Большая энциклопедия нефти и газа. Кушнир И.В. Страховое дело Генеральный полис

Формы договора страхования могут быть разными: договор, подписанный двумя сторонами, либо страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция), подписанный страховщиком и оформленный на основе письменного или устного заявления страхователя.

Страховой полис на предъявителя

В соответствии со ст. 930 ГК теперь возможно появление полисов на предъявителя, которые, хотя и не являютсяценными бумагами, могут обращаться на вторичном рынке и тем самым играть роль объекта инвестиций. Страховщикам следует, однако, с осторожностью размещать такие полисы среди граждан, так как п. 2 Указа Президента РФ "О защите интересов инвесторов" от 11 июня 1994 г.запрещает подобную деятельность без соответствующей лицензии.

Генеральный полис

Один из видов полисов, который прямо определен в ГК как договор страхования, - это генеральный полис (ст. 941). Представим ситуацию, когда требуется систематически страховать партии грузов, причем условия страхования для разных партий идентичны, а различаются только сам объект страхования (партия каждый раз другая) и страховая сумма, а следовательно, платеж. Для подобных случаев разработан генеральный полис или генеральный договор страхования, в котором определены все условия страхования, кроме страховой суммы и платежа. Объект страхования в генеральном договоре описывается общими признаками, так как на этом этапе он еще не может быть индивидуально определен. Страховая сумма, платеж и индивидуальная характеристика объекта страхования определяются полисами или свидетельствами, которые выдаются на каждую партию.

Соглашение страхователя и страховщика, выраженное генеральным полисом, в большинстве случаев не может содержать всех существенных условий договора страхования, так как важнейшие из них - страховая сумма и индивидуальная определенность объекта страхования - становятся известными только для конкретной партии имущества.

Публичный характер договора личного страхования

Ст. 927 ГК указывает, что договор личного страхования является публичным. Это означает, что страховщик, имеющий лицензию на какой-либо из видов личного страхования, обязан заключать этот договор с любым, кто к нему обратится "при наличии возможности" (ст. 426 ГК).

Условия договора страхования

Существенные условия необходимы для договоров определенного вида. Договор считается заключенным только при наличии соглашения сторон по всем существенным пунктам. Если хотя бы по одному из существенных условий стороны не пришли к соглашению, то договор не может быть заключен.

Существенными считаются те условия договора, которые признаются таковыми в соответствующих законодательных и нормативных актах.

В российском страховом праве перечень существенных условий несколько отличен.

Ст. 942 ГК устанавливает четыре существенных условия договора страхования, три из которых - общие для имущественного и личного страхования: характер страхового случая; страховая сумма; срок действия договора страхования. Четвертое условие необходимо для имущественного страхования: имущество или имущественный интерес, который страхуется. Для личного страхования: застрахованное лицо.

Следует помнить, что при недостижении соглашения между сторонами хотя бы по одному из этих условий договор считается незаключенным.

Договор, в котором нет страховой суммы, считается незаключенным, так как в соответствии со ст. 942 ГК страховая сумма относится к существенным условиям договора страхования.

Как правило, договор вступает в силу с момента оплаты страховой премии страхователем, если в нем не предусмотрено иное.

Индивидуальные соглашения в договорах страхования касаются отдельного конкретного риска. Причем такое индивидуальное соглашение всегда имеет преимущества перед общим содержанием договора. На практике в таких случаях рекомендуется пользоваться следующим правилом: условия, выработанные на основе индивидуального соглашения, предшествуют типовым условиям.

Cтраница 1


Генеральный полис может применяться только при страховании имущества. При личном страховании и имущественном страховании других видов могут использоваться разовые полисы. Правила, касающиеся генерального полиса, подлежат применению в этих видах страхования лишь тогда, когда они предусмотрены договором.  

Генеральный полис - это договор страхования всех грузов, которые страхователь получает или отправляет на протяжении указанного в договоре купли-продажи срока контракта. Обычно он составляет 12 месяцев.  

Генеральный полис (открытый полис, абонемент) - соглашение, согласно которому страхователь в течение оговоренного периода времени обязан передавать на согласованных условиях, а страховщик принимает на страхование все отвечающие определенным признакам объекты. По условиям Г.п. страхователь обязан по каждой отправке груза предоставить страховщику заявление, в котором содержатся все необходимые для оформления разового (рейсового) полиса сведения: о характере (наименовании, количестве и т.п.) груза и страховой сумме; пунктах отправления и назначения груза, способе перевозки и грузополучателе. Конкретный срок соглашения обычно не устанавливается, но предусматривается порядок его аннулирования.  

В генеральном полисе может быть предусмотрена возможность выбора страхователем условий страхования, которые сообщаются последним в обусловленном этим полисом порядке. Размер страховых сумм в абсолютных цифрах не указывается, т.к. стоимость имущества и его количество заранее не известны; размер страховой премии может быть указан лишь приблизительно, и в отношении нее обычно делается отсылка к стандартным тарифам страховщика. Срок окончания договора обычно не указывается, но предусматриваются обстоятельства, при наступлении которых его действие прекращается. В генеральном полисе должны содержаться условия расчетов между сторонами, а также перечень сведений, которые страхователь обязан сообщать по каждой партии имущества.  

На основе генерального полиса принято обеспечивать страхователя книжкой декларационных бланков или сертификатов, на которых он заявляет страховщику об отправке застрахованных грузов.  

Страхование по генеральному полису может производиться при соблюдении следующих условий: 1) предметом страхования должно быть имущество; 2) это имущество должно состоять из партий; 3) условия страхования для однородного имущества должны быть сходны; 4) договор должен быть заключен на определенный срок. В практике коммерческого страхования генеральные полисы заключаются для всех партий имущества страхователя (однородного и неоднородного), в полисе предусматривается страхование на разных условиях, а действие договора не ограничивается определенным сроком.  

Заключение договора по генеральному полису не исключает возможности страхования отдельных партий имущества по разовым страховым полисам.  

При страховании по генеральному полису происходит постоянная замена имущества (страхового интереса) - одни партии имущества выходят из-под действия договора, другие, напротив, подпадают под него. Одним словом, имеет место страхование в обороте. Соответственно периодически должны выплачиваться и страховые взносы.  

В случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису предпочтение отдается страховому полису.  

Положения ГК РФ и КТМ совпадают в части обязанности страховщика выдавать по требованию страхователя страховые полисы с той лишь разницей, что в КТМ предусмотрена также возможность выдачи страхового сертификата. В случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису предпочтение отдается страховому полису (для морского страхования также – страховому сертификату).

Это подтверждает судебная практика. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.02.07 г. № А56-989/2006 указано, что в страховом полисе не было предусмотрено страхование от кражи имущества, в отличие от генерального, поэтому в возмещении ущерба было отказано.
При этом ни в ГК РФ, ни в КТМ не говорится о возможности применения для страхования по генеральному полису таких документов, как свидетельство, квитанция, несмотря на то что они указаны наряду с полисом и сертификатом в ст. 940 ГК РФ среди возможных вариантов для оформления договора.
Нормы, в которых говорится о последствиях несообщения сведений об отправках, вынуждают рассмотреть важный вопрос о роли генерального полиса. Роль эту определить непросто. Многие специалисты считают генеральный полис организационным (рамочным и т.п.) договором. Однако организационный договор не является собственно договором страхования, такой договор выполняет вспомогательные функции. В то же время в п. 1 ст. 941 ГК РФ о роли генерального полиса сказано, что это - договор страхования. Точность данной нормы вызывает некоторые сомнения, поскольку из ее формулировки можно сделать следующее вполне обоснованное предположение: наличие генерального полиса является основанием считать, что договор страхования уже заключен. Однако такой вывод входит в определенное противоречие со ст. 942 ГК РФ, где перечислены существенные условия договора страхования, установленные законом. Пункт 1 ст. 432 ГК РФ предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Из тех существенных условий договора, которые указаны в ст. 942 ГК РФ, в генеральном полисе при его заключении, как правило, точно может быть определен лишь страховой случай. В отношении конкретного имущества, которое принято на страхование (т.е. партии имущества), на момент заключения генерального полиса соглашение между сторонами не достигнуто, поскольку сведения о конкретном имуществе будут известны страховщику позднее. Страховая сумма может быть указана только в отношении определенного имущества, стоимость которого известна. Поскольку конкретное имущество в договоре не определено, нет оснований говорить о страховой сумме на момент заключения генерального полиса.
Срок действия генерального полиса вряд ли можно считать сроком действия договора страхования в том смысле, как это предусмотрено в ст. 942 ГК РФ. Теоретически можно предположить, что, поскольку в соответствии со ст. 941 ГК РФ генеральный полис - это договор страхования, срок его действия - это тот срок, который предусмотрен в ст. 942 ГК РФ как существенное условие договора страхования. Формально возразить против такого взгляда сложно. Однако при таком подходе получается, например, что груз доставлен, страхование этого груза прекратилось, но договор в отношении данной партии груза действует (до окончания действия генерального полиса). Это теоретически возможно, но в данном случае выглядит не вполне логично и не отражает обычного намерения сторон (страхование на период перевозки).
Здесь правомерен вопрос о том, как расценивать ситуацию, когда генеральный полис заключен, но дальше этого дело не пошло (партии груза, которые предполагалось страховать, не были сформированы или перевозки грузов, которые предполагалось страховать, не состоялись и т.п.)? Можно ли считать договор страхования заключенным, если ничего, кроме генерального полиса, в результате соглашения между сторонами не появилось (нет конкретных партий имущества, которые подлежали страхованию, например из-за изменения планов страхователя в отношении перевозки имущества)? Возникают большие сомнения, что в такой ситуации договор страхования можно считать заключенным, несмотря на наличие генерального полиса, и на то, что он назван в ГК РФ договором страхования.
В данном случае можно говорить об определенном внутреннем противоречии, которое содержит ГК РФ в отношении понятия «генеральный полис». С одной стороны, общие положения ГК РФ о заключении договора игнорировать нельзя. Соответственно любой договор может считаться заключенным при соблюдении требования п. 1 ст. 432 ГК РФ о согласовании всех существенных условий. В то же время генеральный полис в ст. 941 ГК РФ назван, как уже сказано, договором страхования, что также необходимо учитывать.
По нашему мнению, заключение генерального полиса означает соглашение, которое действует как договор страхования лишь при условии, если страхователь реализовал свое намерение сформировать те партии имущества, которые подпадают под действие генерального полиса, или осуществить с таким имуществом определенные действия (например, транспортировку). Специфика генерального полиса состоит в том, что правовое значение имеет не факт информирования страховщика о соответствующей партии имущества, а то, что данное имущество оказывается в том «режиме», который предусмотрен для его страхования генеральным полисом.
В КТМ последствия неисполнения страхователем обязанности по предоставлению сведений об имуществе, подпадающем под действие генерального полиса, урегулированы нормативно. Применительно к иным, чем морские перевозки, отношениям такие последствия умышленного непредоставления сведений, как отказ страховщика от страхования по генеральному полису, очевидно, можно предусмотреть в генеральном полисе. Это можно сделать исходя из общих положений ГК РФ о договоре и о применении гражданского законодательства по аналогии. В то же время следует учитывать, что в судебной практике очень часто встречаются такие трактовки договора страхования, при которых общие положения ГК РФ (особенно те, которые регулируют договорные отношения) к страхованию не применяются. Такая практика судов, к сожалению, наносит существенный вред устойчивости отношений по страхованию, и решение этой проблемы видится в совершенствовании норм страхового законодательства, большей детализации нормативного определения прав и обязанностей сторон.
Итак, вопрос о том, заключен или не заключен договор страхования при наличии генерального полиса, связан не с его подписанием, а с тем, как развивались дальнейшие события, а именно - реализованы или не реализованы те планы страхователя в отношении имущества, которые предусматривает генеральный полис. По нашему мнению, генеральный полис можно рассматривать в качестве заключенного договора страхования только в отношении конкретных партий имущества, попавших в такие ситуации, при которых на них распространяется страхование, предусмотренное генеральным полисом. Генеральный полис как договор страхования состоит, условно говоря, из отдельных частей: правила страхования (содержат общие условия договора), генеральный полис (документ, где более конкретно, чем в правилах, сформулированы условия страхования) и юридический факт - перевозка партии товара или иные ситуации, при которых соответствующее имущество подпадает под действие страхования.
В определенном смысле генеральный полис очень похож на сделку, совершенную под отлагательным условием. Действительно, возникновение прав и обязанностей зависит здесь от предусмотренных генеральным полисом обстоятельств, которые могут наступить или не наступить (например, перевозка партий грузов). В соответствии с п. 1 ст. 157 ГК РФ сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Однако в генеральном полисе речь не идет о прямом указании на ситуацию с партией имущества как на условие возникновения прав и обязанностей. Генеральный полис предполагает, что такие партии имущества возникнут, в нем нет прямого указания на какую-либо условность договора. Условность сделки здесь вытекает, скорее, из существа отношений, а не из формулировок договора.
Момент заключения договора страхования по генеральному полису - это момент попадания имущества в том «режим», который предусмотрен генеральным полисом как начало страхования данного имущества. Например, если партии имущества находятся на складе и по генеральному полису предполагается их страхование на период перевозки, то договор страхования в отношении каждой партии данного имущества будет заключаться исходя из условий, при которых начинает действовать страховая защита этого имущества (например, с момента погрузки на транспортное средство и т.п.).
На практике правомерен вопрос о возможности страхования ответственности путем оформления отношений по тому же способу, как это делается при страховании имущества по генеральному полису. Сомнения, возникающие относительно возможности использования схемы, аналогичной генеральному полису, основаны на том, что закон говорит об использовании генерального полиса только применительно к страхованию имущества. По нашему мнению, такие опасения напрасны.
Для заключения договора страхования необходимо выполнить общие требования ГК РФ, а также соблюсти требования специальных норм, регулирующих оформление отношений по страхованию, а именно ст. 940 ГК РФ. Нет видимых препятствий для того, чтобы при страховании ответственности заключить договор, аналогичный генеральному полису (далее - аналог). В нем, как и в генеральном полисе, будут определены общие условия страхования. В то же время страхование на основании аналога будет касаться только отдельных ситуаций, при которых может возникнуть ответственность страхователя (это может быть, например, страхование ответственности только при перевозке конкретных партий грузов, по определенным маршрутам и т.п.).
На момент заключения аналога информации о предполагаемых перевозках нет (они могут и не состояться). В аналоге можно предусмотреть, что страхование распространяется только на те перевозки, которые указаны в нем, независимо от сообщения сведений о них страховщику, либо только при условии передачи информации о таких перевозках. При таком варианте страхователь получает возможность страховать свою ответственность, которая может возникнуть только в ограниченных вариантах ситуаций, а не при любых осуществляемых им перевозках. Такое ограничение должно повлиять на тариф. В то же время в отличие от страхования имущества по генеральному полису при страховании ответственности те требования, которые установлены для генерального полиса в законе, для страхования по аналогу необходимо формулировать в договоре. Например, следует уточнить какому документу отдается приоритет: аналогу или выданному на его основании полису, если используется вариант с выдачей полисов на отдельные перевозки. Очевидно, не следует называть аналог генеральным полисом!
Судебная практика подтверждает возможность использования указанного ранее варианта с аналогом. Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.08 г. № 09АП-6725/2008 по делу № А40-44550/07-13-440 говорится, что в данном деле среди документов имелись генеральный полис страхования средств автотранспорта и гражданской ответственности их владельца от 28.04.04 г. № 0201/015/04 и выданные на его основе 149 страховых полисов.
В то же время необходимо отграничивать указанный ранее вариант с аналогом от практики «подтверждения» договора страхования полисом. Указанная практика широко распространена. Речь идет о ситуациях, когда стороны подписывают двусторонний документ, который именуют договором страхования, а полис выдается для «подтверждения договора страхования». Порой такая процедура оформления договорных отношений может быть предусмотрена даже правилами страхования, но в подавляющем большинстве случаев такой способ оформления договора выбирается по настоянию страхователей. Для того чтобы не терять клиента, страховщик вынужден изготавливать такой «страховой продукт». Нарушения закона при этом нет, однако вероятность возникновения путаницы при такой схеме с подтверждением договора страхования полисом очень велика.

А. СОЛОВЬЕВ, начальник отдела правового обеспечения страховой деятельности ООО «СК «Согласие»

Страховщик с одной стороны и страхователь с другой заключили настоящий договор. Предметом генерального полиса является определение общих принципов, условий и порядка заключения договоров страхования грузов между страховщиком и страхователем.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИС
страхования грузов
г. __________________ «____»_________________ ____ г.


(наименование организации)
именуем___ в дальнейшем «Страховщик», в лице ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________,


с одной стороны, и __________________________________________________________________________,
(наименование организации)
именуем___ в дальнейшем «Страхователь», в лице _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________,
(фамилия, инициалы, должность)
действующ___ на основании __________________________________________________________________,
(устава, положения, доверенности)
с другой стороны, заключили Генеральный Полис о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОЛИСА

1.1. Предметом Генерального Полиса является определение общих принципов, условий и порядка заключения Договоров страхования грузов между Страховщиком и Страхователем.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Страхователь обязуется передавать, а Страховщик принимать на страхование грузы, подлежащие страхованию в интересах Страхователя или его партнеров. Страхователь или Страховщик вправе отказаться от участия в страховании каких-либо грузоперевозок, за исключением тех, условия страхования которых определены каким-либо Приложением к Генеральному Полису.
2.2. В рамках Генерального Полиса по всем грузам, перевозимым Страхователем, Договоры страхования заключаются на условиях, изложенных в Правилах транспортного страхования грузов Страховщика, именуемых в дальнейшем «Правила страхования» (Приложение № 1 к Генеральному Полису).

3. ОБЪЕМ СТРАХОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

3.1. В отношении однородных грузоперевозок объем страховой ответственности устанавливается Приложением № 2 к Генеральному Полису. Заявляя на страхование груз, Страхователь обязан сообщить, на каких именно условиях груз должен быть застрахован. Страхование груза на условиях иных, нежели указанные в Приложении № 2, оговаривается Сторонами дополнительно.

4. СРОК СТРАХОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

4.1. В отношении срока страхования применяются положения действующих Правил страхования и (или) условий, согласованных Сторонами.
4.2. Если иное не предусмотрено индивидуальным страховым полисом, срок страхования по каждой грузоперевозке:
а) начинается с момента взятия груза для его перевозки со склада грузоотправителя в пункте отправления, указанном в заявлении о страховании грузов;
б) продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки и перевалки, а также хранение на временных складах в пунктах перегрузок и перевалок сроком не более 30 (тридцати) суток;
в) заканчивается в момент доставки груза на склад грузополучателя или иной конечный склад в пункте назначения, указанном в заявлении о страховании грузов, но не позднее 3 (трех) дней с момента прибытия перевозочного средства в пункт назначения.
4.3. Дополнительное страхование груза на складе в пункте назначения производится по Полису добровольного страхования товаров на складе с уплатой дополнительной премии, установленной Страховщиком.

5. ЗАЯВЛЕНИЕ О СТРАХОВАНИИ ГРУЗОВ

5.1. Страхователь обязан в отношении каждой партии грузов, подпадающей под действие Генерального Полиса, до начала грузоперевозки сообщать Страховщику все необходимые сведения по форме, приведенной в Приложении № 2. В случае отсутствия у Страхователя каких-либо сведений по предстоящей грузоперевозке окончательные данные о ней должны быть представлены Страховщику немедленно по их получении Страхователем.
5.2. По просьбе Страхователя Страховщик обязан выдавать индивидуальные страховые полисы на отдельные партии груза, подпадающие под действие Генерального Полиса. В случае несоответствия условий индивидуального страхового полиса Генеральному Полису предпочтение отдается индивидуальному страховому полису. Если права по индивидуальному страховому полису передаются, Страхователь обязан согласовать это со Страховщиком.
5.3. Если какая-либо грузоперевозка не была заявлена на страхование, то в случае предъявления Страхователем претензии на возмещение ущерба, вызванного повреждением или утратой (гибелью, уничтожением, пропажей) этого груза в результате страхового случая, Страховщик оставляет за собой право отказаться от удовлетворения претензии, предъявленной Страхователем.
5.4. Заявление о страховании грузов должно быть предъявлено Страховщику не позднее чем за 1 (один) день до предполагаемого начала грузоперевозки. Страховщик обязан дать Страхователю подтверждение на страхование груза и выставить счет на оплату страховой премии не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем получения Страховщиком заявления на страхование груза.
5.5. Страхователь обязан уплатить страховую премию не позднее дня предполагаемого начала срока страхования, указанного в заявлении о страховании грузов. Днем уплаты страховой премии считается дата принятия банком, в котором находится расчетный счет Страхователя, к исполнению платежного поручения Страхователя на оплату страховой премии.
Возможна оплата страховой премии авансом в конце каждого месяца.

6. СТРАХОВАЯ СУММА И СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

6.1. Страховой суммой по одному отправлению груза считается сумма, заявленная Страхователем. Страховая сумма слагается из инвойсной стоимости груза и оправданных расходов, связанных с доставкой, причем все расходы по приобретению товаров и обслуживанию грузоперевозки должны быть подтверждены документально. В зависимости от условий договоров поставки в страховую сумму может быть включена упущенная выгода в размере до 10% (десяти процентов) от стоимости груза.
6.2. Страховая премия исчисляется по ставкам, согласованным между Страхователем и Страховщиком в Приложениях к Генеральному Полису.

7. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ ПО ЗАСТРАХОВАННЫМ ГРУЗАМ

7.1. Претензии Страхователя к Страховщику на возмещение ущерба, вызванного повреждением или утратой застрахованных грузов, оформляются и заявляются в соответствии с порядком, изложенным в п. 7 Правил страхования. Уведомления об убытке и оригиналы претензионных документов направляются Страховщику.
7.2. Страховщик — с согласия Страхователя — назначает аварийных комиссаров, а также рассматривает претензии и принимает решения об их урегулировании.
7.3. Страховщик осуществляет оплату претензий по частным авариям, расходов и взносов по общим авариям, обеспечивает внесение депозитов и выдачу общеаварийных и банковских гарантий, а также выполняет прочие финансовые обязательства, налагаемые на Страховщика условиями индивидуального страхового полиса и Правилами страхования.
8. ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОЛИСА И СПОРЫ

8.1. Изменения условий Генерального Полиса и Приложений к нему производятся на основании Протоколов, подписанных Сторонами.
8.2. Споры между Сторонами, которые могут возникнуть из условий Генерального Полиса в связи с его исполнением, разрешаются путем переговоров, а в случае неурегулирования подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОЛИСА

9.1. Генеральный Полис заключен на неопределенный срок, вступает в силу с даты его подписания Сторонами и продолжает действовать до тех пор, пока одна из Сторон письменно не заявит о намерении прекратить действие Генерального Полиса не менее чем за 2 (два) месяца до предполагаемой даты его прекращения.
9.2. Все Приложения к Генеральному Полису являются его неотъемлемыми частями.
9.3. Генеральный полис составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

10. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Страховщик _____________________________________________
Страхователь ____________________________________________

11. ПОДПИСИ СТОРОН:
Страховщик ____________________________________________
Страхователь ___________________________________________

Систематическое страхование разных партий однородного имущества на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования – генерального полиса.

Генеральный полис – ϶ᴛᴏ разновидность договора страхования имущества, он должен отвечать всем правилам ϶ᴛᴏго вида страхования.

Отличительная особенность генерального полиса состоит по сути в том, что условия договора страхования (о страхуемом грузе, страховой сумме, страховой премии) согласовываются в нем не в форме непосредственного описания конкретного груза или указания конкретных денежных сумм, а в форме описания способов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие условия определяются для каждой партии грузов на базе сведений, сообщаемых страхователем страховщику в отношении ϶ᴛᴏй партии груза. По϶ᴛᴏму в отношении каждой партии груза, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь обязан сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения в предусмотренный им срок, а если он не предусмотрен – сообщать немедленно по получении груза. Перечень таких сведений будет существенным условием генерального полиса, и стороны обязаны согласовывать его при заключении договора.

Неисполнение обязанности сообщать сведения не приводит к прекращению страховой защиты, так как действующий генеральный полис предоставляет защиту в отношении всех партий грузов, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих приведенному в нем описанию. При этом неисполнение ϶ᴛᴏй обязанности страхователем может вызвать у страховщика убытки. По϶ᴛᴏму страхователь не оϲʙᴏбождается от обязанности сообщать сведения, даже если к моменту получения их угроза убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже миновала.

Страховщик же в ϲʙᴏю очередь по требованию страхователя обязан выдавать страховые полисы по отдельным партиям имущества, подпадающим под действие генерального полиса. При ϶ᴛᴏм генеральный полис будет договором, а полисы, выдаваемые на конкретную партию груза, договорами не будут, а служат подтверждением существования генерального договора страхования грузов.

Обычно в генеральном полисе оговариваются:

  1. груз или виды груза;
  2. маршруты перевозок, вид транспорта (иногда встречаются генеральные полисы, страховое покрытие кᴏᴛᴏᴩых распространяется на все грузы страхователя во всем мире, так называемые Worldwide policies); 3) лимит страховой суммы по одному транспортному средству;
  3. примерный график поставок;
  4. планируемый грузооборот страхователя в течение года.

Генеральный полис имеет ряд преимуществ: сокращаются административные расходы на ведение дел, упрощаются расчеты по оплате страховой премии. Но его подписание возможно только при условии, что страхователь имеет стабильные заказы, установившиеся оборот и номенклатуру грузов и может представить график поставок или примерный месячный объем перевозок. В большинстве случаев генеральный полис подписывается после работы страховщика и страхователя в течение какого-то времени по единоличным полисам.