Рыночная, командная и смешанная экономика. Командная экономика - плюсы и минусы данной формы экономической организации

Рыночная, командная и смешанная экономика. Командная экономика - плюсы и минусы данной формы экономической организации

В заключение попробуем представить краткую сравнительную характеристику командной и рыночной экономик (табл. 1). Первые четыре строки в таблице уже обсуждались выше и потому не требуют дополнительных пояснений. Последняя же, пятая строка проявляет еще одно весьма существенное различие между системами: если централизованная, командная экономика предстает главным образом как распределительная, то рыночная - как производящая.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика командной и рыночной экономических систем

Командная экономика

Признаки для сравнения

Рыночная экономика

Государственная

Преобладающая форма собственности на средства производства

Жесткая регламентация этой деятельности со стороны государства

Характер экономической деятельности

Свобода предпринимательства и выбора партнера

Централизованное планирование

Способ согласования хозяйственной деятельности

Рыночное саморегулирование

Необходимость выполнять государственные планы

Главный мотив экономической активности

Личный экономический интерес

Справедливое распределение

Главная забота общества

Эффективное производство

Для наглядности тут уместно вспомнить притчу о рыбе и удочке: можно регулярно давать на прокорм человеку рыбу, а можно раз и навсегда дать ему удочку, чтобы он кормил себя сам. Первый вариант напоминает централизованную систему, второй - рыночную (где «удочка» - это государственные гарантии частной собственности и свободы предпринимательства, «легкие налоги» (Смит) и определенные правила бизнеса).

Сопоставляя централизованную (социализм) и рыночную (капитализм) системы, австро-англо-американский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) подчеркивает, что они функционируют на разных принципах. А именно. В основе «командной экономики» лежат «сознательные порядки» - организации и институты типа фабрики, армии, жестких уставов, создаваемых с заранее определенной целью и действующих по плану, в заданном «сверху» режиме.

В основе же рынка, напротив, - «спонтанные порядки», которые складываются без чьего-либо замысла в живом, стихийном процессе взаимодействия тысяч людей, в столкновении их самых разных интересов, целей, вкусов, идей.

Командная экономика оказалась несостоятельной именно потому, что «сознательные порядки» противоестественны для живых, развивающихся, многосложных систем. Никакой сверхотлаженный госаппарат не способен собрать и обработать весь гигантский массив непрерывно меняющейся информации с мест, на которую надо к тому же оперативно и грамотно реагировать «руководящими указаниями», одновременно преодолевая все искажающий бюрократизм.

Заключение

Таким образом, подводя итог всей работы, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, рассматривая вышеперечисленные экономические системы, следует заметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.

Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Как медаль имеет лицевую и оборотную сторону, так и экономическая системе имеет свои плюсы и минусы.Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

В нашей стране сейчас практически все институты действуют в соответствии с рыночной экономикой. В деле признания нашей экономики - рыночной все так не просто. По словам специалистов, существует серьезная оппозиция такому решению со стороны США и ближайших её партнёров, не желающих допускать Россию на свои рынки. Плохая информированность, а порой просто незнание Российской экономики ведёт к опасению инвестирования в нашу страну. Но ситуация постепенно меняется, всё больше обращаются серьезные компании с вопросами об инвестициях в нашу страну.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система имеет ряд характерных черт:

  1. Различные формы частной собственности
  2. Свобода предпринимательской деятельности
  3. Наличие конкуренция на рынке
  4. Рыночная система как опора
  5. Ограничение роли государства в экономике

Замечание 1

Рыночную экономическую систему характеризует частная собственность на ресурсы и использование цен и системы рынков для координированного управления экономической деятельностью.

Механизмы спроса и предложения позволяют рынку самостоятельно определять, что, для кого и как производить.

Капиталистическая система подразумевает наличие у частных лиц собственности на различные виды материальных ресурсов. Благодаря наличию права заключать обязательные к исполнению юридические договора, частные лица могут по своему усмотрению управлять и использовать свои материальные ресурсы.

Производители стремятся производить именно те товары, которые удовлетворяют потребности покупателей и приносят ему максимальную прибыль. Потребитель вправе сам решать, какие товары ему приобрести и сколько заплатить за это денег.

Поскольку в ситуации свободной конкуренции определение цен не зависят от производителя, то выбор варианта производства хозяйственные субъекты экономики осуществляют, исходя из стремлений изготавливать продукцию с минимальной себестоимостью, чем у его конкурентов, для того, чтобы продать как можно больше своего товара по более низкой цене. Решению данной задачи способствует технический и технологический прогресс, а также внедрение передовых методов управления.

Определение того, для кого производить, обычно решается в сторону тех потребителей, которые имеют наибольший доход.

В рыночной экономической системе органы власти практически не вмешивается в экономические процессы. Роль государства подразумевает защиту частной собственности, установление законов и норм, облегчающих существование и развитие свободного рынка.

Командная экономическая система

Централизованная или командная экономическая система – это прямая противоположность рыночной экономике.

Государственные органы принимают экономические решения с помощью директивного или централизованного планирования.

Производственный план каждого предприятия предусматривает, что и в каком объеме производить, выделяются ограниченные ресурсы, государство тем самым решает проблему, как производить, указывает не только поставщиков, но и покупателей, то есть решает вопрос, для кого конкретно производить.

Распределение средств производства между отраслями основано на долговременных приоритетах, которые определяет соответствующий плановый орган.

Смешанная экономическая система

В чистом виде ни рыночная, ни командная экономическая система не существует ни в одном государстве.

Замечание 3

Большинство современных развитых стран имеют смешанную экономику, которая сочетает элементы рыночного и командного типа.

Смешанная экономика характеризуется регулирующей ролью государства и наличием экономической свободы у большинства производителей. Работники и предприниматели выбирают отрасль деятельности по собственному решению, а, не руководствуясь производственными директивами. В свою очередь, государство реализует социальную, антимонопольную, налоговую фискальную экономической политики, что в той или иной мере направлено на экономический и повышение жизненного уровня своего населения.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Нам, как жителям постсоветского пространства, крайне близка командная экономика как система, из которой мы уже несколько десятилетий пытаемся выйти. Давайте разберемся, почему так сложно перейти к рынку, и чем характерен плановый режим для обеих сторон бизнеса.

Понятие и виды экономических систем

Экономические системы с теоретической точки зрения представляют собой совокупность различных элементов рынка, которые при взаимодействии друг с другом образуют единую структуру внутри страны, в которой учитываются не только аспекты производства и потребления, но и также распределения благ и трудовых ресурсов.

Современные системы подразделены на три вида:

  • рыночная;
  • командная;
  • традиционная экономика.

Хотя с исторической точки зрения, если рассматривать развитие рынка поэтапно, они будут иметь следующую классификацию:

  • доиндустриальная экономика (времена процветания сельского хозяйства как основной ниши производства);
  • индустриальная (появилась с зарождением промышленности);
  • постиндустриальная (развивается и ныне, характерна процветанием сферы услуг и информационных технологий).

Но вернемся к современному пониманию экономической системы. Давайте попробуем для начала выделить основные ключевые моменты, характеризующие тот или иной вид, и в этом нам поможет таблица «Рыночная, командная, традиционная экономика: основные черты», которая представлена ниже.

Ну а теперь остановимся подробней на каждом пункте.

Характеристика рыночной экономики

Это наиболее популярная ныне система, которая характерна свободным формированием цен на продукцию и услуги в зависимости от соотношения спроса и предложения. Государство, как правило, абсолютно не вмешивается в экономические отношения между субъектами хозяйствования, и все участие правительства заключается в создании нормативно-правовых актов. Органы власти могут лишь следить за тем, чтобы последние соблюдались.

Вот поэтому рыночная и командная экономика - это абсолютно противоречивые друг другу системы, но об этом несколько позднее.

Но что качается невмешательства государства в рыночные процессы, то этот вопрос весьма спорный. Не всегда взаимоотношения спроса и предложения могут достичь так называемого консенсуса. Вот, например, в кризисные периоды на некоторые группы товаров и услуг абсолютно отсутствует спрос, поэтому единственным покупателем может выступить правительственный сектор, однако рыночная система экономики полностью исключает данную возможность.

Понятие традиционной экономики

Традиционная и командная экономика - это не одно и то же. Однако обе системы имеют некоторые схожие черты, хотя первая больше направлена на максимальное развитие собственных богатств национального хозяйства, поэтому ее отличительной особенностью является наиболее оптимальное развитие сельской промышленности.

Что касается ценностей в этой системе, то денежные знаки не имеют столь важного значения, как, например, товары первой необходимости. Поэтому зачастую традиционная экономика характеризуется отношениями, которые мы привыкли называть бартерным обменом.

На первый взгляд кажется, что стран с подобной системой хозяйственных отношений уже и не существует, однако на просторах Центральной Африки их более чем достаточно.

Понятие командной экономики

Для начала давайте определимся, на каких принципах основана командно-административная экономика, или как ее еще принято называть - плановая.

В рамках данной системы важную роль в хозяйственном регулировании страны играет непосредственно государство. Именно органы власти решают, какой товар, в каких количествах и по какой цене производить и реализовывать. Эти данные берутся отнюдь не из реального соотношения между спросом и предложением, а из плановых показателей согласно многолетним статистическим данным.

Признаки командной экономики

При соблюдении плановой экономической системы никогда не бывает переизбытка произведенных товаров, поскольку правительство вряд ли позволит нецелесообразно расходовать собственные ресурсы. Поэтому зачастую главным признаком командной экономики является дефицит некоторых товаров. Причем, как правило, этот товар везде идентичного качества, поскольку в таких странах нет смысла строить однотипные магазины на каждой улице и производить более дорогую продукцию, ведь все равно у покупателя выбора нет – он будет брать любую, какая осталась на полках.

Также признаком командной экономики является целесообразное расходование трудовых ресурсов. Объяснение этому очень простое: нет перепроизводства – нет сверхурочных часов в смене, нет переработки персонала.

Ну а благодаря постоянной поддержке государством предпринимательства имеют место и такие признаки командной экономики:

  • постоянные дотации;
  • лояльное налогообложение;
  • четкое планирование безубыточного рынка сбыта.

Итак, мы не только определили основы данной экономической системы, но и отвели роль государственному влиянию в ней. Теперь давайте постараемся понять, что же значит само производство и собственность как таковая для предпринимателей в условиях планового режима.

Роль собственности в командной экономике

Как мы уже выяснили, рыночная экономика направлена на частное производство, а традиционная - на коллективное. Ну а какие черты командной экономики указывают на преимущество той или иной формы собственности в данной системе? Несложно догадаться, что все производственные организации в подавляющем большинстве принадлежат правительственным органам. Здесь же права владения подразделяются как на общенациональные масштабы, так и на муниципальные.

Что касается кооперативных форм собственности, то они также имеют место в командной экономической системе, но, как правило, они распространяются не на производственные организации, из которых можно извлечь финансовую прибыль, а на субъекты ведения хозяйства с получением собственного блага. Иными словами – кооперативные жилищные фонды, гаражи, дошкольные учреждения довольно распространены в плановой экономической системе.

Частная собственность в командно-административном обществе распространяется на имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства и не более.

Плановая экономика в жизни населения

Как уже говорилось выше, командная экономика никоим образом не связана с людскими потребностями. Иными словами, если упростить процесс данной системы до двух действий, то выйдет приблизительно следующий алгоритм кругооборота продукции в обществе.

  1. Правительство решает, в каком соответствии, согласно отраслевым долям, должна производиться продукция.
  2. Произведенный товар распределяется по всей территории государства с учетом того предположения, что население равномерно потребляет на каждом географическом участке страны как продукты питания, так и лекарства, и даже бытовую технику в соответствии с выпущенными объемами.

Все мы понимаем, что данный подход не совсем корректный – возможно, кому-то на юге страны не нужен новый телевизор, но необходимо больше моющих средств для посуды, а кто-то из северян нуждается в большем количестве теплых носков. Но таковы реалии плановой экономики, которая более-менее успешно процветала в свое время на просторах многих сильных государств.

Что касается общего благосостояния населения, то при командной системе каждый человек зарабатывает пропорционально тому, какой объем труда он выполняет. Но, несмотря на это, уровень среднего оклада по стране остается довольно низким.

Примеры стран с плановой экономической системой

Командно-административная экономика начала свое активное и плодотворное развитие в послевоенные времена, а именно в 50-е годы ХХ столетия. На тот момент мир был подвержен страшнейшему производственному кризису, и поэтому такие социалистические страны, как Китай, Куба, ну и самый близкий нам по духу и пониманию – СССР, который перешел к плановым меркам еще в 1917 году, стали ярким примером данной системы.

Сложно говорить однозначно – эффективным ли было это решение в те времена. Если учесть, что вся промышленность находилась в плачевном состоянии, и проблематично было что-то урегулировать на одном соотношении спроса и предложения, то вполне вероятно, что политика вмешательства государства на тот момент была лучшим выходом из сложившегося положения.

Однако если сравнить статистические данные роста ВВП по паре послевоенных десятилетий между странами Западной Европы и государствами-представителями социализма, то мы увидим, что последние в разы отставали по темпу роста.

Положительные стороны командной экономики

Несмотря на все вышеперечисленные факторы, нельзя говорить, что командная система экономики не имеет никаких преимуществ.

Производителю нет необходимости тратить лишние как финансовые, так и трудовые ресурсы для продвижения своего товара – у него всегда есть выделенная государством квота, в которой нуждается население и которую обязательно купят. А сделают это потому, что правительство является единственным монополистом на коммерческом рынке, поэтому никакой конкуренции быть не может априори.

Что же касается социума, то плановая экономика исключает какие-либо классовые расслоения внутри общества. В реалиях данной системы нет бедняков и нет слишком богатых, поскольку заработные платы каждого стремятся к средней величине.

Теоретически можно сказать, что множество проблем, присутствующих в рыночной экономике, в рамках командного порядка легко решаются.

Недостатки командной экономики

Благодаря тому что всем производством руководит высшая власть, и делается это на равных правах и условиях по отношению к каждому субъекту хозяйствования, исключаются любые задатки конкурентной среды. Поэтому командная экономика сводит к нулю любые рвения предпринимателя улучшить свой продукт, ведь как бы он ни старался – большего материального блага ему все равно не получить.

А поскольку вся продукция распределяется равномерно по стране, то и заработные платы максимально уравниваются, поэтому у персонала напрочь исчезает любая заинтересованность в повышении качества своего труда. Если сотруднику данной категории положено иметь оклад в рамках определенной суммы – то, каким бы он ни был специалистом своего дела, большего он получить не сможет.

Сложности при выходе из плановой экономики

Сложно утверждать, какая система лучше – рыночная или командная экономика. Каждая по-своему хороша в определенных условиях: иногда вмешательство государства крайне необходимо, ну а порой важней качество произведенного детского питания в конкурентных условиях, чем равное распределение молока по всей стране.

Во всяком случае, период перехода от плановой системы к рыночной крайне сложен. Мы все стали свидетелями того, как это сказалось на практике после распада СССР. Понятно, что каждое государство не может стать успешным за считанные годы, поэтому в политэкономической теории и существует такое понятие, как переходная экономика. Она характеризуется нестабильностью, неопределенностью и деформацией всей хозяйственной национальной структуры, но в нашем мире все для общества, поэтому дальнейший бизнес мы должны построить сами.

Основным механизмом рыночного хозяйства, как это было показано выше, является механизм свободного образования цен , учитывающий взаимодействия между спросом и предложением. В «чистой» рыночной экономике, обязательным условием существования и функционирования которой является частная собственность, нет специального органа, который указывал бы, какие товары и каким образом производить предпринимателю, где и какие ему покупать необходимые для этого ресурсы. Все они свободны в принятии решений.

Более того, в «чистой» рыночной экономике полностью отрицается необходимость государственного регулирования механизмов рынка, в частности, установление фиксированных цен на товары и услуги.

Единственным регулятором экономических отношений здесь служит свободно устанавливаемая (в результате взаимодействия спроса и предложения) цена на все товары и услуги. Если цена товара или услуги растет, это означает, что данного товара производится недостаточно по отношению к существующему спросу. В этом случае объемы его производства увеличиваются как за счет существующих производств, так и за счет «перелива» ресурсов, используемых до этого момента для производства других товаров.

Если же товар не может быть продан по цене, компенсирующей издержки производства, это свидетельствует о том, что потребители не желают покупать данный товар за установленную цену и производителю следует задуматься о сокращении его производства. Экономические ресурсы в таких системах направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается.

И производители, и покупатели, будучи свободными в принятии экономических решений, действуют с позиций принципа рациональности. Рационализм предпринимателя состоит в том, что он никогда не будет производить товар, если на него нет спроса на рынке или его производство не обеспечит ему необходимую прибыль. В то же время рационализм покупателя определяется тем, что он не будет приобретать товары, которые ему не нужны.

Таким образом, специфика рыночного механизма такова, что каждый его участник преследует субъективную цель, но в целом единство всех субъективных устремлений создает объективные закономерности очень эффективных экономических отношений в обществе. Появляется, как выразился выдающийся английский экономист А дам Смит 2 ", «невидимая рука» рынка. По его словам, каждый предприниматель действует только в собственных интересах, но «невидимая рука» позволяет ему получить результаты, которые не входили в его намерения. Преследуя собственные цели, он, даже не желая того, часто содействует интересам общества более эффективно, нежели в том случае, когда он желал бы этому содействовать. В результате Адам Смит пришел к выводу о том, что необходимо полностью исключить регулирование экономики государством, дать людям делать то, что они хотят, открыв дорогу свободе действия экономических сил. Роль правительства, по мнению апологетов «чистой» рыночной экономики, должна ограничиваться лишь защитой частной собственности.

Кроме того, важным неэкономическим аргументом в пользу «чистой» рыночной экономики служит то обстоятельство, что она делает ставку на экономическую свободу каждого ее участника, обеспечивая тем самым и свободу политическую.

Последним из наиболее ярких апологетов «чистой» рыночной экономики был Фридрих Август фон Хайек , резко выступавший против любых попыток путем регулирования или других видов вмешательства посягать на свободное рыночное ценообразование. В своем полемическом произведении «Дорога к рабству», написанном в 1944 г., он утверждал, что каждое отступление от этого основополагающего принципа - с какой бы благородной целью это ни делалось - в перспективе ведет к диктатуре.

Перечисленные достоинства «чистой» рыночной экономики позволяют многим экономистам рассматривать ее как идеал организации общества.

Однако модель «чистой» рыночной экономики основывается на ряде нереалистических предпосылок (предположений), характерных для «совершенной конкуренции». Для того чтобы конкуренция была совершенной, необходимо выполнение следующих условий:

  • количество продавцов и покупателей на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог диктовать цену;
  • никакие покупатели и продавцы не должны сотрудничать друг с другом (покупатели с покупателями, продавцы с продавцами, покупатели с продавцами);
  • товары должны быть достаточно простыми и однородными, чтобы они действительно могли покупаться и продаваться в различных количествах;
  • покупатели товаров и услуг должны иметь своевременную и надежную информацию о происходящем на рынке. В частности, они должны знать, где наиболее низкие цены на интересующие их товары и услуги, чтобы незамедлительно уйти от продавцов, пытающихся продавать товары по неоправданно высоким ценам;
  • для новых предприятий должна существовать возможность свободно и быстро утвердиться на рынках;
  • для крупномасштабных производств не должно быть преимуществ, позволяющих изготавливать им товары дешевле, чем на мелких предприятиях. Это разоряет мелкие предприятия, что ведет к монополии;
  • более или менее равномерное распределение доходов;
  • рыночные объекты не должны выводиться из игры под давлением политических или других мотивов.

В настоящее время большинство рынков в существующих экономических системах не отвечают этим жестким условиям и ограничениям.

Кроме перечисленных практически невыполнимых условий, действия рыночного механизма могут быть нарушены следующими факторами общественного производства.

1. В условиях рынка для удовлетворения запросов и нужд человека применяются только экономические критерии, основным из которых является показатель прибыли. В то же время не все потребности людей и общества в целом могут удовлетворяться только через рынок исходя из принципа максимизации индивидуальной прибыли. Ведь и преступник, и коррумпированный чиновник тоже действуют в соответствии с этим принципом. Много лет назад И. Шумпетер отметил, что «общество, в котором преследуется только сиюминутная прибыль, долго существовать не может». Да и еще Адам Смит говорил о необходимости признания принципов справедливости и морали .

А иначе почему бы судье, налоговому инспектору, милиционеру тоже не продаваться?

2. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности общества, на которые нет установленной цены, такие, например, как национальная оборона, содержание нетрудоспособных членов общества, борьба со стихийными бедствиями, содержание заключенных, медицина, образование, охрана природы и т.д.

Финансирование производства такого «коллективного» товара не может осуществляться индивидами посредством рынка. Общественный продукт в этих случаях производится по планам и заказам государства и попадает к потребителям через систему государственного распределения: органы социального обеспечения, образования и т. и.

Общество, где господствует рынок, покупает общественный продукт, отводя на подобные нужды определенную часть своих налоговых сборов.

Однако граждане, как правило, воспринимают налоги как насильственные поборы, в противоположность тем товарам, которые они покупают добровольно. Поэтому государство, где господствует рынок, обделяет науку, образование, здравоохранение и пр., поскольку у него нет способа мобилизовать для этих сфер такие средства, которые могли бы конкурировать с объемом капитальных вложений в автомобили, одежду, питание и т.д.

  • 3. Ценовой рыночный механизм не всегда в состоянии отразить все затраты на производство продукции. Например, производители бумаги не учитывают в цене на свою продукцию те затраты, которые должно понести все общество на очистку воды, загрязненной бумажным производством. Экономисты обычно говорят, что производство в этом случае имеет «внешние эффекты», которые, к сожалению, не могут быть учтены рыночным механизмом.
  • 4. Многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой весьма несовершенный механизм решения некоторых макроэкономических проблем, в частности, обеспечение полной занятости и стабильного уровня цен, особенно когда речь идет о цене за труд, т.е. о заработной плате.

Особенностью рыночной организации является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить общее равновесие национальной экономики, ее саморегулирование после слишком больших отклонений от стабильного равновесного состояния невозможно (см. гл. 3). Более того, рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономической системе.

Для решения отмеченных проблем функционирования рыночного механизма рынок должен в той или иной мере регулироваться государством, что и происходит во всех существующих экономических системах. Постепенно спало увлечение рынком. Практика показала, что современный рынок не может функционировать как множество очень мелких хозяйств, каждое из которых выступает само по себе и противостоит в конкурентной борьбе всем остальным. Поэтому он должен регулироваться, и прежде всего государством, хотя регулирование не следует путать с администрированием и командованием.

Основными государственными функциями при этом являются:

  • стабилизация экономики и стимулирование экономического роста;
  • перераспределение доходов в пользу малоимущих;
  • защита населения от вредных влияний внешних эффектов (загрязнение окружающей среды и т. п.);
  • защита конкуренции с целью сохранения рыночной системы;
  • обеспечение правовой базы для защиты участников рынка;
  • обеспечение производства общественных благ.

Практика экономического развития убедительно показывает: несмотря на то что в развитых экономических системах с рыночной экономикой большинство экономических решений определяет рынок, роль государства в этих системах возрастает. Таким образом, можно сделать вывод, что капитализм в «чистом» виде исчез еще в 30-х годах XX столетия и был заменен смешанной (регулируемой) экономикой.

  • Установление свободных рыночных цен является основным условием переходаот командной к рыночной (децентрализованной) экономике. В дальнейшем мы увидим, чтодля перехода к рынку помимо либерализации цен необходимо выполнение еще множестваусловий, но без свободного ценообразования остальные просто не будут иметь смысла.
  • Смит Адам (1723-1790) - экономист, философ, выдающийся представительклассической школы в экономической теории. Его работа «Исследование о природе ипричинах богатства народов» (1776) принесла своему автору титул «отца экономики».
  • Хайек Фридрих Август фон (1899-1992) - австрийский экономист, виднейшийпредставитель неоклассического (неолиберального) направления в экономической теории,нобелевский лауреат по экономике 1974 г.
  • Под конкуренцией понимается соперничество среди продавцов и среди покупателей.
  • Шумпетер Йозеф (1833-1950) - выдающийся австрийский экономист, создательэволюционной теории экономического развития, синтезировавший равновесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства.
  • Здесь уместно вспомнить, что Адам Смит был профессором моральной философии и особенно гордился своей книгой «Теория моральных чувств».