Акт камеральной налоговой проверки заполненный образец. Она направлена на то, чтобы. Что делать, если в ифнс отказываются принять возражение

Акт камеральной налоговой проверки заполненный образец. Она направлена на то, чтобы. Что делать, если в ифнс отказываются принять возражение

Завершив изучение финансовых документов налогоплательщика, налоговый инспектор обязан составить акт камеральной налоговой проверки. Однако это правило можно и не соблюдать. В каком случае составление отчета о проделанной работе становится непременным условием для сотрудника ФНС? Как следует правильно заполнить эту деловую бумагу? Ответить на эти вопросы постараемся в данной статье.

Налоговый инспектор обязан проверять каждый документ, предоставленный налогоплательщиком, на соответствие нормам действующего налогового законодательства. Обычно о начале проверки он не предупреждает предпринимателя, поскольку его присутствие не требуется. Работа ведется лишь с отчетностью: декларация, бух. учет и ряд других важных бумаг.

Если всё в порядке, проверка завершается, и налогоплательщика об этом также не оповещают. Если есть недочеты, проверяемому лицу предлагают их исправить: предоставить объяснения или уточненную декларацию. Как только все нюансы будут улажены, проверка завершается, но в этом случае закон требует от инспектора составления акта камеральной налоговой проверки. Как его правильно составить, рассмотрим далее.

Форма документа

Если требуется составить акт камеральной налоговой проверки, образец его заполнения представим в статье, а форму можно скачать с официального сайта Налоговой службы (например, по этой ссылке https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/desk_audits/4313669/). При составлении акта или заполнении уже готового образца стоит помнить о том, что документ состоит из трех частей:

  • вводной;
  • описывающей (основной);
  • заключительной (резолютивной).

В первой части (шапка документа) необходимо указывать номер акта, полное и сокращенное название организации (проверяемого лица), ее реквизиты. Если проверяли физическое лицо, то следует указать его инициалы (имя, отчество) и фамилию, а также ИНН при наличии. Инспектор должен также указать место составления документа и дату.

В этой же части необходимо указать следующие данные:

  • инициалы (имя, отчество) и фамилия налогового инспектора, проводившего проверку;
  • перечень документов, которые послужили основанием для проведения проверки (первичная, уточненная, корректирующая декларация);
  • сроки проверки;
  • перечень всех проведенных мероприятий.

Во второй части указываются данные, подтверждающие или опровергающие факт нарушения налогового законодательства, обстоятельства, смягчающие ответственность юридического или физического лица за выявленные правонарушения. Эта информация должна быть объективной, обоснованной и соответствующей действительности. Ошибки исключены. Каждая формулировка должна быть точной, не допускающей иной (неверной) трактовки.

В третьей части приводятся выводы: какие нарушения были выявлены и какое наказание грозит налогоплательщику. Указываются суммы штрафов, пени и т.д. Кроме этих данных – должность, фамилия и инициалы налогового инспектора и налогоплательщика.

Заметим, данный документ составляется в двух экземплярах. Один остается в налоговой, второй отдают проверяемому лицу (физ. лицу или руководителю компании).

Правила составления документа

  • Акт «камералки» следует составлять на русском языке на бумажных или электронных носителях.
  • Все денежные единицы, представленные в валюте иностранного государства, следует расшифровать – привести соответствующий эквивалент в русских рублях (по курсу Центробанка на момент проведения проверки).
  • Допускается использование аббревиатур, но название компании при первом упоминании должно быть полным.
  • Все даты необходимо указывать в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  • Если документ заполняется на бумажном носителе, следует заполнять специальную форму.
  • Ошибки и исправления недопустимы. Исключение составляют те случаи, когда эти исправления заверены подписями проверяющего налогового инспектора и налогоплательщика.

Вручение и последствия

Каждый экземпляр документа, подтверждающего проведение камеральной проверки, подписывают обе стороны (инспектор и проверяемое лицо). Если налогоплательщик будет не согласен с выводами инспектора, он имеет право не подписывать акт. Но в документе данный факт следует отразить. Если камеральная проверка проводится повторно, то акт составляется уже в трех экземплярах.

Составление акта – это норма действующего законодательства. На подготовку документа отводится 10 дней. В течение 5 дней с ним должен ознакомиться налогоплательщик и заверить своей подписью. Если документа не будет в наличии, результаты проверки отменяются.

Акт «камералки» становится основанием для составления Возражения. Несогласие с выводами госслужащего налогоплательщик должен оформить в письменном виде и в течение месяца после ознакомления с решением инспектора принести лично в налоговую или отправить по почте.

Итак, акт камеральной проверки составляют в том случае, если инспектор обнаружит ошибки в отчетных документах налогоплательщика. Он создается по утвержденному образцу в двух экземплярах на бумажном или электронном носителе. Он должен быть подписан как инспектором, так и проверяемым лицом. В течение 10 дней налоговая должна предоставить один экземпляр физическому лицу или руководителю организации.

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее.

Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей.

С этой целью налоговые службы проводят проверку. Камеральная проверка – один из ее видов. Что же это такое?

Базовые сведения

Налогоплательщик обязан знать, что такое камеральная проверка, в каких случаях она проводится и как составляется акт на ее основании.

Что это такое

Камеральная проверка налогового характера – одна из форм контроля налоговой службы. Данное понятие упоминается в Российской Федерации.

Цель ее – выявить, соблюдает ли налогоплательщик свои обязанности, выплачивает ли налоги и сборы. После подачи декларации начинается проверка.

Она направлена на то, чтобы:

  • следить за законным применением норм права налогового характера;
  • обнаруживать и пресекать нарушения права;
  • проверять правомерность оформления и субсидий.

Принципы:

Камеральная проверка осуществляется в несколько этапов:

  1. Регистрация декларации.
  2. Контроль декларации.
  3. Проведение мероприятий по проверке документов.
  4. Окончание камеральной проверки.
  5. Составление акта.

Если в момент камеральной проверки выяснилось, что декларация и отчетные документы содержат противоречия, то налогоплательщик обязан пояснить это.

Внести изменения нужно сроком до 5 дней. Если лицо, проводящее проверку, заметит ошибки, то устанавливается факт правонарушения.

Проверка камерального типа проводится следующим образом (правила):

  • без наличия декларации она не имеет права проводиться
  • эта проверка обязательная, каждый налогоплательщик должен подвергаться этому;
  • налогоплательщика не информируют о предстоящей проверке;
  • расчет (декларация) сверяется с другими документами организации;
  • наличие ошибок физическое или юридическое лица должны объяснить;
  • при объяснении налогоплательщик обязан предоставить доказательства.

Основания для проверки:

  • неуплата налогов;
  • обнаружение налоговым органом ошибок в отчетности налогоплательщика;
  • использование физическими лицами налоговых льгот;
  • ведение двойной налоговой отчетности;
  • скрытие реальных сумм налогов.

Объект камеральной проверки – декларация о налогах. В службу инспекции Федеральной Налоговой могут подаваться и иные документы и отчетности.

Инспекция должна тщательно проверить все документы по налогам. В ходе камеральной проверки существуют моменты, обязывающие привлекать лицо к ответственности уголовного характера:

  • в случае, если правонарушение противоречит закону;
  • за одно и то же преступление привлекать лицо дважды не имеют права;
  • после привлечения физическое лицо все же обязано уплатить долги.

Пока вина должностного лица не доказана, он считается невиновным и не может привлекаться к ответственности.

Если в ходе камеральной проверки выяснилось, что налогоплательщик скрывал свои доходы или занижал, то повторной проверки быть не может. Его сразу же привлекают к ответственности.

Сразу же после проверки необходимо составить и вручить его налогоплательщику. Если он не хочет его принимать, то в акте делается специальная запись.

Назначение документа

Цель акта камеральной поверки – привлечь налогоплательщика к ответственности за его незаконные действия.

Документ должен быть составлен в обязательном порядке ( Российской Федерации), независимо от типа правонарушения.

Основные функции документа:

Если налоговый инспектор не оформит документ камеральной проверки, то суд может признать решение привлечения к ответственности недействительным.

Законные основания

Правовое регулирование камеральной проверки отображено в . Согласно 2 пункту этой же статьи, проверка проводится уполномоченным лицом налогового органа.

Сроки для рассмотрения и принятие решения по акту камеральной проверки закреплены в . Порядок рассмотрения указан в этой же статье.

Вручение акта камеральной проверки

Как упоминалось выше, акт необходимо составить сразу же после выявления нарушения. Передать его нужно лично налогоплательщику или через его помощника.

При этом необходимо составить , в которой указать дату.

Если акт передается другим способом, например, заказным письмом, то датой его вручения принято считать шестой день после отправки с почты.

Примерно 2 недели дается налогоплательщику или его доверенному лицу на рассмотрение акта.

Во время вручения документа орган налоговой службы уполномочен оповестить о дате рассмотрения дела. Существует мнение, что налогоплательщик может его не подписывать.

Порядок формирования документа

Согласно статье №100 Налогового Кодекса РФ и акт камеральной налоговой проверки составляется следующим образом:

  • необходимо сделать 2 экземпляра по четко установленной форме;
  • подписать его должны обе стороны – проверяющий и отвечающий;
  • после проверки сотрудник службы должен оформить акт в продолжение 10 дней;
  • налогоплательщику необходимо передать акт правонарушения не позднее 5 дней.

Сведения акта камеральной проверки должны учитывать и требования, которые выдвинуты в 3 пункте 100 статьи Налогового Кодекса.

Все сведения, которые должны быть отображены в акте, высветлены в подпунктах 1.8, 1.9 и 2.2 Требований к составлению актов налоговых проверок.

Составные части акта:

В первом пункте акта должны быть указаны все сведения об организации. Во втором – перечисление правонарушений, в третьем – рекомендации по исправлению ошибок.

Видео: камеральная налоговая проверка

Акт составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено. В отчетности указываются данные о проверке, как она проводилась, ее результаты.

Данные, которые необходимо высветить в акте:

  • сумма задолженности;
  • размер пени (если имеется);
  • сроки, за которые налогоплательщик должен выплатить задолженность;
  • санкции в случае неоплаты;
  • ссылки на статьи и положения, которыми руководствовались при составлении акта.

101 статья гласит, что после рассмотрения ситуации и отчетности проверки орган налоговой службы может:

  • назначить дополнительную проверку, если у него имеются сомнения по поводу деятельности организации;
  • привлечь налогоплательщика к ответственности;
  • установить, что деятельность организации законна, и нет надобности составлять акт.

Заполненный образец

Акт – документ, который составляют несколько лиц, подтверждает какой-либо факт или нарушение. Акт камеральной проверки заполняется в четко установленной форме, которая является обязательной к выполнению.

Форма акта унифицирована, порядок составления и заполнения высветлен в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

При проведении внеплановой проверки

Налоговая проверка камерального типа может проводиться внепланово. Налогоплательщика никто заранее не предупреждает.

Точной даты начала проверки нет, так как она может начаться внезапно. Налоговый орган никого не информирует о ее начале. Спустя 3 месяца она должна закончиться, и быть готов акт на ее основании.

Если налоговый орган запросит документы, а сроки камеральной проверки истекли, то ответственность не может наступить.

Органы проверки не имеют права требовать у налогоплательщика каких-либо документов. Об этом говорится в Российской Федерации.

Делая выводы, можно сказать, что камеральная проверка – простая процедура. Она является обязательной. Цель ее – выявить возможные правонарушения налогоплательщиков.

Срок проверки — 3 месяца, юридических и физических лиц можно не оповещать о ее назначении. После проверки оформляется акт, налогоплательщик имеет право обжаловать его в случае несогласия.

Свою правоту он должен доказать документально. Давность привлечения составляет 3 месяца с момента подачи отчетной декларации налогоплательщика.

Правила осуществления камеральной налоговой проверки установлены 88 статьёй Налогового кодекса Российской Федерации. Инспектирование начинается после сдачи гражданином в налоговый орган расчёта или налоговой декларации и продолжается около трёх месяцев.

Для того чтобы начать проверку, нет нужды получать специальное разрешение кого-либо из руководства или уведомлять налогоплательщика. После завершения инспектирования, налоговая или не выявляет проблем в документации, или же находит недочёты и несоответствия. После этого налогоплательщику сообщается о расхождении в цифрах, вынуждая его объясниться или внести правки в декларацию.

Если нарушений не обнаружено, то камеральная инспекция автоматически закрывается. Налогоплательщик при этом никак не оповещается. В случае же выявления несостыковок, спустя 10 рабочих дней после окончания инспекции, составляется акт камеральной проверки и не позднее одной рабочей недели вручается плательщику налогов.

Он, в свою очередь, имеет право подать возражение актом в течение месяца. До истечения 10 дней после окончания срока представления претензий и аргументов в свою защиту, начальник налоговой должен исследовать результаты инспекции и несогласие налогоплательщика. Затем он выносит вердикт о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности или же нет.

У акта существует своя форма-образец. Документ должен состоять из трёх частей : вводной, описывающей и заключительной.

В первой следует указать число акта проверки, полное и аббревиатуру, или же ФИО проверяемого налогоплательщика. В случае инспекции обособленного подразделения указывается его наименование и точный адрес.

Также в ней должна находиться информация, включающая в себя число и номер решения руководителя или его заместителя о проведении налоговой проверки, число предоставление в налоговую инспекцию декларации или других документов (и их перечень), период проверки, перечень налогов, по которым производилась инспекция, даты начала и завершения проверки и данные о проведении налогового контроля.

Во второй части вписываются данные о подтверждённых фактах нарушений закона РФ о налоговых сборах или запись о том, что оные отсутствуют, а также перечень дополнительных обстоятельств, которые смягчают или отягчают ответственность компании или частного лица за выявленные нарушения. Все данные должны быть объективны и обоснованы и исключать ошибки, а формулировки должны быть точными и не допускать неверной трактовки.

В последней и заключительной части документа должны содержаться данные о выводах проверяющих представителей налоговой, решения по устранению нарушений со ссылками на статьи и пункты Кодекса РФ, ФИО проверяющих с их должностями и информацией о налоговом органе, который они представляют, а также возможность представления возражений по поводу акта, ссылки на точное количество листов документа, подписи проверяющих и налогоплательщика или же его представителя.

Документ составляется в двух копиях, одна из которых отправляется в налоговую, а вторая — к налогоплательщику или руководителю компании.

Требования

К акту также представляется ряд требований, которые можно разделить на три категории.

При составлении документации

  1. В документ следует вписывать только документально зафиксированные факты правонарушения, являющиеся результатом беспристрастной и тщательной проверки информации и исключающие ошибки по невнимательности. По каждому пункту должны быть изложены вид и способ правонарушения, в случае экспертизы - ссылки на выводы экспертов, в случае опроса свидетелей - соответствующие протоколы, ссылки на ранние документы из бухгалтерии, оценка расхождения в сумме денежных средств, ссылки на статьи Кодекса РФ и на иные законы.
  2. В документ не могут вписываться какие-либо личные и необъективные предположения проверяющих лиц, представляющих налоговую.
  3. Акт должен быт составлен с максимальной чёткостью, без смутных формулировок. Должна быть исключена любая двоякая трактовка информации в документах.

При вручении налогоплательщику

  1. Документ заверяется подписями проверяющих и проверяемого налогоплательщика. Допустима подпись представителя лица, в чьём отношении была проведена инспекция.
  2. В случае отказа налогоплательщика подписывать документ в акте отображаются данные об этом.
  3. Акт распечатывается и составляется в количестве двух штук. Одна из копий содержится в отделении налогового органа, а вторая передаётся на руки налогоплательщику или главе компании и храниться в главном офисе.
  4. В случае проведения повторной проверки акт составляется в трёх копиях.

Последствия

Составление акта проверки предусмотрено законодательством Российской Федерации. Отсутствие его составления может привести к отмене результатов проверки . Поэтому в случае выявленных правонарушений проверяющие обязаны составить и подготовить все необходимые документы, со ссылками на нарушения и пункты Кодекса.

Проверяющие должны строго придерживаться правил : составить акт не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки, в двух копиях, одна из которых должна оказаться у налогоплательщика, вручить копию налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней и добиться заверяющей подписи налогоплательщика.

В противном случае результат проверки может быть полностью аннулирован.

Возражения на акт следует выразить письменно, обратившись в налоговую инспекцию, с помощью передачи составленных претензий по почте или обратившись в отделение налогового органа лично.

Несогласие с актом можно выразить в течении месяца . В случае отклонения от вручения документа, налоговая инспекция вправе выслать акт проверки заказным письмом. В таком случае датой вручения считается шестой день с даты отправки письма по адресу налогоплательщика .

Для письма с возражениями можно также использовать точную форму бланка-заявления. Письмо делится на три части : вводную, описательную и резолютивную.

В начальной части следует изложить данные о проверке, основаниях её проведения, периоде, составе проверяющих, а также по каким именно актам составляется возражение, с указанием даты и номера документа.

В описательной части перечисляются аргументы налогоплательщика в свою защиту. Они могут быть любыми, абсолютными или же сомнительными. Право на защиту представляется гражданину законодательно. Аргументы рекомендуется предоставлять с указанием на оспариваемый пункт составленного акта с пояснениями, а любые доводы подтверждать ссылками на законы, цитаты Минфина, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, документацию самого лица.

В конечной части подводится итог к письму с указанием общей суммы налогов, с которыми лицо несогласно. В ней же желательно написать, что организация или физическое лицо просит уведомить себя о дате, месте и рассмотрении возражения, а также указать некое контактное лицо, телефон для связи, факс и юридический адрес.

В случае, если к письму прилагаются копии документов, подтверждающих правоту лица, то их точный перечень должен быть вписан в раздел «Приложения». Заверить необходимо каждую отдельную копию предоставляемых документов.

Все возражение заверяются подписью уполномоченного и отправляются в отделение налоговой.

После проверки

После акта налоговой проверки лицо ожидает принятия решения о том, привлекают ли его к ответственности или же нет. Срок вынесения приговора составляет 10 рабочих дней по окончанию месяца , предусмотренного на подачу письма с обжалованием результатов налоговой инспекции.

Для получения налоговых вычетов следует подать письменное заявление после камеральной инспекции. Согласно законодательству России - статье 78 Налогового кодекса - возвращение уплаченного излишка средств обязано произойти в течении календарного месяца с подачи заявки о возврате денег. После принятия органом положительного решения, налогоплательщику остаётся лишь ждать выплату денежных средств в течении месяца.

По окончанию срока перевода денег гражданин имеет право подать жалобу на работу сотрудников инспекции в тот же налоговый орган и там оспорить принятое решение.

Подробнее о том, как ответить налоговой, можно узнать в данном видео.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки в виде акта

Камеральная проверка зачастую заканчивается без составления итогового документа. В этом случае следует считать, что какие-либо отклонения от норм законодательства в представленных документах отсутствуют. Налоговый орган составляет акт камеральной налоговой проверки только в том случае, если в ходе нее обнаружены нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ).

До составления акта камеральной налоговой проверки при обнаружении каких-либо расхождений или противоречий в документах налоговый орган направляет требование о предоставлении пояснений, на которое проверяемое лицо должно отреагировать в течение 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного суда, это не право, а обязанность налогового органа (определение КС РФ от 12.07.2006 №267-О). Решение о том, воспользоваться ли правом на предоставление пояснений и документов, остается за проверяемым лицом. При этом непредоставление им каких-либо сведений может стать основанием не только для составления акта, но и для последующей критичной оценки аргументации налогоплательщика в суде (см. постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2677/16 по делу № А26-5668/2015).

Заполненный образец акта камеральной налоговой проверки

Форма акта должна соответствовать приложению № 23 к приказу ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, а содержание — п. 3 ст. 100 НК РФ и требованиям, являющимся приложением № 24 к этому же приказу. Обязательные реквизиты акта (п. 3 ст. 100 НК РФ):

  • дата его подписания;
  • сведения о проверяемом лице и его адресе;
  • сведения о проверяющих (Ф.И.О., должности, место работы);
  • дата получения декларации;
  • перечень приложений;
  • проверяемый период;
  • проверяемый налог;
  • даты начала и завершения проверки;
  • проведенные мероприятия налогового контроля;
  • выявленные факты нарушений (подразумевается не перечисление фактов, а правовая оценка с указанием на обстоятельства, которыми они подтверждаются — см. постановление АС ЦО от 09.09.2015 № Ф10-2788/15 по делу № А36-4208/2014);
  • выводы и предложения по устранению нарушений, номера статей, предусматривающих меры ответственности.

Акт должен быть издан в бумажной или электронной форме. Он включает три части: вводную, описательную и итоговую. Особые требования предъявляются к описательной части: она должна отвечать требованиям объективности, обоснованности, полноты и др. Все существенные обстоятельства должны быть отражены в тексте со ссылками на документальные доказательства, субъективные утверждения не допускаются (п. 3.2 Требований).

Как должен выглядеть этот документ, можно увидеть на примере: Образец заполненного акта камеральной налоговой проверки.

Содержащие основные результаты налоговой проверки документы представляются…

1-й экземпляр акта должен быть в 5-дневный срок вручен проверяемому лицу. При его отказе от этого в акте делается соответствующая запись, и он направляется по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ). Акт выдается зачастую без приложения, т. к. подразумевается наличие у проверяемого лица всех документов. Одновременно с актом вручается или направляется почтой извещение о дне рассмотрения материалов. На возражения отводится 1 месяц от даты получения акта (при отправке по почте таким днем считается 6-й день с момента отправки). Возможно предоставление дополнительных документов, подтверждающих заявленные доводы.

2-й экземпляр акта вместе с приложениями и поступившими возражениями передается руководителю для принятия решения. На это отводится 10 дней (период отсчитывается с окончания срока для представления возражений), с возможностью продления не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Наряду с применением ответственности или отказом от этого одним из вариантов решения является назначение дополнительных проверочных мероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ). Их цель — изыскание доказательств нарушения при недостаточности имеющихся. Результаты дополнительных мероприятий фиксируются в дополнении к акту проверку. Проверяемое лицо вправе представить по такому дополнению свои возражения в течение 15 дней с момента его получения (пп. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ).

Итак, акт проверки составляется по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными ФНС РФ. В некоторых случаях, при недостаточности аргументации выводов, изложенных в этом документе, могут быть назначены мероприятия, направленные на получение дополнительных доказательств нарушений, перечисленных в акте. Результаты допмероприятий фиксируются в дополнении к акту. Возражения можно представить как на акт, так и на дополнение к нему.

Возражение на акт камеральной налоговой проверки - образец составления подобного документа, а также практические советы и нюансы его разработки стали темой этой статьи. От своевременности и качества ответа на акт может зависеть конечный итог спорной ситуации для налогоплательщика.

Порядок обжалования результатов камеральной налоговой проверки в 2018 — 2019 году: обязателен ли ответ на акт проверки

Возражения на акт камеральной налоговой проверки — предусмотренная Налоговым кодексом форма ответа проверяемого лица на претензии по представленной им декларации, выраженные в акте проверки. Речь может идти только о претензиях и возражениях, поскольку акт составляется только при обнаружении в процессе камеральной проверки нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Более подробно об этом можно узнать из наших статей на сайте:

При этом необязательно подобные нарушения влекут налоговую ответственность. Например, налогоплательщик может неверно рассчитать сумму авансовых платежей по налогу. В данной ситуации возникает только обязанность уплатить пени, но не ответственность за налоговое правонарушение.

С момента действительного или презюмируемого получения исчисляется срок, равный 1 месяцу, для направления письменных возражений по почте либо нарочным (п. 6 ст. 100 НК РФ). Ответ на акт является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Зачем и как этим правом нужно воспользоваться — об этом далее.

Для чего нужны возражения на акт налоговой проверки, форма и реквизиты возражения

Для положительного для налогоплательщика результата спора с налоговым органом имеет большое значение последовательность позиции проверяемого лица на всем протяжении времени начиная с момента получения требования о даче пояснений, которое направляется при обнаружении нестыковок в декларации.

Если какие-либо доводы и документы появляются только в судебном заседании, это не только вызывает критическую оценку суда, но и может повлечь отказ в вычете (см. постановление АС МО от 22.06.2015 № Ф05-7336/15 по делу № А40-72073/2014). Поэтому выработка юридически обоснованной позиции — это задача не по подготовке к судебному процессу, а по разработке аргументированного ответа на требования или возражений на акт. При надлежащем обосновании позиции налогоплательщика на этих этапах привлечение к налоговой ответственности может не состояться.

Возражения оформляются в виде письменного документа (п. 6 ст. 100 НК РФ). Их реквизиты выработаны практикой:

  1. Наименование и адрес налогового органа, куда направляется документ.
  2. Указание отправителя (проверяемого лица), если документ составляется не на официальном бланке, содержащем необходимые реквизиты (наименование, ИНН, адрес).
  3. Исходящий номер и дата.
  4. Заголовок: «Возражения (в единственном числе — при одном возражении по тексту) на акт камеральной налоговой проверки №__ от __ г.».
  5. Текст возражений (аргументация).
  6. Перечень приложений.
  7. Наименование должности подписанта, подпись, Ф. И. О.

По сути, этот документ не отличается от будущей апелляционной жалобы на решение налогового органа, поэтому к его содержанию нужно отнестись ответственно. Целесообразно учесть такие нюансы:

  1. В возражениях проверяемое лицо:
  • выражает несогласие с выводами проверяющих, изложенными в акте, по существу (указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам, нормам НК РФ и разъяснениям Минфина РФ о порядке исчисления налогов и представления декларации);
  • высказывает замечания процедурного характера (о нарушении срока ожидания пояснений, представлении требования, противоречащего п. 7 ст. 88 НК РФ и др.).
  1. Должна быть логика изложения. Приводится довод проверяющих, затем его опровержение, после этого идет переход к следующему доводу.
  2. Каждый аргумент должен преследовать определенную цель. При этом нужно учитывать, что в некоторых случаях может быть получен результат, не соответствующий целям заявителя возражений. Это вытекает из того, что наличие акта не означает полного завершения проверки. Некоторые из указанных проверяемым лицом недостатков налоговый орган может устранить, назначив дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Форму возражений можно посмотреть в файле, доступном для скачивания по ссылке: Образец ответа на акт камеральной налоговой проверки .

Порядок и сроки направления возражений

Обязанность налогового органа — выждать установленный НК РФ срок, в течение которого проверяемое лицо может представить свои возражения. При этом может возникнуть вопрос об исчислении этого периода. Его начало — это день, следующий за днем получения акта или за 6 днем после его отправки по почте. Он истекает в соответствующее число через 1 месяц: если акт получен 21.05, то срок истекает 22.06, а если он выпал на выходной, то на следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

По вопросу о том, когда возражение считается поступившим вовремя, высказано 2 позиции: если оно в последний день срока (22.06 в нашем примере):

  • фактически получено, см. постановление 9-го ААС от 29.01.2016 № 09АП-57918/15 по делу № А40-137588/15;
  • отправлено по почте (на конверте и (или) описи вложения есть оттиск штемпеля почтового отделения), см. п. 8 ст. 6.1 НК РФ, постановление 16-го ААС от 25.01.2011 № 16АП-372/2009 по делу № А20-2255/2008.

Следует учитывать, что проверяемое лицо имеет и другие возможности выразить свое мнение до вынесения решения:

  • Путем дачи пояснений при рассмотрении дела (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
  • Представления документов и пояснений (пп. 3, 8 ст. 88 НК РФ).
  • Подачи уточненной налоговой декларации, которая будет учтена в обязательном порядке в случае ее поступления до завершения 3-месячного срока проверки. В таком случае проверка и течение всех сроков начинаются заново (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Итак, возражения на акт камеральной налоговой проверки должны представляться в письменной форме и содержать аргументацию, направленную на опровержение доводов проверяющих лиц, изложенных в акте. К ним могут быть приложены документы (их копии). Срок для направления составляет 1 месяц от даты получения акта.