Российское законодательство создает все условия, чтобы предприниматели развивали свой бизнес с комфортом. Даже налогообложение ИП не предусматривает какой-то определенной ставки или единого для всех бизнесменов налога. Каждый вправе решать по какой системе облагаться, и выбирать есть из чего. В 2019 действует 5 налоговых режимов , кардинально отличающихся один от другого.
К выбору режима нужно относиться так серьезно, как будто это ваш будущий дом. Ведь по нему вы будете платить налоги далеко не один день. Ставка, период, база, сроки уплаты, порядок расчета - все это на каждом режиме разное. И если прогадать с выбором в самом начале пути, достичь вершин в бизнесе уже не удастся.
В РФ действуют следующие виды налогообложения для ИП:
ОСНО - самый сложный в техническом смысле налоговый режим. Индивидуальный предприниматель должен обладать бухгалтерскими знаниями либо иметь в штате собственного специалиста, чтобы справиться с отчетной документацией, в перечень которой входят:
Помимо этого, в отчетность на ОСНО входят:
Список налогов на ОСНО тоже велик. В него входят все платежи, которые предусмотрены законодательством для налогоплательщиков:
В зависимости от типа работ и особенностей бизнеса предприниматель может выплачивать еще и такие налоги:
Не смотря на многочисленные минусы, ОСНО нельзя назвать невыгодным. Есть у режима и положительные стороны. Это режим по умолчанию. То есть на него можно попасть не только по собственному желанию, но и «слететь» с другого режима. К примеру, на ПСН нельзя набирать в штат больше 15 человек, превысили норму - добро пожаловать на ОСНО. Этот режим никого ни в чем не ограничивает, можно пополнять штат на любое число сотрудников, получать десятизначную прибыль.
Еще одна причина, из-за которой многие ИП могут выбрать именно этот вид налогообложения - уплата НДС. Почему? Организации, выплачивающие НДС, предпочитают сотрудничать с такими же фирмами. Им куда приятнее получить от них счет-фактуру с обозначенным НДС и уменьшить на него свой налог, чем вести дела с ИП на УСН.
Большая часть ИП выбирают упрощенный режим налогообложения, на котором не нужно выплачивать НДС, НДФЛ, налог на имущество. Вся налоговая нагрузка сводится к одному налогу:
Базу для обложения выбирает сам налогоплательщик. Если у вас ограниченные расходы, идеальным будет первый вариант. А если затраты составляют 60% от прибыли и более, лучше выбрать вторую систему налогообложения, поскольку на ней ИП сможет отнять от дохода все расходы, предусмотренные статьей 346.16 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели на общем налогообложении уплачивают единый налог раз в год, а ежеквартально вносятся авансовые платежи. Плюс на упрощенке 6% можно уменьшать авансовые платежи и итоговый налог на сумму страховых взносов. И неважно за какой промежуток времени вы их внесли, главное, что в том же квартале, по которому рассчитывается пошлина.
Работодатели и ИП-одиночки уменьшают налог УСН по-разному:
При базе доходы минус расходы учитывать взносы тоже можно, но их вносят в графу затрат.
Перейти на УСН могут не все. Запрещено применять упрощенную систему налогообложения ИП :
К другим минусам УСН относятся:
Если ИП решит выбрать такую систему налогообложения, как ЕНВД, он будет оплачивать налог по ставке 15% не по полученному доходу, а по вмененному государством. Это некая цифра, которая по мнению законодателей является оптимальной для конкретного вида деятельности.
Формула для расчета : БД (базовая доходность, присвоенная государством для каждого вида работ) х К1 (коэффициент, устанавливаемый Правительством) х ФП (физический показатель, к примеру, площадь торгового зала) х К2 (коэффициент, определяемый региональной властью) х 15% (ставка) .
ЕНВД освобождает налогоплательщика от НДС, НДФЛ, налога на имущество. И главное - от установки ККМ. Можно уменьшать пошлину на страховые взносы по аналогичным с УСН правилам.
Полный бухгалтерский учет вести не обязательно. Но некоторые документы все-таки нужно заполнять:
Среди недостатков этой формы налогообложения выделяют:
ПСН - самая понятная система налогообложения для ИП, поскольку заключается в уплате стоимости за патент. Полное отсутствие отчетности, выбор любого удобного срока (от 30 дней до года), работа без ККМ - все эти плюсы дают право назвать ее самой выгодной.
Ставка для ИП на патентной системе налогообложения в 2019 году - 6%, а за базу принимается некий идеальный размер прибыли, установленный местными властями. Реальный доход предприятия не имеет значения .
Это лучший вариант для предпринимателей с сезонным или временным бизнесом. Но примкнуть к налогоплательщикам на ПСН могут не все, список подходящих видов деятельности строго регламентирован. Он схож со списком для ЕНВД, только дополнен мелким производством, к примеру, хлебобулочных изделий, колбасных, молочной продукции, ковров, очков, носков, визиток, галстуков.
К тому же, численность работников на патенте не может превышать отметку в 15 человек, а прибыль - 60 млн. Р.
ЕСХН - выгодный режим со ставкой 6%, но не от дохода, а от разницы доходов и расходов. Оплата производится всего раз в полугодие, а декларация сдается раз в год.
Единственный минус формы налогообложения для ИП в том, что применяется она только по отношению к производителям сельхозпродукции и лицам, занимающимся рыбоводством.
Чтобы определиться, какую систему налогообложения выбрать для ИП, необходимо сделать серию индивидуальных расчетов налоговой нагрузки для всех возможных режимов. Рассмотрим, как сравнить виды налогообложения, на конкретном примере.
Предприниматель Хадоркин планирует открыть парикмахерскую в Красноярской области. Прогнозируемая прибыль в месяц - 777 000 рублей, в штате - 5 сотрудников, прогнозируемые расходы в месяц - 266 000 рублей, размер страховых взносов за работников - 34 000 р.
Рассчитаем предполагаемый налог на самых доступных льготных системах:
Вывод: ИП Хадоркину лучше остановить выбор на вмененном режиме налогообложения, поскольку его бизнес приносит большую прибыль и незатратен. Если бы расходы составляли больше 60% от прибыли, возможно самой выгодной системой оказалась бы УСН доходы за вычетом расходов. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Кроме размера налоговых платежей выбор вида налогообложения зависит от таких нюансов:
Список золотых правил для новичков в сфере бизнеса, которые помогут выбрать оптимальное налогообложение:
Правила перехода с одного типа налога на другой несколько отличаются:
И не забывайте, что после перевода на иное налогообложение вас не снимут с учета по предыдущему на автомате. Нужно подать в налоговую ходатайство о снятии с учета, иначе вы начнете совмещать 2 системы одновременно.
ОСНО - общая система налогообложения (классическая). Чаще всего используется на предприятиях. В классической системе налогообложения ОСНО, юридическое лицо (организация или ИП - индивидуальный предприниматель) платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.
УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом, при применении которого организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховые взносы, а индивидуальные предприниматели - НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховые взносы. Вместо указанных налогов уплачивается один налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.
ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения – налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов, а индивидуальные предприниматели - НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховых взносов. Вместо указанных налогов уплачивается единый налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. С 1 января 2012 года планируется поэтапная отмена ЕНВД. То есть к тому времени применять ее смогут компании, численностью не более 15 человек. Кроме того, существенно сократятся виды деятельности, попадающие под этот режим. Об отмене ЕНВД говорят все, но никто точно не может сказать, когда оно произойдет. Взамен единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности новым законопроектом (17 мая, в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене единого налога на вмененный доход), предлагается установить добровольный специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Напомним, что с 2012-го года индивидуальные предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и при этом им не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.
ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.
Налоговые ставки
Кроме систем налогообложения в РФ, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки 6 % (доходы) или 5–15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).
Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:
Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :
Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.
Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.
Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.
Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.
1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.
2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.
Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.
3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.
Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.
4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.
Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.
5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.
Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Налоги подразделяются на следующие виды:Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.
Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:
Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.
Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.
Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.
В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
Вид налога |
Определение |
управление |
Комментарии |
|
Налоговой базы |
Налоговой ставки |
|||
Налог на прибыль |
Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент |
|||
Налог на доход физических лиц |
Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база |
|||
Многоуровневый налог с продаж (НДС) |
Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах |
|||
Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов |
||||
Налог на недвижимость |
Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод |
Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.
Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.
Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.
При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.
Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.
Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:
Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:
Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)
Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).
Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Налоговая система - совокупность налогов, действующих в пределах данного государства.
В мировой экономике существует 4 типа НС:
Характерно значительное преобладание прямых налогов над косвенными (среди прямых доминирует подоходный налог с физических лиц).
2. Евроконтинетальная налоговая система характерна для Франции, Германии, Италии, Скандинавских стран.
Относительно высокая доля косвенных налогов (среди них главный налог - НДС).
Среди прямых налогов значительное место занимают выплаты на социальное страхование (отчисляются из фонда заработной платы).
Функции налоговых систем:
Требования к построению НС:
налог рынок ставка лаффер
Возникает соблазн изменять налоговые ставки, иначе происходит рост доходов на стадии подъема и спад на стадии спада (извините за каламбурчик). Экономические агенты предпочитают стабильный уровень потребления и среду для инвестиций, следовательно изменение налоговых ставок искажает их деловую активность, следовательно, изменять их в связи с экономическим циклом не рекомендуется. Выход в том, что необходимо накапливать бюджетные излишки на стадии подъема, заимствовать их на стадии спада.
6. Налоговая система должна быть эластичной. Это означает, что она должна выполнять миссию контрциулического бюджетного стабилизатора. Необходимо обеспечить приток денежных средств в экономике, а для этого снижать налоговые ставки и увеличивать расходы бюджета. В свою очередь неконтролируемый рост цен и доходов снижает совокупный спрос, увеличивает налоговые ставки и снижает бюджетные расходы.
При создании бизнеса или развитии существующего дела важным моментом, который касается собственников, считается выбор системы налогообложения. Цель любой коммерческой деятельности – извлечение прибыли в максимальном размере и уплата налогов не должна препятствовать этому. Сегодня в России используется пять режимов налогообложения, поэтому перед выбором оптимального для себя важно ознакомиться с каждым из них.
Согласно законодательству физические и юридические лица обязаны уплачивать налоги. Если говорить о налоговой системе, то это совокупность сборов, пошлин и налогов, которые взимаются на территории определенного государства в соответствии с действующим Налоговым кодексом. Сюда также относят правила и нормы, которые определяют права и ответственность сторон, являющихся участниками налоговых правоотношений. Состав налогов и сборов российской системы налогообложения состоит из двух взаимосвязанных подсистем: прямое и косвенное.
Назначается налог исключительно в случае, когда обозначены налогоплательщики и элементы налогообложения. Об этом говориться в ст. 17 НК РФ. К последним причисляют:
Согласно отечественному законодательству все налоги подразделяют на федеральные, региональные и местные. Вне зависимости от того к какому виду деятельности относится бизнес, его руководство или основатель должны определиться с налоговым режимом. В настоящее время используются следующие виды налогообложения в России:
Используется режим на территории России как основной и к нему не применяются никакие ограничения по видам деятельности. Это означает, что если собственник не заявил о желании работать по льготной системе, он автоматически использует ОСН или ОСНО – так сокращенно называют данную систему. Этот вид применяется, когда налогоплательщик перестал удовлетворять требованиям льготных режимов. Организации вправе совмещать такие виды налогообложения, как ОСНО с ЕНВД, а индивидуальные предприниматели вправе работать одновременно в трех режимах – ОСН, ПСН, ЕНВД.
Система используется большинством крупных и средних организаций и предприятий, поэтому считается самой распространенной. Для представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей режим выгоден лишь в тех случаях, когда большинство контрагентов являются плательщиками НДС или бизнес связан с импортом товаров. При ОСНО уплачиваются все виды налоговых сборов:
Для частных предпринимателей ОСНО считается самым невыгодным видом, поскольку при его использовании необходимо вести бухгалтерский учет, сдавать отчетность и уплачивать все налоги. Перейти на любой из льготных режимов с ОСНО ИП может, написав заявление в Налоговую инспекцию до 31 декабря. Новый режим будет действовать с 1 января. При использовании ОСНО частниками уплачиваются такие налоги:
В зависимости от уплачиваемого предприятием или индивидуальным предпринимателем налога объектом налогообложения по ОСНО будет считаться:
Если говорить о налоговом периоде, то он равняется календарному году, за исключением НДС, который уплачивается ежеквартально. Что касается налоговой базы, то здесь тоже все зависит от вида налогообложения:
Для большинства предпринимателей, которые только начинают собственное дело, рекомендуется использование упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). Она отлично подойдет для ИП, а перейти на льготный режим можно сразу после регистрации бизнеса. УСН состоит из двух разных вариантов, отличающихся между собой налоговой ставкой, базой и порядком расчета налогов:
Вариант налогообложения | |||
УСН доходы | Денежное выражение доходов | ||
УСН доходы минус расходы | Денежное выражение доходов за минусом расходов | Доходы за минусом расходов |
Отличительная особенность УСН – небольшая налоговая нагрузка и простота ведения учета, для которого применяется «Книга учета доходов и расходов» (далее – КУДиР). Для юридических лиц необходимо вести дополнительно бухгалтерский учет. Отчетность по упрощенному режиму налогообложения заключается в подаче декларации. Юридические лица делают это до 31 марта, а ИП – до 30 апреля.
По упрощенке налоговый период равен одному календарному году, но в дополнение к этому существуют отчетные периоды. Это первый квартал, полугодие, 9 месяцев. По его итогам сдавать Декларацию нет необходимости, но вот существует потребность в расчете и уплате авансовых платежей, которые основываются на данных из КУДиР. Все произведенные выплаты впоследствии будут учтены при уплате ежегодного единого налога.
Плательщиками вмененки – такое название единого налога на вмененный доход прижилось в народе – могут являться те организации и частные предприниматели, работа которых связана с определенными видами деятельности. Полный перечень приведен в статье 346.26 НК РФ, но среди основных стоит выделить розничную торговлю, бытовые услуги, грузовые и пассажироперевозки. Власти на местах самостоятельно определяют, какие виды деятельности подпадают под льготный режим.
ЕНВД является добровольным, но перейти на него могут не все. Ограничениями выступают:
Вмененка имеет отличительные особенности от других режимов:
Перейти на уплату ЕСХН можно как с момента образования предприятия, так и непосредственно с другого режима, подав соответствующее заявление в Налоговую инспекцию. Применять этот вид вправе только производители, переработчики и реализаторы собственной сельскохозяйственной продукции, если доля от этой деятельности в общем доходе не опускается ниже 70%. Сюда относят и некоторые рыбохозяйства. Не вправе использовать ЕСХН производители подакцизных товаров, например, табака.
При несоблюдении пропорций предприятию придется уйти со льготного режима, но сделать это можно только по итогам календарного года – налогового периода, действующего в отношении ЕСХН. Льготный режим привлекает производителей сельхозпродукции тем, что в отношении их применяется пониженная ставка – всего 6%, причем рассчитывается она от налоговой базы, которой являются денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Основная суть системы заключается в получении специального документа. Им является патент, выдаваемый сроком от 1 месяца до года. Режим не имеет процедуры ведения учета и предоставления отчетности. Связано это с тем, что расчет ПСН и его уплата производится непосредственно при получении патента. Размер налога составляет 6% от объекта налогообложения, которым принято считать потенциально возможный к получению доход (далее – ПВПД).
Преимуществом такого способа уплаты является то, что можно выбрать период, необходимый для апробации прибыльности ведения бизнеса в конкретном регионе. Не возбраняется получение одновременно нескольких патентов по разным видам деятельности в любых регионах. Воспользоваться возможностью выбора могут только индивидуальные предприниматели. На юрлиц ПСН не распространяется.
Российское налоговое законодательство – сложная система, но основной ее целью является гибкость, т. е. предоставление возможности каждому налогоплательщику определить для себя оптимальные виды и порядок налогообложения. У каждого режима есть как свои плюсы, так и минусы, а перед тем как остановить свой выбор на одном из них (или нескольких), необходимо обратить внимание на ряд критериев:
Если бизнес устойчиво стоит на ногах, приносит прибыль, а на предприятии трудится большое количество человек, можно спокойно работать по ОСНО. Для начинающих и небольших предприятий или индивидуальных предпринимателей лучше начать с какого-нибудь льготного режима. Виды налогообложения для ООО и ИП имеют ограничения: