Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут? Основы финансовой грамотности уже изучают в школах России – ЦБ

Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут? Основы финансовой грамотности уже изучают в школах России – ЦБ

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Занятия по финансовой грамотности стартуют в российских школах. На первых порах занятия будут носить факультативный характер, а в дальнейшем некоторые темы дисциплины будут изучаться в рамках таких общеобразовательных предметов, как обществознание, математика, история и география.

Первыми приобщатся к финансовой грамотности учащиеся в Татарстане, Саратовской, Волгоградской, Томской и Калининградской областях, а также в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях.

Учебники для курса разработаны в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ". Программа рассчитана как на детей, так и на их родителей.

Проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" реализуется Минфином с 2011 года. Цели проекта - содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом.

Уровень финансовой грамотности в России

Социсследования показывают, что Россия - далеко не аутсайдер в вопросах финансовой грамотности, сообщил ТАСС директор проекта, глава департамента международных финансовых отношений Андрей Бокарев. К лидерам по финансовой грамотности населения, по его словам, относятся Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. В этих странах обучение финансовой грамотности внедрено в программу школьного образования. При этом в России курс по финансовой грамотности охватывает как начальную, так и среднюю школу, а, например, в Великобритании он рассчитан только на учеников старших классов, отметил Бокарев.

По его словам, чаще всего у российских граждан отсутствуют такие финансовые навыки, как планирование бюджета и стремление отстаивать свои права в случае оказания недобросовестных финансовых услуг. "И это притом, что почти в 90% судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны", - заметил эксперт.

Как ранее заявлял ТАСС экс-министр финансов России Алексей Кудрин, уровень финансовой грамотности россиян надо тестировать регулярно, раз в 5 лет.

По словам Кудрина, накопленный в процессе реализации проекта опыт и лучшие практики региональных программ уже используются при разработке Национальной стратегии повышения финансовой грамотности. Экс-министр пояснил, что стратегия формулирует цель, задачи, основные направления, механизмы координации и другие ключевые параметры государственной политики в сфере финансового просвещения граждан. При этом проекты повышения финансовой грамотности существуют не только у Минфина, но и у ЦБ РФ, многих банков и финансовых организаций.

По результатам исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), проверявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников из 18 ведущих стран и экономик мира, Россия заняла 10-е место, расположившись в середине рейтинге между США и Францией, с результатом близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив далеко позади Италию. Более 80% российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения.

С начала учебного года российские школьники изучают новую дисциплину - финансовую грамотность. О том, как обустраивать порядок в личных финансах, как налаживать экономическую стабильность в семье, будут учить, начиная со вторых классов.

Пока проект реализуется как экспериментальный, уроки проводятся в качестве факультативов. В будущем планируется изучение данного предмета на уроках обществознания, ОБЖ, математики. Первыми принимают участие в эксперименте школы Калининградской, Волгоградской, Саратовской, Томской областей, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев и в Татарстане.

Экспертами из Министерства финансов разработан проект учебного пособия, призванного совершенствовать финансовую грамотность российского населения, развивать массовое экономическое образование. Причем развивать финансовую грамотность будут не только сами школьники, но также их родители, а также воспитанники детских домов и интернатов.

Возглавляет проект внедрения нового предмета Андрей Бокарев, руководитель международного департамента финансов при Минфине. По его мнению, российские граждане занимают примерно среднее место в мире по уровню финансовой грамотности, то есть мы, конечно, не лидеры, но при этом и не аутсайдеры. Однако есть проблема: наши сограждане мало внимания уделяют вопросам планирования семейного и личного бюджета. Как показывают данные социальных исследований, 90 процентов граждан России не составляют планы расходов на период более одного месяца.

Еще одним слабым местом глава международного департамента назвал неосведомленность населения о том, где и как они могут отстаивать свои права в тех ситуациях, когда им не оказали качественных финансовых услуг. Большинство полагает, что по таким поводам следует обращаться в отделения Сбербанка. О том, что можно обратиться в Роспотребнадзор или Центробанк, многие, к сожалению, даже не слышали. Редко кто вспоминает про организации защиты прав потребителей.

При этом, даже те граждане, которые знают о своих правах и том, в какой организации должны принимать их претензии, как правило, никуда не обращаются. Так происходит из-за крайне низкого уровня доверия к таким организациям. Большая часть российского населения не верит в возможность выиграть свое дело в споре с представителями банков. С другой стороны, как отмечает Андрей Бокарев, ситуация отнюдь не безнадежна: если дело все-же слушается в суде, то чаще всего (по данным исследования, около 90%) решения по искам принимаются в пользу пострадавшего потребителя.

Вот о том, где и как защищать свои финансовые права, и будут учить российских школьников в рамках нового проекта. Дети должны понимать ценность денежных средств, их зарабатывают трудом, а не достают из тумбочки. Поэтому школьники должны научиться считать деньги, правильно их хранить, делать накопления.

Также проблемой нашего общества является уверенность в том, что все финансовые потери, возникающие при неудачном инвестировании, непродуманно взятых кредитов, должно как-то компенсировать государство. То есть необдуманные решения сделаны гражданами самостоятельно, а отвечать предлагается государству. Такой несколько инфантильный менталитет россиян сложился в силу исторических причин, традиций и опять-таки недостаточного уровня финансовых компетенций.

Организаторы проекта с введением нового школьного предмета считают своей задачей изменить эту ситуацию, повысить уровень экономических представлений граждан, научить их грамотно планировать свой бюджет, вдумчиво относиться к вопросам кредитования, займов и личной ответственности за свою финансовую активность.

Каким должен быть финансово грамотный человек?

По мнению экспертов из Министерства финансов, это, во-первых, человек, который планирует личный бюджет на год вперед.

Во-вторых, финансово грамотный гражданин анализирует рынок банковских услуг, а не приходит в первый попавшийся банк заключать договор. Ведь вполне возможно, что в соседней финансовой организации можно получить более выгодные условия.

В-третьих, цивилизованный и грамотный человек знает все о своих правах, как и где их можно отстаивать.

В-четвертых, важное условие стабильности в любом бюджете, в том числе личном – наличие подушки безопасности. Должен быть определенный запас средств, чтобы продержаться в черные дни. Обстоятельства могут быть самые разные, можно потерять работу, может разориться банк. У грамотно планирующего свой бюджет человека должен быть запас денежных средств не менее заработка за три или четыре месяца.

Большинство наших людей, к сожалению, привыкли учиться на ошибках. Но ведь это совсем не обязательно. Пусть дети в школе получат знания о том, как правильно обращаться с деньгами. В школе у них много предметов, которые могут не пригодиться в жизни. Если вы не инженер и не математик, вряд ли когда-нибудь вам потребуется знание косинусов и котангенсов. А продукты питания мы покупаем каждый день. Это реальная жизнь, к ней надо тоже готовиться и распоряжаться своими средствами правильно, как цивилизованный финансово грамотный человек.

2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату, завися от работодателя, часто работая без выходных.

Ведь 93% богатства принадлежит 7% людей!

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными .

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и Вы увидите, что это относительно просто.

4. актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах – это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите как они живут.

Стратегия

5. Доходы и . Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать . Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды.

Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе. И здесь объём доходов и расходов не так важен, а важно то, что у вас остаётся.

6. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.

7. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.

Перспектива

8. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт).

Просто это показывает, что специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.

9. Сама по себе довольно проста, хоть и считается прерогативой специалистов и учёных. Неужели так сложно освоить, что деньги, которые Вы сохранили нужно разделить на 3 части: первая – на сбережение (в надёжный банк), вторая – на инвестирование (акции, облигации и т.д.), а третья – на благотворительность (помощь другим людям возвращается многократно).

Как видим все просто и все только в Ваших руках.

Помните, что 80% достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.

Школа является важнейшим социальным институтом, который помогает учащимся адаптироваться к условиям взрослой жизни. Современные дети, еще учась в школе, активно оперируют деньгами, покупают товары и пользуются банковскими картами, являясь участниками торговых взаимоотношений. Это требует от них владения определенным уровнем финансовой грамотности.

Разработка программы

Курсы финансовой грамотности включены в школьную программу в рамках предмета «Обществознание». Введение обучения детей финансовой грамотности как отдельной дисциплины пока нецелесообразно из-за объема информации и ее специфики: часть информации актуальна для детей начальных классов, часть будет полезна для учеников 6-7-х классов, на что-то следует обратить внимание в 8-м классе, когда проходит изучение экономических систем. Более подробно говорить о финансовой грамотности стоит в 10-11-м классе.

С 1 сентября 2016 года в российских школах стартовали занятия по финансовой грамотности. Первыми их включили в свою программу Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Саратовская, Калининградская, Томская области, Татарстан. В 2018 году обучение осуществляется уже в 72 регионах страны.

Необходимость введения новых предметов не говорит о том, что размываются границы традиционного образования. Это скорее попытка разнообразить формы и содержание обучения. Так, например, ранее был внедрен курс формирования антикоррупционного мировоззрения, сейчас добавилась программа обучения финансовой грамотности. В ближайшее время планируется запуск курсов правовой и цифровой грамотности.

Задачи проекта

Линия финансовой грамотности выделена в отдельный компонент школьного образования для подготовки ребенка не только к будущей жизни, но и к жизни настоящей. Задачами проекта обучения финансовой грамотности являются:


Работа педагогов

Для успешной реализации обучения финансовой грамотности в школах требуется решение двух главных вопросов:

  • обеспечение и подготовка необходимых информационных материалов;
  • подготовка педагогов для обучения новой дисциплине.

Проблема предоставления качественных учебных материалов с учетом возрастных особенностей учеников на сегодняшний день благополучно решена. Для их составления были привлечены специалисты банковского сектора, преподаватели вузов, финансисты, сотрудники отдела образования и другие компетентные участники.

Что касается второго пункта, то обучение педагогов финансовой грамотности было осуществлено на специальных курсах повышения квалификации, где они получили возможность ознакомиться с основами финансово-экономических связей в обществе. Что содержалось в плане обучения:

  • понятие инвестиций, ценных бумаг, кредита;
  • банковские операции;
  • виды мошенничества и способы защиты;
  • создание собственного бизнеса.

Как правило, такая программа рассчитана на 72 академических часа. К 2018 году в установленных федеральных учебных центрах прошли обучение 19 тысяч учителей, которые имеют право проводить обучение финансовой грамотности в школе.

Мировая практика внедрения обучения финансовой грамотности в школах показывает отличный результат. С чем должен ознакомиться ребенок в ходе занятий:

  • национальная денежная валюта и ее история;
  • иностранные, коллективные виды валют;
  • операции с деньгами;
  • семейный бюджет и его планирование;
  • защита от мошенников;
  • организация и оптимизация семейного бюджета;
  • долгосрочное управление финансами;
  • финансовые институты и взаимодействие с ними;
  • сбережения, кредиты, налоги, пенсии, страхование;
  • правовые аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников, трудоустройство и карьерный рост;
  • денежные вознаграждения;
  • организация частного предпринимательства;
  • управление личными финансами с учетом развития экономики.

Развивающая программа для дошкольников

Грамотности дошкольников в детских садах сегодня практически не проводится. Основной груз лежит на родителях: они объясняют ребенку, что то, что ему хочется, покупается на деньги, которые перед этим необходимо получить на работе.

В возрасте 4-7 лет должно сформироваться понятие о том, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает большие возможности, дарит радость. На этом этапе объясняются нормы поведения в магазине, транспорте (оплата проезда) и так далее в форме ролевых игр.

Начальные классы

В начальной школе дети начинают делать первые шаги во взрослую жизнь. Чтобы не растеряться и совершать меньшее количество ошибок, ребенку необходимо быть знакомым с азами финансовой грамотности, научиться считать и понимать, для чего существуют деньги. Введение в дисциплину начинают со 2-го класса, курс рассчитан:

  • 8 часов во 2-м классе;
  • 8 часов в 3-м классе;
  • 16 часов в 4-м классе.

В этот период дети знакомятся с понятием денег, их историей, видами и выполняемой функцией, а также определением семейного бюджета. Ознакомление происходит на уроках математики и окружающего мира.

Средние и старшие классы

На школьников 5-11-х классов в первую очередь ориентировано обучение финансовой грамотности. Дети этого возраста уже имеют базовые знания о деньгах, финансовых институтах, товарно-денежных отношениях. Они уже являются потребителями, начинают осваивать финансовые продукты и инструменты, пользуются информационными ресурсами (Интернет, приложения смартфонов).

Целью обучения является создание прямой связи между приобретаемыми знаниями и их применением в жизни. На уроках ребята в интерактивном формате ситуационного моделирования и ролевых игр учатся оценивать и принимать обоснованные решения. В такой форме подростки легче усваивают знания о финансовых рынках, продуктах и услугах, выстраивают адекватное восприятие рисков в этой сфере.

Методика

Для школьников начальной школы обучение проходит в более понятной игровой форме с учетом возрастных особенностей:

  • игры;
  • исследования;
  • проекты.

В ходе обучения формируются навыки работы с таблицами и схемами, анализа выступлений.

Методика обучения финансовой грамотности для школьников среднего и старшего возраста сводится к следующим способам:

  1. Ознакомление с материалом проходит в форме лекций, бесед. Текст стилистически должен быть адаптирован с учетом возрастной категории.
  2. Использование информационно-раздаточных материалов: буклетов, плакатов, брошюр, карточек.
  3. Применение телевизионных и мультимедийных средств, проекторов.
  4. Проведение игр, соревнований, тестов, конкурсов, открытых уроков, олимпиад.
  5. Разбор конкретных ситуаций в экономической области и поиск выхода из них.

Прикладные аспекты

Результативность программы обучения финансовой грамотности можно отследить по возрастанию интереса к участию в различных мероприятиях, конкурсах, форумах, олимпиадах, выставках, онлайн-соревнованиях, например:

  • региональные и городские конкурсы «Лучший предпринимательский проект среди учащейся молодежи»;
  • всероссийский конкурс «Финансовый баттл»;
  • научно-практические конференции;
  • конкурс «Школьники за продвижение глобального предпринимательства»;
  • конкурс проектных работ «Горизонты открытий»;
  • фестиваль «Северное созвездие» и другие.

Результаты обучения

После прохождения курса финансовой грамотности и успешного его усвоения в школе ученики для прикладного применения должны:


Неоценимо родительское участие в решение таких вопросов: как потратить карманные деньги, как накопить на нужную вещь, как приобрести качественную, но недорогую вещь и так далее. При совместной работе родителей и учителей полученные знания у детей помогут снизить напряжение в потребительском секторе, повысить финансовую грамотность, чтобы во взрослом возрасте не возникало денежных проблем и человек мог более уверенно себя чувствовать.

Финансовая грамотность в школе

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной деятельности, но и в рамках семьи.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений, ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели.

Хочу рассказать о том, как ведётся финансовое образование в нашей школе.

В целях формирования финансовой грамотности населения в нашей школе ежегодно проводится «Урок финансовой грамотности среди старшеклассников», который проводят совместно учителя обществознания и информатики.

В рамках курса по предпрофильной подготовки «Утверждай себя» проводятся занятия, деловые игры с учащимися по темам: направленные на умения принимать правильные решения в условиях быстро меняющихся цен, инфляции, учатся, как правильно пережить экономический кризис.

По плану работы классных руководителей, учителей - предметников проводится проектно-исследовательская деятельность, при помощи которой объясняется, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также - финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.

В соответствии с программой работы с одарёнными детьми «Наша надежда» с учащимися проводятся занятия, на которых формируются у школьников представления о финансах простым и понятным языком; дети приходят к осознанному выводу, что низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Во время урочной деятельности для решения практических задач широко применяются задания финансовой направленности, так при знакомстве с электронными таблицами школьники учатся выполнять расчёты затрат на коммунальные услуги (свет, воду, газ); учатся планировать, прогнозировать и экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы.

Формируя финансовую грамотность у обучающимихся наша школа работает в тесном сотрудничестве с другими образовательными учреждениями нашего посёлка и района и города. Особенно хотелось бы подробно остановиться на спец.курсе по финансовой грамотности, который проводится на базе нашей школы для 8 классов по программе, разработанной Волгоградским экономико-техническим колледжем. Курс ведёт педагог Городищенского центра ДТ Пирметова Е.Ю., используя рабочую тетрадь, учащиеся в системе выполняют различного вида задания: тесты, опросы, структурируя информацию, заполняют схемы, решают логические задания, решают кроссворды, играют в деловые игры и т.п. Курс состоит из 3 модулей: "Основы финансовой грамотности" (32часа), "Сбережения и банки" (32часа) "Предпринимательство и основы финансовой безопасности" (32часа), каждый модуль представлен несколькими темами, каждая тема имеет свою цель, основные понятия структурированы в глоссарий. В конце обучения дети получат удостоверения о прохождении по данному курсу.

По данной проблеме в школе осуществляется работа не только с учащимися, но и с родителями на родительских собраниях во время занятий по педвсеобучу по теме: «Финансовая грамотность – залог благополучия семьи», на которых родители делятся своим опытом, организуются встречи с представителями различных финансовых профессий, представителями сбербанка и пенсионного фонда, даются финансовые советы родителям, например, такие, как предотвратить похищение денег через СМС-спам.

Родителям разъясняется, что они должны открыть детям свои доходы и расходы (если не хотят этого делать, то могут предоставить любые устраивающие их цифры) для обучения составлению бюджета семьи. Предлагается установить определенную сумму карманных денег для того, чтобы ребенок мог научиться управлять своими деньгами.

На родительских собраниях, на занятиях по педвсеобучу, во время семинарах, практикумах родителям и детям предлагаются различные информационные ресурсы: (слайд с ссылками на эти ресурсы).

Данные сайты помогут разобраться с некоторыми вопросами? Такими, как: Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и свое имущество?

Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут потребителям повысить уровень финансовой культуры

Книги для детей и взрослых:

1.Данная книга ориентирована на детей в возрасте от 7 до 14 лет и выполнена в виде рабочей тетради с теорией, заданиями и местом для выполнения этих заданий. В книге рассматриваются не только вопросы связанные с азами финансовой грамотности, но и важные вопросы мотивации ребёнка к изучению этой самой финансовой грамотности.

2. Эта книга написана для совместного прочтения с родителями В ней описывается история маленькой девочки, которая приютила пса у себя дома. Ради того, что бы оставить пса, пришлось немало повоевать с родителями. Пёс оказался не простой, он умел говорить. Более того:) пёс был финансово грамотным, так как раньше жил у одного очень состоятельного бизнесмена.

По ходу книги, пёс помогает девочке постигать финансовую грамотность с азов - первый заработок, первый счёт, первые наёмные сотрудники и дальше, изучение всех премудростей финансового воспитания…

3. О тличное пособие для тех, кто часто задумываются о том, куда подевалась зарплата. И, особенно, для тех, кто редко с этим что-то делает. В книге рассматриваются типовые сценарии расходования средств и ведения бюджетов семьями разного достатка. Описана масса способов экономии средств и оптимизации трат на самые различные нужды .

4. Книга « Финансовая грамотность»- учебник по личным финансам, которые учитывают и достижения современной финансовой науки.

И другие…

«Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности,

чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь,

а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и успеху!

И хотелось бы закончить своё выступление словами Роберта Кийосаки:

"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество".