Значение слова «автаркия. Автаркия - что это такое и к чему она приводит

Autarky, 自给自足


Слово заимствовано из греческого языка. Сфера использования - философия и экономика. Первоначально им определяли независимость от всех вещей внешнего мира или от людей: мудрецу стоику достаточно самого себя. Затем этот смысл перенесли до уровня отношений между странами. Автаркией стали называть состояние экономического самообеспечения, независимости страны от внешних торговых и инвестиционных связей.

На первый взгляд, значение слова в его уже начальном использовании оказалось оторванным от первичного смысла. Греческое autarkhia от auto- авто-, само- + -archy правление, власть . Это означает, что autarchy - форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица, то есть автократия. Именно так и переводится английское слово autarchy . Но еще его переводят и как автаркия - самообеспечение, как доказательство изменения первоначального смысла.

На самом деле слово "автаркия" произошло от греческого αὐτάρκεια , что означает "самодостаточный". В русском языке слово имеет два значения "самоуправление" и "самообеспечение". Смысл близок, но тем не менее в греческом языке "управление единовластием" это другое слово - αὐταρχία . В английском языке ситуация похожа на ситуацию в греческом. Есть два слова, которые часто путают - autarchy и autarky. Самообеспечение - это autarky .

В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную вовнутрь , на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия - закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.

Автаркия как абсолютный экономический суверенитет страны в глобальной экономике 21 века - не реален . Идея автаркии на практике является утопической. Страны, которые пытались её осуществить, не смогли поднять экономику и выбраться из нищеты. Даже Северная Корея, часто приводимая в качестве примера автаркической страны, таковой давно уже не является - еще в 1994 году президентом КНДР Ким Ир Сеном был объявлен отход от идеологии чучхе (стратегии опоры на свои собственные силы) и взят курс на участие в международной торговле.

Причина неэффективность автаркии по сравнению с открытыми странами - специализация . Если страна производит все необходимые товары, то она не может сконцентрировать усилия только на одном, чтобы улучшить его качество или увеличить производительность его производства.

Автаркия предстает не сколько как понятие, отражающее существующую экономическую реальность, сколько как инструмент экономического анализа. В этом, инструментальном качестве, автаркия позволяет показать, в какой точке между двумя полюсами - открытой экономикой и автаркией - должна находиться конкретная национальная экономика с позиций устойчивого экономического роста. Доказано, например, что к полюсу "открытая экономика" должны тяготеть малые страны - они получают более ощутимые выгоды от внешних связей. Большие же страны с их огромным внутренним рынком обречены находиться ближе к полюсу "автаркия".Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны.


Категория:
Связанные понятия:
Организация, Производительность, Самоуправление, Эффективность, Утопия
Efficiency, Organization, Productivity, Self-government, Utopia

АВТАРКИЯ (?????????) как новоевропейский философский и политэконо-мический термин означает «самодостаточность», «самодовление»; в текстах античных авторов слово ????????? многозначно, переводится по-разному (например, «исполнение», «произвольность», «воздержность», «благосостояние», «самодовольство»). Понятие экономической самодостаточности как натурального хозяйства и государственной независимости в научной литературе 19 в. получило название автаркии, и этим термином стали определять самые разные уклады (гомеровской Греции, военной демократии Спарты, торговых Афин и императорского Рима). Одновременно автаркии был придан статус экономической категории, выработанной самими эллинами для описания идеала, общего для всех социальных слоев и периодов греческой и римской истории. В результате сложилась стройная, но неверная схема развития понятия автаркии: первоначально это экономический принцип натурального домохозяйства, затем политический принцип независимости самообеспечивающегося государства, затем этический принцип жизни ни в чем не нуждающихся древних мудрецов и, наконец, у неоплатоников и отцов церкви - теологический принцип бытия Бога. После 1-й Мировой войны эта схема получает повсеместное распространение и господствует в трудах по европейской философии, экономике, политической и религиозной мысли. Рождение автаркии как философского термина в Древней Греции сопровождалось полемикой с языком обыденным, где существовало только прилагательное ????????. ????- в греческом может обозначать естественность, чистоту состава, идентичность, совместность, точность, возвратность, совпадение, личную причастность, усиление, изобилие, а кроме того, у Аристотеля и неоплатоников используется в для образования группы «философских слов», обозначающих платоновские идеи соответствующих предметов (напр., «сама по себе линия», ??????????, «сам по себе человек», ????????????). В свою очередь, и значение корня не абстрактно, но архаически конкретно «удерживать и отклонять все плохое от живого, защищать от гибели живое и защищаться»; ?????? - надежный, или обеспеченный, с точки зрения сохранения жизни. В слове ????????? ????- обозначает усиление той способности, которая выражена в корне - способности жить и сопротивляться гибели, поэтому «автаркийными» греки называли живые существа в их полноте и неущербности, их тела, органы, функции и беспрепятственные отправления тела или, например, недра земли как живую, родящую силу (см., напр., Aesch. Cho. 757; поэт 6 в. до н. э. цит. у Платона: Epist. 310а4-10; ср. ????????? - всесильный: Aesch. Pers. 855). Позднее прилагательное «автаркийный» теряет конкретное значение и становится синонимом для «достаточный», сохраняя, однако, связь с медицинским контекстом (сотни раз встречается у Галена), а существительное (????????? и ?? ????????; вторая форма преобладает у Плотина, Прокла, Александра Афродисийского) используется только в философском языке. В философии память о «естественном» происхождении термина сохраняется и при переносе его на духовно самоопределяющуюся личность, описываемую как «автаркийное тело» (Thuc. II 41, 1 - о гражданине Афин), на космос как на «автаркийное тело космоса» или «Вселенной» (Plat. Tim. 33d; Tim. Locr. 207, 18 Marg). Демокрит. Как философский термин А. создана, по-видимому, Демокритом; автаркия дважды встречается у него в диетико-гигиенических рекомендациях, из которых вырастает особое этическое отношение к внешним благам: «При автаркии пищи ночь никогда не бывает слишком длинной» (fr. 209 DK); «Пребывание на чужбине учит автаркии образа жизни: ячменная лепешка и соломенная подстилка - вот самые сладкие лекарства от голода и усталости» (fr. 246, 1). И прилагательное у Демокрита фигурирует в подобных контекстах: автаркийное естество (природа) противопоставляется случаю, и автаркийная трапеза как дар умеренности противопоставляется роскоши (fr. 176; 210). Поздние источники приписывают полагание автаркии целью жизни также софисту Гиппию (Suda) и Гекатею Абдерскому (Clem. Strom. II 184, 10 St.), но терминология в обоих случаях, вероятно, неаутентична. Авторство Демокрита для термина косвенно подтверждается появлением этого редкого слова в 17-м письме Гиппократова корпуса, где воспроизводится якобы слышанная Гиппократом речь самого философа. Демокрит противопоставляет безграничному рвению вожделения «созерцание благодаря автаркии изобильной природы - всеобщей кормилицы» («ибо какой лев закапывал золото в землю, какой бык дрался из-за наживы, какая пантера бывала ненасытна»). Демокрит - автор нескольких полемических терминов этики: если толпа именует счастье «благо-демо-ния» («благодолие») (??????????) или «благо-случай» ???????), то Демокрит придумывает термины, которые помещают источник счастья внутрь человека - благодушие (???????) и благосостояние (души - ??????). Автаркия также была неологизмом - и морфологическим (существительное, а не прилагательное), и, главное, семантическим. ????- в термине Демокрита дает не усиление, а точность, отсутствие выхода за строго ограниченные пределы, тем самым автаркия у него обеспечивает минимальные жизненные потребности и имеет коннотации естественности. «Природное богатство», таким образом, тождественно «автаркии образа жизни», богатство равно аскезе, в чем и заключен вызов общепринятым представлениям. Мерцающий смысл, с амплитудой значений от «абсолютной полноты» до «аскетического минимума» делает проблемой понимание термина в каждом данном контексте, поэтому часто философы ставят автаркию в контекст, дублирующий самое семантику слова (напр.: «автаркийное тело Вселенной, невредимое для угроз жизни, идущих извне», Tim. Locr. 207, 18). Платон только однажды обратился к «Демокритову» термину, завершая рассмотрение удовольствия и разумности (Phileb. 67a7): благо есть нечто совершенное и достаточное, удовольствие же и разумность не блага, ибо «лишены автаркии, т. е. силы (??????) совершенного и достаточного». Таким образом Платон задал противоположную по сравнению с Демокритом семантическую перспективу автаркии с опорой на традиционное общеязыковое значение, согласно которому в термин вкладывается идея максимума, а не минимума. В «Тимее» автаркийно «тело космоса» - живого бога; оно устроено так, чтобы получать пищу от собственного тления и не нуждаться ни в чем; космос автар-киен и духовно, его душа простирается из центра и все объемлет, так что он может пребывать в общении с самим собою и познании себя (Tim. 33e, 68d). В позднейшей метафизической и теологической традиции - от Хрисиппа (SVF II 604. 7) и Тимея Локрского до неоплатоников и христианских богословов - продолжена эта платоновская линия: автаркия как синоним абсолютного бытия, абсолютной божественной полноты и прежде всего как атрибут Бога перешла впоследствии в апофатическую теологию. Всякое сознательное использование слова в философских контекстах после Демокрита и Платона будет иметь дело с выбором между заданными ими альтернативами или их примирением и согласованием. Проповедь Демокрита, по-видимому, имела своего сторонника в Сократе; и хотя аутентичность его дикции не может быть доказана, у Ксенофонта из пяти прилагательных ???????? четыре связаны с Сократом: Сократ считал порочным нуждающегося в других, не автаркийного, человека, полагая, что мудрец тем ближе божеству, чем меньше у него потребностей, а божество автаркийно, потому что таковых не имеет; сам Сократ был «в высшей степени автаркиен», причем это его свойство распространялось не только на материальную, но и на духовную сферу и в материальной означало умеренность, скромность, а в интеллектуальной и духовной ровно наоборот - обеспеченность богатством мудрости, знаниями, интуицией добра и зла (Xen. Mem. 12, 14. 5; II6,2. 2; IV 7, 1. 3; IV 8, 11. 11). И у Платона и существительное «автаркия» и три из пяти прилагательное «автаркийный» вложены в уста Сократа, который применяет прилагательное «автаркийный» только к человеку, тогда как в устах иных персонажей оно отнесено к космосу и богу (демону). Мысль о том, что мудрец ни в ком и ни в чем не нуждается и тем подобен богу, стала общим местом послесократовской философии (особенно киниче-ской и стоической). Автаркия непременно характеризует Антисфена и Диогена. Автаркия добродетели для счастья - излюбленная максима стоика Хрисиппа и т. д. Внешние «блага», здоровье, богатство - это и не блага, с этической точки зрения они «безразличное» (адиафора) и могут использоваться и хорошо и дурно. Вся кинико-стоическая традиция сосредоточена на индивидуальной автаркии человека, прежде всего мудреца-философа, как на его духовно-практической гигиене, хотя у поздних стоиков (напр., Посидоний, D. L. VII103; 128) и перипатетиков внешние блага признаются в какой-то мере необходимыми условиями счастья. Формулировки этой идеи в школьной философии без контекста (как в псевдоплатоновых «Определениях») легко могут быть приняты за формулировки экономического принципа, главным образом из-за многозначности термина ???? (букв.: владение, обладание). «Автаркия - это совершенство в приобретении благ; владение (????), благодаря которому те, у кого оно есть, сами над собой начальствуют» ( Def. 412b6 ел.). В Стое: «Автаркия - это ´???? удовлетворения, чем должно, и способное самостоятельно получать, что положено для жизни»; или «ведущее к блаженной жизни» (Хрисипп: SVF III 272; 276). Но еще одно схожее определение ясно показывает, что ´???? здесь надо понимать как термин этики, как нравственный склад, а не как владение имуществом, обеспечивающим независимость: «Автаркия - это e?is с широтою свободного довольствоваться чем угодно, находясь меж нищетой и роскошью» (Stob. II7,25.47). Ту же мысль высказывает ап. Павел: «Я научился быть автар-киен в тех обстоятельствах, в каких нахожусь; знаю, как жить в нищете, знаю, как в изобилии» (Филип. 4:11-12). Школьные определения относятся не к экономике, а к нравственной философии и имеют в виду не землевладельцев, ведущих натуральное хозяйство, и не граждан независимого полиса, а странствующих философов и проповедников. Есть поэтому немалая доля иронии в том, что принципы индивидуальной свободы безземельных и бессемейных бродяг-интеллектуалов эпохи эллинизма и империи были приняты в современной науке за хозяйственные принципы крестьянства патриархальной поры. Аристотель. Для сложения в европейской науке представлений об автаркии как античном экономическом и политическом термине важнейшую роль сыграла «Политика» Аристотеля, начинающаяся с того, что «Автаркия -цель и наилучшее для полиса» и что «совершенный полис обладает пределом всякой автаркии благ», а кроме того, пассаж из «Государства» Платона, где говорится о происхождении полиса из потребности друг в друге самих по себе неавтаркийных людей, и речь Перикла у Фукидида, где Афины названы автаркийнейшим полисом для мира и для войны (Thuc. II 36, 3). До Аристотеля экономической автаркии нет ни как термина, ни как всеобщего идеала натурального хозяйства (ср. Хеп. Оес. XI, 10); после Аристотеля об экономически автаркийном полисе или домохозяйстве упоминают только его комментаторы или эпигоны (см. Oec. 1343all; Stob. II 7, 26. 48-62; apud Stob. IV 1, 138. 45-60). Уже в Перикловой речи автаркия полиса не сводится к сумме ресурсов граждан, а трактуется как совершенство социальной структуры, сообщающей это качество своим членам. «Тело» гражданина демократического государства полис делает автаркийным, дополняя каждого физического индивидуума до состояния полной проявленности его возможностей: несамодостаточный по природе человек становится самодостаточным в качестве гражданина. Утопия Перикла у Фукидида противостоит пессимизму Геродотова Солона, у которого «неавтаркийное тело человека» (Hdt. I, 32, 8), т. е. сам человек предстает не как часть защищающего его социума, но один на один с природой, судьбой и завистливыми богами. Аристотель использует слова «автаркия» и «автаркийный» едва ли не больше, чем его предшественники, вместе взятые. Как систематизатор предшествующего знания в биологических сочинениях он использует медико-физиологическую автаркию, в логических автаркия означает логическую достаточность, в космологических термин характеризует зримые божества, небесные тела, которые ведут блаженную и самую автаркийную жизнь; в этических сочинениях автаркия определяет конечное, совершенное благо и счастье; автаркийны созерцательная жизнь и мудрец, насколько это вообще возможно для человека (напр., Arist. ?. ?. 1177а27). Аристотель использует автаркию и как обозначение изобилия, и как идеал скромности. Но главным созданием Аристотеля была автаркия как цель полиса, представляющая собою совмещение всех автаркии: биологической, этической и космической и еще особой «философской», или «идеальной». Понятие экономической автаркии не развито и даже не вполне оформлено. Квазиэкономическая автаркия вырастает из биологической «диэтиче-ской» автаркии и тотчас приобретает этическую окраску. Перечисляя в начале «Политики» различные образы жизни, Аристотель называет кочевников, земледельцев, охотников и разбойников. Эти образы жизни продолжают ряд травоядных и плотоядных. Номады и земледельцы - это аналоги разных пород животных, образ жизни определяется способом добывания пищи. Чем больше способов добывания пищи человек умеет соединить, тем он автаркийней. Экономики как сферы производства, распределения, и финансов и отношений людей по этому поводу еще нет; автаркия характеризует полноценное питание в результате присвоения природных источников пищи. Богатство рассматривается по аналогии с пищей: как насыщение - естественный предел потребления пищи, так и для хорошей в этическом смысле жизни автаркийная собственность - это собственность, имеющая «естественный» предел. Автаркия в полисе предполагает удовлетворение нужды не только и не столько в необходимом, сколько в прекрасном. Автаркия полиса - это необходимые материальные условия, существующие ради прекрасного, т. е. ради духовного единства («согласия») граждан, ради удовлетворения моральной потребности в справедливости (Pol. 1252b30). Наконец, автаркия полиса основана, по Аристотелю, на сложной уравновешенности общественной структуры, на пропорциональном соотношении его групп. Однако значительную часть государственных функций Аристотель возлагает на тех, кто из числа граждан исключен. Возражая высказанной в «Государстве» Платона мысли о необходимости многочисленных специалистов-ремесленников для автаркии полиса, Аристотель акцентирует функции обеспечения «души», а не «тела» государства, а затем приписывает автаркийное бытие только тем, кто отправляет совершенно определенные функции, а именно функции «души»: «У кого есть возможность совместно участвовать в совещательной или судебной власти, того мы уже называем гражданином этого полиса, а полисом - соответствующее количество таких [людей], достаточное для автаркии жизни». Т. обр., масса людей, чья деятельность обеспечивает экономическую сторону автаркии, не достигает высшей цели полиса - совершенного образа жизни и счастья, ибо их деятельность не цель, а только средство для совершенной жизни других. Итак, автаркия в полисе аналогична способности организма к поддержанию своей жизни замкнутого, отдельного существа; услуги рабов, ремесленников, наемных воинов и других неполноправных категорий населения аналогичны пище, воде и воздуху - всему, что, находясь вне организма, питает его. Автаркия полиса-это зрелость человеческой общности, достигшая своего полного «природного» развития: полис, по Аристотелю, автаркийней домохозяйства, домохозяйство автаркийней одного человека. А цель всех этих общностей достигается только совершенным полисом. Все происходящее в соответствии с природой, по Аристотелю, достигает идеального состояния, таков и совершенный полис Аристотеля, напоминающий космос из «Тимея», и так же как космос, не имеющий внутри себя начала разложения, старения и умирания. Эллинизм. Учение о полисной автаркии разрабатывалось Аристотелем накануне окончательного краха полисной системы и полисной независимости. За пределами полисной автаркии Аристотель оставил зверя и бога, автаркийных по-иному, без включения в полисный организм, - именно такого типа автаркия стала предметом моральной и теологической трактовки в послеаристотелевскую эпоху: автаркия как самоограничение индивидуума, ориентированное на природу, а не цивилизацию, и автаркия как абсолютная полнота божества. Это была эпоха, когда только два социальных типа могли претендовать на такую автаркию: божественный царь, «владыка земли и моря», или «собака Диоген», как прозвали знаменитого киника. В эллинистических философских школах автаркия могла принимать вид апатии, атараксии, апраксии и тем самым пониматься как исключительно внутреннее состояние, внутренняя свобода, не зависящая от случая и внешних условий, или допускать разницу между жизнью блаженной и наиблаженнейшей, которая предполагает наличие и внешних благ (Sen. Ер. 85, 18, Cic. Tusc. V 10, 29-30; Acad. II 131; 4, 6, 14; Clem. Strom. II 133) или друга у перипатетиков и Эпикура. От этого круга представлений отходит Плотин, для которого автаркией обладает в полной мере только Единое, существующее из самого себя (Епп. V 3, 17. 1 ел.; VI 9, 6.16 и др.). Превосходна по автаркии и природа Блага (VI 7,23. 7). Ум уже обладает автаркией в меньшей степени, ибо нуждается в самом себе - в мышлении и познании себя (V 3, 13). Если для стоиков равенство себе есть благо, то для Плотина Ум обладает благом и, значит, автарки-ен (V 3, 16. 30). Пафос человеческого самоосвобождения исчезает: человек не обладает самосущностью (VI 8,12), мудрец не имеет в самом себе основы бытия, доступная ему автаркия не абсолютна, она покоится на его причастности трансцендентному благу (I 4, 4-5; VI 8, 15). Вместо самозамкнутости эллинистического мудреца у Ямвлиха мудрец через молитву участвует в беседе божества с самим собой (De myst. 1.15). И в христианстве: освобождение через Христа не оставляет места гордыне собственной автаркии. Конечно, мученик с его способностью терпеть страдания похож на древнего киника, но вместо опоры на собственную добродетель он опирается на веру. Философы объявляют страдание ничем не отличимым от удовольствия, потому что это «безразличное», для христиан важна не сама способность быть равнодушным к физическим страданиям, блаженство дает только мучение за веру (напр., Lact. Inst. 3,27. 112). Освобождение от страстей дольнего мира строится не на силе собственной личности, а на любви к Богу. Добродетель не дает праведнику права на блаженство, верующий, грешник и праведник равно уповают на него как на милость и благодать. При описании внутренней свободы христианина от соблазнов и угроз мира часто возникает образ античного мудреца, но терпение в противоположность атараксии не составляет блаженства, а является только условием и не является самостоятельным деянием человека без божественного участия. Вместе с тем учение о свободе воли дает известный простор и рассуждениям в духе Климента о «гностике»: благодаря аскезе он достигает бесстрастия, которым Бог обладает по природе, и уподобляется Богу настолько, что «сам себя основывает и творит» (Clem. Strom. VII 3, 13. 3). По характеристикам оппонентов, опора на себя сближает пелагиан с античными мудрецами (Hier. Dial. с. Pelag. 133. 5). История автаркии как идеи представляет собою историю античной антропологии, которая от мысли о тотальной зависимости и несамодостаточности человека перешла к мысли о восполнении человека в социуме (полисе), с крушением полиса - к проповеди внутренней свободы от мира, а затем к преодолению человеческой несамодостаточной природы через слияние с самодостаточным божественным началом в созерцании, молитве, вере. Лит.: Festugi?re A.-J. Autarcie et communaut? dans la Gr?ce antique, - Idem. Libert? et civilisation chez les Grecs. P., 1947, p. 109-126; Wilpert P. Autarkie, - RAC, Bd. I, 1950, col. 1039-1050; Wheeler M. Self-Sufficiency and the Greek City, - JHI 16, 1955, p. 416^20; Rich ?. ?. ? The Cynic Conception of Autarkeia, - Mnemosyne 9, 1956, S. 23-29; Adkins A. W. H. Friendship and «Self-Sufficiency» in Homer and Aristotle,- CQ 13,1963,p. 30-45; HasebroekJ. Trade and Politics in Ancient Greece. N. Y., 1965; Warnach W. E. Autarkie (antik), - HWPh, Bd. 1, 1971, S. 685-690; Gigon О. Antinomien im Polisbegriff des Aristoteles, - Hellenische Poleis. Ed. E. Ch.Welskopf. Bd. IV. В., 1974; Gaiser K. Das Staatsmodell des Thukidides: zur Rede des Perikles f?r die Gefallenen. Hdlb., 1975; Austin M. M, Vidal-Naquet?. Economic and Social History of Ancient Greece. Berk.; L. Ang., 1977; Veyne P. Mythe et r?alit? de l´autarcie ? Rome, - REA 81, 1979, p. 261-280; Kidd L G. Posidonian Methodology and the Self-Sufficiency of Virtue, - Aspects de la philosophie hell?nistique. Gen., 1985, p. 1-21; Scanlon Th. F. Echoes of Herodotus in Thucydides: self-sufficiency, admiration, and law, - Historia 43, 2, 1994, p. 143-176; Mayhew R. Aristotle on the self-sufficiency of the city, - HPTh 16, 4, 1995, p. 488-502; Asbell W. J. Autarkeia: self-sufficiency from Parmenides to Boethius. , 1996. Thesis (Ph.D.). Nashville (Tenn.); Piettre R. Epicure, dieu et image de dieu: une autarcie extatique, - RHis?Eccl 216, 1, 1999, p. 5-30; Krischer T. Der Begriff der Autarkie im Rahmen der griechischen Kulturgeschichte, - Hyperboreus 2000, 6. 2, p. 253-262; KampertH. Eudaimonie und Autarkie bei Aristoteles. Paderborn, 2003. H. В. БРАГИНСКАЯ

Цикл передач "Обретение смыслов". Выпуск №107. Автаркия.

Степан Сулакшин: Добрый день. Сегодняшний термин, который мы будем изучать, − это термин, не очень широко используемый в рутинном словаре, да, в общем, и политическом публичном словаре его нечасто используют, термин автаркия. Чаще используют образные аналоги, такие, как железный занавес, изоляция, самоизоляция. Применяют это на сегодня в основном к Северной Корее, в историческом отношении, конечно же, к модели Советского Союза, особенно в отдельные периоды его истории, но термин очень важный, потому что он, несмотря на упрощенное восприятие, открывает очень серьезные смысловые пирамиды, глубины, цепочки такие взаимосвязанные, связанные с классическим набором государственно-управленческих технологий. Начинаем.

Вардан Багдасарян: Еще Аристотель говорил о двух различных, по сути, философиях хозяйствования. Одна философия хозяйствования – он определял это термином хрематистика – связана с получением прибыли. Если главное – получить прибыль, то тогда по этой логике страна должна специализироваться в мировом разделении труда, должна интегрироваться в это международное разделение труда, действительно, специализируясь на чем-то одном, прибыль, казалось бы, в мировом разделении труда можно получить больше. И именно так выстраивал свои рекомендации по отношению ко многим странам Международный валютный фонд, что специализация экономическая страны в международном разделении труда – это безусловное с этой позиции благо.

Но есть вторая философия хозяйствования. Вторую философию хозяйствования Аристотель определял, как домостроительство. Она говорит о том, что главное – сохранить свой дом, и когда возникают угрозы, что этот дом окажется в зависимости по отношению к другим системам и могут возникнуть политические риски, то не включенная специализированная на чем-то одном экономика может под влиянием этих продуцируемых из нее политических, да и экономических рисков рухнуть, то есть риски в открытой абсолютно системе повышаются. Начну с исторической развертки этого термина, ввел его в оборот впервые, по-видимому, Фукидид, древнегреческий историк. И тут важен был контекст его появления и введения, это был контекст – Фукидид описывал пелопонесские войны, Афины воевали с Спартой, а этот греческий пример классичен. И действительно афинская экономика была более развита, чем спартанская. Афины развивали активную внешнюю торговлю. В Аттике недостаточно плодородные почвы, поэтому Афины возили хлеб из северного Причерноморья. Они пошли по пути экономической специализации. Спартанцы были автаркийны, спартанцы не поддерживали внешнюю торговлю. Так вот грянула пелопонесская война и что сделали спартанцы, они перекрыли доступ хлеба в Аттику. Афины проиграли эту войну и были сломлены, экономически они оказались в уязвимом положении.

Далее эта теория уже в новое время развивалась. Фихте, его труд, он здесь сыграл важную роль, труд «Замкнутое торговое государство», вышедший в 1800 году. Потом принципиальную роль сыграл в раскрытии этого понятия Фридрих Лист, который говорил об автаркии больших экономических пространств. И многие государства выстраивали свою политику, причем те государства, которые у нас традиционно с либеральной экономикой связывают, например, Британская империя выстраивали политику в автаркизационной парадигме. Британская империя, и, в общем, создание этой империи и многие английские политики говорили об этом, что Британская империя должна быть самодостаточна. Британская империя, включая не только Англию, все ее колонии, должна обеспечивать себя самостоятельно, и тогда она будет независима по отношению к внешним вызовам. Потом в теории многих государств и стран реализовывался этот концепт. Конечно, можно по-разному относиться и понятно, что есть вещи, которые принципиально не должны быть приемлемы в истории фашизма, но были экономические определенные успехи, а теория фашистского государства выстраивалась тоже на построении модели независимой самодостаточной экономики, идее опоры на собственные силы, чтобы соответствующая государственная геоэкономическая система была самодостаточной и самовоспроизводилась.

Сейчас говорят об опыте Китая, мировом экономическом опыте Китая. Китай пошел по пути, в общем, интеграции в мировой рынок и достиг в этом определенных успехов, но есть и вторая сторона, которая тоже показывает высокие темпы роста − это Индия, но там модель совершенно другая. Там изначально так стратегия строилась индийская − это опора в большей степени на собственные силы. Опять-таки, мы скажем об этом ниже, о том, что

нельзя и некорректно говорить, нет ни единой страны, которая была бы абсолютно замкнута, нет ни единой страны, которая была бы абсолютно закрыта и открыта, поэтому тут речь должна идти об определенной мере автаркизации.

Вот Индия, в частности, проводила такую автаркизационную политику и это определенный успех ей принесло. Действительно, если одна страна принципиально превосходит другую по своим экономическим потенциалам, открывать той второй стране, которая уступает по этим потенциалам, открывать, предоставлять свободный доступ к товарам страны, которая находится в приоритете, – это, в общем, означает экономическую смерть для этой страны. И в принципе западная цивилизация на каком-то историческом этапе вышла вперед в массовом товарном производстве, в развитии технологий, и страны Востока, как естественную реакцию на эти западные вызовы, устанавливали модель закрытости. И Китай, и Япония под угрозой этой европейской колонизации устанавливали систему закрытого общества. В 17-м веке ввели японцы такую закрытую модель, и потребовалось прямое военное вмешательство Соединенных Штатов Америки, приплыли американские корабли в 1853 году к японским берегам, которые под угрозой обстрела Японии заставили торговать японцев, заставили силовым образом, потому что торговая открытость в данной геополитической развертке означала, по сути дела, гегемонию Соединенных Штатов Америки. Так же примерно открывали и Китай с помощью опиумных войн, развязанных Англией и ее сторонниками в отношении Китая.

Что касается России, Россия более других стран, учитывая природные ресурсы, учитывая территорию России, способна на автономное существование, она способна быть самодостаточной и не зависеть от внешнего мира, не зависеть от рисков и угроз этого мира.

И история России тоже в этом плане достаточно показательна и назидательна. И был опыт, который можно ставить и в плюс, и в минус. Был опыт, когда в период правления Александра Второго Россия пошла по пути большей открытости экономики, и что мы видим – принципиально иная политика при Александре Третьем. При Александре Третьем внешнеторговый оборот даже свертывается ниже, чем в предыдущее царствование, несмотря на общеэкономический рост. Темпы роста выше, российский экономический прорыв конца 19-го века при Александре Третьем, а между тем открытость системы снижается, то есть устанавливаются более жесткие таможенные пошлины и, в общем, две модели: одна – в сторону большей открытости, Александр Второй; вторая – в сторону большей закрытости, Александр Третий. И плюс при сравнении двух экономических моделей здесь мы видим по отношению к Александру Третьему. В канун Первой мировой войны главный торговый партнер был у нас Германия, и когда грянула Первая мировая война, оказалось, что российское военное производство в значительной степени зависит от немцев, многих комплектующих элементарно не хватало, и это был одним из факторов провала 1915 года. И только когда заработала (это потребует включения дополнительных ресурсов ) собственно российская промышленность, несколько удалось изменить ситуацию в войне.

Гражданская война. Объективно волею исторических судеб так сложились взаимоотношения идеологические, в том числе, Россия − Запад, то есть установилась определенная автаркизационная система. И что мы видим? Индустриализация поразила весь тогдашний мир, потому что в тогдашнем мире это был, в общем, кризис, сначала великая депрессия, а Советский Союз реализовывал индустриализационную модель. И что мы видим в этот период, то есть Советский Союз всегда торговал и был комиссариатом внешней торговли. Но в этот период времени объемы торгового оборота с внешним миром снижаются. Значит, была проведена индустриализация, достигли соответствующих уровней объемов производств, и тогда торговый оборот вновь возрастает. Когда стали конкурентоспособны в отношении этих торговых вещей, то собственно, политический курс был изменен в другую сторону и наоборот. Ведь, опять-таки, хочу подчеркнуть, хотя мы говорим «железный занавес», но это в большей степени метафора, никакого, понятно, железного занавеса в абсолютном значении не было. Был определенный объем в экономике Советского Союза, связанный с внешней торговлей, примерно занимал 10% от ВВП, но в перестроечные годы этот баланс, эта мера автаркизация была нарушена, резко пошло увеличение зависимости от внешней торговли, и это резкое увеличение сказалось дестабилизирующим образом по отношению к собственной экономике: это и обрушение собственного производителя, а далее подсидка на нефтяную иглу и далее, далее эта зависимость увеличивается, а зависимость означала, в том числе, и периферийность российской экономики, а из периферийности экономики следовала и периферийность политической системы, и периферийность культуры, прочее…

И последнее, ставится вопрос… Хотя, как правило, говоря об автаркии, это говорят об экономической категории и об автаркизации в экономическом плане.

Есть постановка и более широкая вопроса, не только об экономической автаркизации. Есть постановка вопроса и о духовной автаркизации, о том, что опора самодостаточности в плане идеологического строительства, самодостаточность в плане выдвигаемой системы ценностей, об этом следует вести речь и, в том числе, о самодостаточности в отношении экономики, и самодостаточности в отношении культуры. Только самодостаточная страна способна выжить в системе геополитических давлений и вызовов.


Владимир Лексин: В любом словаре мы найдем определение «автаркия» (сейчас допускается и автаркИя, и автАркия, два ударения ) как экономическая самодостаточность, причем абсолютная экономическая самодостаточность, поскольку она расшифровывается, как функционирование экономической системы в режиме замкнутой закрытой системы. И тут сразу, естественно, возникают сомнения, насколько фигурально все это нам преподносится, может ли вообще быть такая абсолютная автаркия в современном мире.

И да, мы знаем один пример такой сейчас, он есть, абсолютная автаркичная экономическая система как таковая − это мировая экономическая система.

Она абсолютно замкнута сама по себе, ни с космосом, ни с кем она не имеет никаких экономических связей, варится сама по себе и каким-то образом она выживает, настраиваясь внутри на замкнутую в пределах нашей планеты в планетарном масштабе такую деятельность. На самом деле, конечно, никакой абсолютной автаркической системы экономической сейчас не существует и, наверное, быть даже не может, не могу представить, где бы она сейчас могла быть. Но вот Вардан Эрнестович уже сказал, что нужно, наверное, думать несколько шире сейчас, слово «самодостаточность» – очень ответственное слово, особенно в условии тотальной глобализации. Устоять или сгладить каким-то образом последствия мировых кризисов, противостоять политическим воздействиям внешнеэкономическим, противостоять любой заразе, которая идет извне, можно только при разумной самодостаточности. Поэтому сейчас, наверное, разумное автаркическое установление было бы крайне полезно для многих стран, в том числе и для нашей страны, не в том числе, а в первую очередь. И сама по себе сейчас эта экономическая система встроена в любые другие, и поэтому речь, наверное, нужно вести о самодостаточности не только экономической, но и самодостаточности политической, о самодостаточности оборонной, о самодостаточности в сфере национальной безопасности, о самодостаточности энергетической, сырьевой и так далее, и так далее. Политическая самодостаточность, почему она так важна?

Это единственная, наверное, возможность проводить грамотную разумную внутреннюю политику, в том числе экономическую политику, не кидаться, как голодные звери на приманку, на любые международные приглашения, как таковые. Уже сейчас все аналитики говорят об ошибочности вступления в ВТО, ничего положительного это не дало и об этом, по-моему, даже уже однажды рассуждали здесь. То, что у нас во многих случаях примат международного права, примат международных договоров над собственным правом прописано в нашей Конституции, это тоже все знают. Вот все эти вещи сокращают то, что можно назвать политической самодостаточностью страны. Оборонная самодостаточность очень слабая в России сейчас. Очень многие комплектующие, электроника и прочее − это не наши собственные внутристрановые позиции, это необычайно сильно ослабляет нашу оборонную самодостаточность. Национальная безопасность, в плане только двух вещей скажу, это продовольственно-медицинской. Украина – 96%, за исключением кофе, бананов и апельсинов, может быть, свои собственные потребности во всех видах продовольствия себя реализует, очень близка к этому и Белоруссия, может быть, даже еще выше. В России это около 60%, это безобразие полное. И не нужно, наверное, никаких военных или каких-то действий против России, достаточно перекрыть эти каналы поступления до той поры, пока Россия не образумится и начнет в автаркическом режиме сама себя обеспечивать. Медицинские вещи тоже знаем, что это такое, до 80% многих самых важных субстанций поступает к нам из-за рубежа, хотя Россия по своему фармацевтическому потенциалу необычно сильна, и только лишь в одном Татарстане развитие такого рода кластеров могло бы решить эту проблему раз и навсегда.

Ну и, наконец-то, одежда, легкая промышленность и так далее. По-моему, однажды уже тоже в наших обсуждениях называлась эта цифра, это число все, что производит сейчас легкая промышленность в России, достаточно для того, чтобы четвертую часть населения одного города Москвы только одеть, все остальное это импорт.

Поэтому говорить об абсолютной автаркии, наверное, неразумно, но говорить о разумной самодостаточности, наверное, крайне важно и крайне важно для России вот теперешней, вот той, какой она стала в первых десятилетиях этого века нового.

Железный занавес. Лет 20 назад появился тогда еще в многотиражном журнале очень любопытный рассказ Исмаила Кадаре, он назывался «Стена». Там эта идеология, смотрители этой китайской стены, естественно, шунга с кочевником кутлугом, который все время нападает на эту стену, этот свой кусок там каким-то образом защищает. Приезжают инспекторы из музыкального управления секретного, который смотрит, как эта стена стоит и так далее. Но в конце выясняется, что именно кочевникам вот этой кочевой, номадической цивилизации, которая противостояла континентальному Китаю, ремонт этой стены был важнее, чем самому Китаю, потому что умные правители этой цивилизации говорили, что да, мы можем завоевать Китай своими мечами и стрелами, но он нас завоюет своим шелком, своими излишествами, своими прекрасными женщинами. И для номадической, кочевнической, скажем, суровой такой цивилизации это было бы, естественно, концом, то есть железный занавес как таковой – это очень любопытная такая вещь, в которой, как ни странно, заинтересована иногда, может быть, та цивилизационная составляющая или та страна, вокруг которой он воздвигнут.

И совсем недавно, наверное, недели две назад наша великая действительно, такая, я бы сказал, патриотично ориентированная певица, выступавшая на всех роскошных сценах мира, Елена Образцова на вопрос о том, что как же вам все время жилось в Советском Союзе, когда был железный занавес, когда доходили очень многие вещи музыкальные до вас и так далее. Она на это ответила: «Как хорошо было бы, если бы этот железный занавес сейчас воздвигся вокруг России, не стало бы проникать на территорию страны столько вот того мусора, который развращает всю нашу и молодежь, и детей, и всех остальных своим абсолютно низкокачественным, абсолютно непотребным культурным ширпотребом». И это говорит человек, который, еще раз скажу, полностью вписан в мировую культуру, это говорит человек, который заинтересован в том, чтобы вот то, что называется железным занавесом, в несколько ином варианте, это не полное ограждение, абсолютизации никакой здесь нет, как самозащита собственной страны, самозащита ее будущего от разного рода вот воздействия негативного характера. Иногда он бывает и полезен. Спасибо.

Степан Сулакшин: Автаркию обычно в существующих энциклопедических словарях относят к экономической сфере и такой максимумной классике категориальной. Говорят так: автаркия (от древнегреческого автаркия − самообеспеченность, самодостаточность ) − это система замкнутого воспроизводства сообщества, подчеркиваю, замкнутого полностью, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой, это экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. В современной экономической лекции автаркия обозначает экономику, ориентированную вовнутрь на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет. То есть обратите внимание на особенности, первое – чисто экономическое поле понятийное и второе – все взято в экстремумах таких полярных координатах, только самообеспеченность, только абсолютная изоляция без каких-либо связей и так далее, в этом ограниченность подхода. Ограниченность эта называется на самом деле схоластикой, которая отрывает категорию и порождаемую ею смысловую пирамиду от реалий, от практики, но, правда, при этом становится атрибутом манипуляции, политических риторик, трансформируется в так называемый железный занавес, который приписывается социалистической экономике, Советскому Союзу и так далее.

Поэтому такой подход неэффективен, малоинтересен, он не дает поля для строительства, для созидания и категориального смыслового и практического, например, государственно-управленческого, поэтому я не согласен с этим подходом. Не бывает никогда абсолютных проявлений ничего, это абстракция, не имеющая отношения к жизни. Модели абсолютизируют, но для чего, для того, чтобы понять законы закономерностей мира и применять их на практике, понимая, что модель − это всего лишь констатация доминант, выявления закона, а жизнь сложнее. Поэтому важна степень, мера, оптимальность и оптимизация, как технология социального управления или государственного управления. Если мы говорим о том, что автаркия имеет отношение к суверенитету страны, действительно так, то первое, надо понимать, что суверенитет базируется не только на экономических основаниях, это и другие информационные, гуманитарные, политические, дипломатические, военные связи и отношения с миром, и в каждом из этих сегментов степень самообеспечения суверенитета является оптимальной. Например, какие-то страны полностью полагаются на ядерный зонтик США в военно-политической сфере и не развивают ядерных технологий, оружие у себя в стране. Решение? Решение. Оно для нашей страны пригодно? Непригодно, потому что мы в иной ситуации.

Экономические обмены страны с внешним миром. Надо понимать так, что есть территория страны, есть внешний мир, есть производство и потребление, стрелочка замкнута на территории, есть производство, вывоз и потребление снаружи страны, и есть производство снаружи страны, ввоз импорт и потребление в нашей стране, так всегда. Вот эти три потока соотносятся друг с другом, называется это внешний торговый оборот и называется это ВВП, их соотношение для разных стран различное, но никогда не равно нулю и никогда не равно 100%, внешний торговый оборот, экспорт плюс импорт, отнесенный к сумме экспорт плюс импорт ВВП страны. Речь об оптимуме, для нашей страны сейчас этот оптимум утрачен, она с верха открылась, она пустилась в ВТО, она наносит себе значительный ущерб, деформируя внутреннюю экономику, снижая тот самый экономический базис государственного суверенитета страны. Поэтому для того, чтобы автаркию вернуть, что называется, в живой разговор, в понятийный аппарат, в пространство государственного управления или кооперативного управления, социального развития я выдвигаю другое определение, оно следующее:

автаркия − это степень обеспеченности государственного суверенитета страны за счет оптимального соотношения собственного производства, потребления и внешних обменов. Это если касается материальной и экономической материи и понятийного поля, но поскольку обмены не только экономические, а и информационные, культурно-цивилизационные, ресурсно-политические, ресурсно-военные, гуманитарные, в которых тоже осуществляется государственное регулирование и тоже применятся критерий − независимость, как базис для безопасности, национальной безопасности страны.

Применяется критерий – экономическая эффективность. Они, конечно, конфликтуют. Экономически эффективнее, например, покупать с низкой себестоимостью продукты питания из стран с иным климатом, чем производить у нас на севере, допустим, выращивать арбузы, я пример привел, чтобы понимать, о чем речь. Например, когда Норвегия голосовала по вступлению в ЕС или невступлению, сам видел там такие плакаты вдоль дорог: «Нет ЕС». Почему, потому что для страны часто ценность не в рублях или в кронах измеряется, не чисто экономическая коммерческая выгода − критерий успеха страны, а и сохранение традиционных укладов, например, рабочих мест в сельскохозяйственной местности той же Норвегии, это и нас касается. Пусть наши продуты дороже, но они наши, они сохраняют традиционные уклады, рабочие места, поселения в сельских территориях, что очень важно для страны, они наше производство, пусть даже более дорогостоящее, обеспечивают элемент суверенитета страны.

Поэтому правление во всех этих сферах государством должно исходить, конечно, из интересов национальной безопасности, национальных интересов и управление осуществляться по принципам решения задач на оптимизацию, а не схоластическую догматизацию, либо занавес, либо открылись и голышом бегаем, сверкая задом.

Так вот окончательное определение, которое я выдвигаю и считаю, что оно в этом контексте активнодеятельностного подхода наиболее целесообразно, следующее: автаркия – это цель государственной политики оптимального баланса замкнутости и открытости страны внешнему миру в экономической, политической, гуманитарной и социальной сферах. Автаркия – это элемент технологии государственного управления, и тогда это понятие полезно, работоспособное и производящее эффективное и успешное государственное управление. Спасибо за внимание. В следующий раз будет термин, который очень актуален, это право нации или народов, по-разному комбинируется, на самоопределение, будем разбираться. Всего доброго.

Автаркия

Категории:

  • Политическая философия
  • Социология
  • Экономические термины
  • Экономические концепции
  • Античная философия
  • Антиглобализм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Автаркия" в других словарях:

    - (от греч. autarkeia самоудовлетворенность) состояние независимости от внешнего мира, в т.ч. и от др. людей. Термин употреблялся Платоном и Аристотелем; киренаики и стоики считали А., или «самодостаточность», жизненным идеалом. Философия:… … Философская энциклопедия

    АВТАРКИЯ - АВТАРКИЯ (αὐτάρκεια) как новоевропейский философский и политэконо мический термин означает «самодостаточность», «самодовление»; в текстах античных авторов слово αὐτάρκεια многозначно, переводится по разному (например, «исполнение»,… … Античная философия

    - (autarky) Замкнутое хозяйство, не имеющее внешнеторговых связей. Данный термин употребляется также в отношении политики, направленной на снижение зависимости страны от внешней торговли, например с помощью введения тарифов (tariffs) и квот… … Экономический словарь

    автаркия - и, ж. autarcie <гр. autarkeia самодостаточность. 1793. Лексис. Экономическая политика обособления какой л. страны от экономики других стран с целью создания замкнутого самообеспечивающегося хозяйства, ведущая к разрыву экономических… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. autarkeia, от autos сам, и arkein быть вольным). Довольство самим собой; самостоятельность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. автаркия (гр. autarkeia самоудовлетворение) политика хозяйственного … Словарь иностранных слов русского языка

    - (autarchy, autarky) (самоудовлетворение, самовластие), Эти два заимствования из греческого языка (от слов с похожими, но разными корнями: archein – править и arkeein – быть достаточным) часто путают. Autarchy, означающее самовластие,… … Политология. Словарь.

    - (от греческого самодостаточность) согласно учению киников и стоиков, отличительный признак истинного мудреца быть независимым от внешних (в том числе материальных) условий. У Фукидида автаркия означает политическую и экономическую независимость… … Исторический словарь

    Экономическая политика, направленная на обособление страны от экономик других стран. В качестве основных средств такой политики используются: установление высоких ограничительных пошлин на ввозимые товары; повышение цен на товары потребительского … Финансовый словарь

    автаркия - и автаркия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Автаркия - Автаркия ♦ Autarcie Греческое название независимости или самодостаточности (autarkeia). Античные мыслители видели в автаркии один из признаков мудреца. Что здесь главное – самодостаточность или независимость? Этимология слова (глагол arkein… … Философский словарь Спонвиля

    Англ. autarky экономическая политика хозяйственного обособления государства, создание самообеспечивающейся замкнутой экономики, с целью полного самообеспечения государства. А. ведет к самоизоляции страны от мирового рынка, к утрате или… … Словарь бизнес-терминов

Само утверждение, что якобы экономика Советской России и СССР в толковании этого термина “демократами” была автаркична, абсурдно по смыслу и противоречит фактам. “Демократы” прилепили советской экономике этот ярлык, не разобравшись в самом понятии - автаркия. По их мнению, Советская Россия, а далее СССР, закрылись от мира, отгородились “железным занавесом”, а там, за кордоном, “все лучше”. Подобное утверждение было принято и, пока оно остается в сознании множества обывателей разных уровней и мастей в обществе.

Обратимся, прежде всего, к самому понятию автаркия. Многие интерпретации этого слова остаются актуальными и сегодня.

В фундаментальных изданиях дореволюционной России - в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в толковом словаре русского языка В.Даля понятие “автаркия” не было представлено.

В Малой Советской Энциклопедии, в томе, изданном в 1929 г., об автаркии сказано следующее. “Автаркия (греч. - самодовление)”, представлена в двух следующих определениях. “ - 1., самоудовлетворенность, идеал стоиков логически вытекает из добродетельного поведения; 2. В экономике под автаркией разумеют теоретически мыслимую систему хозяйства, при которой страна, с одной стороны, производит в своих пределах все продукты, необходимые для удовлетворения потребностей ее населения, с другой стороны, потребляет без остатка всю свою продукцию”.

Позднее, в 1949 г. в Большой Советской Энциклопедии дана следующая трактовка понятия автаркия. “А.(греч. самодостаточность, самоудовлетворенность): 1) В экономическом отношении - политика хозяйственной обособленности данной страны. Практически выражается в стремлении ограничивать импорт и в то же время, развивать экспорт товаров. В условиях современного империализма автаркией прикрываются попытки империализма подчинять под видом обособленного “хозяйственного пространства” соседние страны или близлежащие аграрно-сырьевые страны… Автаркические взгляды встречались еще до возникновения промышленного капитализма… Но наибольшее распространение эти взгляды получили при империализме и, особенно, в период общего кризиса капитализма…Империалистические агрессоры, в первую очередь, Германия, Италия, Япония, проводили политику автаркии в целях подготовки войны…”.

В “Словаре русского языка” (1952г.) С.И. Ожегова дается следующее определение автаркии. “Автаркия. В экономической политике империализма: обособление национального хозяйства с закреплением внутреннего рынка за капиталистическими монополиями в целях подготовки агрессивных захватнических войн”. Эта же формулировка повторяется в его же “Словаре русского языка”, опубликованного в 1968 г. В 1978 г. С.Ожегов представляет автаркию в следующей формулировке “1) Реакционная по своей сущности политика капиталистических государств, направленная на создание замкнутого национального хозяйства обособленного от экономики других стран. 2) Система обособленного национального хозяйства, способного обходиться без ввоза существенно необходимых товаров” . В 1985 г. по Ожегову “автаркия - экономическая политика империалистических государств, направленная на обособление национального хозяйства страны” . В Словаре того же автора, изданном в 1987г. повторяется формулировка 1978г.

В Советском Энциклопедическом Словаре (издания 1979г. и 1983г.) рассматриваемому понятию дается следующее определение. “Автаркия - от греческого самоудовлетворение, политика хозяйственного обособления отдельной страны. Автаркией нередко прикрываются попытки империалистов к захвату других стран под предлогом создания обособленного хозяйственного пространства. Автаркия была официальной экономической доктриной фашизма” и .

В “Словаре русского языка” Института Русского языка АН СССР в 1985г. было дано следующее определение - “Автаркия. Экономическая политика империалистических государств, направленная на обособление национального хозяйства страны” .

В “Кратком Политическом Словаре”, опубликованном Политиздатом в 1989 г. это явление было представлено следующим определением. “Автаркия - (греческое autarkia - самоудовлетворенность, от atos - “сам” и arkeo - нахожусь в достатке) - экономическая политика обособления данной страны от экономики других стран с целью создания самоудовлетворяющегося, замкнутого народного хозяйства в рамках отдельного государства. В чистом виде А. находила проявление только в условиях натурального хозяйства в период докапиталистических формаций” . Там же дается определение понятию натурального хозяйства. “Натуральное хозяйство - тип хозяйства, где производство рассчитано на непосредственное удовлетворение собственных потребностей производителя, где продукт не предназначен для рынка, не является товаром” .

В 1991г. Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексной информации по стандартам и качеству в своей публикации “Маркетинг. Толковый терминологический словарь-справочник” формулирует: “Автаркия - англ. Autarchy; нем. Autarkie. Экономическая политика обособления страны от экономики других стран с целью создания замкнутой, само- обеспечивающейся экономики. Основными средствами этой политики являются: установление высоких ограничительных пошлин на ввозимые товары, повышение цен на потребительские, создание препятствий всякого рода развитию экономических и торговых связей и отношений с другими странами. Автаркия противостоит международному разделению труда, экономического сотрудничества между странами” .

В 1992г. концерн РОСС публикует “Язык рынка. Словарь”. В нем представлена следующая интерпретация слова автаркия. “Автаркия - экономическая политика обособления страны от экономики других стран. Основными средствами этой политики являются установление высоких ограничительных пошлин на ввозимые товары, повышение цен на потребительские товары, создание препятствий для развития экономических и торговых связей и отношений с другими странами” ,

С началом перестройки и “демократизации” меняются и определения автаркии авторами российского происхождения. Так в “Большом Энциклопедическом Словаре” (М., С Пб, 1999) дается следующее определение этому слову. “Автаркия (от греческого - самоудовлетворение), создание замкнутого хозяйства в рамках одной страны” . В “Новом иллюстрированном энциклопедическом словаре” (М.1999) говорится: “Автаркия (от греческого - самоудовлетворение), политика хозяйственного обособления страны, добровольная или вынужденная изоляция от мирового рынка. Пример стремления к автаркии - экономическая политика фашистских режимов в Германии и Италии, где в ходе подготовки к войне ставилась задача добиться самообеспечения стратегическими ресурсами. Политика автаркии проводилась и в СССР сталинским руководством”.

В последней, по времени, публикации в России в 2002 году в “Новом иллюстрированном энциклопедическом Словаре” представлено следующее определение автаркии: “Автаркия (греч.- самоудовлетворение) - создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны” .

Обратимся к интерпретациям этого слова в других странах.

В “Большом Энциклопедическом Словаре”, 1865 г. (Франция) автаркия означает “быть самим собой, быть достаточным; чувство внутренней удовлетворенности; быть довольным своим состоянием” . В Большой Энциклопедии Издательства Ашетт в “Словаре современного языка”, 1990 г. (Франция) - “автаркия: экономическая система государства, региона, ресурсов которого достаточно для его нужд, и которое живет только за счет своих ресурсов” .

В Энциклопедическом словаре Ларусс Классик, 1972 (Франция), под автаркией понимается “(греческий - качество самодостаточности). Экономический режим в стране, которая стремится быть достаточной для себя. Нацистская Германия жила в автаркии” .

В Словаре испанского языка, изданного в 1970 г. Испанской Королевской Академией, представлена следующая интерпретация слова - “автаркия - способность страны или территории, которая стремится обеспечить себя собственными ресурсами, избегая, по возможности, импорта из других стран”. И рядом еще одно толкование этого слова: “автаркия - способность управлять собою” .

В немецком “Словаре А-Z” (Лейпциг, 1956) сказано: “автаркии (греческий - самообеспеченность) в условиях империализма многие капиталистические государства (например, гитлеровская Германия) следуют в своей хозяйственной политике. Способ достижения (но не всегда достигаемой) независимости одной страны (имеющей особое военное значение) посредством ввоза из других стран. Это империалистическое стремление к автаркии является составной частью подготовки к войне, полностью передавая монополиям внутренний рынок, препятствуя международному разделению труда и снижая жизненный уровень трудящихся” .

В “Новом большом образном словаре” (Basserman, 1988) - “автаркия (греческий - самообеспечение), - это экономическая самостоятельность страны благодаря собственному производству сырьевых товаров и готовой продукции” .

В германском “Хозяйственном словаре Габреля” (1993 г.) об автаркии говорится следующее: “состояние народного хозяйства без участия в международном движении товаров и экономических факторов, отдалившись от мировой экономики. Цель - политическая автаркия” .

В “Третьем Вебстеровском новом международном словаре”, изданном в 1993 г., представлены три следующие интерпретации слова автаркия. “1. самодостаточность, независимость, особо: национальная экономическая самодостаточность и независимость (в условиях автаркии торговля между странами сокращается); 2. политика построения национальной экономики таким образом, чтобы обеспечить самодостаточность и независимость от импорта из других стран; 3. автаркия - экономическая независимость и самодостаточность региона или нации” .

В “Новой Энциклопедии Британика”, 15-е Издание (первое издание вышло в 1768 г.) говорится: “Автаркия, или самодостаточность. Многие требования о протекционизме, каковы бы ни были поверхностные аргументы, стоящие за ними, на самом деле являются воззваниями к автаркическим чувствам, которые подсказывают меркантилистские аргументы. (Автаркия определяется как состояние самодостаточности на уровне нации.) Предложение по ограничению свободной международной торговли может быть названо автаркическим, если оно апеллирует к тем полускрытым чувствам, согласно которым граждане данной нации разделяют общее благополучие и общие интересы, в то время как иностранцы не имеют отношения к этому благосостоянию и интересам и могут даже находиться в активной оппозиции к ним.

Поэтому абсолютно верно то, что страна, которая сильно вовлечена в международную торговлю, отдала заложников процветанию: часть ее промышленности стала зависимой от экспортных рынков относительно дохода и рабочих мест. Любой отрыв от этих иностранных рынков (вызванный спадом производства за рубежом, вводом новых тарифов зарубежной страной, либо другими многочисленными причинами) будет иметь чрезвычайно серьезное значение, и в то же время это будет ситуация, не поддающаяся влиянию местного правительства. Аналогично, другая часть местной промышленности может полагаться на приток импортного сырья, такого как нефть для топлива и электроэнергия. Любое ограничение этого импорта может иметь самые серьезные последствия. Неясная угроза, присутствующая в таких возможностях, часто приводит к желанию автаркии, национальной самодостаточности, жизни, свободной от зависимости, от опасностей внешнего мира.

Существует общее понимание, что ни одна современная нация, независимо от того, насколько богаты и разнообразны ее ресурсы, не может практиковать самодостаточность и попытки в этом направлении могут привести к резкому падению реальных доходов. Тем не менее, протекционистские аргументы - особенно те, которые проводятся “в интересах национальной обороны” - очень часто питаются силой таких автаркических чувств”..

Приведенные выше определения понятия “автаркия” современных российских авторов подкрепляют заявления перестройщиков и “демократов” о том, что советское народное хозяйство было обособленной от мировых рынков экономикой. Доказательств никаких. Здесь невольно вспоминаются слова наблюдательного и меткого в определениях В.В. Маяковского. В одном из своих стихотворений он упоминает персонажа “фасад”, т.е. лицо, которого “выперло из-за спины РСФСР”. Точнее не скажешь.

Понятны в других, представленных выше определениях “автаркии”, ее значение для империализма. Но все же доминирует отправное определение, идущее из греческого языка - “самодостаточность”. Рядом “самоудовлетворенность”. Редко приводится аргументация о роли политики автаркии в обеспечении обороны страны. Понятно, что это - целевая задача автаркии, как политики самодостаточности в обстановке обороны страны, не потеряла своего значения и поныне в обстановке мира.

С начала “перестройки” в России происходит регрессивная, упрощенческая эволюция в толковании этого понятия - автаркия. Это идет в разрез с ее интерпретациями и реальностями в других странах. В названных выше США уже более двух десятилетий предпочитают не позволять себе увеличивать добычу нефти, а обеспечивать потребности своей экономики в жидком топливе за счет импорта. По данным на самое последнее время США располагают запасами нефти в месторождениях на их территории всего на 10 лет, поэтому логичен их интерес к нефти в других странах. Самодостаточность в нефти приберегается на экстремальные условия в международных отношениях.

По-другому США выстроили программу самодостаточности по продовольствию. В 1985-1996 г.г. разработали и утвердили 50 государственных программ продовольственной стратегии США и незамедлительно начали их реализовывать. Закон, принятый в 1985 г., назван - “Закон о продовольственной безопасности США”. В 1990 г. принимается “Закон об охране сельского хозяйства и обеспечения продовольствием”. В 1996 г. Конгресс утвердил “Закон о совершенствовании и реформировании сельского хозяйства”. Приняты и другие законы, реализуются программы. За всем этим - за законами и практической их реализацией стоит обеспечение продовольственной безопасности США, т.е. самодостаточности на десятилетия вперед. .

Принятию этих законов предшествовало осмысление достигнутых результатов в целях поддержки государством его сельскохозяйственного сектора экономики. В 1862г. был принят закон, “упорядочивший распределение земли между гражданами страны” . Фермерские мятежи в годы великой депрессии дали толчок к принятию в 1933г. “Закона о рефинансировании и фермерской задолженности” и “Закона о восстановлении сельского хозяйства” . Последний закон начинается “Декларацией и чрезвычайном положении” в которой говорится следующее: “Настоящее острое экономическое бедствие является следствием возрастающего расхождения между сельскохозяйственными ценами и ценами прочих товаров, что в значительной мере обусловило неспособность фермеров покупать промышленные изделия, нарушило правильный товарообмен и причинило серьезный ущерб сельскохозяйственным ценностям, служащих опорой системы национального кредита”.. Законом предусматривалось “установить и сохранить такое равновесие между производством и потреблением сельскохозяйственных товаров и такие условия сбыта этих товаров, при которых цены на сельхозпродукцию достигли бы такого уровня, когда покупательная способность сельскохозяйственных товаров по отношению к товарам, покупаемых фермерами, равнялась бы покупательной способности сельскохозяйственных товаров в исходный период”.. Таким путем обеспечивалась самодостаточность самых важных секторов национальной экономики. Это явилось практическим проявлением “нового курса президента Рузвельта”. Его не смущали возможные упреки в автарктичности.

Рассматривая представленные выше определения “автаркии”, сформулированные авторами из столь разных стран - социалистической и капиталистических, складываются следующие обобщения.

I-1. Первое, но не основное в ее предназначении - роль стратегии автаркии - самодостаточности в подготовке войн. Автаркия в ходе подготовки захватнических войн бесспорно содействует успеху агрессора на ее первых этапах. Гитлеровская Германия это убедительно показала. Но самодостаточность дополнялась весьма значительно в объемах и структуре ограблением захваченных территорий. Страна, опираясь на автаркию, может также вести “миротворческие военные действия” за пределами своих границ. И в этом случае ее затраты экономического свойства могут в известной степени компенсироваться. Более того, “миротворческим”, но вооруженным прикрытием, можно обеспечивать себя источниками сырья и др. ресурсов. Капитализм на всех стадиях своего развития в целях обеспечения свой живучести, как социально-экономической и политической системы, опираясь на самодостаточность стран его системы, ведет войны.

I-2. Иная ситуация. Автаркия позволяет в случае оборонительной войны выдержать первые вооруженные нападения и мобилизовать свою экономику сообразно ее задачам в условиях войны. Автаркия, как самодостаточность, позволяет также оказывать экономическую и военную помощь странам, ставшим жертвой агрессии.

I-3. Если оставить в стороне такие экстремальные ситуации, как войны, - агрессивные или оборонительные, и обратиться к мировому хозяйству, как к системе производственных отношений между странами, между национальными экономиками , то автаркия, управляемая государством - это, прежде всего, экономическое обеспечение национальных интересов, это система законодательных актов и механизмов управления экономикой страны во имя достижения ее цели и сбалансированного участия в мировом хозяйстве. Реальности Советской России, Советского Союза периода 1918 - начало 80-х г.г., стран народной демократии, социалистических стран Центральной и Восточной Европы, КНР, КНДР, СРВ и Республики Куба являются убедительными тому доказательствами.

В условиях экономической интеграции с другими странами самодостаточность, достижимая на национальном уровне, дополняется реальной возможностью повысить и/или разнообразить структурно самодостаточность страны ее участием в интеграционных группировках.

I-4. Развитые страны рыночной экономики, по терминологии ООН, или развитые капиталистические страны, по терминологии политической экономии, после великой депрессии рубежа 20-30-х годов, начали выстраивать свою самодостаточность, перестраивая свои экономические отношения с менее развитыми странами, особо, с колониями. С развалом Советского Союза, СЭВ, социализма в странах Центральной и Восточной Европы, их возможности в укреплении своей самодостаточности расширились. Становление и динамичное развитие транснационального капитализма, расширение сети филиалов ТНК в развивающихся странах, деформирует в последних базисные условия самодостаточности через укрепление зависимости от стран-центров штаб-квартир ТНК. Неолиберальная глобализация, стратегия развития в кредит навязывают менее развитым странам такую систему самодостаточности, которая одной своей частью - меньшей - служит этим странам, а другой - большей - странам Центрам и ТНК.

I-5. Самодостаточность - одна из важнейших образующих экономической интеграции групп стран. Должно при этом отметить, что в принятых странами базисных документах о построении их экономической интеграции определение “самодостаточность” отсутствует, хотя ее результатом должна стать самодостаточность в определенных видах материальных ценностей в границах экономического пространства интегрирующихся стран. Начало развития этого процесса в мировом хозяйстве обозначило учреждение в 1949 г. СЭВ в известных обстоятельствах холодной войны. Помощь США Западной Европе после Второй мировой войны, начавшая обретать контуры американской экономической экспансии, в эту часть мира, подготовила создание ЕОУС (Европейского Объединения Угля и Стали) (1951г.), обеспечившее достижение самодостаточности группы его стран в двух важнейших отраслях экономики - угольной и металлургической, и способствовало формированию ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества) (1957г.). В экономических границах ЕЭС - ЕС страны-слены бережно относятся к поддержанию самодостаточности.

Страны Латинской Америки в 1950 году избрали курс на построение экономической интеграции между собой. Это было ответом на провал их предложения на I сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1946г.) о создании международной торговой организации и провал конференции ООН “Торговля и занятость”, состоявшейся в Гаване в 1948 году. Оба провала инициировали США. В Латинской Америке начался процесс экономической интеграции и многое было достинуто. В Латинской Америке с надеждой отнеслись к уругвайскому раунду ГАТТ, к идее создания Всемирной Торговой Организации. И снова, на рубеже веков, реальности международных экономических отношений возвращают Латинскую Америку и Карибы к необходимости больше уделять внимание процессам экономической интеграции между странами региона, не обнадеживая себя деятельностью ВТО.

Центры совершенствуют аппарат воздействия на страны периферии. Убедительные свидетельства этому представлены в исследовании ЭКЛАК (“Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Кариб”): “2001-2002. Панорама международной включенности Латинской Америке и Кариб” - публикация на испанском языке , “Латинская Америка в мировой экономике” - на английском языке и в сборниках выступлений участников международных конференций по проблемам неолиберальной глобализации, проводимых в Гаване ежегодно начиная с 1999 года .

I-6. Построение самодостаточности стран в служении их, прежде всего, интересам, стало одной из глобальных проблем современности. Успех любой страны в построении и функционировании самодостаточности в сфере экономики обеспечивается признанием обществом ее необходимости и способности государства управлять своей экономикой и ее внешнеэкономическими связями, найти рациональное, с точки зрения национальных интересов, место в международном разделении труда.

Одной из базисных, долгосрочного характера целей любого государства, включая и те, которые называют свою экономику открытой, является построение ее самодостаточности и обеспечение функционирования ее аппарата.

Из этого следует, что любое государство определяет или должно определять сферы хозяйственной деятельности, которые обеспечивают построение и функционирование самодостаточности всей ее экономики. Государство выстраивает пропорции участия в экономике своей страны материальных, трудовых и финансовых ресурсов отечественного и внешнего, зарубежного происхождения. В развитых капиталистических странах (РКС) формально планирования нет. Но есть программы, которые реализуются за чем наблюдают правительства и парламенты. Действует, и успешно, система государственных заказов частным предприятиям или система контрактов, управления фактически экспортом и импортом товаров, как по их предназначению, так и по происхождению. Российским “пропагандистам” свободной рыночной экономики следовало бы с этой системой познакомиться хотя бы на самом элементарном уровне. Но профессионализма от них нет оснований ожидать. Познакомтесь, хотя бы, с системой федеральных контрактов в США, проследите в истории двух последних веков ее становление, достигнутый масштаб и роль в экономике этой страны.

Предоставленная выше информация о самодостаточности экономики США - это лишь небольшой ряд обобщений и примеров по этой стране. Построение более развернутого анализа назначения, структуры и механизма самодостаточности экономики США - это тема самостоятельного исследования. Основа уже есть - это монографии ИСКАН и ИСК РАН, опубликованные за годы работы этого института.

Другой пример - самодостаточность экономики ЕЭС - ЕС в его недавнем составе в количестве 15 стран и самих стран членов. При этом следует заметить, что в экономике этих стран на постоянной основе со времени подписания Римского Договора об учреждении ЕЭС участвуют экономики бывших колоний. Ныне это 72 развивающиеся страны. Стабильность этих экономических связей важна для данной группы развивающихся стран. Самодостаточность экономики европейских развитых капиталистических стран опирается как и в США, Японии на аппарат социальной рыночной экономики.

Очевидно, что сказанное выше о роли государства в построении и функционировании самодостаточности экономики относится, прежде всего, к развитым капиталистическим странам, к наиболее продвинувшимся развивающимся странам Латинской Америки, Азии и Африки, к социалистическим странам - КНР, КНДР, Вьетнаму и Кубе. В недавнем прошлом самодостаточность была характерна экономике СССР и социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Ныне самодостаточность стран переходной экономики - тема самостоятельного исследования. Самодостаточность экономики стран мира - это реальности, присущие каждой из них, с учетом внутренних и внешних обстоятельств. В этой связи уместно напомнить определение понятия “мировое хозяйство”, сформулированное еще в конце 20-х годов прошлого века. В Малой Советской энциклопедии (том 5, С.266) кратко, но емко сказано, что мировое хозяйство есть система производственных отношений в мировом масштабе. “Мировое хозяйство - не простая сумма “народных хозяйств”, но сложная система, в которой часть и целое взаимно зависят друг от друга” (там же). А это означает, что каждая страна опирается на свои возможности, свои ресурсы и на самодостаточность своей экономики, если она следует избранной ею стратегии участия в международных производственных отношениях.