Установление ориентиров роста денежной массы

Прямые количественные ограничения.

1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

2 Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3. Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» банкам – резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.

Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной массы.

Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. Ориентиры роста денежной массы определяются, в частности, на основе таких макроэкономических показателей, как динамика валового внутреннего продукта (ВВП), уровень роста цен в прогнозируемом периоде, и устанавливаются на контрольный период (как правило, на год), в течение которого могут корректироваться.

В настоящее время Банк России в качестве ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2.

Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. С учетом ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен, Банк России считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонение фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики" на очередной год устанавливается диапазон прироста денежного агрегата, на который ориентируется Банк России при реализации выработанной денежно-кредитной политики. Например, в 2008 г. темп прироста денежного агрегата М2 составил около 28%, что находилось в рамках диапазона, предусмотренного основными направлениями на 2008 г.

Основным источником увеличения денежной массы в Российской Федерации в условиях экономического роста был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций, который в 2007-2008 гг. превышал увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. За 2008 г. прирост требований банков к нефинансовым организациям и населению составил 30%. Важным источником формирования денежной массы являлось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в январе-сентябре 2008 г. выросли на 17,1%.

Несмотря на снижение со второго полугодия 2007 г. темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007-2008 гг. В условиях кризиса произошло сжатие денежной массы. Темпы прироста рублевой денежной массы в течение 2009 г. были отрицательными. На 1 октября 2009 г. ее сокращение составило 8,4%.


2.3.7. Эмиссия облигаций Банка России

В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществляет эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций.

Облигации Банка России (далее - ОБР) - это инструмент, в который кредитные организации могут инвестировать свободные остатки денежных средств, находящиеся на их корреспондентских счетах с целью получения дохода в виде процента при отсутствии риска.

В результате инвестирования свободных резервов банков в ОБР снижается уровень ликвидности банковского сектора и ограничивается рост денежной массы. Важно отметить, что облигации Банка России, приобретенные кредитными организациями, могут использоваться ими в качестве базового инструмента при совершении сделок РЕПО и как залоговое обеспечение при получении кредитов Банка России, поскольку они включены в Ломбардный список. Таким образом, выпуск и обращение облигаций Банка России является действенным инструментом регулирования денежной массы.

Выпуск облигаций Банка России впервые был осуществлен в конце 1998 г. с целью направленного размещения свободных денежных средств банков, выстоявших в условиях финансового кризиса. Однако вплоть до 2004 г. облигации Банка России не имели широкого обращения и не получили значимого развития как инструмент денежно-кредитного регулирования. Но с ростом объемов поступающей в страну валютной выручки и обострением проблемы стерилизации избыточной денежной массы этот инструмент оказался востребованным.

Объем каждого выпуска облигаций определяется с учетом рассчитанного согласно ст. 44 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров Банка России решения о выпуске облигаций. Этот предельный размер устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-Φ3 "О рынке ценных бумаг" облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Эмиссия облигаций осуществляется без государственной регистрации выпуска и без проспекта эмиссии.

Размещение и обращение облигаций осуществляется только среди российских кредитных организаций, заключивших с Банком России соответствующий договор. Способ размещения - закрытая подписка. При размещении и впоследствии при погашении облигации оплачиваются денежными средствами в валюте РФ в безналичном порядке.

В 2006-2008 гг. Банк России активно использовал операции с собственными облигациями в качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности. Операции Банка России с собственными облигациями служат инструментом воздействия на ставки денежного рынка на срок 3-6 месяцев. Однако рынок ОБР характеризуется низкой ликвидностью и высокой концентрацией выпусков в портфелях небольшого круга участников. На состоявшихся в январе-сентябре 2008 г. аукционах по размещению ОБР кредитные организации приобрели облигаций на сумму 75,7 млрд руб., а на вторичном рынке - 2,3 млрд руб. Средневзвешенные ставки на аукционах по размещению ОБР в рассматриваемый период составляли от 4,73 до 6,44% годовых. В 2009 г. возможности использования данного инструмента были ограничены ввиду низкой активности кредитных организаций.


2.3.8. Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к ним можно отнести:

1) установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и на привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, количественные ограничения на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;

2) введение предельных размеров процентных ставок по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Банком России в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

3) установление фиксированного соотношения процентных ставок коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и ценой их последующей перепродажи в виде кредита, или разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям банков). Так, при предоставлении Банком России централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 г.) устанавливался предельный размер маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять три процентных пункта.

В настоящее время Банком России прямые количественные ограничения не применяются.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум­марный спрос и предложение денег.

Основным принципом политики валютного курса является ры­ночное курсообразование с использованием режима управляемого плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меня­ющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использова­ние режима плавающего курса не предполагает установления коли­чественных ориентиров курсовой динамики.

Политика валютного курса осуществляется с учетом мониторин­га широкого круга индикаторов состояния международных финан­сово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры. Меры политики валютного курса должны быть направ­лены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлека­тельности вложений в российские финансовые активы. Усилия Бан­ка России направляются на дальнейшее развитие внутреннего валют­ного рынка, обеспечение равных возможностей доступа на него всех экономических агентов, а также устранение несбалансированности спроса на иностранную валюту и ее предложения.

Банк России осуществляет действия по либерализации валют­ных отношений, способствующие улучшению инвестиционного кли­мата в стране. Особое внимание уделяется мероприятиям, направ­ленным на сокращение утечки капитала из страны.

Установление ориентиров роста денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких пока­зателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. К числу основных показателей денежной массы относятся: ■ уровень инфляции; ■ скорость обращения денег, ■ уровень спроса на денежную массу; ■ темпы роста денежной массы; ■ уровень монетизации экономики (коэффициент монетиза­ции); ■ структура денежной массы; ■ значение денежного мультипликатора, рассчитанного по де­нежной базе в широком определении; ■ динамика денежного мультипликатора; ■ уровень спроса на кредитные ресурсы; ■ скорость оборачиваемости денежных средств кредитных орга­низаций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России; ■ ликвидность в банковской системе, в том числе отношение остатков средств на корреспондентских счетах к депозитам нефинан­сового сектора экономики, объем остатков средств на корреспондент­ских счетах, объем депозитов коммерческих банков в Банке России.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление, лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные огра­ничения, касающиеся всех кредитных организаций, в исключитель­ных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев Банк России имеет право только в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписа­ний Банка России, непредставления информации, представления не­полной или недостоверной информации. Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций Банк России может в случае неисполнения в установленный им срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Применять прямые количественные ограничения Банк России может только в исключительных случаях и в целях проведения еди­ной государственной денежно-кредитной политики. Решения Сове­та директоров Банка России по вопросам прямых количественных ограничений обязательно публикуются в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия решений.

6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из направлений единой государственной кредитно-денежной политики;

7) прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными

организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применить прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультации с Правительством РФ;

8) эмиссия облигаций от своего имени, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования.

Имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России и проведением операции поэтому с 2002 г. операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводятся.

2. Проблемы и диспропорции Банка России

Среди проблем, стоящими перед Центральным Банком Российской Федерации, важными являются: высокий уровень инфляции; низкая эффективность банковского надзора; технически несовершенная система проведения платежей; слабость национальной валюты. Рассмотрим проблемы и пути из решения более подробно.

2.1 Высокий уровень инфляции

Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен. Однако необходимо дать некоторые комментарии к этому наиболее часто встречающемуся определению. В нем одно из наиболее распространенных последствий инфляции смешивается с ее сущностью. Дело в том, что рост цен – характерный инфляционный признак в современной рыночной экономике. Уровень инфляции измеряют разными способами, но всегда показатели отражают, насколько повысились цены.

Суть инфляции более точно можно понять, связывая ее с нарушениями закона денежного обращения и прежде всего несовпадением динамики денежной массы и номинального ВНП. Примерно такой же точки зрения придерживался и известный экономист М. Фридман. При этом при опережающих темпах роста денежной массы по сравнению с увеличением номинального ВНП возникают инфляционные процессы, а при обратном соотношении рассматриваемых показателей – дефляция. Хотя последняя – это более редкое явление, все же она иногда встречается.

Следует отличать инфляцию и дефляцию, которые носят макроэкономический характер, вызваны общеэкономическими причинами и затрагивают практически все товары и услуги, хотя и в разной степени, от изменения цен по отдельным продуктам, возникающих в результате воздействия локальных факторов. К ним, в частности, можно отнести сезонное снижение цен на овощи и фрукты из-за резкого увеличения их предложения, повышение цен на туристические путевки в сезон массовых отпусков и т.д. Эти микропроцессы связаны, конечно, и с общим характером изменения цен в стране, но не они являются основной причиной инфляционных и инфляционных процессов.

При опережении темпов роста денежной массы темпов роста реального ВНП, например за счет чрезмерной эмиссии денег, последствия будут следующие.

В административной системе образуется дефицит товаров. Относительный избыток денег при фиксированных ценах ведет в соответствии с законом денежного обращения к их обесценению. На ту же сумму можно приобрести меньшее количество товаров. Потребители же, исходящие из номинальной стоимости денег, стремятся приобрести большее количество товаров, чем это можно сделать при имеющихся ценах.

В рыночной экономике нарушение соответствия спроса и предложения на рынке продуктов и услуг приведет к компенсирующему росту цен при том же предложении денег.

Применительно к рыночной экономике выделяют две основные формы инфляции – спроса и предложения.

Суть инфляции спроса можно выразить достаточно образно: слишком много денег «охотится» за малым количеством товара, т.е. совокупный спрос заметно превосходит совокупное предложение.

Инфляция издержек означает, что совокупный спрос практически не растет, а, может быть, даже уменьшается, а издержки и цены повышаются.

В реальной экономике инфляция спроса и издержек тесно взаимосвязаны, эти формы могут переходить одна в другую или действовать в разных секторах экономики.

В то же время между двумя формами инфляции имеется существенное отличие. У инфляции спроса нет естественного ограничителя. Инфляция издержек ограничивает сама себя, поскольку из-за роста последних уменьшаются предложение товаров, объем производства и занятости, а это ведет к стабилизации цен и издержек. Но если нет факторов, которые способствуют росту деловой активности, то инфляция издержек может перейти в стагфляцию, при которой объем производства практически не растет, а цены медленно поднимаются.

Считается, что состояние финансов и денежного обращения в стране более или менее нормальное, если выполняются два условия.

1. Доходы владельцев ресурсов увеличиваются с небольшим отставанием от темпа цен (при постоянном объеме производства, а также отсутствии сдвигов в производительности труда и структуре капитала).

2. Скорость обращения денег приблизительно постоянна.

Нарушение хотя бы одного из этих условий может оказаться достаточным для перехода в гиперинфляционный режим.

2.2 Низкая эффективность банковского надзора

С переходом Российской Федерации на рыночную экономику банковская система России претерпела существенные изменения, т.е. от многобанковской структуры перешла к двухуровневой системе с Центральным банком РФ на верхнем уровне и всеми видами кредитных организаций на втором уровне.

Двухуровневая банковская система имеет как несомненные достоинства, так и определенные недостатки. Положительными моментами является то, что ЦБ РФ обладает реальными возможностями координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций, может поддерживать с ними не только прямую, но и обратную связь. Двухуровневая система предполагает многообразие банковских организаций, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций. Однако банковская система имеет и недостатки. Так, укрупнение банковской системы затрудняет контроль за денежной массой. Ошибки в политике ЦБ РФ при его огромной власти могут сказаться как на банковской системе, так и на экономике государства в целом.

Согласно ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке РФ" Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов. Главные цели банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.


Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 70-х годах инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режима плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы стали устанавливаться в США, в 1976 г. - во Франции, в 1977 г. - в Великобритании и Японии. В настоящее время этот процесс наблюдается во многих странах, однако роль целевых ориентиров в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних: в форме контрольных цифр (во Франции), депозита (в США), прогнозов (в Японии).
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каковы основные задачи банковского надзора?
Назовите основные государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью кредитных организаций.
Какие основные целевые установки банковского регулирования отображены в Инструкции ЦБ РФ № 1?
ГЛОССАРИЙ
Валютное регулирование- регулирование валютного курса посредством прово-димой денежно-кредитной политики и валютными интервенциями, т. е. через куплю- продажу Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Источник средств для валютной интервенции- официальные валютные (иногда золотые) резервы и кредиты по соглашениям «своп» между Центральными банками разных стран.
Денежно-кредитная политика Центрального банка- совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.
Длинная открытая валютная позиция- активы и внебалансовые требования, количественно превышающие пассивы и внебалансовые обязательства.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка составляют:
процентные ставки по операциям Центрального банка;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Корпоративные долговые обязательства- облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и др.
Короткая открытая валютная позиция- пассивы и внебалансовые обязательства количественно превышающие активы и внебалансовые требования.
Механизм регулирования денежно-кредитной политики - административные и экономические методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
Нормативы обязательных резервов - обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральный банк, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Операции на открытом рынке - купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг; краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Операции на открытом рынке лимитируются.
Основные направления денежно-кредитной политики- анализ состояния и прогноз развития экономики страны и основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Открытая валютная позиция - разница остатков средств в иностранных валютах, которые формируют количественно несовпадающие активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в отдельных валютах.
Процентная политика- процентные ставки по операциям Центрального банка. Центральный банк регулирует уровень процентных ставок через фиксацию ставки рефинансирования и контроль ставок кредитных учреждений.
Прямые количественные ограничения- это установление лимитов на финансирование банков и на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Рефинансирование- предоставление Центральным банком кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также через механизм организации кредитных аукционов. Формы, порядок и условия рефинансирования меняются.
Рестрикционная денежно-кредитная политика- ограничительная политика, направленная на ужесточение условий предоставления кредита и повышение уровня процентных ставок.
Стратегия денежно-кредитной политики- планирование возможных изменений на денежном рынке длительной перспективе, позволяющее предвосхитить грядущие колебания конъюнктуры и учесть их.
Установление ориентиров роста денежной массы - целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы определяемые исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Экспансионистская денежно-кредитная политика- поощрительная политика, направленная на расширение масштабов кредитования, понижение уровня процентных ставок и ослабление контроля над приростом количества денег в обращении.
Эмиссия - выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах.
Эмиссионная деятельность - прерогатива Центрального банка страны, связанная с печатанием, дизайном или оформлением денежных купюр, разработкой способов защиты их от подделки, а также изъятием денежных купюр и ценных бумаг из оборота и минимизацией затрат на эмиссию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон "О банках и межбанковской деятельности № 17-фЗ от 03.02.96 г."».
Мхнтарян Ю.И. и др. Организация управления банковской деятельностью. Новосибирск, 1994.
Банковское дело/Под ред. Лаврушина О.И. М., Банковский биржевой научно- консультационный центр, 1992.
Банковское дело/Под ред. Колесникова В.И. и др. М., Финансы и статистика, 1997.
Инструкция № 1 ЦБ РФ.