Технология последовательность выполнения строительных работ. Последовательность производства работ и возведения зданий. Мокрый способ бетонной стяжки

Технология последовательность выполнения строительных работ. Последовательность производства работ и возведения зданий. Мокрый способ бетонной стяжки

Строительство здания состоит из комплекса работ, выполняемых в определенной последовательности.
Прежде всего возводят подземную часть здания (нулевой цикл), выполняя земляные работы, устройство фундамента и цокольной части с укладкой перекрытия. Одновременно с этим прокладывают подземные коммуникации: трубы для холодной и горячей воды, отопления, канализации, подачи газа, телефонный кабель, электрокабель и т. д.
Выполнив нулевой цикл, приступают к возведению надземной части здания: стен, междуэтажных и чердачного перекрытий, лестничных клеток, перегородок, крыши, установке лифтов и др.
Строительство ведется в такой последовательности: на каждом этаже сначала возводят стены с лестничной клеткой, затем перекрытие над этажом. В домах каркасной конструкции сначала монтируют каркас, а потом навешивают стены.
Завершающим этапом строительства надземной части является устройство крыши.
По ходу работ ведется и монтаж отопления, вентиляции, санитарно-технического оборудования, электропроводки, установка дверных и оконных блоков. В панелях оконные блоки устанавливают на заводе. Когда стены выполняются из кирпича, крупных блоков или монолитного бетона, оконные и дверные блоки устанавливают или при возведении каждого этажа, или после возведения всего здания в целом.
Перед монтажом приборов отопления и открытых трубопроводов в кирпичных стенах оштукатуривают ниши для установки этих приборов.
Внутренние штукатурные и другие отделочные работы в многоэтажных зданиях должны производиться с верхних этажей, но для ускорения работ разрешается производить их до устройства кровли, начиная с нижних этажей здания, но при условии, если над отделываемыми помещениями смонтировано не менее двух перекрытий.
Деревянные рубленые дома оштукатуривают лишь после полной осадки их, но не ранее чем через год после возведения. Каркасные и щитовые деревянные дома, собранные из стандартных деталей и установленные на жестком основании, разрешается оштукатуривать вслед за окончанием сборки здания и устройством крыши.
Облицовку гипсовыми обшивочными листами (листами сухой штукатурки) разрешается производить в те же периоды, что и выполнение мокрой штукатурки, но при условии, что влажность воздуха в эксплуатационных условиях не превышает 60%.
Облицовка поверхностей керамической плиткой производится одновременно с оштукатуриванием или несколько позднее.
Внутренние отделочные работы, в том числе и штукатурные, должны производиться до устройства чистых полов, но после того как установлены перегородки, дверные и оконные коробки, встроенная мебель; выполнен монтаж систем внутреннего водопровода, канализации, отопления и, если требуется, установлены трубки для скрытой электропроводки.
Если поверхности облицовывают листами сухой штукатурки, то кроме того, должны быть закончены работы по устройству оснований под паркет и линолеум, а также оштукатурены отдельные места под отопительные и другие приборы. Все каналы и отверстия в облицовываемых конструкциях и установка в них различного оборудования должны быть выполнены заранее.
Выполнив и просушив штукатурку, приступают к подготовке основания пола под настилку линолеума или паркета. При этом сначала очищают основание от раствора, грязи и пыли, затем исправляют различные дефекты и грунтуют основание пола. Для улучшения звукоизоляции на полы наклеивают древесноволокнистые плиты в два слоя. Наклейку производят на битумных мастиках с предварительной огрунтовкой основания.
Через сутки приступают к настилке паркета или линолеума. Если линолеум настилают на теплой основе, то грунтовку не производят.
После настилки паркета или линолеума прибивают плинтуса, закрывают пол бумагой, затем пергамином или рубероидом для защиты пола от загрязнения и только потом приступают к выполнению малярных и обойных работ.
Выполнив эти работы, пергамин и бумагу убирают, линолеум протирают мокрой тряпкой, а паркет шлифуют шкуркой с помощью машин.
Настилка линолеума на теплой основе производится после выполнения малярных и обойных работ, но до постановки плинтусов, которые крепят позднее.
В этом случае швы между полотнами сваривают, выполняя эту работу или в заготовительных цехах, готовя ковры по размеру комнаты, или непосредственно на стройке в процессе настилки.
Иногда отделочные работы ведут так. Сначала основание под полы засыпают опилками или застилают пергамином, рубероидом, выполняют штукатурные и малярные работы, удаляют опилки, пергамин, исправляют дефекты основания, настилают паркет или линолеум с последующей прибивкой плинтусов.

При выполнении отдельных видов строительно-монтажных работ на объекте должны строго соблюдаться все технические условия. Поэтому планировать выполнение этих работ при составлении календарных планов необходимо в определенной технологической последовательности:

Обратную засыпку пазух в зданиях с подвальным этажом (т.е. при наличии котлованов) следует выполнять после устройства вертикальной гидроизоляции фундаментов и монтажа перекрытий; при производстве работ в траншеях засыпку пазух выполнять после устройства фундаментов;

Монтаж сборных конструкций, установку оконных и дверных блоков и других сборных элементов следует выполнять по возможности параллельно с кладкой наружных и внутренних стен;

Монтаж элементов каркасного, бескаркасного или крупнопанельного здания необходимо вести в последовательности, обеспечивающей пространственную жесткость и устойчивость конструкций;

Устройство кровли необходимо начинать сразу же после устройства коробки здания, чтобы создавался фронт для выполнения отделочных и других работ, требующий стабильной влажности и температуры;

Засыпка перекрытий в зданиях с чердачными помещениями производится после устройства кровли;

Работы по остеклению проемов желательно планировать в два приема:

а) наружное остекление – до штукатурных работ (вместо стекла для временного остекления можно использовать полиэтиленовую пленку);

б) внутреннее остекление – перед малярными работами;

Установку дверных блоков необходимо завершить до штукатурных работ;

Штукатурить стены разрешается только при наличии двух междуэтажных перекрытий над помещениями, где ведутся работы, а штукатурку потолков следует выполнять только после устройства кровли;

Малярные работы ведутся после штукатурных работ по просохшей поверхности и при наличии кровли;

Устройство полов (дощатых, цементных, мозаичных, плиточных) желательно планировать после штукатурных работ, или параллельно с ними, но при наличии достаточного фронта работ (интервала); настилка паркетных полов производится после штукатурных работ, а циклевку этих полов и устройство линолеумных полов необходимо выполнять после малярных работ;

Устраивать отмостку следует в период нулевого цикла, или уже после устройства кровли и наружной штукатурки;

Специальные работы (электротехнические, сантехнические и др.) следует разделить на устройство вводов, которые следует выполнить в период производства работ нулевого цикла, и на монтаж внутренних сетей водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения, газоснабжения и других, который необходимо завершить до штукатурных работ; установку осветительной арматуры осуществляется после малярных работ;


Составление календарного плана

При составлении календарного плана необходимо обеспечить соблюдение:

Нормативной продолжительности строительства объекта (по СНиП 1.04.03-85*);

Технологической последовательности выполнения строительно-монтажных работ;

Совмещение во времени выполнения различных видов строительно-монтажных работ;

Равномерность потребления трудовых, материальных и технических ресурсов;

Правил техники безопасности и охраны труда;

Под составление календарного плана подразумевается разработка его календарной части или, другими словами, линейного графика производства строительно-монтажных работ. Форма календарной части приводится в приложении.

В календарной части все строительно-монтажные работы изображаются в виде линий (отрезков), длина которых соответствует продолжительности этих работ в принятом масштабе времени. Работы в две смены изображаются двойными линиями (верхняя соответствует первой смене, а нижняя - второй).

Технологическая последовательность, а также степень возможного совмещения строительно-монтажных работ определяется и закрепляется, в соответствии с рекомендациями, изложенными выше, взаимным расположением отрезков, символизирующих соответствующие работы. Над каждым отрезком указывается продолжительность соответствующей работы и, в скобках, численный состав бригады, занятой выполнением этой работы.

При проектировании календарных планов нужно стремиться к тому, чтобы потребление всех ресурсов, трудовых в том числе, было, как можно более равномерно распределено по времени. В этом случае достигается ритмичность выполнения строительно-монтажных работ, что, в свою очередь является условием повышения производительности труда и сокращения сроков строительства.

Календарная потребность в трудовых ресурсах задается графиком движения рабочих, который разрабатывается после составления линейного графика производства строительно-монтажных работ календарного плана и размещается под ним.

График движения рабочих принято строить в форме эпюры, для чего суммарное количество рабочих за каждый день откладывается в соответствующем масштабе (например, 1мм соответствует одному человеку) по вертикали и соединяется линией по горизонтали.

Равномерность потребления трудовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента неравномерности движения рабочих (α).

Коэффициент неравномерности движения рабочих определяется по формуле:

Максимальное количество рабочих в день, определяется по графику движения рабочих;

Среднее количество рабочих;

Среднее количество рабочих в день определяется по формуле:

Планируемая трудоемкость всех работ по календарному плану, ч-дн;

Продолжительность строительства объекта по календарному плану, дни;

Если потребление трудовых ресурсов оказалось недостаточно равномерным, т.е. α>1,5, то календарный план подлежит оптимизации, что достигается изменением сроков выполнения отдельных видов работ или количества рабочих, занятых выполнением этих работ.

Определение технико-экономических показателей календарного плана

Оценка качества разработки календарного плана производится с помощью технико-экономических показателей, которые привидятся в таблице.

Технико-экономические показатели

№ п/п Наименование показателей Ед. изм. Количество
Норма План
1. Продолжительность в рабочих днях дни
2. Продолжительность в календарных днях дни
3. Трудоемкость ч-дн
4. Удельная трудоемкость ч-дн/м 3
5. Коэффициент неравномерности движения рабочих α 1,5
6. Коэффициент совмещения работ k св 2-5
7. Коэффициент сменности k см 1-3
8. Коэффициент продолжительности строительства объекта k t 0,6-0,9
9. Уровень производительности труда %

Планируемая продолжительность строительства, определенная по календарному плану, не должна превышать нормативной продолжительности строительства, которая предварительно определяется по СНиП 1.04.03.-85* «Нормы продолжительности строительства зданий и сооружений».

Нормативная и планируемая трудоемкость строительства объекта принимается по итогам колонок трудозатрат соответственно.

Удельная трудоемкость показывает затраты труда, которые приходятся на 1м 3 строительного объема здания.

Коэффициент совмещенности k св работ во времени и определяется делением суммарной продолжительности всех строительно-монтажных и специальных работ на планируемую продолжительность строительства объекта.

Плановая продолжительность строительства;

Коэффициент сменности определяется по формуле:

Показатель сменности n-й работы;

Продолжительность n-й работы;

Суммарная продолжительность всех строительных и специальных работ;

Коэффициент продолжительности k t определяется как отношение планируемой продолжительности строительства объекта к нормативной.

Уровень производительности труда определяется отношением нормативной трудоемкости всех работ к планируемой.

Приложения

Приложение А. Нормативная крутизна откосов

Производство работ в выемках с откосами без укреплений допускается при глубине выемки и крутизне откосов, указанных в таблице

Примечания.

1. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов назначают по наименее устойчивому виду.

2. К неслежавшимся насыпным относятся грунты с давностью отсыпки до двух лет для песчаных; до пяти лет – для пылевато-глинистых грунтов.

Приложение Б. Допустимые недоборы грунта в основании котлованов и траншей при разработке их одноковшовыми экскаваторами, см

Недоборы грунта при выполнении земляных работ одноковшовыми экскаваторами не должны превышать значения, приведенные в таблице.

При применении экскаваторов-планировщиков, экскаваторов с гидроприводом или обычного типа с ковшами, имеющими прямую режущую кромку, указанные в таблице недоборы могут быть уменьшены в 2 раза.

Приложение В. Подсчет объемов земляных работ при разработке котлована

Объем котлована

Ширина котлована по дну, м;

Длина котлована по дну, м;

Глубина котлована, м;

Коэффициент крутизны откосов земляных сооружений по СНиП 12-04-2002 (см. приложение А).

Определение объемов земляных работ при:

  1. Разработке грунта экскаватором в котловане с погрузкой его в транспортные средства

Объем фундаментов;

Объем подвальной части здания, расположенной ниже уровня поверхности земли;

  1. Разработка грунта экскаватором в котловане с отсыпкой его в отвал
  1. Зачистка дна котлована вручную (принимается в количестве 3% от объема грунта разрабатываемого экскаватором)
  1. Обратная засыпка пазух фундаментов механизированным способом (принимается в количестве 95% от объема грунта оставленного в отвале)
  1. Обратная засыпка пазух фундаментов вручную с трамбованием (принимается в количестве 5% от объема грунта оставленного в отвале)
  1. Послойное уплотнение грунта в пазухах фундаментов

Приложение Г. Ведомость подсчета объемов работ по кирпичной кладке

№ п/п Наименование стены Длина, м Высота, м Площадь стены, м 2 Количество и площадь проемов, м 2 Площадь стены без проемов, м 2 Толщина стены, м Объем кладки, м 3
Наружные стены
1. А-А 24,0 3,0 72,0 4×ОР 15-13,5 4×2,025=8,1 63,9 0,64 40,9
Итого по наружным стенам ∑=
Внутренние стены
2. 1-1 12,0 3,0 36,0 2×ДГ 21-9 2×1,89=3,8 32,2 0,38 12,2
Итого по внутренним стенам
Итого на этаж

Приложение Д. Ведомость монтажных элементов

Приложение Е. Ведомость подсчета объемов работ по заполнению и окраске проемов

Литература

  1. Данилов Н.Н., Булгаков С.Н., Зимин М.П. Технология и организация строительного производства – М., Стройиздат, 1987;
  2. Гаевой А.Ф., Усик С.А. Курсовое и дипломное проектирование – М., Стройиздат, 1987;
  3. Хамзин С.К., Карасев А.К. Курсовое и дипломное проектирование – М., ВШ, 1987;
  4. Пособие по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ для жилищно-гражданского строительства (к СНиП 3.01.01-85*) – ЦНИИОМТП Госстроя СССР, М., Стройиздат, 1989;
  5. Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства (справочное пособие) – ЦНИИОМТП Госстроя СССР, М., СИ, 1990;
  6. Дикман Л.Г. Организация жилищно-гражданского строительства (справочник строителя) – М., Стройиздат, 1990;
  7. Шахпаронов В.В. Организация строительного производства (справочник строителя) – М., Стройиздат, 1987;
  8. Одинцов В.П. Справочник по разработке проекта производства работ – К., «Будiвельник», 1982;
  9. СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;
  10. СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений»;
  11. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Ч.1»;
  12. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Ч. 2»;

Технологическая последовательность выполнения СМР

  • 1. Земляные работы: механизированные (Срезка растительного слоя грунта бульдозером, Разработка грунта экскаватором в траншеях (для зданий без подвалов, доработка грунта вручную);
  • 2. Фундаменты: сборные, монолитные (Монтаж сборных жб фундаментов);
  • 3. Гидроизоляция;
  • 4. Кирпичная кладка - Кирпичная кладка наружных стен, Кирпичная кладка внутренних стен,
  • 5. Монтаж ЖБК - Монтаж плит перекрытий и покрытий, Монтаж жб перемычек, Монтаж плит балконов и лоджий, Монтаж лестничных маршей и площадок.
  • 6. Перегородки;
  • 7. Кровля;
  • 8. Столярно-плотничные работы ;
  • 9. Облицовочные работы - Облицовка поверхностей стен керамической плиткой;
  • 10. Устройство линолеумных полов ;
  • 11. Малярные работы - Высококачественная клеевая окраска потолка, Окраска дверных полотен масляными составами, Окраска оконных заполнений масляными составами, Оклейка стен обоями;
  • 12. Штукатурные работы , например, улучшенная, высококачественная штукатурка;
  • 13. Сантех. работы ;
  • 14. Электромонтажные работы;
  • 15. Благоустройство, подготовка к сдаче и прочие.

Определение трудоемкости работ, выбор машин, определение сменности при разработке календарного плана

Трудоемкость работ определяется по формуле:

где n - норма времени; V- объем работ в натуральных измерителях; t- продолжительность раб смены в часах (8 ч). Состав звена определяется согласно ЕНиР.

Трудоемкость специальных работ принимается:

  • - для сантехнических работ в объеме 10 % от объема трудоемкости (в т.ч. черновые работы - 60 %, чистовые - 40 %);
  • - для электромонтажных работ 5 % от общей трудоемкости (в т.ч. черновые работы - 60 %, чистовые - 40 %);
  • - благоустройство и озеленение 2-3 % от общей трудоемкости;
  • - подготовка к сдаче объекта 0,5 % от общей трудоемкости;
  • - прочие неучтенные работы 15-20 % от общей трудоемкости.

Продолжительность выполнения работ определяется исходя из данных ведомости трудозатрат и машинного времени. Продолжительность работ:

где g- трудоемкость выполнения работ, чел-дн.; а- количество рабочих в смену, чел.; к - количество смен в сутки.

Кол-во смен в сутки принимается исходя из принятых методов производства работ. Интенсивность выполнения работ равна частному от деления сметной стоимости на продолжительность. Кол-во рабочих в смену принимаем исходя из состава единичных звеньев по отдельным процессам.


К атегория:

Машины для укладки асфальта



-

Последовательность и правила выполнения работ


Устройство оснований и покрытий из асфальтобетонной смеси включает в себя следующие операции (рис. 128): – очистку основания от пыли и грязи I; – смазывание битумными композициями II; – доставку асфальтобетонной смеси и укладку ее в нижний слой асфальтоукладчиком III ; – укатку нижнего слоя легким катком IV; – укатку нижнего слоя тяжелыми катками V; – задел готового нижнего слоя для устройства верхнего слоя VI; – доставку асфальтобетонной смеси и укладку верхнего слоя асфальтоукладчиком VII ; – укатку верхнего слоя легким катком VIII ; – укатку верхнего слоя тяжелыми катками IX.

Асфальтобетонные основания и покрытия устраивают в соответствии со СНиП Ш-Д.5-73 и «Руководством по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» Мин-трансстроя СССР (1978 г.).

Очищают поверхность нижнего слоя материала механическими щетками или сжатым воздухом от передвижного компрессора. Иногда используют ручные скребки. Слой материала должен быть сухим и не-промерзшим. Влажный материал высушивают нагревателями.



-

Очищенную поверхность нижележащего слоя асфальтобетона для лучшего сцепления с вышележащим слоем обрабатывают битумными композициями. Для обработки используют жидкие битумы, а также вязкие битумы, разжиженные керосином или жидким битумом. Битумные композиции разливают автогудронатором за 3-5 ч до начала укладки. На обработку одного квадратного метра основания расходуют 0,5-0,8 л, а нижнего слоя покрытия- 0,2-0,3 л битума.

Доставляют асфальтобетонную смесь на участок строительства автосамосвалами. В процессе выгрузки смеси следят за тем, чтобы весь материал был удален из кузова автосамосвала во избежание застывания смеси. Асфальтобетонную смесь укладывают и укатывают звеном машин. В звено по устройству оснований и покрытий входят один три асфальтоукладчика и не менее четырех катков на каждый из них. Количество тяжелых катков в звене больше, чем легких. Рекомендуется использовать катки с гладкими вальцами и пневмоколесные.

В результате укладки ряда полос материала на поверхности слоя образуются швы. Некачественное устройство продольных и поперечных швов является прежде всего местом начального разрушения покрытия. Правильно выполненные швы незаметны на покрытии и плотность асфальтобетона на их месте не отличается от плотности других участков.

Лучшее продольное сопряжение полос получается при одновременной работе на смежных полосах двух асфальтоукладчиков. Они смещаются по ходу один от другого на расстояние 10-30 м.

В местах сопряжений края ранее уложенной полосы обрубают вертикально по шнуру, разогревают или укладывают на ранее уплотненный слой валик горячей смеси шириной 15-20 см, который перед укладкой смежной полосы убирают.

Для обрубки краев полосы применяют пневматические инструменты.

Чтобы избежать недоуплотнения в месте продольного стыка, около этой кромки толщину материала увеличивают на 1-2 см по сравнению с толщиной в других местах. Перед началом работы выглаживающую плиту нагревают. С помощью трамбующего бруса предварительно уплотняют смесь, что уменьшает объем работы катков до 25%.

После работы асфальтоукладчика может остаться неуложенная узкая полоса. В это место разрешается укладывать смесь вручную одновременно с работой асфальтоукладчика. Таким образом после уплотнения не получается лишнего шва на покрытии.

Поверхность слоя, уложенного асфальтоукладчиком, должна быть ровной, однородной, без раковин и разрывов.

Смесь уплотняют при продольном движении катков. Очередные проходы катков выполняют с поперечным смещением их на 20-30 см от краев к середине. Первые проходы делают по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой. Чтобы получить ровное покрытие, каток должен начинать движение и выполнять реверсирование плавно. Запрещается одновременно трогать с места или реверсировать, вибрационный каток и включать вибровозбудитель. Не следует останавливать каток на недоуплотненном покрытии.

Количество проходов катков по одному месту зависит от состава смеси, погодных условий и составляет: легких с гладкими вальцами 2-4, пневмоколесных 8-10 и тяжелых с гладкими вальцами 15-18. В начале уплотнения скорость катков составляет 1,5-2 км/ч. Затем ее увеличивают: для легких (вибрационных) катков до 3 км/ч, средних и тяжелых с гладкими вальцами до 5 км/ч и пневмоколесных до 8 км/ч и более.

Наибольшая плотность после укатки достигается при использовании смеси с максимальной температурой нагрева.

Ниже приведена рекомендуемая температура горячих смесей, °С, при которой достигается эффективное уплотнение следующих типов смеси:
Крупнозернистые 140-160
Среднезернистые 120-140
Мелкозернистые 100-130
Песчаные (из дробленого песка) 130-140
Песчаные (из природного песка) 90-120
Смеси для нижнего слоя 120-140

Топливо, смазочные материалы и другие жидкости, попадая на покрытие, вызывают раковины. Поэтому для заправки машин необходимо съезжать с уплотняемого материала. С этой же целью не разрешается цспользовать в системах смачивания вальцов и шин катков соляровое масло и мазут.
После окончания уплотнения нижнего слоя оставляют определенный задел до места строительства верхнего слоя. Этот задел обеспечивает бесперебойную работу машин на верхнем слое материала.

Устройство оснований и покрытий из цемемтогрунтовой смеси производят путем смешивания грунта с цементом на месте работ с помощью дорожных фрез или однопроходных грунтосмесительных машин, а также путем приготовления смеси в станционарных смесительных установках. Для повышения точности дозирования грунта, цемента, воды и других веществ и улучшения условий перемешивания целесообразно использовать стационарные установки. Прочность укрепленного грунта повышается в среднем на 20-25% по сравнению с прочностью, достигаемой при смешивании дорожной фрезой.

При стационарном методе приготовления цементогрунтовой смеси смесительную установку располагают в карьере или на цементо-бетонном заводе. Дозирование вяжущих материалов и увлажнение смеси производят с учетом естественной влажности грунта и погодных условий при работе на дороге. Если используют связный грунт, то его предварительно размельчают. Количество глинисто-пылеватых комков крупнее 5 мм после размельчения не должно превышать 25%.

Готовую смесь транспортируют к месту работ автомобильным транспортом и укладывают с помощью распределителей щебня или бетоноукладочных машин. Если эти машины отсутствуют, допускается выгружать смесь на середину проезжей части и затем распределять ее по всей ширине автогрейдерами или планировщиками. Укатку смеси необходимо заканчивать не позднее чем через 3-5 ч с момента ее увлажнения. Уплотнение после указанного времени не дает результатов, так как смесь схватывается.

Эффективно уплотнять цементогрунтовую смесь пневмоколесными катками, в том числе прицепными. Для уплотнения смеси требуется 10-15 проходов катков по одному месту. Для уплотнения краев укладывают брусья, которые предохраняют материал от сползания. Если смесь подсыхает, то для повышения плотности укатки поверхность слоя увлажняют.

Уложенный и уплотненный слой цементогрунта достигает максимальной прочности после окончания схватывания цемента, т. е. через 28 сут. В этот период необходимо предохранять слой от потери влаги. Для защиты от испарения применяют пленки из разжиженного битума или лак-этиноль. Пленкообразующие вещества разливают автогудронатором (0,5-1 кг/м2 покрытия). В жаркую погоду розлив повторяют через неделю. Для сохранения влажности цементогрунта на его поверхность насыпают песок слоем 3-4 см, который увлажняют в течение 10 дн.

Устройство шероховатых асфальтобетонных покрытий производят с помощью асфальтоукладчика. Если асфальтобетонная смесь не обеспечивает требуемой шероховатости, то в нее втапливают черный щебень. Для получения черного щебня щебень высушивают, нагревают и обрабатывают битумом или дегтем в стационарных смесителях. Количество битума составляет 1,2-1,5% от массы щебня. При недостатке битума щебень отрывается от покрытия, при избытке - снижается шероховатость.

Способ втапливания щебня заключается в следующем. По поверхности асфальтобетонного покрытия один-два раза проходят легким катком. Число проходов катка устанавливают опытным путем. Иногда достаточно прохода асфальтоукладчика с включенным трамбующим брусом. Слой толщиной в одну щебенку черного-щебня рассыпают механическим распределителем или вручную и окончательно уплотняют покрытие средними и тяжелыми катками с гладкими вальцами. В заключительной операции уплотнение рекомендуется проводить самоходными пневмоколесными катками.. Наиболее благоприятные температуры для втапливания черного щебня в уложенные горячие смеси составляет 90-110 °С и в теплые - 60-80 °С.

Второй способ - способ поверхностной обработки покрытия - заключается в том, что на его поверхность наносят слой органического вяжущего материала (битума, битумной эмульсии), распределяют слой щебня и уплотняют катками. При этом способе применяют не обработанный битумом щебень и черный щебень. Щебень. укладывают с помощью распределителя также в слой толщиной а одну щебенку и немедленно уплотняют средними катками за четы-ре-пять проходов по одному следу. Для повышения шероховатости применяют нагретый и холодный черный щебень.

В течение первых 8-10 дн. эксплуатации удаляют незакрепив-шийся щебень, ограничивают скорость движения транспорта до 40 км/ч и регулируют движение по ширине покрытия. Движение-транспорта разрешают не ранее чем через сутки после уплотнения.

Производительность механизированного звена при устройстве асфальтобетонного покрытия зависит от скорости асфальтоукладчика и катков, ширины укладки слоя и длины полосы укладки смеси. Скорость асфальтоукладчика должна быть максимальной при условии отсутствия разрывов материала в укладываемом слое.

Длину полосы укладки смеси асфальтоукладчиком выбирают такой, чтобы по возможности меньше оставалось ручных работ по подсыпке смеси в местах продольных стыков. Увеличение длины полосы уменьшает количество переходов асфальтоукладчика, однако объем ручных работ резко повышается. Производительность звена машин при этом падает. Для теплой смеси при температуре окружающего воздуха 10--20° С длина полосы равна 70-250 м, для этой же смеси при температуре воздуха выше 20е С, а также для холодного асфальтобетона - не более 500 м.

Максимальная производительность катков достигается при переменном скоростном режиме работы, предусматривающем увеличение скорости к концу процесса уплотнения. Скорость выше 5 км/ч для катков с гладкими вальцами и выше 10 км/ч для пнев-моколесных катков снижает качество уплотнения.

Особенности укладки и уплотнения горячей, теплой и холодной асфальтобетонной смеси заключаются в следующем. В теплое время года при поступлении горячей и теплой смеси с завода производительностью до 35 т/ч с асфальтоукладчиком работает звено катков: один легкий и два тяжелых. При большем поступлении смеси число катков увеличивают до четырех. Во время работы на нижнем слое легкий каток заменяют тяжелым. Весной и осенью звенья машин составляют из средних и тяжелых катков. Количество проходов статических катков с гладкими вальцами на горячих смесях составляет: легких или средних 2-4, тяжелых 15-18. Число проходов уточняют пробной укаткой. Ровность уложенного слоя оказывает влияние на плотность асфальтобетона. При ручной укладке ровность поверхности ухудшается. В местах выступов плотность увеличена, в местах впадин уменьшена. Выравнивание плотности обеспечивается увеличением числа проходов катков (при ручной укладке) на 3-5.

Если один из катков в звене вибрационный, то первые два прохода он делает с выключенным вибровозбудителем, затем три-четыре с включенным. После этого уплотнение производят более тяжелым статическим катком.

При использовании в звене дополнительно пневмоколесного катка в технологическом потоке его устанавливают между легким и тяжелым катками с гладкими вальцами. Легкий каток делает 2-3 прохода, пневмоколесный каток 8-10 проходов и тяжелый каток с гладкими вальцами 2-4 прохода.

Легкий статический каток можно не применять. В этом случае пневмоколесный каток делает 10-12 проходов.

В отличие от горячих смесей холодные укладывают асфальтоукладчиком с выключенным трамбующим брусом.

Холодные смеси уплотняют преимущественно пневмоколесными катками, которые выполняют 6-10 проходов по одному следу. Можно также применять при их отсутствии легкие и средние статические катки с гладкими вальцами, которые должны делать 6-8 проходов. Если применяют виброкатки, то число проходов с выключенным вибратором составляет 4-6. Тяжелые катки вызывают появление трещин, поэтому на холодных смесях их обычно не применяют. Окончательное уплотнение покрытий из холодных смесей достигается движущимся транспортом.

Выполнение работ в холодное время года характеризуется рядом особенностей. Пониженными температурами воздуха для укладки асфальтобетонной смеси считаются температуры ниже 5 °С весной и ниже 10 °С осенью.

При пониженных температурах горячие и теплые смеси укладывают на основание, которое было уложено и уплотнено до наступления отрицательных температур. Укладывают только нижний слой двухслойного покрытия. Если необходимо уложить верхний слой, то температура нижнего не должна остывать ниже 20° С.

При низкой температуре воздуха смесь быстро остывает. Поэтому толщину слоев покрытия увеличивают на 0,5-1 см и верхний слой делают более 4 см. Для повышения удобоукладываемости смеси при пониженных температурах применяют поверхностно-активные добавки.

К асфальтоукладчику смесь подают в автомобилях-самосвалах с утепленными и обогреваемыми кузовами. Температура смеси лучше сохраняется, если используют автомобили большой грузоподъемности. Сверху смесь при перевозке укрывают брезентом.

Длина захватки при укладке одним асфальтоукладчиком должна быть такой, чтобы новая полоса примыкала к предыдущей, находящейся в теплом состоянии. При температуре от -5 до -10 °С длина захватки не должна быть более 25 м. Длину захватки увеличивают, если применяют два асфальтоукладчика. Смесь уплотняют сразу по всей ширине уложенной полосы. Для этого необходимо иметь достаточное количество катков, которые располагают в шахматном порядке. Используют только тяжелые катки. Число проходов катков по одному следу равно 15-20. Эффективность уплотнения достигается при обогреве вальцов или заполнении их горячим маслом.

Дефекты, возникающие в процессе укладки и уплотнения смеси, устраняют до остывания смеси.