Системы технического учета потребления ресурсов. Технический учёт энергоресурсов предприятия

Системы технического учета потребления ресурсов. Технический учёт энергоресурсов предприятия

Учет энергоресурсов одна из приоритетных задач в системах управления промышленными и общественными объектами. Федеральный закон № 261 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», впервые принятый в 2009 году, определяет требования по энергоэффективности к вновь возводимым и реконструируемым зданиям и к зданиям. Статья 11, пункт 6: «Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.»

Системы технического учета тепловой энергии

Системы технического учета тепловой энергии так же бывают двух типов: автоматизированные системы технического учета тепловой энергии (АСТУТ) и автоматизированные системы коммерческого учета тепловой энергии (АСКУТ) .

АСКУТ контролируют данные на входе и выходе из объекта и присутствуют на всех объектах, подключенных к общей тепловой сети. Счетчики расхода тепла устанавливаются в индивидуальном тепловом пункте здания.

Узел учета тепла состоит из вычислителей количества тепла, преобразователей и индикаторов расхода, температуры, давления, регулятора перепадов давления, запорно-регулирующей арматуры.

В настоящее время наметилась устойчивая тенденция по установке индивидуальных счетчиков тепла для каждой квартиры, и в этом случае счетчики объединяются по информационной шине данных (по аналогии с системой АСКУЭ).

Учитывая это, для владельцев объекта больший интерес представляет система АСТУТ.

Использование АСТУТ позволяет вести анализ следующих данных:

  • Количество теплоты, объем и масса теплоносителя в контурах;
  • Температура и давление в прямом и обратном трубопроводе, значение разности температур в подающем и обратном трубопроводах;
  • Температура окружающего воздуха (при наличии термопреобразователя);
  • Параметры конденсата и подпитки;
  • Суммарного времени накопления объема и массы жидкости в каждом трубопроводе;
  • Текущего значения тепловой мощности;
  • Техническое состояние оборудования;
  • Техническое состояние инженерных сетей;
  • Несанкционированный доступ к приборам учета.

Такая система учёта обладает следующими преимуществами: позволяет экономить финансовые средства на оплату отопления, облегчает техническое обслуживание системы, даёт возможность вести точный учёт расходов на отопление по каждой ветви отопления вплоть до отдельного прибора отопления.

Системы технического учета расходы воды

Аналогично всем, системы технического учета расходы воды бывают двух видов: автоматизированные системы технического учета питьевой, технической и сточной воды (АСТУВ) и автоматизированные системы коммерческого учета питьевой, технической и сточной воды (АСКУВ) .

Система учета воды - это многоуровневая автоматизированная система, которая функционирует в режиме реального времени и осуществляет коммерческий учет потребления воды. Количество уровней и архитектура построения системы определяются на стадии разработки технического задания и зависят от сложности и системы водоснабжения объекта.

Задачи системы учета воды включают в себя:

  • Автоматизированный учет расхода воды, температуры и давления в трубопроводах;
  • Автоматический сбор информации со всех счетчиков воды и контроллеров;
  • Обработка и статистический анализ полученных данных;
  • Сбор данных о состоянии средств измерений;
  • Дистанционная автоматическая диагностика состояния технологического оборудования;
  • Предупредительная сигнализация при нарушении режимов потребления воды, нештатной работе оборудования, несанкционированном вмешательстве в работу оборудования;
  • Формирование сигналов защит и блокировок в случае возникновения аварийных ситуаций;
  • Формирование отчетных документов.

Система учёта воды позволяет анализировать данные о:

  • Количестве питьевой, технической и сточной воды, поданной (полученной) за определенный период и ее параметры;
  • Суммарном времени накопления объема и массы воды в каждом трубопроводе;
  • Техническом состоянии оборудования;
  • Техническом состоянии инженерных сетей;
  • Несанкционированном доступе к приборам учета.

Для учёта расхода воды применяются следующие виды счётчиков: тахометрические, электромагнитные, ультразвуковые, вихревые.

Системы учета расхода газа (или других энергоносителей)

Продолжая аналогию, системы учёта расхода газа делятся на два вида: автоматизированные системы технического учета газа (АСТУГ) и автоматизированные системы коммерческого учета газа (АСКУГ) . Задачи, выполняемые системами соответственно, расчет потребления и оптимизация потребления внутри системы.

Система учёта газа в общем случае позволяет анализировать данные о расходе и количестве природного или технического газа, покомпонентном составе природного газа, параметрах природного газа: влажности, плотности, теплоте сгорания, индексе Воббе, коэффициенте сжимаемости природного газа, средних температуре и давлении газа, техническом состоянии оборудования и инженерных сетей, несанкционированном доступе к приборам учета.

Система учёта газа позволяет решить следующие задачи:

  • Точно и своевременно измерять расход газа;
  • В реальном времени автоматически собирать и унифицировать данные с узлов учета;
  • Проводить обработку, анализ и накопление полученных данных;
  • Проводить дистанционную автоматическую диагностику состояния технологического оборудования;
  • Активировать сообщение оператору при нарушении режимов потребления газа, нештатной работе оборудования, несанкционированном вмешательстве в работу оборудования;
  • Формируют сигналы защиты и блокировок в случае возникновения аварийных ситуаций;
  • Формируют отчетные документы по режимам и объемам потребления газа, показателей по потреблению природного газа.

В гражданском строительстве и в промышленных зданиях, технический процесс которых не связан с непосредственным использованием газа применение технического учета расхода газа не целесообразно, ограничиваются коммерческим учетом.

Интеграция систем технического учета в систему управления зданием

Интеграция систем технического учета в систему управления зданием предполагает передачу данных о потреблении в систему BMS. В каком-то смысле, система тех учета является «глазами» диспетчера. Понимание взаимосвязи процессов между инженерными системами, позволяет оперативно решать текущие задачи и разрабатывать алгоритмы автоматического управления здания в будущем. Интеграция:

  • Сокращает эксплуатационные расходы;
  • Уменьшает затраты на техническое обслуживание;
  • Увеличивает скорость выявления проблем в работе системы.

В качестве примера, можно рассмотреть следующую условную ситуацию, когда система кондиционирования и система отопления работают друг против друга. Очевидно, потребление зданием тепла и электроэнергии будет расти, но при отсутствии технического посистемного учета энергоресурсов, оператор не увидит причину. В то же время, ситуация легко может быть разрешена, если налажен информационный обмен между системами и настроены сообщения на пульте диспетчера.

Оборудование технического учета размещается в следующей иератической последовательности.

Полевой уровень . Первичные приборы изменения параметров сетей, установлены на уровне каналов, трубопроводов и исполнительных устройств. Преобразователи передают аналоговые, цифровые или пороговые сигналы в шкафы автоматизации.

Связной уровень . Полученные сигналы преобразовываются в протокол системы управления зданием и передаются по линиям связи в систему диспетчеризации . Канал связи может быть двухпроводный, телефонный, TCP/IP, радио и т.п. Канал связи выполняет функцию инженера, который по рации передает показания, к примеру, электросчетчика диспетчеру с заданной периодичностью.

Серверный уровень, уровень управления . Продолжая пример с уровня связи, диспетчер записывает данные в таблицу и сравнивает их с предыдущей историей записи. При отклонении их от параметров, производит какие-то действия. Программное обеспечение диспетчера выполняет более сложные функции в автоматическом режиме. Данные могут собираться с одного или нескольких удаленных объектов, по разным каналам передачи данных.

Определение потребности промышленного предприятия в энергоносителях базируется на использовании прогрессивных норм расхода, которые устанавливаются как в целом по предприятию (укрупненные нормы), так и по отдельным агрегатам, рабочим местам, участкам и цехам (дифференцированные нормы).

Основным видом норм являются удельные нормы расхода на единицу продукции (индивидуальные). Они устанавливаются по типам или отдельным топливо- и энергопотребляющим агрегатам, установкам, машинам и технологическим схемам применительно к определенным условиям производства продукции (работ). Эти нормы являются технологическими и служат для расчета групповых норм расхода топлива и энергии, а также для оценки эффективности использования энергии. Индивидуальные нормы состоят из полезного расхода (полезной энергии) и потерь энергии. Величина полезного расхода определяется па основе нормативной энергетической характеристики или расчета энергетического баланса.

Конкретный состав нормы расхода топлива и энергии устанавливается соответствующими отраслевыми методиками и инструкциями, разрабатываемыми с учетом особенностей данного производства. Производственные изменения состава норм не допускаются.

Объемы потерь (пусковых, от неполного сгорания, с конденсатом, с пролетным паром, в окружающую среду и т.д.) рассчитываются отдельно в соответствии с установленным графиком работы агрегата в календарном времени и относятся к объему выпуска продукции. Приведем примеры расчета индивидуальных норм.

Индивидуальные нормы расхода утверждаются предприятиями (объединениями). На их основе рассчитываются групповые нормы расхода топлива и энергии, т.е. планируемые количества топливно-энергетических ресурсов на производство единицы объема одноименной продукции (работ) по уровням планирования: народное хозяйство, министерство, объединение, предприятие.

Важнейшие групповые нормы расхода:

¦ условного топлива на электроэнергию, отпускаемую с шин тепловых электростанций;

¦ сухого скипового кокса на 1т передельного чугуна;

¦ условного топлива на производство 1т клинкера и др. Общепроизводственные нормы расхода топлива и энергии - плановое количество энергии на основные и вспомогательные нужды производства (общепроизводственное цеховое и заводское потребление на отопление, освещение, вентиляцию и др.). В этих нормах учитываются технически неизбежные потери энергии в преобразователях, тепловых и электрических сетях предприятия (цеха), отнесенные на производство данной продукции (работы).

Технологическая норма расхода топлива и энергии - плановое количество топлива, тепловой и электрической энергии на основные и вспомогательные технологические процессы производства данного вида продукции (работы), на поддержание технологических агрегатов в горячем резерве, их разогрев и пуск после текущих ремонтов и холодных простоев. В этих нормах учитываются также технически неизбежные потери энергии при работе оборудования. Технологические нормы расхода могут быть индивидуальными и групповыми.

Учет энергоресурсов предполагает:

¦ регистрацию первичных показателей количества и качества всех видов энергии, как вырабатываемой и отпускаемой на сторону, так и получаемой со стороны и расходуемой на предприятии;

¦ оперативный учет расхода энергии с помощью приборов учета в соответствии с утвержденными технически обоснованными нормами ее расхода;

¦ внесение на основании показаний измерительных прибором и справок на параметры энергоносителей, полученные расчетным путем;

¦ определение расхода энергии расчетным способом по тем цехам и производственным участкам, где по каким-либо причинам отсутствуют приборы учета.

Регистрация первичных показателей энергоносителей и их оперативный учет, а также первичный учет нагрузок производится по показаниям измерительных приборов (самопишущих или периодической записи). Эти показатели фиксируются в первичной документации учета энергии.

К первичной документации учета энергии относятся: суточные ведомости эксплуатации агрегатов, оперативные журналы, графики нагрузок, программы самопишущих приборов и др. Все показатели документации, характеризующие качество обслуживания оборудования и его техническое состояние, фиксируются в суточных ведомостях через 0,5-1 ч.

Вторичные документы отражают итоговые и средние показатели работы оборудования за смену и сутки. Это ведомости и суточные-рапорты по эксплуатации установок и энергохозяйства. На основании вторичной документации составляются месячные энергобалансы, квартальные технические отчеты по эксплуатации, подводятся и анализируются итоговые показатели.

При организации электропотребления на предприятиях необходим во-первых, осуществлять учет потребляемой энергии на технологические нужды и на освещение раздельно;

во-вторых, каждый цех должен иметь отдельный учет активной и реактивной энергии по счетчикам, установленным на вводах;

в-третьих, все крупные электроприемники внутри цеха (компрессоры, насосы, крупные станки) должны обеспечиваться индивидуальным учетом потребления энергии.

Предприятия, получающие электроэнергию для производственны нужд от энергосистем, оплачивают ее стоимость по двухставочному тарифу, состоящему из годовой платы на 1 кВт заявленной (абонированной) потребителем максимальной мощности, участвующей в максимуме нагрузки энергосистемы и платы за 1 кВт/ ч отпущенной актива и электроэнергии. Под заявленной мощностью понимается, абонированная потребителем наибольшая получасовая электрическая мощность, совпадающая с периодом максимальной нагрузки энергосистемы.

Плата за 1 кВт/ч установлена за отпущенную потребителю активную электроэнергию, учтенную расчетным счетчиком на стороне вторичного напряжения головного абонентского трансформатора. Если счетчик установлен на стороне вторичного напряжения, т.е. после головного абонентского трансформатора, то установленная плата за 1 кВт/ч отпущенной потребителю электроэнергии при расчетах умножается на коэффициент (например, 1,025). Стоимость электроэнергии (в рублях), получаемая предприятием от энергосистемы Зэ.д, рассчитывается по формуле:

Зэ.д.=(ЦijM+ЦтWy)(1±b)

где Цij - основная плата за 1 кВт присоединенной мощности, р./год;

М - мощность трансформаторов и высоковольтовых линий, кВт;

Цт - дополнительная плата по основному тарифу за израсходованный 1 кВт/ч, р.; Wy - активный расход электроэнергии, учтенной счетчиком, кВт/ч;

b? - коэффициент, учитывающий скидку с тарифа или надбавку к нему.

Двухставочный тариф экономически поощряет потребителей к снижению мощности и максимума нагрузки за счет уплотнения и выравнивания графиков, но при этом усложнены расчеты с потребителем.

Тарифы на энергию дифференцируются по видам, параметрам, удаленности теплоносителей и по другим признакам.

По двухставочному тарифу оплачивают промышленные и приравненные к ним потребители, а с присоединенной мощностью до 540 кВт - по одноставочному тарифу. Достоинствами одноставочного тарифа являются: простота расчета, минимум измерительных приборов (используется счетчик активной нагрузки). Размер платы по одноставочному тарифу Зт.о определяется как произведение цены за единицу энергии на ее общее потребленное количество за данное время:

Зт.о = Цт * Wy

где Ц т - тариф на электроэнергию, р./кВт/ч; Wy - объем потребленной энергии, кВт.

Недостаток одноставочного тарифа - экономическая незаинтересованность потребителей в выравнивании графика за счет снижения пиков нагрузки, что облегчает условия работы и улучшает экономические показатели энергосистемы в целом. Поэтому важно стимулировать снижение пиков нагрузки у потребителей и выравнивание графика, т.е. уменьшить затраты на покупку электроэнергии у других энергосистем.

Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, получаемой от собственной электростанции Цс, можно определить по формуле:

Цс = Зэ.с / W Kи

где Зэ.с - общие затраты на производство электроэнергии собственными электростанциями; W - суммарное количество расходуемо энергии, кВт/ч;

Kи - коэффициент использования энергии.

Принятый в 1996 году Закон РФ "Об энергосбережении", принятый 23 ноября 2009 г. Закон РФ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и мировой опыт организации энергосбережения определяют учет расходования энергоресурсов в качестве первого и наиболее важного шага в цепочке организационных и технических мер по повышению энергоэффективности. Действительно, а как можно сэкономить то, что не сосчитал? А неучитываемого расхода энергии и энергоресурсов сегодня много и считать нужно много.

По оценкам специалистов общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т.д. составляет более 130 млн.штук. Из них для учета тепловой энергии необходимо около 24 млн.теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды - свыше 66 млн.водосчетчиков, для учета газа - более 40 млн.счетчиков.

Требования закона "Об энергосбережении..." к учету энергии и энергоресурсов?

Все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учету. Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а так же объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.

Сферы пристального контроля

В приведенных ниже сферах государство особенно тщательно будет контролировать установку приборов учета и использование данных учета для организации повышения энергоэффективности.

  • На объектах, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, на объектах вводимых в эксплуатацию, в многоквартирных жилых домах, объединениях дачных, садовых, коттеджных домов.
  • В течение 2010 года органы государственной и муниципальной власти в зданиях и помещениях, где они размещаются, должны закончить установку приборов учета всех видов энергии и энергоносителей. В течение 2010 года в сданных в эксплуатацию объектах собственники обязаны установить средства учета энергии и энергоносителей.
  • До 1 января 2012 года в жилых домах, квартирах в жилых домах, в садовых и дачных домах с централизованной подачей ресурсов собственники должны установить счетчики электроэнергии, воды, газа и коллективные теплосчетчики.
  • С 1 января 2012 года вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
  • С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения приборами учета энергии и энергоресурсов.

Кто должен проводить работы по установке приборов учета?

Приборы могут устанавливать организации - поставщики энергии и энергоресурсов и лица, имеющие для этого необходимую подготовку и квалификацию.

При этом для поставщиков электрической энергии и тепла, энергоресурсов (воды горячей и холодной, газа) предложение по установке приборов учета потребителям является обязательным, от заявки на установку приборов учета они не имеют право уклониться.

Более того, если потребитель не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Дотирование этого механизма финансирования предполагается организовать из бюджетов регионов и местных бюджетов. Законом предусмотрен принудительный порядок установки приборов учета с возмещением устанавливающей организации всех понесенных затрат. Поставщикам энергии и энергоресурсов предоставлено право заинтересовывать потребителей в установке счетчиков (сегодня это очень просто: нет счетчика, платишь круглосуточный расход "по сечению трубы, провода" и т.д.)

«Все… отлично знают, какова ситуация с энергоэффективностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, - безобразная. И наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом – это такая «черная дыра», где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы». Д.А. Медведев, президент Российской Федерации.

Компания ЦРСА, Московская область, г. Коломна

Закон об энергоэффективности

На сегодняшний день существует огромное количество предложений по снижению потребления воды, тепла и электроэнергии в многоквартирном жилом доме. Будь то утепление фасадов домов или простые рекомендации по замене протекающих кранов, но эти решения остаются без внимания самими жильцами по причине недостаточного стимулирования и отсутствия четкого учета потребленных ресурсов.

В конце 2009 г. вышел Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон об энергоэффективности), в котором уделено большое внимание энергосервисным мероприятиям в частном секторе, в том числе обязательная установка индивидуальных и коллективных приборов учета.

Учет энергоресурсов важен на всех этапах доставки ресурса потребителю. Это необходимо для выявления потерь энергоресурса на всех участках доставки, и распределения ответственности за потери энергоресурса. На сегодняшний день потери воды, тепла и электроэнергии при их доставке учитываются в тарифах, и граждане вынуждены оплачивать эти потери из своего кармана. Сегодня мы оплачиваем и незаконный отбор электроэнергии, который особенно распространен в малоэтажном секторе, и аварии на трубопроводах, и избыточное тепло в теплоносителях и многое другое. Выход из сложившийся ситуации – это четкое разграничение зон ответственности между энергетическими компаниями и конечным потребителем с помощью установки приборов учета энергоресурсов на границах зон ответственности. Это могут быть как поквартирные (индивидуальные) приборы учета, так и коллективные (общедомовые). Кроме того, установка приборов учета, несомненно, стимулирует абонентов к более эффективному расходу энергоресурсов. Ведь если мы будем платить по счетчику, то поневоле мы будем задумываться о протекающих кранах или открытой форточке зимой.

Вопросы с установкой приборов учета давно стоят перед Правительством РФ и энергосбытовыми компаниями, и основной вопрос заключается в том, за чей счет будет проходить повсеместная установка приборов. Закон об энергоэффективности определил, что установка таких приборов является обязанностью собственников жилых помещений, и сегодня можно долго спорить с этим решением, но скорее всего изменить это решение не представляется возможным. Ведь для государственного финансирования установки счетчиков по всей стране необходимы не только огромные финансовые средства, но и тотальный контроль над их расходованием. И такая программа могла бы затянуться на многие десятилетия без гарантии ее успешного завершения.

Для стимуляции установки приборов учета (далее – счетчики) самими потребителями энергоресурсов законом об энергоэффективности предусмотрено регулирование тарифной политики таким образом, чтобы абоненты, установившие приборы учета, платили меньше и смогли окупить установку приборов учета. Такая практика уже применяется достаточно давно, но все-таки она не привела к повсеместной установке приборов учета воды и тепла. Законом об энергоэффективности определен окончательный срок по установке приборов учета в многоквартирных жилых домах – январь 2012 г., после чего счетчики будут устанавливаться в принудительном порядке, а затраты на их установку будут взиматься с собственников жилых помещений. Кроме того, после 2012 г. сэкономить на разнице тарифов до и после установки счетчика скорее всего не удастся.

Управляющие компании и ТСЖ

По опыту работы с различными заказчиками в сфере жилищно-коммунального хозяйства для себя мы разделили все обслуживающие организации на две основные группы.

Первая из этих групп – это управляющие компании или ТСЖ, созданные на основе бывших ЖЭУ, ДЕЗов и других муниципальных эксплуатационных организаций. Принципы и способы управления жилищным хозяйством в таких организациях зачастую не изменяются вот уже несколько десятков лет и внедрение новых технологий в таких организациях часто затруднительно как в связи с устоявшимися традициями и нежеланием перемен, так и из-за простейшего отсутствия специалистов, разбирающихся во всех современных тенденциях.

Второй группой хотелось бы выделить достаточно «молодые» ТСЖ и УК, созданные людьми, понимающими необходимость перемен в области управления жилищным хозяйством и предлагающими оптимизировать расходы граждан на обслуживание жилья за счет оптимизации управляющего аппарата, более высокого уровня специалистов по обслуживанию жилья и внедрения новых технологий на всех уровнях их работы. Далее хотелось бы остановиться именно на второй группе управляющих организаций, так как, на наш взгляд, это наиболее перспективные и в конечном итоге единственно возможные формы управления жилым фондом.

На нашей практике управляющие таких ТСЖ досконально знают все коммуникации своего дома, методично, а не от ремонта к ремонту, ведут замену устаревших коммуникаций и постоянно ведут работу над улучшением уровня жизни жильцов, параллельно с этим снижая их затраты на энергоресурсы, они пускают сэкономленные деньги на внедрение новых технологий. На наш взгляд, это оптимальный и наиболее эффективный путь достижения энергоэффективности. При такой методичной работе практически не требуется привлечения крупных средств и бывает достаточно только сэкономленных денег за счет снижения потребления энергоресурсов, а также стандартных платежей за обслуживание жилья.

Рис. 1. Принцип работы узла регулирования

Экономия = доход

Понятно, что указанные ТСЖ не имеют денежных средств для реализации масштабных программ по единовременному проведению энергосервисных мероприятий, так как все деньги на эти цели собираются с владельцев жилья и нежилых помещений. Все мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности, проводятся последовательно и исходя из заранее определенного бюджета. Основной задачей при такой работе является постепенное увеличение бюджета ТСЖ за счет снижения его расходов, улучшая при этом уровень жизни жильцов и снижая их собственные расходы на коммунальные платежи.

Экономия электроэнергии на освещение мест общего пользования

С чего начать сокращать расходы в ТСЖ, имея скромные бюджеты? Во-первых, это наладить учет электроэнергии и тепла. Количество электроэнергии, потребляемой на освещение помещений общего пользования, можно сократить до 60%, используя программируемые централизованные отключатели или просто включая и отключая свет по расписанию. При этом счетчики на освещение можно перевести на два тарифа, что дополнительно снижает расход электроэнергии. Конечно, существенно поможет снизить затраты и энергосберегающие лампочки, но, к сожалению, они достаточно дороговаты и часто бесследно пропадают с места установки. Такие лампочки сегодня хорошо использовать там, где установлены системы видеонаблюдения.

Экономия тепла

Почти половину счета за коммунальные услуги составляет отопление помещений, и поэтому особое внимание стоит обратить на сбережение тепла.

Поквартирная установка счетчиков на отопление и термостатов достаточно дорогое удовольствие, но т.к. жильцы не имеют прямых договоров на отопление с теплоснабжающей организацией, они не обязаны устанавливать поквартирные приборы учета, а могут ограничатся только установкой общедомового счетчика тепла. Перед установкой теплосчетчика стоит обратить внимание на то, исходя из каких нормативов рассчитывается оплата тепла сбытовой организацией именно для вашего дома. Существуют случаи, когда сумма оплаты занижена из-за недостоверных исходных данных и установка счетчика в таком случае может быть невыгодна. Вообще, говоря о решении именно этих проблем, планируется повсеместная установка счетчиков, и если уж счетчик ставить все равно придется, а явной выгоды оплачивать по нормативу нет, то лучше его поставить уже сейчас и начать экономить уже сегодня. После установки теплосчетчика дальнейшие действия ТСЖ должны быть направлены на снижение потребления тепла по счетчику. Главный показатель неэффективного расходования тепла – это открытые форточки зимой. Если в вашем доме во время отопительного сезона жителям часто приходится открывать окна для того, чтобы поддерживать комфортную температуру в квартире, – это явный признак неэффективного расходования тепла. Конечно, существуют системы, где температура теплоносителя регулируется непосредственно поставщиком энергоресурса, но поставщику не всегда выгодно занижение объема отпускаемого тепла, поэтому более надежный способ – это регулирование потребления тепла непосредственно самим потребителем. Первый способ регулирования – это установка индивидуальных термостатов у абонентов, но этот способ показал себя неэффективным в тех случаях, когда у абонентов не установлены индивидуальные узлы учета. Жители не совсем понимают разницы регулирования температуры в комнате форточкой и термостатом, если они все равно платят одну и ту же сумму. Более эффективным себя показал автоматизированный регулятор тепла на вводе в здание. При помощи такого регулятора тепло из теплосети забирается в систему отопления дома в необходимом количестве. Количество необходимого тепла регулируется контроллером в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха на улице. Принцип работы узла регулирования с регулирующим клапаном и подмешивающим насосом поясняется в общем виде на рис. 1.

К примеру, ресурсоснабжающая организация подает теплоноситель при температуре 68 градусов Цельсия, расход теплоносителя 20 кубов в час, типовое 180-квартирное здание.

Микропроцессор системы измеряет температуру наружного воздуха и производит вычисления, в результате которых для поддержания комфортной температуры в квартирах для жителей (без открывания форточек) в данный промежуток времени вполне достаточно температуры теплоносителя 55 и за счет принудительной системы циркуляции расхода 14 кубов в час. Система посылает сигнал на Регулирующий клапан, который в автоматическом режиме начинает закрываться, тем самым уменьшая расход теплоносителя, в свою очередь циркуляционный насос в принудительном порядке возвращает часть воды из обратного трубопровода в систему отопления здания, и цикл повторяется до тех пор, пока не будет достигнут нижний температурный предел теплоносителя. Весь этот процесс происходит после прибора учета расхода тепла (теплосчетчика).

Эффект экономии возникает в результате того, что потребитель не забирает из системы ЦО и ГВС весь теплоноситель, а потребляет лишь то, что необходимо для полноценного и комфортного функционирования здания или сооружения.

Использование системы позволяет сократить расходы потребителей на ЦО и ГВС от 25 до 40 % в год.

Установка температур на входе и выходе из системы теплоснабжения, а также зависимость температуры теплоносителя от уличной температуры задаются при пуско-наладке системы и в последующем могут быть отрегулированы обслуживающим персоналом. Настройка системы после пусконаладки не представляет особой сложности и может быть выполнена штатными слесарями после краткого инструктажа. Хотелось бы сказать, что экономия от таких регуляторов рассчитывается индивидуально для каждого объекта, но на нашей практике такие системы окупают себя за один отопительный сезон даже в условиях достаточно холодных зим (для Московского региона).

После установки автоматизированных узлов часто возникают жалобы от некоторых жильцов о низкой температуре в их помещениях. Для решения этих проблем есть несколько способов. Во-первых, можно заказать съемку всего здания тепловизором. Результаты, полученные путем такого обследования, представляют собой фотографии здания в инфракрасном излучении, при помощи которых легко выявляются различные участки потери тепла у абонентов. В основном это «мостки холода» на стыках панелей, перекрытий и окна. В случае если у таких жильцов выявлены большие потери тепла через окна, можно предложить жильцам их замену или утепление. Способов утепления окон существует множество, и останавливаться на них мы не будем. Оплата утепления окон у жильцов может осуществляться за счет ТСЖ или за счет абонента. Эти решения должны приниматься на общем собрании владельцев жилых помещений.

Экономия воды

Дополнительно хотелось бы сказать об экономии воды. Как и экономия других ресурсов, экономия воды начинается с ее учета, только в отличие от тепла регулирование расхода воды на вводе в здание невозможно и без поквартирного учета не обойтись. В Москве и Московской области в настоящее время действуют тарифы, стимулирующие абонентов устанавливать счетчики воды, которые при условиях соответствия количества прописанных в квартире жильцов их реальному количеству (или меньшему) окупаются менее чем за год. Конечно, такой подход, когда счетчики устанавливают только те, кому это выгодно, не может устраивать водоснабжающие организации, ведь при такой ситуации они больше не могут переложить сверхрасходы одних абонентов на других, которые потреб­ляют значительно меньше. Закон об энергоэффективности поставил задачу оснащения приборами учета всех абонентов на территории РФ. Что касается непосредственно ТСЖ и установки счетчиков непосредственно членами ТСЖ, то они могут это сделать, если договор на водоснабжение заключен непосредственно между ними и водоснабжающей организацией. Если же оплату за воду производит непосредственно ТСЖ, то без установки счетчиков всем абонентам ТСЖ скорее всего не обойтись. Хотя, конечно, возможна ситуация, когда ТСЖ оплачивает счета частично по нормативам, а частично по установленным абонентским счетчикам, но такая ситуация крайне не выгодна для водоканалов и скорее всего водоснабжающая организация будет настаивать на установке централизованного узла учета.

Но даже после установки централизованного узла и абонентских счетчиков у ТСЖ часто возникают проблемы с оплатой воды, так как сбор средств за воду крайне затруднителен по причине того, что счетчики воды установлены непосредственно в квартирах и проверка их значений проходит только с согласия жильцов. Кроме того, жильцы при оплате могут перепутать или неправильно переписать значения счетчиков, которых в обычной трехкомнатной квартире может стоять до шести штук в зависимости от количества стояков холодной и горячей воды. Наша компания предлагает использовать счетчики с радиомодемами, которые позволяют в автоматическом режиме снимать значения со счетчиков и при этом не тянуть дополнительных коммутирующих линий связи. Такие счетчики стоят в 1,5–2 раза дороже классических, но для ТСЖ и небольших управляющих компаний они часто незаменимы и позволяют четко и своевременно собирать деньги за воду в полном объеме.

Отдельно хотелось бы сказать о достигнутом эффекте с точки зрения энергоэффективности. Результат установки индивидуальных и общедомового счетчиков на воду, на наш взгляд, колоссальный. На одном из объектов жильцами постепенно снизилось общее водопотребление почти в два раза, при том, что уровень жизни остался неизменным. Просто жильцы постепенно начали задумываться о текущих кранах, о напоре воды и других, элементарных водосберегающих вещах.

Еще раз о электроснабжении

Еще раз хотелось бы затронуть тему электроснабжения. Исходя из последних принимаемых законов и нормативных актов, все сводится к тому, что договор с энергосбытовой компанией будет заключаться между юридическим лицом подобным ТСЖ и энергосбытом, а не, как сейчас, между энергосбытом и физическими лицами. Для ТСЖ это значит, что все, что касается сбора средств с абонентов, будет ложиться на их плечи. Для контроля потребленной электроэнергии абонентами наша компания предлагает установку систем автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии от различных производителей. Эта тема была затронута в статье, и останавливаться на описании этих систем мы не будем. Дополнительно хотелось бы сказать о предлагаемых нами системах как о единственном способе борьбы с недобросовестными жильцами. Всем управляющим компаниям и председателям ТСЖ знакома проблема сбора средств. Причем, к нашему удивлению, в основной своей массе неплательщиками являются люди достаточно обеспеченные, по непонятным причинам они просто игнорируют все квитанции и просьбы оплатить долги по коммунальным услугам. В результате такой ситуации деньги, оплаченные другими жильцами на техническое обслуживание помещений, строительство площадок и уборку территорий могут полностью уходить на покрытие долгов таких неплательщиков перед энергосбытовыми компаниями. Особенно большой проблемой это становится для ТСЖ и небольших УК, в которых даже бюджет на обслуживание жилья может не покрыть их долги перед энергокомпаниями и у них не будет иного выбора, как собирать дополнительные деньги с добропорядочных граждан. Мы видим выход из этой ситуации только один – это ограничение неплательщиков в пользовании энергоресурсом. Причем именно ограничение, а не полное отключение. Ограничить пользование теплом, водой и газом мы не имеем права, остается только один способ – это ограничение электроэнергии. Для ТСЖ мы предлагаем установку счетчиков со встроенным реле (автоматом с программируемым номиналом). Съем данных с этих счетчиков, а также настройка номинала реле осуществляется с компьютера по силовой линии электропередачи. Таким образом, председатель ТСЖ может ограничить неплательщика путем снижения порога отключения реле в счетчике таким образом, чтобы абонент мог использовать приборы, обеспечивающие его жизнедеятельность (освещение, телефон, радио, телевизор), но не мог пользоваться другими энергоемкими приборами, такими, как стиральная и посудомоечная машины, теплыми полами, обогревателями для лоджий, личными саунами и пр. Конечно, использовать такие системы необходимо предельно аккуратно, также необходимы дополнительные нормативные акты с четким указанием на минимальное «социальное» электропотребление для того, чтобы защитить малоимущих граждан от недобросовестных председателей. Но на практике в небольших ТСЖ редко бывают случаи, чтобы реально действующий председатель мог проводить явно противоправные действия, т.к. его работа часто досконально проверяется самими жильцами и при неудовлетворительной работе председатель очень просто может потерять свое место или предстать в суде.

Газоснабжение

В теме об энергоресурсах нельзя не упомянуть о газоснабжении, но, как и в законе об энергоэффективности, так и в жизни газ стоит отдельной графой. В законе об энергоэффективности можно встретить одну фразу «кроме газа», по какой причине газовая сфера так выделяется, остается не совсем понятным. Конечно, все, что касается тепла, воды и электроэнергии в контексте установки приборов учета, на наш взгляд, должно касаться и газосчетчиков. Даже более того – газ для ТСЖ мог бы помочь во многом сократить коммунальные платежи при установке собственных небольших газогенераторов, генерирующих электроэнергию и тепло, как для собственных нужд, так и для обеспечения соседних жилых домов. В настоящее время установка таких генераторов практически невозможна из-за трудности их оформления, получения разрешений и других бюрократических препятствий, хотя их использование во многом могло бы сократить нагрузку на электросети и позволить подключить большее количество жилых домов и микрорайонов без увеличения нагрузки на сетевые и генерирующие компании.

Возвращаясь к теме «заработка» ТСЖ и аккумулируя все вышесказанное, касающееся установки коллективных приборов учета, хотелось бы обратить внимание на то, что энергосбытовые и энергосетевые компании освобождаются от необходимости работать с физическими лицами и работают только с юридическими, которые в свою очередь выполняют огромный пласт (объем) работы по сбору средств с конечных абонентов и обслуживанию коммуникаций и приборов учета. Кроме того, такие юридические лица становятся на порядок крупнее и способствуют капитализации энергосбытовых компаний и более прозрачному процессу энергоснабжения для сетевых организаций. На наш взгляд, было бы рационально оплачивать работу ТСЖ и управляющих компаний по обслуживанию приборов учета и коммуникаций при помощи более низкой ставки на тарифы для ТСЖ и аккумуляции этой разности на счетах ТСЖ и УК. В настоящее время УК и ТСЖ практически не заинтересованы выполнять работу энергосбытовых компаний по сбору средств, и это понятно, ведь эта работа требует огромных усилий и финансовых вложений, которые в настоящее время оплачиваются самими жильцами.

Финансирование энергосервисных программ

В законе об энергоэффективности отдельно акцентируется внимание на финансировании мероприятий по установке приборов учета. Конечно, способы финансирования еще не определены и во многих регионах будут различными, но, на наш взгляд, прямого финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности в настоящее время не требуется. В настоящее время необходимы поддержка вновь образовываемых ТСЖ и молодых УК, а также более жесткий контроль над их деятельностью. Кроме того, актуален вопрос по кредитованию ТСЖ, так как мероприятия по повышению энергоэффективности требуют достаточно больших единовременных затрат. Конечно, в законе об энергоэффективности предусмотрены возможности заключения энергосервисных контрактов ТСЖ и УК с энергосбытовыми и другими энергосервисными компаниями, а также рассрочка платежей за установку приборов учета. Но такая ситуация приведет к монополизации рынка установки приборов учета теми компаниями, которые будут иметь поддержку государственного бюджета и возможности по привлечению крупных беспроцентных кредитов. В свою очередь, монополизация рынка приведет к удорожанию установки прибора учета для конечного потребителя и отсутствию выбора приборов. Естественно, такое положение дел невыгодно ни государству, ни небольшим монтажным организациям, ни самим абонентам, и выход из такой ситуации видится в предоставлении беспроцентных кредитов не энергосбытовым и энергосервисным компаниям, а самим ТСЖ. В любом случае жильцы при установке приборов учета будут искать более выгодные условия и тем самым брать в банках исключительно те суммы, которые необходимы только на установку приборов учета, не переплачивая дополнительных средств на прибыли крупных компаний. При такой ситуации расходование бюджетных средств на компенсацию процентных ставок также будет минимальным. К сожалению, в настоящее время для такой схемы недостаточно специалистов в банковской сфере, ведь для оценки рисков по кредитам банка необходимо разбираться во всех тонкостях устройства ТСЖ и часто риски, связанные с выдачей кредитов слишком высоки. Да и сами кредиты, выдаваемые ТСЖ, достаточно небольшие, и крупные банки зачастую просто не заинтересованы работать с такими клиентами. Таким образом, без вмешательства государства (тщательной работы с банками и подготовкой специалистов в области ЖКХ) не обойтись.

Любое современное промышленное предприятие потребляет значительный объем энергоресурсов в разных формах. В том числе для обеспечения своей жизнедеятельности и технологических процессов предприятия различных отраслей потребляют электроэнергию и трубные энергоресурсы (отопление, горячее водоснабжение и т.д.). Затраты на приобретение энергоресурсов составляют значительную долю в себестоимости готовой продукции, что обуславливает актуальность энергосбережения. В свою очередь, энергосбережение невозможно без точного учета. Поэтому первым шагом для снижения затрат будет внедрение системы комплексного учета энергоресурсов.

Что такое комплексный учет энергоресурсов?

Комплексный учет энергоресурсов предусматривает построение единой автоматизированной системы, которая собирает показания со всех приборов первичного учета, которые измеряют потребление электроэнергии и других ресурсов. Информация с приборов учета поступает на устройство сбора данных и передается на сервер, где затем осуществляется их обработка. В результате предприятие получает развернутую картину потребления энергоресурсов и значительный объем аналитической информации, необходимой для оптимизации потребления.

Преимущества комплексного учета энергоресурсов

Внедрение системы комплексного учета энергоресурсов имеет целый ряд преимуществ перед использованием отдельных систем для каждого конкретного вида ресурсов. Прежде всего, это более экономичное решение за счет использования единой инфраструктуры сбора данных от приборов учета разных ресурсов.

Помимо этого, комплексная система дает следующие преимущества эксплуатационного характера:

  • Высокая информативность. Система комплексного учета энергоресурсов обеспечивает возможность получения данных о потреблении на любом из субъектов или структурных подразделений предприятия. Также обеспечивается возможность контроля показаний счетчиков энергоресурсов различного вида (электроэнергия, газ, отопление, вода и т.д.).
  • Актуальность. Комплексная система позволяет контролировать потребление энергоресурсов в режиме реального времени. Также обеспечивается накопление информации за прошлые периоды для последующего изучения и анализа.
  • Полная автоматизация процесса сбора информации, что имеет большое значение для предприятий со сложной структурой и большим количеством приборов учета потребления энергоресурсов.
  • Высокий уровень точности получаемой информации о потреблении.

Благодаря этим преимуществам комплексный учет энергоресурсов является более удобным в эксплуатации. Кроме того, система позволяет обеспечить по-настоящему эффективный контроль энергопотребления, что дает возможность выявлять проблемные места и изыскивать новые возможности для экономии ресурсов.

Реализованные проекты по комплексному учету энергоресурсов

  • Поквартирный учет потребляемых энергоресурсов: электроэнергии, горячей и холодной воды.
  • Расчет балансов потребления энергоресурсов.
  • Выписка счетов на оплату в автоматическом режиме.
  • Наше предложение

    Компания «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» предлагает услуги по разработке и внедрению эффективной автоматизированной системы комплексного учета энергоресурсов на вашем предприятии. Мы имеем большой опыт интеграции таких систем, начиная со стадии проектирования, заканчивая сдачей объекта и вводом системы в эксплуатацию. Для построения систем используются передовые разработки и лучшее оборудование. Это позволяет нам гарантировать максимальную эффективность систем учета при сравнительно небольших затратах на их внедрение.

    Кроме того, Наша компания выполнила разработку и получила свидетельство об утверждении типа средства измерений на Системы автоматизированные измерения и учета электроэнергии и энергоресурсов «ИЦ ЭАК» (АСКУЭР ИЦ ЭАК), регистрационный № 60241-15, срок действия до 27.03.2020 г.

    Это позволяет существенно снизить затраты времени и средств на создание легитимных систем коммерческого учета энергоресурсов для промышленных предприятий и ЖКХ.