Ученые с тревогой констатируют, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тенденции. Назовем наиболее существенные из них.
Число россиян убывает. Численность населения Российской Федерации составила 145,2 млн человек. Наша страна по числу жителей занимает 7-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана. Однако Россия теряет свои позиции в мировой демографической иерархии. К концу 2001 г. доля населения России (51% населения от бывшего СССР в 1990 г.) в мировом населении сократилась до 2,4%, и это падение продолжается.
По сравнению с переписью 1989 г. численность населения уменьшилась на 1,8 млн. За 1992 -2000 гг. сократилось число жителей в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.
За истекшее столетие Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было суженным, т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались и годы массовых репрессий. После Второй мировой войны детская смертность быстро сокращалась, одновременно возросли показатели рождаемости. Но уже с середины 60-х гг. уровень рождаемости снизился, достигнув 2,1-2,2 детей на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивает простого воспроизводства населения. В настоящее время Россия переживает последствия того, что дети, рожденные в этот период суженного воспроизводства, сами стали родителями. Население страны до 1992 г. росло, но лишь благодаря стечению обстоятельств, которое никак нельзя назвать счастливым. Уже в 70-80-е гг. соотношение рождаемости и смертности в России было крайне невыгодным и не обеспечивало роста населения. Но тогда в стране было сравнительно мало пожилых людей. В это время люди старших возрастов принадлежали к поколениям, родившимся в конце XIX - начале XX в. Они испытали на себе катастрофические события первой половины XX столетия. Немногие из них дожили до старости.
В 1990-е гг. в пожилой возраст стали вступать люди, родившиеся в 1930 г. и позднее. Их детские годы совпали с
4-Л. Н Боголюбов. 11 кл
Периодом Великой Отечественной войны, однако сами они в войне не участвовали. Доля доживших до старости из их числа была намного большей, чем у их предшественников. Резкое падение рождаемости в 90-е гг. лишь усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до падения рождаемости, скажем к показателям 1965-1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественного прироста населения страны. Возврат же к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда более половины населения России было сельским, сейчас мало вероятен. Следует учесть, что низкая рождаемость присуща и развитым государствам мира.
Именно поэтому сейчас главный и практически единственный механизм, который может быть использован для противодействия быстрой убыли населения России, - это иммиграция. Однако и ее возможности не безграничны. Прием большого количества мигрантов вообще, особенно же мигрантов иноязычных, связанных с другими культурными традициями, далеко не безболезненный процесс, а в условиях нынешнего экономического состояния и социального климата в России - вдвойне не безболезненный. Сегодняшние проблемы миграции - это один из новых вызовов, на которые России придется отвечать в XXI в.
Естественная убыль населения становится все большее.
В основном население сокращается из-за его естественной убыли, т. е. превышения числа смертей над числом рождений, а также из-за эмиграции в зарубежные страны.
В 2000 г. уровень смертности составил 15,3 чел. на 1000 человек. Среди наиболее распространенных причин смерти специалисты называют болезни кровообращения, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи. Негативно на продолжительности жизни российского населения сказываются алкоголизм и наркомания. Эти причины смерти заметно молодеют. Уровень мужской смертности в 4 раза выше женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах.
Данные переписи 2002 г. свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн превышает численность мужчин (77,6 млн против 67,6 млн). На 1000 мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 г. их было 1140). Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. Нетрудно предположить, что такое соотношение неблагоприятно сказывается на институте брака и семьи.
Трудоспособное население сокращается. По данным переписи, численность населения в трудоспособных возрастах
(мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн человек, или 61%, моложе трудоспособного возраста- 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного возраста - 29,8 млн (21%).
Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию - суженное воспроизводство и сокращение численности населения, с отрицательным естественным приростом. Депопуляция возникает при систематическом уменьшении численности населения. Основная причина депопуляции - снижение рождаемости до крайне низкого уровня.
Наряду с низким уровнем рождаемости причиной депопуляции является снижение средней продолжительности жизни. При этом средняя продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин. При сохранении современного уровня смертности среди населения рабочих возрастов из числа россиян, достигших в 2000 г. 16 лет, по прогнозу демографов, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.
Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в структуре населения ведут к демографическому старению. Уже в 1989 г. впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. человек.
Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения трудового потенциала, падения экономической активности населения. Старение населения, в свою очередь, порождает дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслуживанию пожилых людей. Даже в экономически развитых странах при увеличении доли пожилых людей в пирамиде населения правительства вынуждены идти на увеличение пенсионного возраста. Другой стороной процесса старения населения является усугубление проблемы одиночества пожилых людей, их отчуждения от молодых поколений.
Острыми остаются для России проблемы миграции населения. В течение 1990-х гг. интенсивно сокращалось население северных и восточных регионов России. За 1992- 1999 гг. только районы Севера потеряли 8,5% населения, или более 1 млн человек.
Ситуация с мигрантами усложняется последствиями вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Неустроенность части вынужденных переселенцев, беженцев и внут-риперемещенных лиц (отсутствие работы, жилья, средств существования) создает социальную напряженность, ведет к возникновению межнациональных конфликтов.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
Есть ли выход из демографического тупика? В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в сентябре 2002 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту».
Этой цели призвана способствовать особая демографическая политика - целенаправленная деятельность государ ства и иных социальных институтов в сфере регулирова ния процессов воспроизводства населения. Она призвана содействовать формированию желательного для общества типа воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Демографическая политика выделяет ряд приоритетов и намечает меры по реализации в жизнь важных мероприятий. Так, в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян. Для осуществления на практике мер, способствующих решению этой задачи, не только предполагается совершенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи, развитие консультационно-диагностических служб, помогающих вовремя распознать болезнь и принять меры, осуществить профилактику наиболее опасных болезней, но и планируются отдельные меры для повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.
Учитывая возрастающее значение разумной миграционной политики, правительственная концепция до 2015 г. определяет такие приоритетные направления, как выборочное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ. Вместе с тем предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к уменьшению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения РФ. Важную роль в стабилизации численности населения за счет миграции может сыграть совершенствование правовой базы, регулирующей миграционные процессы, создание системы эффективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории России. Наряду с этими мерами предполагается проведение активной региональной экономической политики, способствующей сохранению численности населения в тех регионах страны, которые имеют важное геополитическое значение. Такие меры поз-
Волят расширить привлечение рабочей силы из других регионов страны на временной основе за счет мобильного трудоспособного населения, работающего вахтовым методом. Чтобы сделать работу в этих районах привлекательной, предстоит разработать экономические и социальные стимулы для переселенцев или временно привлеченных работников.
Отдельное направление демографической политики связано с мерами по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходимо создать им здесь достойные и безопасные условия жизни и работы.
Дополнительное внимание острой проблеме демографии было уделено в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. «Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости». (Российская газета. - 11 мая. - 2006. - С. 2.) В Послании намечены конкретные меры по осуществлению указанных шагов. Предложенная программа действий требует немалых финансовых ресурсов. Но от успеха решения проблем демографии зависит ответ на вопрос, ради кого осуществляются другие экономические и социальные реформы в России.
Таким образом, очевидно, что решение проблем демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важнейшим ресурсом развития страны. ■В Основные понятия: демографическая политика. ■ Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство населения.
Проверьте себя
1) Какие проблемы изучает демография? 2) Охарактеризуйте основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. 3) В чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии? 4) Какие направления демографической политики государства объявлены приоритетными?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» в разделе «Угрозы нацио-
Нальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в Российской Федерации» отмечается: «Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблем комплектования Вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек».
Представьте в виде логической схемы указанные в приведенном фрагменте факты и процессы.
2. Какие проблемы являются следствием уменьшения
численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз
раст?
3. По материалам периодической печати за месяц просле
дите, какие аспекты демографической политики нашли в
них отражение. Какие меры предполагаются для решения
проблем, отмеченных в публикациях?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с отрывком из «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в 2002 г.
Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
Увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;
Улучшение репродуктивного здоровья населения;
Улучшение качества жизни хронических больных и
инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
Создание предпосылок для повышения рождаемости;
Всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;
Создание условий для самореализации молодежи;
Обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рожде
нии ребенка;
в области миграции и расселения:
Регулирование миграционных потоков в целях созда
ния действенных механизмов замещения естественной убы
ли населения Российской Федерации;
Повышение эффективности использования миграцион
ных потоков путем достижения соответствия их объемов,
направлений и состава интересам социально-экономического
развития Российской Федерации;
Обеспечение интеграции мигрантов в российское обще
ство и формирование толерантного к ним отношения.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г.//Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.
Hill Вопросы и задания к источнику. 1) Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации меры, предусмотренные концепцией для регулирования миграции.
Демографическая политика представляет собой систему разнообразных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественный прирост населения, а также на решение специальных демографических задач для России и проблем с убылью населения. Необходимость проведения демографической политики в современных условиях развития общества обусловлена воздействием государства на процессы рождаемости, признан практически всеми развитыми и развивающимися странами Европейского союза, Азии, Америки, независимо от сложенной демографической ситуации и темпов прироста населения в каждой отдельной стране.
Основной целью демографической политики России является изменение и поддержка демографических тенденций существующих в определенной области и в данный период времени. В соответствии с поставленной целью по основным направлениям демографического развития страны формируются основные задачи и обосновываются приоритеты направлений развития демографической политики в будущем. Приоритетные направления реализации демографической политики в основном опираются на данные анализа демографической ситуации, которые подготавливает Федеральная служба государственной статистики РФ. Формулируются задачи демографической политик по всем основным ее направлениям с выбором приоритетов в рамках этих направлений, таких как рождаемость, поддержка семьи, поддержка материнства и детства, охрана здоровья, миграционный контроль и т.д.
Все существующие задачи демографической политики обусловлены целью демографического развития населения в Российской Федерации.
Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве её регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; повышение рождаемости и укрепление института семьи, материнства и детства; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.
В зависимости от демографической ситуации существует два основных принципа формирования демографической политики:
На практике осуществление демографической политики сталкивается с определенными трудностями, такими как нехватка финансирования, морально-этические проблемы. В арсенале финансовых мер присутствуют денежные выплаты семьям с детьми и одиноким матерям, пособия на ребенка и последующих рожденных детей в семье, повышение престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых экономически развитых странах государство находит поддержку католической и православной церквей, и по религиозным требованиям обсуждаются законы предусматривающие ответственность за отказ от рождения детей и т.д.
Простое воспроизводство населения, или «нулевой рост» цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен. При этом если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка, так как есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев. Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить. В детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма «неудобные» для стабильного развития экономики.
В современном развитии общества и населения комплекс мер демографической политики формируется по трем основным направлениям:
Отечественный и зарубежный опыт осуществления демографической политики по стимулированию рождаемости и укреплению семьи показывает, что наиболее распространенными являются различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно различным категориям нуждающихся семей, а также обязательные пособия вне зависимости от обеспеченности семьи на данный момент времени.
Рисунок 1.2. Основные направления демографической политики в России
Суммарная величина ежемесячного пособия, как правило, нарастает по мере увеличения числа детей в семье, поскольку в большинстве стран данное направление политики рассматривается, как обязанность государства в максимально возможной степени компенсировать расходы семьи, возникающие в связи с рождением, воспитанием и образованием ребенка. В частности, в Люксембурге существует специальное пособие на детей моложе 2 лет, основной целью которого является обеспечение семьи минимальный доход при условии, что женщина в этот период не будет работать. Самые высокие семейные пособия выплачиваются в Бельгии до 70% от среднемесячной зарплаты Илышев А.М. Демографическая ситуация до 2025 года: вызовы времени и альтернативность развития / А.М. Илышев, А.П. Багирова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №6. - С. 7-19., но при этом учитываются не только и не столько число детей в семье, сколько уровень материального благосостояния.
Необходимость проведения активной демографической политики во всех субъектах Российской Федерации обусловлена ситуацией которая сформировалась в конце ХХ века, в вопросах рождаемости, смертности, а также миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья. Соответственно, региональная специфика демографической политики детерминируется особенностями этнического, геополитического, экономического и природно-географического статуса той или иной территории как субъекта РФ.
Все изданные нормативные и законодательные акты, призванные регулировать демографические процессы, должны соответствовать основным целям демографического развития страны, особенно в миграционной сфере. Большая часть нормативных актов в области регулирования миграции зачастую противоречат цели демографического развития России. Чтобы исключить такую ситуацию, необходимо чтобы Концепция демографического развития РФ стала основополагающим документом, которым руководствуются в своей деятельности законодательные, исполнительные и иные органы власти. Идеология Концепции демографического развития РФ должна пронизывать всю нормативно-правовую базу в сфере воспроизводства и миграции населения страны.
Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.
Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.
Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:
Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).
Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.
Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных. Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий. В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов как социальной, так и демографической политики подучил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программа развития ООН.
Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в Силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.
Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия я льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).
В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.
В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.
В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком я 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями я правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.
В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.
Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого я пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.
Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран в условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина юс населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.
Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более, чем миллиардным населением. Несколько лет назад руководством страны была поставлена цель - семья с одним ребенком. Чтобы достичь ее была разработана программа поощрений и наказаний. К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся, например, такие как:
Демографическая политика в Российской Федерации:
Россия располагает опытом активной демографической политики. Так, демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-45 годах определяли огромные безвозвратные потери в Вооруженных силах и среди гражданского населения. Столкнувшись с такими масштабными потерями населения, правительство страны должно было принять специальную программу проведения активной демографической политики, направленную на преодоление последствий войны. Эта программа была действительно разработана и опубликована еще до окончания войны в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года.
Наиболее примечательными чертами этого указа были: всемерное поощрение многодетных семей (пять и более детей), поддержка семей с оптимальным числом детей (три-четыре ребенка).
В соответствии с Указом материнский труд поощрялся как материально, так и морально. Учреждалось почетное звание и одноименный орден "Мать-героиня". Этого титула и ордена удостаивались матери, родившие и воспитавшие десять и более детей по достижении последним ребенком I года и сохранении в живых остальных детей. Затем шел орден "Материнская слава" трех степеней и "Медаль материнства" двух степеней, Многодетные матери поощрялись материально. Им выплачивались ежемесячные пособия, сумма которого увеличивалась после рождения каждого нового ребенка, начиная с четвертого. Кроме того, многодетные матери получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет). Женщины и семьи, имевшие 3-4 детей, получали 30-процентную скидку в размере подоходного налога. При рождении третьего ребенка выплачивалось единовременное пособие, которое в масштабе цен 40-50 годов составляло 400 рублей. После рождения четвертого ребенка начиналась регулярная выплата детского пособия.
Был определен и "налоговый кнут" для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы с началом трудовой деятельности.
Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двух детей - 0,5%. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, поскольку взимание особого налога с малосемейных, помимо чисто фискального эффекта было направлено на то, чтобы утвердить в массовом сознании устойчивое представление, что нормальная, или оптимальная, семья должна иметь в среднем не менее трех детей.
Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.
В результате принятых мер в 1946-49 годах население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким - в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, т.е. оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году.
Это произошло, прежде всего, благодаря очень заметному уменьшению детской смертности. В течение 50-х годов смертность в СССР продолжала снижаться, достигнув в I960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половине 60-х годов этот показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.
Другим заметным феноменом 50-х годов в нашей стране оказался довольной высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5 - 17,6 промилле. Это заметно выше, чем накануне второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).
Успех активной демографической политике нашел отражение и в данных переписи, проведенной 15 января 1959 года. Они показали, что население СССР достигло 208 млн.827 тыс. человек, т.е. оказалось на 30 млн. больше, чем на начало 1950 года и почти на 15 млн. больше, чем в 1941 году. Население РСФСР согласно данной переписи достигло 117,5 млн. и было на 7,5 млн. больше, чем перед войной.
Все эти цифры говорят о том, что 50-е годы по многим параметрам демографии, особенно с точки зрения стабильного роста населения, явились лучшим десятилетием 20 века для страны. Во всяком случае можно считать, что тогда был во многом преодолен резкий демографический спад в результате воины и создана основа для дальнейшего поступательного роста населения.
Этот исторический опыт показывает, что преодоление нынешнего демографического кризиса ("третьей демографической катастрофы") в России, уже приведшего к потерям сопоставимым с потерями в первой мировой и гражданской войн, возможно и, разумеется, совершенно необходимо во имя обеспечения надежного будущего для российского народа и государства. Для этого необходимо проведение активной политики в области народонаселения, опирающуюся на разработку и эффективную реализацию полномасштабной комплексной демографической программы.
Многие российские демографы выделяют три главных причины депопуляции в нашей стране:
В настоящее время на пути к разработке и проведению активной демографической политике сделан первый шаг - в сентябре 2001 года Правительством Российской Федерации одобрена "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". В Концепции дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизм реализации Концепции. В качестве областей демографического развития определены:
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
* сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
* сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
* сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
* повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
* укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
* привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Демографическая статистика старейшая отрасль демографии ее частным предметом является изучение статистических закономерностей воспроизводства.. теоретическая демография базируется на общей теории народонаселения.. анализ выявленных тенденций дает возможность предвидеть развитие демографических процессов в будущем разрабатывать..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Глобальное прогнозирование - разработка прогнозов общемирового масштаба, касающихся перспектив развития человечества в целом и среды его обитания
С появлением глобальных проблем в большинстве наук наметился повышенный интерес к будущему, к перспективам развития. Так возникло новое междисциплинарное направление – глобальное прогнозирование, з
Метод на общую перспективу
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НА ПЕРСПЕКТИВУ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В практике демографического прогнозирования прошлого широко применялись разнообразные U-образные кривые, основной предпосылкой кото
Когортный метод в демографии
Продольный анализ или когортный метод (метод реального поколения - когорты) применяется для реального поколения (когорты по году рождения, совокупности одновременно родившихся людей, или совокупнос
Теория демографической революции
Теория демографической революции (или как ее чаще называют - теория демографического перехода) характеризует закономерность смены экстенсивного типа воспроизводства населения (с высокой рождаемость
Тенденция развития населения
В начале XX века в России наблюдался самый высокий уровень рождаемости в Европе. Наиболее быстрое падение рождаемости происходило в 1930-е и 1940-е годы. К 1965 г. рождаемость в РСФСР опустилась ни
Депопуляция населения
Депопуля́ция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения числе
Демографическая политика
Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изм
Политика народонаселения
ПОЛИТИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, термин, употребляемый в науч. лит-ре для обозначения направления социально-экон. политики, целью к-рого выступает воздействие на развитие народонаселения. Органич. составн
Контроль рождаемости
Контро́ль над рожда́емостью - политика, направленная на ограничение рождаемости, в основном в густонаселённых странах, таких как Китай (одна семья - один ребёнок), Индия, Мексика.
Планирование семьи
Демография рассматривает семью как основную ячейку, выполняющую множество функций: рождение детей, создание условий для улучшения здоровья и продолжительности жизни членов семьи, обеспечение собств
Направления демографической политики
Основные направления концепции демографической политики РФ до 2025 г не дают возможности добиться предусмотренных в концепции амбициозных показателей. Об этом сообщила журналистам глава Минздравсоц
Комплекс мер демографической политики
Комплекс мер демографической политики формируется по трем направлениям: повышению рождаемости и укреплению института семьи; улучшению здоровья и росту его продолжительности жизни; обеспечению необх
История демографической политики
История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напрот
Современная демографическая политика
Справка к Указу «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
В Концепции дается оценка современной демографической ситуации в Российской
Тенденции
Глубокий кризис института семьи, выступающий первопричиной демографического неблагополучия и, в некоторой степени, тяжелое социально-экономическое положение обусловили развитие негативных демографи
Геополитический аспект
Наличие в России природных богатств - это её плюс. Но размещение этих ресурсов в восточных и северных слабо освоенных районах - это её минус. Сохранение природных ресурсов в Азиатской части страны,
Социальные и гуманитарные аспекты
Еще одним важнейшим социальным следствием превращения маргинального типа смертности в общенациональный является тенденция постепенного формирования практически однополого, а именно - женского насел
Задачи экономической демографии
Исходя из ранее данного определения экономической демографии важнейшей задачей этой науки является изучение влияния демографических процессов и структур на развитие экономики общества. Изучая социа
Экономико-демографические модели
Математические, статистические и эконометрические приемы образуют технический инструментарий экономической демографии. Они реализуются в экономико-демографическом моделиро-вании на основе демографи
Демографические последствия войн
Демографические последствия конфликтов и военных действий складываются из двух основных видов: потери среди мирного населения и потери среди военнослужащих. Демографические потери - погибшие и умер
Демографический кризис
Демографический кризис - невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение
Урбанизация и миграция
Урбаниза́ция (от лат. urbanus - городской) - процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации - рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических
Народонаселение
Населе́ние (народонаселение) в демографии - совокупность людей, живущих на Земном шаре (население Земли) или в пределах конкретной территории - континента, страны, области и т. д. Народонаселе
Наиболее заселенные регионы
По данным CIA The World Factbook на 2009 год, на нашей планете обитает более 6790 млн людей. При этом больше половины из них - жители десяти самых населенных стран.
Китай
Страна с
Причины миграции
Причин миграций довольно много. Главной из них является экономическая. При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины.
Переселенческие миграции, связанные с ос
Формы миграции
К традиционным формам миграции относятся:
- расселение (данная форма свойственна первобытному обществу): основными факторами переселения и освоения новых земель и континентов в древнейшие
Структура населения
Демографические структуры населения - обусловливающие воспроизводство населения группы, сформированные в соответствии со значениями того или иного признака.
Виды демографических структур
Агломерации
Городская агломерация (от лат. agglomero, «присоединяю») - компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамич
Мегаполисы
Мегало́полис (от греч. μεγας (род. падеж μεγαλου) - большой и πολης - город), иногда ошибочно мегаполис, ре