Реструктуризация налоговой задолженности. Российское законодательство: Реструктуризация налоговой задолженности

Реструктуризация налоговой задолженности. Российское законодательство: Реструктуризация налоговой задолженности

Проблема взаимоотношения налогоплательщиков-предприятий и государства с каждым годом все более актуальна. Рост числа несостоятельных предприятий, отчасти, связано с невозможностью их в полной мере выполнить свои обязательства перед бюджетом. В настоящий момент более 30% предприятий имеют задолженность по налогам и сборам. Выходом из данной ситуации является реструктуризация задолженности. Этот метод выгоден не только для должника, но и для государства, поскольку является гарантом пополнения бюджета на сумму возникшей задолженности. Предприятия же смогут плавно выйти из сложившей кризисной ситуации, погашая задолженность на «льготных» условиях.

Реструктуризация — один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности — это перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

В отличие от остальных видов переноса срока уплаты налога, реструктуризация имеет определенные преимущества:

— законодательством не установлен перечень оснований для применения реструктуризации;

— при реструктуризации списывается половина или вся задолженность по пеням и штрафам;

— распространяется на все налоги и сборы.

Общий срок реструктуризации составляет 10 лет, из них 6 лет приходятся на равномерную уплату задолженности по налогам и сборам, и 4 года на оплату пени и штрафов после оплаты основного долга.

По федеральным налогам реструктуризация проводится один раз и в случае нарушения сроков оплаты повторная реструктуризация не проводится.

Если все условия реструктуризации выполнены добросовестно, налогоплательщик имеет право на реструктуризации вновь возникшей задолженности.

Решение о реструктуризации производится на основании анализа финансового состояния предприятия, состояния расчетов с бюджетом. Реструктуризация долга возможна лишь в том случае, если анализ подтверждает способность должника выполнять свои обязательства по графику платежей.

Своевременное выполнения графика и погашение задолженности на 50% за 2 года дает право налогоплательщику списать 50% начисленных штрафов и пеней, а погашение 100% задолженности за 4 года, соответственно, является основанием для списания 100% пеней и штрафов.

В Ульяновской области право на реструктуризацию задолженности получили лишь незначительная часть сельскохозяйственных предприятия, в 2006 году их доля составила всего 27% от общей численности предприятий. В период с 2002 г. по 2006 г. в общей сложности было реструктуризировано 710,63 млн. руб. задолженности перед бюджетом (табл. 1).

Таблица 1- Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий в Ульяновской области.

Уже первое «испытание» реструктуризации задолженности, которое пришлось на конец 90-х годов, показало действенность данного инструмента. Оно позволил улучшить финансовое состояние многих предприятий путем нормализации процесса производства. Был снят арест на имущество, разблокированы расчетные счета, разграничились долгосрочные и краткосрочные обязательства, было приостановлено начисление пени и штрафов.

Но наряду с явными плюсами, реструктуризация повлекла за собой ряд негативных последствий. Возможность продлить срок уплаты и надежда на «списание» части задолженности повлекла за собой рост числа уклонений от уплаты налогов. Кроме того, поскольку срок реструктуризации составлял 10 лет, это приводило к обесценению части реструктуризированной задолженности.

Был нанесен ущерб государственному бюджету, так как сумма списанной задолженности по пеням и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации значительно превышала сумму начисленных и поступивших процентов на сумму реструктуризированной задолженности.

Все выявленные недостатки позволяют судить о несовершенстве данного инструмента. Для более эффективной работы необходимо создать модель реструктуризации, которая:

будет носить массовый характер, иными словами реструктуризацию смогут применять предприятия любой отрасли;

предоставит возможность предприятию самостоятельно разрабатывать график уплаты задолженности;

усилит контроль со стороны государства за проведением реструктуризации налоговой задолженности.

Так же, стоить принимать во внимания внешние и внутренние факторы, затрудняющие проведение реструктуризации на предприятии (таблица 2).

Таблица 2 - Факторы, затрудняющие проведение реструктуризации.

— ненадлежащее ведение финансового учета на предприятии.

Реструктуризация налоговой задолженности является одним из приоритетных направлений государственного налогового регулирования. Его модернизации позволит урегулировать взаимоотношения между предприятием и государством на взаимовыгодных условиях.

1. Маркелова, С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения / С.В. Маркелова. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 166 с.

2. Маркелова, С.В. Направления государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных организаций Ульяновской области / С.В. Маркелова // Социально-экономическое развитие России в XXI веке: материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. — С. 109-110.

3. Маркелова, С.В. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова // Финансовые и кредитные отношения в экономике (международный сборник научных трудов). - Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2008. — С. 70-78.

4. Маркелова. С.В. Финансово-экономическое состояние и налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова, Г.Н. Карпова // Международная научно-практическая конференция «Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном секторе экономики: традиционный и инновационный подходы». — Москва, 2009. - С. 786-794.

5. Маркелова, С.В. Основные способы адаптации хозяйствующих субъектов к требованиям налоговой системы / С.В. Маркелова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 61-66.

Перейти к обсуждению работы

Отказ организации-должника от исполнения обязательств по договорам.

Замена краткосрочных обязательств на долгосрочные.

Погашение задолженности путем передачи кредитору готовой продукции должника.

Погашение задолженности по обязательствам может происходить путем передачи кредитору при взаимном согласии сторон готовой продукции организации-должника, а также оказания ею услуг кредитору. Стоимость готовой продукции, а также стоимость и номенклатура услуг согласуются сторонами в специальном соглашении.

Следует иметь в виду, что для быстрейшего погашения кредиторской задолженности, выраженной в виде полученных за продукцию авансов и векселей к уплате, следует снизить длительность (ускорить) изготовление продукции в целях осуществления расчетов с кредиторами. Стоимость, качество и номенклатура продукции оговорены в соответствующих договорах с заказчиками.

Замена краткосрочных обязательств на долгосрочные осуществляется путем соглашения сторон об изменении соответствующих договоров и перенесения сроков платежей на период более 12 месяцев. Благодаря принятию такого решения улучшаются показатели ликвидности организации и создается некая возможность в будущем погасить долги.

В целях восстановления платежеспособности организации-должника могут быть использованы такие меры, предусмотренные ст. 450 ГК РФ, как отказ от исполнения ряда договоров, невыгодных для должника, и расторжение ряда совершенных должником сделок.

Односторонний отказ от исполнения договоров должника требует наличия двух признаков:

— договор полностью или частично не исполнен сторонами;

— исполнение договора повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах, или договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года), либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе, или имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника (например, договор предусматривает обязанность должника по внесению крупных инвестиций либо выдачу им поручительства по обязательствам контрагента перед третьими лицами).

Порядок проведения реструктуризации регулируется Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год и постановлениями Правительства РФ, а также региональными органами власти. Такие постановления и сопровождающие их документы принимаются ежегодно. В этих документах устанавливаются сроки и условия проведения реструктуризации, порядок определения суммы подлежащей реструктуризации задолженности, алгоритм принятия решений, права и обязанности предприятий и органов государственного управления.

В настоящее время в Российской Федерации проводится

реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и

сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед

100 федеральным бюджетом, порядок проведения которой утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г.

№ 1002 (с последующими изменениями).

При этом в процессе проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее -реструктуризация задолженности) важное значение имеет вопрос о размере сумм задолженности юридического лица по налогам и сборам, а также сумм задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Нередко в ходе расследования уголовных дел по фактам уклонения руководителей организаций от уплаты налогов устанавливается обстоятельство, оказывающее влияние на размер сумм задолженности юридического лица по налогам и сборам и, соответственно, пеням и штрафам, а также на ход дальнейшего расследования уголовного дела. Таким обстоятельством является реструктуризации налоговой задолженности юридического лица.

В данном случае объективная сторона преступления может выражаться:

Во включении в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. В этой ситуации принятие решения о реструктуризации не влияет на процесс расследования уголовного дела (статья 199 УК РФ);

в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам (статья 199.2 УК РФ).

Однако сегодня нет единого критерия оценки правомерности расходования денежных средств налогоплательщиков - юридических лиц при наличии задолженности перед бюджетом. Ссылки на очередность платежей, предусмотренную ст. 855 ГК России, уже практически не принимаются во внимание прокуратурой и судом.

По нашему мнению, при возбуждении уголовного дела по фактам сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, необходимо устанавливать личную корыстную заинтересованность должностных лиц

101 организаций в получении имущественной выгоды, расходовании указанных средств на личные нужды или их присвоении.

При совершении руководителем организации преступления, предусмотренного статьей 199, 199.2 УК РФ, органами внутренних дел должно быть возбуждено уголовное дело независимо от того, существует у данной организации право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в соответствии с Порядком и сроками проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1002 от 03.09.1999 г. или нет.

Следует отметить, что по каждому факту возбуждения уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 199 или 199.2 УК РФ следователям целесообразно информировать инспекции МНС. Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам не может быть проведена, если по факту неуплаты данных налогов возбуждено уголовное дело. Если реструктуризация все же предоставляется после возбуждения уголовного дела, данное обстоятельство не влияет на принятие процессуального решения. В этом случае освобождение от наказания по основаниям ст. 80.1 УК РФ возможно только при полном реальном возмещении ущерба, вне зависимости от утвержденных ИМНС графиков платежей.

Коснемся мнения органов прокуратуры по указанной проблематике. Можно выделить следующие мнения (позиции) органов прокуратуры (надзирающих прокуроров).

1. Предоставляя право на реструктуризацию задолженности по налогам (иными словами предоставляя рассрочку), государство в лице ИМНС России, зная о просроченной недоимке, в добровольном порядке отказывается от единовременного взыскания сумм недоимки, а действия руководителей предприятий перестают быть общественно-опасными (т.е. фактически становятся правомочными). Уголовные дела, возбужденные после предоставления права на реструктуризацию, подлежат прекращению по реабилитирующим основаниям, при предоставлении права на рассрочку в ходе расследования уголовного дела, можно считать изменением обстановки с прекращением уголовного преследования.

По мнению работников прокуратуры, при подписании соглашения о

102 реструктуризации задолженности по налогам государством (в лице уполномоченных органов) применяется «налоговая амнистия» в отношении предприятий (организаций), имеющих долги по налоговым и иным платежам.

По нашему мнению, решение о реструктуризации задолженности предприятия по налогам после окончания налогового преступления не препятствует возможности возбуждения уголовного дела и привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

2. Некоторые прокуроры считают, что уголовные дела данной категории не имеют судебной перспективы и подлежат прекращению. Позиция прокуроров по данной проблематике заключается в том, чтобы не возбуждать уголовные дела, по которым проведена реструктуризация по налогам, а выносить предостережения о погашении задолженности. Возбужденные уголовные дела, в ходе расследования которых проведена реструктуризация, дальнейшим производством прекращать.

С принятыми решениями о прекращении вследствие изменения обстановки по делам данной категории прокуратура соглашалась. Однако с начала 2003 года позиция прокуратуры изменилась - такие дела рекомендуется направлять в суд или прекращать за отсутствием состава преступления.

3. Позиция прокуратуры некоторых регионов состоит в том, что при проведении на предприятиях реструктуризации задолженности по налоговым платежам в действиях должностных лиц таковых предприятий не усматривается объективная сторона уклонения от уплаты налогов с организации, в связи с чем уголовные дела, находящиеся в производстве, по указаниям прокуратуры прекращаются по различным основаниям.

В частности, некоторые прокуроры районов и городов при обсуждении

руководителей предприятий, на которых проведена реструктуризация

задолженности по налогам, полагая, что в данной ситуации состав преступления

по уклонению от уплаты налогов отсутствует.

Отметим также, что некоторые специалисты и практики, считают, что к реструктуризации задолженности применимы положения статьи 62 НК России (обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога), в соответствии с которой срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; 2)

проводится производство по делу о налоговом правонарушении, либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах; 3)

имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога вышеуказанных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

С нашей точки зрения, такая позиция является не совсем правильной, так как изменение срока уплаты налога и реструктуризация налоговой задолженности имеют различную правовую природу.

В соответствии со ст.

61 НК России изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срок уплаты налога или сбора на более поздний срок, который осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

В соответствии со ст. 63 НК России органом, уполномоченным принимать решение об изменении срока уплаты налога, является Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, ни форма предоставляемой отсрочки, ни уполномоченный на представление отсрочки государственный орган не соответствуют порядку реструктуризации налоговой задолженности, решение о проведении которой принимается Правительством Российской Федерации и регулируется специальным постановлением.

Следует отметить, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам, предусмотренная Постановлением Правительства России № 1002 существенно повлияла на принятие процессуальных решений по уголовным делам о налоговых преступлениях. Как уже отмечалось, право на реструктуризацию задолженности по налогам расценивается прокуратурой некоторых регионов как налоговая амнистия.

Представляется, что проведение в ходе следствия в организации реструктуризации по налогам может стать основанием для освобождения от

104 наказания в связи с изменением обстановки, так как на основании решения государственного органа налогоплательщику устанавливаются иные сроки уплаты налогов. В связи с тем, что в законе отсутствует основание, предусматривающее прекращение уголовного дела в связи с проведением реструктуризации, однако факт уклонения от уплаты налогов имел место, считаем, что уголовное дело также должно быть возбуждено, а решение о прекращении дела необходимо принимать с учетом всех обстоятельств дела.

Следует отметить, что намерение, либо принятие решения о реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам конкретного юридического лица не свидетельствует о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц указанной организации состава налогового преступления.

Реструктуризация задолженности организации не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков уклонения от уплаты налогов или сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. В тоже время, осуществление реструктуризации налоговой задолженности, при условии документального подтверждения данного факта, может являться основанием для прекращения уголовного дела вследствие изменения обстановки.

Однако данное положение может распространяться на субъектов преступления, предусмотренного только ч. 1 ст. 199 и ст. 199.2 УК РФ. В случае квалификации деяния по ч. 2 ст. 199 УК РФ освобождение лица от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ) невозможно.

При таких обстоятельствах, когда факты, установленные в ходе производства по уголовному делу, не оказывают влияния на проведение процесса реструктуризации задолженности возможно нарушение интересов государства в виде непоступления в бюджет части сумм налоговых или иных обязательных платежей.

Таким образом, во избежание нарушения интересов государства в области финансовой и налоговой дисциплины при проведении реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед

105 федеральным бюджетом представляется целесообразным внести изменения в пункт 3 действующего Порядка, установленного Постановлением

Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. № 1002 (с соответствующими изменениями и дополнениями) следующего содержания:

- «Организации, в отношении руководителей которой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах может быть предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет только при наличии вступившего в законную силу решения суда по уголовному делу или иного решения по уголовному делу.

Заявление такой организации рассматривается при представлении ею документов о решении по уголовному делу»;

«Решение о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом не может быть принято, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах и по делу не принято решения по существу».

Кроме этого, считаем целесообразным, включить МВД России (в лице подразделений по налоговым преступлениям) в состав органов, принимающих участие в принятии решения о реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

В условиях финансового кризиса вопросы, связанные с преобразованием сроков возмещения налоговой задолженности, выходят на первый план для многих компаний. Возможность реструктуризировать долг по налогам и сборам начинает все больше интересовать организации.

Данный способ считается выгодным и для самого должника, и для государства, которое получает гарантии выплаты в бюджет суммы задолженности. Сами фирмы имеют возможность без стресса выйти из кризисного положения, выплачивая долг на «льготных» условиях.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Реструктуризация задолженности по налогам и сборам предусматривает перевод обязательств фирмы перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Этот метод является наиболее эффективным инструментом для финансового оздоровления любого предприятия.

Получить рассрочку или отсрочку по уплате налога смогут не все компании, а лишь те, которые способны подтвердить присутствие особых обстоятельств, отмеченных в НК РФ. Чтобы преобразовать срок возмещения средств в счет налогов, плательщик передает в уполномоченную службу заявление и документы. На их основе принимается вердикт об одобрении отсрочки или рассрочки либо об отказе.

Необходимые документы

Для одобрения отсрочки или рассрочки по возмещению налога надо передать в налоговую службу обращение по форме, которая принята Приказом ФНС от 28.09.2010г. №ММВ-7-8/469@. Оно будет направлено в пятидневный период уполномоченной службой в ФНС по месту регистрации предприятия.

Если фирма может претендовать на преобразование срока выплаты средств в счет налогов с условием компенсации процентов, то в обращении надо прописать, что плательщик принимает обязанности по возмещению сумм переплаты, которые рассчитываются от размера задолженности.

К данному обращению следует приложить документы:

  • справка от налоговой службы о состоянии расчетов по налогам и иным обязательным платежам компании;
  • справка от налоговой службы, в которой указан список всех открытых данному плательщику счетов в кредитных учреждениях;
  • документальная информация банков о движении средств по счетам предприятия за последние полгода с указанием данного показателя за каждый расчетный период, а также о присутствии либо об отсутствии его расчетных актов, которые размещены в картотеке неоплаченных расчетных документов;
  • справки кредитных учреждений об оставшихся деньгах на счетах фирмы;
  • список контрагентов — дебиторов организации с описанием стоимости соглашений, подписанных с определёнными контрагентами — дебиторами (суммы других обязательств и причин их образования), и периодов их реализации, а также копии этих соглашений (актов, которые доказывают присутствие других причин образования обязательств);
  • обязательство фирмы о выполнении условий, на которых будет вынесен вердикт об одобрении отсрочки или рассрочки, утверждаемое на период преобразования момента внесения средств в бюджет, а также примерный график компенсации долга;
  • документы, которые доказывают присутствие причин, дающих заявителю возможность получить одобрение рассрочки или отсрочки.

Основания по ФЗ

Основания для одобрения рассрочки или отсрочки перечислены в п.2 ст.64 НК РФ:

  • лицу были причинены убытки из-за присутствия определённых причин — стихийного бедствия, техногенной аварии или прочих обстоятельств непреодолимой силы;
  • не перечисление организации средств из бюджета в установленный срок или их компенсация не в полном объеме либо просрочка в оплате государственного заказа, если это повлекло к образованию дефицита денег для возмещения налогов;
  • угроза образования признаков банкротства фирмы, если она произведет единовременную компенсацию налогов;
  • сезонный характер работы предприятия, что связано с конкретным производством или реализацией (данное обстоятельство будет определено в Постановлении Правительства РФ от 6 апреля.1999 №382);
  • при наличии обстоятельств для отсрочки или рассрочки по возмещению обязательных таможенных платежей, которые оплачиваются по причине передвижения объектов через таможенную границу ТС, что определено таможенным правом ТС или нормативно-правовыми актами РФ.

В ст.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ определено, что организация соответствует признаками банкротства, если она не способна выполнить принятые обязательства:

  • перед кредиторами по материальным обязательствам;
  • по внесению денег в счет платежей в бюджет;
  • размер таких обязательств равен не меньше, чем 100000 руб. ;
  • обязательства не были выполнены в течение 3 месяцев с момента наступления срока для их исполнения.

В НК РФ определено, что если рассрочка или отсрочка одобряется в связи с угрозой банкротства или сезонным характером деятельности, то на размер долга будут рассчитываться проценты – ½ ставки рефинансирования ЦБ.

Льготы

Компания может выплатить долги по налогам на льготных условиях. Реструктуризация задолженности по налогам и сборам в 2019 году дает возможность налогоплательщикам выполнить обязательства, накопившиеся в течение предыдущих периодов.

Погашение производится по специальному графику, который согласовывается налоговой службой и налогоплательщиком. В данном документе прописывается последовательность выплаты задолженности с указанием платежей и сроков их внесения.

Долг возмещается равными платежами, которые вносятся плательщиком не реже 1 раза в квартал. Максимальный период, представленный на погашение – 10 лет. Фирма может возместить средства досрочно. Иногда необходимость возместить средства заранее необходима, потому что налогоплательщик не может получить отсрочку по текущим налогам, пока не рассчитается с прошлыми долгами.

Налоговый кредит

Налоговый кредит -это преобразование периода возмещения средств в счет налога, при котором предприятию дается право в течение конкретного срока и в утвержденных размерах сокращать свои расходы по налогу с последующим поэтапным возмещением суммы кредита и рассчитанных процентов. Он может быть представлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным сборам.

Налоговый кредит – это не рассрочка и отсрочка. Он обладает иными причинами для выдачи и сроками. Кредит может быть одобрен на период от 1 до 5 лет . Для предприятий, которые внесены в реестр резидентов зоны территориального развития, данный период увеличивается до 10 лет .

Суть налогового кредитования в том, что организация не возмещает отдельную часть платежей, а постепенно компенсирует эту сумму и проценты. Уменьшение размера налога допускается до тех пор, пока невозмещенная часть не достигнет размера кредита, одобренного для данной фирмы.

Если у компании два и более соглашения на выдачу инвестиционного налогового кредита, то данная сумма рассчитывается отдельно по каждому из соглашений. Размер уменьшения, при этом, не может быть более 50%. Количество заключенных соглашений не оказывают влияния на это правило.

Иные условия расчёта могут действовать для предприятий — резидентов зоны территориального развития, если это утверждено в соглашении об инвестиционном налоговом кредите.

Основания для его одобрения определены в ст. 67 НК РФ:

  • работа компании в области организации научно-исследовательских работ, технического переоснащения производства, целями которого является обустройство рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями, предупреждение процессов загрязнения окружающей среды, работа, направленная на усиление энергетической эффективности производства;
  • инновационная деятельность, например, образование новых технологий или усовершенствование используемых, разработка современных разновидностей сырья или материалов;
  • работа компаний над значимым заказом по социально-экономическому развитию субъекта РФ или оказание значимых услуг гражданам;
  • работа компаний над оборонным заказом для государства;
  • инвестиции в постройку объектов с высоким классом энергетической эффективности;
  • внесение этой фирмы в список резидентов зоны территориального развития на основе законодательства РФ.

В НК РФ определено, что данные основания могут быть дополнены другими в соответствии с нормативными документами, принятыми в субъектах РФ. Они будут относиться к кредиту в отношении региональных налогов. То же самое правило действует в отношении местных сборов.

Кредит будет представлен после того, как компания документально подтвердит наличие оснований для его выдачи. Также она предоставляет заявление. Отношения между налоговой организацией и налогоплательщиком будут урегулированы в договоре.

Когда откажут в реструктуризации задолженности по налогам

В реструктуризации долга организации будет отказано в следующих случаях:

  • в отношении налогоплательщика ведется уголовное дело по причине несоблюдения нормативно-правовых документов о налогах и сборах;
  • налогоплательщик совершил административное правонарушение, связанное с несоблюдением законодательства в сфере налогов и сборов;
  • имеются объективные причины полагать, что плательщик воспользуется этим преобразованием для сокрытия своих денежных средств или иных объектов, которые подлежат налогообложению либо он планирует переехать в иностранное государство на постоянное жительство;
  • в течение 3-х лет до момента подачи лицом обращения о преобразовании срока компенсации налога, органом, определённым в статье 63 НК РФ, был принят вердикт об аннулировании законной силы ранее одобренной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита из-за несоблюдения требований.

Ситуация, в которой оказалась сегодня часть коммерческих фирм, активно подталкивает их к поиску путей законного снижения налогового бремени. Именно поэтому популярнейшим методом налоговой оптимизации числится изменение сроков уплаты в бюджет налогов и взносов.

Согласно 2 п. 1 статьи НК РФ, Налоговым Кодексом не только устанавливается налоговая система, но и регламентируются права и обязанности налоговых органов, налогоплательщиков, других участников налоговых правоотношений. Главные права плательщиков налогов и сборов отражены в 21 статье I части НК РФ .

В 4 пп. 1 п. этой статьи предусмотрено, что плательщики могут претендовать на получение инвестиционных налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек, согласно прописанным в НК РФ требованиям. Исходя из 1 п. 57 ст. НК РФ, действующие сроки уплаты налогов (сборов) установлены по каждому сбору и налогу в отдельности. Их изменение допускается исключительно в соответствии с требованиями НК РФ.

Основные условия изменения сроков выплаты сборов, налогов, пеней, штрафов освещены в 61 ст. НК РФ. Из 2 п. 61 ст. НК РФ следует, что допускается менять срок выплаты налога (сбора) (полностью или какой-либо части суммы) при условии начисления процентов на остаток задолженности.

Условия и порядок предоставления:

  • рассрочки (отсрочки) по налогам и сборам отражены в 64 ст. НК РФ;
  • налогового инвестиционного кредита регламентированы 67 ст. НК РФ.

Поскольку далеко не все бухгалтеры знают об основаниях, применяемых для изменения установленных сроков расчета по бюджетным платежам, и важных особенностях предоставления плательщикам рассрочки, отсрочки, налогового инвестиционного кредита, именно эти сведения стали предметом настоящей статьи.

Случаи, когда компания может рассчитывать на рассрочки или отсрочки

В 64 ст. НК РФ указано, что рассрочка либо отсрочка по налогу означает изменение срока выплаты конкретного налога при наличии достаточных оснований, отраженных в НК РФ. Базовое различие между этими понятиями в том, что задолженность при рассрочке погашается частями, а при отсрочке - единовременно. Рассрочка или отсрочка может предоставляться как по одному, так и по нескольким разным налогам.

Длительность отсрочки (рассрочки):

  • ФНС России - не более чем на 1 год;
  • Правительство РФ - по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет - от 1 до 3 лет;
  • Минфин РФ (согласно 1 п. 64 ст. НК РФ) - по федеральным налогам на срок до 5 лет.

Рассрочка или отсрочка предоставляется заинтересованным компаниям, финансовое положение которых не дает им возможности уплатить налоги в установленные сроки, но имеются весомые основания полагать, что реальная возможность расчета по налогам появится в течение срока предоставления запрашиваемой рассрочки или отсрочки.

Согласно 2 п. 64 ст. НК РФ, рассрочка (отсрочка) по уплате налогов может предоставляться по любому из следующих оснований:

  • причинение компании ущерба в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
  • несвоевременное или неполное финансирование фирмы из бюджета, задержка по оплате выполненного госзаказа, в случаях, когда недофинансирование привело к невозможности погашения обязательств перед бюджетом;
  • сезонный характер изготовления или реализации товаров, выпускаемых компанией (перечень сезонных видов деятельности и отраслей приведен в 382 Постановлении Правительства РФ);
  • угроза появления признаков несостоятельности (банкротства) фирмы, если она единовременно выплатит налоги.

Кстати, 2 п. 3 ст. и 2 п. 6 ст. 127-ФЗ гласит, что у компании появились признаки банкротства, если она не может рассчитаться по:

  • денежным обязательствам перед кредиторами;
  • обязательным платежам в сумме более 100 тыс. рублей, в течение более чем 3 месяцев.

Отсрочки по таможенным платежам

Рассрочки (отсрочки) по налогам, подлежащим уплате из-за перемещения ряда товаров через таможенную границу Таможенного союза, предоставляются при наличии весомых оснований, прописанных в:

  • законодательстве Таможенного союза,
  • российском законодательстве о таможенном деле.

Основные положения 83 ст. Таможенного Кодекса гласят, что условия, основания, порядок изменения сроков выплаты таможенных пошлин определяются одноименным Соглашением. В соответствии в 4 ст. этого Соглашения, решение о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате таможенных пошлин может приниматься исключительно по письменному заявлению плательщика:

  • в Республиках Беларусь и Казахстан - таможенным органом, куда подается соответствующая таможенная декларация;
  • в России - Федеральной таможенной службой или назначенным ей таможенным органом.

Учтите, что в заявлении о предоставлении рассрочки (отсрочки) выплаты пошлин необходимо указать:

  • сведения о плательщике;
  • полные наименования товаров;
  • реквизиты международного или внешнеторгового договора;
  • весомые основания для предоставления рассрочки (отсрочки);
  • сумму таможенных пошлин, по которым запрашивается рассрочка или отсрочка;
  • необходимый срок рассрочки или отсрочки;
  • график с суммами поэтапной выплаты таможенных пошлин по рассрочке;
  • информацию об отсутствии фактов, указанных в 8 статье настоящего Соглашения, наличие которых делает рассрочку или отсрочку невозможной.

По 134 ст. закона 311-ФЗ рассрочка или отсрочка может быть предоставлена при наличии любого из следующих оснований:

  • причинения компании ущерба из-за стихийных бедствий, технологических катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
  • задержек финансирования из федерального бюджета, отсутствия оплаты выполненного компанией госзаказа;
  • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются скоропортящимися;
  • осуществления компанией поставок по международному договору России;
  • если товары, которые ввозятся на территорию РФ, включены в Перечень, утвержденный 101 Постановлением Правительства РФ.

Обратите внимание, что проценты на непогашенную сумму рассрочки начисляются в тех случаях, когда она предоставлялась по причине возможного банкротства компании, либо сезонного характера ее деятельности (4 п. 64 ст. НК РФ).

Документы для получения рассрочки или отсрочки

В 5 п. 64 ст. сказано, что заявление о предоставлении отсрочек (рассрочек) направляется в предоставляющий ее уполномоченный орган. Потом копия заявления в 5-дневный срок отправляется в ФНС по месту регистрации компании. Если по положениям 4 п. 64 ст. НК РФ компания обязана уплачивать проценты за отсрочку (рассрочку), то в заявлении должна присутствовать соответствующая ссылка о принятии на себя вышеупомянутых обязательств.

К заявлению придется приложить:

  • справку ФНС с места учета компании о состоянии ее расчетов с бюджетом;
  • справку ФНС с места учета компании, содержащую перечень всех имеющихся счетов в банках;
  • справки из кредитных организаций о ежемесячных оборотах средств по счетам компании (помесячно за 6 предшествующих подаче заявления месяцев), а также о наличии или отсутствии в картотеке неоплаченных расчетных документов платежных поручений (требований), инкассовых документов;
  • справки из кредитных организаций об остатках денежных средств по всем счетам компании;
  • список контрагентов - дебиторов фирмы с указанием сумм заключенных договоров (размеров других обязательств с основаниями их возникновения), сроков исполнения договорных обязательств, а также их копии;
  • обязательство компании, где предусматривается соблюдение условий предоставления отсрочки (рассрочки) на время изменения сроков выплаты налога;
  • предполагаемый компанией график погашения задолженности;
  • прочие документы, подтверждающие факты, позволяющие компании получить желаемую отсрочку (рассрочку).

Когда компания не может претендовать на рассрочку или отсрочку?

Исходя из 1 п. 62 ст. НК РФ, срок уплаты налога (сбора) не изменяется, если в отношении заинтересованной компании:

  • возбуждено уголовное дело в связи с нарушением налогового законодательства;
  • расследуется дело о налоговом правонарушении, дело об административном правонарушении в налоговой сфере, таможенное дело в части уплаты налогов, по товарам, перемещенным через таможенную границу Таможенного союза;
  • имеются значимые основания полагать, что компания воспользуется таким изменением режима уплаты налогов для сокрытия имеющихся денег, иного подлежащего налогообложению, имущества, либо руководители компании планируют выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
  • в течение 3 лет, предшествующих дате подачи соответствующего заявления, органом, указанным в 63 ст. НК РФ, выносилось решение о прекращении действия ранее предоставленных отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов из-за нарушения условий изменения срока выплаты налога (сбора). Если имеются такие обстоятельства, запрашиваемое решение об изменении срока уплаты налога (сбора) выносить нельзя, а уже принятое решение подлежит немедленной отмене.

Общий порядок производства по делам о поименованных в НК РФ налоговых правонарушениях прописан в 101 ст. НК РФ. В 16 главе НК РФ описываются виды налоговых правонарушений, указывается ответственность за их совершение.

Что такое инвестиционный налоговый кредит?

Это изменение в сроке уплаты налога, когда компании дается возможность в течение оговоренного срока и в указанных пределах уменьшать свои налоговые платежи с дальнейшей поэтапной уплатой начисленных процентов и самого кредита.

Налоговый инвестиционный кредит отличается от рассрочки и отсрочки основаниями и сроками предоставления. Инвестиционный кредит одновременно является отсрочкой выплаты налогов и одной из форм бюджетного кредитования. Он часто дается по налогу на прибыль, реже - по региональным или местным налогам. Налоговый кредит дается на 1-5 лет, если компания вписана в реестр резидентов зоны территориального развития (по положениям закона 392-ФЗ) - на срок до 10 лет.

Компания, получившая инвестиционный кредит, снижает платежи по налогам, а затем постепенно платит сам кредит и начисленные по нему проценты. Это уменьшение происходит во всех отчетных периодах, пока неуплаченный налог не станет равным сумме инвестиционного кредита по договору.

Если у организации имеется 2 и более действующих договоров, то сумма кредита рассчитывается по каждому из них по отдельности. При этом накопление суммы кредита производится сначала по первому по сроку заключения договору. Когда же кредит достигнет предусмотренного инвестиционным договором размера, компания имеет право наращивать сумму кредита по очередному по дате заключения договору.

Кстати, во всех отчетных периодах суммы, на которые компания уменьшает налоговые платежи, не должны превышать 1/2 сумм соответствующих налогов, начисленных к уплате. Аналогично накопленная за налоговый период сумма инвестиционного кредита не должна превышать 1/2 суммы налога, подлежащего уплате компанией за соответствующий налоговый период. Если же это происходит, то разница между причитающейся и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Такие требования действуют, если в договоре об инвестиционном кредите, заключенном с компанией-резидентом зоны территориального развития, не предусмотрен иной порядок платежей.

Особенности предоставления налогового кредита

Исходя из 1 п. 67 ст. НК РФ, инвестиционный кредит может предоставляться компании-налогоплательщику соответствующих налогов, при наличии любого из следующих оснований:

  • ведение компанией опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ, технического перевооружения своего производства, направленного на трудоустройство инвалидов, активную защиту окружающей среды от загрязнения, повышение энергоэффективности производства;
  • осуществление инновационной или внедренческой деятельности: создание или совершенствование технологий, новых видов материалов и сырья;
  • выполнение компанией особо важных заданий по развитию региона, предоставление особо важных для населения услуг;
  • выполнение государственного оборонного заказа.
  • инвестирование в создание энергоэффективных объектов: относящихся к возобновляемым источникам энергии, производству тепловой и электрической энергии, многоквартирных домов, иных энергоэффективных объектов и технологий по Перечню, утвержденному 562 Постановлением Правительства РФ;
  • включение компании в реестр резидентов зоны территориального развития в по 392-ФЗ.

Согласно 7 п. 67 ст. НК РФ, в законах субъектов РФ по региональным налогам и по налогу на прибыль (в части суммы налога, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ), могут устанавливаться другие основания и условия предоставления налоговых кредитов, включая сроки его действия и процентные ставки на тело кредита. Они обычно устанавливаются по местным налогам нормативными правовыми актами муниципальных образований. Основаниями для получения налогового кредита служат документально подтвержденные заинтересованной компанией сведения.

Инвестиционный кредит выдается на основании заявления компании и оформляется договором регламентированной формы между уполномоченным органом и этой компанией. В этом заявлении компания обязуется уплатить проценты, которые будут начислены на сумму долга.

См. также:

Для большинства предприятий выплата налогов является приоритетной задачей. Но созданные государством экономические условия, не способствуют выполнению компаниями своих непосредственных обязанностей в полном объёме. Поскольку суммы начислений оказываются неподъёмными для отдельных несостоятельных учреждений, а неуплата грозит санкциями в отношении них, то реструктуризация налоговой задолженности 2018 года является выходом из сложившегося положения.

Статистические данные показывают, что на текущий момент около 30% плательщиков имеют долги по сборам. Накопление их в дальнейшем только усугубит ситуацию, поэтому предоставлять реструктуризацию также в интересах госбюджета. Это действие является хоть и минимальной, но гарантией налоговикам в получении обязательных платежей от контрагентов.

Особенности реструктуризации задолженности по налогам

Раскрывая суть проведения реструктуризации налоговой задолженности 2018 можно обозначить процесс урегулирования возникшей недоимки у физ. или юрлица, с целью облегчения его финансового положения. При осуществлении этой процедуры происходит перераспределение обязательств предприятия-должника из настоящих в долгосрочные перспективы.

В НК РФ существует несколько видов переноса периода погашения налоговых обязательств, но реструктуризация, как один из предложенных законодательно вариантов, имеет следующие преимущества:

  1. Для применения этого вида переноса не существует определённого перечня оснований, но для применения рассрочки у должника должны быть подтверждённые особые обстоятельства, отмеченные в нормативе.
  2. В процессе возможно списание некоторой задолженности по начисленным пеням. Такой же принцип используется и по отношению к предъявленным штрафам.
  3. Реструктуризировать можно налог любого вида.

Появление долгов по налогам чревато негативными последствиями и требует незамедлительного решения

Алгоритм реструктурирования имеет вид:

  • общий период – 10 лет;
  • возмещение производится равными частями;
  • выплата происходит не реже 1 раза в квартал;
  • первые 6 лет производится равномерная оплата долгов;
  • в оставшийся срок происходит выплата несписанных штрафов и пени.

Важно! По федеральным пошлинам предоставляется единоразовый случай реструктурирования долгов. В случае несоблюдения регламента перечислений налогов, повторная возможность не даётся.

Работа по преобразованию назначенных сроков оплаты начинается с подачи соответствующего заявления и сопроводительных документов в НС. По статье 64 НК, бумаги необходимо подавать в госорган, предоставляющий рассрочку и обладающий требуемыми полномочиями. После изучения поданных документов происходит согласование предоставления льготной системы либо в отказе от её применения.

Инициирование перераспределения долгов по начисленным пеням и санкционным начётам может иметь следующие достоинства по отношению к плательщику:

  1. При полном перечислении в ФБ сумм в регламентированный договором период в течение двухлетнего срока дисциплинированный контрагент вознаграждается 50 % списанием от остатка суммы долга.
  2. При схожей дисциплине, но четырехлетнего отрезка времени - 100% аннулирования остатка задолженности. Но упразднение долгов без досрочного исполнения условий погашения недоплат невозможно.

У должников имеется возможность провести реструктуризацию налоговой задолженности

Необходимые документы

Соответствующим заявлением для обращения соискателей в НС служит форма, легитимированная Приказом 2010 г. ФМС под номером МММ-7-8/469@. Заполненный бланк после сдачи юридическим или физическим просителем в пятидневный срок перенаправляется федеральной уполномоченной службой по месту регистрации должника.

Внимание! Если произошло применение ст.64 НК и компании предоставляют льготные условия с начислением процентов, то при составлении обращения должно быть указано, что она принимает на себя эти обязательства по уплате сверх сумм, начисленных на имеющуюся недоплату.

К заполненной форме необходимы такие приложения:

  • сведения от НС о фактическом положении пошлинных обязательств у компании по части дисциплины оплат, оформленные в виде справки;
  • список-подтверждение об открытых счетах, справочной формы;
  • официальная банковская выписка о движении финансов, запрашивается за период последних шести месяцев;
  • наличие в картотеке банка расчетных актов, подтверждающих неоплату отдельных счетов;
  • информация о фактическом балансе учреждения;
  • перечень дебиторов с указанием потенциала исполнения их обязательств перед соискателем рассрочки;
  • примерный график реального исполнения возмещения возникшей неоплаты;
  • бумаги, доказывающие наличие причин для возможности получения разрешения распределения суммы.

При получении рассрочки рекомендуется придерживаться прописанного графика перечислений, утверждённого обеими сторонами. Погашение может состояться раньше регламентированного момента. Поводом для досрочного аннулирования долгов может быть появившаяся необходимость у налогоплательщика в получении другой отсрочки, которую предоставят только после погашения имеющейся.

Для проведения реструктуризации необходимо собрать все требуемые документы

Основания по ФЗ

Обращение в ФНС с инициированием реструктуризации должно иметь мотивацию. Перед началом сбора документов соискателю следует изучить нормативные основания, имея которые, рассрочка будет одобрена с отсылкой на ФЗ.

На основании ст.64 НК существуют следующие прецеденты для разрешения переструктурирования долгов:

  1. Заявителю нанесён ущерб по причине определённых обстоятельств масштабного характера.
  2. Действия, связанные с исполнением госзаказа привели к образованию дефицита финансов на покрытие сборов.
  3. Оплата сборов повлечёт за собой банкротство. Определяется это при наличии следующих признаков:
    1. возникновение кредиторки по материальным обязательствам;
    2. общий размер ответственностей превысит 100 тыс.руб;
    3. невозможность оплатить иные пошлинные отчисления;
    4. имеются кредиторские обязательства сроком более трёх месяцев.
  4. Предприятие получает прибыль сезонно, а отчётный период не совпадает с ним.
  5. Специфика предприятия связана с пересечением пределов ТС и первоочерёдной задачей является оплата таможенных пошлин.

Для справки! НК закреплено, если перераспределение предоставляется по причине возможного возникновения банкротства или связано с сезонным направлением деятельности, то размер неуплаты утяжеляется процентными начислениями, равными ½ ставки Центробанка.

Порядок предоставления реструктуризации задолженности даёт понятие налогоплательщикам о том, что существует возможность реализовать налоговую повинность, накопившуюся за прошлые периоды.

Решение о реструктуризации долга по налогам не всегда может быть положительным

Налоговый кредит и его особенности

Этот вид налоговых уступок не рассматривается, как разделение выплат или перенос момента их осуществления. Это действие направлено на изменение периода возмещения за счет сборов. Фирма наделяется правом в регламентированный срок в определённых размерах снижать накопленные пошлинные издержки с перспективным возмещением объёма кредитования и санкций, поэтапно. Понижение допустимо до момента достижения невозмещенной части до размера, одобренного для конкретного контрагента.

К особенностям можно отнести:

  • период действия – год, по некоторым сборам возможно и продление с максимальным показателем – пять лет;
  • соискатели, внесённые в реестр ЗТР, могут рассчитывать на увеличение срока до пределов десятилетнего периода;
  • если у предприятия несколько предложений на обеспечение НК, то сумма подсчитывается по каждому из них индивидуально, предел уменьшения не более половины объёма и наличие нескольких соглашений не влияют на регламент.

Кредит предоставляется после подтверждения компанией детального наличия аргументов документальным порядком. Отношения между ФНС и плательщиком регламентируются контрактом, составленным после подачи соответствующего заявления соискателем.

Согласно ст.67 НК поводом для предоставления кредита служит осуществление такой трудовой деятельности:

  1. Научного исследования и техпереоснащения производства для нормализации трудовых мест для недееспособных лиц.
  2. Для предупреждения деяний, направленных на загрязнение экологии.
  3. Различная инновационная деятельность.
  4. Выполнение значимого заказа для соцэконом развития госзначения и оборонной промышленности.

Выходом при появлении задолженности может стать получение налогового кредита

Когда откажут в реструктуризации задолженности по налогам

При лояльности НК к задолжникам по обязательствам, всё же существуют прецеденты, когда в реструктуризировании отказывают. К таким примерам можно отнести:

  • у заявителя имеется незавершённое уголовное производство по вопросу несоблюдения правовых норм НК;
  • за лицом числится админнарушение, связанное с неисполнением НК;
  • существуют объективные сведения об использовании кредитования в корыстных целях с нарушением норм законодательства;
  • предоставленное ранее пошлинного кредита использовалось с нарушениями.

При наличии таких обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не выносится. Если данные обстоятельства были выявлены позже вынесения решения, то вступивший в силу документ аннулируется, и дальнейшая работа с ним происходит с индивидуальным подходом.

Ситуация экономической нестабильности, охватившая немалое количество учреждений, подводит и системные корпорации. Это активно подталкивает налогоплательщиков к поиску путей законного действия по снижению обязательств по сборам. Выявленный способ в изменении сроков наполнения госбюджета для законопослушных контрагентов стал популярным в рамках налоговой оптимизации. Невнесение правок в НК в 2019 приведёт к тенденции на дальнейшее распространение перераспределения долгов.

В видео вы узнаете, как проверить налоговую задолженность: