Значение чупров александр иванович в краткой биографической энциклопедии. Смотреть что такое

Значение чупров александр иванович в краткой биографической энциклопедии. Смотреть что такое "Чупров, Александр Иванович" в других словарях

Трагедия начинается с авторского посвящения друзьям молодости Гёте, с которыми он связан множеством жизненных перипетий, и кого уже давно рядом с ним нет. Следующая часть – «Театральное вступление», где между Директором театра, Поэтом и Комическим актёром ведется беседа. В ней герои обсуждают проблему соответствия высокой поэзии, с ее истинным назначением, требованиям толпы. Как достигнуть гармоничного сочетания высокого искусства с успехом и популярностью.

В «Прологе на небе» развивается проблема «небес, земли и ада». Главными действующими лицами здесь становятся Бог, Мефистофель, архангелы, а также впервые упоминается имя Фауста. В беседе с владыкой тьмы Господь приводит Фауста в пример как самого верного и усердного своего раба. В ответ Мефистофель берется раскрыть настоящую сущность ученого и объясняет его рвение желанием получить награду за свои старания. Тогда Бог разрешает Мефистофелю испытать Фауста всеми возможными земными наслаждениями и соблазнами, будучи уверенный в его неизменной преданности.

Ученый проводит дни и ночи в своем мрачном, терзаемый своими мыслями. За свою долгую жизнь Фауст многое изучил, многое узнал, но он прекрасно понимает, что, несмотря на всю свою ученость, так и «остался дураком». В отличие от своего недалекого ученика Вагнера, Фауст осознает ограниченность человеческого разума и возможностей науки, их беспомощность перед лицом природы и всего мироздания, полных бесконечных тайн и загадок. Фауст несчастен оттого, что вся жизнь его была прожита напрасно, а все попытки познать истину оказались тщетными.

Но однажды в облике черной собаки ему является Мефистофель, а затем предстает перед Фаустом собственной персоной в одеянии студента. В отличие от Вгнера, неизвестный гость гораздо более умен и куда более проницателен. В разговоре с Фаустом он затрагивает самый корень проблемы, так терзавшей несчастного ученого. Мефистофель насмехается над людской беспомощностью и человеческим уделом.

В другой раз он является Фаусту в нарядной одежде и зовет его с собою, чтобы развеять черную тоску. И если полученное наслаждение захватит ученого настолько, что он никогда не захочет с ним более расставаться, это будет означать полное порабощение Фауста Мефистофелем. Между ними заключается сделка, которая скрепляется кровью, после чего оба отправляются в путешествие. После выпитого зелья, Фауст вновь становится молодым, полным сил, красоты и желаний. Теперь он полностью уверен в своей решимости познать истину и обрести настоящее счастье.

Первым соблазном Фауста стала невинная пятнадцатилетняя девушка Маргарита из простой семьи, неискушенная, бесхитростная натура. Встретив молодого героя, она моментально влюбляется в него, между ними вспыхивает взаимная страсть. Чтобы мать не мешала их с Фаустом свиданиям, Маргарита каждый раз подсыпала ей в напиток снотворное. Но однажды влюбленных застал брат девушки Валентин. Между ним и Фаустом разгорелся скандал, Валентин кинулся в драку, и Мефистофель обнажил шпагу. Фауст последовал его примеру и также ввязался в бой, заколов брата своей возлюбленной. Перед смертью Валентин проклинает гулящую сестру, обрекая ее на вечный позор. Вскоре от рук собственной дочери умирает мать Маргариты. Выясняется, что подсыпая в очередной раз снотворное, девушка не рассчитала дозу, и мать больше не проснулась. Об этом Фауст узнает не скоро, потому как, совершив убийство, был вынужден бежать из города от законного преследования. Позже Маргарита рожает дочку, но умертвляет ее, утопив в реке, дабы спастись от людского гнева. Теперь она заключенная, ожидающая в темнице собственную казнь.

Фаусту является образ возлюбленной, заточенной в неволе с ужасным шрамом на шее. Обращаясь к Мефистофелю, он требует спасти Маргариту. Медлить нельзя, и вскоре оба они оказываются снова в городе. Трагическое свидание влюбленных происходит в темнице. Девушка сначала не узнает своего Друга, но вскоре в ее памяти всплывет вся история ужасных событий, произошедших с ней за последнее время. Она не верит своему счастью, неужели свобода уже так близка? Однако Маргарита отказывается покидать темницу, выбрав для себя мученическую смерть, искреннее раскаяние и Божий суд. Господь спасает душу несчастной девушки, которая отказалась от свободы, там милостиво предложенной ей Мефистофелем.

Во второй части произведения дьявол приводит Фауста к императорскому двору. В стране дела обстоят плохо из-за опустевшей казны. Тогда Мефистофель придумывает хитрую схему, благодаря которой государственный бюджет вскоре пополняется, а народ оказывается одураченным. При двое недолгое время царит настоящая эйфория, а заговорщиков все встречают с восхищением и ликованием.

Мефистофель дарит Фаусту чудесный ключ, отворяющий двери в прошлое, во времена античности и языческих богов. Ученый встречает самую прекрасную в мире женщину – Елену, которая олицетворяет для главного героя идеал духовной и физической красоты.

Тем временем ученик Фауста ставит очередной эксперимент, в результате которого из колбы на свет появляется Гомункул. Он ставится в противовес рожденному в любви ребенку Фауста и Елены. Но жить на свете ему суждено недолго. Ведомый страстью к вечной борьбе, он улетает ввысь и исчезает навсегда. Вскоре героя покидает и сама Елена, ведь абсолютная красота и счастье – вещи несовместимые.

Мефистофель возвращает Фауста в Средневековье. Новая цель ученого – построить плотину и отобрать часть земли. Осуществлению плана мешает хижина, стоящая на пути будущей постройки. Хозяева отказываются обменять свой дом на другое жилище, тогда Фауст в гневе просит дьявола расправиться со стариками. После этого Фауста одолевает безудержная горечь от содеянного.

Вот и подходит жизнь главного героя к своему завершению. Он снова стар, а теперь и вовсе слепнет. А вместо строительства плотины Мефистофель указывает своим прислужникам копать Фаусту могилу. После всего, что с ним произошло, герой понимает, что подлинного счастья не дают ни богатство, ни власть, ни слава, ни обладание самой прекрасной женщиной. Фауст приходит к мысли, что только тот заслужить может свободу, кто боролся за жизнь. Перед его глазами предстает картина, где «народ свободный на земле свободной», и теперь он готов остановить мгновение. В тот же момент жизнь Фауста прекращается, но прежде чем Мефистофель успевает поработить его, как в последнюю секунду ангелы уносят душу Фауста. Он спасен, а значит, прожил свою долгую жизнь не зря.

Вариант 2

На небе беседуют Бог и Мефистофель. Мефистофель говорит Богу, что если у человека не было бы разума, то жилось бы ему чуть-чуть лучше.

Господь рассказывает Мефистофелю о докторе Фаусте, который служит ему и обязательно выбьется из мрака. Мефистофель предлагает Богу спор, он готов перетянуть доктора на свою сторону, искушая его, если Господь позволит ему это. Тот соглашается.

Ночь. Фаусту не спится, он с печалью думает о том, что овладев богословием, изучив медицину, философию, юриспруденцию, он как был, так и остался неучем. Хоть он магистр и доктор, и уже много лет учит других, но все-таки очень многого не знает. Фауст не тешит себя мыслью, что он «светоч людского рода».

Поэтому доктор решается обратиться к магии, он зовет духа, который бы открыл ему «тайну бытия», помог понять внутреннюю связь вселенной…

Вдруг луна гаснет, откуда-то берется дым, затем над челом доктора вспыхивает красный луч. Он ощущает замогильный запах. Доктор понимает, что дух где-то рядом. Фауст в нетерпении, он жаждет увидеть духа, призывает его: «Явись, явись».

Но когда в красном пламени возникает дух, Фауст в первое мгновение испытывает отвращение. Дух обижается: ведь Фауст настойчиво, нетерпеливо звал его, а сам отворачивается.

Доктор смущенно признается, что внешность духа его страшит.

Дух начинает насмехаться над Фаустом – ведь доктор молил черта прийти, возомнил сравняться с ним, разговаривал с духом, как с равным – и вот он трясется от страха!

Тут Фауст взял себя в руки и гордо ответил духу, что не собирается прятать своего лица, да и значит он не меньше этого черта.

Дух пытается убедить доктора, что он, дух, куда более значим. Ведь он повсюду: на земле, на небе, в океане; он ведает жизнью и смертью; он такой же, как Бог.

После этого дух пропал.

Фауст расстроен тем, что дух считает себя выше его. Но, поразмыслив, он раскаивается в том, что посмел приравнять себя к богу. Испытывая сильное разочарование, чувствуя себя ничтожным червем, Фауст намерен покончить с собой. Но ангельское пение и колокольный звон, известившие о том, что Христос воскрес, заставили его передумать.

Фауст со своим учеником Вагнером идет на городскую площадь, где проходят народные гуляния. Там к ним подбежал черный пудель, Фауст берет собачку к себе домой.

Вечером, когда доктор сел за перевод, собака играла рядом. Вдруг Фауст замечает, что пудель обратился в Мефистофеля. Черт принимает образ студента. Фауст интересуется, кто он такой. Дьявол отвечает, что он – сила, которая несет добро, хотя всему желает зла.

Мефистофель подтрунивает над Фаустом, высмеивая присущие людям слабости. Когда он собирается покинуть комнату ученого, тот не хочет отпускать собеседника и чертит пентаграмму. Тогда дьявол напускает на него сон и исчезает.

Вскоре Мефистофель появляется вновь. Теперь он принял образ богатого и знатного господина. Дьявол уговаривает Фауста отправиться с ним, обещая исполнять « любую блажь» доктора. И ученый, не в силах устоять перед искушением, подписывает с Чертом роковой договор кровью. У Мефистофеля есть волшебный плащ, на котором новоиспеченные приятели улетают в путешествие.

В Лейпциге путешественники посещают погреб Ауэрбаха, и там веселятся в компании пьяных гуляк. Когда один из собутыльников проливает на землю вино, которым их угостил Дьявол, оно вспыхивает. Пьяницы набрасываются на Мефистофеля с ножами, но он мгновенно погружает их в состояние эйфории и исчезает вместе с Фаустом.

Дьявол с доктором навещают ведьму. Она угощает Фауста зельем, приняв которое доктор ощущает жар в теле, возвращение молодости.

На улице Фаусту повстречалась прекрасная девушка, Маргарита. Он жаждет познакомиться с ней и просит Мефистофеля помочь ему в этом. Но Дьявол отвечает, что Маргарита - невинная девушка и поэтому не подвластна ему. Фауст напоминает Дьяволу об условиях договора и грозит расторгнуть его, если Мефистофель не устроит свидания.

Маргарита тоже думает о Фаусте и мечтает с ним познакомиться. Мефистофель сплетает вокруг Маргариты хитроумную сеть: подкладывает драгоценности, вводит в заблуждение соседку Марту и постепенно сводит ее с «отличным малым» - Фаустом. Вскоре доктор признается девушке в любви.

Маргарита тоже влюблена. Чтобы остаться с любимым наедине, она тайно дает своей бдительной матери снотворное, полученное от Мефистофеля. После этого девушка позволяет Фаусту ее соблазнить. Узнав о грехопадении сестры, ее брат Валентин хочет сразиться с опозорившим ее человеком и погибает от руки противника.

Мать Маргариты тоже мертва – капли, подлитые дочерью, оказались смертельными.

Фауст остыл к Маргарите. Она осталась беременная в одиночестве, с грузом вины за погубленных мать и брата. Рожденная дочь тоже погибла по ее вине. Свои дни помешавшаяся Маргарита закончила в тюрьме.

Главная тема трагедии «Фауст» Гете - духовные поиски главного героя - вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора - воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.

История создания

Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания - воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.

Описание произведения

Открывают произведение три вступления:

  • Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
  • Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
  • Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.

Часть первая

Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни. Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите - невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва - также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.

Часть вторая

Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.

Главные герои

Фауст

Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого - он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности - жизнь, труд и творчество на благо своего народа.

(На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля )

Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях - то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.

Маргарита

Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита - образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.

Анализ произведения

Трагедия имеет сложное композиционное построение - она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая - 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.

(Образы Иоганна Гёте в работе над "Фаустом" )

Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.

Итоговый вывод

«Фауст» - уникальное произведение, затрагивающее извечные философские вопросы наряду с научно-социальными проблемами своего времени. Критикуя недалекое общество, живущее плотскими удовольствиями, Гете при помощи Мефистофеля параллельно высмеивает систему немецкого образования, изобилующую массой бесполезных формальностей. Непревзойденная игра стихотворных ритмов и мелодики делает «Фауст» одним из величайших шедевров немецкой поэзии.