Швеция создала льготные налоговые условия для регистрации материнских компаний. Налоговая система, ее особенности, тенденции развития и важность для экономики страны

Подоходный налог юридических лиц

Годовой совокупный доход от коммерческой деятельности облагается налогом в 22%.

Страховые взносы работодателя

Кроме зарплаты, работодатель должен платить подоходный налог (inkomstskatt) и страховые (социальные) взносы (arbetsgivaravgifter) за всех наёмных работников. Эти отчисления ежемесячно выплачиваются в Налоговую службу.

Ставка страховых взносов в 2015 году:
0% от валовой заработной платы работников, родившихся в 1937 году и ранее;
10,21% – для родившихся с 1938 по 1949 год;
25,46% – для родившихся в 1990 году или позднее;
31,42% – для всех остальных.

Страховые взносы работодателя в 1970–2015 гг.

Подоходный налог физических лиц

При поступлении на работу подписывается трудовой договор с работодателем. В нем указана брутто-зарплата работника, т. е. без вычета подоходного налога. Работодатель вычитает часть денег из заработка, чтобы заплатить подоходный налог. Остальные деньги выплачиваются работнику, который таким образом получает нетто-зарплату.

Годовой совокупный доход ниже 18 824 крон подоходным налогом не облагается.

При совокупном доходе в интервале от 18 824 до 443 300 крон нужно платить муниципальный налог. Ставки налога отличаются в разных муниципалитетах, обычно они составляют 29–35 процентов от брутто-зарплаты.

Муниципальный налог в Швеции

Код Лен 2000 2010 2014 2015
1 Стокгольм 28,67 30,48 30,37 30,53
3 Уппсала 30,76 31,81 32,18 32,25
4 Сёдерманланд 30,15 32,11 32,72 32,70
5 Эстергётланд 30,76 30,94 31,69 31,69
6 Йёнчёпинг 30,52 32,2 32,81 32,86
7 Крунуберг 31,04 31,72 32,35 32,34
8 Кальмар 31,60 32,21 32,96 32,98
9 Готланд 32,25 33,10 33,60 33,60
10 Блекинге 31,68 32,34 33,13 33,38
12 Сконе 29,46 30,69 31,15 31,24
13 Халланд 29,67 30,75 31,22 31,62
14 Вестра-Гёталанд 30,93 32,03 32,34 32,73
17 Вермланд 31,96 32,71 33,18 33,18
18 Эребру 31,64 32,08 32,82 32,84
19 Вестманланд 31,04 31,53 32,00 31,99
20 Даларна 31,97 33,31 33,80 33,81
21 Евлеборг 31,82 32,87 33,54 33,53
22 Вестерноррланд 32,39 33,37 33,45 33,45
23 Емтланд 32,01 33,23 33,49 33,49
24 Вестерботтен 32,25 33,13 33,64 33,66
25 Норрботтен 31,42 32,67 32,74 32,74

Минимальная ставка подоходного налога в 1930–2016 гг. (среднее значение)

При доходе от 443 300 до 629 200 крон нужно также платить государственный налог. Он составляет 20 процентов от дохода свыше 443 300 крон.

При доходе, превышающем 629 200 крон взимается дополнительный налог в размере 5 процентов от суммы, превышающей 629 200 крон.

Указанные данные действительны на 2015 год.

Доля налогов в ВВП в 1900–2015 гг.

Предпринимательский налог

Предприниматели тоже платят налоги, исходя из той суммы, которую они по предварительным расчетам могут заработать в течение года. Налоги выплачиваются раз в месяц.

Налог на добавленную стоимость

В Швеции большинство товаров и услуг облагаются НДС в 25 процентов. Некоторые товары и услуги имеют пониженную ставку в 12 процентов: продукты питания (кроме крепких алкогольных напитков), рестораны, гостиницы и кемпинги. 6% – газеты, книги, билеты в кино и театр, пассажирские перевозки, путешествия, концерты и спортивных мероприятия.

Некоторые услуги не облагаются НДС, например: здравоохранение, стоматология и медико-социальное обслуживание, образование, банковские услуги, полисы частного страхования, арендная плата за

Акцизные налоги и сборы

Акцизные сборы – это дополнительные налоги на некоторые виды товаров, например, алкогольные напитки и . Государство решает, какие товары облагаются акцизами. Чаще всего это изделия, опасные для окружающей среды или здоровья. Государство стремится таким образом повлиять на то, чтобы мы покупали и использовали эти товары в меньшем количестве.

Вы платите акцизные налоги и сборы за следующие товары:
топливо (бензин, нефтепродукты, уголь и жидкий газ)
электроэнергия
алкогольные напитки
табак и табачные изделия

Налоговая декларация

В налоговой декларации указаны данные о годовом заработке и сумме уплаченных в течение года налогов. Декларация должна подаваться в Налоговую службу ежегодно не позднее 2 мая. Налоговая служба получает информацию о ваших доходах в течение года от работодателя, страховых компаний и банков.

Налоговая служба присылает декларацию на дом. Необходимо проверить правильность указанных в ней данных. Затем ее можно подписать, действуя различными способами:
Поставить собственноручную подпись и послать декаларацию в Налоговую службу.
Послать эсэмэску по мобильному телефону.
Позвонить в Налоговую службу.
Оформить декларацию через Интернет с помощью кода на бланке.
Оформить декларацию через Интернет с помощью электронной подписи (e-legitimation).

Налог на телеприёмник

В соответствии со шведским законодательством, все владельцы телевизионных приёмников обязаны оплачивать лицензионный сбор за радио и телевидение. Из этого налога формируется бюджет шведских государственных теле- и радиокомпаний и т.д.

В 2015 году лицензионный сбор за телеприёмник составил 2076 крон в год.

  • 1.1 Эволюция взглядов на роль государства в развитии национальной экономики
  • 1.1.1 Теория меркантилизма (т. Манн, а.Монкретьен)
  • 1.1.2 Экономический либерализм – классическая теория невмешательства в экономику (а. Смит)
  • 1.1.3 Кейнсианская концепция активного вмешательства государства в экономику
  • 1.1.4 Неоклассическая теория монетаристов (м.Фридман)
  • 1.1.5 Государственный дирижизм (французская школа ф.Перру)
  • 1.1.6 Неокейнсианцы
  • 1.2 Объективная необходимость государственного вмешательства в экономические процессы на макро- и микроуровне. Основные цели и направления макроэкономической политики государства.
  • 1.3 Основные понятия: государственное регулирование, государственное управление, государственное вмешательство
  • Тема 2. Экономические функции государства
  • 1. Федеральные органы власти:
  • 2. Региональные органы власти:
  • 3. Муниципальные органы власти:
  • 2.1 Организационная структура законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (правительство рф, Гос.Дума, Совет Федераций)
  • 2.2 Функциональные задачи блока экономических министерств и ведомств правительства рф. (Мин.Финансов, мин. Экономического развития и торговли, мин. Промышленности)
  • 2.3 Методы и инструменты государственного регулирования экономических процессов в народном хозяйстве
  • 1.2 Прямые (административные) методы
  • Система инструментов регулирования экономики
  • Тема 3. Модели государственного регулирования экономики XX века
  • 3.1 Система советского планирования, особенности, преимущества и недостатки
  • 3.2 Особенности европейской, азиатской и американской модели грэ. (опыт Франции, Швеции, Германии, ю.Кореи, сша, Канады и др)
  • Тема 4. Структура национального хозяйства и ее оптимизация
  • 4.1 Структуры в национальной экономики, виды структур, преобразование структуры хозяйства рф, структурная политика рф
  • 4.2 Межотраслевой баланс как инструмент обоснования структуры экономики.
  • 4.3 Анализ структуры внп – валового национального продукта рф и основных экономических показателей регионов России
  • Официальные данные Росстата о социально-экономическом положении субъектов в первом полугодии 2009 года.
  • Тема 5. Нтп и инновационная государственная политика
  • 5.1 Анализ научно-технической сферы в национальной экономике рф: технологические уклады
  • 5.2 Инновационная деятельность и ее показатели. Оценка научно-технического потенциала и показатели эффективности его использования в народном хозяйстве
  • Основные показатели инновационной деятельности России
  • Оценка по России научно-технического потенциала
  • 5.3 Инновационная политика в рф. Нормативно-правовая база в регулировании инновационной деятельности в рф, Нижегородской области
  • 2. Формирование государственной инновационной политики
  • 3. Государственная поддержка инновационной деятельности
  • 5.4 Функции ран, Министерства образования и науки рф
  • Тема 6. Регулирование инвестиционных процесов в народном хозяйстве
  • 6.1. Инвестиционный климат и его основные характеристики
  • 6.2. Инвестиционная деятельность: основные понятия и показатели, распределение инвестиций по отраслям и регионам России
  • 6.3. Инвестиционная политика в рф, методы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности
  • 6.4. Нормативно-правовая база регулирования инвестиций
  • 6.5. Федеральные и региональные инвестиционные программы: распределение бюджетных инвестиций по отраслям и регионам рф
  • 6.6. Методы оценки эффективности капитальных вложений в народном хозяйстве
  • Тема 7. Формирование конкурентной среды в национальной экономике
  • 7.1 Нормативно-правовая база регулирования монополий в народном хозяйстве Основные положения Федеральные законы, регулирующие монополии
  • Критика антимонопольного законодательства
  • 7.2 Органы государственного регулирования монополий
  • 7.3 Формирование и ведение Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельноститимонопольная политика, методы и инструменты регулирования монополий в нх
  • 7.4 Критерии определения степени монополизации рынков
  • 7.5 Малое предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики (виды, законы, регулирующие деятельность). Государственная поддержка предпринимательства
  • Тема 8. Промышленные отходы и борьба с загрязнением окружающей среды
  • 8.1 Экологическое регулирование: методы и инструменты
  • 8.2 Органы государственного регулирования экологической сферы
  • 8.3 Экологическая экспертиза экономических проектов как инструмент регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
  • 8.4 Национальные проблемы захоронения вредных отходов производства
  • 8.5 Международная торговля «выбросами». Киотский протокол и его значение для России, другие нормативные акты
  • Тема 9. Экономическая интеграция хозяйствующих субъектов, регионов и национальных хозяйств
  • 9.1 Понятие и сущность внешнеэкономических связей и нешнеэкономической деятельности. Виды и формы внешнеэкономических связей
  • 9.2. Отличительные особенности развития внешнеэкономической деятельности в народном хозяйстве. Состояние внешнеэкономического комплекса народного хозяйства.
  • 9.3. Внешнеэкономическая политика. Направления, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Пути совершенствования внешнеэкономической политики.
  • 9.5. Возможности вступления в вто: преимущества и недостатки
  • Тема 10. Кредитно-денежная политика государства
  • 10.1 Кредитно-денежная политика и кредитно-денежный инструментарий
  • 10.2 Характеристика денежных агрегатов
  • Динамика денежной массы в экономике
  • Структура рублевой денежной массы на 01.07.2009
  • Динамика основных показателей денежной системы
  • 10.3 Роль и место Центробанка и Минфина рф в национальной экономике России
  • 10.4 Роль государства в регулировании валютных курсов Устойчивость национальной валюты, валютный курс рубля
  • 10.5 Антиинфляционная политика
  • 10.6 Регулирование банковского сектора
  • Тема 11. Налоги и государственные финансы
  • 11.1 Фискальная политика и ее инструменты
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф
  • 11.3 Отечественный и зарубежный опыт налогообложения Налоговая система России
  • Налогообложение в сша
  • Налогообложение в Германии
  • Налогообложение в Швеции
  • 11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции
  • 11.5 Федеральное казначейство и его роль в национальной экономике
  • 11.6 Ситуация в налоговой сфере, собираемость налогов
  • Тема 12. Бюджетная национальная система
  • 12.1 Бюджетная политика и ее инструменты
  • 12.2 Процедура подготовки проекта государственного бюджета, его согласования и утверждения, органы власти, участвующие в нем. (Функции Минфина России)
  • 12.3 Сбалансированность госбюджета. Анализ госбюджета России текущего года: структура, уровни и динамика основных статей. Сбалансированность бюджета
  • 12.4 Проблемы государственного долга и их решение в перспективе
  • Тема 13. Институциональная политика и управление государственной собственностью
  • 13.1 Понятие госсектора и госсобственности
  • 13.2 Органы в структуре исполнительной власти, регулирующие госсектор
  • 13.3 Роль государства в приватизации и национализации госимущества в рф и зарубежный опыт
  • Опыт ваучерной приватизации
  • Опыт платной приватизации
  • Приватизация во Франции
  • Тема 14. Народонаселение и государственная демографическая политика
  • 14.1 Демографическая ситуация в рф и ее регулирование
  • 14.2 Оценка уровня и динамики жизненного уровня населения рф. Методика «Программы развития оон»
  • 14.3 Социальная политика: методы и инструменты регулирования социальной сферы Зарубежный опыт социальной политики государства. (Германия, страны Северной Европы)
  • Германия
  • Тема 15. Политика занятости и доходов населения
  • 15.1 Состояние рынка труда в рф, регулирование занятости и безработицы
  • 15.2 Органы регулирования рынка труда
  • 15.3 Регулирование доходов и уровня жизни населения. Единая тарифная система оплаты труда для работников бюджетной сферы
  • Тема 16. Регулирование системы здравоохранения и образования
  • Система здравоохранения Российской Федерации
  • Система образования Российской Федерации
  • 16.1 Структура и развитие системы здравоохранения
  • Расходы бюджетной системы российской федерации на здравоохранение, физическую культуру и спорт19
  • 16.2 Политика в сфере здравоохранения: методы и инструменты регулирования, реформа системы здравоохранения в рф
  • 16.3 Органы, регулирующие систему здравоохранения (Функции Минздравоохранения и социального развития рф)
  • 16.4 Структура и развитие системы образования
  • 16.5 Политика в сфере образования: методы и инструменты регулирования
  • 16.6 Органы, регулирующие систему образования, реформа системы образования в рф
  • Тема 17. Государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение населения
  • Социальное страхование работающего и пенсионное обеспечение неработающего населения
  • Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (ГНС Швеции), имеют, как и в Российской Федерации, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняется Минфину, Правительству державы, хотя считается свободным от Правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (г. Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

    Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и обеспечивают проведение выборов.

    Налоговая система Швеции включает большое количество прямых и косвенных налогов и сборов. Основными прямыми налогами считаются казенный и районный подоходные налоги и казенный налог на собственность. Прямыми налогами также облагается наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Каждый работодатель выплачивает в казну социальные вклады, равные приблизительно 30% заработка любого рабочего и служащего. Эти средства идут на покрытие пенсионных, врачебных затрат и других социальных выплат.

    Вся прибыль от косвенного налогообложения имеет 2 ключевых источника: налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.

    Важная роль отводится таким косвенным налогам, как акцизы на сигареты и спиртное. Есть годовой налог на пользование собственным автотранспортом и разовый налог на его приобретение. Любопытная особенность: на любой бензоколонке висят объявления, уведомляющие шофера, что приблизительно 80 % цены литра топлива составляет налог.

    Швеция имеет соглашения приблизительно с 60 государствами об избежании двойного налогообложения прибыли и собственности.

    Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:

    41 % - казенный и муниципальный подоходный налог (физические лица - с дохода от наемного труда, дохода с денежных средств; юридические лица - с выгоды от домашней деятельности);

    24 % - налог на добавленную стоимость;

    21 % - налог на заработную оплату (социальные вклады работодателей);

    3,5 % - налог на имущество (налоги на собственность);

    Ежегодно в шведскую казну поступают в пределах 1000 млрд. шведских крон налоговых платежей.

    11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции

    Основным государственным органом, регулирующим налоговую систему в России, является Федеральная Налоговая Служба РФ (ФНС), находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

    Согласно Положению о Федеральной Налоговой Службе от 30 сентября 2004 года ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

    Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

    ФНС РФ и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

    Структура Федеральной налоговой службы сложилась исходя из главной функциональной задачи всех уровней Службы - контроль за соблюдением налогового законодательства.

    Для реализации функции контроля за соблюдением налогового законодательства на всех уровнях системы ФНС созданы организационно-структурные подразделения, которые в зависимости от иерархии налоговых органов создаются в форме управлений или отделов.

    Анализ структуры налоговых органов позволяет выделить следующие группы подразделений в зависимости от функциональных задач в сфере налогового контроля. Первая группа - подразделения камеральных проверок - осуществляет камеральные налоговые проверки в отношении всех категорий налогоплательщиков. Таких подразделений в налоговых инспекциях может создаваться несколько. В отношении налогоплательщиков-организаций данные отделы осуществляют:

      камеральные налоговые проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления налогов и сборов по всем налогам;

      камеральные проверки правомерности применения ставки 0% по НДС и возмещения НДС;

      контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей за пользование природными ресурсами;

      контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Основные функции подразделений камеральных проверок в отношении налогоплательщиков-физических лиц (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) включают:

      проведение камеральных налоговых проверок деклараций о доходах физических лиц;

      исчисление имущественных налогов с физических лиц в случаях, когда действующим законодательством такое исчисление возложено на налоговые органы (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);

      осуществление контроля за соответствием расходов физических лиц их доходам.

    В обязанности подразделений камеральных проверок входит анализ и обобщение результатов их деятельности в целях выявления схем уклонения от уплаты налогов и выработки предложений по их предотвращению, отбор налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, представления материалов другим подразделениям налогового органа.

    Вторая группа - подразделения выездных налоговых проверок, функциональные обязанности которых заключаются в осуществлении планирования, предпроверочной подготовке и проведении выездных налоговых проверок налогоплательщиков и налоговых агентов, оформление результатов проводимых ими проверок, подготовка материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах для передачи в правоохранительные органы.

    Третья группа - подразделения контроля за налогообложением физических лиц, которые осуществляют в полном объеме налоговый контроль в сфере налогообложения физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей), в том числе:

      проведение всех видов камеральных налоговых проверок (включая контроль за соответствием расходов физических лиц их доходам);

      проведение выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей;

      возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

      проведение проверок налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц.

    Кроме этого, на данное подразделение возлагается проверка налогоплательщиков по единому социальному налогу, исчисление которого тесно связано с фондом оплаты труда, в связи с чем проверки налогоплательщиков по единому социальному налогу и проверки налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц имеют одну и ту же документальную базу.

  • Вопреки сложившемуся мнению, налоговая нагрузка на шведские компании не столь высока, как кажется. Более того, законодательство этой страны предусматривает ряд интересных возможностей для холдинговых структур.

    Королевство Швеция - член Европейского союза, однако не входит в зону евро и продолжает использовать свою стабильную национальную валюту - шведскую крону. Налоговая система страны включает в себя в основном привычные для россиян виды налогов - корпоративный подоходный налог, НДС, а также социальные налоги, подлежащие уплате работодателями.

    Преимуществом Швеции является возможность получения от Шведского налогового агентства (Skatteverket) предварительных заключений (skatterattsnamnden) в отношении той или иной сделки, операции или целой структуры взаимоотношений. Однако процесс его получения может занять от четырех до шести месяцев. Кроме того, услуга эта платная - сбор составит от 1 до 20 тыс. шведских крон (порядка 4500-90 600 руб.). В случае необходимости полученное предварительное заключение может быть обжаловано в Верховном административном суде Швеции, что обычно занимает до 12 месяцев.

    Ставка корпоративного налога сопоставима с европейским уровнем

    Корпоративным подоходным налогом (statlig inkomstskatt) облагается весь доход организации независимо от того, на территории какого государства он получен. В отношении нерезидентных компаний налогообложению подлежат только доходы от источников в Швеции.

    С 2009 года ставка налога составляет 26,3 процента. То есть находится на среднем европейском уровне. Для сравнения: в Австрии - 25 процентов, Бельгии - 33 процента, Великобритании - 28 процентов, Испании - 30 процентов, Люксембурге - 28,59 процента, Нидерландах - 25,5 процента.

    База по корпоративному налогу - прибыль, определяемая по правилам международных стандартов финансовой отчетности. Но есть ряд особенностей, которые позволяют снижать ставку.

    Особый резерв позволяет переносить убытки на прошлые периоды

    Законодательство позволяет шведским обществам относить в резерв распределения налогов (periodiseringsfond) до четверти прибыли. Зарезервированные средства используются на покрытие убытков, возникших в последующих налоговых периодах. То есть фактически общество получает возможность переносить отрицательный финансовый результат не только на будущие, но и на прошлые периоды. Остаток резерва учитывается в доходах по истечении шести лет с момента его формирования.

    Но такая возможность предоставляется тоже не бесплатно. Так, в 2010 году размер платы за создание резерва составляет 2,304 процента годовых от его текущей суммы. Таким образом, для организаций, формирующих резерв в размере валовой прибыли (при отсутствии сумм резерва с истекшим шестилетним сроком), эффективная ставка налога составит 20,301% (26,3% × 3/4 + 2,304% × 1/4).

    Что же касается переноса убытков в будущее, то его срок не ограничен. Исключение из этого правила сделано лишь для организаций, у которых поменялся собственник - владелец контрольного пакета. Такие общества учитывать убытки прошлых лет уже не могут.

    Безвозмездная передача денег может учитываться в расходах компании

    Еще одна удобная налоговая норма - перераспределение прибыли внутри группы компаний. И это несмотря на то, что понятия консолидированного налогоплательщика в Швеции не существует.

    Для этого прибыльное общество перечисляет деньги другому участнику группы. Такой платеж учитывается в налоговых расходах первой организации и в налоговых доходах второй. Получается, что в Швеции официально разрешена безвозмездная передача денег, уменьшающая налоговую базу. Но использование такого механизма возможно лишь между организациями с долей взаимного участия в капитале более 90 процентов в течение всего финансового года.

    Налога с дивидендов можно избежать

    Шведское законодательство содержит ряд положений, которые направлены на привлечение в страну головных компаний транснациональных корпораций. Для этого в стране особым образом облагаются налогом дивиденды, проценты и роялти.

    Полученные дивиденды. Эти суммы могут быть освобождены от корпоративного налога, если они поступили от резидента ЕС, государства, с которыми Швеция подписала налоговое соглашение, или государства с сопоставимой ставкой корпоративного налога. Таковой считается ставка не ниже 55 процентов от ставки налога в Швеции, то есть не ниже 14,465% (26,3% × 55%). Этот порядок относится, в том числе, и к России, так как между нашими странами заключено налоговое соглашение. Но для освобождения необходимо выполнить одно из следующих условий:

    • акции дочерней компании не котируются на фондовой бирже;
    • доля участия материнского общества в уставном капитале «дочки» - не менее 10 процентов, а продолжительность владения акциями - не менее 12 месяцев.

    Выплаченные дивиденды. Обычная ставка налога у источника при перечислении дивидендов из Швеции составляет 30 процентов. Удержания налога можно избежать, если получатель денег является резидентом государства, с которым Швеция имеет налоговое соглашение, либо дивиденды в стране получателя облагаются по ставке не менее 10 процентов. Кроме того, акции, по которым выплачивает дивиденды шведская организация, должны отвечать упомянутым выше условиям освобождения от участия: респектабельность юрисдикции, а также некотируемость на бирже или условие о доле и сроке ее владения.

    Доход от продажи акций и долей дочерних компаний. Если по таким «дочкам» выполняются все те же упомянутые условия, то прибыль от продажи долей и акций освобождена от налога с прибыли от реализации долей и акций. Если же эти условия не соблюдаются, то прибыль облагается в общем порядке, хотя убытки по такой сделке не учитываются.

    Выплаченные проценты по долговым обязательствам. Такие суммы полностью признаются расходом заемщика вне зависимости от цели привлечения денег. Но только если ставка по ним соответствует рыночному уровню. Этот принцип подтвержден недавним решением Верховного административного суда Швеции от 28.06.10 № 2483-2485-09 по делу Diligentia AB. При этом в Швеции отсутствуют ограничения по учету процентов по займам, полученным от аффилированных лиц (правило «тонкой капитализации»). Нет и налога у источника при выплате процентов за рубеж. Последнее очень часто используется в международном планировании.

    Выплаченные роялти. Налог у источника при выплате роялти за рубеж формально также отсутствует. Но для нерезидента получение таких лицензионных платежей от шведской компании признается извлечением дохода от источника в Швеции. То есть у него возникает постоянное представительство, что обязывает его самостоятельно платить налоги в этой стране.

    Полученные проценты и роялти. Включаются в общую налоговую базу.

    Офшорные компании могут быть признаны контролируемыми из Швеции

    Что касается экономии шведских налогов с помощью низконалоговых юрисдикций, то здесь законодательство Швеции установило ряд препятствий. В частности, это касается прибыли контролируемых «дочек», в которых шведские организации прямо или косвенно владеют более чем 25 процентами капитала и обладают управленческими правами в том же объеме. Доход такой компании в соответствующей доле включается в налоговую базу шведского учредителя и облагается корпоративным налогом по общей ставке.

    При этом низконалоговой считается компания из юрисдикции, которая одновременно соответствует двум условиям:

    • ставка корпоративного налога не превышает 55 процентов от ставки корпоративного налога Швеции (на текущий момент - 14,465%);
    • со Швецией не заключено налоговое соглашение.

    Для этих целей к закону Швеции прилагается «белый» список юрисдикций, дочерние компании в которых не являются контролируемыми. Также контролируемыми иностранными компаниями не могут считаться резиденты стран - членов ЕС и Европейского экономического пространства.

    В Швеции установлено четыре ставки НДС

    Общая ставка НДС (moms) в Швеции равна 25 процентам. Также существуют пониженные ставки:

    • 12 процентов - реализация ряда продуктов питания, гостиничных услуг, деятельность в области культуры и спорта;
    • 6 процентов - продажа печатной продукции, услуги общественного транспорта;
    • 0 процентов - экспорт.

    Медицинские, социальные, банковские и финансовые услуги освобождены от НДС.

    На уплату налога может уйти половина дохода физлица

    В отличие от корпоративных налогов, налоговая нагрузка на физлиц в Швеции достаточно высока.

    Так, работодатель обязан уплачивать взнос на социальное обеспечение в размере 31,42 процента от фонда оплаты труда. Кроме того, он удерживает у работника подоходный налог. Его ставка является прогрессивной и составляет от 31 до 57 процентов. Самозанятые уплачивают социальные взносы (по пониженной ставке) и налог на свои доходы самостоятельно.

    Дивидендный и процентный доходы физлица, а также доход от прироста капитала облагаются по ставке 30 процентов.

    Однако для ключевых иностранных сотрудников, альтернативу которым трудно найти в Швеции, установлены налоговые льготы. В частности, они могут получать 25-процентный вычет из доходов от источников в Швеции в течение первых трех лет их трудовой деятельности. Такое же освобождение на тот же срок может получить и работодатель в отношении взносов на социальное обеспечение за этого работника.

    Налоговое соглашение России со Швецией во многом сходно с кипрским

    Швеция заключила более 80 налоговых соглашений, в том числе и с такими интересными в смысле международного налогового планирования странами, как Австрия, Болгария, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта и Нидерланды. Между правительствами РФ и Королевства Швеции 15.06.93 была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения (ратифицирована Федеральным законом от 24.04.95 № 55-ФЗ). Она во многом похожа на соглашение России с Кипром. А с учетом нового российско-кипрского протокола содержит даже более мягкие условия.

    Так, налог у источника выплаты дивидендов не должен превышать 5 процентов, если получатель (кроме партнерства) непосредственно владеет 100 процентами капитала общества, выплачивающего дивиденды. А в случае совместного предприятия - не менее чем 30 процентами капитала. Но в обоих случаях сумма инвестиций на момент фактического распределения прибыли должна составлять не менее чем 100 тыс. долларов (около 3 млн рублей). Во всех остальных ситуациях налог у источника не должен превышать 15 процентов (п. 2 ст. 10 Конвенции).При этом под совместным предприятием понимаются российские АО с участием иностранных инвесторов (). А под суммой инвестиций - как вклад в уставный капитал, так и покупка акций на рынке ценных бумаг. При этом срок владения акциями не важен.

    Таким образом, при соблюдении ряда условий, при выплате дивидендов шведскому учредителю российская «дочка» удержит налог у источника по ставке 5 процентов, при этом в Швеции налога не возникнет вовсе. При перечислении же дивидендов в Россию уплаты налога можно избежать в полном объеме, если помимо шведских условий освобождения от участия будут выполняться требования для применения российской нулевой ставки (п. 3 в ред. с 1 января 2011 года). Тем более, что требование о стоимости доли дороже 500 млн рублей на выплаты дивидендов за 2010 год уже не распространяется.

    Что касается процентов и роялти, то Конвенция предусматривает освобождение от налога у источника выплаты. То есть они облагаются налогом лишь в стране получателя.

    Через шведские компании выгодно платить дивиденды

    Шведские компании выгодно используют для безналогового аккумулирования прибыли «дочек», расположенных в странах ЕС, и ее дальнейшего перераспределения в Россию (см. схему).

    Предположим, производственные и торговые организации, расположенные в государствах, с которыми Швеция имеет налоговое соглашение, а также в самой Швеции, выплачивают шведской материнской компании дивиденды. При соблюдении ряда требований налога у источника не возникает.

    В Швеции также можно создать условия, чтобы полученные дивиденды налогом не облагались. Как и для того, чтобы избежать налога у источника (в отличие от других респектабельных юрисдикций) при последующей их выплате в Россию. В нашей же стране полученные доходы, начиная с прибыли за 2010 год, также могут не облагаться налогом, если соблюдаются условия .

    Резиденты Швеции подлежат обложению подоходными налогами по всем своим доходам из всех источников, как в Швеции, так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются налогами только по доходам, полученным в Швеции.

    Резиденты платят, муниципальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от осуществления коммерческой деятельности плюс национальный подоходный налог с этих же доходов, если их сумма превышает 200 тысяч крон в год. Они также платят национальный подоходный налог со своих доходов от капитала. Нерезиденты платят муниципальный подоходный налог по доходам от коммерческой деятельности и национальный подоходный налог по всем остальным видам доходов.

    Резидентами Швеции в целях налогообложения признаются лица:

    • - постоянно проживающие на территории Швеции или
    • - имеющие обычное место жительства в Швеции, или
    • - имеющие существенные экономические и семейные связи в Швеции.

    Законом предусмотрено индивидуальное обложение налогом, и члены семьи должны индивидуально отчитываться по своим налоговым обязательствам, в том числе и несовершеннолетние дети, если они имеют самостоятельные источники доходов. Расчет облагаемого дохода физических лиц ведется в разбивке по следующим видам доходов: доходы от работы по найму, доходы от коммерческой деятельности и доходы от капитала.

    Ставки муниципального подоходного налога несколько отличаются по различным регионам и обычно составляют около 31%. Национальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от коммерческой деятельности составляет 25% для доходов, превышающих 229 тысяч крон в год. Доходы от капитала облагаются по ставке 30% (для любых видов доходов).

    Нерезиденты, получающие в Швеции заработную плату или пенсию, облагаются национальным налогом по твердой ставке 25% и по доходам от коммерческой деятельности - муниципальным налогом по той же ставке. Если общая сумма этих доходов превышает 200 тысяч крон в год, то с суммы превышения дополнительно взимается национальный налог по ставке 20%.

    Доходы иностранных спортсменов и лиц творческих профессий, получаемые ими в Швеции, облагаются специальным налогом по ставке 15%.

    Если нерезиденты получают в Швеции доходы от капитала, подпадающие под налогообложение в Швеции, то для них применяется ставка налога 30%.

    При этом льготные персональные скидки для нерезидентов не действуют.

    Отчетный год для налогоплательщиков - календарный год, заканчивающийся 31 декабря. Срок представления налоговых деклараций установлен до 15 февраля года, следующего за отчетным. Лица, получающие только доходы от работы по найму, представляют декларации по упрощенной форме. Для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, срок предоставления деклараций продлен до 31 марта. Нерезиденты, получающие в Швеции только доходы от работы по найму или пенсию, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации. Налоги с заработной платы удерживаются нанимателями в момент выплаты и переводятся ими в бюджет на счет работников. Окончательный расчет налога делается по итогам года на основании представленных налоговых деклараций, и в соответствии с этим производится доплата или возврат части налога. налог иностранец швеция дания

    Платежи по социальному страхованию производятся нанимателями в порядке начислений на заработную плату. Размер таких платежей - 33% суммы всех выплат работникам. Лица, работающие за свой счет, платят взносы по социальному страхованию самостоятельно, и для них размер таких взносов установлен равным 31,25% их чистого дохода. Для некоторых ситуаций предусмотрена замена платежей по социальному страхованию специальным налогом на зарплату. Ставка этого налога составляет 21,39% общей суммы выплаченной заработной платы. Кроме того, и предприниматели, и наемные работники должны платить взносы по страхованию от болезни - по 3,95% суммы выплаченных (полученных) заработков.

    Такие же платежи предусмотрены и в отношении иностранцев, работающих на шведских предприятиях. Вместе с тем Швеция имеет с рядом стран специальные соглашения по социальному страхованию, и положение граждан из этих стран, работающих в Швеции, регулируется условиями этих соглашений. Например, граждане скандинавских стран, Великобритании, США и Канады освобождаются от платежей по социальному страхованию, если срок их работы в Швеции составляет менее 1 года, для граждан из большинства западноевропейских стран и Турции льготный срок равен 2 годам, для граждан Франции, Израиля и Марокко - 3 годам.

    "Финансы", N 3, 2001

    Очередной этап проведения налоговой реформы в Российской Федерации, связанный с постепенным введением в действие Налогового кодекса РФ, стимулирует интерес к налоговым системам развитых зарубежных стран. Швеция с ее давними традициями организации налогообложения, действенной системой учета налогоплательщиков, высоким уровнем социальной защиты населения, где давно введены идентификационные номера налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, автоматизирован учет доходов, безусловно, является одной из них.

    Единая налоговая служба Швеции, созданная в 1971 г., помимо сугубо фискальных функций ведет полный учет не только налогоплательщиков, но и всего населения страны. Уровень компьютеризации и методы контроля за доходами позволяют составлять декларации о доходах большинства населения непосредственно в налоговой службе и рассылать их гражданам. Последним остается только поставить свою подпись и лишь в случае несогласия прийти разбираться в налоговый орган. Сведения о доходах физических лиц не являются налоговой тайной.

    Налоговая служба постоянно и на высоком уровне проводит широкую разъяснительную и консультационную работу с налогоплательщиками.

    Кратко рассмотрим основные налоги Швеции.

    Налог на прибыль корпораций составляет 28%. В сравнении с другими развитыми странами это не высокий показатель. Но до 1991 г. он доходил до уровня 52%, т.е. был одним из самых высоких в Европе, а затем до 1994 г. составлял 30%.

    При исчислении прибыли применяется метод ускоренной амортизации оборудования: в первый год списывается 30% его стоимости, во второй - 35% остаточной стоимости, в третий и последующие годы - по 30% остаточной стоимости. Это действительно ускоренный метод, особенно в первые годы. Но не трудно заметить, что так до полной амортизации дело никогда не дойдет, поэтому после пяти лет может происходить списание оборудования.

    Налог на добавленную стоимость взимается по ставке 25%, что выше среднеевропейского. Помимо основной ставки действуют насколько льготных: для продовольственных товаров - 21%; для туристических услуг, гостиничных услуг, экскурсий - 12%; для товаров культурного обихода, газет, журналов - 7%. От уплаты НДС, помимо экспортных товаров, освобождаются медицинские услуги, банковские операции, патентное дело, услуги учреждений культуры. Льготы так же распространяются на некоторые виды оборудования.

    Налог на доход с капитала уплачивается по ставке 30%. В понятие капитала включается, кроме ценных бумаг, процентов по вкладам, также владение землей.

    Акцизами облагается ограниченная группа товаров: алкоголь, табак, бензин, энергия. Несколько раньше в круг подакцизных товаров входили ковры русской работы.

    Налог с личного дохода в качестве временной меры впервые ввел король Карл XII. В 1902 г. была введена система прогрессивного подоходного налога с обязательным представлением налоговой декларации. В настоящее время подоходный налог с физических лиц состоит из двух частей: федерального налога и муниципального налога. Федеральный подоходный налог имеет необлагаемый минимум в размере 245 000 крон (к его уплате привлекается только одна треть из числа работающих на полной ставке). Граждане с доходом от 245 000 до 389 000 крон платят федеральный налог по ставке 20%, а с доходов свыше 389 000 крон - 25%. До 1991 г. федеральный налог имел градуированную шкалу ставок от 5% до 45%.

    Подоходный налог коммун колеблется в пределах от 27% до 34%. Необлагаемый минимум составляет 8,7 тыс. крон. Но по пенсиям необлагаемый минимум - 50 000 крон, т.е. на уровне минимальной пенсии. Из суммы налогов 19% идет в бюджеты коммун, остальная часть направляется лэнам (Швеция состоит из 24 лэнов и 289 коммун). На местном уровне решаются вопросы финансирования школ, больниц, органов социального обеспечения.

    Налог на наследство и дарение ступенчатый - от 10% до 60%. Наследство (дарение) до 200 000 крон для супругов и по 50 000 крон для каждого ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних родственников и при стоимости, превышающей 8 млн крон.

    Большой интерес для нас, особенно в связи с введением в Российской Федерации единого социального налога (гл.24 Налогового кодекса РФ), представляют социальные платежи. Кстати, их уровень один из наиболее высоких среди развитых государств. Социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда составляют одну из крупнейших доходных частей бюджета. Приведем пример начислений на заработную плату работников наемного труда.

    Начисления на заработную плату

    Общая сумма начислений составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а о владельце фирмы, то несколько меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже выше, а именно 39,3%.

    Данные цифры уточняются при формировании бюджета. Социальные платежи уплачивают как работодатели, так и наемные работники. Но не в одинаковой мере. Обычно работодатели платят 33%, наемный работник - остальное.

    Острой и пока нерешенной проблемой в России является налогообложение имущества. Поэтому остановимся на этом вопросе поподробнее.

    В Швеции налогом на имущество облагаются только физические лица, поскольку преобладает точка зрения, что обложение данным налогом юридических лиц нецелесообразно, т.к. это будет сдерживать развитие производства. В России это мнение высказывал еще в 1818 г. Николай Тургенев.

    Налог на имущество в Швеции основывается на оценочной стоимости, которая равна 75% рыночной стоимости. Ставка налога составляет 1,5% от оценочной стоимости для жилых домов, 1% для коммерческой недвижимости и 0,5% для промышленной недвижимости. В отличие от большинства стран налог на собственность в Швеции является государственным налогом. Оценка недвижимости регулируется Законом об оценке недвижимости от 1979 г. Стандарт оценки представляет собой истинное значение рыночной стоимости, получаемой при наилучшем использовании объекта недвижимости.

    Стоимость земли и стоимость зданий, строений и сооружений устанавливается отдельно друг от друга. Освобождаются от налога такие объекты, как здания оборонных учреждений, общественного транспорта, больницы, школы, здания, используемые для отдыха и спорта, здания представляющие культурный интерес, административные здания государства, графства, муниципалитета и т.д.

    Ежегодно проводится индексация оценочной стоимости. Это означает, что базовая стоимость пересчитывается с учетом коэффициента, основанного на тенденциях изменения цен и данных об уровне цен на определенный тип недвижимости в данном регионе. Объект недвижимости идентичен единице оценки. Иногда он может состоять из двух или более единиц оценки. Например , объект недвижимости, который включает в себя жилой дом и мастерскую, где владелец занимается каким-либо бизнесом, делится на две, а иногда и более единицы оценки в зависимости от использования различных частей собственности. Когда речь идет о здании, построенном на арендуемом участке земли, то здание будет составлять одну единицу оценки, а участок земли - другую единицу оценки.

    Швеция поделена на стоимостные зоны, где стоимость аналогичной собственности приблизительно одинакова. Общее число стоимостных зон для одно- и двусемейных домов приблизительно равно 7500, для коммерческой недвижимости зон - около 1000. Для объектов недвижимости, которые имеют особенно хорошее местоположение, существуют поправочные коэффициенты. Например , коэффициент для объекта недвижимости, расположенного на берегу озера или моря, составляет 2,0. Участок с красивым видом будет иметь поправочный коэффициент 1,5. Существует коэффициент для участков, которые не имеют инфраструктуры, как водоснабжение и канализация. Стоимость участка без водоснабжения будет на 8000 крон меньше.

    Оценочная стоимость строений зависит от их размера, возраста и качества.

    Размер определяется как жилая площадь с прибавлением 20% вспомогательной площади, которой считается полуподвальный этаж или гараж. Качество определяется как сумма характеристик, например оборудование и строительные материалы, которые использовались для строительства. Если на одном участке земли находятся два дома, стоимость второго уменьшается на 50%.

    Оценочная стоимость сравнивается с ценой реальных продаж объектов собственности.

    Основным фактором при определении стоимости земли является разрешение на строительство. В центральных районах города больше ценится возможность строить магазины и офисы по сравнению с возможностью строить жилые дома. В других районах города больше может цениться возможность строить жилые дома.

    Строения оцениваются или методом доходности (чаще всего), или методом строительных затрат.

    Сельскохозяйственная недвижимость классифицируется по следующим группам: обрабатываемые земли и пастбища, земли лесного фонда и непродуктивные земли, сельскохозяйственные постройки, жилые дома и земля под этими домами.

    Изменения на рынке недвижимости как на местном, так и на региональном уровне происходят регулярно и меняют оценочные стоимости, что вызывает необходимость их постоянного отслеживания и актуализации банка данных, а также пересмотра границ стоимостных зон.

    Информация о недвижимости внесена в кадастровую систему и хранится и используется как база данных. Каждая единица недвижимости получает обозначение стоимостной зоны, к которой она принадлежит. В каждую декларацию недвижимости впечатывается это обозначение стоимостной зоны и другая информация. Налоговой службой определяется и сообщается владельцу недвижимости ее оценочная стоимость.

    Остается добавить, что имущество стоимостью менее 900 тыс. крон от налога освобождено. При налогообложении учитывается суммарное имущество семьи в отличие от подоходного налога, где каждый подает налоговую декларацию.

    В России мы вплотную подошли к необходимости создания государственного реестра недвижимости и единой методики оценки собственности, в чем нам может оказаться чрезвычайно полезным шведский опыт.

    Виды начислений % к заработной плате
    На пенсионное обеспечение 13,0
    На медицинское страхование 8,43
    На народную пенсию (для обеспечения тех, у
    кого нет выслуги лет)
    5,86
    На пенсионную страховку 0,2
    На страхование от производственного травма-
    тизма
    1,38
    На превентивную защиту сотрудников 0,17
    На выплату пособий по безработице, финанси-
    рование переквалификации потерявших работу
    2,12
    На гарантию заработной платы при банкротст-
    ве компании
    0,2
    На страхование жизни 0,61
    На групповую страховку 0,95
    На пособия при увольнении 0,28
    На дополнительную пенсию 3,1
    На страховку от травматизма 1,0
    В гарантийный фонд 0,06
    Налог на пенсионные платежи 0,6