Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.
В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.
На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).
Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.
Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.
В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).
Приведем пример расчета налоговой нагрузки:
ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:
- Выручка 45 млн руб.,
- Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
- Земельный налог – 100 тыс. руб.,
- Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
- НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
- Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.
ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.
В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:
Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.
Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).
По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.
Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.
Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.
для организаций, работающих на общем режиме, занимает большую часть налогового бремени. Соответственно, и внимание к этой сфере со стороны ФНС повышенное. В материале пойдет речь о том, что собой представляет это понятие, можно ли его оценить с помощью числового показателя и как его рассчитать.Оценка нагрузки по НДС нужна и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Организация с помощью этого показателя определяет величину риска назначения налоговой проверки; ФНС через него удаленно анализирует по своему направлению работу компании и определяет, нужна ли проверка.
Подробнее этот аспект работы налоговиков раскрыт в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, в котором описывается, с помощью каких методик следует анализировать отчетность налогоплательщиков.
Удельный вес, который занимают вычеты в общей сумме НДС. По регионам этот показатель колеблется в пределах от 80 до 100%, но в среднем по стране не должен быть больше 89%.
Налоговая нагрузка по НДС. Данный показатель - это результат деления суммы налога, отраженной в декларации к уплате, на величину налоговой базы.
К этому письму есть приложение № 4, в котором содержатся расчетные формулы для обоих показателей.
Приведенные показатели в комплексе используются Федеральной налоговой службой в качестве критериев для отбора кандидатов для налоговой проверки. Сначала проводится предпроверочный анализ, где нагрузка по НДС вместе с размером удельного веса данного налога - это главные оценочные показатели. Если их размер не вписывается в рамки дозволенного, сначала непременно будет назначена камеральная проверка, затем от налогоплательщика затребуют пояснений, а напоследок, если оправдания не приняты, назначается выездная проверка.
При всей открытости ФНС для налогоплательщиков специалисты службы нигде не публикуют, какую нагрузку по НДС следует считать низкой, а какую - высокой. Однако можно ориентироваться по налогу на прибыль. Если действовать аналогично, то низкой нагрузкой следует считать показатель в 3% и менее, если это компании - производители товаров, и менее 1%, если это торговые компании.
Для того чтобы произвести расчет налоговой нагрузки, используются данные из декларации. Мы будем ориентироваться на форму декларации для 2015 года и показатели, взятые из этого отчета.
Для определения нагрузки применяются 2 вида формул:
Первая показывает, сколько составляет НДС относительно налоговой базы по внутреннему рынку. Исчисление производится в процентах:
НУ / БВ × 100,
НУ - суммарный НДС, предназначенный к внесению в казну; в декларации это сумма данных в строке 040 раздела 1;
БВ - налоговая база, соответствующая внутреннему рынку; в декларации это сумма данных, содержащихся в следующих строках: 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 (все строки из 3-го раздела).
Вторая формула тоже показывает, насколько велика сумма налога, но уже по отношению к сумме 2 налоговых баз - по внутреннему рынку и по тем операциям, у которых нулевая налоговая ставка.
НУ / (БЭ + БВ) × 100,
БЭ - налоговая база, формирующаяся для операций с нулевой ставкой НДС; в декларации это сумма 020-х строк 4-го раздела по всем кодам.
При рассмотрении этих формул становится понятно, что:
если налог к уплате в декларации отсутствует (строка 040), то и нагрузка по НДС равна нулю;
если во 2-й формуле БЭ равно нулю (налоговой базы для таких операций нет), то эта формула превращается в первую.
Для расчета нагрузки не критично, какой временной промежуток берется для подсчета показателя. Это может быть как 1 налоговый период, так и несколько (год). Просто в последнем случае складываются все декларационные показатели.
Из этих формул видно, что оказывает влияние на величину нагрузки. Это 2 фактора: сама налоговая база и НДС в сумме, указанной в декларации.
Рассмотрим, какие факторы, в свою очередь, влияют на составляющие формул.
Итак, на налоговую нагрузку оказывают влияние:
Реализационный оборот предприятия. Налоговая база здесь тем выше, чем больше оборот компании.
Присутствие в общем объеме реализационных оборотов операций по реализации, на которые не начисляется НДС или освобожденных от этого налога. Список таких операций приведен в п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148, а также ст. 149 и 150 НК РФ. Наличие данных операций снижает налоговую базу.
Присутствие в обороте реализационных операций, облагаемых по нулевой ставке. Тогда налоговая база тоже меняется, но за счет другого фактора: образуется несоответствие отгрузочных периодов с необходимостью своевременно подтвердить право на нулевую ставку.
Присутствие в обороте операций, связанных со строительством для своих нужд. Здесь налоговая база, наоборот, увеличивается.
Присутствие операций, в ходе совершения которых приходят авансовые платежи. Средства, полученные в рамках таких транзакций, тоже увеличивают размер налоговой базы.
Размер НДС, который вводится в формулу для определения нагрузки, - это уже начисленная сумма, которая должна попасть в бюджет. Это число берется из строки 040 1-го раздела декларации и обозначает, сколько денег налогоплательщик должен внести в бюджет в качестве НДС.
На величину этой суммы могут оказать влияние следующие налоговые события:
Размер налоговой базы, определяемый по отдельным налогооблагаемым объектам, увеличивает величину НДС к уплате.
Размер НДС, который начислен на суммы налогооблагаемых объектов, также увеличивает размер налога к уплате.
Налоговые вычеты, которые компания вправе оформить по документам, пришедшим от поставщика, снижают размер налога.
Налог, внесенный в бюджет с авансовых платежей, отправленных поставщикам, снижает размер выплачиваемого налога. При оформлении вычета должны быть выполнены все условия, предусмотренные законом.
Сумма налога, которая начислялась при выполнении строительных и монтажных работ для внутренних нужд, снижает размер НДС к уплате.
Сумма НДС, который переведен таможенным органам при оформлении пересечения товаром таможенной территории РФ, способна снизить размер налога к уплате.
Аналогично снижает размер налога к уплате и сумма НДС, которая перечислена налоговым органам при оформлении пересечения таможенной территории РФ товаром, проследовавшим из страны - члена ЕАЭС.
НДС, который выплачен по авансам, закрытым в течение налогового периода, снижает размер НДС, предназначенного к уплате.
НДС, который внесен в казну налоговым агентом, снижает величину налога к уплате.
Отдельно следует сказать, что на размер итогового НДС оказывает существенное влияние способ, который выберет налогоплательщик для распределения вычетов по операциям, подлежащим и не подлежащим налогообложению. Естественно, надо принять в расчет и различные ставки, и присутствие операций, освобожденных от НДС. Распределяются при этом не только суммы вычетов по рядовым операциям, но и те суммы, которые вносились в бюджет при пересечении товарами границы РФ.
Обычно компания создает алгоритм распределения, из которого непременно следует исключить налог со всех (перечисленных и поступивших) авансов; налог, уплаченный налоговым агентом; НДС на операции по проведению для себя строительно-монтажных работ. Причина исключения этих сумм из распределения проста - они принимаются к вычету исключительно в периоде образования права на вычет.
Помимо этого, распределение следует рассчитывать таким образом, чтобы учесть те остатки НДС, которые образовались в результате реализации с нулевой ставкой, но по которым право на применение такой ставки в начале расчетного периода еще не было получено. Остатки этого налога записываются в бухучете на отдельный субсчет 19-го счета. Полученный в результате расчета НДС, относящийся к операциям, освобожденным от этого налога, вносится в состав затрат. Правила для такого отнесения в расходы содержатся в ст. 179 НК РФ.
Механизм расчета налоговой нагрузки по НДС весьма сложен, и влияние на конечный результат оказывает множество факторов. Поэтому специалистам следует внимательно подходить к расчету и качественно обосновывать применение того или иного способа распределения вычетов. Это позволит избежать в дальнейшем претензий со стороны налоговых органов.
– информационный показатель, на который налоговики обращают самое пристальное внимание. Ведь, если он ниже заявленных норм, то это повод для камеральной или выездной проверки. Определяется он расчетным путем. Порядок действий проверяющих регламентирован письмом ФНС от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». В данной статье мы рассмотрим как рассчитывается налоговая нагрузка по ндс на основе двух практических примеров.Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.
Показатели, на которые необходимо обратить внимание:
Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».
Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой:
Нв÷Бн × 100,
Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период
Бн – налогооблагаемая база за отчетный период
Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.
НДС(упл) ÷ Бнвн ×100
НДС (упл) ÷ (Бнвн + Бн 0%) × 100, где
Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)
Бн 0% – налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд. 4).
Координаты строк приведены для бланка декларации по НДС, которая была утверждена приказом ФНС от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/588@, действующей в 1 кв. 2016г.
Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).
Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:
На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:
Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.
Рассмотрим типовые проводки
Дебет | Кредит | Сумма | Расчет | |
41 | 60 | 3 325 000 | ||
19 | 60 | 598 500 | Входящий НДС |
|
60 | 51 | 3 923 500 | ТМЦ оплачены поставщику | |
68.2 | 19 | 598 500 | НДС предъявлен к вычету | |
62 | 90 | 4 618 200 | Продажа ТМЦ | |
90.3 | 68.2 | 704 471,18 | Исходящий НДС | |
51 | 62 | 4 618 200 | ТМЦ оплачены покупателем | |
44 | 76 | 336 694,92 | Доп. Расходы | |
19 | 76 | 60 605,08 | Входящий НДС по доп. Расходам | |
76 | 51 | 397 300 | ||
68.2 | 19 | 60 605,08 | НДС к вычету | |
44 | 68.4 | 41 333,76 | 206 668,8 × 20 % | Прибыль |
68.4 | 51 | 41 333,76 | Оплачен налог на прибыль | |
90 | 99 | 165 335,04 | 206 668,8 – 41 333,76 | Чистая прибыль |
Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению:
659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84
Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию:
45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16
Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ 3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = – 66 832,2 руб.
То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.
Дебет | Кредит | Сумма | Расчет | Содержание |
41 | 60 | 3000 000 | Поступили товары от поставщика | |
60 | 51 | 3 000 000 | ТМЦ оплачены поставщику | |
62 | 90 | 4 618 200 | Реализация ТМЦ | |
90.3 | 68.2 | 704 471,18 | Учтен исходящий НДС | |
51 | 62 | 4 618 200 | ТМЦ оплачены покупателем | |
44 | 76 | 336 694,92 | Доп. Расходы | |
19 | 76 | 60 605,08 | Учтен входящий НДС по доп. Расходам | |
76 | 51 | 397 300 | Доп. услуги оплачены контрагенту | |
68.2 | 19 | 60 605,08 | НДС к вычету | |
99 | 90 | 66 833,2 | Убытки предприятия |
Удельный вес НДС к вычету
60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55
Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит :
643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45
Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.
Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.
Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.
Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:
Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.
Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:
1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка - это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.
Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:
Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.
Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:
К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/ , обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:
Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.
Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:
Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».
Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:
Налоговую нагрузку организации ИФНС признает низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли. ФНС ежегодно определяет такие показатели и должна публиковать их до 5 мая на своем официальном сайте Приказ ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/ .
Значение налоговой нагрузки, определенное ФНС для гостиниц и ресторанов в 2017 г., — 9,5%.
ООО «Альфа» занимается ресторанным бизнесом и применяет ОСН. Выручка компании по строке 2110 отчета о финансовых результатах за 2017 г. — 50 млн руб. По данным налоговых деклараций за 2017 г., организация исчислила к уплате:
С выплат работникам удержан и перечислен НДФЛ — 900 тыс. руб. Уплаченные страховые взносы (2 077 тыс. руб.) в расчете налоговой нагрузки не учитываются.
Налоговая нагрузка ООО «Альфа» — 9,1% ((1 300 000 + 1 500 000 + 550 000 + 300 000 + 900 000) / 50 000 000 x 100%). Это значение ниже показателя нагрузки, определенного ФНС для гостиниц и ресторанов в 2017 г. (9,1%
С 01.07.2018 количество регионов, в которых реализуется пилотный проект Соцстраха по прямым выплатам, возрастет с 33 до 39.
Собственники ликвидируемой компании не могут претендовать на то, чтобы сумму излишне уплаченных фирмой налогов или взносов вернули им.
Если в заявлении на регистрацию организации не указан номер офиса, налоговики вправе отказаться регистрировать компанию.
Для уплаты личных налогов гражданам больше не обязательно заполнять платежное поручение «от и до». Достаточно ввести всего один номер.
Предприятие общепита, чьи залы обслуживания посетителей располагаются на нескольких этажах, может применять ЕНВД, если общая площадь залов не превышает 150 кв.метров.
Недавно налоговики начали исключать из ЕГРЮЛ организации, в отношении которых в реестр внесены записи о недостоверности сведений. Такое право есть у регистрирующего органа, если запись о недостоверности содержится в ЕГРЮЛ более 6 месяцев. При этом исключить могут даже реально работающую компанию.
В Листе 02 декларации по налогу на прибыль приводится расчет налога и авансовых платежей. Его показатели формируются на основании уже заполненных вами Приложений к листу 02 и других Листов декларации. Если какой-либо показатель отсутствует, то в соответствующей строке ставьте прочерк.
Прибыль (убыток) рассчитывается в строках 010 — 060. В них указываются п. 5.2 Порядка заполнения декларации:
Налоговая база рассчитывается в строках 070 — 120. При их заполнении:
Ставки налога отражаются по строкам 140 — 170. При их заполнении укажите:
Сумма исчисленного налога указывается в строках 180 — 200. Заполняйте их так:
Если вы отдельно платите налог по месту учета обособленного подразделения, то в заполнении строк 140 — 160, 200 Листа 02 есть особенности. О них читайте здесь.
Сумма авансовых платежей указывается в строках 210 — 340. Порядок их заполнения зависит от того, как вы уплачиваете авансовые платежи по налогу на прибыль и платите ли вы торговый сбор. Выберите интересующую вас ситуацию из списка.
Организация не платит торговый сбор, не имеет обособленных подразделений и уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала. Ставка налога на прибыль 20%.
Сумма ежемесячных авансовых платежей, начисленных на 1 квартал, — 3 036 000 руб. (строка 320 Листа 02 декларации за 9 месяцев 2017 г.), в т.ч.:
Организация за 1 квартал 2018 г. учла для налога на прибыль:
Налоговая нагрузка - это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:
Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ , Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.
Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).
Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год - от 1,4% до 41,5%.
Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций - менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.
Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (