Большая энциклопедия нефти и газа. Регулирование доходов: определение гарантированного минимума заработной платы, индексация доходов, поддержка малообеспеченных слоев населения

В Японии, в отличии от стран Запада, в условиях инфляционного роста цен не вводились правила индексации доходов, поскольку по существу ее роль выполнял уже имевшийся механизм ежегодного повышения заработной платы . Но и в Японии, и там, где были приняты различные формы индексации, отчетливо давал о себе знать рост социальной напряженности. Гонка цен и доходов с неизбежностью превращалась в состязание зайца с черепахой уже потому, что удары со стороны потребительского рынка трудящиеся вынуждены принимать при том уровне заработков, какой имеется в настоящее время, и лишь затем наступает их повышение, почти никогда не признаваемое людьми труда полностью их компенсирующим. Более того, у производителей появляется тем самым нечто похожее на моральное право вздергивать цены, мол, все равно растущие затраты людям будут компенсированы.  


ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ - сумма средств, компенсируемая населению за повышение уровня цен путем регулирования номинальных доходов (заработной платы , пенсий, стипендий, пособий). И.д. производится с целью поддержания уровня доходов такими, какими они сложились на момент изменения индекса стоимости жизни.  

Власть и предприниматели не смогли предложить конкретных мер по индексации доходов и зарплаты, не сумели защитить от провала в жесточайшую нищету самые обездоленные группы населения. В начале 1999 г. начисленная средняя зарплата составила 50% величины . Государственная гарантия работникам в оплате труда в сумме 83 руб. 49 коп. - 9% величины прожиточного минимума трудоспособного человека, или 3,5% минимального потребительского бюджета - носит чисто символический характер. Вознаграждение за труд в среднем исчислении проявляет более черты социального пособия по выживаемости, нежели заработной платы , ибо не способно выполнить присущие заработной плате функции (воспроизводственную, экономическую, социальную). Это вознаграждение не обеспечивает ни достойную жизнь работнику и его семье, ни устойчивый расширяющийся платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги, не говоря уж о том, что не выступает для развития различных систем страховой и социальной защиты.  

Глава 97. СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ  

Государство обеспечивает защиту реальных доходов населения от инфляции путем введения системы индексации доходов и сбережений.  

ИПЦ используется как общий показатель инфляции в потребительском секторе, при расчетах показателей системы национальных счетов и для индексации доходов населения. На практике исчисляется система индексов потребительских цен. Она включает сводные индексы потребительских цен полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью сводные индексы по набору товаров и услуг без товаров нежелательного пользования (без алкогольных напитков и табачных изделий) сводные индексы по набору основных потребительских товаров и услуг и индексы на отдельные товары народного потребления.  

В тот же период резко снизился индивидуальный спрос ввиду ухудшения общего экономического положения населения из-за резкого роста инфляции - одной из главных причин и составляющих такой социально-экономической ситуации в обществе. К невостребованности продукции ведут не только скачки инфляции или ее плавный рост, но и инфляционные ожидания . Опасение роста инфляции приводит к приобретению впрок товаров еще до момента ее роста. Затем наступают спад спроса и некоторая его стабилизация. Это происходит на этапе роста инфляции. При ее стабилизации спрос увеличивается, но темпы роста спроса отстают от темпов роста инфляции, поскольку индексация доходов населения в процентном отношении ниже роста инфляции. Так образуется площадь, на которой риск невостребованности продукции превратился в реальность (см. заштрихованную площадь на рис. 4.2).  

На сегодняшний день наиболее общая классификация населения, с точки зрения получения средств к существованию, предусматривает три группы. Первая группа - нетрудоспособные, получающие средства к существованию за счет предприятий, организаций, пожертвований и за счет близких и родных. Эта группа включает пенсионеров, инвалидов и детей нетрудоспособного возраста, студентов, т.е. всех тех, чье неучастие в производственно-экономической деятельности общественно оправдано и дает право на содержание за общественный счет. Ограниченность ресурсов государственного бюджета вынуждает учитывать различия между людьми и возможности самообеспечения при определении очередности и уровня индексации доходов различных социальных групп . Вторую группу образуют лица, доход которых устойчив и складывается из выплат, получаемых из общегосударственных средств и за счет самостоятельной экономической деятельности.  

Элементами общегосударственного регулирования заработной платы являются регулирование соотношения между производительностью труда и заработной платой налогообложение прироста заработной платы отчисления из прибыли в процентах к заработной плате регламентирование фонда заработной платы и средней заработной платы увязка материального поощрения руководителей с перерасходом фонда заработной платы организация бирж труда организация ассоциации руководителей фирм регламентирование условий компенсационных выплат и индексации доходов. Государственные законы регламентируют минимальные ставки заработной платы определяют правила приема на работу и увольнения устанавливают варианты организации режима работы и отдыха определяют правила оплаты труда регламентируют условия труда женщин и молодежи. Должностные оклады , устанавливаемые правительством, определяют гарантированный минимальный уровень оплаты труда и одновременно устанавливают значимость должностей. Справедливость не в том, чтобы получать поровну, а в том, чтобы справедливо получать не поровну. (А. И. Гельман).  

Тарифная основа - это совокупность норм, условий дифференциации заработной платы в зависимости от сложности и условий труда . Элементами тарифной основы являются тарифные ставки , тарифно-квалификационные справочники работ и профессий, квалификационные справочники должностей служащих региональные коэффициенты, схемы должностных окладов , надбавки и доплаты к ставкам (окладам), премирование, условия формирования фондов оплаты труда , правила индексации доходов.  

Индексация доходов представляет собой корректировку доходов и денежных вкладов граждан с целью частичного возмещения потерь вызванных инфляцией. На каждый процент роста индекса потребительской цены устанавливаются нормативы повышения различных частей дохода. Наблюдение за движением цен на товары и услуги осуществляется органами государственной статистики.  

Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум . В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации установлена потребительская корзина , включающая в себя минимальный набор продуктов питания , непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума . По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон . По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.  

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы , пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения , позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности , особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.  

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду , а также не способствует проведению антиинфляционных мер.  

Что такое индексация доходов и какова ее социальная роль  

Индексация доходов - увеличение номинальных доходов (заработной платы , социальных выплат) в зависимости от уровня инфляции  

Особо следует отметить мероприятия по защите тех слоев населения, которые в большей степени страдают от инфляции дети, пенсионеры, неработоспособные, бюджетники. Мировая практика выработала основные меры их защиты пособия, индексация доходов, определение и фиксация минимальных расходов и их уровней, гуманитарная помощь . Все эти меры должны являться постоянной составляющей экономической политики правительства в период осуществления антиинфляционных мер.  

ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ - регулярное изменение номинальных доходов различных групп населения осуществляется государством в зависимости от изменения уровня цен.  

В преддверии двадцать первого века наша страна начала переход к регулируемому рынку и предпринимательству. Многие проблемы приходится решать впервые, и в деловом мире в ближайшее время появятся неизвестные или малоприменяемые у нас термины. Отсутствие достаточного количества книг и учебных пособий по маркетингу, менеджменту, предпринимательству и бизнесу затрудняет усвоение новых терминов. Рынок, либерализация цен, бездефицитный бюджет, приватизация собственности - все эти понятия, еще недавно почти абстрактные, ныне наполняются конкретным содержанием. В практический обиход все активнее входят такие термины, как маклер, брокер, биржа, акция, дивиденд, индексация доходов, и многие, многие другие.  

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Индексация доходов

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Поддержка бедных слоев населения

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%).

Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии -- 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.

Структура минимального потребительского бюджета, %: питание -45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги -23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • 1) "бедные" семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
  • 2) "малообеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
  • 3) "обеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
  • 4) "богатые" семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1.2 Общие принципы индексации

1.5 Объекты индексации

1.8 Основание для индексации

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема инфляции и ее воздействия на экономическую и социальную жизнь является одной из основных в обществе с переходной экономикой. Отсутствие конкурентной среды приводит к тому, что в переходной экономике недостаточно развитыми оказываются естественные механизмы сдерживания инфляции. Поэтому свободные цены, не являясь главным инструментом конкуренции и стимулом увеличения эффективности производства, становятся фактором понижения реальных доходов и покупательной способности подавляющей массы населения. Причем снижение реального содержания доходов в переходной экономике в отсутствие механизмов их защиты происходит как вследствие высокой инфляции, так и в результате ее подавления методами денежно-кредитной политики.

В мировой практике существуют различные способы защиты доходов населения от инфляции. Наибольшее распространение получила индексация доходов, назначение которой состоит в том, чтобы увеличением денежного дохода компенсировать населению потери от повышения цен и тарифов. Современные статистические методы позволяют рассчитать с помощью индексов цен и тарифов размеры дополнительных расходов населения на покупку товаров и оплату услуг по повышенным ценам и тем самым определить величину соответствующего увеличения их доходов. Проблема заключается в том, насколько эффективно механизм индексации способен защитить доходы от обесценения и каким может быть его обратное влияние на динамику цен и доходов.

В российской экономической литературе в начале 90-х годов широко распространилось представление о том, что мировая практика индексации денежных доходов с течением времени себя исчерпала, так как постепенно в меру особенностей своего развития наиболее развитые страны отказались от использования механизма индексации. Сдержанное отношение к индексации предопределялось также дефицитностью потребительского рынка и существованием значительного по величине отложенного денежного спроса населения. Впоследствии дополнительным препятствием для широкого применения механизма индексации доходов стала политика финансовой стабилизации. Наконец, актуальность проблемы индексации, столь очевидная на начальном этапе реформ, когда месячные приросты цен исчислялись двузначными цифрами, в последнее время, казалось бы, должна уменьшиться. Однако этого не происходит, по крайней мере, по нескольким причинам.

Во-первых, пока в экономике не создана конкурентная среда, а сдерживание инфляции не сопровождается нормализацией производства, существует угроза нового ускорения инфляции.

Во-вторых, уменьшение реальных доходов значительной части населения в результате высокой инфляции в предшествующий период достигло, как будет показано во второй части курсовой работы, своих пределов. Поэтому сейчас требуется их защита реальных доходов населения даже от 10-процентной инфляции, выход на которую планируется Правительством на период до 2005г.

В-третьих, планируемый рост цен на 10% в год (более чем втрое ниже, чем в 1999 г.) не снимает вопроса об индексации. Для сравнения можно привести данные американской статистики: в 1990 г. рост потребительских цен составил 5,4%, при этом индексацией было охвачено 40% работников, в октябре 1994 г. при увеличении потребительских цен для всех городских потребителей в течение предшествующих 12 месяцев на 2,7%, поправки на стоимость жизни включались в договоры 24% работников.

ИНДЕКС ЦЕН - статистический показатель, применяемый для измерения динамики цен во времени и пространстве, представляет относительную величину. Методика принципов расчета индексов цен: определение набора товаров; выбор базовых объектов путем репрезентативной выборки (предприятий различных отраслей, торговли, сферы услуг); выбор системы взвешивания показателей и формулы расчета индексов. Расчеты индексов цен обеспечивают построение индексов фактических цен и индексов средних цен. Индекс средних цен учитывает наряду с изменением цен на отдельные товары, структурные изменения. В набор товаров-представителей входят все важнейшие группы товаров с учетом их доли во всей изучаемой совокупности.

Система индексов цен включает индексы цен производителей на промышленную продукцию, цен реализации сельскохозяйственной продукции, грузовых транспортных тарифов, цен по капитальным вложениям, потребительских (розничных) цен и тарифов на услуги, индекс цен внешней торговли, индексы-дефляторы.

Сложным вопросом при исчислении индекса цен является учет изменения качества товаров-представителей. Для устранения влияния качественных изменении практика международной статистики применяет ряд методов: 1) исчисление цен затрат (в расчет индекса цен включается цена модифицированного товара за вычетом дополнительных издержек, связанных с повышением качества); 2) определение цен компонентов; 3) гедонистический метод, позволяющий через веса основных параметров товара, заложенных в калькуляцию цены, определить долю изменения цены, связанную с изменением качества, и долю, связанную с изменением цен; 4) расчет цен на единицу основных технико-экономических параметров (1 кВт/ч, 1 куб. м емкости ковша и т. д.). Матвеев А. Потребительская корзина необходима, хотя и скудна. //Экономика и жизнь-2000-№2-с.22.

Индексы цен используются для мониторинга движения цен и тарифов, изучения конъюнктуры рынка, изучения влияния динамики цен на уровень жизни населения, расчета показателей уровня жизни, показателей макроуровня - валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода, определения их динамики в сопоставимых ценах; для обеспечения международных сопоставлений по важнейшим макроэкономическим показателям и др.

1.1 Понятие индексации доходов населения

Индексация денежных доходов населения - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги.

Индексация является частью государственной системы социальной защиты граждан и направлена на поддержание покупательской способности их денежных доходов, особенно социально уязвимых слоев населения - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

В случаях, установленных законодательством, индексация может заменяться единовременными пересмотрами размеров оплаты труда (ставок, окладов), государственных пенсий, пособий и стипендий, иных социальных выплат населению и другими мерами государственного регулирования денежных доходов граждан либо применяться в сочетании с такими мерами.

Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация -- прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения -- основная форма социальной защиты населения,

Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринима­тельской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.

Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6). При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гаран­тии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен -- функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.

Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 2003 г. процентные ставки (до востребования -- до 40% годовых, по срочным вкладам -- до 80%. на детей со сроком хранения вкладов свыше 10 лет -- до 120%) не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10 раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б--8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40 до 10% годовых). По срочным вкладам -- с 12 до 9% ежемесячно, целевой вклад на детей -- со 190 до 170% годовых и т. д. С ноября 2006 г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6 раза. Основная причина -- снижение темпов инфляции с 4,1 % в январе до 0,3% в сентябре 2006 г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 2007 г.

В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).

1.2 Общие принципы индексации

Основными принципами индексации денежных доходов населения являются:

Гарантированность со стороны государства населению права на индексацию денежных доходов;

Приоритет сохранения достигнутого уровня жизни социально уязвимых слоев населения по сравнению с другими мерами социальной политики;

Дифференцированный подход к индексации доходов населения в зависимости от вида, источника дохода и социальной группы его получателя;

Единство методологии расчета индекса потребительских цен на товары и услуги, входящие в состав минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума);

Сохранение доходов, увеличенных в связи с индексацией, при пересмотре ставок налогообложения;

Единство источников доходов и индексации;

Гласность в проведении мер по индексации.

1.3 Сущность и классификация доходов населения

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальный доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Принцип рыночной стратегии в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным».

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас). Одесс В., Наушин В. Все прогрессы реакционны, если рушится человек. //Экономика и жизнь-2000-№12-с.1

Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.

Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом.

Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.

1.4 Формирование доходов населения

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его рудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:

Выплат то государственному страхованию;

Банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

Процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

Доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам;

Выигрышей по лотереям;

Временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

Выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты. Роте Ф. Условия жизни в России.//Социалогические исследования-2000-№3-с. 59-63.

1.5 Объекты индексации

Индексации подлежат:

Оплата труда, государственные пенсии, пособия, стипендии, суммы возмещения вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья;

Сбережения в виде вкладов в государственных кредитно-финансовых учреждениях;

Сбережения в виде вкладов в государственные долговые обязательства.

Законодательством могут предусматриваться также и другие виды денежных доходов населения, подлежащих индексации.

Индексации не подлежат денежные доходы граждан от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг (исключая государственные ценные бумаги), ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой хозяйственной деятельности, служащей гражданам источником денежных доходов от собственности, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

1.6 Определение размера повышенного денежного дохода

Повышенный в связи с индексацией размер денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен. При этом законодательством могут устанавливаться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие государственные минимальные гарантии индексации. Соответствующие условия индексации могут также предусматриваться соглашениями и коллективными договорами.

Индекс потребительских цен исчисляется по единой методологии в соответствии с порядком, установленным законодательством, по набору товаров и услуг, принятому для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума). Наблюдение за изменением потребительских цен, исчисление индекса этих цен осуществляют органы государственной статистики и службы регистрации цен.

1.8 Основание для индексации

Основанием для индексации денежных доходов населения является величина (порог) индекса потребительских цен по набору товаров и услуг, принятому для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исчисленная с момента предыдущей индексации цен на товары и услуги во всех секторах потребительской рыночной сферы.

Порог индексации и порядок его применения, а также периодичность индексации устанавливаются законодательством, соглашениями и коллективными договорами.

1.9 Источники средств для индексации

Источниками средств для индексации являются:

Оплата труда работников бюджетных предприятий, организаций и учреждений, выплата государственных пенсий, пособий, стипендий - ассигнования из соответствующих бюджетов;

Оплата труда работников хозяйственных товариществ, обществ и других предприятий, а также общественных организаций - собственные средства предприятий и организаций;

Суммы возмещения вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья - средства юридических и физических лиц, причинивших вред;

Сбережения в виде вкладов в государственные долговые обязательства и в учреждения государственной кредитно-финансовой системы - доходы банков и средства государственного бюджета.

1.10 Размеры доходов и налогообложение

Доход населения - это материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы населения делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

Натуральные доходы населения включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.

Денежные и натуральные доходы образуют личный доход населения.

Номинальные доходы населения характеризуют уровень денежных доходов населения независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы. Под ним понимаются располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.

Основными компонентами денежных доходов населения в рыночной экономике являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, а также социальные трансферты.

Для любой экономической системы характерна дифференциация населения по уровню доходов. Дифференциация доходов - это объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения, регионов. Дифференциация есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Дифференциация доходов связана с дифференциацией заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различие в потреблении населением товаров и услуг, то есть в его уровне жизни. Становление рыночных отношений объективно углубляет социальное расслоение общества. Объективные причины отражают общественную полезность занятий. В их основе лежит территориальная, отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровня оплаты труда, образовательный уровень, владение собственностью. Субъективные причины связаны с характеристиками личности. Специфические же причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды, конъюнктурой рынка.

Повышенные в установленном порядке в связи с индексацией размеры оплаты труда, государственных пенсий, пособий, стипендий и других денежных доходов не подлежат уменьшению.

В целях недопущения изъятия части денежных доходов населения, полученных в связи с индексацией, размеры минимального дохода, не облагаемого налогом, и ставки налогообложения пересматриваются в порядке, предусмотренном законодательством.

1.11 Цели и основные методы регулирования

Меры регулирования доходов. Государство оказывает активное влияние на перераспределение доходов через госбюджет. Для этих целей используется система дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. В результате часть доходов наиболее обеспеченных слоев населения переходит к наименее обеспеченным. Сушин Д. В статистике - густо в кошельке - пусто. // Экономика и жизнь - 1999-№49-с.1.

Одним из методов регулирования доходов населения является выплата социальных трансфертов.

Социальные трансферты - это экономическая ценность, передаваемая одним участником другому в одностороннем порядке: от другого участника операции не поступает взамен ничего, что может иметь экономическую стоимость. Социальные трансферты представляют систему мер денежной или натуральной помощи малоимущим, посредством которой повышаются доходы определенных слоев населения.

Государство путем перераспределения средств бюджета создает условия для уменьшения дифференциации доходов населения, обеспечения нормального процесса воспроизводства рабочей силы. Вместе с тем государственное регулирование доходов населения при помощи средств бюджета имеет определенные пределы: размеры бюджетных поступлений и уровень налогов. К мерам государственного регулирования доходов относятся также установление гарантированных цен на некоторые товары и услуги определенным группам населения (фермерам, пенсионерам, инвалидам), установление минимальных ставок заработной платы, пенсий и др.

Индекс потребительских цен. Как уже отмечалось, реальные доходы населения зависят от уровня цен на товары и услуги. Для того, чтобы определить влияние инфляции на реальные доходы населения, используется такой показатель, как индекс потребительских цен на товары и услуги.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном (предыдущем) периоде. ИПЦ - это важнейший показатель, характеризующий уровень инфляции. Он используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров. ИПЦ в России исчисляется для характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения по отдельным регионам и стране в целом на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с базисным (предыдущим) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.

Индексация доходов. Особое значение занимает проблема индексация доходов от инфляции.

Индексация - это средство защиты от инфляции, привязка суммы контракта, кредита, заработной платы, пенсии, пособия, вкладов населения в банках и т.д. к индексу потребительских цен. Индексация доходов населения представляет полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги. В мировой практике применяются две основные формы индексации доходов населения: автоматическая и полуавтоматическая. Автоматическая индексация доходов населения предполагает, что последние повышаются пропорционально росту цен. Полуавтоматическая индексация именуется также договорной. На государственном уровне проводятся переговоры с участием работодателей, профсоюзов, представителей органов государственной власти, а также ученых-экспертов. В результате переговоров даются рекомендации по установлению нижнего порога социальной защиты при заключении коллективных договоров. На каждом предприятии заключается свой коллективный договор, включающий различные меры социальной защиты работников. Литвинов В. Цены растут быстрее доходов. //Экономика и жизнь - 1999-№39-с.28.

Индексация доходов населения оценивается неоднозначно. С одной стороны, она способствует поддержанию определенного уровня жизни некоторых групп населения. С другой стороны, индексация может снижать стимулы к труду, тормозить реализацию антиинфляционной политики. Поэтому во многих странах индексация доходов населения носит скорее эпизодический, чем постоянный характер.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать методы регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потребления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весьма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в перераспределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно большое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде западноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские страны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.

Методы регулирования доходов и потребления

Прямые - административные меры

Косвенные - экономические меры

Среди прямых (административных) методов государственного регулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределение и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октябре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и постепенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффективно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Законодательное установление минимума заработной платы.

Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.

Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, - установление минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы. Кузина О. Определение механизма индексации доходов и периодизация его развития в странах с рыночной экономикой. //Вопросы статистики-1997-№2-с.50-58.

Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом (1,7), то необходимо двигаться в этом направлении, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отраслевых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров, позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.

Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация доходов населения - одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

1.13 Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов

Социальный потенциал налоговой системы в современной России, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не используется.

Существующая система налогообложения не учитывает положения в российской экономике и связанного с ним резкого имущественного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрессивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изымается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. В России зарегистрировано около 5 млн. предпринимателей, получающих доходы и уплачивающих подоходный налог. Среди них лишь 2% имеют доход свыше 300 млн руб. в год.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п. Шестакова Е. Индексация доходов: мировой опыт. //Вестник РАН- 1992-№10- с.3-18.

Испоьзуемая в России налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах экономики, определяющих перспективы ее развития, - в промышленности, науке, культуре.

В российской переходной экономике государственное регулирование доходов, в том числе и через налоговую систему, должно рассматриваться как необходимое условие прекращения спада производства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:

Высокодоходные группы населения России не склонны к сбережениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров;

При сокращении производства и снижении доходов у большинства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно сокращается потребление таких услуг, как образование, здравоохранение, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов;

Повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоходных) групп населения, ориентированных на потребление отечественных товаров и услуг, способствует развитию отечественного производства, инвестиционной активности и росту занятости. Если политика российского государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию, то это также создаст предпосылки к экономическому росту;

Более взвешенный подход к распределению доходов - психологически важный положительный фактор. Если имущественное неравенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп населения будет увеличиваться, усиливается противодействие реформам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.

Следовательно, государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

2. Мировой опыт в индексации доходов населения

Индексация как метод защиты номинальной заработной платы от инфляции получил распространение в развитых странах с рыночной экономикой вскоре после окончания Второй мировой войны.

Механизмы индексации в зарубежных странах создавались прежде всего для поддержания покупательной способности малоимущих, т. е. обеспечения им материальной возможности приобретать фиксированный набор потребительских благ. Кроме того, индексация направлена и на поддержание определенного уровня жизни путем периодического обновления минимального набора потребительских благ, а также на сохранение постоянного соотношения между уровнем жизни лиц, охваченных государственными программами социального обеспечения, и работающей частью населения. Этот подход увязывает социальные выплаты с состоянием экономики.

В соответствии со степенью охвата граждан индексацией развитые страны можно подразделить на четыре категории:

Страны, где практически все население охвачено индексацией (Бельгия, Дания, Исландия, Италия и др.);

Страны, где индексация применяется лишь по отношению к определенным социальным группам (как правило, на основе соответствующего пункта в коллективных договорах) (Канада, Франция, Швейцария, США и др.);

Страны, где индексация практически не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.);

Страны, где курс на осуществление индексации подвергается значительным колебаниям в контексте общей политики доходов, направленной на борьбу с инфляцией (например, Нидерланды, Норвегия и Финляндия).

В государствах, относящихся к первой группе, широкое распространение индексации в значительной степени связано с существованием хорошо отлаженной системы коллективных договоров, которая находится под постоянным контролем профсоюзных объединений. Любые прецеденты и формы социального партнерства становятся в этих странах предметом общенациональной политики. Благодаря этому индексационные меры обуславливают здесь значительную долю прироста номинальной заработной платы. В странах второй группы, где индексацией охватывается лишь часть рабочей силы, например в США, доля несельскохозяйственных рабочих, охваченных индексацией, составляет, по некоторым оценкам, около 10 процентов. В то же время среди рабочих, имеющих свои профсоюзы, эта доля значительно выше -- около 40 процентов. Во Франции индексация сверх прожиточного минимума была запрещена специальным постановлением правительства.

Отличительная особенность данной группы стран -- большое разнообразие применяемых механизмов индексирования, вплоть до внутриотраслевого.

В странах третьей группы, где индексация практически не применяется, подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров.

К четвертой группе относятся страны, в которых осуществляются жесткие ограничительные меры по отношению к политике индексации. Эти меры могут предусматривать, в частности, установление верхнего предела роста заработной платы, предельный коэффициент ее индексационного прироста и др.

Так, в Финляндии после значительного обесценения национальной валюты правительством и представителями различных профессиональных союзов был подписан договор, согласно которому профсоюзы отказывались от применения механизма автоматического регулирования заработной платы. Вновь пункт об индексации появился в коллективных договорах. То же самое можно сказать и о Норвегии, где индексация применялась довольно долго.

Таким образом, некоторые правительства, ограничивая или вовсе отменяя индексацию, предпринимали усилия по сдерживанию роста заработной платы в условиях роста цен.

Однако порой, как это ни парадоксально, такая политика может быть построена и на введении индексации. В качестве примера можно привести Австралию, где индексация была вновь введена в 1975 году, когда инфляция достигла наивысшего уровня.

Жесткий контроль за ростом номинальной заработной платы был одной из составляющих стабилизационной программы в Польше.

В отличие от Югославии, где реализация стабилизационной программы предусматривала замораживание зарплаты в полном объеме, в Польше, наоборот, был принят механизм ее частичной индексации посредством применения специальных коэффициентов допустимого роста фонда оплаты труда. Величина этих коэффициентов в различные периоды составляла, к примеру, 0,2; 0,3; 0,6 и даже достигала значения 1,0.

Как видно из приведенных примеров, официальная политика в области доходов в различных странах строится на диаметрально противоположных подходах к осуществлению индексации. Тем не менее они доказательно иллюстрируют, что сама проблема принятия индексационных мер для регулирования доходов в условиях роста цен возникает практически повсеместно.

Выбор параметров механизма индексации обычно производится на основе определенных принципов. Практический опыт стран с высокоэффективной рыночной экономикой показывает, что целью при этом выступает уже не столько сохранение определенного уровня жизни, сколько поддержание существующих стандартов ее качества.

При наличии подобного подхода могут быть сконструированы самые разные механизмы индексации заработной платы за счет применения специально разработанных индексов потребительских цен (ИПЦ). Так, в США в годы топливно-энергетического кризиса многократный рост цен на импортируемую нефть выразился в значительном росте ИПЦ и привел к быстрому увеличению размеров выплат. В этой ситуации механизм индексации был модифицирован, из минимального набора потребительских благ были исключены те, цены на которые растут особенно быстро.

Другой, еще более распространенной модификацией указанного принципа является поддержание способности занятого населения приобретать фиксированный набор благ на уровне прожиточного минимума.

С учетом роста цен периодически пересматривается и «порог бедности» -- показатель, применяемый официальной статистикой некоторых стран для оценки уровня жизни населения. В США, например, этот показатель был введен в 1960-е годы и представляет собой доход семьи из четырех человек, численно равный утроенной стоимости минимальных расходов на питание.

Прожиточный минимум для такой семьи составляет сумму, превышающую «порог бедности» на 20-40 процентов, причем в этот минимум не включаются расходы на отдых, образование, питание вне дома и т. п.

Практический опыт развитых стран показывает, что отношение к индексации как к механизму регулирования доходов населения в условиях инфляции может быть противоположным не только в различных странах, но и при разных экономических ситуациях в одной и той же стране. Противники индексации указывают главным образом на то, что политика индексации ускоряет инфляционные процессы. Анализ опыта индексаций заработной платы в девяти странах Европейского экономического сообщества не обнаружил непосредственной связи индексаций с нарастанием или торможением инфляции. Инфляция, разумеется, может значительно возрасти в результате стихийных неконтролируемых повышений заработной платы в условиях снижения уровня жизни. Но все страны ЕС контролировали темп роста номинальной заработной платы и соблюдали определенные правила индексации.

Как показывает мировой опыт, негативное воздействие индексаций на инфляционные процессы может быть ограничено, по крайней мере, тремя факторами: во-первых, временным лагом между ростом цен и повышением доходов, во-вторых, определенным государством или закрепленным в коллективном договоре ИПЦ, по достижении которого принимаются индексационные меры, и, в третьих, формулой выплаты компенсаций.

Важнейшим элементом формулы выплаты компенсаций является так называемый «порог» индексации, т. е. заранее установленный государством (или закрепленный в коллективном договоре) уровень роста цен, по достижении которого осуществляется индексация.

Так, например, в Швейцарии ряд договоров зафиксировал «порог» на уровне четырех-пяти процентов, что было значительной величиной.

Другой подход реализует схему, согласно которой заработная плата повышается почти параллельно с ростом цен. Темп повышения оплаты труда в этом случае также зависит от установленного порога повышения индекса цен. Например, в США и Канаде таким «порогом» является повышение ИПЦ на 0,3 или 0,4 пункта, при этом часовая заработная плата повышается на один цент. В в Италии «порог» был равен одному пункту индекса, в Бельгии -- двум процентам, в Люксембурге - двум с половиной процентам.

На практике между ростом цен и индексацией неизбежен определенный временный шаг, поскольку регулирование доходов осуществляется, как правило, лишь после того, как рост цен достигнет определенного уровня. Естественно, что это перманентное запаздывание может подорвать эффективность индексации как средства защиты реальной заработной платы от инфляции. Поэтому обычно индексация основывается на усредненном значении индекса цен за определенный период, например два-три месяца, по прохождении которых производятся компенсационные выплаты.

Подобные документы

    Сущность и направления государственного регулирования цен. Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы и доходов населения. Компенсация (индексация), проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий) от инфляции.

    реферат , добавлен 22.01.2011

    Государственное регулирование заработной платы для коррекции и установления стабильного уровня цен, справедливого распределения доходов. Установление минимального размера оплаты труда. Официальные источники индексации доходов в Российской Федерации.

    презентация , добавлен 21.11.2013

    Сущность доходов населения и их неравенство. Классификация доходов населения. Причины неравенства доходов. Основные показатели доходов и уровня жизни населения России. Оценка дифференциации доходов населения. Политика государства в области доходов.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2010

    Классификация доходов населения. Неравенство доходов населения России. Показатели доходов и уровня жизни населения в Ульяновской области. Оценка дифференциации доходов населения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Политика государства в области доходов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Повышение влияния денежных доходов населения на социально-экономическое развитие страны. Механизм защиты доходов населения в России, процесс трансформации механизмов формирования и регулирования доходов и заработной платы в условиях современной экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2010

    Сущность заработной платы, ее структура. Физический и социальный воспроизводственный минимум. Механизмы защиты, индексации оплаты труда. Меры прямого, косвенного регулирования заработной платы, доходов. Государственные гарантии по оплате труда работников.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2012

    Изучение тенденций и закономерностей формирования доходов и расходов населения. Общетеоретическая сущность доходов населения их классификация. Принципы распределения доходов населения. Состав, структура и динамика доходов населения Камчатского края.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2011

    Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата как источник доходов населения. Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину. Проблема неравенства и распределения доходов. Государственная политика перераспределения доходов.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Понятие "доходы населения". Структура доходов населения и их дифференциация. Различия в демографических характеристиках домохозяйств Вологодской области. Снижение доли доходов от оплаты труда и "прочих доходов". Динамика номинальной заработной платы.

    реферат , добавлен 20.12.2013

    Понятие и роль реальных доходов в уровне жизни населения, их показатели. Анализ уровня и динамики реальных доходов, заработной платы, пенсий, социальных пособий. Распределение населения по уровню доходов. Меры по повышению уровня доходов населения.

Индексация доходов населения

Индексация доходов населения - изменение реальных доходов населения путем повышения денежных доходов на основе официального индекса потребительских цен на товары и услуги. В механизме индексации доходов населения выделяются:

а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения;

б) процент повышения доходов;

в) период индексации;

г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.

В государственном секторе индексация доходов населения производится путем повышения заработной платы бюджетных работников, а также работников государственного сектора экономики, пенсий, пособий, стипендий. В частном секторе - путем повышения заработной платы на основе тарифных соглашений между работодателями и профсоюзами и коллективных договоров.

Индексация доходов населения осуществляется автоматически, когда привязка денежных доходов населения к индексу потребительских цен такова, что по достижению порога индекса цен автоматически осуществляется повышение денежных доходов (заработной платы, социальных выплат, процентной ставки, выплачиваемой вкладчикам) полностью на индекс цен или частично.

Индексация доходов населения является одним из важных методов государственного регулирования социально-экономических процессов, средством защиты населения от инфляции.

Отрицательный подоходный налог

Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества - низкий доход. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог не будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее критиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует лентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслуживают помощи правительства.

Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения.

Отрицательный подоходный налог - налоговая система, основанная на поступлении платежей от домашних хозяйств с высокими доходами и трансфертных выплатах малоимущим семьям.

Трансфертные платежи в натуральной форме

Еще один способ оказания помощи малоимущим - прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и одеждой. Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ.

Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.

Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной форме неэффективны и неэтичны. Правительство не знает, в каких товарах и услугах более всего нуждаются бедняки. Многие малообеспеченные граждане - обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно выбрать путь к повышению уровня жизни.

Индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь, выплачиваемых из бюджетных источников с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Индексация заработной платы осуществляется в соответствии с установленным нормативом индексации и величиной роста ин­декса потребительских цен. Причем индексация проводится, ес­ли индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим ито­гом с момента предыдущей индексации, превышает 5%-й порог.

Например, норматив индексации - 50 тыс. р. Индекс потре­бительских цен - 112,5%. Доход, получаемый по месту работы, составляет 154 тыс. р. Индексация проводится следующим обра­зом: 50 тыс. р. ∙ 12,5% = 6250 р.

Расходы по индексации полностью относятся на фонд зара­ботной платы. Индекс потребительских цен исчисляется органа­ми статистики на основе изменения цен на группы товаров и услуг, включенных в состав минимального потребительского бюджета. Выплаты индексированного дохода производятся еже­месячно, одновременно с выплатой заработной платы. При этом размер индекса потребительских цен, применяемый при индек­сации, сохраняется на весь период и индексированный доход выплачивается до наступления новой индексации.

По решению Правительства индексация может заменяться одноразовыми пересмотрами размеров оплаты труда, пенсий, социальных пособий и других выплат или применяться в сово­купности с этими мерами.

Величина минимального потребительского бюджета исполь­зуется как социальный норматив для: прогнозирования измене­ний условий жизни населения; усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения; определения минимальных размеров заработной платы и т. д.

Бюджеты разрабатываются для разных социально-демогра­фических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.

Наиболее важной частью минимальных потребительских бюджетов является "продовольственная корзинка", при форми­ровании которой рассчитывается энергетическая и биологиче­ская ценность продуктов питания для различных контингентов населения. Отправной точкой этих расчетов служит расчет фи­зиологической потребности людей в пище и энергии (например, мужчин трудоспособного возраста, женщин, а также детей).

Индексация заработной платы предусматривается также и в случае задержки выплат заработной платы. В случае задержки выплат заработ­ной платы она индексируется в соответствии с индексом потре­бительских цен, публикуемым в периодической печати Мини­стерством статистики и анализа Республики Беларусь.