Гэс на реке колорадо. Плотина Гувера и объездной мост. Влияние на природу

Гэс на реке колорадо. Плотина Гувера и объездной мост. Влияние на природу

Плотина Гувера представляет собой и гидроэлектростанцию в США. Сооружена она в низовье реки Колорадо. Высота плотины составляет 221 м. Она находится в Чёрном каньоне, около штатов Невада и Аризона. Названа была в честь 31-го президента страны - который сыграл в её строительстве важную роль. Возведение дамбы происходило в 1931-1936 гг.

Дамба Гувера находится под управлением подразделения МВД США Бюро мелиорации. Она является одной из самых известных достопримечательностей Лас-Вегаса.

Предыстория

До момента возведения плотины Колорадо (река) нередко демонстрировала свой бурный нрав. В период таяния снегов в горах она очень часто затопляла угодья фермеров, которые находились ниже по течению. Проектировщики считали, что строительство плотин поможет сгладить колебания уровня реки. Кроме того, ожидалось, что данное водохранилище подтолкнет развитие и станет источником водоснабжения многих районов Южной Калифорнии.

Одним из основных препятствий для осуществления данного проекта оказались сомнения представителей штатов, находившихся в бассейне Колорадо. Река, а точнее ее водные ресурсы, должны были справедливо распределяться между потребителями. Были мысли, что Калифорния, со всем её влиянием и финансами, предъявит права на основную часть водных запасов данного водохранилища.

Из-за этого была создана комиссия, которая включила по одному представителю из каждого заинтересованного штата, а также представителя из федерального правительства. Итогом ее деятельности стала подписанная Конвенция реки Колорадо. В ней были закреплены способы распределения водных ресурсов. Это и открыло путь к возведению плотины.

Постройка гидротехнического сооружения такого масштаба требовала привлечения существенных средств из бюджета государства. Законопроект о финансировании получил одобрение Белого дома и Сената США не сразу. В 1928 года Калвином Кулиджем был подписан билль, дающий добро на осуществление данного проекта. Первые же ассигнования на постройку были выделены лишь спустя 2 года. Президентом тогда уже был Герберт Гувер.

План предусматривал строительство плотины в Боулдере (каньон реки Колорадо). И хотя окончательно было решено возводить ее в Чёрном каньоне, данный проект стал называться Боулдер Каньон Проджект.

Строительство

На строительство плотин подряд был поручен нескольким компаниям. Среди них: Six Companies, Inc., Morrison-Knudsen Company; Utah Construction Company; Pacific Bridge Company; Henry J. Kaiser & W.A. Bechtel Company; MacDonald & Kahn Ltd., J. F. Shea Company.

Рабочие

В строительстве принимали участие тысячи рабочих (в 1934 году максимальное количество составило 5251 человек). Согласно условиям контракта, на работу не допускался наём китайских работников, а общее число чернокожих наемников не превышало 30 человек, при этом заняты они были на самых малооплачиваемых работах. Предполагалось, что рядом с плотиной для строителей будет возведён небольшой городок, однако график был переработан в пользу увеличения числа рабочих мест и ускорения процесса (для снижения безработицы, которая стала итогом Великой депрессии). Из-за этого к моменту приезда первых наемников город был еще не готов, и строители дамбы первое лето провели в лагерях.

Опасные условия работы и задержка сдачи жилья повлекли за собой забастовку, которая состоялась в 1931 году. При этом рабочие были разогнаны с применением силы (полицейские использовали дубинки и оружие). Однако темпы строительства городка было решено ускорить, и весной следующего года люди переселились в уже постоянные жилища. На период строительства в Боулдер-Сити были запрещены азартные игры, проституция, а также продажа алкогольных напитков. Последний запрет здесь оставался вплоть до 1969 года. Игорный же бизнес тут не разрешен и по сегодняшний день, что делает Боулдер-Сити единственным городом в штате Невада, в котором действует подобный запрет.

Условия работы

Плотина Гувера, фото которой представлены в данной статье, строилась в тяжелейших условиях. Какая-то часть работ проходила в тоннелях, там рабочие страдали от угарного газа, которого здесь было в избытке (некоторые строители вследствие этого погибли или стали инвалидами). Работодатель тогда заявил, что смерти стали последствием перенесенной пневмонии, и ответственности он не несёт. При этом строительство данной плотины стало первой стройкой, на которой работникам были выданы защитные каски.

За время возведения дамбы (плотины) погибло в общей сложности 96 человек. Самым первым из них оказался топограф Дж. Тирни, который утонул в конце 1922 года в Колорадо, выбирая наилучшее места для строительства. По иронии судьбы, последней жертвой дамбы оказался Патрик Тирни, его сын, который умер спустя 30 лет, упав с водосбросной башни.

Предварительные работы

Строительство дамбы плотины было намечено на границе между Аризоной и Невадой в узком каньоне. Для отвода воды в сторону от точки строительства были созданы 4 тоннеля. Стоит отметить, что их общая длина составила 4,9 км. В 1931 году началось строительство самих тоннелей. Их отделка была создана из бетона, толщина которого составила 0,9 м, за счет чего полезный диаметр водоводов достиг 15,2 м.

Тоннели после завершения строительства были частично перекрыты «пробками» из бетона и местами используются для сброса излишков воды. Тот факт, что водосброс происходит не через тело самой плотины, а через тоннели, которые расположены в скалах, придаёт стабильности всей конструкции.

Возведение дамб-кессонов

Для предотвращения вероятного затопления, а также изоляции места строительства было сооружено 2 дамбы-кессона. Верхняя дамба начала возводиться в 1932 году, хотя на тот момент отводящие тоннели были не достроены.

Для обеспечения безопасности работ до начала сооружения были проведены различные мероприятия по очищению стен каньона от скал и свободно лежащих камней: они сначала подрывались динамитом, а потом скидывались вниз.

Строительство бетонной дамбы

В основание плотины первый бетон был залит в 1933 году. Для его производства были вскрыты ближайшие месторождения нерудных материалов. Кроме того, специально для этого были выстроены бетонные заводы.

Поскольку работы такого масштаба никогда ранее не производились (здесь стоит отметить, что никакие плотины мира не могли сравниться с размахом этого строительства), несколько технических решений, используемых в процессе, носили поистине уникальный характер. Например, одной из проблем оказалось охлаждение бетона. За счет этого вместо сплошного монолита дамба Гувера строилась как серия связанных между собой колонн в виде трапеций. Это давало возможность излишнему теплу, которое выделялось при застывании смеси, рассеяться.

Инженеры поняли, что если плотина Гувера будет возведена как монолит, то для охлаждения бетона до необходимой температуры потребовалось бы 125 лет. За счет этого могли появиться трещины, а в дальнейшем это повлекло бы за собой разрушение дамбы. Кроме того, каждая форма для ускорения охлаждения слоёв бетона содержала в себе охлаждающую систему из металлических дюймовых труб, куда поступала охлажденная речная вода. Нужно сказать, что отвердевание бетона и сегодня не завершено.

Электростанция

Создание котлована для гидроэлектростанции было проведено вместе с рытьём котлована, который предназначался для основания плотины. Необходимые земляные работы были завершены в 1933 году, в том же году был залит первый бетон в помещение электростанции.

Первое электричество генераторами станции было выработано в 1936 году. Спустя 25 лет в ходе модернизации этой станции запущены были другие дополнительные генераторы. В нынешний момент электричество здесь вырабатывают семнадцать генераторов, максимальная мощность которых 2074 МВт.

Роль электростанции сегодня

Электростанция играет очень важную роль для поддержания баланса энергопотребления в западной части США. От энергопотребления зависит корректировка нагрузки на каждый из генераторов, что регулируется распределительной станцией, расположенной в Финиксе. Интересно, что до 1991 года применялась система с управлением в ручном режиме; в дальнейшем была проведена компьютеризация данной системы.

Архитектура

Изначальный проект предполагал очень простое архитектурное решение здания гидроэлектростанции и дамбы. Предполагалось, что у дамбы внешняя сторона будет обычной стеной, обрамлённой сверху балюстрадой, созданной в неоготическом стиле. В то время как здание электростанции вообще не должно было отличаться от простого фабричного цеха.

Многими современниками предложенный проект критиковался за свою чрезмерную простоту, которая, по их мнению, не соответствовала эпохальному характеру, который носила плотина Гувера. В результате для переделки проекта пригласили лос-анджелесского архитектора Гордона Кауфмана. Ему удалось переработать проект, выполнив экстерьер этих сооружений в стиле арт-деко. В результате верхняя часть плотины была украшена башенками, которые «вырастали» прямо из дамбы. Кроме того, он разместил часы на водосбросных башнях. Одни из них демонстрируют Горное время, а вторые — тихоокеанское Североамериканское время.

Название плотины

Изначально плотина Гувера должна была возводиться в каньоне Боулдер, следовательно, в официальных документах она называлась «плотина Боулдер». При этом на официальном открытии данного строительства Рэй Вилбур, секретарь МВД США объявил, что данное сооружение получит название в честь президента США Гувера. Таким заявлением Вилбур продолжил традицию присвоения имён президентов крупнейшим плотинам США. Конгресс США утвердил это официальное название в 1931 году.

Спустя год Гувер проиграл выборы Франклину Делано Рузвельту, кандидату от демократов. После того как Рузвельт вступил в должность, администрация США предложила изменить название дамбы на «плотина Боулдер». По этому поводу официального решения не было принято, но из всех туристических путеводителей и официальных документов тех лет имя Гувера пропало.

Через 2 года после гибели Рузвельта, Джек Андерсон, калифорнийский конгрессмен, представил проект о возвращении строению имени Гувера. Соответствующий законопроект подписал президент, и с того момента плотина носит имя «плотина Гувера».

Транспортное значение

По плотине до 2010 года проходило шоссе 93, которое пролегало в меридиональном направлении и связывало мексиканскую границу со Часть шоссе, которая прилегала к плотине, объёму пропускаемого транспорта и магистрали не соответствовала. Дорога имеет в каждом направлении только по одной полосе, а её спускающийся к плотине серпантин включает несколько узких и крутых поворотов, мест с очень плохим обзором. Кроме того, дорога подвержена частым оползням.

Нужно отметить, что после террористической атаки 2001 года было ограничено движение транспорта через эту плотину. Некоторые типы автомобилей перед проездом подвергаются обязательному досмотру для исключения провоза взрывчатки, остальные осматриваются только периодически.

В 2010 году около плотины Гувера открылся мост Майка О’Каллагана. Он существенно увеличил пропускную способность данного шоссе.

Влияние на природу

Формирование водохранилища Мид и строительство данной плотины оказало ощутимое влияние на реку Колорадо, ее водный режим, а в особенности на её экосистему. Таким пагубным влиянием отличаются многие большие плотины. За 6 лет возведения плотины и заполнения водохранилища вода дельты практически не достигала.

Постройка прекратила частые наводнения, которыми отличался каньон реки Колорадо. Но это поставило под прямую угрозу сразу ряд видов растений и животных, которые уже приспособились к регулярному затоплению. Возведение плотины ниже по течению сократило популяцию рыб. В нынешний момент 4 вида рыб находятся под угрозой полного исчезновения.

Даже сегодня на местности около водохранилища Мид можно увидеть след от верхнего уровня воды, который был достигнут в 1983 году. Это произошло из-за необычно большого количества осадков, которое выпало как результат эффекта Эль-Ниньо на западе США.

Образ этой плотины использовался в различных произведениях искусства. К примеру, дамба была упомянута в книге «Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова, в кинофильмах «Универсальный солдат» и «Трансформеры», а также в мультипликационном фильме «Бивис и Баттхед».

36.015556 , -114.737778

Плотина Гувера

Плоти́на Гу́вера , дамба Гувера , дамба Хувера (англ. Hoover Dam , также известна как Boulder Dam ) - уникальное гидротехническое сооружение в США , бетонная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция , сооружённая в нижнем течении реки Колорадо . Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада , в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса ; образует озеро (водохранилище) Мид . Названа в честь Герберта Гувера , 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство дамбы началось в и закончилось в , на два года раньше запланированного срока.

Плотина находится под управлением Бюро мелиорации США, подразделения Департамента внутренних дел США . В 1981 плотина была включена в Национальный регистр исторических мест США. Плотина Гувера является одной из известнейших достопримечательностей в окрестности Лас-Вегаса.

Предыстория строительства

В то же время, одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

В итоге в 1922 была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисса Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета . Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома . Лишь 21 декабря 1928 президент Калвин Кулидж подписал билль , одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project.

Строительство

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе , штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд , штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд , штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы , ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку , состоявшуюся 8 августа 1931. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-сити были увеличены, и к весне 1932 рабочие переселились в постоянные жилища.

Строительство плотины велось в тяжелых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии , и он не несёт ответственность за это.

План сооружений плотины

Предварительные работы

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной . Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннеля диаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды к турбинам и сброса излишков воды.

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона . Возведение верхней дамбы было начато в сентябре несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

Возведение бетонной дамбы

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933. Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита , плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающих температур, понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода.

Машинный зал гидроэлектростанции

Электростанция

Разработка котлована для сооружений гидроэлектростанции была проведена одновременно с рытьём котлована для основания плотины. Земляные работы для «U»-образного сооружения, лежащего у подножия плотины, были закончены в конце 1933, а первый бетон в здание электростанции залит в ноябре этого года.

Вид на дамбу

Архитектурное решение

Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона дамбы будет представлять собой обычную стену, сверху обрамлённую балюстрадой , выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции и вовсе не сильно должно было отличаться от обычного фабричного цеха.

Предложенный проект критиковался многими современниками за свою простоту, не соответствовавшую, по их мнению, эпохальному характеру сооружения. В итоге для переделки проекта был приглашён лос-анджелесский архитектор Гордон Кауфманн (автор проекта здания редакции газеты Los Angeles Times). Кауфманну удалось переработать проект, выполнив экстерьер сооружений в традициях стиля ар-деко . Верхняя часть плотины украшена башенками, «вырастающими» из самой дамбы. На водосбросных башнях размещены часы, одни из них показывают Горное время (Аризона), а другие - Североамериканское тихоокеанское время (Невада).

Транспортное значение

По плотине проходит шоссе № 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с канадской границей. Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствует значению магистрали и объёму пропускаемого трафика. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении, серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням . Ситуация должна измениться с ожидаемым в 2008 вводом в строй автомобильного моста через Чёрный каньон (Hoover Dam Bypass), который свяжет верхние части каньона в 500 м ниже по течению чем Плотина Гувера.

Вид на дамбу; видны башни водоспуска и наклонные мачты линий ЛЭП

В соответствии с данными United States Bureau of Reclamation, электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределяется в следующем соотношении:

Статистика

Вид с дамбы вниз, на сооружения электростанции

Название плотины

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 утвердил официальное название «плотина Гувера».

В Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту . Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Плотина Гувера ночью

До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project


Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off.

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).

(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam.
(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels.
(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.

Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки

(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections.

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы - израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана

Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration.
(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel.

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

(ca. 1933)^^ — Construction was a 24/7 operation. In this view we can see the base of the dam face on the far side of a pool of water, construction equipment and night lights.
(ca. 1933)* — Hoover Dam initial construction phase. Note the width and depth of the dam as it goes up.
(ca. 1933)* — View of the on-site cement plant at Hoover Dam.
Wooden forms seen above the dam.*

(1934)^ — Hoover Dam takes shape from the concrete columns in which it was poured.
(ca. 1934)* — Upstream face and top of Boulder Dam.

Before and After

(1930)* (1934)^
(1934)^^ — Looking down at the construction of one of the Nevada intake towers. These towers permit and control flow of water into tunnels and then to power turbines.
(1934)#* — A raised view of the Hoover dam while it was under construction. Most of the concrete has already been poured, and work seems to be concentrated on the top and at the base of the dam.
(ca. 1934)* — The cement forms for the two power plants can clearly be seen.
(ca. 1934)* — A closer look at the cement forms for the two power plants. Construction workers can be seen throughout.
(ca. 1935)* — View of the giant turbine runner before its installation at Hoover Dam power plant. The fin-like pieces of metal between the two circular flanges are the vanes.
(ca. 1936)* — View of the upper generator room at Hoover Dam, on the Nevada side, where there are eight generators. (The Arizona side has nine.)
(1935)* — Hoover Dam close to completion. Water can already be seen at the base of the dam.
(1935)^ — The upstream face of Hoover Dam slowly disappears as Lake Mead fills.
(1935)**# — View of the graceful intake towers whose gates control the release of the reservoir water.
(ca. 1935)* — View of the intakes as the water level nears the top of Hoover Dam. Cars are parked along the roadway over the dam. The Arizona Spillway can be seen on the other side of the canyon.
(1935)^#* — View of Hoover Dam as seen from above the Arizona Spillway side looking toward the intake towers as the water continues to rise.
(n.d.)**# – Detailed drawing of the dam and power plant from U.S. Department of Interior.
(1934)* — View of the diversion tunnel, showing the entrance of one of the 16 tunnels which lead to the turbines. The water will then turn turbine generators to create the electricity.
(ca. 1934)* — The needle valves of the power plant under construction. The valves are 13 feet in diameter and will dicharge the water back into the Colorado River once the water does its work by turning the turbine generators.
(1936)* — Hoover Dam during the final stages of testing. Three of the 13 foot diameter penstocks are fully opened.
(1936)** — Another view of the final testing showing water flowing out of all six of the penstocks on one side of the dam.

А сейчас она выглядит вот так.

Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Вид с плотины Гувера (Alexander Russy / flickr.com) Ron Reiring / flickr.com Ron Reiring / flickr.com Lauri Väin / flickr.com David Herrera / flickr.com Viator.com / flickr.com Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com) Henner Zeller / flickr.com Башни дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Башня с часами на плотине Гувера (Ian Lee / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Omshivaprakash H L / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Электрогенераторы плотины Гувера (Dennis Redfield / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Joseph Francis / flickr.com Электрогенераторы дамбыГувера (Joseph Francis / flickr.com)

В нижней дельте реки Колорадо расположилась одна из известнейших достопримечательностей Соединённых Штатов и Лас-Вегаса - Плотина Гувера. Гидроэлектростанция, представляющая собой громадную гидротехническую конструкцию в высоту более 200 метров, была сооружена в 30-х годах прошлого столетия.

Чёрный каньон – место, где устроилось данное строение, находится неподалёку от штата Аризона и Невада. Плотина Гувера получила своё название в честь одного из американских президентов, а именно Герберта Гувера. 31-й глава огромного государства принял активное участие в организации и ходе строительства дамбы, чем и удостоился чести дать своё имя такому грандиозному строительному проекту.

Река Колорадо неоднократно создавала множество проблем населению, проживающему на её берегах. Чаще всего страдали фермерские угодья, расположенные вниз по её течению: с таянием снегов речные воды выходили из берегов и покрывали собою всё, что было в их досягаемости.

Основной причиной, послужившей решительным шагом в возведении плотины, стало предположение проектировщиков о том, что только так можно искоренить ежегодно возникающие проблемы с полноводьем Колорадо. К тому же на возникшее новое водохранилище возлагались надежды о развитии земледелия прилегающих районов и поставке питьевой воды в несколько районов штата Калифорния.

Подписание договора – Конвенции реки Колорадо

Достаточно долгий срок главной преградой для возведения дамбы служили разногласия между руководителями соседних административных делений. Большинство из них настаивали, что ресурсы Колорадо должны распределяться равномерно между всеми вероятными потребителями.

Этот факт поспособствовал созданию специального комитета, в состав которого входили представители всех заинтересованных в разбирательстве, в числе главных лиц Соседних Штатов и американского правительства. Все они опасались намерений власти Калифорнии, претендующей на получение права на распоряжение основным объемом водных запасов.

Результатом деятельности вышеуказанной комиссии стало подписание многостороннего договора – Конвенции реки Колорадо, которая юридически закрепляла механизм распределения речного резерва между заинтересованными сторонами.

Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов

Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.

Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.

Тяжелейшие условия труда

Подрядчиками строительства были назначены ведущие компании США. Количество рабочих рук, задействованных в процессе создания гидроэлектростанции, было просто невероятным: самая большая численность работников зафиксирована в 1934 году – более 5200 человек.

Вид на плотину Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Особенностью контрактного соглашения был запрет на наём азиатов, и лимит на привлечение к труду африканцев – лишь около 30 чернокожих человек допускались к самым низкооплачиваемым работам.

Во время строительства рядом с плотиной Гувера должно было быть отстроено специальное поселение для рабочих и строителей. Однако планы были изменены, так как график рабочего процесса был пересмотрен с целью роста количества свободных трудовых вакансий. Все эти факторы повлияли на ход выстраивания городка, который к приезду основного числа наёмников не был завершён. Строителям пришлось жить во временных бараках поблизости с дамбой Гувера.

Стоит отметить и ужасные условия труда. Отсутствие нормального проживания в не рабочее время и опасности, подстерегающие тружеников на каждом шагу из-за пренебрежений техникой безопасности, стали причинами состоявшейся в 1931 году забастовки, которая не увенчалась успехом – полиции был отдан приказ разогнать бастующих с применением силы. После этих событий властями штата было решено ускорить темп строительства, а через год наёмников поселили в постоянные дома в прилегающем завершённом городе.

Joseph Francis / flickr.com

До самого конца строительных работ на территории Боулдер-Сити категорически запрещалась проституция, продажа любых алкогольных напитков, азартные игры. При этом на деле запрет просуществовал ещё сорок лет, а на азартные игры – не снят и по сей день, что делает данный город единственным в Неваде, где действует такое табу.

Плотина Гувера рождалась в тяжелейших нечеловеческих условиях. Люди, занятые трудом в глубоких тоннелях, задыхались от угарного газа, но руководство наотрез отказывалось брать на себя ответственность за болезни и смерти своих подчинённых.

Дамба Гувера и история её создания отличились тем, что именно здесь рабочие впервые применяли каски, защищающие головы от ударов. Тем не мение в общей сложности жертвами халатности руководителей проекта, которые пренебрегали соблюдением правил технической безопасности, стали 96 человек.

Строительные работы

Черный каньон, в котором должна была быть возведена дамба Гувера, был достаточно узок и играл разграничивающую роль между Невадой и Аризоной. Отвести воду в противоположную сторону от точки строительства планировали с помощью 4 тоннелей, общая длина которых почти 5 км.

Плотина Гувера, Аризона / Невада, США (Ron Reiring / flickr.com)

Плотина Гувера имеет бетонное основание, которое было залито в 1933 году. Для этой цели специально вскрыли ближайшие нерудные месторождения и построили заводы по изготовлению бетона.

Сталкиваясь в процессе сооружения такой гигантской плотины с проблемами охлаждения бетонной смеси, строителям пришлось внести коррективы в первоначальный план, и далее дамба Гувера возводилась из множества отдельных трапециевидных колонн, связанных между собой. Такая методология возведения позволила значительно ускорить процесс застывания бетона.

Котлован для гидроэлектростанции предполагалось вырыть одновременно с основным котлованом водохранилища. Все земляные работы завершились к 1933 году.

Электрогенераторы дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com)

Спустя три года были установлены первые электрогенераторы и впервые получен электрический ток. На сегодняшний день плотина Гувера размещает 17 электрических генераторов, которые достигают мощности до 2074 МВт.

Они поддерживают баланс потребления электроэнергии, необходимой для нужд населения и производства на западе США. 25 лет назад система управления электроэнергией на дамбе Гувера была модернизирована и оборудована современными компьютерами.

Архитектурный облик дамбы

Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.

Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.

Законное название — «Плотина Гувера»

Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.

Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.

Новый мост О’Каллагана

Через дамбу Гувера до 2010 года проходило шоссе, связывающее штат Аризона с границей Мексики. Прилегающая к плотине часть дороги, не соответствовала требованиям магистрали и количеству пропускаемых транспортных средств.

Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com)

Также извилистая опасная двухполосная дорога имела несколько сложных крутых поворотов и узких мест с низким уровнем обзора.

Теракт в 2001 году в Нью-Йорке оставил свой отпечаток на пропускной системе автотранспорта. Во избежание повторных террористических актов был организован более тщательный досмотр автомобилей, что замедлило проходимость транспортных средств и увеличило пробки на въезде.

Но открытый 6 лет назад мост О’Каллагана, неподалёку от дамбы Гувера, значительно снизил поток машин, проезжающих через плотину.

Значение плотины Гувера сегодня

Возведенная дамба Гувера значительно повлияла на водный режим реки Колорадо и на её экологическую систему. Подобные негативные воздействия присуще всем искусственным гидросооружениям, однако, польза от плотины весомая: каньон реки избавился от частых наводнений.

Она будет выглядеть не столь величественно. Но, это именно тот случай, когда без прошлого не было бы будущего. Ведь именно дамба Гувера (Hoover Dam) дала старт строительству супер-плотин во всём мире.

Уже значительно позже, рядом с дамбой Гувера был возведён объездной мост, получивший официальное название "Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана" (Mike o ’Callaghan – Pat Tillman Memorial Bridge ). Сделано это было из-за того, что трасса проходящая через плотину, стала плохо справляться с возросшим автомобильным потоком. Данное сооружения также вполне заслуживает приставку "супер".

В начале 20-х годов прошлого века в США встала острая необходимость постройки дамбы на реке Колорадо. Это сооружение убивало-бы одновременно несколько зайцев. Спасало-бы фермерские угодья в низовьях реки от постоянных наводнений, а также дало-бы толчок развитию Южной Калифорнии и Лос-Анжелеса, став постоянным поставщиком электроснабжения и воды. В итоге было выбрано наиболее удобное для строительства дамбы место, Чёрный каньон. Но если для строительства плотины место было достаточно удобное, то для создания инфраструктуры и подвозки стройматериалов - хуже не придумаешь. Ведь Чёрный каньон находится посреди знойной пустыни, а ближайший населённый пункт был расположен в 48 километрах, никому неизвестная деревушка, со скромным названием Лас-Вегас (да, да, тот самый).

Ой!!! Извините, не ту фотографию поставил! :))

Итак, строительство было начато в 1931 году, в самый разгар Великой американской депрессии. Рабочие готовы были работать в любых условиях, буквально за копейки. И строительная компания успешно этим пользовалась. Через что пришлось пройти строителям дамбы Гувера, сколько десятков человеческих жизней пришлось заплатить за возведение этого мегасооружения лучше всего Вам расскажет фильм National Geographic. Я же приведу основные цифры и факты.

Чтобы отвести реку из русла, сначала с обеих сторон от него, в скале пробурили 4 тоннеля (по 2 с каждой стороны) диаметром по 17 метров и длинной по 1,2 км. Затем перегородили насыпью реку в двух местах, выше места строительства плотины и ниже. И начали строить непосредственно саму дамбу Гувера (своё названия она, кстати, получила в честь президента Гувера, управлявшего страной во время начала строительства). Плотина строилась из отдельных железобетонных блоков различных размеров, самый большой 1,5 х 18 х 7 метров, которые потом подгонялись друг у другу и скреплялись раствором. Это делалось для того, чтобы бетон быстрей застывал. Если бы плотина было цельноизготовленной, на застывание бетона понадобилось бы 125 лет. Всего на строительство ушло 3,4 млн метров кубических бетона. Сама дамба Гувера получилась следующих размеров: высота - 221,4 метра, длина - 379,2 метра, ширина у основания - 201 метр, ширина на верхушке - 15 метров. Плотина имеет подковообразную форму, это сделано для того, чтобы огромное давление воды переносилось от центра дамбы к бокам, и на стены самого каньона. Строительство было закончено в 1936 году (на 2 года раньше срока), и на тот момент, это была самая большая дамба в мире . Сооружение, которое поражало своими колоссальными размерами. После того, как заслонки на тоннелях были опущены и река вернулась в исходное русло, за плотиной Гувера образовалось водохранилище длиной 177 км, и глубиной до 150 метров, получившее название "Мид".

Фото дамбы Гувера.






Фильм National Geographic.

Помимо функций ГЭС, дамба Гувера выполняла роль моста через реку Колорадо. По ней проходило шоссе №93. Однако с наступлением нового века, плотине становилось всё сложнее и сложнее справляться с непрерывно растущим автомобильным потоком. В итоге, было принято решение о постройке моста через Чёрный каньон всего в 500 метрах от плотины. Строительство было начато в 2003 году. Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана (названный в честь губернатора штата Невада, Майка О’Каллагана и профессионального игрока в американский футбол, Пэта Тиллмана, который после терактов 11 сентября 2001 года, бросил спортивную карьеру, записался в спец. войска, и погиб в Афганистане. Однако гораздо более широкое распространение получило название моста, Объезд Дамбы Гувера) представляет из себя железобетонный арочный мост, самый большой подобный мост в Западном полушарии. Его размеры: общая длина - 579 метров, длина основного пролёта - 320 метров, высота - 270 метров. По мосту проходит 4 автомобильные полосы, по две в каждом направлении.