Ведущие отрасли экономики великобритании. Экономика великобритании

Ведущие отрасли экономики великобритании. Экономика великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии занимает территорию 244 тыс. кв. км, население - 59 млн. человек. Большая часть жителей - 4/5 - проживает в городах.

Своеобразие британской экономики и ее положение в мировом хозяйстве отражает особенности развития страны в минувшем столетии. Обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся роли Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров.

В мировой экономике Великобритания занимает пятое место. На ее долю приходится 4,2% совокупного ВВП и 1% населения мира, а на душу населения приходится почти 22 тыс. долл. ВВП. По объему промышленного производства Великобритания находится на пятом месте среди стран с развитой экономикой, по объему заграничных инвестиций стоит на втором месте в мире. По-прежнему остается одной из крупнейших держав, имеет серьезное влияние на развитие международных экономических и политических отношений.

Особенности экономического развития. Главной отличительной особенностью макроэкономического развития страны является то, что она развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства как Германия или Франция, а использует неолиберальную, англосаксонскую модель развития. Для нее характерно преобладание свободного частного предпринимательства. Доля частного сектора в общем объеме выпуска страны превышает 80%. Частный сектор обеспечивает свыше 75% всей занятости в стране. Политика правительства Великобритании обеспечивает самые благоприятные условия для развития предпринимательства.

Отраслевая структура экономики. Структура экономики Великобритании следующая: сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство - 1,8% ВВП и 2,1% общей численности трудовых ресурсов; промышленность и строительство - 31,4%ВВП и 26,4% занятых; сфера услуг - 66,8% ВВП и 71,5% занятых (см. табл. 8). По последнему показателю Великобритания превосходит большинство европейских стран и приближается к США. Наибольший динамизм демонстрируют отрасли финансовых, страховых, телекоммуникационных услуг и услуг бизнеса.

Снизилась роль обрабатывающей промышленности. В самой обрабатывающей промышленности происходят крупные сдвиги. Возрастает роль новых, наукоемких отраслей: химической (прежде всего малотоннажной химии), электротехнической, электронной, аэрокосмической, приборостроения, производства оборудования для морской добычи нефти. По уровню развития биотехнологий Британия уступает лишь США.

Таблица 8
Основные экономические показатели, темпы прироста
(% к предыдущему году)

ВВП (в сопоставимых ценах)

Объем промышленного производства (в сопоставимых ценах)

Инфляция (по розничным ценам)

Государственный бюджет (дефицит /-/, профицит /+/), млрд. ф. ст.

Экспорт товаров, млрд. ф. ст.

Импорт товаров, млрд. ф. ст.

Сальдо платежного баланса по текущим операциям, млрд. ф. ст.

Хозяйство Великобритании высоко интернационализировано. Свыше 15% ее ВВП реализуется за границей, а импортная квота превышает 20%. Для экономики страны характерна внутриотраслевая специализация с широким развитием детальной и сложной технологической специализации. Хотя в стране отсутствуют резкие порайонные контрасты в уровне развития, в ней выделяют 10 экономических районов по степени развития производительных сил и производственной специализации, особенностям формирования хозяйства, преобладанию сложившихся территориально-производственных связей: Юго-Восточный (столичный), Западно-Мидлендский, Восточно-Мидлендский, Ланкаширский, Йоркширский, Северо-Восточный, Северо-Западный, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия.

Промышленность. Характерным для послевоенного развития экономики Великобритании было повышение удельного веса машиностроения в отраслевой структуре промышленности, быстрое развитие его новых и новейших отраслей. Растет производство электротехнического оборудования, ЭВМ, активно развиваются приборостроение, авиационная и авиакосмическая промышленность (является третьей в мире после США и Франции; производит гражданские и военные самолеты - British Aerospace, Harrier, Tornado, Eurofighter, вертолеты “Си-Кинг” и “Линкс”, авиадвигатели “Роллс-Ройс” и оборудование для европейского концерна Airbus Industry). Возрастает доля наукоемких отраслей. Автомобилестроение представлено национальными и филиалами иностранных компаний (Rover, Ford, включая Jaguar, Vauxhall, Peugeout-Talbot, Honda, Nissan, Toyota). В то же время наблюдается снижение доли старых отраслей - судо- и станкостроения, производства железнодорожного оборудования и др.

Химическая промышленность дает 11% всего объема производства. Наиболее быстрыми темпами растет производство пластмасс, нефтехимия, производство синтетических материалов. По производству лекарств Великобритания занимает четвертое место в мире (Glaxo Wellcome, Smithkline Beecham, Zeneca).

Произошли изменения в энергетике. На ее развитие сильное влияние оказало открытие собственных месторождений нефти и газа в Северном море. Великобритания имеет один из самых высоких показателей для промышленно развитых стран по производству энергии (12%). Однако добыча нефти в Северном море обходится дороже, чем в большинстве других стран, а атомная энергетика занимает в Великобритании довольно скромное место, производя только 20% всей электроэнергии. В энергетике все большее влияние имеют частные компании, такие как British Petroleum, Royal Dutch/Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

Развитие нефтяной, газовой промышленности и атомной энергетики привело к падению темпов роста угольной промышленности, несмотря на ее национализацию и реконструкцию.

Развитие современной промышленности Великобритании определяют высокие технологии. Великобритания - одна из стран, лидирующих в мировом НТП, а в Европе у Великобритании наибольший научно-технический потенциал. Великобритания - второе после США государства мира по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70).

В последнее время сельское хозяйство Великобритании сократило свои позиции в производстве ВВП, но тем не менее оно удовлетворяет большую часть потребностей страны в продовольствии, отличается высокой производительностью и интенсивностью. При этом доля сельскохозяйственного производства в ВВП из числа развитых стран меньше только у Германии. Великобритания является классической страной земледельческого капитализма. Ее аграрные отношения характеризуются наличием трех классов: наемных сельскохозяйственных рабочих, капиталистов (фермеров) и земельных собственников (лендлордов). Значительная часть земли находится в собственности лендлордов, которые сами не занимаются сельскохозяйственным производством, а сдают землю в аренду.

Одна из особенностей развития сельского хозяйства Великобритании - рост концентрации аграрного капитала, усиление проникновения монополий в эту отрасль, сращивание аграрного и промышленного капитала путем вертикальной интеграции, что сопровождается появлением крупных компаний по выпуску отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Это особенно заметно в птицеводстве. Высоко эффективно зерновое хозяйство: средний урожай пшеницы составляет 60-74 ц/га.

Рост сельскохозяйственного производства составляет в среднем 3% в год. Это наиболее существенный прирост среди стран с развитой экономикой. Также высок уровень механизации в этой отрасли хозяйства Великобритании. Однако широкая механизация доступна в основном крупным фермерам, которые таким образом добиваются снижения издержек производства, прежде всего, экономя на рабочей силе.

Структурные изменения в экономике Великобритании связаны с возрастанием значения непроизводственной сферы. Сфера услуг дает 65% ВВП, в ней занят 71% рабочей силы. Здесь стоит выделить туризм и финансы, которые создают 25% ВВП Великобритании. В сфере финансов занято около 4 млн. человек (12% трудовых ресурсов страны). Ведущую роль играют банковская деятельность, страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами. Крупнейшими компаниями здесь являются HSBS Holdings, Lloyds TSB Group, Barklays.

Ведущим мировым финансовым центром является Лондон, имеющий наиболее развитую финансовую структуру с участием не столько национального, сколько интернационального капитала. Как крупнейший в мире национальный финансовый центр Лондон известен еще с эпохи становления капитализма и начала колониальных завоеваний. Но как собственно международный рынок он получил развитие лишь со второго десятилетия ХХ в., утвердившись в этой роли только в конце 50-х гг. Причем, если в качестве национального финансового центра он традиционно выступал как универсальный центр с одинаково хорошо развитыми рынками краткосрочных кредитов и долгосрочных займов, мощной биржей, хорошо поставленным страховым и фрахтовым делом и т.д., то в качестве мирового финансового центра его выделяют главным образом четыре рынка: золота, валют, краткосрочного и среднесрочного кредита, страхования. Кроме Лондона крупными финансовыми центрами страны являются Манчестер, Кардифф, Ливерпуль, Эдинбург. Отказ Великобритании от процессов европейской валютной интеграции в ближайшем будущем может привести к утрате Лондоном своих позиций в пользу Франкфурта.

Среди английских коммерческих банков на протяжении многих лет ведущую роль играла могущественная “большая пятерка” лондонских банков: “Барклейз Бэнк”, “Ллойдз Бэнк”, “Мидленд Бэнк”, “Нэшнл Бэнк”, “Вестминстер Бэнк”. В 1968 г. произошли слияния внутри “большой пятерки” - объединились два последних банка, что привело к еще большей концентрации банковской мощи страны. Сейчас на долю “большой четверки” приходится 92% всех вкладов в коммерческие банки Великобритании.

В туризме занято около 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд. долл. Лондон является одним из крупнейших туристических центров мира.

Великобритания обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под Английским каналом сделало связь между островной Британией и континентальной Европой еще более устойчивой.

Внешнеэкономические связи. Место Великобритании в международном разделении труда изменилось даже по сравнению с серединой столетия. Перемены в структуре хозяйства сопровождались значительными сдвигами в структуре внешнеэкономических связей. Преобладающей формой участия страны в мировой торговле становится реализация на внешнем рынке и импорт продукции обрабатывающей промышленности. В связи с увеличением вывоза североморской нефти доля готовых изделий и полуфабрикатов в товарном экспорте в 70-е-начале 80-х годов снизилась, однако к 1999 г. достигла 86 %. В том же году на машины и транспортные средства приходилось 48% экспорта. В нем возрастает значение продукции аэрокосмической, химической и электронной промышленности и в то же время уменьшается доля текстильных товаров.

Очень высока вовлеченность в международный оборот электронно-вычислительной техники, за границу вывозится около 90% продукции отрасли. На экспорт идет свыше 70% продукции химической промышленности, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией – тракторостроение, производство текстильного и горно-шахтного оборудования. Великобритания занимает одно из первых мест в мире по экспорту вооружения.

Сдвиги в товарной структуре внешней торговли сопровождались изменениями в ее географическом направлении. К концу столетия – в 1999 г. – 85% экспорта и 82% импорта приходилось на развитые страны. В последние десятилетия происходит «европеизация» внешнеторговых связей Великобритании – процесс, особенно усилившийся после ее вступления в ЕС. В 1999 г. доля Западной Европы в британском экспорте достигла 63%, в том числе ЕС – почти 59%. Удельный вес этого региона в импорте равнялась 54%.

Внешнеэкономические связи Великобритании обладают обширной «хозяйственной периферией» за рубежом. В отличие от других крупных европейских стран вовлеченность Великобритании в международное производство намного выше, чем в мировую торговлю: доля британских ТНК (в 2000 г. 146 из 5000 крупнейших по размерам рыночной капитализации европейских фирм) в прямых зарубежных инвестициях примерно в 2,5 раза выше доли страны в мировой торговле.

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале столетия превысил 25 тыс. долларов США в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн долларов.

Почти половину энергопотребления обеспечивает нефть, в основном своя. После открытия в 1970-х гг. месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря Великобритания входит в десятку главных нефтедобывающих стран мира. Добыча ведется на нескольких десятках месторождений с платформ. Крупнейшие месторождения - Брент и Фортис, добываемые здесь сорта нефти имеют эти же названия. Значительная доля нефти по трубопроводам поставляется в континентальную Европу, хотя Великобритания сама также импортирует некоторые сорта нефти. Объемы нефтепереработки достигают 100 млн тонн в год. Ведущая английская нефтяная компания «Бритиш петролеум» входит в десятку крупнейших европейских ТНК. Самые известные заводы; в Фоли около Саутгемптона на юге Англии и в Грейнджмуте в Шотландии рядом с Глазго. Доля газа в энергобалансе превышает 20% и имеет тенденцию к увеличению. Компании «Бритиш петролеум» и «Бритиш гэс» относятся к наиболее прибыльным в стране.

Крайний север Англии относительно более отсталый район страны. Главный город - Ньюкасл (260 тыс. человек), центр тяжелого машиностроения, родина первого английского паровоза.

Территория Великобритании

Государство на Британских островах общей площадью 244,7 тыс. кв. км. Состоит из четырех историко-географических областей: Англии , Уэльса (завоеван в 1264 г.), Шотландии (присоединилась в 1707 г.), Северной Ирландии . Под контролем Великобритании остаются 15 зависимых территорий с населением менее 200 тыс. человек, в основном маленькие острова в Атлантическом океане.

Население Великобритании

61,4 млн человек (2008 г.), темпы его прироста в 2004- 2008 гг. составляли 0,6%. Ожидаемая продолжительность жизни высокая — 79,01 года (мужчины — 76,52 года, женщины — 81,63 года) (на июнь 2009 г.). Внешняя миграция положительная, так как приток превышает отток. Большая часть населения — англичане (80%), шотландцы — 15%, остальные — ирландцы, валлийцы (уэльсцы).

Государственное устройство Великобритании

Парламентская монархия . В стране нет конституции в виде основного закона, но законы, которые принимает парламент, имеют конституционное значение. Глава государства — монарх. На практике все прерогативы осуществляет кабинет министров.

Парламент состоит из палаты лордов (пожизненные и наследственные лорды — 618 человек) и палаты общин (выборный орган из 659 депутатов). Исполнительный орган — правительство. Оно формируется лидером партии, получившей на выборах наибольшее количество мест в палате общин. Правительство состоит из членов кабинета и министров, не входящих в кабинет.

Административно-территориальное деление Великобритании

Страна делится на 47 графств (7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов и 3 островные территории). Столица — Лондон. Другие крупные города: Бирмингем, Лидс, Ливерпуль, Глазго.

Объем , темпы экономического роста и другие статистические показатели Великобритании

Показатель

Темпы прироста. %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса, % ВВП

Средний обменный курс, ф. ст./долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Налогово-бюджетная сфера Велокобритании

Дефицитен.

Доходы в 2008 г. составили 1,107 трлн долл., расходы в том же году — 1,242 трлн долл.

— 47,2% ВВП.

Налоги в Великобритании в 80-е годы были значительно снижены, особенно налоги на прибыль. Корпоративный налог на прибыль крупных предприятий был снижен в январе 2008 г. с 30 до 28%. Подоходное налогообложение носит прогрессивный характер, в настоящее время сохраняются две ставки: 20% (снижено с 22% в апреле 2008 г.) и 40% (очень высокие доходы). Ставка в 10% была ликвидирована. В апреле 2010 г. планируется внедрить новую, более высокую ставку для больших доходов: 45%. Стандартная ставка НДС должна быть снижена с 17,5 до 15% до конца 2009 г. Акцизы на табак и алкоголь — одни из самых высоких в Западной Европе.

Отраслевая структура экономики Великобритании

Структура ВВП:

  • сельское хозяйство — 1,3%;
  • промышленность — 24,2%;
  • услуги — 74,5%.

В Великобритании производится порядка 3,1% общемирового ВВП. В общемировом экспорте товаров и услуг доля Великобритании составляет 4,5%, а в импорте — 5,1 %.

В промышленности Великобритании большую роль играют добывающие отрасли. Но надо заметить, что при одновременном закрытии шахт идет наращивание добычи нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря. Нефтедобыча ведется с применением самых передовых технологий бурения на буровых платформах. British Petroleum и англо-голландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка. В обрабатывающей промышленности приоритетом пользуются следующие отрасли:

  • транспортное машиностроение (12,4% всего промышленного производства), где выделяются автомобилестроение (национальные компании и филиалы иностранных компаний Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Honda, Nissan, Toyota), судостроение (в том числе производство судового оборудования и строительство буровых платформ), аэрокосмическая промышленность — третья в мире после США и Франции, производящая гражданские и военные самолеты (British Aerospace, Harrier, Tornado, Euro fighter), вертолеты «СиКинг» и «Линко», авиадвигатели «Роллс-Ройс», оборудование для европейского концерна Airbus Industry;
  • пищевая промышленность (12,5% всего производства), включая производство знаменитого шотландского виски, джина и молока;
  • общее машиностроение: производство сельскохозяйственной техники и станков, включая производство текстильного оборудования (Великобритания — седьмой в мире производитель в мире станков);
  • электроника и электротехника: компьютеры (включая таких производителей, как IBM и Compaq); программное обеспечение, средства телекоммуникаций (волоконная оптика, радары и т.п.); медицинское оборудование; бытовая техника;
  • химическая промышленность: фармацевтика (Великобритания — четвертый в мире производитель лекарств); агрохимия; парфюмерия; новые материалы и биотехнологии;
  • производство металлов (10,8% всего промышленного производства);
  • целлюлозно-бумажная промышленность.

Развитие современной промышленности Великобритании определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает в Европе самым высоким научно-техническим потенциалом и занимает второе место в мире после США по числу Нобелевских премий, полученных ее учеными. Важнейшими открытиями британцев являются структура ДНК, суперпроводимость, радиоастрофизика, клонирование, озоновая дыра, компьютерная томография. Общепризнано мировое господство Великобритании в электронике и телекоммуникациях (одна только British Telecom осуществляет около тысячи научно-исследовательских открытий в год), химии (фармацевтика, новые материалы, биотехнологии), аэрокосмической промышленности (самолеты Concord, самолеты вертикального взлета и посадки, радары, системы слежения за воздушным движением).

Расходы на научно-исследовательские работы (НИОКР) составляют 1,88% ВВП в год, в том числе 31,36% всех расходов финансируется государством.

Хорошо зарекомендовала себя строительная отрасль Великобритании. Мировым признанием высокого качества построек британцев служит тот факт, что Евродиснейленд под Парижем, олимпийские объекты в Атланте, аэропорт в Гонконге построены английскими фирмами.

В то же время в Великобритании низкая квалификация рабочей силы в промышленности, однако в последние годы в связи с действием широкомасштабных государственных программ инвестирования НИОКР это положение улучшается.

Сектор услуг представлен такими отраслями, как финансы и туризм. 25% ВВП страны создает сектор финансовых услуг. В нем занято 12% людей трудоспособного возраста, а Лондон является мировым финансовым центром, одной из финансовых столиц планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (кроме британских банков в Лондоне представлены 50 крупнейших банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными акциями, операции с драгоценными металлами. Вторая по значимости отрасль сферы услуг — туризм, здесь занято 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд долл. Лондон — крупнейший туристический центр мира.

В энергетике страны большую роль играет частный сектор, представленный компаниями British Petroleum, Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

Сельское хозяйство Великобритании высокотоварно, при этом его доля в ВВП страны самая маленькая среди развитых стран, меньше только у Германии. Великобритания обеспечивает себя продуктами питания наполовину. Основные сельскохозяйственные культуры — пшеница, овес, сахарная свекла, ячмень, пшеница. Животноводству страны был нанесен значительный ущерб из-за эпидемии губчатого энцефалита («коровье бешенство»), поразившей крупный рогатый скот. В целях безопасности была уничтожена одна треть поголовья коров.

Великобритания, как и все ведущие страны мира, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под английским каналом сделало связь Великобритании с континентом еще более устойчивой. Показательны успехи страны в развитии гражданской авиации. British Airways на сегодняшний день — одна из крупнейших авиакомпаний мира (если считать долю се участия в иностранных и английских компаниях), а лондонский аэропорт Heathrow — очень важная авиационная гавань мира.

Крупнейшие порты страны: Абердин, Белфаст, Бристоль, Кардифф, Дувр, Глазго, Гул ль, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Плимут, Питерхэд, Скапа Флоу, Саутгемптон, Фалмут, Тис, Тайн. Торговый флот Великобритании состоит из 155 кораблей.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Великобритании

Развитие малых и средних предприятий в Великобритании в последние годы стимулируется государством, для них предоставляются различные налоговые льготы. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Великобритании находится на среднем уровне в ЕС. Так, в расчете на тысячу жителей в Великобритании 46 малых и средних предприятий (общий уровень по ЕС — 45). Вместе с тем их доля в ВВП не очень значительна (50-53%).

Британские компании являются очень крупными, и в списке 500 крупнейших компаний мира на 2007 г. их 33. Серьезная цифра, если учесть, что итальянских в этом списке — всего 10.

Крупнейшие компании Великобритании, вошедшие в список Fortune Global 500 в 2007 г.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы

Хотя Великобритания с 1973 г. является членом ЕЭС, она традиционно с давних пор геополитически, впрочем, и экономически, больше тяготеет к США, чем к Европе. Львиная доля английских инвестиций приходится отнюдь не на Старый Свет, а на США и страны Содружества, включая Канаду, Австралию и бывшие колонии британской короны.

Великобритания представляет собой страну с высокоразвитой, сильной и независимой экономикой. Но сегодня обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся ролью Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров — с другой стороны.

Если до начала 70-х годов XX в. Великобритания дистанцировалась от ЕС, то начиная с этого времени на фоне «развития интеграционных процессов в регионе» Великобритания начинает все теснее сотрудничать со странами Западной Европы, видя в них не конкурентов, как раньше, а взаимовыгодных партнеров. Нельзя не отметить своеобразную культуру Великобритании — обычаи и традиции британцев влияют на политику, экономику, праздники и повседневный быт англичан.

За последние 20 лет в английской экономике были проведены следующие преобразования: 1) сокращен государственный сектор (были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal); 2) снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; 3) проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов); 4) осуществлено некоторое ужесточение системы социального обеспечения.

Огромную роль для Великобритании сыграл приход к власти М. Тэтчер в 1979 г. Важным направлением политики повышения конкурентоспособности британской экономики и обеспечения экономического роста стало дерегулирование хозяйства. В 80-90-е годы были сняты многие административно-правовые ограничения деятельности бизнеса, упрощены процедуры регулирования. Упразднен контроль над заработной платой, ценами и дивидендами, существенному дерегулированию подвергся рынок труда. Ликвидированы сертификаты на промышленное строительство, служившие административным инструментом региональной политики. Было ослаблено регулирование сферы НИОКР. Политика дерегулирования охватила банковско-кредитную и валютную сферы. В 1979 г. был ликвидирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов между Великобританией и другими странами.

В результате проведения реформ неолиберального толка в Великобритании руководству этой страны в лице М. Тэтчер удалось достичь впечатляющих успехов. После стагнации конца 70-х годов XX в. через несколько лет после начала реализации реформ экономическая ситуация в стране стала улучшаться: ускорился экономический рост, снизилась безработица, уменьшилась дефицитность государственного бюджета. Впрочем, безработица в Великобритании и сейчас находится на более низком уровне, чем в среднем по ЕС. Интересен с социальной точки зрения и эффект от так называемой демуниципализации. Стремясь приобщить основные категории рабочего класса и «новых средних слоев» к собственности, правительство в 80-е годы осуществляло распродажу в частное пользование муниципального жилого фонда, причем по санкционированным из центра льготным ценам. В результате за 80-е — начато 90-х годов свыше 1,2 млн британских семей смогли выкупить дома, в которых они проживали, и стать их владельцами. Всего же благодаря этой и другим мерам 70% из 20 млн.британских семей владеют собственным домом. Не случайно популярность М. Тэтчер резко возросла.

М. Тэтчер могла бы возглавить правительство страны в нынешних условиях. Так считают 27% британцев, выяснили эксперты, проводившие опрос для газеты The Daily Telegraph. М. Тэтчер признана лучшим премьер-министром Великобритании со времен Второй мировой войны (1979-1990 гг.). Такого мнения придерживаются 34% британцев. Уинстон Черчилль (1951 — 1955 гг.) набрал 15% голосов. Еще 18% затруднились с ответом.

Экономические проблемы Великобритании

В последние годы значительно интенсифицировался приток рабочей силы в Великобританию. Иногда это порождает межэтнические столкновения. В Британии насчитывается 700 медресе, где по аналогии с христианскими воскресными школами после занятий в обычных школах обучается около 100 тыс. детей. Расширение ЕС привело и к значительному увеличению белой иммиграции.

Неравномерными были и показатели прироста населения по территории страны. В Англии, в которой проживает более 80% граждан Соединенного Королевства, темпы прироста населения в 1991-2003 гг. превысили 4%, однако если в Лондоне эта цифра была выше 8%, то количество жителей на северо-востоке региона упало на 1,8%. В Уэльсе население выросло на 2,3%, достигнув порядка 3 млн человек, в Северной Ирландии — на 5,9% (1,7 млн), а в Шотландии сократилось на 0,5% (более 5 млн). В то же время из-за внутренней миграции единственным британским регионом, теряющим население, была Англия, а из городских центров наибольшая депопуляция наблюдалась в Лондоне, из которого в 2002 г. выехало на 100 тыс. человек больше, чем въехало в столицу.

Низкая производительность труда в промышленности, несколько ниже, чем во Франции и в Германии.

Однако наиболее острой текущей проблемой для Великобритании на 2009 г. является преодоление спада, вызванного текущим мировым экономическим и финансовым кризисом. Снижение ставки рефинансирования, скупка государством неликвидных активов еще пока не дают ожидаемых результатов.

Среди достижений последних лет в Великобритании можно отмстить улучшение условий ведения малого бизнеса, упорядочение системы социальных льгот, все более растущий уровень толерантности в обществе (разрешены однополые партнерства, относительно благополучны вопросы национальных отношений), уровень демократии и зашиты прав человека в Великобритании, что может являться образцом не только для России, но и для ряда стран ЕС.

Внешнеэкономические связи Великобритании

Внешняя торговля Великобритании отличается отрицательным балансом.

Экспорт в 2008 г. составил 464,9 млрд долл., импорт — 636 млрд долл., что имело следствием ощутимый дефицит в размере 171 млрд долл.

В связи с резким скачком цен на нефть в конце XX в. и развитием месторождений североморской нефти доля полуфабрикатов в товарном экспорте Великобритании к 1999 г. достигла 86% по сравнению с 70% в 80-х годах XX в. В том же году на машины и транспортные средства приходилось 48% экспорта. В последние пять лет в экспорте Великобритании возрастает значение продукции аэрокосмической, химической и электронной промышленности, и в то же время уменьшается доля текстильных товаров.

Поданным Международного торгового центра, в последние годы на мировом рынке Великобритания была крупным поставщиком авиационного оборудования, турбореактивных двигателей, навигационного оборудования, а также предметов искусства, спиртных напитков, книг, бриллиантов.

География экспорта: страны ЕС — 56% (Германия — 12%, Франция — 10%, Нидерланды — 8%), США — 12%.

Импорт состоял из промышленных товаров (около 50% импорта), продукции машиностроения, продовольствия.

География импорта: страны ЕС — 53% (Германия — 14%, Франция — 10%, Нидерланды — 7%, Ирландия — 5%), США — 13%.

Очень высока вовлеченность в международный оборот британской электронно-вычислительной техники, за границу вывозится около 90% продукции данной отрасли. На экспорт идет свыше 70% продукции экспортной промышленности, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией — тракторостроение, производство текстильного и горношахтного оборудования. Великобритания занимает одно из первых мест по экспорту вооружения.

Сдвиги в экспортной структуре внешней торговли сопровождались изменениями в ее географическом направлении. В последние десятилетия происходит «европеизация» внешнеторговых связей Великобритании. То есть доля Западной Европы в британском экспорте достигла 63% в 2005 г. по сравнению с 48% в 1999 г. Подтверждением этого факта служит сравнительная характеристика взаимной торговли товарами в Европе.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. В среднем на одного человека приходится меньше у3 гектара сельскохозяйственных земель. не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. импортирует 4Д сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, У4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами – около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах. В юго-восточной части Англии естественных пастбищ совсем мало, в Северной Ирландии под ними занята У5 сельскохозяйственных земель, в горных районах Англии и Уэльса – 1/3, а в Шотландии – часть земель.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле, и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем . Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. и растениеводство дают соответственно 65 и 23 % стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части Великобритания. Стада крупного рогатого скота насчитывают свыше 14 млн. голов, а овец – вдвое больше. Увеличивается поголовье свиней – теперь их около 8 млн. Выращивание домашней птицы и производство яиц сконцентрированы на больших птицефабриках вокруг основных центров потребления.

Основная отрасль животноводства – разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. дали много пород крупного рогатого скота. Различные породы традиционно разводятся в определенных районах: из молочных на юге Девона – красные девонские коровы, а севернее – светлые, с большими рогами, в Дорсете – черно-белые. Специально выведены мясные породы – знаменитая герфордширская, шортхорн (короткорогая) и абердин-ангус.

В течение более полутора столетий продажа племенного скота является важной статьей дохода. Во многих странах мира имеются породы крупного рогатого скота, выведенные в Великобритании. Самое большое коров герфордширской породы находится, например, не в Великобритании, а в Советском Союзе.

В течение нескольких столетий, начиная с XIII в., была одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Овцы разводились практически везде.

Как , так и получали большие доходы от производства и продажи шерсти и шерстяных изделий. настоящего времени - – председатель лордов восседает в парламенте на мешке с овечьей шерстью, напоминающей о бывшем источнике богатства нации. В наши дни дает всего 1 % стоимости сельскохозяйственной продукции, и овец разводят в основном ради ягнят, которые идут на . В Великобритании выведено около 30 пород овец. Больше всего овец разводят в горных районах Уэльса, Северной Англии и ходов не компенсировался увеличением рыночных цен на продукты питания. 10 тыс. мелких и средних хозяйств находятся сейчас на грани разорения.

Транспорт и внешние экономические связи. Поскольку Великобритания – островное, все ее внешние перевозки и связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской , в том числе 1/10- на каботаж.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – , Саутгемптон, Ливерпуль, и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями, протяженностью более 800 тыс. км, почти со 100 странами . Львиная перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эруэйз» – одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также , и – обеспечивают % всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами ( – и Харидж – ), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает и во столько же раз – . В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей. К середине 1970-х годов британских железных дорог составляла не-сколькоболее 18 тыс. км, из которых 20% были электрифицированными.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния между Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то время нее еще мало современных автострад, а остаются самыми перегруженными в мире – 39 автомобилей на 1 км дорог.

Хозяйства Великобритании была бы неполной, если бы мы не отметили традиционную и всевозрастающую роль в экономике страны внешних экономических связей. С 1965 по 1977 г. оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной , удвоился , с другой – быстро растут иностранных монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос «невидимый ». Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны. В настоящее время вывозится у3 производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.Штаты Америки, на которые приходится У7 всего британского импорта и экспорта. В поисках новых рынков Великобритания расширяет торговлю с социалистическими странами.

Меняется также состав ввозимых товаров. Начиная с 1969 г. общая импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышает стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Хотя Великобритания все еще остается крупнейшим в мире импортером продовольствия, за 20 последних лет доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составляет теперь 15%. Страна продолжает ввозить (в основном ), натуральный каучук, почти все цветные и редкие , более половины железной руды. Однако в зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья. Зависимость от ввоза топлива уменьшится в ближайшие годы, по мере увеличения добычи североморской нефти.