В нашей стране начали активно появляться организации, предоставляющие услуги по защите попранных прав автовладельцев со стороны страховых компаний. По факту, это очень схоже на то, как коллекторские агентства перекупают долги физических лиц у банков.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
Важно! Все стороны данного типа договорных отношений должны действовать только в рамках действующего законодательства.
С такими проблемами чаще других сталкиваются те люди, которые на добровольной основе заключили договор КАСКО. Владельцам ОСАГО в этом вопросе проще, ведь законодатели четко прописали как суммы выплат, так и саму процедуру. И если страховщик их нарушил, его обяжут выплатить еще и штраф.
Стоит заметить, что выкуп является весьма успешным бизнесом. Безусловно, хлопотным, но хорошо оплачиваемым. И такая успешность, привлекает на этот рынок нечестных бизнесменов. Именно из-за этого у людей иметься недоверие к таким организациям. Но не нужно всех равнять под одну линию, на рынке много порядочных организаций, которые успешно справляются со своими обязанностями.
Человек, который продаст свое право требований к страховой организации, получает свои плюсы:
Несмотря на такое количество преимуществ, имеются тут и свои минусы:
Когда страховой случай наступил, то у застрахованного лица есть полное право получить возмещение по договору цессии.
Важно! Все отношения по данному вопросу прописаны с 382 статье ГК РФ.
Изначально, вам нужно определиться с организацией, которой вы передадите свое право требования. Когда это сделано, соберите полный пакет документации, который она потребует. Они нужны для того, чтобы она смогла реализовать свое право и действовать по договору цессии.
Документация, необходимая для переуступки права на получение возмещения от страховой организации:
Когда все собрано, подписывается договор и сразу же отправляется страховщику уведомление об этом. Сделать это нужно в письменной форме и иметь подтверждение этому. Идеальным вариантом будет вложить этот документ в письмо с описью и уведомлением о доставке. Можно воспользоваться и услугами курьера, главное, иметь на руках документ удостоверяющий факт вашего уведомления страховщика о заключенной сделке.
Как показала практика, после наступления ДТП, застрахованное лицо надеется на то, что он сможет самостоятельно получить свое возмещение и без проблем. Но реальность, к сожалению, совершенно другая. Некоторые бросают дело на полпути и остаются один на один со своими проблемами. А вот другие, стойко борются за свои кровные. И вот тут самое время обратится в специальную организацию, которая заставит нерадивого страховщика, сделать вам выплату в полном объеме.
И делая выбор среди весьма большого количества таких организаций, придерживайтесь следующих 5 правил:
Важно! Поинтересуйтесь отзывами о данной организации на специальных ресурсах.
Бюрократические проволочки не позволяют потерпевшему в ДТП быстро получить причитающуюся ему компенсацию. Если средства на ремонт нужны немедленно, нет желания лично общаться со страховыми менеджерами и судьями, можно продать право требования к страховщику специализированной организации. Сумма компенсации неминуемо снизиться на 10–30%, зато получить деньги можно в кратчайшие сроки.
С 2002 года на основании 40-ФЗ «Об ОСАГО» в России успешно функционирует система принудительного страхования имущественных обязательств виновников ДТП перед потерпевшими. Автолюбитель вправе добровольно застраховать вред, который потенциально может быть нанесен его транспортному средству по вине другого участника дорожного движения. Существует два типа правообладателей по требованиям к страховщику:
Первый является клиентом страховой компании, поскольку заключил с ней договор страхования. Претензии по системе ОСАГО основываются на законе и «чужом» договоре страхования. Однако в обоих случаях речь идет именно о праве требования. В понимании ст. 307 Гражданского кодекса такие отношения являются обязательством, где правообладатель выступает кредитором, а страховая компания – должником.
Важно! Право требования – это актив, который можно купить, продать, подарить, получить в наследство или заложить. «Товарности» ему придает страховое дело – совокупность документов и материалов, необходимых для разрешения вопроса о получении страхового возмещения.
Если страховой случай – ДТП, страховое дело формируется следующий пакет документов.
Материалы страхового дела являются основанием для принятия страховщиком решения о:
Страховка должна покрывать убытки. Для этого она, собственно, и нужна. Увы, недобросовестные страховщики зачастую открещиваются от проблем клиентов: минимизируют возмещение, затягивают с выплатами, необоснованно отказывают в удовлетворении законных требований, игнорируют обращения. В проблемной ситуации у правообладателя есть несколько вариантов поведения:
Хотя оба последних способа предусматривают обращение к профессионалам, они существенно разняться. Наем юристов – лучшая идея, чем борьба со штатом подготовленных сотрудников страховщика в одиночку. Но и этот вариант имеет недостатки:
Выкуп страховых дел по ДТП как способ решения спора со страховщиком лишен этих недостатков:
В России повсеместно появляются компании, выкупающие у автолюбителей права требования на разных стадиях тяжбы со страховщиком. Зачем им это? Вопрос не праздный. Чтобы вести переговоры с контрагентом, нужно понимать, на чем он зарабатывает.
Организации, выкупающие страховые долги – профессиональные участники страхового рынка. С потерпевшим в ДТП они расплачиваются собственными средствами, рассчитывая в последующем не только покрыть расходы, но и заработать на выплатах от страховой компании.
Компании, практикующие выкуп страховых дел после ДТП, заявляют клиентам, что их доход в этом бизнесе – пени и штрафы, взыскиваемые со страховщиков в порядке 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и ФЗ-2300-I «О защите прав потребителей». Отчасти так и есть. Имея в штате профессиональных юристов, перекупщик может тягаться с акулами страхового бизнеса на равных. Более того, ему зачастую удается воспользоваться преимуществами, которыми государство наделило обывателей как более слабую сторону страховых правоотношений.
При возможности перекупщик не прочь нажиться и за счет страхователя, предложив автолюбителю меньшую сумму, чем вероятная сумма возмещения от страховщика. Есть еще нюансы:
Важно! Обычная маржа между ценой перекупщика и страховым возмещением, которое можно отсудить у страховщика, составляет 10–30%. И это без учета санкций (пеней, штрафов) за неправомерный отказ или занижение выплат. В случае уступки требования эти суммы безоговорочно уйдут в доход перекупщика.
Исходя из ситуации, автовладелец может выбрать: дожидаться выплат от страховой компании или немедленно получить средства от перекупщика. Так или иначе, практика заключения договоров цессии в сфере страхования набирает обороты. Ключевую роль в этом играет фактор времени и процессуальной экономии для страхователя.
Правообладатель вправе передать стороннему лицу право требования к страховщику, возникшее в связи с ДТП. Для этого используются такие юридические конструкции:
Львиная доля случаев передачи прав оформляется договором цессии. Но это не приуменьшает значения доверенности. Согласно ст. 185 Гражданского кодекса последняя является письменным уполномочием, выдаваемым поверенному. Страхователь вправе уполномочить стороннее лицо/лиц на:
Нотариально удостоверенной доверенности вполне достаточно, чтобы наделить поверенного всеми возможностями правообладателя. Однако документ охватывает не все аспекты взаимоотношений страхователя и страховщика. Существенная часть соглашений остается в рамках устного «джентльменского соглашения»:
Доверенность удобна для оформления передачи права требования физическому лицу. Выкуп может быть интересен практикующему юристу или предприимчивому человеку. Иногда доверенности используется начинающими компаниями.
Договор цессии регламентирован § 1 главы 24 Гражданского кодекса. В понимании ст. 382 Гражданского кодекса цессия – один из механизмов перемены кредитора в обязательстве. При этом суть гражданского обязательства страховщика остается прежней, меняется только правообладатель.
Чтобы продать право получения возмещения убытков от ДТП, автовладельцу не нужно согласие страховщика. Правда, договором КАСКО может быть установлен запрет на уступку прав требования. В этом случае страхователь лишен возможности заключать договор цессии (п. 2 ст. 382 Гражданского кодекса).
О заключении договора цессии страховую компанию следует уведомить в кратчайший срок. Но цеденту (автовладельцу, продавшему право требования), об этом беспокоиться нечего. Будучи заинтересованным лицом, цессионарий (приобретатель права требования) самостоятельно уведомит страховщика.
Пребывающий в неведении страховщик, выполнивший требования перед цедентом, освобождается от исполнения своих обязательств перед цессионарием.
Для оформления договора цессии достаточно обычной письменной формы. Такая сделка не подлежит нотариальному удостоверению (ст. 389 Гражданского кодекса). Компании, выкупающие долги страховой компании, разрабатывают собственные шаблоны. При заключении договора цессии должны соблюдаться следующие условия:
Если цедент нарушил одно из вышеупомянутых требований, его контрагент вправе требовать возврата всего переданного по договору цессии и возмещения убытков (ст. 390 Гражданского кодекса).
В каждом уголке России достаточно компаний, предлагающих услуги по выкупу страховых дел. Объявления такого рода можно встретить в интернете и СМИ. Но не стоит всецело доверяться перекупщикам. Потерпевшему в ДТП важно осознавать, что цессионарий – это предприниматель, заботящийся, прежде всего, о собственной выгоде. Поэтому многие из утверждений перекупщика – лишь рекламные уловки.
Чтобы выбрать порядочного перекупщика и добиться наиболее выгодного для себя предложения, стоит придерживаться ряда правил:
Срочный выкуп страховых дел по ДТП в нормальном режиме – это несколько дней, а не несколько часов. Правообладателя должно настораживать обещание о выплате в день обращения.
Важно! Предложение полного погашения ущерба не соответствует действительности. Если представитель перекупщика утверждает о готовности возместить убытки полностью, есть подвох. Скорее всего, он спрятан в формулировках договора цессии.
Не стоит идти к перекупщику сразу после аварии. Обращаться с заявлением о наступлении страхового случая и формировать страховое дело в любом случае придется самостоятельно. Есть смысл лично обратиться к страховщику с претензией в порядке, установленном 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или договором КАСКО. И только если возмещение оказалось неполным или несвоевременным, – продавать право на взыскание всей или оставшейся суммы.
Договор цессии вмещает положения о передаче перекупщику прав на:
Подобные сделки сродни договорам, заключаемым с юристами или посредниками. Клиент может рассчитывать на выплату только в случае выигрыша спора, причем после того, как страховщик рассчитается по обязательствам.
Памятка для уступающих право требования к страховщику:
Придерживаясь этих нехитрых правил, страхователь снижает риск обмана со стороны перекупщика к минимуму.
Страховые компании неохотно расстаются со своими деньгами при выплате компенсации пострадавшим. Часто они или отказываются от страховых выплат, направляя мотивированный отказ, или выплачивают сумму намного меньшую, чем реальный ущерб, понесенный в ДТП. Большое количество страховых споров по ОСАГО и КАСКО сделало востребованной сравнительно новую услугу – выкуп невыплаченных СК страховых компенсаций (долгов перед страхователем).
В юриспруденции и финансовом праве практикуется передача своих прав на получение денег или имущества третьему лицу. Она называется цессией (от лат. cessiō). При этом лицо, которое передает свои права, называется цедентом (от лат. cedent), а субъект, их принимающий – цессионарием.
В страховых спорах нередко возникает ситуация, когда страховая компания затягивает процесс выплаты страховки. Ведение страхового спора требует от страхователя много времени и сил. Да к тому же некоторые страховщики всеми способами занижают суммы страховых выплат. В этих случаях страхователю, которому срочно требуются деньги, или не хватает времени для ведения дел становится целесообразно в соответствие со ст. 384 ГК РФ продать долг страховой компании третьему лицу – автоюристу.
В этом случае страхователь (цедент) и покупатель (цессионарий) заключают договор цессии, согласно которому второй становится владельцем страхового долга и получает право требовать с СК его выплаты. Естественно, чтобы сделка была обоюдовыгодной, страхователь получает сумму, меньшую той, которую должна заплатить страховая компания, чтобы компенсировать полный ущерб в ДТП. Обычно она составляет 50-70% от максимальной суммы страховых выплат. Но зато страхователь получает оговоренную сумму сразу же после заключения договора цессии.
Нужно понимать, что одновременно с правом требовать со страховщика страховые выплаты цессионарий получает и риск невыплаты этих денег. Если СК выиграет в суде свое право не платить компенсацию или платить меньшую сумму в сравнение с той, на которую рассчитывает цессионарий, то последний рискует понести убытки.
Есть два способа выкупа страховых долгов – заключение договора цессии и оформление доверенности. Договор цессии регламентируется ст. 382 ГК РФ. В результате акта купли-продажи покупатель (цессионарий) за определенную сумму становится владельцем долга, который ему продает страхователь (цедент).
Внимание! Сумма, которую платит цессионарии страхователю, обычно не превышает 70% от реального ущерба, понесенного пострадавшим в ДТП.
Относительно невысокий процент выплаты компенсируется удобством и быстротой решения вопроса. Достаточно одного посещение офиса цессионария, чтобы подписать договор, и посещения нотариуса, чтобы заверить подписанные документы. И можно получить свои деньги, навсегда забыв о споре со страховщиком.
Второй способ, позволяющий продать страховой долг, по своей сути куплей-продажей не является, поэтому его называют фиктивным выкупом. В этом случае автоюрист получает доверенность от страхователя на представление его интересов во всех инстанциях, в том числе и в суде. То есть при фиктивном способе все действия производятся от имени страхователя, но без его участия.
В этом случае потерпевший в ДТП получает обычно большую сумму, чем по договору цессии – до 90% от расчетной суммы ущерба. Правда, из этих денег ему придется заплатить налог. В каком размере? Согласно п.1 ст.24, п.1 ст.210, ст.41, 212, 217, 226 НК РФ страховые выплаты, компенсирующие прямой ущерб от ДТП, налогообложению не подлежат. Но на дополнительные суммы (штраф, пени, неустойку), которые выплачиваются по решению суда, установлена ставка налогообложения 13%.
В каких случаях страхователю бывает целесообразно продать долг страховой компании?
Большая часть страховых долгов в России продается именно по фиктивному выкупу, а не по договору цессии. Почему? Потому что и страховщику, и покупателю это выгодно. Страхователь получает большую в сравнении с договором цессии сумму. Покупатель тоже внакладе не остается. Благодаря независимой экспертизе и грамотному ведению страхового спора он организует дело таким образом, что размер ущерба, взыскиваемый со страховщика, со штрафами и пени оказывается в полтора-два раза выше, чем тот, которые ранее фигурировал в намерениях СК.
Чем продажа долгов страховщика выгодно страхователю?
Обычно юридические фирмы, в штате которых работают специалисты с юридическим образованием и большим практическим опытом в области автострахования. Чаще всего это бывшие сотрудники ГИБДД и МВД, которые хорошо ориентируются во всех правовых процедурах, связанных с ПДД, ДТП, административно-правовыми нарушениями.
Покупая долг страховой компании, автоюристы уверены, что смогут добиться страховых выплат в полном размере. Они имеют возможность организовать авторитетную независимую экспертизу, выводы которой будут убедительны для суда. Анализируют конкретный страховой случай, оценивают все потенциальные риски. Переоформление прав на долг страховщика производится только после того как все будет проанализировано и просчитано.
При заключении договора цессии. Внимательно читайте текст. В нем обязательно должна быть фраза «денежные средства получены в счет возмещения ущерба». Она избавит вас от подоходного налога. Хранить договор цессии нужно, по крайней мере, три года – столько длится срок исковой давности.
При оформлении доверенности. Нельзя оформлять доверенность одновременно с договором цессии. Должно быть что-то одно – или доверенность, или договор цессии. Перед выдачей доверенности нужно оговорить все условия, главное из которых – все расходы, в том числе и за экспертизу, несет тот, на кого выписывается доверенность.
Доверенность и копия решения суда с прописанными суммами должна быть возвращена вам, когда судебный процесс закончится. Как и в первом случае, документы нужно хранить 3 года. Если что-то из них понадобится автоюристу, передавайте ему копии, заверенные нотариусом.
Важно! Когда дело закончится, и деньги окажутся у вас, у партнера автоюриста не должно остаться никаких финансовых вопросов и требований.
Нетрудно догадаться, что отрицательно. Вместо неопытного в юридических делах автовладельца они получают в оппоненты по страховому спору грамотного и искушенного во всех делах автостраховки противника. Который, скорее всего, организует дело так, что страховщику придется заплатить максимальную сумму возмещения вместе со штрафом и неустойкой.
Страховые компании не всегда идут на встречу клиенту. Нередко получение выплат осуществляется через суд. Это, естественно, занимает много времени, что иногда является решающим фактором. Так, клиент, попавший в ДТП, может нуждаться в срочном ремонте транспортного средства. Связано это может быть, например, с тем, что автомобиль является необходимым для работы. Поэтому многие обращаются за такой услугой, как выкуп страховых дел.
Данная услуга позволяет получить выплату по страховке без проведения судебного разбирательства. является довольно востребованной процедурой, которая осуществляется по отношению к долгам по КАСКО, ОСАГО и другим видам страхования.
Для того, чтобы избежать судебного разбирательства, сэкономить время и нервы, достаточно обратиться в проверенную компанию, которая занимается выкупом страховых долгов. Так, клиент получит быстрое возмещение по страховому полису. Сумма возмещения будет равна или превышать ту, которая предлагается самой страховой компанией.
Получение средств происходит следующим образом. Клиент предоставляет необходимый пакет документов, после чего эксперт компании проводит оценку объект, изучает и фиксирует степень ущерба, составляет подробный отчет. На основании этого акта и определяется процент, который получает клиент в качестве компенсации. Размер выплаты будет соответствовать той, которую можно получить, обратившись в суд. При этом клиент получает денежные средства сразу.
Пакет необходимых документов может отличаться в разных компаниях. Обычно требуются такие бумаги:
При наличии всех этих документов можно обращаться к компанию за выкупом страхового дела. Некоторые фирмы предлагают получение средств даже в день обращения.
Выкуп страховых долгов позволяет клиенту сэкономить время и силы, при этом получить адекватную сумму компенсации за ущерб. В среднем компании предлагают возмещение от 50% до 80%. Кроме того, важно учитывать, что обратиться за выкупом страхового дела можно даже если страховая компания отказала в выплате средств вовсе.
В некоторых случаях , которые признаны безнадежными. Это касается тех случаев, когда страховая компания признана банкротом. Также нужно учитывать, что организации, специализирующиеся на выкупе страховых долгов, работают оперативно и без вмешательства клиента. Поэтому не нужно искать независимого эксперта или юристов. Эту заботу берут на себя организации, вычитывая процент с выплаты от страховой компании, за предоставленные услуги.
Далеко не всегда при наступлении страхового случая автовладельцы получают причитающиеся выплаты в предусмотренный законодательством 20-дневный срок. Для тех страхователей, которые не хотят или не могут ждать возмещения по страховке, есть услуга — выкуп страхового случая ДТП. Оказывают ее специализированные компании, которые получают неплохое вознаграждение, но за счет страховой, а не пострадавшей стороны.
Итак, вначале совершается ДТП, попадающее в разряд страховых случаев. Проводится обязательная техническая экспертиза, определяющая сумму возмещения по полису. СК по какой-то причине отказывает в выплате, оттягивает ее или выплачивает сумму меньшую, нежели определена комиссией. Что делать дальше? Один из выходов — продать возникший долг.
Продажа долгов страховых компаний возможна при следующих обстоятельствах:
Подобного рода сделки в настоящее время не редкость. Они осуществляются на законной основе и регулируются Законом «Об организации страхового дела».
Выкуп страховых дел оформляется на выбор одной из правовых конструкций.
Этим документом страхователь уполномочивает любое юридическое или физическое лицо:
Чтобы доверенность получила законную силу, необходимо заверить ее нотариально. Недостаток данного способа – многие аспекты остаются за пределами документа. Они находят отражение в устных договоренностях между доверителем и поверенным. В большей степени это относится к денежным вопросам. В доверенности, к примеру, не указывается, что поверенный получает деньги не для себя, а для доверителя. Факт последующей передачи страхового возмещения также ничем не регламентируется.
Этот способ оформления отношений уместен главным образом при наделении прав требования физическим лицам, к примеру, индивидуальному юристу или грамотному человеку, не имеющему юридического образования (возможно, знакомому страхователя). В остальных случаях оформляется специализированный договор.
Процедура передачи права требования страхового возмещения третьей стороне называется цессией. При этом должник остается тем же (СК), изменяется только правообладатель: вместо автовладельца — компания-перекупщик.
Запретить страхователю заключить соглашение на цессию страховщик не имеет права.
Исключение только составляют ситуации, когда автогражданская ответственность страхуется полисом КАСКО. Во многих подобных соглашениях прописывается запрет на реализацию страховых случаев. Во всех остальных ситуациях СК достаточно поставить в известность. Сделать это в кратчайший срок обязан цессионарий (приобретатель права требования), а не цедент (страхователь).
Договор цессии заключается в двух экземплярах в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Заключение подобного соглашения возможно при соблюдении следующих обстоятельств:
При нарушении хотя бы одного из перечисленных условий цедент обязан вернуть полученные от цессионария деньги.
Выкуп страховых случаев происходит в такой очередности:
Большинство автовладельцев решаются продавать страховые дела по следующим причинам:
Выкуп страховых случаев имеет один, но огромный недостаток – это «упущенная выгода».
Если страхователь решает вести дело до конца самостоятельно, он может получить гораздо больше денег, нежели ему уплатит компания-перекупщик. Как правило, такие организации уплачивают только 70-80% (максимум 90%) от положенной суммы компенсации.
Пример . Размер страхового возмещения составил 100 тысяч рублей. Страхователь получил от СК только 20 тысяч. Остаток долга никак не получается забрать. Автовладелец решает продать страховое дело за 50 тысяч рублей. То есть, он уже недополучит 30 тысяч (100-20-50).
Кроме того, если бы человек пошел в суд самостоятельно, то получил бы еще штраф в размере 50% от неуплаченной суммы страхового возмещения.
В нашем примере это 40 тысяч рублей (50% от 80 тысяч). Сумма упущенной выгоды уже 70 тысяч. Считаем дальше. За каждый день просрочки насчитывается пеня в размере 1% от неуплаченной суммы. Допустим, СК просрочила выплату на 1 месяц. Размер пени в этом случае составит 24 тысячи (30% от 80 тысяч). А если период просрочки больше? В итоге, страхователь, пожелавший продать страховой случай недополучит 94 тысячи рублей (30+40+24).
Естественно, всегда существует вероятность, что по результатам экспертизы размер страховых выплат будет уменьшен. Но, как показывает судебная практика, это происходит в исключительных ситуациях. Даже если сумма выплаты и уменьшится, то не на много.
Еще один негативный момент. Поскольку компания-перекупщик действует от имени клиента, то после окончания суда в адрес страхователя придет извещение из налоговой. В нем будет содержаться требование уплатить подоходный налог. Объект для налогообложения — штраф и неустойка. Относительно нашего примера ситуация такова: компания уплачивает вам 50 тысяч, по суду забирает себе 94 тысяч рублей. А вы еще оплачиваете налог 8320 рублей (13% с 40 и 24 тысяч). То есть реальная ваша выгода не 50, а всего 41680 рублей. Но почему-то не все перекупщики спешат оповестить об этом своих клиентов.
Если вы решили продать долг страховой, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Когда мы покупаем страховой полис, мы считаем себя защищенными на случай непредвиденных дорожных ситуаций. Но стоит столкнуться с бюрократическими проволочками, умышленным затягиванием решения вопроса, руки просто опускаются. Особенно если автомобиль жизненно необходим, к примеру, для выполнения служебных обязанностей. Все это заставляет задуматься о продаже страхового дела. Конечно, размер недополученной компенсации иногда весьма внушителен. Но для кого время – тоже деньги, лучше быстро и просто забрать деньги и самоустраниться от судебной волокиты.