Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Обязательное государственное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Обязательное государственное пенсионное страхование

В 2012 г. Правительство РФ объявило о начале очередного этапа пенсионной реформы, направленной на формирование обязательного страхового обеспечения, и создание новой системы, зависящей от взносов работодателей и позволяющей создавать накопления материальных средств.

В результате законотворческой деятельности в конце 2015 г. были сформированы три вида обеспечения:

Госпособия

Отличительная особенность государственного обеспечения: выплаты осуществляются из федерального бюджета определенным категориям граждан, не подлежащим обязательному страхованию.

  1. Государственные пособия по возрасту назначаются лицам, пострадавшим в радиационных или техногенных катастрофах.
  2. Пенсии по инвалидности выплачиваются:
    • участникам войны;
    • , пережившим блокаду и награжденным памятным знаком.

Социальная

Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам:

  • инвалидам I- III группы, от рождения, ;
  • детям при потере кормильца до достижения совершеннолетия или до окончания очной формы обучения;
  • представителям малочисленных в возрасте 55-60 лет.

Гражданам, претендующим на получение нескольких видов пенсий, пособие назначается по их усмотрению, если законодательство не предусматривает иных действий.

Государственные пенсии назначаются бессрочно , за исключением инвалидов, которым пособия выплачивают в течение срока признания инвалидности.

Выплаты по обязательному пенсионному страхованию

Обязательное пенсионное страхование - государственная система формирования пенсионных источников населения. К субъектам страхования относят:

  • федеральные органы власти;
  • плательщиков страховых взносов;
  • страховщиков.

Важно! Единственным законным страховщиком трудовых пенсий в России является Пенсионный фонд.

Страховые

Обязательное пенсионное обеспечение состоит из страховых и накопительных пенсий. В свою очередь, страховые пособия в зависимости от категорий получателей классифицируют как пенсии:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • при потере кормильца.

Страховые пособия по возрасту назначают при соблюдении следующих условий:

  1. Наступление пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
  2. Величина стажа. Продолжительность , начиная с 2016 г. увеличивается ежегодно на один год. В 2019 г. этот показатель равняется 8 годам .
  3. Количество (не менее 11,4 ).

Важно! К 2025 году коэффициент, ежегодно увеличиваемый на 2.4 балла, достигнет 30 баллов, а минимальный страховой стаж 15 годам.

Страховое пособие по инвалидности назначают особам, признанным инвалидами I-III группы независимо от причин, рода и вида деятельности, величины страхового стажа. При полном отсутствии страхового стажа государство выплачивает инвалидам ежемесячное социальное пособие, финансируемое из федерального бюджета.

Страховое пособие при утрате кормильца назначается родственникам, находившимся на иждивении, независимо от величины стажа и причин смерти. При отсутствии стажа у кормильца, либо при совершении членами семьи уголовного преступления, приведшего к смерти, государство устанавливает выплату социального пособия.

Накопительная пенсия

Накопительная часть пенсионного обеспечения - один из основных элементов проводящейся государственной . Это часть страховых взносов (6%), поступающих на индивидуальные счета граждан в Пенсионном фонде.

В соответствии с законодательством право на формирование накопительной части имеют:

  1. Граждане РФ, родившееся в 1967 г. или позже.
  2. Лица, определившиеся с выбором пенсионного обеспечения в период 2014-15 гг.

Накопительная пенсия начисляется на основе сумм, находящихся на счетах на момент назначения обеспечения. В случае отказа от накопительной пенсии за лицом сохраняются предыдущие накопления, инвестирующиеся по его выбору, и начисляющиеся в виде:

Важно помнить , что выбор накопительной системы пенсионного обеспечения влияет на правовые возможности при формировании страхового пособия.

Начиная с 2014 г., и предположительно по 2020 г., в связи с экономическим кризисом Правительством РФ объявлен - накопительная часть пенсий «заморожена» , а взносы переводятся в страховую часть и преобразуются в пенсионные баллы. Дальнейшая судьба накопительной системы остается под вопросом, одновременно Правительство обещает учесть собранные до моратория средства при будущих выплатах.

Как выплачивают и снимают

Выдача накопленных средств возможна в нескольких вариантах. Право на единоразовую выплату имеют:

  • инвалиды;
  • лица, получающие пенсию при потере кормильца;
  • граждане без страхового стажа и нужного количества пенсионных баллов;
  • при одноразовой выплате в менее 5% от суммы страхового платежа.

Чтобы получить накопительную пенсию нужно обратиться в обслуживающий фонд с заявлением и документами, подтверждающими право на получение всей суммы. При положительном решении средства начислят через 1-2 месяца.

.

Куда перевести накопленные средства

Накопленные пенсионные средства могут находиться в Пенсионном фонде или в одном из негосударственных фондов, выбранном клиентом по собственному усмотрению. При выборе фонда специалисты советуют обращаться к организациям, принадлежащим крупным банкам и страховым компаниям, таким как Сбербанк, Росгосстрах и прочим , располагающим государственными вложениями и имеющим положительную репутацию в мире финансов.

Выбор НПФ для накопительной части пенсии — не окончательное решение и может пересматриваться владельцем средств неограниченное количество раз. При этом закон ограничивает проведение данных операций по времени, не более одного перевода в 5 лет . Перевод средств осуществляется по заявлению владельца счета.

.

Как узнать сумму средств на счету

Для определения состояние капитала на счету нужно обратиться с соответствующим заявлением в обслуживающую организацию или фонд. Пенсионное законодательство РФ предусматривает бесплатное предоставление данных о состоянии счета один раз в год .

Негосударственное

Кроме страховой и накопительной пенсии граждане РФ могут формировать дополнительный вид обеспечения - негосударственную пенсию. Обязательное условие для формирования - участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Отличительная особенность негосударственных пенсий - страховой стаж не важен, а важна сумма взносов. Заключив договор о дополнительном пенсионном обеспечении с негосударственным фондом, граждане могут самостоятельно определять величину перечисляемых процентов.

Негосударственное пенсионное обеспечение - дополнительные материальные средства, позволяющие «нарастить» основную часть пенсии, в том числе и при отсутствии нужных страховых лет.

Преимущества дополнительного пенсионного обеспечения:

  • добровольный характер принимаемого решения;
  • возможность оставаться «на плаву» после завершения трудовой деятельности, и кардинально не изменять сложившийся образ жизни из-за изменения материального положения.

Негосударственные пенсионные фонды предлагают:

  • персональный подход к клиентам с учетом возрастных данных, уровня доходов, планируемого периода внесения средств на счет;
  • гибкую систему начисления взносов - право самостоятельно принимать решение о суммах и времени внесения средств.

Накопления можно инвестировать - прибыль не зависит от суммы взноса. Вложив небольшую часть сбережений, можно получать регулярный стабильный доход. Также негосударственная пенсия передается по наследству и не облагается подоходным налогом.

Видео-консультация по теме


Пенсия – это заслуженный отдых человека, который завершил свою трудовую деятельность. В это время он может путешествовать, заниматься любимыми делами. Для того чтобы у него все получалось, было разработано пенсионное страхование в РФ. Что это за процедура, какими особенностями она обладает и какие разновидности имеет, вы узнаете далее.

Основные термины

Пенсионное страхование в РФ – это система различных мер (социальных, экономических, юридических), которые способствуют компенсации выплат, получаемых еще до установления обязательного страхования.

Рассчитывается оно по особой формуле, которая включает не только размер легальной заработной платы, но и общий рабочий стаж. При этом основная часть пенсии не должна быть меньше прожиточного минимума.

Ежемесячно определенный процент вашего заработка отсчитывается в Пенсионный фонд. Причем вы может пользоваться услугами как государственных, так и частных организаций. Однако эти накопления вы не сможете снять в любой момент. Естественно, из этого правила есть свои исключения.

Разновидности страховки

Существует несколько типов предоставленной процедуры:

  1. Обязательное пенсионное страхование в РФ. Оно предусматривается государственным бюджетом. Благодаря такому страхованию делаются выплаты на похороны умершего пенсионера, а также ежемесячное положенное денежное вознаграждение за труд. Эти средства выделяются из бюджета страны и являются обязательными.
  2. Негосударственное. В этом случае за выплату отвечают частные организации, на счетах которых накапливались деньги, когда пенсионер работал.
  3. Дополнительное. В этом случае вы можете внести на счет определенную сумму денег. Она сохраняется и приумножается. Отчисления могут происходить периодически или же вы кладете всю сумму сразу. После выхода на пенсию вы начнете получать дополнительные средства.
  4. Добровольное. Тут уже инициативу проявляет будущий пенсионер.

Преимущества и особенности государственного страхования

Эта форма, наверное, самая распространенная. Государственное пенсионное страхование в РФ является обязательным. Только поэтому после достижения определенного возраста вы можете не работать, но получать деньги. При этом сумма устанавливается государственным бюджетом и выплачивается из него же.

Достоинством такой системы является то, что страна гарантирует соблюдение прав тех лиц, которые были застрахованы. То есть вы в любом случае получите пенсию. Государство регулирует такие отношения. При этом все субъекты обязаны осуществлять определенные взносы в бюджет страны. Кроме того, общественность может контролировать выполнение обязанностей Пенсионного фонда.

Учтите, что страховать в этом случае должен работодатель. Если он официально платит зарплату, то отчисления в государственный бюджет идут автоматически. Пенсионное страхование в РФ может осуществляться и негосударственными организациями, не привязанными к федеральному бюджету. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее.

Особенности негосударственного страхования

В этом случае бюджет страны не имеет к процедуре никакого отношения. То есть все накопления кладутся на счета частных организаций, которые впоследствии обязаны выплачивать вам пенсию. Негосударственное пенсионное страхование в РФ не очень популярно. Дело в том, что оно обладает определенными недостатками:

  • Высокий риск неисполнения своих обязанностей со стороны организации.
  • Возможность исчезновения вклада.
  • Интересы и права граждан недостаточно защищены.
  • Малое количество информации, которая позволила бы разобраться в работе негосударственных систем страхования.

Внебюджетные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Достоинством такой системы страхования является то, что вы сами выбираете наиболее выгодные для вас условия сотрудничества с фондом.

Особенности и преимущества добровольного страхования

Эта процедура очень проста и понятна. Добровольное пенсионное страхование в РФ предусматривает выбор компании и подходящей программы самим клиентом. При этом вы сами решаете, какой процент от заработка будет отчисляться. В соответствии с этим определяется ваша ежемесячная пенсия после завершения трудовой деятельности.

Вносить средства вы можете ежегодно или раз в квартал. Все зависит от условия подписанного договора, который может заключаться на срок до 99 лет. Выплачиваться деньги пенсионеру тоже могут раз в месяц, квартал или полугодие. Учтите, что перед заключением договора следует проверить всю информацию о той организации, которой вы собираетесь доверить свои средства. Такая пенсия может выплачиваться параллельно с государственной.

Какие документы необходимо собрать для оформления добровольного страхования?

Нужно сказать, что для осуществления этой процедуры требуется присутствие того человека, который будет впоследствии получать выплаты. Государственное страхование производится работодателем, поэтому и волноваться сотрудникам практически не о чем. Для того чтобы составить договор в частной фирме, вам придется собрать такой пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Справка о доходах.

В принципе, этих документов достаточно для заключения договора. Однако все зависит от особенностей работы той или иной организации. В результате вы подписываете документ, в котором прописаны все нюансы сотрудничества. К его составлению нужно подойти очень ответственно.

Как видите, целью пенсионного страхования является обеспечение достойной жизни человека после завершения трудовой деятельности. Какой тип процедуры выбрать, решать вам. Просто нужно определиться со своими потребностями и целями. Дополнительное пенсионное страхование в РФ - это возможность быть уверенным в завтрашнем дне.

Которые уплачиваются работодателями в пенсионный фонд РФ за своих работников в размере 22% от заработной платы. Распределение перечисляемых сумм происходит следующим образом:

  • 16% от взносов идет на индивидуальный тариф, т.е. на формирование страховой пенсии.
  • 6 % идет на солидарный тариф - фиксированную выплату, выплату социального пособия на погребение , иные, предусмотренные пенсионным законодательством цели.
  • у женщин - 55 лет;
  • у мужчин - 60 лет.

Страховая пенсия по старости (возрасту) по закону назначается при обязательном наличии в 2017 году следующих величин:

  • страхового стажа не менее 8 лет , требование к продолжительности которого с каждым годом увеличивается на 1 год до достижения 15 лет;
  • ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) не меньше 11,4 , требование к которому также ежегодно увеличивается на 2,4, пока он не будет достигать размера 30 .

Для некоторых категорий граждан при наличии определенных требований установлена возможность получения права на страховое пособие досрочно , т.е. раньше достижения ими пенсионного возраста.

  • трудились во вредных условиях труда, а также в тяжелых и опасных для здоровья;
  • работали или проживали на Крайнем Севере и (или) приравненных к нему местах;
  • имеют определенный социальный статус.

Перечень профессий и лиц, имеющих право на досрочную пенсию, а также условия ее назначения определены законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в статьях , и .

Страховая пенсия по инвалидности

Пенсионное пособие по инвалидности назначается гражданам, которым по результатам медико-социальной экспертизы установлены 1, 2 или 3 группы инвалидности. При этом законом определены некоторые нюансы:

  • на установление страховой пенсии по инвалидности не имеют влияния причина инвалидности, длительность страхового стажа (достаточно иметь хотя бы 1 рабочий день), наличие у получателя трудовой деятельности на момент назначения пенсии;
  • в случае, если у инвалида на момент назначения пенсии полностью отсутствует страховой стаж, ему устанавливается социальное пенсионное пособие . К таким инвалидам относятся дети или граждане, которые никогда не работали официально.

Пенсия выплачивается в течение всего времени, на которое установлена инвалидность, либо до достижения получателем пенсионного возраста (55/60 лет при наличии требуемого стажа, 60/65 лет в случае отсутствия стажа).

Величина фиксированной (базовой) выплаты

Фиксированная выплата устанавливается к страховой пенсии одновременно с ее назначением. Ее размер определен законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и после доиндексации 1.04.2017 составляет 4 823,37 рублей . Этим же законом закреплены и другие моменты:

  • при оформлении страхового пособия по инвалидности инвалидам 3 группы и пенсии по потере кормильца фиксированная выплата назначается в размере 50% от установленной законом суммы;
  • при установлении пенсии по старости после отсрочки ее оформления или отказа в ее получении в зависимости от срока, который прошел с момента появления права на пенсию (но не раньше 1 января 2015 ) до дня ее назначения, к фиксированной выплате применяется повышающий коэффициент;
  • выплата ежегодно индексируется;
  • по решению Правительства РФ размер выплаты может дополнительно ежегодно увеличиваться в зависимости от роста доходов ПФР.

Ст. 17 закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях » предусматривает некоторым категориям получателей выплату фиксированной суммы в повышенном размере .

Индексация в 2017 году

1 февраля 2017 года индексация страховых пенсионных выплат по решению Правительства была проведена на процент, равный уровню инфляции за 2016 год - на 5,4% . При этом в бюджет ПФР было заложено увеличение на 5,8%, таким образом, с 1 апреля страховые пенсии повышена дополнительно на 0,38% .

Кроме того продлены ряд решений, касающихся трудящихся получателей пенсии:

  • работающим пенсионерам индексацию страховых пенсий не проводили , и проводить теперь не будут;
  • индексирование выплаты возобновится тогда, когда пенсионер уволится , причем пенсионное пособие он начнет получать с учетом всех пропущенных индексаций;
  • по желанию получатель пособия вновь может устроиться на работу, при этом уменьшения пересчитанной пенсионной выплаты не будет.

Ограничивая работающих пенсионеров в индексации пенсионных выплат, законодатель сохранил ежегодный перерасчет их пенсий, производимый в августе исходя из сумм страховых взносов, перечисляемых за них работодателем.

Порядок назначения и выплат страховых пенсий

Страховая пенсионная выплата назначается по заявлению ее получателя, поэтому для ее оформления следует обращаться в территориальный пенсионный орган по месту регистрации или проживания. Обратиться в пенсионный фонд и представить все необходимые документы можно:

  • лично или через доверенное лицо, удостоверенное нотариусом;
  • воспользовавшись услугами почтового отделения связи;
  • через интернет на сайте ПФР;
  • через многофункциональный центр;
  • через работодателя.

Если с документами все в порядке, либо заявитель успевает принести недостающие не позже 3 месяцев с момента их затребования, пенсионная выплата назначается со дня подачи заявления, считающегося днем обращения за назначением пенсии.

В некоторых случаях предусмотренных законом страховая пенсия может быть назначена раньше дня обращения за ней.

Установленное страховое пособие перечисляется пенсионным фондом ежемесячно за текущий месяц на счет той организации, которая осуществляет его выплату.

Необходимые документы для оформления

Документы, требуемые ПФР для оформления страхового пенсионного пособия:

  • заявление на назначение страховой пенсии;
  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство (для иностранных лиц и не имеющих гражданства);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • трудовая книжка и иные документы, которые могут подтвердить страховой стаж и периоды, включаемые в него;
  • справка о среднемесячной заработной плате за 60 месяцев (подряд) до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. При этом ПФР может принять данные о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы, если они были ранее представлены работодателями и находятся в информационной системе ПФР;
  • для подтверждения некоторых обстоятельств дополнительно могут потребоваться другие документы.

Можно ли работать и получать пенсию?

Пенсионное законодательство позволяет получателям страховых пенсионных выплат осуществлять трудовую деятельность.

Исключение составляет получение пенсии по потере кормильца, поскольку она выплачивается при условии, что ее получатель является нетрудоспособным или не работает по причине ухода за детьми младше 14 лет.

В целях сокращения расходов на пенсионное обеспечение была попытка законодательно ограничить работающих пенсионеров в получении пенсионных выплат в зависимости от размера их доходов, однако этот проект на данный момент принят не был, и право зарабатывать дополнительные к пенсии средства осталось неизменным.

При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

  • повысить уровень материального стимулирования работников;
  • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
  • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
  • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

планируется

планируется

62 года (2018 г.)

Германия

67 лет (к 2029 г.)