Прямое государственное регулирование экономики. Курсовая работа косвенные методы регулирования экономических процессов

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих атияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой ин-фоструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование экономики.

Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Прежде чем осуществлять свои важнейшие функции - регулирования социально-экономических процессов, исправления недостатков рыночного ведения хозяйства, осуществление перераспределения доходов - государство формирует свою экономическую политику.

Экономическая политика государства - это формирование системы социально-экономических целей развития страны, основных заданий, направлений и средств их достижения.

Экономическая политика всегда должна быть гибкой, твердой и стабильной, создавать благоприятные условия для развития всех хозяйственных единиц. Экономическая политика не определяет цифровые величины развития, а только формирует фундаментальные направления развития экономики, которых следует неуклонно придерживаться.

Стабильность экономической политики необходима для ориентации потребителей и производителей в сложных рыночных условиях, согласование глобальных приоритетов развития общества.

Для успешной реализации экономической политики важное значение имеет разъяснительная работа относительно целей, приоритетов, ожидаемых последствий. Важно создать политическую атмосферу в обществе, которая способствовала бы реализации провозглашенной экономической политики.

Экономическая политика государства реализуется в форме антициклической (антикризисной), структурной, инвестиционной, амортизационной, научно-технической, ценовой, фискальной, внешнеэкономической, социальной, экологической, региональной политики.

Антициклическая политика направлена в поддержку определенных стабильных темпов экономического роста (регулирования макроекономической конъюнктуры).

Структурная политика предусматривает формирование современной структуры национальной экономики.

Амортизационная политика призвана поощрять нагромождение капитала, которое станет основой расширения и обновления производства.

Государственная инвестиционная политика регулирует капиталовложение для структурной перестройки экономики, его технического и технологического обновления и модернизации.

Научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки, -техники, обеспечение стратегических научно-технических разработок.

Ценовая политика обеспечивает механизмы влияния государства на цены и ценообразования, формирует ценовую стратегию и тактику.

Фискальная политика определяет механизмы частичного исключения доходов субъектов ведения хозяйства для формирования государственного бюджета.

Внешнеэкономическая политика охватывает регулирование разных аспектов внешней торговли, контроль за передвижением капиталов, рабочей силы, поддержку отечественного производителя за границей.

Социальная политика сосредоточивается на формировании эффективных условий жизни всех членов общества, отношений между социальными группами, обеспечении эффективной занятости, создании социальных гарантий и условий для улучшения благосостояния населения.

Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создания безопасных условий жизни.

Региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов.

Осуществляя экономическую политику, следует учитывать объективное действие экономических законов на макро- и микроэкономическом уровнях. Научное обоснование нужное для того, чтобы формирование экономической политики не зависело от субъективных действий и намерений, а вытекало и подчинялось требованиям рыночных отношений, учитывало экономическую свободу. Существуют универсальные законы, присущие процессам разных формаций и рыночные.

Основной экономический закон провозглашает самое полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всех членов общества. Конкретизация его действия реализуется экономической политикой государства на определенный период времени.

Закон стоимости является определяющим законом рыночной экономики и проявляется в процессе товарно-денежных отношений. Закон стоимости - это соотношение спроса и предложения. Он определяет условия хозяйственного развития, финансов и кредитов, цен и тарифов, денежного обращения и тому подобное.

Закон пропорциональности способствует оптимальному соотношению пропорций между частями экономики: производством и потреблением, отраслями народного хозяйства, секторами экономики, территориями, трудовыми ресурсами и рабочими местами и тому подобное.

Создание эффективных пропорций, которые не по силам рынку, осуществляется в процессе государственного регулирования экономики.

Закон экономии времени отображает соотношение рабочего времени, потраченного на разные виды деятельности. Он предусматривает, что чем меньше времени тратится на производство, тем более его остается на удовлетворение социально-культурных потребностей.

Методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики предусматривает использование ряда методов. Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

По средствам влияния на субъекты рынка методы государственного регулирования разделяются на две группы: прямого и непрямого (опосредствованного) влияния.

К методам прямого государственного влияния относятся следующие:

    определение стратегических целей развития экономики и их отражения в индикативных и других планах, целевых программах;

    государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ, предоставления услуг;

    государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

    нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

    правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;

    лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, то есть внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики не предусматривают создания дополнительного материального стимула, не угрожают финансовыми убытками и опираются на силу государственной власти.

Методы непрямого (опосредствованного) государственного регулирования основываются преимущественно на товарно-денежных рычагах, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и влияют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К этим методам относятся:

    налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

    регулирование цен, их уровни и соотношения;

    плата за ресурсы, процентные ставки за кредит и кредитные льготы;

    таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения опосредствованного регулирования в меру развития рыночной экономики значительно расширяется. В то же время уменьшаются возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

В зависимости от средств влияния на рынок различают правовые, административные, экономические, в частности кредитно-денежные, методы регулирования (рис. 2). Механизм сочетания методов прямого и опосредствованного регулирования, а также правовых, административных и экономических методов может быть разный в зависимости от степени развития рыночных отношений, финансовой и экономической ситуации в стране.

С развитием рыночных отношений, привлечением к процессу регулирования инструментов рынка методы прямого регулирования, административные, как правило, уступают место опосредствованным, экономическим. Рассмотрим принципиальные отличия между административными и экономическими методами.

Административные, или прямые, методы государственного регулирования ограничивают свободу выбора субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производственной продукции или централизованное установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Предприятие обязано произвести продукцию заданного ассортимента, объема и реализовать ее по определенной цене.

Экономические, или опосредствованные, методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налога на бизнес или учетной ставки процента - типичные методы экономического регулирования, направлены на увеличение объемов производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают инвестиции и объемы производства не из-за того, что у них нет другого выхода, потому что им предоставлена полная свобода относительно выбора производственной программы и инвестиционной политики. Благодаря уменьшению налогов и учетной ставки процента увеличения объемов производства и инвестиций для предприятия становится выгоднее, чем раньше.

Разграничение административных и экономических методов государственного регулирования в некоторой степени условно. Чтобы задействовать какой-нибудь опосредствованный регулятор, соответствующие государственные органы должны предварительно принять административное решение, например, относительно изменения налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже центральным банком государственных облигаций. В этом случае какие-нибудь экономические регуляторы имеют признаки администрирования.

Какой-нибудь административный регулятор, прямо побуждая субъектов ведения хозяйства выполнять определенные действия, в то же время опосредствовано влияет на отдельные экономические процессы. Например, административное повышение цен не только непосредственно определяет их новый уровень, но и через цены опосредствовано влияет на уровень спроса и предложения. Следовательно, какие-нибудь административные методы регулирования имеют признаки, характерные для экономических, опосредствованных регуляторов. Однако рассмотренный критерий дает возможность обычно без особых проблем отличать экономические методы от административных. Разграничение их является принципиально важным относительно природы рыночных отношений.

Правовое регулирование

Практика государственного регулирования экономики в развитых странах свидетельствует о том, что в механизме регулирования принимают участие правовые, административные и экономические методы.

Под методами понимают средства влияния государства на сферу предпринимательства с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с принятой национальной экономической политикой.

Правовое регулирование - это деятельность органов государственной власти и управления относительно установления и контроль за соблюдением обязательных юридических правил поведения субъектов права.

Среди правовых методов регулирования экономики важное место занимают законы, направленные на длительную правовую регуляцию рынка.

Постановления, указы, декреты, решения выполняют функции краткосрочного, или оперативного регулирования.

В Украине создана определенная правовая основа для функционирования рыночных отношений, в частности, принятые Конституция и Законы "О собственности", "О банках и банковской деятельности", "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции", "О банкротстве", "Об инвестиционной деятельности", "О защите иностранных инвестиций в Украине", "О государственной пошлине", "О единственном таможенном тарифе", "Об оплате труда" и пр.; указы и распоряжения Президента Украины; постановления и распоряжения Кабинета Министров; нормативные акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Однако опыт функционирования народного хозяйства в Украине свидетельствует о недостатках действующего правового регулирования. В первую очередь, к ним относятся некомплектность законодательной базы, несоответствие законов условиям ведения хозяйства, нестабильность и недейственность. Следовательно, можно утверждать о несовершенстве и неэффективности правовых методов регулирования рынка.

Эффект правовых методов регулирования рынка снижается в связи с противоречиями между принятыми законами, постановлениями и решениями, которые принимаются правительством и органами исполнительной власти на местах. Низким остается и уровень выполнения решений и постановлений.

Говоря о правовых методах регулирования рынка, нужно помнить, что разработка и принятие законов - сложный процесс, который требует от всех его участников высокой компетенции, выдержки и смелости.

Известный итальянский политик, философ, историк и писатель Н. Макиавелли (1469-1527), который стремился открыть законы общественного развития, утверждал, что нет дела более тяжелого замыслом, сомнительнейшим успехом, более опасным при осуществлении, чем внедрять новые законы. Ведь при этом врагом реформатору будет кто-либо, кому выгоден прежний строй, и он найдет только безразличных защитников среди тех, кому могло бы быть хорошо при новом укладе. Эта вялость возникает частично из страха перед теми, кто имеет право на своей стороне создавать закон, частично от присущей людям не веры в новое дело, которое не будет восприниматься до тех пор, пока не утвердится новый закон.

Административные методы

В системе государственного регулирования доминирующими остались административные методы. их суть заключается в прямом вмешательстве в деятельность товаропроизводителя путем доведения обязательных к выполнению государственных заказов (контрактов), лицензирования, квотирования, установления норм и стандартов относительно регламентации соответствия требованиям внутреннего и внешнего рынков, государственного предпринимательства.

К административным методам нужно отнести: определение и поддержку минимально допустимых уровней жизни населения; контроль над монопольными рынками; защита внутреннего рынка и национальных интересов в системе международного сотрудничества; реализацию целевых программ.

Административные методы исходят из необходимости урегулирования некоторых видов экономической деятельности для защиты интересов граждан и общества в целом, окружающей среды, международного сотрудничества.

При нормальных условиях ведения хозяйства административные методы играют второстепенную роль. их использование становится целесообразным при условиях недеспособности рыночного механизма или в экстремальных ситуациях.

Лицензирование осуществляется с целью недопущения на рынок некачественной продукции (услуг), благоустройства предпринимательской деятельности в тех сферах, которые не могут регулироваться рынком.

Лицензии - это специальные разрешения, которые получают субъекты предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов. В Украине они выдаются на поиск и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, изготовление и реализацию медикаментов, химических веществ, водочных изделий, табачной продукции, осуществления медицинской, ветеринарной, юридической практики и тому подобное. Лицензии выдаются также специализированным предприятиям и организациям на осуществление посреднической деятельности при приватизации имущества государственных предприятий, аудиторских услуг, экспорт некоторых видов товаров, осуществления операций с валютой, ценными бумагами и др.

Государственное предпринимательство предусматривает перечень и механизм создания, функционирования предприятий с государственной формой собственности на средства производства. Государственный сектор экономики образуется по нескольким причинам: с целью создания рабочих мест, в связи с потребностями обороны, для содержания отраслей коммунального хозяйства - водо-, тепло- и энергоснабжения, связи, муниципального и железнодорожного транспорта.

В Украине государственный сектор является весомым. Однако наблюдается перелом в реформировании отношений собственности. Состоянием на 1 января 2003 г. форму собственности изменили около сотни тысяч предприятий и организаций. В настоящее время свыше 70 % объема промышленной продукции производится на негосударственных предприятиях.

На период становления рыночного хозяйства в сфере государственного предпринимательства остаются: оборонная промышленность, железнодорожный транспорт, линии електро- и газоснабжения, связь, изготовления валюты и стратегических материалов и тому подобное.

Управление государственным имуществом основывается на принципах возобновления отраслевого управления. Взаимоотношения с руководителями государственных предприятий регламентируются контрактами с ними. Общие принципы и методические основы управления имуществом государства разрабатывает Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. Установлен перечень показателей, по которым оценивается эффективность использования государственного имущества и прибыли.

Государственное предпринимательство и государственный сектор постоянно находятся в центре экономических дискуссий на Западе, где рассматриваются проблемы состояния и перспективы его развития.

По мнению Дж. Е. Стиглица, исследование экономики государственного сектора можно разделить на три составляющие: 1) изучение видов деятельности, характерных для государственного сектора и принципов их организации; 2) понимание и прогнозирование последствий деятельности правительства; 3) оценка альтернативных решений.

Центральным вопросом экономических дискуссий, которые имеют место в странах со смешанной экономикой, является вопрос оптимального объема государственного предпринимательства. Существует мысль, что государственный сектор в большинстве стран слишком большой. Низкая способность правительств решать экономические и социальные проблемы, большое количество государственных чиновников взрывают экономические и политические свободы общества.

В развитых странах в среднем на государственные предприятия приходится меньше, чем 7 % ; в странах, которые развиваются, - около 11 % ; а в группе самых бедных стран - около 14 % ВВП.

Как правило, эти предприятия убыточны. Убыточность предприятий по производству материальных благ является оправданной в естественных монополиях, потому что эффективность потребителей продукции (услуг) предприятий-монополистов превышает расходы государства на субсидирование убытков. Государственная собственность во многих секторах экономики не является альтернативой рыночным, а предпосылкой его эффективного функционирования.

Государство выводит часть предприятий из-под контроля рынка с целью повышения эффективности национальной экономики в целом.

По большей части государство занимается производством товаров общественного и индивидуального потребления и предоставляет услуги в таких сферах: почтовая связь (один из немногих видов деятельности, в которой государства пользуются исключительной монополией), электроэнергия, железная дорога, страхование, банковское и кредитное дело, управление земельными и природными ресурсами.

Во многих из этих сфер государственное производство сосуществует с частным.

За последнее 50-летие во многих европейских странах произошли ощутимые сдвиги в сфере государственного производства. В Большой Британии после Второй мировой войны правительство национализировало сталелитейную, угольную индустрии, железной дороге. Во Франции перешли две волны национализации, первая - после Второй мировой войны, вторая - после изменения правительства в 1981 г., в результате которых были национализированы телекоммуникации, газоснабжение, угольная, сталелитейная промышленность, железные дороги, авиалинии.

Обзор научных экономических, правовых источников свидетельствует о разной степени государственной собственности в разных отраслях разных стран мира. Участие государства в производстве в США, Японии значительно меньше, чем в большинстве европейских государств.

Механизм государственных заказов и государственных контрактов используется как метод прямого влияния государства на субъекты рынка.

В общепринятом понимании государственные заказы - это перечень и состав необходимой государству продукции (работ, услуг), ее размещение для производства среди предприятий разных форм собственности, финансирование, контроль за выполнением, организация конкурсных торгов (тендеров) и др.

Механизм государственных заказов широко используется во многих странах мира, например, во Франции, США, Италии и др.

В Украине государственные заказы были внедрены в 1987 г. и сначала имели характер обязательных директивных заданий. Они рассматривались как инструмент, с помощью которого оптимально соединяются административные и экономические методы управления. Удельный вес продукции, который производился по государственным заказам, был достаточно высокий и достигал около 100 %, постепенно она сокращалась до 70-80 %, 30-50 % .

В 1992-1993 гг. часть государственного заказа значительно сократилась, на что повлияло зарождение рыночных отношений и снижения монополии государственной торговли и роли министерств и ведомств.

Государственные заказы внедрялись на производство и снабжение для государственных потребностей промышленной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, выполнение работ, предоставление услуг, создание производственных мощностей, осуществление фундаментальных научных исследований, подготовку специалистов и тому подобное.

Государственный заказ рассматривается как важный инструмент государственного регулирования экономики. Оно выполняет функции :

    обеспечение первоочередных государственных и специальных потребностей в важнейших видах продукции (работ, услуг);

    формирование необходимых пропорций социально-экономического развития производства;

Обеспечение выполнения принятых Верховной Радой Украины законодательных актов и государственных программ;

    обеспечение функционирования систем, которые гарантируют надлежащий жизненный уровень народа и его экологическую безопасность;

    формирование государственных резервов и запасов;

    выполнение международных соглашений по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества;

    удовлетворение потребностей обороны и других потребителей.

Финансирование государственных заказов осуществляется в двух направлениях. В первом оно финансируется из государственного бюджета, других финансовых средств и фондов, во втором - государство не обеспечивает государственный заказ финансовыми ресурсами.

В 1993 г. в Украине были внедрены государственный заказ и государственный контракт. Государственный заказ с этого времени рассматривается как средство стимулирования наращивания производства продукции, развития приоритетных отраслей и производств. Оплату государственных заказов осуществляли потребители, а государство при этом выступало в роли посредника.

В Украине установлен такой порядок формирования и размещения государственных заказов. Заказчики - соответствующие министерства и ведомства - определяют виды продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Предложения посылаются заказчиками к Министерству экономики Украины, которое их обобщает и согласовывает с Министерством финансов Украины, после чего они подаются в Кабинет Министров Украины. Утвержденные виды продукции (работ, услуг), размер и условия финансирования через отраслевые министерства и ведомства приходятся к заказчикам и предприятиям исполнителей.

Государственные контракты заключаются в промышленности на конечный продукт потребления; в капитальном строительстве - на законченные комплексы производственно-технического и социально-культурного назначения; в сельском хозяйстве - на продовольственные товары и сырье.

Заказчиками в государственных контрактах выступают уполномоченные на это от Кабинета Министров Украины органы исполнительной государственной власти, к которым принадлежат: Министерство экономики Украины, Министерство культуры Украины, Министерство обороны Украины, Министерство образования и науки Украины и др. Заключая контракт, заказчик выступает от имени государства гарантом финансирования поставок продукции (работ, услуг), предусмотренных контрактом, в пределах ассигнований, выделенных ему на эти потребности.

Квотирование как средство государственного регулирования экономики вводится с целью прямого установления государством предприятиям-монополистам их части в производстве, сбывшие, экспорте, импорте товаров. Квота определяет часть участника в капитале, лимитах возможных кредитов. В межправительственных соглашениях применяется система квот на экспорт и импорт, которая является системой ограничений вывоза и ввоза товаров на определенный срок. В конкретном случае она призвана способствовать наиболее эффективному и экономному использованию иностранной валюты, защиты собственного производства, сохранению уровня занятости населения.

Система санкций устанавливается государством за нарушение или невыполнение субъектами рынка договорных обязательств. Предусматривается уплата неустойки, штрафа, пени за невыполнение договорных условий, исключения из государственного бюджета выручки за незаконную деятельность и тому подобное. Экономические санкции предусматриваются и в международных соглашениях, связанных с обменом товарами, предоставлением кредитов и тому подобное.

Система норм и стандартов регулирует отношения в сферах труда, качества продукции, охраны окружающей среды, социальной защиты населения через установление уровня требований относительно их состояния.

К основным нормам, которыми государство регулирует разные сферы деятельности, нужно отнести нормы и нормативы расходов времени, нормативы обслуживания рабочих мест, нормы расходования материалов, сырья, энергии, нормативы технических отходов, запасов, нормы амортизации, капитальных вложений, нормы вредных влияний на окружающую среду и тому подобное.

Стандарты - это единственные нормы по технологии производства, типам, маркам, параметрам, размерам, качеству изделий, а также за величинами измерений, методами контроля и правилами упаковки, маркировки и хранения продукции. Объектами стандартизации является конкретная продукция, методы, сроки, обозначения, которые используются многократно и применяются в разных отраслях народного хозяйства, а также в международных экономических отношениях.

Отечественная и мировая практика ведения хозяйства свидетельствует, что избыточное применение административных методов отрицательно отражается на экономике - сужает экономическую свободу, активизирует нелегальную экономику. Однако административные методы вредны не сами собой, а только тогда, когда не имеют под собой надлежащей экономической основы.

Экономические методы государственного регулирования

Экономические методы государственного регулирования экономики связаны с созданием органами государственного управления финансовых или материальных стимулов влияния на экономические интересы субъектов ведения хозяйства и обусловливают их поведение, храня право на свободный выбор.

В странах с развитой рыночной экономикой основным экономическим методом регулирования рынка является денежно-кредитное регулирование. Именно денежно-кредитная система является той экономической средой, в которой происходят все важнейшие хозяйственные процессы в рыночной экономике.

Денежно-кредитное регулирование в Украине осуществляет Национальный банк, который влияет на формирование спроса и конъюнктуры заимообразного капитала, осуществления эмиссии, контроль за денежно-кредитной системой, концентрацию временно свободных резервов других банков.

Основными средствами денежно-кредитного регулирования являются: размеры банковских резервов, которые коммерческие банки хранят в Национальном банке; учетные ставки; операции на открытом рынке; регулирование ликвидности коммерческих банков.

Регулирование размеров обязательных резервов Национальный банк использует в случаях, когда нужно увеличивать или уменьшать платежные средства в стране. Если Национальный банк повышает норму обязательных резервов коммерческих банков, то это приводит к увеличению в них кредитных активов. И наоборот, если норма обязательных резервов снижается, то объем кредитных ресурсов в коммерческих банках уменьшается.

Манипулирование учетными ставками основывается на том, что коммерческие банки продают Национальному банку ценные бумаги (преимущественно коммерческие векселя). Если Национальный банк ставит задание сдержать циклический подъем, уменьшить инфляцию, то он повышает учетную ставку и тем самым вынуждает коммерческие банки в свою очередь повышать кредитные ставки. В таких случаях начинают воздерживаться от кредитов, из-за чего уменьшаются инвестиции в народное хозяйство, сокращается спрос.

Если Национальный банк осуществляет либеральную денежно-кредитную политику, то все происходит наоборот.

Вмешательство Национального банка в рынок ценных бумаг заключается в том, что он выставляет на рынок краткосрочные обязательства - облигации, сертификаты, векселя. Если банк продаст на рынке большее количество ценных бумаг, то их курс начнет неминуемо снижаться. Это обусловит уменьшение дохода владельцев ценных бумаг. Коммерческие банки в свою очередью повысят процентные ставки за предоставленные кредиты, что обусловит снижение деловой активности.

Поскольку рынок в Украине еще эффективно не работает, то денежно-кредитный механизм не налажен, и экономика регулируется в основном финансово-бюджетными средствами.

Суть финансово-бюджетных средств регулирования заключается в установлении государственного налогообложения и государственных расходов с таким расчетом, чтобы они приводили экономику в состояние равновесия.

Использование средств финансово-бюджетной регулирования возводится к: манипулированию ставками налогов внедрения многоканального формирования бюджета (разнообразные налоги, собрания, платежи, отчисления); координации государственных расходов; амортизационной политики.

Характеризуя финансово-бюджетную политику Украины за последние годы, отметим, что она была недостаточно последовательной и адекватной к условиям национального рынка. Имела недостатки малая налоговая политика. Необснованна была и политика расходов государственного бюджета. Сложными оказались финансовые отношения между государственными и местными органами власти. Не отработана политика ассигнований из бюджета.

Среди средств экономического регулирования экономики важное место занимает ценовая политика. В период функционирования административно-командной системы управления государство осуществляло контроль за оптовыми и розничными ценами, обеспечивало их стабильность. В 1992 г. в Украине была объявлена ценовая либерализация. В условиях товарного дефицита и монополизма это привело к резкому та необоснованному росту цен.

При переходе к рыночным отношениям ценовая политика государства направляется на ликвидацию ценовых деформаций, обеспечения реального сближения национальных и мировых цен путем поэтапной, контролируемой государством либерализации цен, постепенного перехода к свободному ценообразованию.

Этой цели можно достичь методами прямого и непрямого влияния. Прямой государственный контроль за ценами осуществляется в отдельных случаях для защиты потребителей от монополистов, недобросовестной конкуренции, стимулирования выпуска социально значимых товаров (работ, услуг). Это касается цен на энергоносители, топливо, коммунальные услуги, транспорт.

В роли средств непрямого влияния государства на ценообразование выступают: установление предельных уровней рентабельности на отдельные виды продукции (работ, услуг), контроль за составом расходов на изготовление продукции, валютная стабилизация, стимулирование личных нагромождений.

Важными средствами экономической регулирования рынка являются таможенные рычаги и регуляторы. Они регулируют процесс перемещения товарно-материальных ценностей и капиталов через таможенные границы Украины, обеспечивая при этом защиту национальных интересов и хозяйственное равновесие.

Специфическими средствами государственного влияния на экономику выступает экономическое прогнозирование, программирование, планирование, убеждение общественности. Они охватывают мероприятия информирования, воспитания, разъяснения и популяризации целей и заданий экономической политики государства, территории, отрасли. Эффективность средств зависит от организации этих видов работ и доверия к ним общественности.

Анализ мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, администра­тивные, экономические; прямы и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

По характеру воздействия на экономику страны методы государственно­го регулирования делятся на косвенные и прямые .

Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъ­ектов рыночной экономики, не создавая никому каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относится регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменения учетной ставки процента, уров­ней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита).

Прямые методы регулирования базируются на властно-распоря­дительных отношениях и сводятся к административному воздей­ствию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов эконо­мики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включаю­щих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и вне­бюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются дости­жение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эф­фекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформаций реального соотношения издержек и цен, снижения уров­ня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка.


Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Косвенные методы воспринимаются товаропроизводителями как неизбежные; прямые же вызывают определенную настороженность. Методы и инструменты регулирования представлены на рис.

Прямое государственное эконо­мическое регулирование включает три основных эле­мента:

Государственные субсидии;

Государственное предпринимательство;

Государственное программирование (планирование).

Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как пра­вило, жизненно важным в экономической структуре страны отрас­лям, где функционирование предприятий недостаточно рентабель­но или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установле­ния государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономи­ческой конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборон­ной техники, электроэнергии и др.). Государственные субсидии не исключаются (и даже необходимы) в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе суб­сидий осуществляется поддержка некоторых научных учреждений, учреждений системы образования, подготовки кадров и т.п. Одна­ко этот метод прямого государственного регулирования не свободен от недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.

Государственное предпринимательство включает создание и уп­равление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприя­тия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, гак и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предприниматель­ских кадров, проблемой безработицы и т.д.). Государственная соб­ственность на предприятия ряда отраслей определяется тем, что они являются естественными или неустранимыми монополиями водо-, газо-, энергоснабжение, железные дороги, почта, до по­следнего времени - телефонная связь).

В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий:

Государственные предприятия, основанные в соответствии с нор­мами публичного права;

Государственные предприятия, основанные в соответствии с нор­мами частного права, капитал которых либо полностью при­надлежит государству, либо является смешанным.

Государственные публичные предприятия - это юридически са­мостоятельные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделен на акции или доли, а целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам публичных предприятий, а управляющие публичных предприятий не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение узко-коммерческих задач, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны.

Капитал государственных предприятий частного права делится на части (доли или акции). Предприятия частного права чаще всего представляют собой акционерные общества открытого типа (госу­дарственные корпорации). Государству могут принадлежать все ак­ции такой корпорации (в этом случае общество фактически явля­ется закрытым) либо контрольный пакет акций. Государство не отвечает по долгам предприятий частного права. В случае ухудше­ния их финансового положения государство, как правило, не по­крывает убытки за счет бюджетных средств, а прибегает, подобно частным инвесторам, к реализации принадлежащих ему акций на фондовом рынке.

Управление государственными предприятиями имеет свои осо­бенности в различных странах. В большинстве из них государствен­ные предприятия не имеют единого центра управления, а находят­ся в ведении отраслевых министерств по принадлежности. В ряде южно-американских стран существуют специальные министерства по делам госпредприятий. В ряде случаев госпредприятия подчине­ны министерству экономики или финансов.

К числу важнейших элементов прямого государственного регули­рования в странах с рыночной экономикой относится государствен­ное программирование, представляющее собой механизм формирова­ния и реализации комплекса мероприятий по решению крупной на­роднохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью кон­трактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе. Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:

Конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации экономики;

Структурные, имеющие целью решение ключевых проблем на­циональной или региональной экономики.

Планирование и реализация конкретных мероприятий по госу­дарственным программам осуществляется при помощи государствен­ного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:

Заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;

Состав заказов связан с системой общегосударственных потреб­ностей и функциями государства в различных отраслях обще­ственно-политической жизни страны, которые по объективным причинам не могут быть реализованы;

Объем государственных заказов ограничивается размерами госу­дарственного бюджета;

Заказы размещаются и выполняются на договорной основе.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет че­рез инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предприни­мательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобиль­ных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение науч­ных исследований. Государственное предпринимательство развива­ется в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия. Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществ­ляется путем строительства казенных предприятий или национали­зации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность по­зволяет государству решать общенациональные вопросы и важней­шие социальные задачи. При этом государство поддерживает уро­вень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сы­рья или создавая льготное кредитование экспорта.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления раз­вития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных разме­рах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Приведенные методы и инструментарий государственного регу­лирования адекватно требуют их комплексного использования, что обеспечивается в рамках экономической политики.

Экономическая политика - это разрабатываемая государством стра­тегия поведения всех властных структур, направленная на достижение по­ставленных перед ними социально-экономических целей.Экономическая политика правительства - это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйствен­ных субъектов посредством экономического инструментария.

Главной целью экономической политики любого государства является дос­тижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления.

Экономическая политика государства включает в себя структурную, бюджетную и фискальную политику, денежно-кредитную политику, социальную, внешнеэкономическую политику, программирование, прогнозирование и планирование.

Каждая из состав­ляющих экономической политики государства направлена на достижение главной цели своими средствами и методами. Так, структурная политика, разрабатываемая правительством страны, регионов, администрации городов и крупных предприятий, направлена на изменение отраслевой, региональной, производственной структуры страны в целом и ее составляющих. Целью структурной политики является увеличение доходов населения посредством обновления структуры производства, рационального и наиболее эффективного использования природных и трудовых ресурсов, увеличения занятости и т.д.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Бюджетная политика охватывает: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств; поддержку и регламентирование государственного предприни­мательства. Фискальная политика предполагает: регулирование налогового обложения; введение налогов.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения. Кредитная политика включает: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на открытом рынке.

Социальная политика включает совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, под­держание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению со­циальных услуг, обеспечение соци­альных гарантий. Социальная политика включает: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

Внешнеэкономическая политика означает: законодательное установление ставок таможенных пошлин, об­менных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ог­раничений.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Экономическое прогнозирование - это система научных представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом, а также ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о соци­ально-экономическом состоянии национального хозяйства на данный мо­мент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния и развития экономики страны в будущем. Экономические прогнозы служат основой для разработки социально-экономических программ, рассчитанных на выполнение в предусмотренный в программе срок. Программа конкретизируется по сферам деятельности го­сударства, задачам, подлежащим выполнению, количественным параметрам в каждой сфере. Кроме того, в программе предусматривается получение ожидаемых результатов от ее выполнения.

Индикативное (от лат indicator -указатель) планирование - один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направ­ленный на согласование экономических интересов государственных и ры­ночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинте­ресованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).

Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономиче­ских интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип дос­тижения компромисса в системе интересов - равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам - получить прибыль, следуя выполнению совместно разрабо­танных экономических показателей индикативного плана.

Прямые методы государственного регулирования экономики

Прямое воздействие ведется административными и экономическими методами. Основные средства:

1. Законодательство

2. Государственные заказы . Должен обеспечивать сбалансированность и пропорциональность экономического развития, решает в фиксированные сроки социальные, производственные, научно-технические и другие проблемы. Охватывает те сферы, где потребителем выступает государство (здравоохранение, образование, культура, базовые отрасли, имеющие особое значение для национального развития, проведение научно-исследовательских работ). Система государственных заказов может способствовать выходу из кризиса, в период спада роль заказа повышается. Модель государственного заказа включает функции, заказчика и потребителя, объем финансирования, ограничивается суммой бюджетных средств. Состав государственного заказа обусловлен структурой государственных потребностей. Государственный заказ строится на договорных ценах и имущественной ответственности за его выполнения. При выполнении заказа выполняется система стимулирования. Государственный заказ может быть директивным и конкурсным. При директивном заказе государство не несет ответственности за принимаемые решения. Если заказ выдается на конкурсной основе, взаимная ответственность возрастает, т.к. здесь включаются экономические интересы. Заказы связаны с целевыми комплексными программами. Применение заказа шире, чем осуществление программы, т.к. заказ удовлетворят постоянные потребности, а программа имеет временные ограничения. Тем не менее, применение заказа должно быть ограниченным, иначе он превращается в разновидность плана. Недостатки заказа: ограниченность средств бюджета, трудности выбора приоритетных направлений; трудность контроля принятых исполнителем обязательств и денежных средств (соответствие расходов целевому направлению).

3. Контракты . Как инструмент включает все, что необходимо для государственных заказов. Структура контракта отражает правовые, социальные, экономические, производственные, научно-технические требования. За нарушение контрактных условие предусматривается широкая система санкций (прекращение исполнения контракта без компенсации затрат или передача контракта другому подрядчику с возмещением ущерба за счет не выполнившего контракт).

4. Социально-экономические программы – высшая форма государственного регулирования, так как задействует все его элементы. Программы разрабатываются с учетом стратегии национальной социально-экономической политики. Программы могут быть национальные, среднесрочные, чрезвычайные, целевые. Объектами целевых программ выступают отрасли, регионы, социальная сфера, направление научных исследований. В программе определяются цели, порядок их достижения, органы, ответственные за выполнение работ, устанавливаются источники финансовых средств и порядок финансирования. За составление программ отвечают специальные государственные органы (министерство экономики, комитет по планированию и т.п.). Принимают участие в составлении Центральный банк, союзы предпринимателей, профсоюзы, специальные комиссии, экспертные советы. Программы утверждаются парламентом, результаты заслушиваются также в парламенте.

5. Государственные закупки и ассигнования из бюджета . Государственные закупки – денежные платежи правительства за товары и услуги текущего производства. Как инструмент, он воздействуют на экономическую номенклатуру, обеспечивают рынок сбыта для продукции частных фирм и стимулируют производство в необходимых отраслях. Ассигнования могут принимать форму дотаций, субсидий и субвенций. Дотации выделяют из вышестоящего бюджета нижестоящему на сумму недостающих доходов при невозможности сокращения расходов, строго целевого назначения не имеют. Субсидии выделяются по текущему бюджету на финансирование конкретных учреждений или мероприятий, имеют целевой характер. Субвенции носят строго целевой характер, предусматриваются по бюджету развития на основе долевого участия в финансировании предусмотренных расходов.

6. Ускоренная амортизация основного капитала – важное средство стимулирования накопления и структурных изменений в экономике. Суть в отрыве физического процесса снашивания оборудования от калькулируемого в издержках производства. Изменяя ставки и порядок амортизации, государство определяет ту часть чистой прибыли, которая освобождается от налогов путем включения в издержки производства.

7. Пределы в оплате труда . В рыночной экономике действует тщательно сбалансированная система регулирования трудовых отношений. Государство нормирует трудовые отношения в той мере, в которой это необходимо дл предотвращения негативных воздействий рынка. В целом контроль государства осуществляется в 3 вариантах: налоговая система, фонд оплаты труда и темп инфляции, использование законодательства. Тарифные ставки и оклады выполняют функцию обеспечения воспроизводства рабочей силы работников конкретной квалификации. Государство ожжет устанавливать верхний предел установления номинальной зарплаты. Методы государственного регулирования оплаты труда должны быть нейтральными по отношению к инфляции. Для этого государство контролирует состояние рынка рабочей силы, финансирует исследование проблем занятости, персональное обучение и переквалификацию, налаживает работу бирж труда, разрабатывает программы трудоустройства населения, создают рабочие места в государственном секторе. Государство развивает систему страхования безработицы, например, в период спада работников переводят на неполный рабочий день, а часть зарплаты компенсируется государством. Это требует меньше расходование средств, чем выплаты по безработице.

8. Регулирование колебания цен . Ценовое регулирование – важный вид государственного воздействия на экономику. Цены – основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, они связывают возможности потребителя с денежными запросами производителя. Цены выполняют важную социальную функцию, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, потребительский бюджет семьи и на уровень жизни. Государство отслеживает изменение цен на товары, анализирует причины изменения, а уровень и структура цен являются важнейшими характеристиками состояния экономики. Влияние на цены – это составная часть государственного воздействия на развитие всей экономической ситуации. Регулирование цен государственными органами носит ограничительный характер, преимущественно охватывает цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества: топливо, энергия, потребительские товары первой необходимости, услуги жилищно-коммунального комплекса. В мировой практике широко представлено регулирование цен:



· в США регулируется 5-10% цен в сельском хозяйстве. Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров, следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и на продукцию, приобретаемую фермерами;

· в Японии создан орган (Бюро по ценам), который создает макроэкономические прогнозы динамики цен и разрабатывает предложения по политике цен в той или иной отрасли, дает заключение по установлению минимальных цен на продукцию отраслей; в основном это тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетике;

· ЕС устанавливают максимальные и минимальные цены в сельском хозяйстве, черной металлургии, около 15% цен регулируются.

Прямое регулирование цен может носить законодательный, административный и судебный характер. Ценовое право является частью гражданского права. Исходя из сложившейся практики, выделяют методы прямого ценового государственного регулирования:

· установление потолка цен для отдельных видов продукции, в основном социального назначения или с целью недопущения перепроизводства товаров;

· определение верхней и нижней границ колебания цен в рыночном секторе;

· установление фиксированных цен в государственном секторе;

· государственные закупки товаров стратегического назначения по выгодным для производителя ценам;

· государственные ценовые субсидии (доплата производителю или потребителю)

· санкционированное правительством завышение издержек производства, ведущих к повышению цен.

Государственная ценовая политика может быть реализована только при эффективном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Для контроля создаются межминистерские советы по ценам, которые выполняют наблюдательно-совещательные функции; создаются также экспертные советы, органы контроля за ценам могут применять финансовые санкции.

9. Государственный сектор экономики является как объектом регулирования, так и самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ. Во всех промышленно развитых странах государственный сектор охватывает отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения рыночного механизма.

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.