Сущность экономической оценки природных ресурсов. Вернуться в меню шпаргалок по текущему предмету

45. Территориальное сочетание природных ресурсов региона

Территориальное сочетание (природных ресурсов)

Сосредоточение определенных видов природных ресурсов в границах компактных ареалов.

Природно-ресурсный потенциал - совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории. Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика, отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов. По некоторым данным природные богатства России оцениваются в 3,8 раза выше, чем в США и в 4,5 раза выше, чем в Китае.

Природные ресурсы представляют собой компоненты окружающей среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения преимущественно материальных потребностей людей.

Природные ресурсы классифицируются:

    по природному генезису: минеральные или ископаемые и ресурсы биосферы, включающие земельные, водные и биологические ресурсы;

    по признаку исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновляемые (земельные, водные, биологические) и невозобновляемые (минеральные) ресурсы, и неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия текучих вод и пр.);

    по способу использования: ресурсы материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и ресурсы непроизводственной сферы (в том числе рекреационные).

Природные ресурсы России отличаются значительной величиной (рис. 1) и разнообразием, недостаточной изученностью, неравномерностью размещения по территории страны с наибольшей концентрацией в слабообжитых районах с неблагоприятными природными условиями, истощением запасов в хорошо освоенных районах.

Минеральные ресурсы (полезные ископаемые) - это естественные образования земной коры органического и неорганического происхождения, используемые в сфере материального производства. По направлению использования они делятся на топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, урановые руды, горючие сланцы, торф), металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов) и неметаллические (химическое, строительное сырье, техническое руды). Минеральные ресурсы относятся к числу невозобновляемых видов природных ресурсов.

Количественная оценка или запасы полезных ископаемых определяются в результате геологических разведок. По степени изученности они подразделяются на категории: А - изученные и разведанные с наибольшей детальностью, В - предварительно разведанные без точного пространственного положения, С1 - разведанные месторождения сложного геологического строения, а также слабо разведанные запасы полезных ископаемых на новых площадях и С2 - перспективные запасы. Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы.

Рис. 1. Доля России в общемировых запасах природных ресурсов

Минеральные ресурсы являются минерально-сырьевой базой промышленного потенциала, обеспечивают экономическую и оборонную безопасность страны. Созданная в стране минерально-сырьевая база играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более 1/3 введены в промышленное освоение. Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70% запасов и обеспечивают 50% добычи минерального сырья. По объему разведанных запасов газа Россия занимает первое место в мире, угля - второе, нефти - шестое, никеля, платиноидов и платины, алмазов, ряда других полезных ископаемых - первое-третье место в мире. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других неметаллических минеральных ресурсов.

По некоторым оценкам, извлекаемая ценность разведанных и оцененных запасов основных групп полезных ископаемых в ценах мирового рынка составляет порядка 19 трлн. долл. Из них около трех четвертей приходится на нефть, газ и уголь. Однако этот огромный минерально-сырьевой потенциал изучен и освоен лишь частично. В стране разрушена существовавшая стройная система геологической службы, геолого-разведочные работы сведены к минимуму.

Отмечается низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их переоценке по критериям рыночной экономики. Кроме того, месторождения распылены по территории, многие из них имеют низкое качество руд, неблагоприятное географическое положение. Происходит истощение лучших ресурсов: месторождения газа в Ямало-Ненецком АО истощены на 70–80%, немного осталось активных запасов апатитов на Кольском полуострове, россыпного золота в Якутии, Магаданской области, в Сибири и на Урале, полностью исчерпаны месторождения железных руд на Урале. Хром, ртуть, марганец, железную руду, а также до 80% бокситов Россия вынуждена закупать.

Запасы топливно-энергетических ресурсов разведаны почти во всех экономических районах РФ, но основная их часть сосредоточена на востоке страны - в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Основные балансовые запасы газа России находятся в Западной Сибири на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где расположены крупнейшие в мире месторождения (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье, Бованенковское). Запасы газа выявлены также в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе Карского, Баренцева и Охотского морей.

По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран. Месторождения нефти расположены в 37 субъектах Федерации, но основные запасы ее сосредоточены в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), Урало-Поволжье (республики Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Пермский край, Самарская и Оренбургская области) и на Европейском Севере (Республика Коми, Ненецкий АО).

Из семи угольных бассейнов России, входящих в десятку крупнейших мировых, Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий - самые большие в мире. Около половины общих запасов углей находится в Восточной Сибири, огромны ресурсы Дальнего Востока (Южно-Якутский бассейн), в европейской части страны выделяются Печорский бассейн и Восточное крыло Донбасса).

Второе место после топливно-энергетических ресурсов в материальном секторе занимают металлорудные полезные ископаемые.

К рудам черных металлов относятся железные, марганцевые и хромовые. Россия по разведанным запасам железных руд занимает первое место в мире. Основные активные запасы и прогнозные ресурсы сосредоточены в Центрально-Черноземном, Уральском и Западно-Сибирском районах. К числу остродефицитных в России относятся марганцевые и хромовые руды.

По объему разведанных запасов цветных и редких металлов Россия занимает видное место в мировом минерально-сырьевом потенциале. Наша страна выделяется по запасам меди (Восточная Сибирь и Урал), свинца и цинка (Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток, Урал), никеля (Норильский район в Красноярском крае и Мурманская область). Россия обладает крупными запасами титановых руд (европейские районы), олова (Дальний Восток), вольфрама и молибдена (Северный Кавказ, Восточная Сибирь, Дальний Восток), есть запасы алюминиевого сырья (бокситы и нефелины).

Важное значение для экономики страны имеют запасы благородных металлов и алмазов. Россия обладает крупными запасами золота, серебра, платиноидов и алмазов. Большая часть месторождений находится в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Среди неметаллических полезных ископаемых наибольшее значение имеют апатитовые и фосфоритовые руды, калийные соли, являющиеся сырьем для производства минеральных удобрений. Основные запасы этой группы сырья расположены в европейской части страны (Мурманская область, Пермский край). Кроме этого, Россия хорошо обеспечена запасами плавикового шпата, пьезооптического и кварцевого песка, облицовочного камня, мела и доломита.

Водные ресурсы - это пригодные для использования поверхностные и подземные воды какой-либо территории.

К поверхностным водным ресурсам России относят возобновляемые водные ресурсы (речной сток), суммарный объем которых оценивается в 4270 км3, озера (532 км3), ледники (110 км3), водохранилища (892 км3). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресурсов мира) концентрируется в бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги.

Естественные ресурсы подземных вод составляют примерно 790 км3/год и более трети их сосредоточены в крупнейших артезианских бассейнах европейской части страны - Московском, Северо-Западном, Старо-Хоперском и др.

Водные ресурсы распределены по территории России неравномерно. Около 90% годового речного стока страны приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и лишь менее 8% - на бассейны Каспийского и Азовского морей. При этом в Каспийско-Азовском регионе проживает более 80% населения России и сосредоточена основная часть хозяйственной инфраструктуры.

Россия располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами. Потенциальные запасы гидроэнергии в нашей стране оцениваются в 340 млн. кВт среднегодовой мощности. Гидроэнергетические ресурсы, технически пригодные для использования, позволяют ежегодно вырабатывать более 1600 млрд кВт/ч электроэнергии, а экономически эффективная их часть оценивается в 850 млрд. кВт/ч. На Сибирь и Дальний Восток приходится свыше 80% гидроэнергетических ресурсов.

Земельные ресурсы - земли, систематически используемые или пригодные к использованию в хозяйственных целях и отличающиеся по природно-историческим признакам.

Россия обладает самым большим в мире фондом земель, значительная часть которого находится в состоянии, близком к естественному. Ее земельный фонд составляет 1709 млн. га. На душу населения приходится 11,5 га, что почти в 4 раза превосходит общемировой показатель (3 га). Однако вне пространства с экстремальными условиями расположено менее трети территории России, где проживает 95% населения и сосредоточено 93% хозяйственной инфраструктуры, в том числе все сельскохозяйственные угодья, не считая оленьих пастбищ.

Распределение земель между пользователями (по категории земель) отличается преобладанием земель лесного фонда (64%) и земель сельскохозяйственного назначения (24%). Остальная часть - это земли госзапаса (6,5%), промышленности, транспорта, военных и других несельскохозяйственных объектов (более 1%), природно-заповедного фонда (2%) и населенных пунктов (1,1%).

Однако состояние земель, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, оценивается как неудовлетворительное - усугубляются процессы деградации земель, которые имеют выраженную региональную специфику: от деградации оленьих пастбищ на севере, дегумификации, истощения и эрозии почв в Центральной России до опустынивания на юге. Продолжается ухудшение гидрологического режима водосборных бассейнов, снижается способность природных комплексов к саморегуляции.

Сельскохозяйственные угодья составляют 13% величины земельного фонда страны, в том числе пашня - 7,5%. Россия отличается высокой обеспеченностью пашней на душу населения - 0,85 га (на Земле в среднем - 0,14 га). Более 4/5 пашни России сосредоточено в Центральной России, Поволжье, на Северном Кавказе, Урале и в Западной Сибири.

Биологические ресурсы - биологические объекты, включаемые в хозяйственную деятельность человека в качестве предмета труда и средства производства.

Среди биологических ресурсов по видам хозяйственного использования различают лесные, пастбищные, охотничьи, рыбные ресурсы и др.

Особо важное место среди биологических ресурсов принадлежит лесным ресурсам, в составе которых обычно учитываются запасы древесины в лесах, а также их “недревесные полезности”. Древесина является универсальным сырьем, из которого производится более 20 тыс. видов продукции.

Россия является крупнейшей лесной державой, на долю которой приходится 1/5 мировых запасов древесины. Общая площадь, покрытая лесом, в целом по России достаточна стабильна и составляет 774 млн. га, т. е. 45% территории страны. Общий запас лесонасаждений исчисляется в 81 млрд. м3. В структуре лесообразующих пород преобладают хвойные породы (почти 80%), а в возрастной структуре лесов - спелые и перестойные лесонасаждения, расположенные в основном в азиатской части.

По имеющимся оценкам, лишь 55% всей площади лесов представляют производственный интерес, т. е. рентабельны в промышленной эксплуатации. Однако преобладающая часть этого массива, расположенная на Европейском Севере и вдоль Транссибирской магистрали, значительно истощена в результате интенсивного лесопользования в течение последнего столетия.

Животные ресурсы РФ разнообразны. Однако из-за северного положения фауна России по числу видов относительно небогата. Наша страна выделяется в мире по запасам охотничьих животных и промысловых рыб. Среди 20 видов пушных зверей, являющихся постоянными объектами охоты, по своему экономическому значению первое место занимает соболь, обитающий только на территории России, в тундровой зоне основным пушным видом является песец, промышляют также ондатру, белку, лесную куницу, выдру, бобра.

Среди рыбных ресурсов России выделяются ценные породы пресноводных водоемов (стерлядь, осетр, форель, сиг) и разнообразная ихтиофауна морей Дальнего Востока (лососевые, сельдь, сайра, морской окунь). Важный объект промысла - камчатский краб. За последние годы эти ресурсы могли бы обеспечить ежегодный российский вылов на уровне 9- 10 млн. т.

Таким образом, размещение природных ресурсов в России характеризуется диспропорцией в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится до 90% потенциальных и 75% разведанных запасов энергоресурсов - торфяных, углеводородных, гидроэнергетических, более 80% поверхностного стока, 70% древесины.

Европейская часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге - лесными и водными. Но здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.

В целом по России природно-ресурсный потенциал состоит почти поровну из ресурсов промышленного и сельскохозяйственного использования. Промышленные ресурсы значительно преобладают лишь в районах Сибири и Дальнего Востока, где основу потенциала составляют топливно-энергетические ресурсы. Во всех остальных районах в структуре потенциала выделяются сельскохозяйственные ресурсы. Только в Урало-Поволжье те и другие ресурсы представлены равномерно.

Размещение природно-ресурсного потенциала России* (в %)

Топливные ресурсы

Минеральные сырьевые ресурсы

Лесные ресурсы

Земельные ресурсы

Гидроэнергетические ресурсы

Европейский Север

Центральная Россия

Юг России

Урал-Поволжье

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

По плотности ресурсов на единицу территории выделяются районы европейской части страны, по доле ресурсов на душу населения - восточные районы и Европейский Север, т. е. слабозаселенные районы большой площади.

Каждый район страны обладает многими видами природных ресурсов, но в разных соотношениях, что создает основу для комплексного развития хозяйства региона и усиления связей с другими регионами по взаимообеспечению недостающими видами ресурсов.

Для выявления и соизмерения ресурсных возможностей районов необходимо определить суммарную величину запасов ресурсов региона. Территориальное сочетание природных ресурсов (ТСПР) - источники ресурсов различного вида, расположенных на определенной территории и объединяемых фактическим или перспективным совместным использованием в рамках данного региона. Распределение ТСПР России по территории страны неравномерно: около 1/3 всех ТСПР расположены в европейской части России, остальные - в азиатской. По степени влияния ТСПР на уровень промышленного развития районов выделяют:

    районы, обладающие территориальными сочетаниями ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития - Европейский Север, Центральное Черноземье, Северный Кавказ, Урал, нефтегазодобывающие районы и юг Сибири;

    районы, обладающие территориальными сочетаниями ресурсов, характеризующиеся низким уровнем индустриального развития - большая часть Сибири и Дальнего Востока;

    районы, имеющие лишь отдельные виды ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития - Центр, Северо-Запад, Поволжье.

В целом, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех без исключения отраслей экономики и комплексное развитие хозяйства каждого экономического района.


Филиал МИЭП в г. Ярославль

Реферат
по дисциплине
«Экономическая география и регионалистика»
Студентки 3 курса, факультета экономики и управления
группа Эи 2008, ИП
Дмитриевой Марины Владимировны

Тема: Территориальные сочетания и использование природных ресурсов России на современном этапе развития экономики

Руководитель-консультант
Емельянов А.С.
Защищен Оценка
«_____»________2010г. «__________________»

Ярославль 2010г.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………... ..3

1. Территориальное сочетание природных ресурсов России ….…......4
1.1. Суть понятия территориальное сочетание природных
ресурсов………………………………………………………… ………………...4
1.2. План оценки и выделения ТСПР…………………………………….….5
1.3. Природно-ресурсные циклы………………………………………………6
1.4. Особенности размещения территориальных сочетаний
природных ресурсов России. …………………………………………………8

2. Ресурсосбережение – важное направление интенсификации
экономики России. …………………………………………………………....11
2.1. Проблемы, связанные с использование природных ресурсов
России. ……………………………………………………………………….… 11
2.2. Ресурсосбережение главное направление в использовании
природных ресурсов. ………………………………………………………...12

Заключение. …………………………………………………………………..18

Список литературы.............................. .............................. ............................19

Введение

Природные ресурсы – основа устойчивого развития России. Наше государство обладает огромным и разнообразным по видовому составу природно-ресурсным потенциалом, что позволяет успешно развивать базовые отрасли экономики (ТЭК, черная, цветная металлургия, химическая промышленность, лесоперерабатывающая отрасль, стройиндустрия и ряд других). Нужно помнить, что природные ресурсы не безграничны и по территории страны размещены неравномерно. Главные запасы ресурсов не совпадают с главными районами расселения и хозяйственного освоения, что вызывает определённые трудности в освоении ресурсов и развитии экономики. В настоящее время всё большее значение приобретает региональная оценка, то есть оценка всей совокупности ресурсов той или иной территории – территориальное сочетание природных ресурсов (ТСПР).
Суммарные запасы таких территориальных сочетаний природных ресурсов характеризуют природные возможности (или потенциал) территории – небольшого района, крупного района, страны в целом. Знание ресурсных возможностей территории позволяет решить задачи оптимизации природопользования, совершенствования отраслевой и территориальной структуры хозяйства, а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

1. Территориальное сочетание природных ресурсов России
1.1. Суть понятия «территориальное сочетание природных ресурсов»
В ходе изучения величины и структуры общего природного потенциала и его территориальной дифференциации выделяют природно-ресурсные (природные) регионы (районы) разного порядка.
Природно-ресурсный (природный) регион - это территория, которая, при современной степени её изученности, обладает примерно одинаковыми ресурсами для хозяйственной деятельности человека. Или, другими словами, природный регион - территория, все части которой, при современной степени изученности, обладают примерно одинаковыми естественными условиями производства, примерно одинаковой величиной и структурой природного потенциала (отличающейся от величины и структуры потенциала смежных территорий). Таким образом, природный регион предстаёт как территория, отличающаяся от смежных территорий спецификой (величиной и структурой) своего природно-ресурсного (природного) потенциала, а природное (природно-ресурсное) районирование, отличающееся от районирования физико-географического, выливается в районирование на основе оценки величины и структуры природно-ресурсного потенциала. Для районов, обладающих многими видами природных ресурсов, важна комплексная оценка природно-ресурсных сочетаний. В регионах с экстремальными природными условиями добыча и эксплуатация тех или иных уникальных по запасам, концентрации и качеству ресурсов иногда делает невыгодным их разработку при современном уровне техники. В связи с этим актуальным является изучение "территориального сочетания естественных (природных) ресурсов", под которым понимаются " источники ресурсов различного вида, расположенные на определенной целостной территории и объединяемые фактическим или перспективным совместным использованием в рамках единого производственно- территориального комплекса" (А.А.Минц) или сосредоточение определенных видов природных ресурсов в границах компактных ареалов (экономический словарь).
Территориальное сочетание природных ресурсов включаются все компоненты природной среды - топливно-энергетические, гидро-энергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные ресурсы, минеральное сырье, климатические и агроклиматические условия и др. Сочетание природных ресурсов благоприятно тем, что можно осуществлять их комплексное (взаимодополняющее) использование. Например, запасы коксующегося угля хорошо сочетаются с запасами железных руд (для развития чёрной металлургии полного цикла), запасы бокситов – с гидроэнергетическим потенциалом рек (для развития алюминиевой промышленности).

1.2. План оценки и выделения ТСПР
При оценке территориальных сочетаний природных ресурсов важно,

    во-первых, выделить границы сочетаний,
    во-вторых, учитывать динамичность таких сочетаний по составу и значению в зависимости от степени изученности территории и уровня развития производительных сил.
Оценка природных ресурсов и выделение их территориальных сочетаний проводятся по плану:
1. Выделение главного, определяющего ресурса, с разработкой и эксплуатацией которого в основном связано формирование или перспективы развития единого территориально- производственного комплекса.
2. Выделение других природных ресурсов, сочетающихся с основным.
3. Определение границ выделяемого территориального сочетания природных ресурсов.
4. Количественная и качественная характеристика всех ресурсов (запасы, содержание полезного вещества, химический состав, горно-геологические условия разработки и др.)
5. Природные условия выделяемого территориального сочетания природных ресурсов (рельеф, климатические условия, водообеспеченность и др.) для хозяйственного освоения и жизни населения.
6. Экономические условия выделяемого территориального сочетания природных ресурсов (экономико-географическое положение, освоенность территории, уровень развития, специализация района, трудовые ресурсы и др.).
7. Оценка значения (государственное, межрайонное, внутрирайонное, местное) выделяемого территориального сочетания естественных ресурсов на современном этапе развития и в перспективе.

1.3. Природно-ресурсные циклы
Использование природных ресурсов территории приводит к обмену веществ между природой и обществом и, в конечном счёте, к формированию и развитию тех или иных ресурсных циклов. Каждый ресурсный цикл отличается сложным внутренним взаимодействием соответствующих ресурсов и производств. Но многие циклы связаны между собой, формируя, в конечном счёте, единый и чрезвычайно сложный ресурсный процесс внутри отдельных регионов, государств, всего земного шара. Особенности отдельных ресурсных циклов и всего ресурсного процесса должны глубоко изучаться и учитываться специалистами-практиками при использовании территориальных сочетаний природных ресурсов. В противном случае возможны и частные хозяйственные просчёты, и крупные экономические ошибки, и, наконец, серьёзные глобальные коллизии.
Как указывает И.В. Комаров, "под ресурсным циклом понимается совокупность превращений и пространственных перемещений определённого вещества или группы веществ, происходящих на всех этапах использования его человеком (включая его выявление, подготовку к эксплуатации, извлечение из природной среды, переработку, потребление, возвращение в природу) и протекающих в рамках общественного звена общего круговорота данного вещества или веществ на Земле". Каждый ресурсный цикл находится в тесной связи с соответствующим подразделением общественного производства, опирающимся на использование того или иного главного вида естественных ресурсов (энергетических, рудных, лесных и др.) и обрастающим обычно множеством сопутствующих производств на базе разностороннего использования данного ресурса и дополнительно вовлекаемых в производственный процесс природных материалов. При этом ресурсный цикл охватывает не только собственно производственную, но и все остальные стадии обмена веществ между обществом и природой. Ресурсные циклы, основывающиеся на использовании возобновляемых природных ресурсов (почвенных, растительных) включают также стадию их воспроизводства, которая связана с воздействием человека на соответствующие звенья биологического круговорота веществ.
В современном общественном производстве можно выявить шесть основных ресурсных циклов:

    энергоресурсов и энергии (с энергохимическим циклом);
    металлорудных ресурсов и металлов (с коксохимическим подциклом);
    неметаллического ископаемого сырья (с подциклами горно-химическим, минерально-строительных материалов и др.);
    лесных ресурсов и лесоматериалов (с лесохимическим подциклом);
    земельно-климатических ресурсов и сельскохозяйственного сырья; ресурсов дикой фауны и флоры.
Водные ресурсы входят обычно во все названные циклы их составной частью, так как ни один современный производственный процесс немыслим без воды. Однако, по-видимому, существует и специфический водно-ресурсный цикл, включающий использование воды для ирригации, гидроэнергетики, водного транспорта, водоснабжения (промышленного и бытового), рыболовства. По своей продолжительности ресурсные циклы могут быть кратковременные и долговременные.

1.4. Особенности размещения территориальных сочетаний
природных ресурсов России
Изучению территориальных сочетаний природных ресурсов нашей страны уделяется большое внимание. В настоящее время ученые выделяют более 30 крупных территориальных сочетаний природных ресурсов. Они представлены на рисунке 1 1 . На карте указаны основные территориальные сочетания природных ресурсов и их особенности: величина, структура, уровень и все условия их освоения (природно-климатические, транспортно-географические, инженерно-строительные).
Если проанализировать карту, то видно, что всего лишь 1/3 территориальных сочетаний располагаются на Европейской части страны. Важно отметить, что все они считаются освоенными и располагаются в районах с благоприятными и удовлетворительными условиями освоения. В европейской части находятся: Кольское, Карельское, Северо-Двинское, Тимано-Печёрское, КМА, Волго-Камское, Нижневолжское, Северо-Кавказское, Уральское территориальные сочетания природных ресурсов. Именно в освоенных районах вопросы ресурсосбережения и охраны окружающей среды стоят наиболее остро. И всё же, 2/3 выделяемых ресурсных сочетаний, обладающих крупнейшими сырьевыми запасами,

располагаются за Уралом – в регионах Сибири и Дальнего Востока. Эти районы имеют сложные условия хозяйственного освоения и значительную удалённость от предприятий переработки сырья расположенных на Урале и в Европейской части России, а также на юге Сибири (в зоне Транссибирской железнодорожной магистрали). К ним относятся 21 сочетание. Эти сочетания природных ресурсов можно разделить на группы по уровню освоения ресурсов (Таблица 1): освоенные, они расположены в близи главной полосы расселения и хозяйственного освоения.; осваиваемые - находится на начальной стадии освоения; перспективные - освоение которых ещё не началось, они расположены в районах с наиболее сложными условиями освоения всех видов (природно-климатичесими, транспортно-географическими и инженерно-строительными).
Уровень освоения природных ресурсов в территориальных сочетаниях России
Таблица 1

Часть России Освоенные ТСПР
Осваиваемые ТСПР
Перспективные ТСПР
Западый макрорегион Кольское Карельск4ое
Северо-Двинское
Тимано-Печорское
КМА
Волго-Камское
Нижневолжское
Северо-Кавказское
Уральское
Восточный макрорегион Приморское, Нижнеенисейское. Среднеобское,
Кузнецко-Салаирское, Алтайское, Предбайкальское
Обско-Тавдинское Северо-Тюменское Ангаро-Енисейское. Канско-Ачинское, Саяно-Енисейское, Вилюйское, Нижнеамурское, Сахалинское, Колымское, Наращивание Забайкальское,
Южно-Якутское, Среднеамурское,
Яно-Индигирское
Таймырское, Удоканское, Чукотское
Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов важно, так как на основе их возникают ТПК (территориально-промышленные комплексы), которые являются основой развития экономики страны, так как дают огромную экономию капитальных вложений в 15-20% и значительно снижают эксплуатационные расходы. Кроме этого наращивание масштабов освоения природных богатств на востоке страны углубило диспропорции в размещении добывающих и перерабатывающих отраслей, привело к существенному увеличению нагрузок на транспорт, обострило экологическую обстановку.

2. Ресурсосбережение – важное направление интенсификации
экономики России

2.1. Проблемы, связанные с использование природных
ресурсов России
Дальнейшее развитие сырьевой базы России сталкивается с объективными трудностями и проблемами, характерными и для других стран. Среди них постоянное ухудшение качества добываемого сырья, усложнение горно-геологических и горно-технических условий разработки месторождений. В результате неуклонного растут себестоимость добычи полезных ископаемых и удельные капитальные вложения на единицу добываемого сырья. Вследствие истощения запасов с высоким содержанием полезных компонентов в эксплуатацию вовлекаются всё более бедные источники природных ресурсов. Одновременно растёт глубина разведки и добычи полезных ископаемых как открытым, так и подземным способом. Так, глубина карьеров достигает уже 300-400 метров, а глубина шахт более 700-800 и даже 1000 метров. Средняя глубина буровых скважин при разведке нефтяных и газовых месторождений за последние 40 лет увеличилась более чем в два раза и составляет около 3000 метров, а в отдельных регионах разведуются и эксплуатируются нефтегазовые горизонты на глубине 5 - 6 километров и более.
Высокими (по отдельным видам от 15-20 до 50% и более) остаются потери минеральных и лесных ресурсов при их эксплуатации и последующей переработке, а также в результате некомплексного использования добытого сырья. При современных масштабах лесозаготовок в России только на этой стадии производство теряется не менее 8-10 млн.м 3 древесины в год, или почти 1/10 от всего объёма лесозаготовок. Ежегодно сжигается в факелах более 5 млрд м 3 попутного нефтяного газа – ценнейшего сырья для химической промышленности. Каждый год при добыче и переработке полезных ископаемых образуются миллиарды кубических метров вскрышных пород и отходов, из которых используется не более 10-15 %. В общей сложности количество учтённых горно-промышленных отходов хранящихся на территории Российской Федерации, уже привысило 36 млрд. тонн. Все эти примеры свидетельствуют о нерациональном использовании природных богатств страны, и это при том, что большая часть ресурсов исчерпаема, а минеральные вообще невозобновимы.

2.2. Ресурсосбережение главное направление в использовании
природных ресурсов

Переход к рыночным отношениям, преодоление последствий экономического кризиса требует глубоких перемен в экономике и прежде всего в использовании природных ресурсов. На смену экстенсивному (за счёт вовлечения в эксплуатацию всё новых ресурсных источников) развитию экономики должно прийти интенсивное развитие (повышение интенсивности производства путем более полного использования каждой единицы ресурсного потенциала; достигается за счет роста производительности труда, лучшего использования материалов, повышения отдачи основных средств). В основе интенсификации экономики России должна лежать ресурсосберегающая политика, предполагающая внедрение прогрессивных технологий обогащения и переработки минерального сырья, утилизации отходов горно-промышленного производства, рекультивацию земель, выработки законов регулирующих природопользование. В основе ресурсосберегающей политики лежит ресурсосбережение.
Ресурсосбережение - система мер по обеспечению рационального использования ресурсов, удовлетворению прироста потребности в них народного хозяйства, главным образом за счет экономии. Основными направлениями экономического и социального развития Росии предусмотрено превратить ресурсосбережение в решающий источник удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства.
Прирост потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах должен на 75-80 % удовлетворяться за счет их экономии. Основой ресурсосбережения является комплексное использование природных и материальных ресурсов, максимальное устранение потерь и нерациональных расходов, возможно более полное вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов и попутных продуктов.
Ресурсосбережение должно достигаться на всех этапах производства и использования ресурсов: рационализацией добычи природного сырья, топлива и др. (например, более полное извлечение нефти из пласта), максимальным использованием добытого ресурса, сведением к минимуму потерь при транспортировке и хранении; наиболее эффективным применением ресурса в процессе производства или непроизводственного потребления; выявлением, учетом и полным использованием вторичных ресурсов (образующихся в процессе их первичного потребления), прежде всего по прямому назначению-в качестве полноценного сырья, источника энергии или тепла и др., а также переработкой отходов и утилизацией отбросов.
Обеспечение ресурсосбережения - обязательное требование к технике, технологии, организации производства и непроизводственной деятельности, хозяйственному механизму. Новая техника должна требовать меньшего расхода ресурсов как в процессе ее производства, так и в процессе эксплуатации. Новая технология должна быть безотходной или малоотходной, малооперационной.
Строгий учет ресурсов, их наличия, движения, расходования, моральная и материальная заинтересованность работников в лучшем их применении, бережное отношение населения к использованию энергии, топлива, воды, тепла, жилого фонда - обязательные слагаемые ресурсосбережения.

3. Направления и пути ресурсосбережения:

    внедрение ресурсосберегающих технологий («безотходная», малоотходная, новая техника, повышение выхода продукции, снижение ресурсоёмкости, удлинение срока службы продукции);
    взаимозаменяемость природных компонентов (материалы-заменители, экономичные материалы, нетрадиционные источники энергии, повышение качества продукции);
    экономико-математические методы (задачи линейного и динамического программирования: раскрой, смесь, транспортирование, эколого-экономическое моделирование, балансы)
    нормирование природных компонентов (нормы изъятия, расхода, запаса и платы за ресурсы);
    экономия природных ресурсов (интенсификация использования, комплексное использование, использование вторичных ресурсов, уменьшение потерь и отходов и т.д.).
Пути ресурсосбережения показывают, что в основу рационального природопользования положено максимальное сбережение ресурсов на всех стадиях производства и использования.
Одним из главных направлений ресурсосбережения являютсяресурсосберегающие технологии -- производство и реализация конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах (от добывающих до сбывающих отраслей) и с наименьшим воздействием на человека и природные системы. Обычно в понятие "технология ресурсосберегающая" включается требование минимизации используемых природных ресурсов и минимального нарушения природных (естественных) условий. Ресурсосберегающая технология понимается и как технология малоотходная, т. е. позволяющая получать минимум твердых, жидких, газообразных и тепловых отходов и выбросов. При современном уровне развития науки считается невозможным существование абсолютно безотходных производств. Можно рассчитывать лишь на малоотходное производство. Поэтому величину 90-98% принято считать соответствующей безотходному производству, а 75-90% -- малоотходному.
Немаловажное значение при ресурсосбережении приобретает снижение энергоёмкости и материалоёмкости производства, а так же использование вторичных ресурсов. По показателю удельного расхода сырья и энергии на единицу товарной продукции Россия заметно отстаёт от ведущих промышленно развитых государств. При этом с начала 90 годов сохраняется рост показателя энергоёмкости создаваемой единицы продукции. За период с 1999 по 2000 годы энергоёмкость ВВП России увеличилась на 1\3, а энергоёмкость промышленного производства – почти в 1,5 раза. Она например, в 2 раза выше, чем в США и в 2,5-3 раза выше, чем в странах Западной Европы и Японии. Расширение использования вторичного сырья (металлолома, макулатуры, золы, и золошлаковых отходов тепловых станций) позволит улучшить обеспечение потребностей хозяйства без дополнительного прироста(а в ряде случаев сокращения) добычи многих природных ресурсов. Согласно расчётам специалистов, применение накопленных ресурсов металлолома позволит уменьшить в 2-4 раза добычу железной руды и производства кокса для чёрной металлургии, примерно в 4-6 раз снизить годовую добычу для внутреннего потребления марганца, хрома, и других легирующих металлов. При этом продукция из металлических отходов и лома в 12-15 раз дешевле той, которая получается по полному циклу из руд. По данным Агентства по защите окружающей среды США, при получении стали целиком из вторичных ресурсов (по сравнению с её производством из первичного сырья) на 74% снижается потребление энергии, на 40% -- потребление воды, на 87% -- загрязнение атмосферы, на 97% -- количество отходов. Ещё более экономичны и эффективны для использования лом и отходы цветных металлов.
Важным направлением в ресурсосбережении является всемерное использование принципа заменяемости ресурсов, под которым понимается замещение одного природного компонента другим, более экономичным и экологически безопасным.
Сегодня в нашей стране создаются реальные предпосылки формирования рынка природоохранной техники и оборудования, разнообразных экологических услуг, например, экологическая экспертиза новых технических и технологических решений, проектов строительства и реконструкции действующих предприятий. Достижению этих целей во многом будет способствовать и дальнейшее совершенствование территориальной организации ресурсосберегающих и перерабатывающих производств.
Научно-технический прогресс позволяет сберегать природные компоненты путём выпуска более качественной продукции, которая при том же потреблении природных компонентов лучше выполняет свои функции и служит дольше некачественных изделий и сооружений; такая продукция более надёжна в работе, потребляет меньше энергии, запчастей и реже ремонтируется, в результате экономятся дополнительные природные, трудовые и энергетические ресурсы..
Огромную роль в ресурсосберегающей политике государства играет государственное регулирование природопользования: введение и расширение практики платного природопользования; система экономического стимулирования природоохранной деятельности; установление платы за загрязнение окружающей среды; развитие рынка природных ресурсов; совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоемкости; создание экологических фондов; реализацию экологических программ; продажу прав на загрязнение; внедрение системы экологического страхования; введение "зеленых" налогов.

Заключение

Объективная необходимость ресурсосбережения определяется переходом производства России на интенсивный путь развития. Ресурсосбережение должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущих потребностей в топливе, энергии, сырье, материалах. Сегодня в России образовался дефицит ресурсов при больших объемах производства, что вынуждает выделять все новые средства для наращивания сырьевой и топливно-энергетической базы, а высокая оценка природно-ресурсного потенциала страны несколько понижается характером его размещения. При этом по мере сдвига добычи в восточные районы она будет дорожать, что может привести к снижению конкурентоспособности наших природных ресурсов на мировом рынке. Это также требует перевода промышленности, транспорта и прочих отраслей страны на ресурсосбережение.

Список литературы

1. Г.А. Приваловская, Т.Г. Рунова Естественные ресурсы в народном хозяйстве СССР. - М.: Знание, 1977. - 48 с.
2. Е.Л. Плисецкий Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Москва « АСТ-ПРЕСС ШКОЛА » 2006.
3. Краткий экономический словарь, М., 1987
4. Ю.Н.Гладкий, В.А.Доброскок, С.П.Семёнов. Экономическая география России. Учебник для вузов, М. Гардарики,2000.
5. Кондратьев К. Я., Данилов-Данильян В. И., Донченко В. К. и др. Экология, экономика и политика. СПб., 1993. С. 286.
6. Красилов В. А. Охрана природы: Принципы, проблемы, приоритеты. М., 1992. С. 177.
7. А.А. Минц Экономическая оценка природных ресурсов. - М., 1972.
и т.д.................

1. Территориальное сочетание природных ресурсов

2. Территориально-производственный комплекс: сущность, основа формирования, состав

Список используемой литературы

1. Территориальное сочетание природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал относится к числу важнейших факторов экономического развития региона и страны в целом. От состояния и обесᴨȇченности природными ресурсами зависят направления и масштабы развития и размещения производительных сил, прежде всего ресурсоемких производств.

Природно-ресурсный (природный) регион - это территория, которая, при современной стеᴨȇни её изученности, обладает примерно одинаковыми ресурсами для хозяйственной деятельности человека. Или, другими словами, природный регион - территория, все части которой, при современной стеᴨȇни изученности, обладают примерно одинаковыми естественными условиями производства, примерно одинаковой величиной и структурой природного потенциала (отличающейся от величины и структуры потенциала смежных территорий).

Наличие природных ресурсов

во-ᴨȇрвых, оказывает влияние на формирование территориальной структуры хозяйства;

во-вторых, существенно влияет на отраслевую сᴨȇциализацию региона;

в-третьих, количество, качество и эффективность использования природных ресурсов влияет на темпы районного (регионального) социально-экономического развития;

в-четвертых, наличие природных ресурсов, их качественные параметры способствуют повышению роли региона в общероссийском товарном рынке.

Итак, природный регион предстаёт как территория, отличающаяся от смежных территорий сᴨȇцификой (величиной и структурой) своего природно-ресурсного (природного) потенциала, а природное (природно-ресурсное) районирование, отличающееся от районирования физико-географического, выливается в районирование на основе оценки величины и структуры природно-ресурсного потенциала.

В настоящее время наиболее широко признанным в науке и практике определением понятия территориального сочетания природных ресурсов является определение, данное А.А.Минцем: «Под территориальным сочетанием естественных ресурсов мы предлагаем понимать источники ресурсов различного вида, расположенные на определенной целостной территории и объединяемые фактическим или ᴨȇрсᴨȇктивным совместным использованием в рамках единого производственно-территориального комплекса».

Т.о. территориальное сочетание естественных ресурсов представляет собой пространственное сочетание естественных ресурсов внутри страны, внутри региона, которые при определенном уровне производительных сил могут служить природной базой для развития хозяйства. При этом всесторонний учет природных, экономических, национальных, экологических условий и особенностей позволяет обесᴨȇчивать эффективное природопользование в системе регионального общественного воспроизводства.

Территориальное сочетание природных ресурсов играет важную роль в развитии хозяйства, которое в значительной мере также определяет сᴨȇцифику влияния экологических факторов на планирование и управление социально-экономическим развитием в регионах.

Для районов, обладающих многими видами природных ресурсов, важна комплексная оценка природно-ресурсных сочетаний. В связи с этим актуальным является изучение территориального сочетания естественных (природных) ресурсов. В такое сочетание включаются все компоненты природной среды - топливно-энергетические, гидро-энергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные ресурсы, минеральное сырье, климатические и агроклиматические условия и др.

По сочетанию естественных (природных) предпосылок для развития народного хозяйства и его конкретных отраслей природно-ресурсные районы могут быть выявлены районы с преимущественными предпосылками освоения:

1. сельскохозяйственного (в том числе земледельческого, животноводческого, земледельческо-животноводческого);

2. промышленного (в том числе сырьевого биологического, в ᴨȇрвую очередь лесосырьевого, минерально-сырьевого, обрабатывающей промышленности, смешанного);

3. промышленно-сельскохозяйственного и сельскохозяйственно-промышленного (с различными подтипами);

4. рекреационного;

5. комплексного (с различной стеᴨȇнью комплексности).

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых которые облегчают комплексную ᴨȇреработку сырья, формирование крупных территориально-производственных комплексов.

Использование кадастров как научной базы о территориальных сочетаниях природных ресурсов поможет решить такие важные проблемы как приближение производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и районам потребления продукции, размещение производства с учетом рационального разделения общественного труда в мировой системе хозяйства.

2. Территориально-производственный комплекс: сущность, основа формирования, состав

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - это взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального производства на определенной территории, с общностью ресурсов сырья, топлива, полупродуктов, объектов вспомогательного хозяйства, производства и социальных инфраструктур, представляющее собой часть хозяйственного комплекса всей страны или какого-либо экономического района.ТПК является основной формой организации производительных сил. Основной чертой ТПК является сочетание производства и территорий. Производство представляет собой сочетание предприятий на данной территории, которые объединены выполнением определенных задач и имеют крепкие связи.Отраслевые и межотраслевые производственные комплексы являются составными частями ТПК экономических районов, которые входят в ТПК страны. ТПК не тождественны экономическим районам, но служат материально-технической основой их формирования. Они могут занимать не всю территорию экономического района или выходить за ее пределы.Формирование ТПК ведет к сокращению общих размеров территории, необходимой для размещения промышленных объектов. По сравнению с единичными предприятиями, территория под застройку сокращается на треть. Предприятия могут совместно использовать инфраструктуру: подъездной транспорт, трубопроводы, электросети, различные инженерные сооружения и складское хозяйство и т.д.Экономическая сущность ТПК заключается в более высокой эффективности, чем суммарная эффективность компонентов, если бы они работали раздельно.Эффективность ТПК по сравнению с некомплексным размещением предприятий выражается в экономии материальных и трудовых ресурсов, сокращении капиталовложений, уменьшении транспортных расходов, ускорении оборачиваемости оборотных средств и экономии на создании и функционировании инфраструктуры.Терр иториальный фактор ТПК дает повышение эффективности за счет:- значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности производственного процесса;- сокращение транспортных затрат;- рационального использования всех видом местных ресурсов;- создания оптимальных условий для сочетания отраслевого планирования и управления с территориальным планированием и управлением.Кроме того, формирование ТПК благоприятно влияет на социально-экономическое развитие региона по следующим основным направлениям:- создание инфраструктуры: строительство жилья и дорог;- формирование прогрессивных территориальных структур в регионе;- обесᴨȇчение развития промышленности городов и сел, производственной и непроизводственной сферы;- обесᴨȇчение занятости населения;- увеличение налоговых поступлений в бюджет региона.В ТПК предприятия определенным образом привязаны друг к другу. Наиболее целесообразно создавать ТПК на основе сочетания последовательных стадий обработки сырья и его отходов (например АПК -- выращивание с/х продуктов, ᴨȇреработка, доставка, ᴨȇреработка отходов). Все элементы, составляющие ТПК, объединяются в несколько групп: отрасли сᴨȇциализации, комплексные производства, инфраструктура, местные природные ресурсы, население. Население, природная среда и непроизводственная структура участвуют в формировании ТПК, они включаются в него, как потребители продукции и ресурсов и своеобразные конкуренты в использовании ресурсов.Отрасли сᴨȇциализации ТПК - это отрасли, ориентированные на внешний спрос, они характеризуют место ТПК в территориальном разделении труда.Состав и структура сᴨȇциализации, масштабы их развития и основные направления производственных связей обуславливаются эффективностью природных и экономических ресурсов исследуемой территории.Комплексные производства создаются для обесᴨȇчения условий функционирования предприятий отраслей сᴨȇциализации и удовлетворения потребностей населения в продукции местного производства.Сочетание отраслей сᴨȇциализации и комплексных производств образует производственную структуру ТПК. При аналогичной сᴨȇциализации комплексы могут отличаться производственной структурой вследствие разнородного состава комплексных производств.Ряд объектов, необходимых для нормального функционирования как отраслей сᴨȇциализации, так и населения образует инфраструктуру ТПК.Местные природные ресурсы - минеральное сырье, топливно-энергетические, водные, земельные ресурсы, во многом определяют формирование структуры ТПК, состав отраслей сᴨȇциализации, масштабы их развития. Население - самостоятельный элемент ТПК - выступает с одной стороны как производитель, с другой стороны как основной потребитель.Формирование ТПК происходит в течение длительного времени и естественного процесса хозяйственного развития при обязательной государственной поддержке.Эффективное формирование ТПК предполагает координацию сроков и масштабов вводимых мощностей, согласование параметров технологий, оптимальной финансовой, природоохранной, технологической организационно-правовой поддержке.Формирование ТПК должно обесᴨȇчивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.Агломерационный эффект в ТПК реализуется за счет: сокращения транспортных затрат; рационального использования местных ресурсов и возможностей маневрирования ими; комбинирования и кооᴨȇрирования производственных связей; использования общей инфраструктуры.В современных условиях реформ, формирование единого экон омического пространства как никогда актуальны проблемы районирования и развития ТПК, основанных на современных технологиях.В последние десятилетия активизировался процесс территориальной концентрации хозяйства, и лидирующие позиции в этом процессе принадлежат промышленности. Это неудивительно, поскольку ТПК выступают основой функционирования хозяйственных систем, соответственно динамичное и эффективное развитие территорий, экономики региона, страны связано с формированием новых и совершенствованием существующих ТПК, усложнением их отраслевой структуры, разработкой эффективных систем управления ТПК и оптимальных направлений их развития.Список используемой литературы 1. Воронцов А.П. Экономика природопользования: Учебник / А.П. Воронцов. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО-ЭЛИТ, 2004. - 377 с.2. Мищенко В.В. Экономика регионов: Учебное пособие / В.В. Мищенко. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. - 160 с.3. Экономическая география / Под общей ред. В.П. Желтикова, Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.

При оценке природных ресурсов выделяют экономическую и внеэкономическую оценки. Экономическая включает в себя определение общественной полезности природных ресурсов, т.е. вклада в удовлетворение общественных потребностей через производство или потребление. Внеэкономическая оценка - определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях. Однако она может быть условно исчислена в денежном выражении как сумма, которой готово и может пожертвовать общество за сохранение этого вида ресурса. Среди внеэкономических оценок необходимо отметить технологическую (производственную), определение которой исходит из различий в природных особенностях внутри одного вида природных ресурсов (например, сорта нефти, марки угля и т.д.).

Вариантность оценок предполагает использование различных показателей:

· натуральных (тонна, кубометр, гектар, баррель и др.);

· баллов (в них, например, можно оценить относительную величину источников ресурсов, их хозяйственную значимость);

· денежных (используется в случаях определения рыночной цены ресурса, платы за использование природных ресурсов, экологического ущерба и др.).

Более подробно следует остановиться на экономической оценке природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов - это определение в денежном выражении хозяйственного эффекта (ценности) от использования ресурсов в выбранных вариантах. В узком смысле экономическая оценка природных ресурсов представляет денежное выражение потребительных стоимостей, заключенных в природных ресурсах.

Экономическая оценка природных ресурсов применяется для нескольких целей:

1) Определение стоимости природных ресурсов в денежном выражении.

2) Выбор оптимальных параметров их эксплуатации (использования).

3) Оценка экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс.

4) Определение убытков от нерационального и некомплексного использования природных ресурсов.

5) Отражение оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства.

6) Установление платежей и акцизов за пользование природными ресурсами.

7) Установление штрафов за нарушение условий пользования природными ресурсами и нанесение ущерба другим природным ресурсам.

8) Определение залоговой стоимости природных объектов и ресурсов.

9) Прогнозирование и планирование использования природных ресурсов.

10)Определение величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов.

11)Обоснование наиболее рациональных форм собственности на определенные природные ресурсы.

К основным принципам экономической оценки природных ресурсов относятся:

. Принцип комплексности

предполагает учет всех природных ресурсов (как используемых, так и подвергающихся негативному воздействию), входящих в состав одного природного объекта. Кроме того, применительно к каждому используемому природному ресурсу должна быть учтена вся извлекаемая при данном варианте природопользования польза. В данном случае все используемые ресурсы относят к ресурсам первой группы. Они учитываются как в результатах - в виде стоимости произведенной продукции, так и в совокупных затратах на эксплуатацию, первичную переработку и транспортировку до потребителя. Ресурсы, которые не будут освоены при использовании основного ресурса, но будут подвергнуты определенному воздействию (ухудшение качества, уничтожение и т.п.), относятся к ресурсам второй группы. Ресурсы этой группы учитываются в формуле оценки основного ресурса в составе издержек.

. Принцип императива воспроизводства возобновимых природных ресурсов

означает, что та часть возобновимых природных ресурсов, которая эксплуатируется или подвергается воздействию (уменьшающему их количество или ухудшающему их качество), должна быть воспроизведена в натуральной форме в количественном или качественном отношении.

. Принцип обеспечения экономического воспроизводства невозобновимых природных ресурсов

или потребительных стоимостей, в них заключенных, означает, что при оценке таких ресурсов должны учитываться отчисления на их экономическое воспроизводство и / или отчисления на обеспечение замены дефицитных невозобновимых природных ресурсов другими видами ресурсов или материалами, обладающими той же потребительной стоимостью, что и заменяемые природные ресурсы.

. Принцип оптимизации экономической оценки природного объекта

в целом означает, что существует такой вариант использования природных ресурсов, входящих в состав природного объекта, при котором последний имеет наивысшую оценку.

В качестве объекта оценки могут выступать отдельные ресурсные источники (месторождения полезных ископаемых, лесные массивы, земельные участки). В этом случае оценка будет носить отраслевой характер. Помимо отраслевой оценки большое практическое значение имеет региональная оценка, т.е. оценка всей совокупности ресурсов той или иной территории - территориальное сочетание природных ресурсов

Немного больше по теме

Планирование расходов бюджета на культуру и искусство
В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Пр...

В зависимости от вида управляемого объекта выделяются отраслевое и территориальное управление.

Отрасль – совокупность объектов, объединённых единой целевой направленностью на удовлетворении общества и его членов в определённых видах потребностей.

Для отраслевого управления характерны вертикальные правовые отношения, иначе говоря, отношения прямой подчинённости, складывающиеся между органами управления и управляемыми ими объектами. Наиболее эффективно оно реализуется через систему органов управления, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают внутриотраслевые пропорции и устанавливают отраслевые нормы и правила осуществления соответствующего вида деятельности.

Объекты отраслевого управления – это определённая совокупность субъектов хозяйственной, социально-культурной или административно политической деятельности, которые выполняют функции однородного назначения. Приведенное определение основывается на понятии предприятия и учреждения как важных объектов отраслевого управления, созданных для производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг с целью удовлетворения общественных потребностей. При этом форма собственности, на которой основано предприятие(учреждение), имеет значение лишь для выявления степени и формы отраслевого (управляющего) воздействия. Для отнесения предприятия (учреждения) к соответствующей отрасли главным является однородность (однотипность) производственной или иной деятельности.

Другими объектами отраслевого управления могут быть различные структурные подразделения данной отрасли (хозяйственные, культурные, медицинские) в определённых административно-территориальных единицах, подчинённые соответствующему отраслевому органу управления.

Отраслевое управление формируется в соответствии с особенностями конкретных секторов экономики, сфер культурной и административно-политической деятельности. Это положение имеет определённую правовую регламентацию. Оно определяется в соответствующих законах, комплексно регулирующих отношения отраслевого характера, положениях о конкретных органах государственного управления.

Возможному возникновению феномена отраслевой замкнутости противостоит межотраслевое управление, которое может осуществляться в разных формах. Примером могут служить корпорации, действующие на акционерной основе.



Территория – это определённая часть земной поверхности, отделённая от других территорий административной границей. Включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды и воздушное пространство над ними. Соответственно территориальное управление – это воздействие территориальных органов управления на объекты всех видов деятельности, расположенные в границах территории.

Основными целями территориального управления являются отстаивание и защита интересов жителей, населяющих данную территорию. Это, в первую очередь, социально-экономические вопросы: обеспечение уровня занятости населения, повышение уровня жизни, решение жилищных, транспортных, коммунальных, бытовых, медицинских, культурно-досуговых и других проблем, определяющих в совокупности такие обобщённые понятия как качество и уровень жизни. В задачи территориального управления входит и ряд задач, связанных с разумным обустройством и использованием природных ресурсов и особенностей соответствующей территории. Примерами подобного рода задач являются: охрана окружающей среды, сохранение историко-культурных памятников. К территориальным проблемам относятся и такие вопросы как обеспечение правопорядка, профилактика и решение конфликтов на религиозной, национальной или иной почве.

Специфика как отраслевого, так и территориального управления во многом определяется формой собственности соответствующих объектов. По критерию использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное (корпоративное) управление. Для управления объектами собственности каждого уровня образуются соответствующие органы. Именно органы, образуемые непосредственным собственником, осуществляют непосредственное линейное управление. Органы, образуемые иными властными структурами, оказывают исключительно функциональное воздействие строго в рамках определённой законодательством компетенции.

На практике встречаются ситуации, когда в регионе объекты одного и того же отраслевого назначения и занимаемая ими территория земли принадлежат собственникам разного уровня и соответственно находятся в разном линейном подчинении. Подобного рода ситуации весьма часто являются поводом для конфликтов, решение которых происходит путём смены собственника.

Отраслевые и территориальные интересы различны и это создаёт объективные предпосылки для возникновения определённых противоречий. Так, например, отраслевые органы заинтересованы размещать новое производство в больших городах, сокращая свои затраты на строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры. В то же время строительство новых производственных мощностей меняет структуру территориально-производственного комплекса, его внутренние и внешние связи, требует отчуждения значительных территорий. Предприятия общеэкономического отраслевого значения потребляют минерально-сырьевые и другие природные ресурсы региона, оказывают существенное влияние на состояние окружающей среды, используют региональную и социально-бытовую инфраструктуру, инициируют перераспределение трудовых ресурсов внутри региона и сильный приток их извне.

Особая ситуация создаётся в тех случаях, когда поселения формируются ради обеспечения функционирования какого-либо крупного отраслевого предприятия. Весьма часто их характеризуют как моногорода, качество и уровень жизни населения в которых монопольно зависят от степени процветания градообразующего предприятия. В условиях возникновения кризисных ситуаций последствия для жителей в таких городах имеют весьма тяжёлый характер. Аналогичная ситуация возможна и в поселениях, образуемых в местах размещения воинских частей.

Острейшей проблемой сочетания отраслевого и территориально управления является неравномерность развития регионов, которая приводит к существенным различиям в части уровня и качества жизни населения. Существующая в настоящее время многоканальная система налогообложения предусматривает, что каждый уровень управления формирует свой бюджет за счёт налоговых поступлений от той деятельности, которая реализуется на его территории. В результате значительная часть субъектов Российской Федерации не в состоянии обеспечить приемлемый уровень жизни населения только за счёт собственных средств. Поэтому федеральным органам власти приходится регулярно заниматься перераспределением средств, поступающих от регионов-доноров, направляя из федерального бюджета дотационную помощь недостаточно развитым регионам.

Неравномерность развития регионов и несоответствие потребности в трудовых ресурсах контингенту жителей порождают условия для развития трудовой миграции населения, которая оборачивается для региональных властей комплексом дополнительных социально-экономических проблем.

Важная роль в решении территориальных проблем принадлежит муниципальному управлению. Считается, что всё, что можно решить на местах, не должно передаваться на вышестоящий уровень власти. Местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований, основным признаком которых является наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления. На практике характерной является ситуация, когда полномочия органов местного самоуправления не обеспечены соответствующей финансовой базой и их выполнение оказывается в непосредственной зависимости от дотаций со стороны вышестоящих уровней власти.

К категории проблем сочетания отраслевого и территориального управления принадлежит и распределение властных полномочий между уровнями управления при образовании унитарных, федеративных и конфедеративных государств. Для России, которая является федеративным государством, эта проблема имеет непосредственное практическое значение в связи с образованием совместно с унитарным государством Беларусь на конфедеративных принципах Союзного государства Беларусь – Россия.