нет платежей, которые появляются в рамках отношений, которые регулирует не налоговое законодательство, а иные нормативные документы, служащие основанием для их взимания. При этом такие действия являются обязательными к исполнению. За невыполнение предусмотрены различные санкции, перечисленные, к примеру, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях или в Уголовном кодексе РФ. На основании этих правовых актов контролирующие ведомства могут применять по отношению к нарушителям различные санкции, приостанавливать или закрывать бизнес. Такие платежи – несколько иная форма исполнения налогоплательщиком обязательств перед государством, которое благодаря этому достигает своих целей и решает необходимые задачи.

Институт неналоговых платежей со стороны бизнеса и доходов государственных, местных бюджетов и целевых фондов дополнительно способствует устойчивости финансовой системы государства за счет источников, на которые не так сильно влияют экономические колебания.

С учетом вышесказанного можно отметить, что неналоговые платежи являются возмездными и безвозмездными выплатами, которые появляются в рамках отношений, которые не регулирует Налоговый кодекс РФ. Неналоговые платежи делают как организации, так и индивидуальные предприниматели в пользу третьих лиц, включая органы государственной власти. Сумму платежей устанавливают различные государственные нормативные акты разных уровней власти. При нарушении обязательств по платежам уполномоченные ведомства могут наложить ограничения на ведение бизнеса или полностью закрыть его.

Как оформлять платежки, чтобы не придрались налоговики: новые правила

Для работников банков ЦБ выпустил методические рекомендации по проверке платежек, а налоговики используют новые проверочные программы. Поэтому даже распространенные платежи оказываются под подозрением. В результате деньги могут не дойти до адресата, компания попадет в черный список, а счета заблокируют. Чтобы такого не произошло, редакция журнала «Коммерческий директор» выяснила у инспекторов и банкиров, что им не нравится в платежках и как оформлять документы, чтобы избежать рисков.

Сохраните себе инструкцию и используйте ее при подготовке платежных документов.

Мнение эксперта

Количество неналоговых платежей только увеличивается

Павел Гагарин ,

председатель совета директоров компании «Градиент Альфа», Москва

Неналоговых платежей становится все больше. В данный момент их число приближается к 70. В 2017 г. сумма сбора за проезд тяжелых грузовых машин по трассам федерального значения составит для перевозчиков 20 млрд рублей. В общей сложности нагрузка по неналоговым платежам будет равна 700 млрд рублей.

Что входит в неналоговые платежи

Обязательные неналоговые платежи – это:

  1. экологические платежи;
  2. оплата работодателем первых трех дней болезни работника;
  3. обязательные выплаты на обеспечение противопожарной безопасности;
  4. парафискалитеты;
  5. страховые взносы;
  6. платная парковка;
  7. платежи за спецоценку трудовых условий;
  8. оплата мероприятий по охране трудовой деятельности;
  9. платежи за обязательные медосмотры и диспансеризацию работников;
  10. обязательность наличия электронно-цифровой подписи для определенных категорий бизнеса для общения с органами госвласти и государственных внебюджетных фондов;
  11. покупка контрольно-кассовой техники и ежемесячные платежи за обслуживание (кроме лиц, применяющих патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход);
  12. платежи в санэпидстанцию;
  13. платежи правообладателям за использование произведений;
  14. патентные платежи;
  15. платежи за сертификацию;
  16. платежи в саморегулируемые организации для определенных видов деятельности;
  17. затраты на формирование и обновление необходимого комплекта документов (Закон «О защите прав потребителей», воинский учет, экологический, кадровый учет, Закон «О персональных данных», Закон «О противодействии терроризму» и др.);
  18. утилизационный сбор, обязательность обучения и повышения квалификации работников, в т. ч., например, охране труда и др.

Приведенный выше список, сформированный на основе нормативных документов, – не полный. Все обозначенные платежи достаточно сильно влияют на фискальную нагрузку бизнеса, в особенности среднего и малого.

Какое влияние оказывают неналоговые платежи на бизнес

Фактически почти у каждого государственного ведомства есть определенные коммерческие структуры, которые отвечают их конкретным требованиям и являются аккредитованными при них. Эти структуры оказывают разного рода услуги или готовят проверки, проводимые данными ведомствами (речь здесь может идти, к примеру, об установке и обслуживании пожарных сигнализаций лицензированными коммерческими организациями в системе МЧС). Все это очень сказывается на финансовом состоянии организаций, в особенности тех, что работают в малом предпринимательском сегменте, и формирует условия, в которых бизнес практически не может работать в соответствии с нормативными актами. Из-за этого возникает коррупция, а бизнес уходит в тень.

В ходе проектирования и реализации регуляторных отношений государство уделяет недостаточно внимания специфике малого и среднего бизнеса, а потому предприниматели начинают меньше доверять госструктурам. Это провоцирует их на уход в теневой экономический сектор, а все положительные результаты от реализации мер господдержки сводятся на нет. Например, новая компания к моменту регистрации должна располагать полным комплектом необходимых документов. Однако в реальности это очень редкое явление. Результаты анализа, проведенного методом экспертных оценок, показали, что недавно открывшаяся малая фирма должна затратить единовременно порядка 200–450 тыс. руб. на неналоговые платежи, чтобы обеспечить себе необходимый комплект документов для дальнейшей работы. Данная документация касается спецоценки условий труда, утилизации отходов, правил пожарной безопасности.

Для компаний также обязательно заключение множества договоров с коммерческими предприятиями, к примеру на обслуживание пожарной сигнализации, что сопровождается ежемесячными выплатами. Если создается производственное предприятие, затраты увеличиваются приблизительно в 1,3 раза. Размер ежемесячных неналоговых платежей, которые компания должна вносить на регулярной основе, может составлять 3–25 % от ее оборота (были рассмотрены организации с выручкой до 150 млн руб. в год). Для малой компании с учетом официальных налоговых выплат и налоговой нагрузки эта величина существенна.

Отметим, были увеличены страховые платежи, отменены льготы на имущество предприятий для лиц, осуществляющих выплаты по специальным налоговым режимам, введен торговый сбор, предъявлены новые требования по проведению спецоценки условий труда, произвольно изменены схемы размещения объектов нестационарной торговли в отдельных российских регионах, что повлекло за собой уменьшение количества таких объектов, и приняты иные меры. Все это не могло поспособствовать развитию малого и среднего бизнеса. Положение существенно улучшило введение частичного моратория на мероприятия по контролю в недавно образованных компаниях. Отныне в первые три года новые предприятия могут готовить комплект необходимых документов и только по истечении срока контролирующие органы обязаны начать их проверять. Именно массовые проверки являлись одной из наиболее распространенных причин закрытия большей части организаций в первые три года после начала работы (особенно компаний малого бизнеса). В данный момент открывшиеся фирмы могут спокойно работать в течение первых трех лет без необходимой документации по части, к примеру, охраны труда, кадрового учета и т. д., и не бояться проверок. Только по истечении трех лет все органы контроля (количество которых превышает 100) начнут проводить массовые проверки.

В последнее время предпринимателей очень волнует вопрос о непомерной нагрузке на бизнес от неналоговых платежей, которые формально не регулирует закон о налогах и сборах или взносах по страхованию. Традиционно «Основные направления налоговой политики» были посвящены приоритетам государства в отношении налоговых платежей. Поскольку неналоговые платежи в данный момент не менее важны, в «Основные направления налоговой политики РФ на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.» включен отдельный раздел, посвященный данному вопросу, – «Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес». В разделе сказано о главных мерах по ограничению неналоговых платежей в течение 4 лет.

Виды неналоговых платежей

Неналоговые платежи для предпринимательских структур классифицируются следующим образом:

  1. В зависимости от уровня нормативного регулирования:
  • Федеральные нормативные акты.
  • Региональные нормативные акты.
  • Акты органов местного самоуправления.
  • Иная нормативная документация.
  1. По объекту связи с видами и спецификой деятельности субъекта:
  • Универсальные (для всех субъектов рыночной экономики).
  • Специальные (в зависимости от вида деятельности).
  1. По содержанию:
  • За использование имущества, принадлежащего государству.
  • За пользование природными ресурсами.
  • За оказание услуг госорганами власти.
  • За оказание услуг коммерческими и некоммерческими предприятиями.
  • Суммы принудительного изъятия (санкции).
  • Иные платежи.
  1. По характеру поступления в бюджет:
  • Возмездные.
  • Безвозмездные.
  1. По месту зачисления:
  • Бюджет (федеральный, региональный, местный).
  • Целевые фонды.
  • Коммерческие и некоммерческие предприятия.
  1. По моменту отражения в учете:
  • Неналоговые платежи, которые учитываются с момента, когда в законную силу вступает административный или судебный акт (например, административные штрафы).
  • Неналоговые платежи, которые учитываются с момента предоставления услуги (к примеру, лицензионные сборы на право владения, ношения, использования оружия, доходы от платных услуг, которые оказывают подразделения вневедомственной охраны).
  1. По виду последствий:
  • Наказуемые (административно, уголовнно).
  • Ненаказуемые.
  1. По типу бизнеса:
  • Микробизнес.
  • Малый бизнес.
  • Средний бизнес.
  • Крупный бизнес.
  1. По величине неналоговой нагрузки на бизнес:
  • Допустимые.
  • Критические.
  • Катастрофические.
  1. По соотношению объема оформления первичной документации и размера одного платежа:
  • Большой объем первичной документации с незначительными (от 100 руб.) суммами (например, административные штрафы, госпошлины).
  • Средний объем первичной документации с незначительными (100 руб. за 1 справку) суммами (например, плата за информацию из реестра дисквалифицированных лиц).
  • Небольшой объем первичной документации с существенной платой (например, договоры от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны).
  1. По основным направлениям реформирования:
  • Неналоговые платежи, по которым требуются системные решения о самих принципах их взимания.
  • Платежи, по которым нужен временной мораторий.
  • Платежи, которые с рациональной точки зрения лучше отменить.
  • Платежи, которые лучше оставить неизменными.
  • Минимизация налогообложения: схемы, риски и пути решения

Что представляют собой неналоговые платежи в резерв универсального обслуживания

В Законе РФ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ст. 57–61) описано, что такое универсальные услуги связи и по какому принципу они организуются. Универсальные услуги связи – это:

  1. услуги телефонной связи с применением таксофонов;
  2. услуги по передаче информации и обеспечению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Универсальные услуги связи предоставляют операторы универсального обслуживания, которых отбирают по результатам конкурса. Порядок проведения этого конкурса установлен Правительством РФ (от 22.04.2005 г. № 248).

Ст. 59 Закона «О связи» гласит, что формирование резерва универсального обслуживания ведется для того, чтобы обеспечить операторам возмещение убытков, которые причиняются предоставлением универсальных услуг связи.

На основании п. 1 ст. 60 Закона «О связи» резерв универсального обслуживания формируется из обязательных отчислений (налоговых платежей), которые делают операторы сети связи общего пользования и иных источников, не запрещенных законом.

В числе обязанностей операторов связи общего пользования (в данную категорию включены все операторы телерадиовещания) – перечисление 1,2 % от доходов, полученных за предоставление услуг связи, в резерв универсального обслуживания (более подробно с этой информацией вы можете ознакомиться в ст. 60).

Кабельные операторы должны были перечислять 1,2 % от дохода в резерв универсального обслуживания и до того, как было введено рассматриваемое условие лицензии. Но с 01.04.2008 в обязанности кабельных операторов также вошло предоставление в установленном порядке информации о том, как ведется расчет базы обязательных отчислений неналоговых платежей в Федеральное агентство связи.

Если от оператора связи не поступает соответствующих данных о расчете обязательных отчислений в резерв или же эти сведения предоставляются с нарушением действующего порядка, такого оператора вполне можно привлечь к административной ответственности. Основанием станет нарушение лицензионных условий лицензии на предоставление соответствующих услуг связи для целей телерадиовещания.

Каждая лицензия на предоставление услуг связи для целей телерадиовещания включает в себя условие, в соответствии с которым оператор связи должен подавать данные о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых выплат) в резерв универсального обслуживания в порядке, которые установил федеральный орган исполнительной власти в области связи. Форма расчета базы обязательных отчислений неналоговых платежей также утверждается органом исполнительной власти. Это лицензионное условие не входило в соответствующие лицензии до 01.04.2008, поскольку было включено в список лицензионных условий, утв. ПП РФ от 18.02.2005 № 87, ПП РФ от 24.01.2008 N 23.

Из Приказа министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16.09.2008 № 41 можно ознакомиться с порядком предоставления информации (механизмом реализации). В лицензионные условия лицензии на предоставление услуг связи для целей телерадиовещания с датой выдачи (регистрации) примерно до конца 2008 г. пункт 10 не входил.

В соответствии с п. 5 ст. 60 ФЗ «О связи» от 07.07.2003 оператор связи обязан передавать информацию о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. В связи с этим, если в условиях лицензии кабельного, эфирного проводного оператора нет данного пункта, в обязанности оператора связи все равно входит предоставление данных о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых выплат) в резерв универсального обслуживания. Если оператор не сообщает, как рассчитываются отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, он нарушает п. 5 ст. 60 Закона «О связи». Административную ответственность в данном случае он не несет. Оператору могут лишь выдать предписание об устранении нарушения.

Если данное условие включено в условия лицензии, непредоставление информации о базе расчета неналоговых платежей в резерв расценивается как нарушение лицензионных условий. Выявление этого нарушения влечет за собой составление протокола об административном нарушении по ст. 14.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдачу предписания с требованием устранить нарушение и предупреждения о приостановке действия лицензии.

В Приказе министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 41 от 16.09.2008 утвержден порядок передачи информации о базе расчета неналоговых платежей в резерв универсального обслуживания. Приказ Минкомсвязи разъясняет, как заполнять формы, в соответствии с которыми предоставляют эти данные.

Как систематизировать неналоговые платежи

На сайте Правительства РФ 14.08.2017 появились сведения о мероприятиях, цель которых – систематизировать неналоговые платежи. План мероприятий, разрабатываемый Минфином и Минэкономразвития, утверждает и дополняет план формирования и упорядочивания общего списка неналоговых выплат, который был утвержден в октябре 2016 года.

В плане предусмотрены определенные значимые мероприятия:

  1. запрет на ввод новых платежей до принятия ФЗ, в котором будет указан порядок начисления, суммы и период действия выплат;
  2. инвентаризация существующих сейчас платежей;
  3. установка в Бюджетном кодексе положений о реестре платежей государственного и муниципального назначения;
  4. формирование ФЗ, где будут прописаны общие требования к порядку начисления, суммам и срокам вступления неналоговых платежей в силу;
  5. установка порядка и правил ведения реестра платежей муниципального и государственного характера.

По прогнозам благодаря данным мероприятиям нагрузка на бизнес существенно снизится. Этому также поспособствует то, что администрирование неналоговых платежей станет более эффективным.

  • Зачем проводится налоговый аудит и как извлечь из него максимальную пользу

Как разрабатывается реестр неналоговых платежей

С целью защиты предпринимательства от повышения налоговой нагрузки на государственном уровне было выдвинуто предложение по созданию единого реестра неналоговых платежей. До тех пор пока перечень неналоговых платежей в РФ не разработан, неналоговые платежи могут быть различными – все зависит от региона России. Взимать платежи должны власти субъектов. Чтобы контролировать налоговую нагрузку, требуется систематизация платежей.

Какая информация есть на данный момент о формируемом реестре неналоговых платежей? Как сообщают чиновники, в реестре будут 4 группы. Классифицирует платежи по категориям Минэкономразвития.

  1. Неналоговые платежи, которые поступают в бюджет и имеют безвозмездную основу (речь идет об экологических и утилизационных сборах, патентных пошлинах, плате за негативное влияние на экологию).
  2. Платежи с характером услуги, поступающие в бюджет или федеральное бюджетное учреждение (речь идет об оплате рассмотрения обязательных проектных документов, которые нужны, чтобы получить разрешение на сбросы отходов; плате за предоставление сведений о водном объекте, обязательное энергетическое исследование; затратах на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  3. Неналоговые платежи, связанные с расходами предприятий для соответствия установленным требованиям (бесплатное предоставление персоналу спецодежды, расходы на исполнение требований к критически важным объектам и объектам, представляющим потенциальную опасность, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  4. Неналоговые платежи, которые рационально исключить из перечня (речь в данном случае идет о плате за получение лицензии в отрасли электросвязи в ходе торгов, платежах за парковку на автодорогах общего пользования, сборе за проход иностранных судов по водным путям в России).

Планируется, что первые две категории платежей войдут в соответствующий реестр, которым займется Минфин.

На какие неналоговые платежи распространяется мораторий

Правительством РФ 01.06.2015 был одобрен мораторий на часть неналоговых платежей. Мораторий продлится до 01.01.2019. Как отметил экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев, благодаря принятым мерам предприниматели сэкономят до 1,5 трлн руб.

Государство наложило мораторий на 4 предусмотренных законодательством платежа, которые, однако, до сегодняшнего дня не взимались:

  • экологический сбор;
  • платеж за ущерб, нанесенный централизованным системам водоотведения;
  • платеж за сбор загрязняющих веществ;
  • затраты на формирование материальных финансовых запасов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В конце января 2017 г. Дмитрий Медведев подписал поручение о моратории на новые неналоговые платежи. Министерствам и ведомствам запрещено принимать и вносить проекты актов, предусматривающие новые неналоговые платежи, до того момента, как будет принят ФЗ о порядке их ввода, взыскания и уплаты.

Запрет затрагивает лишь обязательные платежи, установленные не Налоговым кодексом РФ, а другим законодательством. Речь, в частности, идет о взносах в пенсионный и иные государственные внебюджетные фонды, сборах за регистрацию компаний, корабельном сборе, патентных пошлинах, сборе за регистрацию СМИ, экономических платежах и т. д.

Экспертные источники сообщают, что число таких платежей в России составляет от 30 до 50 и более. Согласно подсчетам Торгово-промышленной палаты РФ, объем неналоговых платежей близится к 1 % ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. ежегодно. Естественно, учитывая такие показатели, эксперты говорят о проблеме повышения нагрузки на бизнес.

Будет ли создан кодекс неналоговых платежей

Минфин и Минэкономразвития совместно разработали закон о неналоговых платежах и внесли его в правительство. Законопроект является рамочным, и на его основе будет создан «кодекс неналоговых платежей».

Закон касается всех обязательных неналоговых платежей индивидуально-безвозмездного характера или платежей, которые взыскиваются за выдачу документации, подтверждающую определенные права и связанную с предпринимательством. Перечень в начальной редакции включал в себя свыше 30 неналоговых федеральных платежей.

В соответствии с законопроектом после 01.09.2019 разрешено отказываться от выплат, не прописанных в специальном реестре или интернете в соответствующем порядке. Помимо этого, у бизнеса появится время на подготовку к любому из новых платежей или изменению действующего. Принятые об этом акты начнут действовать не раньше 1 января будущего года или же по истечении 6 месяцев после публикации. Аналогичное правило введут и по новым формам отчетности, связанным с платежами. Определение ставок выплат станет более упорядоченным. Проект также даст предприятиям определенные процедурные гарантии относительно того, что расчеты неналоговых платежей будут проведены точно. Бизнесмены смогут получить справки о платежах в кратчайшие сроки, выполнить перерасчет и сверить полученный результат.

Информация об экспертах

Павел Гагарин , председатель совета директоров компании «Градиент Альфа», Москва. АГК «Градиент Альфа». Сфера деятельности: аудит, финансовое, налоговое и юридическое консультирование, защита и управление активами, инвестиционное сопровождение, бухгалтерский аутсорсинг и пр. Численность персонала: 152. Ежегодная сумма инвестиций в проекты: 15 млрд руб.

В настоящее время доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых видов платежей. Немаловажную роль играют и перечисления на безвозмездной основе. В данной статье рассмотрим неналоговые выплаты, их сущность, разновидности и основные особенности.

Экономическая сущность неналоговых платежей

Сегодня выплаты неналогового типа являются одним из объектов пристального внимания государства. В ближайшем будущем в отношении данной системы планируется обеспечить полноценный порядок, иными словами, унифицировать выплаты неналогового плана, утвердить основные принципы их разработки и взимания. Часть неналоговых выплат будет отменена Законом о неналоговых платежах. Кроме того, повышение ставок действующих платежей и возникновение новых станет экономически обоснованным в максимальной степени.

Институт неналоговых выплат со стороны предпринимательства и доходов бюджетов государственного и местного уровня, а также фондов целевого значения классифицируется как дополнительный источник обеспечения незыблемости государственной финансовой системы. Если учесть вышеизложенное, то можно сформировать вывод о том, что неналоговые платежи в бюджет - это выплаты как возмездного, так и безвозмездного плана, которые возникают в рамках отношений, никаким образом не регулируемых законодательством, в сфере налогов и сборов.

Важно отметить, что эти платежи реализуются индивидуальными предпринимателями и организациями в пользу третьих лиц, куда включаются и органы государственного управления. Установление выплат происходит посредством различных нормативных актов различного государственного значения, неисполнение которых, как правило, карается действующим на территории страны законом, а также ставит существование и нормальное функционирование бизнеса под угрозу.

Различия налоговых и неналоговых выплат

В настоящее время на территории Российской Федерации существуют и налоги, и неналоговые платежи. В чем состоят их различия? Дело в том, что по сведениям действующего налогового законодательства достаточно сложно разграничить две представленные разновидности выплат. Сегодня юридическим критерием данного отличия служит свойство, отражающее нормативно-отраслевое регулирование. Важно иметь в виду, что в соответствии с названным признаком обязательства налогового характера регламентируются нормативы НК РФ, а неналогового - нормативы иных правовых отраслей.

Уплата налогов считается обязанностью, которая возникает всегда, если имеется объект обложения. Создает и вводит в действие выплаты пошлин непосредственно закон, поэтому его амортизации сопутствует принудительный порядок на основе безвозмездности. Эта разновидность платежа является абстрактной, так как у нее нет целевого назначения. Сбор или пошлина уплачивается для того, чтобы достичь конкретных целей и интересов. Лица, вносящие сбор или пошлину, обращаются в специальные государственные структуры для получения необходимых им услуг. С точки зрения теории, сборы и пошлины взимаются для покрытия расходов учреждения, которое несет их в процессе осуществления своей деятельности. Здесь нет ни чистой прибыли, ни убытков.

Классификация платежей по обязательности уплаты

Важно обозначить в процессе изучения экономической сущности и виды неналоговых платежей. Отметим, что неоднородность и разнообразие бюджетных доходов неналогового характера заметно затрудняют их классификацию. Один из критериев, который позволяет разделить все неналоговые выплаты на две группы - это обязательность. В соответствии с данным признаком к неналоговым платежам относятся:

  • Выплаты добровольного характера. Сюда целесообразно включить доходы от услуг платного типа, которые оказываются казенными структурами; доходы от применения и реализации имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и так далее. Важно дополнить, что поступление неналоговых платежей, которые являются добровольными, во многом состоит в зависимости от эффективности хозяйственной деятельности структур публичного управления. Данный фактор так или иначе следует учитывать на практике.
  • Выплаты обязательного характера. В обязательные неналоговые платежи сегодня входят таможенные пошлины, штрафы, выплаты за негативное влияние на окружающую среду и так далее. Стоит заметить, что мобилизация названной разновидности доходов бюджета прямым образом связана с осуществлением государственными структурами функционала по надзору и контролю в определенной сфере деятельности, возложенного на них. Общую сумму обязательных неналоговых платежей контролируют компетентные органы, ведь она зависит в том числе и от количества правонарушений в стране.

Детализируем вопрос

Необходимо иметь в виду, что установленная статьей 41 БК РФ классификация выплат неналогового характера может быть несколько детализирована. Согласно статье 42 БК РФ, к бюджетным доходам от применения имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, целесообразно отнести:

  • Доходы, получаемые в качестве платы за аренду или другой платы за передачу в возмездное пользование муниципального или государственного имущества. Исключение в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных унитарных предприятий, куда включаются и казенные.
  • Денежные средства, получаемые в качестве процентов по остаткам средств бюджета на счетах в ЦБ РФ, а также в кредитных учреждениях.
  • Денежные средства, получаемые от передачи имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности в залог или в соответствии с условиями доверительного управления. Исключения в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, имущество муниципальных и государственных предприятий унитарного типа, куда относятся и казенные, а также имущественные единицы, переданные в доверительное управление ЮЛ, сформированным в организационно-правовой форме гос. учреждения.

Что же еще?

Помимо представленных выше групп неналоговых платежей целесообразно отметить следующие:

  • Плата за использование кредитов бюджетного характера.
  • Доходы в форме прибыли, которая приходится на доли в складочных (уставных) капиталах экономических обществ или товариществ. Помимо того, сюда необходимо включить доходы в виде дивидендов по акциям, которые принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципальным формированиям, за исключением ситуаций, продиктованных федеральными законодательными актами.
  • Часть прибыли унитарных предприятий муниципального и государственного типа, которая остается, как правило, после уплаты налоговых и иных платежей обязательного характера.
  • Иные предусмотренные действующим на территории РФ законодательством доходы от применения имущественных комплексов, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Исключение в данном случае формирует имущество автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных образований, куда включаются и казенные.

Следует знать

Как мы отмечали ранее, система неналоговых платежей в бюджет имеет множество разветвлений и достаточно сложную классификацию, которая с каждым годом расширяется. Так, перечень доходов неналогового характера, который установлен статьей 41 БК РФ, считается открытым. Это допускает возможность вхождения в него новых разновидностей неналоговых выплат. Более того, приведенный список должен дополняться бюджетными доходами федерального уровня (статья 51 БК РФ), бюджетными доходами субъектов РФ неналогового плана (статья 57 БК РФ), а также доходами местных бюджетов неналогового типа (статья 62 БК РФ).

Дополнительные элементы системы

Помимо перечисленных выше составляющих системы к неналоговым платежам целесообразно отнести следующие:

  • часть прибыли учреждений и организаций унитарного типа, которые созданы в РФ, остающейся, как правило, после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
  • таможенные сборы и пошлины;
  • сборы лицензионного типа;
  • плата за использование лесных массивов в качестве минимальной величины платы за аренду и минимальной величины платы, указанной в договоре купи-продажи леса;
  • плата за использование водных объектов, которые находятся в собственности федерального значения;
  • плата за использование водных биологических ресурсов в соответствии с межправительственными соглашениями;
  • плата, связанная с негативным воздействием на природу;
  • сборы консульского плана;
  • патентные пошлины.

Что еще входит в классификацию?

  • плату за предоставление сведений касательно прошедших регистрацию прав на недвижимые имущественные комплексы и сделок с ними, выдачу копий договорной и другой документации, которая выражает содержание сделок одностороннего типа, осуществленных в простом письменном виде;
  • сборы в счет возмещения расходных статей по факту, которые связаны с реализацией действий консульской направленности;
  • прибыль ЦБ РФ, которая остается после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
  • доходы от внешнеэкономических операций;
  • декларационные платежи;
  • платежи разового типа за использование недр в случае наступления конкретных событий, учтенных в лицензионном соглашении, в соответствии с участками недр, которые содержат месторождения алмазов природного значения.

Расчет неналоговых платежей

Стоит отметить, что формы расчета базы отчислений обязательного характера в государственный бюджет предоставляются каждый квартал, не позднее тридцати дней после окончания отчетного периода. Заполнение отчетности нарастающим итогом исключено. Важно знать, что неналоговые выплаты входят в состав расходов структуры по стандартным разновидностям деятельности с отражением по следующим статьям:

  • Дт 20 Кт 76,09 предполагает начисление обязательных платежей;
  • Дт 76,09 Кт 51 предполагает уплату обязательных платежей.

Заполнение формы и оплата осуществляется строго в российских рублях и копейках. В настоящее время возможна отправка отчета посредством личного кабинета на официальном ресурсе Россвязи.

Взыскание задолженности. Заключение

Проанализировав регламент по взысканию задолженности по неналоговым платежам, можно сделать вывод о том, что такой тип долга может быть признан безнадежным в соответствии с одним из следующих оснований:

  • банкротство (ликвидация) структуры в соответствии с действующим законодательством;
  • экономическая несостоятельность индивидуального предпринимателя согласно ФЗ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • смерть физического лица или признание его умершим в установленном гражданским процессуальным законом порядке;
  • принятие судебными органами акта, согласно которому возможность взыскания задолженности является утраченной;
  • отказ в возбуждении исполнительного производства в соответствии с постановлением исполнительного судебного пристава (как правило, подобный отказ выносится в случае истечения срока предъявления исполнительной документации к реализации);
  • прекращение производства по исполнению согласно ситуациям, определенным статьей 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • окончание производства по исполнению в связи с постановлением исполнительного судебного пристава, которое, как правило, выносится по причинам, указанным в пунктах 3, 4, 6-9 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • исключение ЮЛ, которое прекратило свою деятельность, из ЕГРЮЛ в соответствии с решением регистрирующей структуры по статье 21.1 ФЗ от 8.10.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

Итак, мы рассмотрели все основные разновидности неналоговых выплат, существующих на сегодняшний день, а также их сущность, особенности, алгоритм расчета и один из аспектов взыскания задолженности. Важно отметить, что действующие законодательные акты, относящиеся к данной теме, являются открытыми. Именно поэтому с каждым годом туда включаются новые платежи и исключаются те, в которых на том или ином этапе жизнедеятельности государства и общества отсутствует необходимость. Так, например, плата за негативное влияние на окружающую среду была введена относительно недавно. Однако уже сегодня на территории Российской Федерации очевиден результат данного шага, ведь общество стало бережнее относиться к природе и более рационально организовывать свой отдых. Это является важнейшим критерием развития социума и повышение уровня патриотизма среди населения.

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах - унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи , которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

  • Вопрос 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.
  • Вопрос 8: Классификация налоговых платежей. Виды налогов: прямые и косвенные, федеральные, региональные и местные, закрепленные и регулирующие, резидентские и территориальные и др.
  • Вопрос 9: Структура налога: понятие, элементы налогообложения. Перечень существенных, факультативных и дополнительных элементов налога.
  • Вопрос 11: Элементы налога: масштаб, единица, налоговая база, налоговый период. Способы определения базы налогообложения. Методы определения налоговой базы: кассовый и накопительный (начислений).
  • Вопрос 12: Элементы налога: ставка, налоговые льготы. Виды ставок и методы налогообложения. Виды льгот: изъятия, скидки, налоговый кредит.
  • Классификация налогов
  • Классификация налогов
  • Классификация налогов
  • Глава II. Налоговая система Российской Федерации
  • Вопрос 1: Налоговая система: понятие, существенные условия налогообложения. Налоговая политика. Экономические и политико-правовые характеристики налоговой системы.
  • Вопрос 2: Налоговая система рф: фундаментальные и организационные принципы, система законодательства. Налоговый кодекс рф. Пределы действия налоговых нормативных актов.
  • Вопрос 3: Система налогов Российской Федерации.
  • Вопрос 4: Налоговое производство: понятие, информационное обеспечение. Налоговый учет. Документирование налогового производства.
  • Вопрос 5: Порядок исчисления налога: общие положения. Определение объекта налога, налоговой базы. Выбор ставки налога. Применение налоговых льгот. Расчет суммы налога.
  • Вопрос 6: Порядок уплаты налога: общие положения. Определение порядка уплаты. Прекращение налогового обязательства. Зачет, возврат излишне уплаченной суммы. Неисполнение обязанности по уплате налога.
  • Законодательство о налогах и сборах
  • Глава III. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
  • Вопрос 1: Ответственность за нарушение налогового законодательства: основные понятия. Составы правонарушений.
  • Вопрос 2: Виды ответственности за нарушение законодательства в налоговой сфере. Применение штрафных санкций в соответствии с Налоговым кодексом.
  • Вопрос 3: Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере.
  • Вопрос 4: Налоговый контроль: понятие, виды и формы контроля.
  • Вопрос 5: Налоговые проверки: субъекты, объекты, порядок проведения. Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка.
  • Вопрос 6: Защита прав налогоплательщиков Административный способ Судебная защита Виды исковых требований.
  • Вопрос 7: Налоговые органы: функции, права, обязанности, ответственность. Таможенные органы.
  • Вопрос 8: Другие участники отношений в налоговой сфере рф. Служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Финансовые органы Государственные социальные внебюджетные фонды.
  • Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств
  • Глава IV. Налогообложение юридических лиц
  • 4.1. Налог на прибыль организаций
  • Вопрос 1: Налог на прибыль организаций: общая характеристика, субъект и объект налогообложения. Виды доходов и расходов. Убытки. Пример определения субъектов налогообложения.
  • Вопрос 2: Налог на прибыль организаций: налоговая база, способы и особенности ее формирования. Расчет налоговой базы. Пример определения налоговой базы по налогу на прибыль.
  • Вопрос 3: Налог на прибыль организаций: налоговый и отчетный период, ставки, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель налога на прибыль организаций
  • Практическая работа № 1
  • Задача 1:
  • 4.2. Налог на имущество организаций
  • Вопрос 1: Налог на имущество организаций: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставка, порядок исчисления и уплаты налога. Пример расчета налога.
  • Модель налога на имущество предприятия
  • Практическая работа № 2
  • Стоимость имущества организации
  • 4.3. Налог на пользование природными ресурсами
  • Вопрос 1: Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Пример расчета налога.
  • Вопрос 2: Плата за землю: формы, налогоплательщики, объекты налогообложения, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель платы за землю
  • Практическая работа № 3
  • Задача 1:
  • 4.4. Налог на добавленную стоимость
  • Вопрос 1: Налог на добавленную стоимость экономическое содержание, субъекты и объекты налогообложения. Механизм взимания ндс. Метод зачета по счетам.
  • Вопрос 2: Налог на добавленную стоимость: формирование налоговой базы, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета ндс.
  • 4.5. Акцизы
  • Вопрос 1: Акцизы: плательщики, объект налогообложения, льготы, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета акциза.
  • 4.6. Государственная пошлина
  • Вопрос 1:Государственная пошлина: субъекты налогообложения, объекты взимания, льготы, ставки, порядок и сроки уплаты. Пример расчета государственной пошлины.
  • Глава V. Налогообложения доходов физических лиц
  • 5.1. Налог на доходы физического лица
  • Вопрос 1: Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, льготы и налоговые вычеты, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты. Пример расчета налога.
  • Модель подоходного налога с физических лиц
  • Практическая работа № 6
  • Задача 1:
  • Глава VI. Налоги формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды
  • 6.1. Транспортный налог
  • Вопрос 1:Транспортный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, льготы, ставки, порядок исчисления и уплаты налога. Пример расчета налога.
  • Модель налога на отдельные виды транспорта
  • Практическая работа № 7
  • Задача 1:
  • Автомобили, числящиеся на балансе организации
  • 6.2. Единый социальный налог
  • Вопрос 1: Единый социальный налог: содержание, нормативное обеспечение, субъекты и объекты налогообложения, порядок формирования налогооблагаемой базы. Пример расчета налоговой базы.
  • Вопрос 2: Единый социальный налог льготы, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Условия применения регрессивной шкалы. Пример расчета есн.
  • Практическая работа № 8
  • Задача 1:
  • Исходные данные
  • Глава VII. Специальные налоговые режимы
  • 7.1. Упрощенная система налогообложения
  • Модель единого налога при упрощенной системе налогообложения
  • Практическая работа № 9
  • Задача 1:
  • 7.2. Единый налог на вмененный доход
  • Единый налог на вмененный доход
  • Субъект налогообложения (по видам деятельности)
  • Юридические и физические лица (предприниматели)
  • Физические лица (предприниматели)
  • Единый налог на вмененный доход
  • Практическая работа № 10
  • Задача 1:
  • Использованная литература
  • Вопрос 7: Другие обязательные государственные изъятия и платежи. Признак нормативно-отраслевого регулирования. Виды неналоговых платежей.

    ОТВЕТ:

    В области налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

      к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;

      налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

    Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства.

    В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей - реальность. Однако российское законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. Так, до введения в 1999 г. первой части Налогового кодекса законодательство не признавало различий между налогами, сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Тем самым трудно было понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.

    В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права. А законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:

    «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

    Используя рассмотренный выше юридический критерий разграничения, обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов могут быть представлены таким образом.

    Налоговые платежи являются обязательными взносами в бюджет, которые непосредственно входят в налоговую систему государства либо установлены актом налогового законодательства. К ним относятся налог на прибыль организаций, НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на доходы физических лиц и др.

    Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи (квазиналоги) и разовые изъятия.

    Неналоговый платеж (квазиналог) - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

    Разовые изъятия - платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

    Таким образом, разграничение понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

    При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются: без убытка, но и без чистого дохода (к сожалению, на практике это наблюдается далеко не всегда).

    Разновидностей неналоговых платежей достаточно много, их можно разделить на четыре группы.

      Платежи за оказание различных услуг, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами. Примерами таких платежей являются гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов.

      Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. По сути, это компенсационная плата за использование ресурсов (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду).

      Платежи, носящие штрафной характер, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним относятся, в частности, суммы от реализации конфискованного имущества, штрафы за нарушение финансового законодательства.

      Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Эти неналоговые платежи выступают в форме государственных займов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.

    Таким образом, налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. Это и отличает налог, как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.

    В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

    Цели законопроекта

    Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

    • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
    • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

    Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

    Предыстория

    В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

    Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

    Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

    В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

    Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

    Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

    Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

    Утилизационный сбор будет налогом.

    Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

    Будет ли реестр неналоговых платежей?

    Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

    Платежи, которых в НК РФ не будет

    Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

    ПРИМЕР 1

    Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

    Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

    ПРИМЕР 2

    Портовый сбор.

    Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

    Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

    Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

    Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

    Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

    Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

    Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

    Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

    По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

    • откуда берется платеж;
    • как определяется его размер;
    • как он может меняться.

    Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

    Минфин против обхода НК РФ

    Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

    Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.