Закон об осаго в редакции. Глава V. Профессиональное объединение страховщиков. Федеральный закон «об осаго»

Закон об осаго в редакции. Глава V. Профессиональное объединение страховщиков. Федеральный закон «об осаго»

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.

В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Ниже приведен текст Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2016 N 214-ФЗ, вступающими в силу с 01.09.2016 года

Правила страхования

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

ВС РФ

В 2015 году принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

К ряду приведенных ниже статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 77-ФЗ,
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 103-ФЗ,
от 25.11.2006 N 192-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,
от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
от 28.02.2009 N 30-ФЗ, от 27.12.2009 N 344-ФЗ,
от 27.12.2009 N 362-ФЗ, от 01.02.2010 N 3-ФЗ,
от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 28.12.2010 N 392-ФЗ,
от 07.02.2011 N 4-ФЗ,
от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. 30.11.2011),
от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ,
от 28.07.2012 N 130-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ,
от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ,
от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ,
от 28.11.2015 N 349-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ,
от 23.06.2016 N 214-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П,
Федеральным законом от 16.05.2008 N 73-ФЗ,
от 25.12.2012 N 267-ФЗ)

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Статья 3. Основные принципы обязательного страхования

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
Статья 5. Правила обязательного страхования
Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
Статья 7. Страховая сумма
Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
Статья 12. Определение размера страховой выплаты и порядок ее осуществления
Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
Статья 13. Утратила силу
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

Глава III. Компенсационные выплаты

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат

Глава IV. Страховщики

Статья 21. Страховщики
Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
Статья 23. Утратила силу

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
Статья 26. Правила профессиональной деятельности
Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения

Глава VI. Заключительные положения

Статья 30. Информационное взаимодействие
Статья 31. Международные системы страхования
Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Строительство домов: ▼

  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года Одобрен Советом Фед......
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года Одобрен Советом Фе......
  3. Запись Закон о межевании земельных участков 2016 впервые появилась в Как построить дом своими руками Межевание земельного участка — оди......
  4. Гравитационное поле Луны оказывает заметное влияние на биологические поля всех живых существ, и растения не исключение. В зависимости от того, в какой фазе находится естественный спутник Земли меняется направление, концентрация и активность биологического поля. Эту закономерность установили еще наши прапрадеды путем многолетних наблюдений. Лунный посевной календарь садовода-огородника составляется, опираясь на периоды лунного месяца и знак […]...
  5. Судья Стешенко А.А. Материал № 22-4208/2016 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ростов-на-Дону 3 августа 2016 года Судья Ростовского областного суда......
  6. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Белгород 03 августа 2016 года Белгородский областной суд в составе: председательств......
  7. Нынешний год стал для дизайнеров настоящей дилеммой. С одной стороны, сейчас в интерьерах можно использовать все цвета, оттенки, фактуры и материалы. А с другой - мир сейчас тяготеет к простоте во всем, и перегружать помещения дизайнерскими ухищрениями уже не вызывает восторга. Так какие же тенденции в дизайне интерьера 2016 года входят в нашу жизнь?...
  8. Махинаторам грозят настоящие сроки. Тяжесть санкций будет определяться зависимо от суммы привлечённых средств. Максимальным наказанием будет лишение свободы на срок до 2-х лет. «Не 1-ый год внимание государства направлено на ужесточение мер привлечения к ответственности за нарушение прав участников возведения». В объяснительной записке к закону, который был принят Государственной думой 20 апреля, отмечалось, что сейчас, по располагаемым последним сведениям Минстроя, в государстве […] No related posts. ...
  9. Новый документ, в частности, устанавливает запрет для застройщиков на привлечение средств жителей в том случае, если размер собственно......
  10. В соответствии с ним пенсионерам старше 70 лет будет возвращаться 50% взносов на капремонт, а тем, кому не менее 80 лет, - всю сумму. Предла......
  11. Деятельность Мировых судей Российской Федерации Мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. П......
  12. Tweet Клубнику заслуженно почитают королевой среди ягод. Множество приятных ассоциаций связывает между собой эта чудесная красная ягода. Как сложились обстоятельства, клубника, успешное выращивание которой было налажено...
  13. Tweet Овощной контейнер - это высокая грядка, стенки которой сложены из кирпича, брёвен, бруса, камня. Ширина - примерно, метр, длина любая. Высота - по возможности, от 30-40 до...
  14. Tweet По комбинированному кормлению индеек осенью порцию зерновых отходов и сочных кормов увеличивают. Дают также свежую зелень, озимые, кормовую капусту, а также тыкву вместе с семенами, чем защищают...
  15. Такой новостью поделилась Региональная энергетическая комиссия, которая собственно и занимается всеми вопросами по регулированию стоимости проезда и всех других тарифов. Новые тарифы начнут действовать с 1 января наступающего года. Для образца, ежели в данный момент билет на электричку из Кирова до Котельнича, купленный в ОАО «Волго-Вятская пригородная компания», стоит 202 рубля, то будет стоить 212 руб. При всем этом в областном руководстве подчеркнули, что у нас один […] Related posts:Кабмин утвердил индексацию...

» - согласно этому нормативному акту в ФЗ №40 Закон «Об ОСАГО» были внесены значительные коррективы. Закон подвергся самому крупному преобразованию в истории, пусть и не все запланированные изменения произвели. В частности, повышающий коэффициент к злостным нарушителям ПДД в 2017 году применяться не будет, хотя этот пункт вызвал наибольший резонанс.

Какие же поправки в закон «Об ОСАГО» - 2016 были одобрены и чего автолюбителям ждать от 2017-го?

Скачать полный текст закона "Об ОСАГО" ФЗ№40

Правительство позаботилось о доступности ОСАГО

В России есть несколько регионов, которые признаны «токсичными» - в этих областях страховщики вынуждены выплачивать водителям компенсации по ОСАГО чаще и в значительно больших размерах, чем в среднем по России. В число токсичных регионов входят Волгоградская, Ростовская, Ивановская, Мурманская и Челябинская области, а также Краснодарский Край.

Высокая аварийность в этих субъектах РФ связана прежде всего с неудовлетворительным состоянием дорог – в южных регионах, например, с дорогами настоящая катастрофа.

Следствием «токсичности» регионов является то, что купить полис ОСАГО здесь очень проблематично даже опытным и ответственным водителям. А ведь вождение без автострахования запрещено! Автомобилист оказывается в непростой ситуации: у него просто нет возможности не нарушать закон!

Правительство не стало «закрывать глаза» на эту парадоксальную ситуацию – её разрешению должна поспособствовать поправка в ФЗ №40, не менее резонансная, чем введение «штрафного» коэффициента (несостоявшееся). С 1 января 2017 года каждая из страховых компаний должна приступить к реализации так называемых e -полисов – то есть к продаже страховок через интернет.

У самих автостраховщиков эта поправка вызвала бурное негодование. Они утверждают, что им понадобится вложить уйму денег для того, чтобы интегрировать стабильные онлайн-сервисы для продажи полисов, хотя на самом деле это аргумент «для дураков» - сейчас с такой работой способен справиться любой студент-программист.

Благодаря новой редакции закона «Об ОСАГО» 2017 года автовладельцу больше не нужно ездить по всему городу на общественном транспорте и искать, где ему согласятся продать полис. Достаточно зайти на сайт любого автостраховщика в городе любой «токсичности» и отправить заявку на ОСАГО, приложив сканы своих документов. Страховщик не сможет «открутиться» от продажи полиса «повышенного риска», даже если сошлётся на временную неработоспособность своего портала – согласно законодательству, именно страховая компания обязана заботиться о том, чтобы интернет-сервис был доступен 24 часа в сутки.

Недоступность портала страховщика – основание для жалобы автомобилиста, а жалоба на юрлицо грозит обернуться шестизначным штрафом.

Какие ещё нововведения?

В Федеральный Закон №40 «Об ОСАГО» были внесены и другие заметные коррективы:

    Право регресса. Это право получили страховщики в качестве своеобразной «компенсации» за появление у них обязанности продавать электронные полисы. Требование регресса страхователю может быть предъявлено, если при покупке ОСАГО через интернет (или обычным способом – через офис) автомобилист указал о себе неверные сведения. Регресс предполагает, что водитель, ставший виновником ДТП, будет вынужден частично или полностью компенсировать ущерб пострадавшему – даже будучи застрахованным.

    Обязательный осмотр авто страховщиком. Прежде страхователю, заведомо уверенному в том, что страховщик предложит мало, позволялось сразу везти машину на экспертизу независимому специалисту. Закон ОСАГО с последними изменениями обязует автомобилиста в течение 5 дней предоставить ТС на осмотр именно страховщику, выслушать предложение и уже следом решать, устраивает ли оно его. Новый закон ФЗ-40 «Об ОСАГО» потому и снискал славу «направленного против автоюристов», ведь именно юристы сбивают автолюбителей «с панталыку», убеждая, что поиск компромисса со страховщиком – дело, заведомо обречённое на неудачу.

    Фиксированный срок осмотра. Кроме обязанности организовать продажу электронных полисов у автостраховщиков появилась и другая – проводить осмотр попавших в ДТП машин максимум через 5 дней после дорожного столкновения. Ранее этот же срок отсчитывался с момента, когда страхователь оказывался готов предоставить своё транспортное средство для осмотра.

Есть ещё одно важное нововведение, которое уже было реализовано в 2016-м году. Согласно новому закону «Об ОСАГО» с октября 2016 года прекратили продавать полисы старого типа (зелёные) – в продаже остались только розовые, с повышенной защитой.

Закон «Об ОСАГО»: ключевые моменты

Несмотря на то что в закон «Об ОСАГО» внесли множество корректив, основные постулаты и структура нормативного акта остались неизменными. В преамбуле закона сказано, что целью ФЗ №40 является защита прав пострадавших в ДТП. Обратите внимание, что в ней ничего не говорится о защите прав страховщиков.

Закон состоит из 34-х статей, поделённых на 6 глав:

    Общие положения. Статьи этой главы рассказывают о том, что такое транспортное средство, компенсационная выплата, страховой тариф и прочее. Здесь же устанавливаются принципы автострахования в России – одним из главных является всеобщность: застраховаться должен каждый водитель.

    Условия и порядок осуществления страхования. Фактически именно во второй главе и приводится вся наиболее важная для автомобилиста информация – например, как определяется размер страховой выплаты, как следует спорить со страховщиком. Автомобилисту, у которого мало времени на изучение ФЗ №40, следует начать со второй главы и ею же закончить.

    Компенсационные выплаты. Целая глава закона выделена под то, чтобы рассказать водителям, в каких случаях они имеют право на компенсации и как этих самых компенсаций добиться. Глава достаточно короткая: прочесть её стоит хотя бы потому, что в ней говорится о лимитах сумм компенсационных выплат.

    Страховщики. Ещё одна короткая глава – её содержание едва ли будет интересно обывателям. Во-первых, здесь присутствует информация, полезная только для самих страховщиков, во-вторых, придётся приложить массу усилий, чтобы перевести текст главы с юридического на русский.

    Профессиональное объединение страховщиков. Эта глава, как можно догадаться, описывает цели существования, функции и обязанности союзов и ассоциаций страховщиков.

    Заключительные положения. В последней главе речь идёт о способах коммуникации страховщиков с государственными органами, а также о международных системах страхования.

Новый закон «Об ОСАГО» направлен на достижение нескольких целей: первая - повышение доступности полисов автострахования в России, вторая – установление контакта между страховщиками и страхователями. Государство хочет, чтобы эти две стороны нашли способ решать споры без обращения к судебным инстанциям и третьим лицам. Больше остальных недовольны новой редакцией ФЗ №40 автоюристы – ведь именно они и есть третьи лица, которые на конфликтах страховых компаний и автомобилистов зарабатывают деньги.

В каждом городе нашей страны проживает огромное число автолюбителей. Одних только легковых автомобилей зарегистрировано несколько десятков миллионов. Когда стала обязательной для всех, любые поправки в законодательствах, которые касаются автомобилистов, стали вызывать бурный интерес обширной публики.

Автолюбители запомнят 2016 год не новыми поправками в ПДД, а достаточно сильным вмешательством в свои права. Грядущие изменения несут хозяевам машин серьезную угрозу, а вернее опасность для содержимого их кошельков.

Экспертиза перешла в руки страховых компаний

Совет Федерации одобрил законопроект Государственной Думы, в котором действие тарифа ОСАГО будет длиться не меньше 12 месяцев, а потерпевшая сторона в ДТП не сможет обращаться к по собственной инициативе.

Данные изменения сроков действия страхового тарифа были установлены Центральным Банком. И если вы собрались использовать автомобиль меньше года, то оплатить страховку на 3 или 6 месяцев не получится – оплачивать потребуется единовременно сразу за 12 месяцев. Изменения вступят в силу с 01.10.2016 года.

Но самой неприятной ситуацией для автолюбителей станет нововведение, обязывающее для получения компенсации по автогражданскому страхованию предоставить автомобиль на осмотр страховой компании.

Если владелец автомобиля не предоставляет свою технику для осмотра, то страховщик может оставить страховое заявление без удовлетворения. Страховые компании давно интересовались такими поправками, неоднократно заявляя, что теряют значительные суммы от юридических компаний, перекупавших права требований на возмещение страховки, и по суду бравших со страховых компаний не только предусмотренное полисом, но и затраты на оплату работы юриста. Сейчас все изменится.

В этой схеме не радует то, что так называемая экспертиза, проводимая страховщиком, не совсем “независимая”. У большинства страховых компаний есть “свои” специалисты, сильно занижающие цену автомобиля и требуемых расходных материалов для ремонта, что приводит к получению крохотной компенсации, недостаточной даже для полноценного ремонта. Отметим, что юристы вправе подавать в суд на страховые компании, но потребуется опровергать результат оценки “экспертов”, доказывая свою правоту.

Ответственность страховщиков перед Центральным Банком

Перейдем к хорошей новости. Автолюбители могут добиться от страховщика без навязанных услуг (страховка жизни и прочее). Один из клиентов снял на телефон отказ сотрудника страховой компании оформить договор и отправил видеоролик в ЦБ, контролирующий страховые компании. В итоге штраф директору страховой фирмы в размере более 40 тысяч, а автовладелец получил полис без дальнейших приключений.

Такой поворот событий юристы называют редким. Если есть желание применить меры к страховщику при отказе последним оформить полис в день, когда за ним обратились, это можно сделать и без суда – заставить недобросовестную компанию соблюдать закон.

Поправки «порадуют» должников

Новый закон об ОСАГО 2016 года включает законопроект, после принятия которого должники не смогут поставить свое транспортное средство на учет. также не получится, после чего соответственно не получится оформить страховку. Такими поправками авторы надеются подтолкнуть людей к выплатам задолженностей.

Теперь все кредитные организации, почта, другие фирмы, которые принимают оплату для закрытия долгов по исполнительным производствам, обязаны тут же предоставлять информацию по оплате в специализированную систему государства.

Такие запреты предлагают распространить на граждан, сумма долга которых превышает 10 тысяч рублей. С таким долгом автолюбитель не сможет зарегистрировать транспортное средство и сдать экзамены на права. Это будет возможно, когда информация о долгах будет внесена в реестр и будет отсутствовать отметка об отсутствии долга.

Это не самая «веселая» новость, которая могла дополнить общие политические «стратегии» стимулирования должников. Ранее выдвигались на рассмотрение варианты ограничения по предоставлению для должников таких услуг:

  • отказ в регистрации браков;
  • ограничение в выдачи загранпаспортов;

Но как обычно первыми примут удар автолюбители, которым есть, что терять.

Цена страховки ОСАГО

Конечно, цена полиса не пойдет в низ, она будет набирать в оборотах. Страховые компании стараются все списать на кризис и на плохие условия внутри рынка, в которых им приходится трудиться. Помимо этого они стараются переложить ответственность на решение Государственной думы, которая повысила компенсационные выплаты для потерпевших в авариях, следовательно, у них есть полное право поднять цену на тариф ОСАГО. Кроме тарифа поменялись многие пункты, влияющие на цену страховки.

Чтобы точно рассчитать стоимость полиса, нужно учитывать регионы, ведь для каждого региона стоимость будет отличаться. Причем компании, имеющие филиалы в регионах, смогут повышать (или понижать) стоимость страховки. Помимо регионов на конечную цену страхового полиса будут влиять:

  • объем двигателя автомобиля;
  • наличие в собственности прицепов;
  • статистика аварий владельца автомобиля;
  • количество человек, которые имеют возможность управлять автомобилем;
  • опыт вождения;
  • год выпуска ТС;
  • период действия страхового полиса.

Проще говоря, если в 2015 году стандартная стоимость находилась в пределах 2 тысяч рублей, то теперь в силу вступает новый закон об ОСАГО. Новая редакция 2016 года предусматривает повышение до 35% и добавляется коэффициент, зависящий от региона.

Так же изменение коснулось системы подбора организации для ремонта. Прошлая редакция позволяла самостоятельно выбирать мастерскую. По новым поправкам, выбирает компанию для восстановления авто непосредственно страховщик. Главный плюс этой системы – страховая компания полностью несет ответственность за производимые ремонтной компанией работы.

С тех пор как страхование стало обязательным для каждого автомобилиста, оказалось, что мы живём в очень автомобильной стране. Закон об ОСАГО охватывает невероятно широкий круг лиц, поскольку только легковой автомобильной техники у нас насчитывается несколько десятков миллионов. Каждое изменение этого закона прямо или опосредованно касается большей половины страны. Поэтому неудивительно, что изменения 2017 года живо интересуют такое количество публики.

Новая редакция закона об ОСАГО 2017 года с комментариями

В принципе, можно прочитать этот закон полностью, сопоставить его с прошлогодним и сделать собственные выводы, но, поскольку законы написаны юристами для юристов, то простому человеку разобраться в противоречивых поворотах и коллизиях законодательства не так то просто. Изначально сам факт обязательного страхования настороженно воспринимался публикой, поскольку, по сути, являлся навязанной услугой, причём навязанной в жёсткой форме без возможности апелляции. Кроме того, многие банки и страховые конторы, в свою очередь, навязывали и продолжают навязывать вместе с полисом ОСАГО целый ряд страховых и банковских продуктов. В силу юридической безграмотности населения, такая практика процветает до сих пор.

Многим до сих пор непонятно, за что платить такие деньги, поскольку не все попадают в происшествия, а тем более не каждый получает выплаты. Страховая компания использует каждый сучок и каждую задоринку, чтобы минимизировать или же вовсе отказать клиенту в выплате, тем самым поднимая свой заработок на ровнехоньком месте по молчаливому согласию государства. Ещё с 2015 года цены на ОСАГО выросли фактически на 40% в зависимости от региона, но это далеко не все. Зачастую под гуманными декларациями прячутся серьёзные препятствия для обычного водителя без юридического образования, поэтому была надежда, что в 2017 году некоторые понятия прояснятся и цифры откорректируют. Страховщики же не устают успокаивать публику, говоря о том, что при повышении тарифов увеличивается размер выплат, но тем, кто имеет многолетний опыт безаварийной езды от этого ни холодно, ни горячо. Тем не менее, изменения в закон об ОСАГО коснулись текста практически каждой статьи, поэтому самые основные моменты, начиная с ключевых понятий, придётся рассмотреть.

Основные понятия закона и принципы страхования

Самая первая статья ФЗ об ОСАГО раскрывает суть основных понятий и терминов, которыми оперирует в дальнейшем. Потерпевшим, как и раньше, считается участник инцидента в том случае, если его здоровью, имуществу или же жизни был нанесён ущерб, что в общем-то и так понятно. Теперь закон не рассматривает пассажиров метро, как потерпевших, на них распространяется действие другого закона. Так же, как и в прошлогодней редакции, любые выплаты или действия, направленные на компенсацию ущерба, инициируются только пострадавшей стороной. Размеры выплат регламентируются на региональном уровне, то есть закон прописывает максимальную сумму выплат потерпевшему, а региональное представительство страховой компании может самостоятельно регулировать цену, но в определённых пределах. Цена страхового полиса также зависит от региона и может изменяться в пределах 20%.

Новости о выплатах, действительные с 4 июля 2016 года

С четвёртого июля 2016 года вступили в действие некоторые изменения, касающиеся осмотра и экспертизы автомобиля. Так, до этого периода, страховая компания была обязана провести осмотр автомобиля в течение 5 дней со дня подачи техники владельцем на осмотр. Фактически, это означало, что владелец оставался без колес на эти 5 дней в том случае, если повреждения были незначительными, а страховщик мог затягивать процесс осмотра по своему усмотрению. Теперь компания обязана осмотреть транспорт в течение пяти дней со дня подачи документов на выплату, что должно существенно сэкономить время клиента.

С другой стороны, страховщики предъявляют более серьёзные требования к экспертам, поскольку участились случаи намеренного завышения уровня ущерба со стороны пострадавшего. Для пресечения подобной практики, в закон об ОСАГО ввели такие пункты:

  1. Владелец автомобиля может не рассчитывать на выплаты, если он не предоставил автомобиль страховщику для осмотра в указанный срок. Документы в этом случае возвращаются владельцу.
  2. В том случае, когда пострадавший пропускает срок проведения экспертизы и проводит её у стороннего эксперта без присутствия страховщика, результаты экспертизы не принимаются страховой компанией и документы возвращаются владельцу. В этом случае также на выплаты рассчитывать не приходится.
  3. Тем не менее, если владельцу были возвращены документы, он может подать их повторно, но срок осмотра и выплат будет базироваться на дате повторной подачи документов.

С 1 июля 2016 года появилась возможность оформлять полис ОСАГО в электронном виде онлайн, но при этом владелец не будет иметь на руках бланк. Он обязан распечатать электронный документ и предъявлять его для контроля сотруднику ГИБДД.

Кроме того, с сентября 2016 года всткпил в силу закон, который не даёт право изменять цену полиса чаще, чем раз в 12 месяцев, а это априори означает, что срок действия полиса так и остался не менее года.

Если до середины 2015 года сумма максимальной выплаты по ОСАГО составляла 120 000 рублей, то с 2016 года сумма поднялась до 400 000 рублей. То есть полностью уничтоженный автомобиль оценивается максимально в 400 тысяч. Человеческая жизнь оценена в 500 000 рублей, следовательно, по сравнению с 2015 годом она значительно подорожала (160 000 рублей). Также закон поясняет, что впервые совершена попытка чётко зафиксировать размеры выплат пострадавшим, за исключением смертельных случаев. В 2015 году деньги выплачивались только по результатам лечения, что вносило некоторый хаос в систему выплат. Поправки в закон предполагают, что теперь для получения денежной компенсации достаточно предъявить справку из медицинского учреждения определённой формы, свидетельствующую о тяжести нанесенного ущерба здоровью. Для оценки тяжести ущерба здоровью в законе приведена таблица, согласно которой и производятся начисления по компенсации.

Большие вопросы раньше вызывали страховые случаи, оформленные по европротоколу , а это стало возможным в Москве, СПб и некоторых других регионах. Европротокол, как известно, имеет юридическую силу и может составляться на месте ДТП без участия сотрудников полиции, тем не менее, он обязан рассматриваться страховой компанией, как официальный документ. Но не без ограничений. Так, до 2016 года по страховым случаям, оформленным по европротоколу, можно было получить максимум 25 тысяч компенсации, а с этого года максимальная сумма выплаты увеличилась вдвое и составляет 50 тысяч.

Одинаковое и для водителя, и для страховой компании — желание избежать аварии

Претерпел изменений и вопрос о прямых возмещениях . Если в прошлом году для прямой компенсации расходов можно было обращаться и в страховую компанию виновной стороны, то с 2017 года такой возможности нет. Теперь по поводу прямой компенсации необходимо иметь дело только со своей страховой компанией. Кроме того, пересмотрен вопрос о предельном износе автомобиля. Этот фактор очень важен при определении суммы выплаты. Раньше предельный износ составлял 80%, на сегодня не может начисляться свыше 50%. Раз уж пошла речь об аморфных процентах, то стоит отметить ещё одно изменение - страховая фирма обязана платить неустойку в том случае, если она не уложилась в сроки по выплатам или по рассмотрению страхового случая. С 2016 года размер неустойки увеличился до 0,05% от суммы страховой выплаты. Теперь страховые компании будут работать ещё быстрее.

Как узнать цену страхового полиса ОСАГО

Потребитель снова хочет знать стоимость полиса и снова его отправляют к калькуляторам стоимости ОСАГО. В этом году они работают по несколько измененному алгоритму. Естественно, что стоимость полиса будет только расти. Компании-страховщики списывают все на кризис и на ужасные рыночные условия, в которых они вынуждены работать. Кроме этого, конторы ссылаются на ряд решений Госдумы о повышении компенсационных выплат пострадавшим в ДТП, поэтому имеют полное право поднимать и стоимость полиса ОСАГО. Но кроме тарифов изменились и некоторые пункты, которые влияют на стоимость полиса.

К примеру, для расчёта цены полиса необходимо знать регион, поскольку в каждом из них цена полиса разная, кроме того, региональные компании получили 20-процентный коридор, в пределах которого могут поднимать (или опускать) цену страхового полиса. Кроме региона, на окончательную стоимость полиса повлияют:

  • мощность двигателя;
  • тип автомобиля;
  • наличие или отсутствие прицепа;
  • коэффициент аварийности водителя;
  • сколько лиц допущено к управлению машиной;
  • возраст и стаж;
  • возраст автомобиля;
  • срок действия страховки.

Можно узнать примерную стоимость страховки, используя онлайн-калькулятор, либо воспользоваться услугами консультанта в ближайшей страховой компании. Но базовый тариф на полис должен оставаться неизменным. Коллизия в том, что он постоянно меняется и зависит от корректировок Банка РФ. Если в прошлом году базовый тариф был на уровне 2 000 рублей, то теперь к нему гарантирована прибавка в 30-35%, плюс региональный коэффициент.

Транспортное место, ремонт и ответственность страховщика

Ещё в прошлом году страховая компания могла запросто уйти от ответственности в том случае, если ДТП произошло не на дороге общественного пользования. Закон 2016 года чётко прописал дополнительные транспортные места.

Кроме проезжей части, транспортными местами считаются парковки, дворы многоэтажных домов, все случаи, связанные с погрузкой на эвакуатор, что вселяет определённую уверенность потребителю в своей защищенности.

Изменилась также система выбора ремонтных предприятий , которые будут заниматься восстановлением повреждённого автомобиля. Если в прошлой редакции владелец мог сам выбирать сервис, то новый закон оставляет право выбора СТО за страховой компанией. Здесь есть как положительные, так и неприятные моменты. К последним относится то, что владельцу навязывается то или иное предприятие, иногда с непроверенным качеством предоставляемых услуг. Но успокаивает, что страховая контора несёт полную ответственность за качество проведенных сервисом работ.

Видео: что происходит на рынке ОСАГО

И ещё об ответственности страховщиков. Раньше при возникновении конфликтных ситуаций между потребителем и страховой компанией владелец имел право самостоятельно урегулировать спор. С 2017 года такой возможности нет и в случае возникновения претензий, владелец автомобиля обязан обращаться в суд . А судовое разбирательство, как известно, не самый быстрый и не самый эффективный метод решения спора для простого потребителя. Большинство неудовлетворенных клиентов теперь так и останутся неудовлетворенными, поскольку связываться с судовой системой отважится не каждый в силу крупных расходов и малой вероятности положительного результата.

Действующие и навязанные страховые и банковские услуги

Впервые с 2002 года предпринимается попытка освободить потребителя от навязанных страховых и банковских услуг в добровольно-принудительном порядке. Правда, это касается только банковской системы. Дело в том, что ещё в ноябре 2015 года вышло указание Банка России о минимальных требованиях к добровольной страховке , а с 1 июня 2016 года указ вступил в силу. Документ действителен и для автострахования в частности. Теперь закон формально запрещает навязывание одной страховой услуги при покупке другой и за это даже существует административная ответственность, правда, доказать факт навязывания услуги страховой компанией невероятно сложно.

Выглядит это следующим образом - клиенту попросту отказывают в выдаче полиса ОСАГО до тех пор, пока он не приобретет ещё одну услугу по страхованию имущества, жизни или страховки от несчастного случая. Несмотря на то, что такие случаи перестали быть систематическими, процент навязывания дополнительных продуктов остаётся на критическом уровне, но сейчас идёт работа над проектом, который позволит возвращать клиенту деньги за навязанное страхование.

  • Новости
  • Практикум

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты

Однако автоинспекция решила уже сегодня опубликовать на своем сайте новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Напомним, что главное изменение, которое ждет кандидатов в водители с 1 сентября 2016 года, касается того, что теоретический экзамен станет сложнее (а следовательно, учить билеты надо внимательнее). Если сейчас...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

Премия Грузовик 2018-2019 года: сюрприза не произошло

Напомним, что грузовики Scania четвертой генерации выпускаются больше 20 лет, с 1996 года, а недавно шведская марка презентовала машину пятого поколения, которая и завоевала титул «Международный грузовик года 2017». Кроме «Cкании», на победу были также номинированы Iveco Stralis XP/NP (это обновленная версия машины образца 2012 ...

Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник

Аббревиатура GT-PHEV расшифровывается как Ground Tourer, автомобиль для путешествий. При этом концептуальный кроссовер должен провозгласить «новую концепцию дизайна Mitsubishi - Dynamic Shield». Силовой агрегат Mitsubishi GT-PHEV - это гибридная установка, состоящая из трех электродвигателей (один - на передней оси, два - на задней), чтобы...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Культовый внедорожник Toyota канет в Лету

Полное прекращение выпуска автомобиля, который до сих пор выпускался для рынков Австралии и стран Ближнего Востока, запланировано на август 2016 года, сообщает издание Motoring. Впервые серийный Toyota FJ Cruiser был показал в 2005 году на Международном автосалоне в Нью-Йорке. С момента начала продаж и до сегодняшнего момента автомобиль оснащался четырехлитровым бензиновым...

Названа средняя цена нового автомобиля в России

Если в 2006 году средневзвешенная цена машины составляла примерно 450 тыс. рублей, то в 2016 - уже 1,36 млн рублей. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», изучившее ситуацию на рынке. Как и 10 лет назад, самыми дорогими на российском рынке остаются иномарки. Сейчас средняя цена нового автомобиля...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

Самые лучшие машины 2018-2019 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара

Что только люди не придумают, чтобы ощутить незабываемую минуту азарта от езды на своём автомобиле. Сегодня мы познакомим вас с тест-драйв пикапов не простым способом, а соединив его с воздухоплаванием. Нашей целью было обследовать характеристики таких моделей, как Ford Ranger, ...

КАК заказать автомобиль из Японии, авто из японии в самаре.

Как заказать автомобиль из Японии Японские автомобили — лидеры продаж во всем мире. Эти машины ценят за их надежность, качество, маневренность и беспроблемность в плане ремонта. Сегодня автовладельцы хотят быть уверенными в том, что машина пришла прямо из Японии, а...

Самые угоняемые марки машин в Питере

Угон автомобилей это извечное противостояние автовладельцев и воров. Однако как отмечают в правоохранительных органах, каждый год спрос на ворованные автомобили заметно изменяется. Еще лет 20 назад основная часть угонов приходилась на продукцию отечественного автопрома и в частности на ВАЗ. Но...

КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.

Как выбрать свой первый автомобиль Покупка автомобиля — это большое событие для будущего владельца. Но обычно покупке предшествуют как минимум пара месяцев выбора машины. Сейчас авторынок заполнен множеством марок, в которых рядовому потребителю довольно сложно ориентироваться. ...

Автомобили для настоящих мужчин

Какой автомобиль способен вызвать у мужчины чувство превосходства и гордости. На этот вопрос попытался дать ответ один из самых титулованных печатных изданий финансово-экономический журнал Forbes. Данное печатное издание пыталось определить самый мужской автомобиль по рейтингу их продаж. По мнению редакции, ...

КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.

Как обменять старый автомобиль на новый В марте 2010 года в нашей стране стартовала программа утилизации старых автомобилей, согласно которой любой автовладелец может поменять свою старую машину на новую, получив от государства в лице МинПромТорга финансовую помощь в размере 50 ...

2018-2019 год: рейтинг страховых компаний КАСКО

Каждый владелец автомобиля стремится обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на дорогах или иного причинения вреда своему ТС. Одни из вариантов - заключение договора КАСКО. Однако в условиях, когда на рынке страхования присутствуют десятки фирм, предоставляющих услуги по...

Самые дешевые автомобили в мире

Автомобили с низкой стоимостью всегда пользовались большим спросом среди людей с небольшим достатком. А ведь этот контингент всегда намного больше того, который может позволить себе эксклюзивные, дорогостоящие машины. Forbes: дешевые автомобили 2016 года Еще несколько лет назад весь мир считал, ...

ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.

Выбираем автомобиль: «европеец» или «японец» Собираясь приобрести новый автомобиль, автолюбитель несомненно столкнется с вопросом о том, что же предпочесть: левый руль «японца» или правый – законный – «европейца». ...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Федеральный закон об ОСАГО был зарегистрирован 25 апреля 2002 года под номером сорок и с тех пор является самым популярным у миллионов сограждан. Причина проста – закон регулирует отношения между автовладельцем и страховщиком ОСАГО. Рассмотрим положения ФЗ №40 Об ОСАГО взглядом простого обывателя.

Введение

Ознакомиться с текстом Закона об ОСАГО с последними изменениями (от 28.11.2015) можно на нашем сайте либо используя справочно-правовые системы Консультант Плюс или Гарант.

По прочтении текста документа, со всей очевидностью можно сказать, что подобное чтиво осилит далеко не каждый человек. Официальный бюрократический язык далек от общепринятого, а формулировки статей иногда могут поставить в тупик любого.

Поэтому попробуем рассказать о сущности положений ФЗ об ОСАГО обычным и понятным русским языком.

Основные категории

Объект применения положений ФЗ об ОСАГО — имущественные интересы владельцев транспортных средств. Так, собственнику автомобиля в рамках договора ОСАГО выплачиваются денежные средства в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пострадавших в ДТП. Страховая компенсация может быть исключена в следующих случаях:

  • При возмещении морального ущерба или упущенной выгоды.
  • При получении повреждений в ходе обучения езде, состязаниях или испытаниях на полигонах.
  • При повреждениях транспортного средства, не указанного в страховом договоре.
  • При отрицательном воздействии на окружающую среду.

Материальная компенсация ущерба в перечисленных случаях положениями ФЗ об ОСАГО никак не регулируется, и применять следует другие нормативные акты Российской Федерации.

Выплата и госрегулирование

Денежный размер страхового возмещения в 2016 году составляет четыреста тысяч рублей при повреждении автомобиля и пятьсот тысяч рублей в случаях ущерба здоровью. Расчет денежных средств за полученные в аварии травмы производится по упрощенной схеме в соответствии с унифицированной таблицей.

ФЗ об ОСАГО устанавливает срок действия тарифной ставки не меньше полугода и предоставляет право регулировать ее государственными органами, исходя из экономической целесообразности. Государственному регулированию так же подлежат максимальная величина тарифов, их содержание и порядок применения.


Ставки и коэффициенты

Страховые премии рассчитываются путем перемножения ставок на коэффициенты. Критерии для подбора коэффициентов устанавливаются Законом об ОСАГО. Так, например, определяются поправочные коэффициенты зависящие от:

  • региона эксплуатации транспортного средства;
  • количества зарегистрированных ДТП;
  • других причин и увеличивающих риски.

ФЗ об ОСАГО предусматривает специальные дополнительные коэффициенты при начислении страховых сумм:

  • Для владельцев транспортных средств, предоставивших заведомо недостоверную информацию.
  • Для владельцев транспортных средств, которые сознательно содействовали аварии.
  • Для владельцев транспортных средств, создавших условия для внесения встречных исков.

Срок договора и неустойка

По действующему законодательству, договор по ОСАГО заключается на период в один год. Продление возможно, если собственник транспортного средства своевременно не уведомил страховщика о его прекращении. Компенсации в подобном случае начисляются, исходя из действующих тарифов. Если просрочка по перечислениям не превышает тридцати дней, то действие такого договора считается продленным.


ФЗ об ОСАГО в статье 16.1 поясняет, что при рассмотрении договорных споров следует использовать пункты Закона №2300-1 «О защите прав потребителей». Если пострадавший выигрывает суд, то на страховщика налагается штраф в размере половины разницы между страховым возмещением и судебным постановлением. При несоблюдении сроков страховых выплат, размер неустойки будет составлять один процент от общей суммы, прописанной в договоре, за каждые сутки неуплаты.

Поведение участников ДТП

Федеральный закон устанавливает определенные правила для участников случившейся аварии. Так, например, любое лицо, находившееся за рулем в момент дорожно-транспортного происшествия, обязано предъявить свой договор (полис) ОСАГО другим участникам столкновения по их запросу. Причем действовать подобным образом должен не только собственник транспортного средства, но и водитель, оказавшийся за рулем автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия. Владелец транспортного средства обязан своевременно известить свою страховую компанию о случившемся происшествии и действовать по ее инструкциям.

При предъявлении судебного иска к автовладельцу или водителю, страховщик обязан участвовать в разбирательствах по этому делу.

Порядок определения и выплаты компенсации

Согласно ФЗ об ОСАГО, пострадавший должен направить страховщику все требуемые документы, а так же предъявить поврежденное транспортное средство для осмотра и оценки ущерба независимым экспертом. Данные мероприятия должны быть проделаны в пятидневный период, если иной не прописан в договоре. При невыполнении страховщиком подобных действий, пострадавший вправе организовать подобное мероприятие самостоятельно.

Потерпевший имеет право напрямую обратиться в страховую компанию за денежным покрытием ущерба. Для этого нужно написать заявление и приложить необходимые документы. Страховщик в течение пятнадцати дней с момента принятия документов обязан или выплатить компенсацию, или прислать обоснованный отказ. Допускается выплата компенсации частями по просьбе потерпевшего. Кроме того, денежная выплата может быть заменена ремонтом в автосервисе за счет страховой компании.

Вот таким является основное содержание 40-ФЗ об ОСАГО на сегодняшний день. Вместе с тем, жизнь не стоит на месте и никто не знает, какие сюрпризы ожидают российских автолюбителей в будущем. Чтобы быть в курсе событий, за темой нужно постоянно следить – только таким образом можно уберечься от возможных неприятностей.

Видео: ОСАГО в 2016 году

О том, как изменения в Закон Об ОСАГО повлияли на рынок автострахования в России.