Чековая ваучерная приватизация. Что происходило на самом деле. Если ваучеры обезличили, значит, это кому-то было нужно

Чековая ваучерная приватизация. Что происходило на самом деле. Если ваучеры обезличили, значит, это кому-то было нужно

В октябре 1992 года в России началась ваучерная приватизация. Все граждане, независимо от пола и возраста, могли придти в Сберкассу и по свидетельству о рождении или паспорту получить ваучер, т.е. свою долю от раздела общего пирога (государства) .

В выигрыше оказались те кто по-крупному скупал ваучеры и добивался с их помощью контроля над нужными им предприятиями. Скупка происходила на всех углах.


Те кто не продал, а "вложил", тоже в основном остался ни с чем. В том числе даже самыепродвинутые. В частности один из организаторов приватизации П.Филиппов.

Как вы распорядились своим ваучером?

— Вложил в один из фондов, который был организован при Госкомимуществе, владельцы этого фонда показали нам ручкой и ушли. Т.е., я на свой ваучер не смог ничего реализовать. Но сам бумажный ваучер — не моё изобретение, а изобретение Чубайса и ребят. Но я в принципе согласился, потому что наш подход с безналичным ваучером, он вёл в тупик. Сбербанковская система просто бы захлебнулась в безналичных ваучерах.

Схема работала чётко- получил ваучер....

продал....

или "вложил"....

как Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного Совета ВТБ, бывший председатель Центробанка России (1995-98г.г.)
.

— Ваучер я, как и члены моей семьи, поместил в определённый инвестиционный фонд. Не помню, как он назывался. Но я знал тех людей, в руки которых передавал. Они предупреждали о рисках, которые связаны с участием в приватизации. Предприятие, куда были вложены наши ваучеры, обанкротилось. Я был полностью проинформирован об этом. У меня нет никаких претензий, потому что управляющие делали всё, что могли.

получил...


продал...

или отдал жуликам...

как Олег Вьюгин, председатель Совета директоров МДМ Банка.

— У меня было несколько ваучеров на семью, Вложили неудачно. Автовазовское… «Альянс» что-то называлось. А другой ваучер у меня дома, на нём подпись Анатолия Борисовича.

Ирина Ясина, экономист, руководитель Клуба региональной журналистики.

— Свой ваучер я отдала свекрови. У меня тогда был маленький ребёнок, и не было времени этим заниматься. Время тогда было диковатое, ребёнок хотел кушать… А свекровь во что-то вложила. Что-то в Газпром, что-то в магазин «Берёзка» и ещё куда-то.

«СП»: — Дивиденды какие-то удалось заполучить?

— Ничего. Мы всё прощёлкали.


Народ, понятное дело, "прихватизаторов" ненавидел.

Рыжый, конопатый, убил много дедушек лопатой. И бабушек.


Почему так получилось?

Экономист Андрей Илларионов, хорошо знающий либерально-реформаторскую кухню, толково объяснил http://www.kursk.kp.ru/daily/25933.3/2881287/ , почему все со своими ваучерами остались у разбитого корыта.

- Мало кто уже помнит, знает, но в 1991-м Верховный Совет России, Съезд народных депутатов приняли закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». (Я Илларионову поверил, но на всякий случай проверил. Сам-то не помнил, поскольку в 1991-м еще в Праге работал. Действительно, был такой закон. По нему каждый гражданин России должен был получить именной приватизационный счёт, на который зачислялись денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам! - Е.Ч.) Инициатором и одним из авторов закона был Петр Сергеевич Филиппов, председатель подкомитета по приватизации в Верховном совете РФ. Когда Чубайса поставили на приватизацию в правительстве, между ним и Филипповым начались жесткие споры. В конце концов в этой борьбе Чубайс «съел» своего коллегу и соратника по питерскому клубу «Перестройка».

На мой взгляд, с именными счетами Филиппова приватизация в России проходила бы медленнее, но справедливее. И дала бы возможность многим людям принять участие в процессе при понимании ими того, что они делают. Ваучеры, акции, инвестиционные фонды - все это было новое, непонятное для подавляющего большинства народа, вышедшего из СССР. Требовались усилия и время, чтобы разобраться, что к чему. Однако новая власть выбрала тактику кавалерийского наскока: быстрей, быстрей! Чтобы никто не успел опомниться и понять, что происходит. Ускоренная приватизация оказалась для этого идеальным вариантом.

«Съев» Филиппова, Чубайс изящно провернул позже операцию по замене уже узаконенных именных счетов безымянными ваучерами. Дождался августа 1992-го, когда депутаты ушли на каникулы. И Ельцин подписал указ о ваучерах.

В чем смысл операции?

Тогда, согласно чрезвычайным полномочиям, данным Съездом президенту, указ Ельцина вступал в силу, если в течение одной недели его не отвергал Верховный Совет. За неделю вызвать депутатов с каникул в Москву голосовать против ваучеров было физически невозможно. На это и рассчитывал Чубайс. Так ловким приемом принципиально были изменены идеология приватизации и ее законодательство.

Когда осенью депутаты вернулись в столицу, они поняли, как цинично обманула и оскорбила их исполнительная власть - правительство и президент, которым они предоставили чрезвычайные полномочия. Но было уже поздно. В любой демократической стране такие действия были бы расценены как тяжелейшее преступление против конституционного строя и привели бы к немедленной отставке виновных. Но только не в России.

Только сейчас появились т.н. «объяснения». Мол, Сбербанк тогда не был готов к введению именных приватизационных вкладов, поскольку технически это было сложно делать. Но технические сложности - не основание для нарушения закона. Сложно сделать за год? Делайте три года. Кто вас торопил? В Польше массовую приватизацию стали проводить через 6-7 лет после начала реформ. В Китае после 30 с лишним лет реформ массовая приватизация до сих пор не начата. И, кажется, нельзя сказать, что реформы и там и там оказались неудачными. Скорее, наоборот .

А у вас был ваучер?

Приватизация госсобственности на самом деле стартовала не 1 октября 1992 года, а еще летом 1991 года. Был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР».

Каждому гражданину России Сбербанк должен был открыть именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться деньги от продажи приватизируемого имущества. При этом закон не разрешал снимать средства с приватизационных вкладов другим лицам.

Однако план с приватизационными счетами не был реализован. Вместо открытия счетов населению решили раздать ваучеры. Бесплатно.

Номинальная стоимость ваучера составила 10 тыс. рублей, исходя из оценки госимущества — предприятий страны. Все активы, подлежавшие приватизации, оценили в 140 млрд руб.

Когда правительство затеяло большую приватизацию, о последствиях для бизнеса или для граждан думали меньше всего. Важно было сохранить государство, стоявшее на грани экономического краха.

К этому времени, после десятилетий советской власти, бизнеса в стране не было, если не считать подпольных артелей, цеховиков.

Так что к приватизации ни граждане, ни бизнес, а точнее те работники, которые были заняты на государственных предприятиях, не были готовы.

И кто их в этом обвинит? Да, граждане не имели финансовой грамотности. Подавляющее большинство понятия не имело, что делать с этой бумажкой — ваучером.

Я помню, что часть денег потратил на покупку акций «Газпрома», «Регионнефтегаза» и на акции магазина «Березка», торговавшего за валюту импортными товарами, не доступными за рубли. Мне казалось, что это выгодное вложение, но «Березка» обанкротилась вместе с моей мини-долей. Еще меня окучивали фонды, предлагавшие продать акции. Я в итоге так и сделал спустя несколько лет. Выручил какую-то смешную сумму. Сколько именно, не могу даже вспомнить.

В общем, вся эта приватизация прошла мимо меня фактически. Как и большинства граждан.

Конечно, у россиян осталась обида. Получилось так, что если ты честно трудился, жил на зарплату, ты ничего стоящего не мог купить, никакой собственности за эти ваучеры.

Большинство россиян, вчерашних советских граждан, в итоге осознало, что вот они работали-работали при социализме, строили заводы и фабрики, прокладывали дороги, учили детей, а когда им сказали — возвращайтесь в капитализм, получите свою собственность обратно, то они остались не при делах.

То есть фундамент нового строя был заложен на костях обманутых людей. Если посмотрите статистику суицидов тех лет, очень много было таких случаев, когда глава семейства сводил счеты с жизнью, не имея возможности прокормить семью.

На этот аргумент обычно возражают так: если бы не провели приватизацию, то на фоне голода началась бы гражданская война, и жертв было бы несравнимо больше. Да, наверное, так могло быть. Но возникает другой вопрос: а почему ситуацию в экономике довели до такого состояния?

Не было внятной оценки собственности

Елена Иванкина, член российского подразделения International Real Estate Federation (FIABCI)

Приватизацией в России были недовольны практически все. Люди не стали собственниками своей страны. Уверена, 90% населения сейчас не сможет даже вспомнить, куда они дели ваучеры. Я, например, не помню. Наверное, продала какому-нибудь фонду.

У меня в то время, как и у большинства населения, не было денег на самое необходимое, и мне приходилось преподавать в семи разных вузах, в том числе я читала лекции на английском языке, чтобы поддержать прежний уровень жизни. Сейчас даже вспоминать страшно это время.

Власти, начиная приватизацию, очень торопились и не создали условий для граждан, которые хотели бы участвовать в бизнесе. В странах соцлагеря, в Чехии, например, рядовые граждане смогли стать за ваучеры владельцами кафе, магазинчиков, парикмахерских. В России же приватизировать можно было только крупные компании федерального и регионального уровня.

Приватизация была организована крайне неудачно. Не было внятной оценки той собственности, которую выставляли на приватизацию.

Оценку мелкого и среднего бизнеса вообще никто не проводил, а оценка крупных заводов все время была предметом споров. И вообще, оценка возможна лишь в рыночных условиях, а рынка в классическом понимании в начале 90-х просто не существовало.

По-настоящему об оценке собственности власти задумались только уже после старта ваучерной приватизации, в 1993 году, с подачи .

Неудивительно, что почти весь нынешний олигархат вырос из ваучерной приватизации 90-х. Тогдашняя приватизация была временем возможностей для людей молодых, грамотных и с деньгами.

Я восхищаюсь теми, кто понимает, из чего можно делать деньги: Потаниным, Мордашовым, Прохоровым... Я такой способностью не обладаю. Пыталась пойти в бизнес — создала фирму по купле-продаже земельных участков. Вложила собственные средства. А партнер искал клиентов. И быстро «кинул на деньги».

Некоторые дивиденды получают до сих пор

Понимая, что никаких двух машин «Волга» на свой ваучер не получу, я его никуда не вложил. Хотя семейному человеку было тяжело жить в те времена на полторы ставки доцента, оставил ваучер в качестве сувенира на память.

В моей коллекции ваучер занял достойное место рядом с талонами на водку и на сахар. Это свидетельство нашей истории и, уверен, что такие времена больше не вернутся.

Показательно, что сейчас, говоря о приватизации, гораздо чаще, чем ваучеры, вспоминают, причем в негативном ключе, залоговые аукционы. Мне кажется, за этим стоит определенное понимание, что в начале 90-х никто до конца не знал, как правильно приватизацию проводить.

Справедливости ради надо сказать, что ваучеры получили все, и некоторые граждане, обменявшие его, например, на акции «Газпрома», определенные дивиденды получают до сих пор.

А вот залоговые аукционы были продуманной акцией, не решившей ни задачу формирования эффективного собственника, ни пополнения государственного бюджета. И поэтому их результаты до сих пор остаются «притчей во языцех».

С высоты прошедших лет понятно, что сегодня аналоги ваучерной приватизации, по сути, невозможны, а сама эта тема больше интересна историкам, чем тем, кто думает о механизмах разгосударствления экономики в настоящее время.

Почему ваучер «стоил» сперва как две «Волги», а потом - как две бутылки водки? В этой и других загадках приватизации разбирался «Собеседник».

11 июня 1992 года была одобрена программа ваучерной приватизации. Ее идеолог Анатолий Чубайс обещал: каждый россиянин получит «по две „Волги“. Что из этого вышло, помнят все. А что было за кулисами?

Надо было быстрее

В кратчайшие сроки создать „эффективных собственников“ - таков был главный лозунг приватизации. Курс был взят еще до развала СССР: летом 1991-го Верховный Совет РСФСР принял ряд законов, позволявших выкуп госпредприятий и требовавших ускорения процесса. Но идея раздать всем ради этого по ваучеру была не единственной.

В Верховном Совете тогда заметным человеком был Петр Сергеевич Филиппов , - рассказывает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин (в 1992-м представитель правительства в ВС и член Совета по предпринимательству при президенте, а с 1994-го министр экономики). - Он придумывал, как провести приватизацию, создав именные записи: кто что получил. Но было ясно, что для той реформы, которую затеяли мои друзья-реформаторы, это не подходит: было крайне важно, чтобы рынок был открытым и чтобы можно было потом осуществлять обмен…

Первоначально в законе предполагалось открытие персональных приватизационных счетов, - уточняет экономист Андрей Нечаев (с 1992-го министр экономики РФ). - Но когда Чубайс (глава Госкомимущества , позже вице-премьер. - Ред.) и его команда - те, кто занимался приватизацией - запросили Сбербанк , сможет ли он взять на себя техническое решение задачи, им ответили: на это потребуются 2–3 года и серьезные вложения. Задача-то и впрямь была глобальная - открыть счет на каждого гражданина страны, включая грудных младенцев, и учитывать полученные человеком акции и т. д. Ждать столько не могли по политическим соображениям. И выбрали чешский опыт. Но по сути это был плод многих компромиссов. В частности, между исполнительной властью и оппозиционным к ней Верховным Советом.

Почему 10 тысяч

Было напечатано 150 млн ваучеров. На каждом красовалось: 10.000 рублей. В сущности, это были копейки. Если 1$ в июле 1992-го стоил 161 руб., то к концу октября уже тянул на 398 руб.

Ваучеры раздавались на предприятиях, в отделениях Сбербанка и в ЖЭКах. За оформление надо было заплатить 25 руб.

10 тысяч - это была идея Чубайса, - вспоминает Нечаев. - Он считал, что люди с бо́льшим уважением отнесутся к ваучеру, если на нем будет стоять некая денежная сумма. На самом деле номинал не имел никакого значения. Ваучеры обеспечивались приватизируемым имуществом. И реальная стоимость каждого определялась тем, сколько и каких акций вы на него получали. Понятно ведь: акции »Газпрома» - это одно, а механического завода в селе Пупкино - совсем другое.

Шел 1992-й, стремительно падало производство и дико росли цены, - замечает Ясин. - Если вы проводите приватизацию в таких условиях и даете людям ваучеры, вы не можете быть уверенными, что они будут ценными. Даже если изначально они и равнялись чему-то. Поэтому-то никто и не придавал им большого значения.

Кто куда вложил

Наивно было рассчитывать, что народ, у которого финансовая грамотность и сегодня достаточно низкая, быстро разберется с таким финансовым инструментом, как ваучер. Но, как позже выяснилось, никто из авторов этой программы и не рассчитывал на массовое появление бизнесменов.

Еще более странно, что и крупные экономисты, активно поддерживавшие приватизацию, распорядились ваучерами не лучше, чем простые граждане.

В моей многочисленной семье, - рассказывает финансовый омбудсмен Павел Медведев (в то время эксперт при президенте Ельцине), - все были уверены, что ваучер надо отдать мне. И что я размещу его лучшим образом. А я был уверен: нет у меня такой возможности. Я ведь не был приближен ни к одной крупной структуре, где мог бы заглянуть за кулисы. В общем, я все их просто продал.

Я отдал их матери моего зятя. Даже не знаю, что она с ними сделала. - Профессор Ясин распорядился еще более небрежно своим «кусочком» страны.

Евгений Ясин // фото: Global Look Press

Довольно честным и успешным оказался ЧИФ «Альфа-Капитал». Сегодня это инвестфонд в составе «Альфа-Групп» , но акционеров у него гораздо меньше, чем те 2 млн человек, которые принесли туда ваучеры в 1990-х.

До сих пор существуют некоторые ЧИФы (вернее, их наследники), - уточняет Сергей Гернис, представитель Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. - Теоретически можно к ним обратиться… И - узнать, что денег у них нет. Простых людей, хоть что-то выигравших от этого, немного. Это те, кто вложил ваучеры в работающие предприятия, где сами трудились. У меня есть знакомая семья, которая вложила 5 ваучеров в Рязанскую ТЭЦ и уже в 2000-х смогла купить квартирку в Рязани в 18 кв. метров.

только цифры

Правительство оценило национальное достояние страны (активы всех госпредприятий) в 4 трлн руб. Из них 1,5 трлн (35%) предназначалось к бесплатной раздаче гражданам.

Каждое акционирующееся предприятие (даже «Газпром») должно было выставить на продажу не менее 29% акций за ваучеры. Срок их действия, кстати, был ограничен 31 декабря 1993-го, потом продлен до июля 1994-го.

40 млн граждан вложили ваучеры в акции; ЧИФам доверились 25 млн россиян; 65 млн просто продали свои ваучеры.

Рост ВВП Польши после приватизации начался уже через 2,5 года. Россия же лишь к 2004-му достигла уровня 1992-го.

Но был один, который не стерпел

Бывший преподаватель вуза Владимир Кувшинов - кажется, единственный, кто выиграл у Гос-комимущества суд, потребовав обещанные две «Волги».

После того как Чубайс по телевизору про машины сказал, я ему письмо написал: «Куда посоветуете вложить ваучер?» - рассказывает свою эпопею Кувшинов. - Он, как ни странно, ответил: в Госкомимущество, которое приобретет мне акции.

В ГКИ ваучер у профессора забрали, а акций не дали. Он подал иск в суд. И про обещанные Чубайсом две «Волги» тоже упомянул. А над ним смеются: мало ли кто что где говорил.

Кувшинов настырный. Написал Кириенко (тогда премьеру): как так? А тот ему неожиданно официальный ответ - публичное высказывание руководителя в ранге вице-премьера имеет правоустанавливающую силу.

Профессор и это письмо суду представил… Суд - не поверите - иск удовлетворил: постановил возместить стоимость ваучера (2 у. е.) и выплатить 500 (у. е.) морального ущерба - это, видимо, вместо двух «Волг».

Касты выигравших

Выигравших от ваучерной приватизации можно разделить на три типа. Про основателей ЧИФов мы упомянули. Другой тип - спекулянты: покупали подешевле, продавали подороже. И наконец, те, кто скупал ваучеры массово (за свои и чужие деньги), а потом на чековых аукционах менял их на акции.

Несмотря на небольшую историю, приватизация успела пройти через множество различных этапов, в каждом из которых использовался свой подход.

Особенного внимания заслуживает ваучерная приватизация в России, которая стала одной из первых форм передачи государственного имущества в частную собственность. Данный формат существенно отличался от других, и несмотря на то, что цели у него были все те же, применялись совершенно другие методы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При этом многие и сегодня не до конца поняли, что представляет собой ваучерная приватизация и в чем заключаются ее особенности.

Особенности

Ключевыми особенностями ваучерной приватизации можно назвать следующие характерные черты:

  • Государственные предприятия для максимально быстрой продажи было принято оценивать только по остаточной балансовой стоимости, в связи с чем их рыночная цена сокращалась в несколько сот, а то и тысяч раз.
  • Разница между рыночной и балансовой стоимостью дополнительно усиливалась активной инфляцией. Различное имущество, которое передавалось в руки физическим и юридическим лицам, оценивалось в соответствии с его балансовой стоимостью еще до того, как произошел резкий инфляционный скачок.
  • Преимущественное большинство государственных предприятий приватизировалось посредством использования государственных льготных кредитов, то есть потенциальные собственники в принципе не вкладывали в предприятие собственные деньги.
  • Чаще всего частные лица, получающие в свою собственность предприятия, имели близкие отношения с руководящими органами, в связи с чем случайному человеку обзавестись таким имуществом было крайне сложно.
  • Проведение приватизации осуществлялось в такой период времени, когда преимущественное большинство людей были абсолютно безграмотными в финансовой сфере. В связи с этим людей, которые уже привыкли постоянно верить своему государству и правительству, жестоко обманули.
  • Огромнейшее количество людей, которые имели лишь небольшое количество акций, в конечном итоге остались ни с чем после проведения реорганизаций. В некоторых случаях проводили дополнительную эмиссию акций, что приводило к абсолютному отсутствию какой-либо значимости голосов мелких акционеров.

Для обеспечения приватизации предприятия, которые производили реальную продукцию на дорогостоящем специализированном оборудовании, отличались практически нулевой стоимостью рабочих мест, в то время как компании, работающие в офисах в сфере обслуживания, могли иметь стоимость рабочего места в несколько десятков тысяч долларов

Когда была проведена

Ваучерная приватизация проводилась на территории России в период с 1992 по 1994 годы. Официальная цель, которая была заявлена правительством в момент передачи различных предприятий в частные руки, являлась обеспечением максимального мощного класса собственников, в связи с чем многие государственные предприятия и другие виды бизнеса могли быть оформлены в частную собственность гражданами на абсолютно безвозмездной основе. Для обеспечения правильной передачи всего имущества создавался специализированный «ваучерный механизм».

Чтобы упорядочить процедуру массовой приватизации, а также исключить возможность какого-либо мошенничества, было принято решение разработать специализированный проект закона, обеспечивающего именные приватизационные счета и вклады. В соответствии с обновленным законодательством каждый гражданин России в государственном банке получил именной приватизационный счет, обеспечивающий ему право получения определенной части государственного или муниципального имущества на безвозмездной основе.

При этом стоит отметить тот факт, что по закону какая-либо передача таких счетов в пользу других лиц была запрещена, чтобы исключить возможность обмана обычных граждан различными мошенниками.

Однако в конечном итоге изначально справедливый и правильно рассчитанный механизм личных счетов решили упразднить.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что для проведения ваучерной приватизации пригласили более 200 специалистов из других стран, причем некоторые из них были кадровыми сотрудниками Центрального разведывательного управления США, а также лица, служащие в военной разведке. В конечном итоге некоторые из них были осуждены у себя на родине по той причине, что они, оставаясь государственными служащими, занимались незаконным обогащением с помощью приватизации в РФ.

Виды

Сама по себе ваучерная приватизация проводилась несколькими способами, каждый из которых отличался уже своими уникальными особенностями. В большинстве случаев все они были малоэффективными.

Пирамиды

Изначально задумывалось так, чтобы ваучерные пирамиды, более известные большинству как ЧИФы, обеспечивали максимально эффективное управление накоплениями обычных людей. Таким образом, гражданин не должен был отправляться самостоятельно на ваучер для покупки акций компании, и вся работа вместо него выполнялась ЧИФом, к которому он закреплен и который занимался массовой скупкой акций, в то время как гражданам обеспечивалась бы безбедная жизнь за счет дивидендов.

На практике фонды собирали активно ваучеры у населения, после чего принимали участие в чековых аукционах и занимались активной скупкой ваучеров действительно доходных предприятий. Дальше схема могла проводиться по разным вариантам.

В первую очередь, акции могли просто реализовываться с баланса инвестиционных фондов на баланс определенных организаций, которые находились под контролем влиятельных группировок в своем районе, причем реализовывались они по предельно низкой балансовой стоимости, а в фонде оставались номинальные активы для того, чтобы впоследствии его полностью ликвидировать.

Некоторые фонды просто занимались аккумулированием серьезных активов, которые позволяли им принять участие в ваучерных аукционах, и только потом уже самоликвидировались.

Бывало и так, что хозяева фондов создавали определенный пакет ваучеров, вследствие чего, хоть это и противоречило законодательству, продавали их директорам различных компаний, которые хотели получить ту или иную часть предприятия сразу. Директора компаний за счет того, что регулярно задерживали заработную плату своим сотрудникам и экономили средства множеством других методов, занимались активной скупкой таких пакетов, после чего уже на них выкупали акции своих предприятий.

Сами же ЧИФы, которые были обязаны обеспечить хранение ваучеров и обменивать их на акции, своей работой вообще не занимались, в связи с чем уже в скором времени все их быстро закрыли.

Чеки

Приватизационный чек представлял собой специальное государственное свидетельство, подтверждающее право собственности своего владельца на определенную часть государственной собственности, которая безвозмездно распределялась государством. Номинальная стоимость каждого такого чека составляла 10 000 рублей, поэтому сам он мог в дальнейшем использоваться как полноценное платежное средство, так как общий срок его реализации был ограниченным.

Ваучеры активно распространялись через отделение Сбербанка, но за каждую такую бумагу нужно было заплатить дополнительно 25 рублей. Чубайс на тот момент давал официальное объявление о том, что рыночная стоимость каждого ваучера будет равна двум «Волгам», что было просто невероятной роскошью для преимущественного большинства выходцев Советского Союза.

С точки зрения использованной модели приватизации номинальная стоимость ваучера в принципе не играла никакой роли, потому что этот документ только определял право на приобретение акций различных государственных предприятий в процессе их приватизации. При этом предусматривалось, что основная часть акций любой компании будет заменена исключительно на такие ваучеры.

Реальная стоимость данного документа непосредственно зависела от того, в каком состоянии находилась приватизация на том или ином предприятии. Таким образом, в одном месте можно было поменять ваучер только на 3 акции, в то время как в другом – на 300, то есть написать его номинальную стоимость можно было в принципе любую, и это никоим образом не сказалось бы на его покупательной способности.

Для хоть какой-то рационализации номинальной стоимости таких бумаг было принято решение привязать их к цене основного фонда на каждую единицу населения. Таким образом, распечатали приблизительно 150 миллионов ваучеров, каждый из которых имел номинальную стоимость в районе 10 000 рублей, то есть бумаги были распечатаны по одной на каждого гражданина России, включая несовершеннолетних и детей. Другими словами, если в семье было четыре человека, то им должно было быть предоставлено четыре ваучера. В общей сумме, соответственно, стоимость всех документов на страну достигала полутора триллионов рублей.

После того, как ваучеры впервые появились 01.10.1992, они еще неоднократно менялись свою стоимость, и в реальном выражении она приблизительно в два раза снизилась уже к середине следующего году. При этом в процессе расширения масштабов ваучеризации, а также учитывая количество объектов, которые можно было оформить в частную собственность, реальная стоимость ваучеров действительно приблизилась к номиналу на момент конца 1993 года.

В период 1993-1994 годов каждый месяц по всей стране проводилось приблизительно 800 чековых аукционов, вследствие чего приблизительно 70% от общего количества акций реализовали именно за ваучеры.

В реальности же обычные граждане имели не такое большое разнообразие вариантов того, как можно было использовать полученные ваучеры:

  • можно было просто продать полученные документ и получить за него небольшую сумму, которой могло хватить разве что на обеспечение проживания в течение одной-двух недель;
  • можно было купить акции определенных предприятий, включая те, в которых работал гражданин;
  • можно было передать бумаги чековому инвестиционному фонду, все из которых, как говорилось выше, в конечном итоге развалились.

Те же лица, которые имели достаточно большое количество ваучеров, могли принять участие в специализированных ваучерных аукционах для того, чтобы оформить в свою собственность акции государственных компаний.

В конечном итоге 99% обычных граждан не получили вообще ничего с ваучерной приватизации, что и было первоначально задумано теми лицами, которые организовали эту процедуру. Основная масса населения просто понятия не имела о том, что можно сделать с этими документами, в связи с чем их преимущественное большинство было передано в руки обыкновенных скупщиков. В связи с этим стоимость ваучеров постоянно сильнее и сильнее снижалась, в связи с чем к маю 1993 года составляла около 3-4 тысяч рублей.

Так как впоследствии бумаги сделали обезличенными, купить такой документ можно было в любом количестве.

В соответствии со статистическими данными приблизительно 60 миллионов граждан продали свои ваучеры обыкновенным спекулянтам, а это, ни много ни мало, 40% от общего количества выпущенных документов, и как в конечном итоге оказалось, этим людям удалось получить хоть что-то, так как на полученные деньги они могли приобрести какую-то одежду или бытовую технику

Аукционы

С технической точки зрения эти мероприятия должны были служить в качестве максимально простого и доступного инструмента, через который можно было бы реализовать приватизационные чеки населения. Принять участие в таком аукционе мог любой желающий, начиная от работников приватизируемой компании и заканчивая иностранными гражданами. Единственным условием было оплачивать покупаемые акции только ваучерами.

В связи с этим в преимущественном большинстве случаев информация о проведении приватизационного мероприятия просто утаивалась от большинства людей, причем, по сути, это даже не противоречило действующему законодательству, в связи с чем впоследствии практически никто так и не понес реального наказания.

Первоначально государственные предприятия могли передавать акции только путем приобретения их за ваучеры, но потом было принято просто «невероятное решение» — чиновникам дали возможность по своему усмотрению продавать определенную часть акций предприятий за деньги, вследствие чего крупные бизнесмены перестали заниматься скупкой ваучеров, а прост отдавали полную сумму нужным лицам и получали контрольный пакет акций какого-нибудь универмага или завода.

В связи с этим с течением времени от «ваучерных аукционов» не осталось ничего, кроме самого названия, потому что преимущественное большинство активов продавалось за реальные деньги. Даже принятый со временем указ президента, ограничивающий возможность приобретения акций за реальные деньги, не принес уже практически никакого результата, так как за счет связей в руководящем составе бизнесменам удавалось обходить любые запреты, и стремительный рост регулярных нарушений остановить было практически невозможно.

Последствия

В конечном итоге такой формат проведения приватизации привел к вполне ожидаемым для экспертов результатам, а именно:

  • Россия полностью перешла от социализма к капитализму;
  • в России появилось огромное количество «олигархов», которые получили в свою собственность крупные предприятия практически за копейки, а в некоторых случаях и вовсе за счет государства, то есть без какого-либо вложения собственных средств;
  • органы власти, крупный капитал и организованная преступность максимально сблизились между собой, сформировав своеобразный «синдикат»;
  • в глазах преимущественного большинства обычных граждан процедура приватизации была максимально скомпрометирована, и по сегодняшний день практически все граждане считают, что приватизация является нечестной, а ее итоги стоит «пересмотреть»;
  • приватизация привела к деиндустриализации страны, в связи с чем существенно сократился объем производства в обрабатывающей и легкой промышленностях.

Таким образом, проведение приватизации было осуществлено в предельно короткие сроки, и в итоге были удовлетворены интересы лишь определенных лиц, в то время как подавляющая часть населения осталась ни с чем. При этом в государственный бюджет поступила сумма, которая равнялась 0.5-1% годового бюджета всей страны.

Недостатки

С самого начала приватизация на территории России была достаточно противоречивой, так как ее формат включал в себя огромнейшее количество юридических пробелов. На тот момент уже было огромное количество стран, имеющих реальный опыт проведения приватизации, но таких масштабов, как в России, еще не было нигде.

В первую очередь, между Верховным Советом и Правительством никак не достигалось взаимопонимания о том, как именно будет осуществляться передача государственных предприятий частных лиц, а помимо этого активное влияние оказывали и различные лоббистские группы, главной целью которых было отстаивание интересов конкретных бизнесменов.