Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.
Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.
Они нужны для осуществления следующих функций:
Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .
Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.
Перечисление производится непосредственно в державную казну.
К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:
Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.
Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:
Они разделяются по характеру и назначению:
Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.
Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.
Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.
Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.
Это связано со следующими их особенностями:
Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.
Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.
Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.
Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:
Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.
По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.
По ст. 8 НК, налогом называется индивидуальный безвозмездный обязательный платеж. Он взимается с граждан и организаций в форме отчуждения денежных средств, находящихся у них в хозяйственном ведении, собственности, оперативном управлении. Удержание налогов осуществляется для обеспечения деятельности органов территориального самоуправления и госвласти.
Разные налоги по-разному действуют на те или иные группы экономических субъектов. Порядок взимания платежей также различен. В настоящее время используется несколько классификаций налогов.
В РФ действует трехуровневая налоговая система:
В зависимости от характера обложения выделяют:
В зависимости от субъектов выделяют платежи:
По объекту налоги делят на прямые и косвенные.
Последняя классификация представляет особый интерес. Не многие сегодня знают, платежам, а какие к косвенным. Далее в статье попробуем разобраться с этим.
Все платежи, которые относятся к группе прямых налогов , взимаются непосредственно с плательщиков и удерживаются с их доходов. Косвенные отчисления взимаются с ресурсов, видов деятельности, услуг, товаров.
Налог с прибыли, НДФЛ, налог на имущество относятся к прямым платежам. НДФЛ, как правило, является прогрессивным отчислением. Чем выше доход физлица, тем большую сумму он должен направить в бюджет. Для взимания налога устанавливается прогрессивная шкала. К примеру, при доходе 50 тыс. р. субъект уплачивает 12 %, а если сумма поступлений больше этой цифры, то - 20 %. В РФ ставка НДФЛ 13 %.
Так как бюджетным отчислениям, он взимается непосредственно с денежных средств, полученных организацией.
Прибылью является положительная разница между доходами и расходами. Если затраты выше суммы поступлений, предприятие терпит убыток. Соответственно, обязанность перечислять платеж в бюджет с организации снимается.
Вне зависимости от того, относится налог к прямым налогам или косвенным, устанавливается ставка и определяется облагаемая база. Соответственно, принцип начисления платежей может различаться. Он определяется конкретным видом хозяйственной операции.
В некоторых случаях начисление осуществляется на весь доход, в других - за минусом затрат или льгот, предусмотренных законодательством.
НДФЛ выплачивают предприниматели и физлица. При этом последние могут осуществлять отчисления самостоятельно или через своего налогового агента - работодателя. Он осуществляет расчет, удержание и перечисление сумм в бюджет.
В России действует несколько налоговых режимов: основной и специальные. УСН и ЕНВД относятся к последним.
В рамках специальных режимов плательщик избавляется от обязанности выплачивать некоторые налоги. На УСН, в частности, производятся отчисления с доходов или положительной разницы между ними и затратами. В первом случае ставка 6 %, во втором - 15 %.
ЕНВД считается условно прямым, так как он отчисляется в соответствии с вмененным доходом, а не реально полученным.
Транспортный налог относится к прямым налогам . Его отчисляют физлица и организации, имеющие в собственности ТС. К транспорту, в числе прочего, относятся моторные лодки, мотоциклы, вертолеты, водные суда и пр.
В качестве основы для расчета служит мощность двигателя ТС. Исходя из нее дифференцируется ставка.
Он также является прямым. Его выплачивают лица, имеющие в собственности земельные участки.
На определение ставки земельного налога влияет несколько факторов. Она зависит, в частности, от качества почвы, расположения надела, прочих показателей. Основой для начисления выступает кадастровая стоимость земельного участка.
Как выше говорилось, налог на имущество относится к прямым платежам. Его отчисляют организации и физлица. Следует отметить существенную разницу между ставками, порядком начисления и отчетом по этому платежу. Общим признаком является основа начисления - имущество, находящееся в собственности у плательщика. При этом предприятия осуществляют отчисление только со среднегодовой стоимости движимых и недвижимых вещей, а физлица - с кадастровой стоимости недвижимости.
Предприниматели и предприятия, использующие недра в своей деятельности, выплачивают налог на добычу ископаемых. Платеж начисляется или на стоимость, или на объем добычи.
Единый сельскохозяйственный налог должны отчислять производители сельхозпродукции. Ими могут быть и организации, и физлица-предприниматели.
Платеж отчисляется с положительной разницы между доходом и затратами.
ЕСХН заменяет ряд отчислений, среди которых некоторые налоги относятся к прямым налогам , а некоторые - к косвенным. Если субъект выплачивает ЕСХН, с него не взимается НДФЛ (за исключением сумм, удерживаемых нанимателем), налоги на прибыль, добавленную стоимость, имущество.
К ним относят платежи, начисляемые на потребление, реализацию услуг, товаров и фактически уплачиваемые покупателем (потребителем).
К косвенным, а не . Перечень товаров, облагаемых ими, определяется Правительством. Наиболее распространенным объектом обложения считается алкогольная и табачная продукция.
Не относятся к прямым налогам таможенные пошлины . Они представляют собой специальный взнос на транзитные, импортные и экспортные изделия.
Предприниматели и организации, деятельность которых негативно отражается на состоянии окружающей среды, обязаны отчислять экологический взнос. Он является косвенным отчислением.
Не относится к прямым налогам налог с продаж . В настоящее время он в России не действует, однако вводился в практику дважды.
Налог с продаж взимался с покупателя при приобретении им товара или услуги. Обычно его рассчитывали как доля от их стоимости, определенная в %. В законодательстве может предусматриваться возможность освобождения части услуг/товаров от этого налога. В настоящее время этот платеж отчисляется во многих странах.
В России впервые налог с продаж ввели в 1991 г. Ставка была определена в размере 5 %. Но в конце 1991 г. одновременно с распадом Союза налоговое законодательство претерпело существенные изменения. В новой редакции Кодекса этот платеж не был предусмотрен.
Повторно налог с продаж ввели в 1998 г., придав ему статус регионального. В законодательстве было закреплено, что администрация каждого субъекта РФ должна самостоятельно принять решение о введении платежа. Региональные власти должны были также определить его ставку, в пределах максимальной (5 %). При этом в случае введения налога взимание части местных отчислений должна была прекратиться. Правительством также был утвержден перечень услуг и товаров, на которые налог не распространяется.
В период 1998-1999 гг. платеж был установлен практически во всех регионах. В большинстве субъектов была установлена максимальная ставка 5 %. С 2004 г. налог с продаж не взимается в РФ.
На практике действует требование к соотношению прямых и косвенных налогов. Оно заключается в том, что последние реализуют преимущественно фискальную, а первые - регулирующую функцию.
Фискальная функция заключается в первую очередь в пополнении бюджетной системы. Прямые налоги обеспечивают регулирование процесса воспроизводства, темпов накопления национального капитала, платежеспособности населения за счет специфических механизмов, предусмотренных законодательством.
Регулирующий эффект проявляется главным образом в дифференциации ставок, установлении льгот. Налоговое регулирование обеспечивает баланс государственных и корпоративных интересов, формирование условий для ускорения развития отдельных экономических отраслей, стимулирование увеличения количества рабочих мест.
Налоги оказывают влияние на структуру и уровень совокупного спроса и, соответственно, на само производство. Эффективность реализации функций зависит от конкретного набора экономических инструментов, имеющихся в распоряжении у государства. В комплексе они формируют налоговый механизм, с помощью которого претворяется в жизнь налоговая политика власти.
Налоги используются как инструмент регулирования. С его помощью государство принуждает совершать какие-либо действия (размеры отчислений снижаются) или создают препятствия для осуществления тех или иных действий (налоги увеличиваются).
Государство наделяется исключительным правом использовать меры принуждения. За счет этого оно концентрирует значительные объемы средств, собранные в виде налогов.
Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:
Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.
То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.
Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.
Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.
Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.
Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).
Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.
Показатель | Прямые | Косвенные |
Носитель налоговой нагрузки | Плательщик налога | Конечный потребитель |
Взаимосвязь с государством | Прямая | Через посредника (продавца или производителя) |
Объект, облагаемый налогом | Собственное имущество, доходы различного характера | Реализуемые ценности, услуги, работы |
Факторы, оказывающие влияние на величину налога | Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. | Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы |
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности | Зависят напрямую | Не зависят |
Сложность расчета | Сложные | Простые |
Уровень собираемости | Высокий | Низкий |
Участие в ценообразовании | Включаются в цену на стадии производства | Включаются в цену на стадии реализации |
Степень открытости | Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) | Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты) |
Имущественные
На доходы:
НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.
Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.
Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.
Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.
Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.
Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.
Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.
Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.
Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.
Существуют различные классификации, которые рассматривают начисляемые налоги и делят их на группы и разновидности. По своему типу выплаты могут зависеть от уровня установления, он может быть федеральным, единым для всей страны, региональным или местным. Также отличаются налоги у разных категорий плательщиков, среди которых физические лица и организации. Кроме того, у налогов может быть свое назначение – общие или специальные. Известно также деление по способу взимания, которое определяет прямые и косвенные налоги. У них есть определенные различия.
В современном законодательстве нет конкретного определения по поводу того, что представляет собой классификация налогов по способу взимания. То, что налоги бывают прямыми и косвенными, происходит из сути этих начислений, характеристики участвующих в этом процессе налогоплательщиков, а также имеющихся элементов операций, что в совокупности образует определенную группу признаков, позволяющую отнести налог к той или иной категории.
Учитывая особенности, можно определить отличие прямого налога от косвенного. Он взимается с дохода или имущества, а также налогоплательщик выплачивает его за счет собственных средств. Косвенный же не является непосредственно начисляемой выплатой, в эту категорию входят всевозможные надбавки к стоимости товаров и услуг, которые оплачивают уже конечные покупатели, заинтересованные в приобретении продукции.
Исходя из этого, вполне понятно, чем отличаются прямые налоги от косвенных. Первые – это начисляемые конкретному лицу выплаты, которые оно свершает из своих средств. В качестве такого варианта может выступать имущественный налог или налог на прибыль. Вторая категория не имеет конкретного адресата, любой покупатель, который хочет приобрести товар или услугу, становится тем, кто оплачивает этот налог.
Если рассмотреть все выплаты и их распределение, то можно увидеть, что соотношение прямых и косвенных налогов неравномерное. Ко второй категории относится лишь НДС и акцизы, в то время как первая – более обширная и включает различные разновидности налоговых выплат.
К прямым классификация налогов по методу взимания относит следующие типы выплат, которые могут совершаться различным компаниями:
Кроме того, в эту группу входят и некоторые другие разновидности налогов, отличающиеся схожей сутью. В целом, обычно не возникает сложности, чтобы отличить выплаты, относящиеся к какой-либо категории, поскольку разница между ними вполне определенная.
Чтобы определиться, какие налоги косвенные, а какие прямые, приведем перечень установленных в РФ прямых и косвенных налогов в таблице.