Проблемы развивающихся стран. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран юга,их положение в современном мире

Проблемы развивающихся стран. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран юга,их положение в современном мире

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Вспомните, когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости.
2. Какие основные проблемы стояли перед бывшими колониями и полуколониями? Назовите успехи и сложности на пути развития, модернизации этих государств.
3. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран «Юга», их положение в современном мире.

§ 43. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. После второй мировой войны во многих афро-азиатских странах большую популярность приобрела идея ускоренного развития по пути социализма (или социалистической ориентации) с использованием помощи и опыта СССР. Теоретически эта модель выглядела для части весьма еще немногочисленной прослойки интеллектуалов, военных, создававших так называемые авангардные политические партии, привлекательной. Она предполагала, что с помощью СССР и его союзников создаются основы тяжелой индустрии, готовятся кадры квалифицированных специалистов, за счет коллективизации (обобществления) сельского хозяйства повышается его производительность. Это, в свою очередь, должно было высвободить рабочую силу, пополняющую ряды промышленных рабочих.
Многим лидерам «третьего мира» импонировала идея создания партии — инструмента абсолютной власти, правящей от имени так называемого передового класса (который во многих из освободившихся стран вообще еще не сложился). Однако ограниченность масштабов помощи, недостаточной для решения проблем развития, необходимость выполнять рекомендации советских советников, как правило не знающих местных условий, сопротивление значительной части населения попыткам разрушения традиционного образа жизни, опасения, что страна станет ареной соперничества СССР и США, помешали распространению коммунистической тоталитарной модели развития.
Единственными странами, где она смогла утвердиться, были Китай, Северная Корея и Вьетнам. В условиях «холодной войны» они стали ареной противоборства сверхдержав, были охвачены гражданской войной между сторонниками социалистической и капиталистической ориентации развития.
В Китае Коммунистическая партия (КПК), поддерживаемая СССР по линии Коминтерна, вела вооруженную борьбу за власть с 1920-х гг. С нападением Японии на Китай в 1937 г. было заключено соглашение всех политических сил о создании единого национального антияпонского фронта. Однако с капитуляцией Японии в 1945 г. гражданская война возобновилась. Советский Союз, нанеся поражение японским войскам на территории Маньчжурии, передал ее КПК, равно как и трофейные запасы вооружения. В октябре 1949 г. вся территория Китая, за исключением острова Тайвань, куда под прикрытием флота США эвакуировались антикоммунистические силы, и британской колонии Гонконг (передан Китаю в 1998 г.), оказалась под контролем КПК, провозгласившей создание Китайской Народной Республики (КНР). Черты ее развития были характерными для коммунистических тоталитарных режимов: культ лидера (Мао Цзэдуна), индустриализация, коллективизация.
В Северной Корее коммунисты пришли к власти после ее освобождения от японских войск Советской Армией. Однако их попытка в 1951—1953 гг. военным путем распространить свою власть на юг полуострова, где на территории, освобожденной США, сложился авторитарный режим, завершилась неудачей. В итоге Корейский полуостров стал прифронтовой зоной «холодной войны». Во Вьетнаме воссоединение Севера и Юга страны произошло лишь в 1975 г. после многолетней войны.
Остальные страны, провозглашавшие социалистическую ориентацию, либо отошли от нее, либо были охвачены хаосом, анархией гражданских войн, стали жертвами внешних и внутренних конфликтов.
Свою роль сыграл тот фактор, что идея социалистической ориентации родилась в период общего заката тоталитаризма. Кроме того, она оказалась экономически несостоятельной. Попытки перехода к коллективным формам обработки земли при сохраняющемся примитивном уровне техники землепользования вели не к повышению, а падению производительности труда. Работая не на собственные нужды, а на «коллектив», крестьяне утрачивали стимулы к трудовой деятельности. Национализация крупных хозяйств, принадлежавших колонизаторам или местной знати, и передача их под управление мало заинтересованных в хозяйственных успехах чиновников, тем более уравнительное распределение земли среди крестьянства, вели к ликвидации единственного более или менее современного производительного сектора земледелия.
В целом аграрные реформы советского типа привели к резкому упадку сельского хозяйства, голоду в странах, где был взят курс на социалистические преобразования: Гане, Танзании, Эфиопии, Бирме, Индонезии, Анголе, Мозамбике. Даже Китай столкнулся с проблемой голода из-за того, что с 1957 г. КПК перешла к политике, получившей название «Большого скачка». Эта политика включила создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности. Вслед за ухудшением экономического положения последовала «культурная революция»: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной, началась кампания массовых репрессий против «внутренних врагов», высылавшихся из городов в сельские коммуны на «перевоспитание». Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. В итоге, к концу 1970-х гг. усилилась зависимость от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.
Индустриализация в дружественных СССР странах оказалась ограниченной по масштабам. Ресурсы и возможности СССР были далеко не безграничны. Крупные производства, созданные при содействии Советского Союза (Бхилайский металлургический комплекс в Индии, Асуанская плотина в Египте), сыграли важную роль в модернизации национальных экономик. Однако чаще возникали ситуации, при которых продукция созданных предприятий металлургии и тяжелого машиностроения не находила спроса ни на крайне ограниченном внутреннем, ни на мировом рынке. Сами эти производства постепенно приходили в упадок, отнюдь не становясь центрами подготовки кадров квалифицированной рабочей силы.
Авангардные партии, монополизировавшие власть, очень скоро утрачивали нацеленность на какие-либо преобразования, становились инструментом господства клановых, племенных вождей, быстро растущей всевластной прослойки бюрократии.
Итог развития по пути социалистической ориентации был чаще всего плачевен. В одних случаях это развитие пресекала обогатившаяся бюрократия, нередко с помощью армии. Она стремилась вложить накопленные средства в прибыльные предприятия, получить доступ к товарам развитых стран. Так, в начале 1970-х гг. произошел поворот Египтак капиталистическому пути развития и его разрыв с СССР. В других случаях нарастающий протест населения против разрушения традиционного образа жизни и ухудшающегося положения, в сочетании с обострением межклановых, межплеменных трений, ввергали страну в пучину междоусобных, гражданских войн, усугублявшихся вмешательством соседних государств. Так было в Афганистане, Эфиопии, Анголе, Камбодже и Никарагуа. Наконец, Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели социализма.
В Китае с конца 1970-х гг. стали развиваться рыночные реформы. Были ликвидированы коммуны, что отчасти вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, приоритетом стало производство потребительских товаров, к модернизации был привлечен иностранный капитал, созданы свободные экономические зоны. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность, разрешено развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания. При этом Компартия Китая стремилась сохранить за собой руководящую роль в политической жизни. Выступление в Пекине интеллектуалов, студенчества с требованием о переходе к демократии в 1989 г. было подавлено военной силой.
Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае 1980 — 1990-х гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — 8,2% . Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.
Опыт новых индустриальных стран. Для многих государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских тигров, как их называли). Однако этот опыт имел весьма ограниченное значение в силу уникальности условий этих стран.
Япония, несмотря на большие разрушения от бомбардировок в годы войны, располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, традициями индустриального развития. Благодаря низкому уровню военных расходов, притоку капиталов из США, удачно проведенным социальным и структурным реформам, эта страна к концу века стала одной из самых высокоразвитых в мире.
Сингапур и Гонконг (последний в 1998 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. Создание в дополнение к ним промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран, выпускающей продукцию, в том числе высокотехнологичную, предназначенную для экспорта, не составляло больших проблем.
Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колониями Японии, последняя создала систему обслуживания тылов своих войск — зачатки промышленности, транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950—1953 гг. в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной опоры власти (до 1993 г. — диктаторский режим).
Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правительства в отношении использования средств — все это облегчило модернизацию. В частности, продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населения. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило в 1993 г. провести свободные президентские выборы.
Специфика стран Южной Азии. Те крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др.), но не обладали особо благоприятными для нее условиями и не поддались соблазну социалистической ориентации, выбрали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития.
Этот путь предполагал осторожность в проведении социально-политических преобразований, ограничение их мерами, необходимыми для преодоления наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии была отменена кастовая система, формально уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ликвидирована основа феодальных порядков — система помещичьего землевладения, земли князей перешли в собственность обрабатывавшим их арендаторам. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.
Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4,7 к 1, в Индонезии 4,9: 1, на Филиппинах 7,4 к 1, что близко к показателям развитых стран. Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительства проводили продуманную стратегию модернизации. Она сочетала правительственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую политику, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отдельные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках.
Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия и Пакистан самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия, ракетной техники.
Очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда от трети до половины взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.
Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в развивающихся странах Азии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными. Показательно, что в Индии партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние лишь вследствие того, что ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости (в 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин). Подобные меры были расценены сельскими избирателями как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.
Исламский мир. Важность учета для модернизирующихся аграрных стран приверженности сельского населения традиционным верованиям, жизненному укладу наглядно показал провал политики модернизации в Иране. Так, в 1960— 1970-е гг. монархический, шахский режим, используя огромные доходы от продажи нефти, щедрую помощь США, которые видели в Иране бастион своего влияния, вступил на путь модернизации.
По темпам экономического роста (13—14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Создавалась не только современная индустрия, осуществлялись далеко идущие перемены. Была создана европейского типа система образования, предоставлены равные права женщинам, в деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни и, несмотря на рост благосостояния населения, вызывали недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому, религиозному руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена.
Показательно, что власти многих стран с сильным влиянием ислама, в том числе и идущие по пути модернизации (богатые нефтью Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), как правило, не затрагивают образа жизни и традиций относительно малочисленного коренного населения. В развиваемой нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и иной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов — выходцев из Палестины, эмигрировавших после оккупации их земель Израилем).
Учитывая опыт исламской революции в Иране, правящие элиты большинства стран Ближнего и Среднего Востока, а также близких к ним по многим показателям развития государств Северной Африки, проводя политику модернизации ведущих секторов экономики, не только не противостоят росту фундаменталистских настроений, но и подчеркивают свою солидарность с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения с развитыми странами мира, питающими недоверие к режимам, отвергающим либеральную демократию. И все же подобная солидарность обеспечивает внутреннюю стабильность страны с ограниченными ресурсами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие модели модернизации, избранные странами Азии и Африки, вы знаете?
2. Раскройте итоги развития азиатских стран социалистической ориентации и государств, осуществлявших модернизацию с учетом исторических традиций народов. Сравните эти итоги, определите эффективность принятых моделей развития.
3. Какую роль играл традиционализм в модернизационном процессе у государств «Юга»?
4. Назовите особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки. Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах?

§ 44. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.
Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.
В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.
Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.
Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.
Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки — Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964—1985).
Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.
Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960 по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина, Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВНП на душу населения страны Латинской Америки превзошли показатели стран Восточной Европы, Российской Федерации. По типу социального развития латиноамериканские страны приблизились к развитым государствам Северной Америки и Западной Европы. Так, доля наемных работников в самодеятельном населении составляет от 70 до 80%. При этом в Бразилии, например, с 1960 по 1990 г. удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, сократился с 52 до 23%, в промышленности возрос с 18 до 23% , в сфере услуг — с 30% до 54% . Сходные показатели были и у большинства других латиноамериканских стран.
В то же время остаются весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. Относительно небольшой остается прослойка лиц, относящих себя к «среднему классу», и в то же время значительно имущественное неравенство. Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980—1990 гг. в Бразилии, например, составило 1: 32, в Колумбии — 1: 15,5, в Чили — 1:18. При этом к привилегированному слою населения принадлежало среднее и высшее звено военных, которые при отсутствии традиции гражданского контроля над вооруженными силами представляют собой особую, относительно самостоятельную прослойку. Все это определяло отсутствие или слабость социальной базы модернизационной политики, проводившейся военными режимами. Низкая покупательная способность значительной части населения создавала зависимость новых отраслей индустрии от отнюдь не гарантированной в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках возможности экспорта большей части продукции. Не получающие выгод от модернизации слои населения рассматривали ее как форму подчинения экономики транснациональному, особенно американскому, капиталу, не связывали ее с решением общенациональных задач.
Перонизм и демократия в Латинской Америке. Существующая внутренняя оппозиция режимам военных диктатур стимулировалась типичными для них слабостями. К их числу следует отнести коррупцию в среде верхушки военных, расточительность в использовании кредитов, займов, нередко разворовывавшихся или направлявшихся на амбициозные проекты, экономически нецелесообразные. Негативную роль играл типичный для диктаторских режимов правовой произвол, в том числе и в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. Рано или поздно большинство военных режимов, сталкиваясь с ростом внутренней оппозиции, в том числе и в военной среде, катастрофическими размерами внешней задолженности, было вынуждено уступать власть гражданским режимам.
Со времени второй мировой войны и до 1990-х гг. гражданские режимы в большинстве латиноамериканских стран также оказывались недолговечными. Исключение составляет Мексика, где после победы революционного движения в 1917 г. была принята демократическая конституция, хотя на арене политической жизни преобладала одна партия, фактически не имевшая серьезных конкурентов. Соответствие данной модели демократии европейским представлениям о ней сомнительно. В Европе одним из признаков демократии считается существование возможности чередования у власти конкурирующих политических сил.
Попытки создать на демократической основе широкий блок национально-патриотических сил, включающих и трудящихся, и национальную буржуазию, проводить сбалансированную политику, сочетающую модернизацию с постепенным повышением уровня жизни, в Латинской Америке предпринимались неоднократно. Первая и наиболее успешная такая попытка была предпринята в Аргентине полковником X. Пероном, захватившим власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на национальный профцентр — Всеобщую конфедерацию труда — X. Перон в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах. Представители профсоюзов, ставшие опорой создания новой, Перонистской, партии, вошли в парламент и в правительство. При Пероне социальные права были включены в конституцию Аргентины, введены оплачиваемые отпуска, создана система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги, связь, был принят пятилетний план экономического развития, предполагавший создание стимулов для роста национального капитала. Однако в 1955 г. X. Перон был свергнут в результате военного переворота.
Опыт и идеи перонизма, во многом перекликавшиеся с идеями «корпоративного государства» раннего периода фашистского режима Б. Муссолини в Италии конца 1920-х гг., сохраняют популярность и в Аргентине, и в других странах Южной Америки. Им, в частности, пытался следовать президент Бразилии в 1950—1954 гг. Варгас, который, столкнувшись с угрозой переворота, покончил жизнь самоубийством.
Слабость демократических режимов в Латинской Америке объяснялась многими причинами. Будучи зависимы от голосов избирателей, поддержки профсоюзов, они стремились в первую очередь решать назревшие социальные проблемы. В известной мере это удавалось. В среднем, в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5—7% в год. Однако материальные ресурсы проведения активной социальной политики, которая бы соответствовала модели развитых стран, были крайне ограничены.
Левые правительства (в частности, С. Альенде в Чили в 1970—1973 гг.) предпринимали попытки привлечения дополнительных средств за счет увеличения налогов на предпринимателей, отказа от полной уплаты процентов по внешним долгам, национализации прибыльных предприятий, латифундий, экономии на военных расходах. Эти акции неизбежно становились причиной недовольства ТНК, которым принадлежало около 40% промышленности стран Латинской Америки, вызывали конфликты со странами-кредиторами, приводили к падению темпов модернизации, снижению конкурентоспособности продукции на мировых рынках. В свою очередь, неспособность правительств удовлетворять растущие социальные запросы стимулировала недовольство военных, рост забастовочного движения, активизацию леворадикальной оппозиции, прибегавшей к насильственным действиям, вплоть до создания сельских и городских партизанских отрядов.
В конечном счете жесткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий, не находящих решения, приводили общество на грань гражданской войны, что побуждало армию, как правило, с одобрения правящих кругов США, брать ситуацию под свой контроль. Так, хорошо известна роль ЦРУ в организации военных переворотов в Бразилии в 1964 г., в Чили в 1973 г.
Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета, был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боя с армией за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращен в концлагерь, тысячи человек, активистов левых сил, профсоюзного движения были казнены, около 200 тыс. были вынуждены бежать из страны.
Латиноамериканские страны в 1990-е гг. В конце 1980 — начале 1990-х гг. в развитии латиноамериканских стран начался новый этап. В большинстве стран диктатуры уступили место демократическим, конституционно избранным режимам. После поражения Аргентины в войне с Англией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолклендских островов, военный режим дискредитировал себя и вынужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. диктаторские режимы в Бразилии и Уругвае также уступили власть конституционно избранным правительствам. В 1989 г., после 35 лет военной диктатуры генерала Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай, в 1990 г. ушел в отставку генерал А. Пиночет.
На вопрос о том, можно ли считать утверждение демократии в латиноамериканских странах окончательным, ответ будет дан лишь в XXI веке. Однако уже сейчас очевидно, что в их развитии начинается новый этап. Он характеризуется тем, что в условиях прекращения «холодной войны» и распада СССР США более терпимо относятся к социальным экспериментам в этом районе мира. Опыт Кубы, где производство ВНП на душу населения к середине 1990-х гг. оказалось почти вдвое ниже, чем в большинстве латиноамериканских стран, также ослабил влияние радикальных, социалистических идей.
Благодаря развитию интеграционных процессов на южноамериканском континенте, повышению уровня жизни увеличилась емкость внутренних рынков, что создает предпосылки для более стабильного развития. С середины 1980-х по середину 1990-х гг. («потерянное десятилетие» для решения проблем модернизации) демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. Но к середине 1990-х гг. темпы развития экономики вновь возросли. В 1980-е гг. среднегодовые темпы прироста ВНП в Латинской Америке составляли всего 1,7%, в 1990-х гг. они возросли до 3,2%. Что еще более существенно, у большинства стран не произошло увеличения внешней задолженности, это одна из самых сложных проблем Латинской Америки. С 1980 по 1995 г. объем внешней задолженности у Бразилии сократился с 31,2% стоимости ВНП до 24%. Резкий рост долгов наблюдался лишь у Мексики (с 30,5% до 69,9% ВНП). Однако ее вхождение в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА) дает ей шанс на использование преимуществ интеграции со значительно более развитыми США и Канадой.

Министерство образования Российской Федерации

Уральский институт бизнеса

Курсовая работа

По дисциплине “Экономическая теория”

На тему ”Экономические проблемы

развивающихся стран”

Выполнил: Сафронов Евгений

Проверил: к.э.н. Илюхин Алексей

Александрович

Екатеринбург

План

Введение……………………………………………………….3 1.Общая характеристика развивающихся стран………3

1.1.Группы развивающихся стран……………………...4

1.2.Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20 века………………………………………….5

2.Экономические проблемы стран третьего мира…….8

2.1.Экологические проблемы развивающихся стран..14

2.2.Социальные проблемы…………………………….16

3.Внешняя задолженность…………………………….19

3.1.Экономические отношения с Россией……………21

Заключение…………………………………………………...23

Список использованной литературы……………………….25

Введение

Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу – примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. В 50-60 годы 20 столетия за период 1943-1963 гг. политическую независимость получила 51страна с населением 988,3 млн. чел., проживающих на территории площадью в 30,2 млн. кв. км.

Бывшие колонии оставили в наследство молодым национальным государствам отсталую экономику, зависимость от внешних рынков сбыта и внешних источников накопления.

Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. Эти страны характеризует чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические и исторически корни.

Общая характеристика развивающихся стран

К моменту освобождения экономика бывших колоний и полуколоний характеризовались некоторыми общими чертами, наиболее важными из которых являлись:

· докапиталистических форм хозяйства; аграрно-сырьевая направленность экономики при общей многоукладность экономики с преобладанием неразвитости производительных сил, прежде всего в обрабатывающей промышленности;

· господство иностранного монополистического капитала, его глубокое проникновение в национальное хозяйство и его контроль над природными ресурсами освободившихся стран;

· относительная слабость, неразвитость местного национального капитала, ограниченность его возможностей не только на мировом, но и на внутреннем рынке;

· узость внутреннего рынка, так как значительная часть населения молодых государств получала основную часть жизненных средств от натурального хозяйства, а доля лиц наемного труда в общей численности населения была незначительной;

· некомпенсированный вывоз существенной части национального дохода в виде прибылей иностранных монополий, процентов по внешнему долгу и т.п.

Группы развивающихся стран


В зависимости от уровня экономического развития ООН и специализированные международные экономические организации делят развивающиеся страны на три категории, выделяя также –экспортеров нефти.

В группу стран с высокими доходами на душу населения, характерными для промышленно развитых странах, входят Бруней, Кувейт, ОАЭ, Сингапур и ряд других территорий.

В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения входят в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны. К последним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20%. В них преодолевается аграрная и сырьевая специализация их экономики, формируется промышленный комплекс, вырабатывается модель приспособления к международным рынкам.

НИС в большинстве своем состоят из Латиноамериканских государств и стран Юго-Восточной Азии. Уровень их ВВП соответствует таким промышленно развитым странам, как ЮАР, Греция, Португалия. Вхождение этих развивающихся стран в промежуточную зону сохраняет целостность мировой хозяйственной системы.

Подгруппу нефтеэкспортирующих стран составляют 19 государств, в экспорте которых нефтепродукты превышают 50%.

Третью группу в развивающимся мире образуют бедные страны, в которых ВВП на душу населения в 1995 г. не превышал 750 долл. В эту подсистему входят подавляющее большинство стран Тропической Африки, порядка десяти азиатских стран преимущественно из Южной Азии и Индокитая, а также Гайана, Гаити, Гондурас и Никарагуа из Латинской Америки.

В 1996 г. особое положение в группе бедных стран занимает Индия, Китай, и Бразилия., обладающие огромным экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой, огромными внутренним рынками. Объем их ВВП, подсчитанный на основе паритета покупательной способности валют, был выше, чем у Канады.

Особенность социально-экономического развития Третьего мира состоит в том, что число бедных стран за 70-80 годы не сократилось, возросло примерно в два раза. Среди них ООН выделяет 48 наименее развитых стран (33 из них в Африке), на территории которых проживает 2,5% населения мира, но ори производят только 0,1% мирового ВВП. В 1995 г. средний доход на душу населения в этих стран составлял только 24% среднего уровня всех развивающихся стран (1980 г. – 33%). В основном это произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров. Эта подгруппа сохраняется в качестве отсталого сырьевого придатка западных стран.

Помимо указанных общих причин, на экономическое развитие беднейших стран оказывает отрицательное влияние значительная социальная и политическая нестабильность. Огромный ущерб хозяйству Анголы, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны. Хозяйственное развитие данной подгруппы тормозят традиционные секторы, особенно в сельском хозяйстве. В результате они все больше отстают от основных направлений научно-технического и социального прогресса. Если основные движущие силы развития многих стран периферии мирового хозяйства находятся внутри них, то для наименее развитых стран внешний фактор играет почти абсолютную роль. Все попытки этих стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами до сих пор не привели к заметному изменению их положения.

Основные тенденции в экономике развивающихся стран в конце 20 века


В 70-х годах наступил исторический перелом в динамике разрыва между индустриально развитыми и развивающимися странами. Темпы сокращения разрыва по уровню ВВП на душу населения в 1971 –1985гг. составили около 0,9% в год. Предполагается, что в среднем за 1986 –2000 г. такие темпы составят 1,2%.

Новая тенденция связана с либерализацией внутренней экономики многих развивающихся стран, повышением доли частного сектора в ней, развитием предпринимательства, внешнеэкономической либерализацией.

Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившее развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала. По развивающимся странам в целом с 1986 г. наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций. В 1993 – 1996 гг. он достиг 150 млрд. долл. в год (не считая инвестиции в НИС) в 1996 г. - около 200 млрд. долл. Это почти в шесть раз превышает среднегодовой объем 1983 –1989 гг.

Качественно улучшилась структура иностранных капиталовложений в развивающиеся страны. Если в 70-х – начале 80-х годов основную их массу составляли банковские кредиты, то в 90-е годы большая часть была представлена в виде прямых и портфельных вложений в реальный сектор экономики, совокупный объем которых в 1983 –1988 гг. составил только 16,9 млрд. долл., а в 1992-1996 гг. – уже 604,6 млрд. долл. Самое главное – резко возрос объем прямых инвестиций, позволяющих создавать новые рабочие места, осваивать новые технологии, ноу-хау и эффективные методы маркетинга. Их доля в общем, притоке долгосрочных иностранных финансовых ресурсов в развивающиеся страны достигла 1996 г. 40%.

По прогнозам западных экономистов, приток иностранных капиталов в развивающиеся страны в ближайшие 15 лет не только сохраниться на нынешнем уровне, но и увеличится. Ожидается, что из 12 трлн. долл. накоплений в развитых странах примерно 10 трлн долл. составят на нужды самих этих стран, а 1,5 –2 трлн долл. составят чистый экспорт капитала в развивающиеся страны, полностью обеспечивая их растущие потребности во внешних финансовых заимствованиях.

Повышательная динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем и увеличивающиеся расходы по соблюдению стандартов экономической безопасности приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а, следовательно, издержки производства значительно ниже.

Как показал опыт Японии и НИС Юго-Восточной Азии, обычно сначала передается по цепочке текстильное производство, затем – химическое, потом металлургия, за ней – автомобилестроение и электроника. Эта теория, опирающаяся на опыт Японии, еще в 1935 г. была сформулировано японским экономистом К.Акамацу и позднее получила название «летящие гуси».

Рациональное использование иностранных финансовых ресурсов во многом зависит от качества человеческого капитала, прежде всего от уровня образования. В последние десятилетия отставание развивающихся стран по уровню грамотности заметно сократились. В 1994 г. грамотность взрослого населения всех развивающихся стран составила 64% против 43% в 1970 г. Однако в Южной Азии и в странах Африки южнее Сахары она достигла 50%, а в арабских странах – 57%.

Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, однако он позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся.

Перемещение трудо-материало-энергоемких, а также экологически опасных отраслей экономики в развивающиеся страны постепенно способствуют повышению квалификации рабочей силы принимающей страны, развитию финансовой, транспортной, информационной и прочей инфраструктуры, достижению правовой и политической стабильности.

Особая роль в этом процессе принадлежит ТНК, поскольку именно они вкладывают прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны. Если интересы транснационального капитала объективно совпадают с национальными интересами «принимающих стран», то ТНК могут им обеспечить им решающие преимущества в конкуренции на мировом рынке. Если же сугубо экономические интересы ТНК противоречат национальным интересам развивающихся государств, то ТНК используют для защиты своих интересов международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО и др.), методы информационного давления, экономические и даже силовые методы воздействия с использованием военной мощи международных полицейских сил. Так, военные конфликты возникают именно в тех местах (Ирак, Босния), где по разным причинам ТНК не удалось удержать власть экономическими методами и их интересы были нарушены.

Способствуя экономическому развитию бывших колоний и полуколоний, ТНК, тем не менее, оказывают на них и негативное влияние. Они создают могучую конкуренцию местным предпринимателям, тесня их на внутреннем рынке; свободное перемещение транснационального капитала может подорвать стабильность национальных валют и создать угрозу для национальной безопасности неокрепших молодых государств. Этому способствует и насаждение космополитической идеологии, часто противоречащей интересам национального бизнеса, а также мощное политическое давление на принимающие страны в направлении, не всегда совпадающем с национальными интересами.

Тем не менее, положительное влияние деятельности ТНК на экономический прогресс в развивающемся мире несомненно, тем более что высокоразвитые страны заинтересованы в социально-экономическом развитии периферии мирового хозяйства. Быстрое развитие ранее отсталых регионов увеличивает их спрос на потребительские и инвестиционные товары развитых стран.

К середине 90-х годов на развивающиеся страны приходилась 29% общего объема экспорта высокоразвитых государств. При сохранении нынешних темпов роста ВВП развивающегося мира к 2010 г. он будет поглощать более 1/3 этого экспорта. К тому же перемещение трудоизбыточных ресурсов и энергоемких, экологически загрязняющих производств в развивающиеся страны помогает развитым странам сохранять социальную и политическую стабильность, повышать благосостояние общества.

Экономические проблемы развивающихся стран

Среди комплекса серьезных проблем, которые нужно было решить на пути к национальной независимости, на первый план выдвинулись проблемы экономические.

В своей экономической политике освободившиеся страны стали исходить из национальных интересов, в большинстве случаев не совпадающих с интересами иностранных монополий и бывших метрополий. В 60-70 годы в большинстве этих стран производились национализация предприятий иностранных монополий и установлением национального контроля над природными ресурсами. По данным ООН, было национализировано свыше 1,5 тыс. филиалов иностранных корпораций. Во многих странах были национализированы иностранные фирмы в банковской сфере, в сфере страхования, торговли, введены ограничения и даже запреты на функционирование филиалов ТНК в ряде отраслей. Предприняты меры по защите национальных ресурсов то расхищения иностранным капиталом, в частности их огосударствление.

Сформировавшийся в большинстве освободившихся стран государственный сектор экономики способствовал достижению значительных экономических результатов. Так, среднегодовые темпы прироста их ВВП в 1956-1980 гг. составил 5,54% против 4,06% в промышленно развитых странах.

Государство на первой стадии индустриализации взяло на себя расходы по формированию современной инфраструктуры, улучшению качества образования, повышению общественного благосостояния и решения других социальных проблем.

В первую послевоенную четверть века аграрное и промышленное производство развивающихся стран испытали большой подъем. По данным Мирового банка, годовой доход в расчете на одного жителя в 1950-1970 гг. увеличивался на 3% в год

Ускорение темпов экономического роста, структурная перестройка экономики бывших колоний и полуколоний способствовали усилению их роли в мировом хозяйстве. Если в 1950г. население развивающихся стран насчитывало 1089 млн. чел. (43,4% от населения Земли), а объем их ВВП равнялся 1220 млрд. долл. (21,7% от мирового ВВП), то в 1997 г. население составило уже 3392 млн. чел. (57,6 населения Земли), а объем ВВП вырос до 11130 млрд. долл. (32,3% от мирового ВВП).

Однако за 60-70-е гг. освободившимся странам не удалось преодолеть экономическую отсталость. По оценкам ЮНИДО, доля этих стран в продукции мировой обрабатывающей промышленности изменялось медленными темпами: с 8,2% в 1960 г. до 8,8% в 1970 г., с 10,3 в 1975 г. до 10,9 в 1980 г.

Такие темпы роста обрабатывающей промышленности значительно отставали от программы разработанной ООН для стран третьего мира на два десетелетия (60-70-е годы). В 70-е годы средние темпы роста сельскохозяйственного производства развивающихся стран составили 2,8% против 4%, определенных программой ООН. В результате уменьшился не только фактический рост сельскохозяйственного производства, но и ухудшились отдельные показатели по сравнению с 50-ми годами. Если в 50-х годах развивающиеся страны были в целом чистыми экспортерами зерна, а в 1970 г. они импортировали 42 млн. т. зерновых, в 1979 – около 80 млн. т.

В условиях быстрого роста населения замедленные темпы промышленного и сельскохозяйственного производства привели к снижению доходов на душу населения.

Оценивая итоги развития освободившихся стран за два столетия, конференция ЮНИДО в Дели (1980 г.) пришла к выводу, что богатые стали богаче, а бедные – беднее, что более 1/4 населения этих стран испытывает постоянный рост бедности, а 800 млн. чел. (40% от всего населения) живут в абсолютной нищете.

В первой половине 80-х годов развивающиеся страны в среднем отставали от развитых стран по производству на душу населения валового продукта в 11,6 раза, по производству сельскохозяйственной продукции – в 2,6, всей промышленной продукции – в 12,4, а продукция машиностроения – в 33,5 раза. Отставание по производительности труда в промышленности составило 5,8 раз, в том числе и обрабатывающей – 8,6, в сельском хозяйстве – 17,8 раз.

Основной причиной, тормозящей социально-экономическое развитие освободившихся стран, я считаю научно-техническую отсталость. Решение задач ускорения темпов экономического роста и повышения уровня экономического развития бывших колоний определяется прежде всего модернизацией производства на основе современной техники и технологии. В результате полного отсутствия в этих странах национальной научно-технической инфраструктуры и квалифицированных кадров сложились отношения их научно-технологической зависимости от стран – лидеров НТП. По оценкам голландского экономиста Я.Тинбергена, ни в одной области неравенство между развитыми и развивающимися странами не проявляется столь сильно, как в области научных исследований и уровня технологии.

По формам получения новых технологий среди развивающихся стран можно выделить несколько групп. Для азиатских стран основную роль играет импорт машин и оборудования, для латиноамериканских стран выше значение иностранных прямых капиталовложений. Для многих африканских и наименее развитых стран в целом технологическое сотрудничество в форме даров выступает основным источникам поступления технологии.

Быстрое развитие научно-технического прогресса и сокращение притока новой технологии во многие развивающиеся страны расширили разрыв между развитыми и развивающимися странами. Иностранные инвестиции, являющиеся основным инструментом передачи технологических новшеств, концентрируются в наиболее продвинувшихся в экономическом отношении странах, в наименее развитых странах ТНК предпочитают использовать не акционерные формы участия. Импорт технологии, стимулирующей экономический рост, требует не только необходимых финансовых средств, но и подготовленной рабочей силы, возможностей использовать импортную технологию. В этом отношении способности большинства развивающихся стран ограничены.

Освоения достижений НТП требовало создания многоотраслевых рыночных структур, интегрированных в мировое хозяйство, и прежде всего индустриализации во взаимодействии с обновлением других сфер общественной жизни.

Индустриализация развивающихся стран начиналась с промышленного импортозамещения, т.е. создавались отрасли обрабатывающей промышленности для вытеснения с местных рынков импортных изделий, оплачиваемых выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта.

В 50-е годы сложилась благоприятная для развивающихся стран конъюнктура на мировых сырьевых рынках, обусловленная послевоенной реконструкцией экономики стран в Европе и войной в Корее. В результате высокая динамика иностранных валютных поступлений способствовал импорту оборудования и ускоряла становление исходных индустриальных структур.

Важную роль в индустриализации развивающихся стран играло государство, которое, во–первых, определяло основные параметры и цели индустриализации, а также средства их достижения; во-вторых, способствовало развитию экономической и социальной инфраструктуры; в-третьих, осуществляло масштабное промышленное предпринимательство; в-четвертых, оказывало разнообразное содействие частному национальному предпринимательству.

В этот период возобладало естественное стремление защитить свои национальные хозяйства от разорительной конкуренции извне, создать собственный промышленный и финансовый потенциал, ограничить доступ в страну «эксплуататорского» капитала ТНК. Развивающиеся страны начали объединять свои усилия в целях осуществления стратегии «коллективной опоры на собственные силы».

В 60-70 годы в Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных союзов или общих рынков по типу Европейского сообщества. На деле такая стратегия обернулась консервацией слаборазвитости, технологической и культурной отсталости и дальнейшем углублением отставания от промышленно развитых стран.

Дело в том, что первая фаза индустриализации, направленной на импортозамещение, привела к созданию предприятий текстильной, швейной, кожевенно-обувной, деревообрабатывающей, мебельной и других отраслей промышленности, производящих потребительские товары кратко- и среднесрочного пользования. Эти отрасли по технико-экономическим параметрам в основном соответствовали возможностям и потребностям слаборазвитых экономик. В них использовались относительно простые трудоинтенсивные технологии, практически не требующие сложной системы смежных производств по выпуску исходных и вспомогательных материалов.

Однако попытки создать промышленное производство товаров долговременного пользования и необходимой для их изготовления промежуточной продукции в большинстве стран закончились провалом. Такие отрасли, как нефтехимия, металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, где производится основная масса исходных конструкционных материалов, являются капиталоемкими, рассчитаны на большой объем производства и, следовательно, на емкий рынок. Если объемы производства не достигают определенного минимума, то издержки производства увеличиваются. На емкие рынки рассчитано и большинство отраслей, выпускающих машиностроительную продукцию производственного и потребительского назначения.

Созданные интеграционные объединения развивающихся стран не способствовали в силу разных причин формированию общего рынка, и отрасли промышленности, рассчитанные на массовое производство, оказались в условиях ограниченной емкости отдельно взятых рынков.

Промышленные мощности зачастую не только уступали оптимальным размерам, но и недоиспользовались, что обуславливало потери в экономии на масштабах, увеличение удельной капиталоемкости производства, низкую эффективность промышленности и неконкурентоспособность основной массы товаров. Снижающаяся капиталоотдача сдерживала накопление.

Даже в наиболее крупных развивающихся странах платежеспособный спрос на промышленные товары долговременного пользования с избытком покрывался продукцией одного или нескольких предприятий. Это приводило к монополизации и сговору о разделе рынка. В результате вздутые цены на промышленные изделия и отсутствие конкуренции лишали молодую индустрию стимулов к технологическим и организационным инновациям и обрекали ее на прозябание. К тому же потребность в импорте, несмотря на повышение доли местного производства в потреблении промышленных товаров, не только не уменьшалась, но и возросла, прежде всего за счет импортного сырья и полуфабрикатов для изготовления ранее импортировавшихся изделий. Так в Пакистане и Таиланде отношение импортируемой промежуточной продукции для выпуска потребительских товаров к импорту таких изделий с начала 50-х до конца 60-х годов возросло более чем в 5,2 раза, в Бирме – в 5,5, на Филиппинах – в 7,9, в Индии – 1,8 раза.

Экспорт традиционных видов сырья и продовольствия из бывших колоний в этот период развивался медленно, чему препятствовали усиливавшаяся конкуренция между экспортерами и начавшийся в 70-е годы переход в этих странах к материало- и энергосберегающим технологиям.

Разрыв между ростом импортных и экспортных ресурсов привел к неизбежному увеличению внешних займов и помощи. Их приток стал непременным условием не только расширенного, но во многих странах и простого воспроизводства. Задолженность стран третьего мира в сумме достигла 1,7 трлн. долл. и сохраняет тенденцию к дальнейшему росту. На погашение внешнего долга и уплату процентов по нему уходит примерно половина всех новых внешних финансовых поступлений в развивающиеся страны.

Таким образом, политика опоры на собственные силы, стратегия имортозамещения, жестокий протекционизм и значительная роль государства в экономике большинства развивающихся стран не оправдали надежд.

Другая модель ориентировано но экспорт национальной промышленной продукции, завоевание позиций на внешнем рынке. Отсюда ее название – экспортоориентированная индустриализация. Она основана на открытости экономики, активном участии в международном разделении труда, использовании мировой торговли для увеличения финансовых ресурсов страны и модернизации структуры хозяйства.

Это направление индустриализации оказало сильное влияние на стратегию развития в третьем мире благодаря успехам четыре азиатских тигров (Гонконг, Сингапур, Тайваня, Южной Кореи), не имея богатых природных ресурсов, сделали ставку на экспорт готовой продукции, используя дешевую рабочую силу. Экономическому подъему во многом способствовали тесные экономические связи с Японией на основе модели «летящие гуси». Суть последней состояла в том, что страна-лидер (в данном случае Япония) через свои инвестиции, а также новые технологии, опыт менеджмента и маркетинга приобщила их современному производству, расширяя экспортные возможности.

На основании обследования 40 развивающихся стран Всемирный банк выявила, что в 1963-1973 гг. большая часть этих стран придерживалась имортозамещения, в 1973-1985 гг. их число несколько снизилось, а с конца 80-х гг. и особенно в 90-е быстро растет число развивающихся стран, в первую очередь в Азииатско-Тихоокеанском регионе, проводящих политику стимулирования экспорта.

Экологические проблемы развивающихся стран

Значительную остроту не рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли.

Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный преодолением массового голода и улучшением питания в результате приобретения национальной независимости, привели к резкому росту населения в этих странах. Если за период 1950-1996 гг. население развитых стран увеличилось в 1,5раза, то в развивающихся странах – в 2,7 раза, в том числе в Африке и Латинской Америке – в три, в Азии – в 2,5 раза. В итоге их доля в обшей численности жителей Земли выросла за последние полвека с 2/3 до 4/5. Правда за последние десятилетия темпы роста населения в развивающихся странах замедлились. Так, в Индии число детей, рожденных в течении жизни матери, снизилось с шести в 60-е годы до 3,8 ребенка в 90-е годы, в Индонезии и Бразилии - соответственно с 6,2 до двух детей.

В результате роста населения сокращается площадь сельскохозяйственных угодий на душу и интенсивность обработки земли, а это приводит к истощению плодородия почвы, сокращению продуктивности и выведению земель из сельскохозяйственного оборота, превращение их в пустыни и полупустыни. С 1970 г., в Африке и Азии площадь пустынь увеличилась на 120 млн. га., резко ухудшилось состояние почв в странах Латинской Америки.

Использование примитивных орудий труда приводит к тому, что африканский крестьянин выращивает не более 600 кг зерна, тогда как американский фермер – не менее 80 т.

Ускоренная эрозия почв связана также с сокращением лесного покрова планеты. За период 1991 –1995 гг. средний объем вырубки лесов в бассейне Амазонки составлял около 126 км, в год, при этом не проводилась никаких серьезных восстановительных работ. А ведь амазонские леса – наиболее значимых источник кислорода для всей земной атмосферы.

Темпы вырубки лесов Восточной Азии составляет ежегодно 1,4%. Наибольшие вырубки приходится на Индонезию, где сегодня вырубается 12 тыс. кв. км. Лесов в год против 5,5 тыс. кв. км. в середине 70-х годов. Все больший урон лесами развивающихся стран наносят лесные пожары.

Перемещение экологически опасных производств из развитых в развивающиеся страны сопровождается загрязнением почвы, воды и атмосферы. Использование угля и других низкоэффективных источников энергии приводит к повышенному содержанию углекислоты в атмосфере планеты, что является одной из важнейших причин глобального потепления климата.

Многие развивающиеся страны участвуют в производстве веществ, способствующих разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. После подписания Монреальского протокола, направленного на сокращение и последующие прекращение производства таких веществ, страны ЕС, Япония и СССР в 10 раз сократили их производство. США полностью перестали производить эти вещества. При этом Китай стал лидером производя почти 91 тыс. т.(более чем все развитые страны и Россия), значительно выросло производство этих веществ в Южной Корее, Мексике, Малайзии, Индонезии и в Индии.

Безусловно, проблемы связанные с загрязнением окружающей среды, можно эффективно решать с помощью технических средств, но для этого необходимы большие капитальные затраты. На поддержание экосистем развивающихся стран в их нынешнем состоянии требуется около 125 млрд. долл. в год на протяжении не менее 20 лет, тогда как вся сумма ассигнований по всем программам помощи развитых стран развивающимся в начале 90-х годов не превышала 55 млрд. долл.

Таким образом, деградация окружающей среды развивающихся стран в ближайшей перспективе будет продолжаться.

Социальные проблемы развивающихся стран

Более высокие темпы экономического роста в развивающихся странах по сравнению с развитыми на протяжении последних десятилетий способствовали постоянному сокращения между ними по экономическим показателям.

Однако этот разрыв все еще разителен. Среднедушевой объем ВВП и промышленной продукции в развивающихся странах составляет 15% от уровня развитых стран, а по объему сельскохозяйственной продукции – около 50%.

На основе паритета покупательных способностей валют в долл. (1995 г.), рассчитанных Б. Болотиным, среднедушевой объем ВВП у 67-68% населения Земли не превышал 20% от уровня развитых стран. .Поэтому проблема бедности и углубления дифференциации населения, развивающихся стран по уровню среднедушевых доходов остается острейшей социальной проблемой этих государств на рубеже веков. Так, в большинстве развитых странах коэффициент Джини, применяемый для оценки неравномерности распределения совокупных доходов общества, составляет от 0,32 до 0,39. А в большинстве развивающихся стран он превышает 0,50.

Вместе с тем правительственная верхушка в беднейших странах имеет чрезмерно высокие доходы. В 1992 г. по данным журнала Forbes, в государствах с низкими и средними доходами проживали 62 миллиардера, а уже через год из было 88. В Заире, где сосредоточено до 60% мировых месторождений кобальта и магния, в начале 1997 г. 80% населения были безработными, промышленные мощности были загружены менее чем на 10%. Инфляция превышала 8000% в годовом исчислении, а президент республики Мобуту Сесе Секо обладал состоянием, оцениваемым более чем в 9 млрд. долл.

Регионы мира Ожидаемая продолжитетельность жизни Грамотность взрослого населения Калорийность дневного рациона питания Энергопотребление на душу населения
1960 1994г 1970г 1994г 1965г 1994г 1971 1994
Латинская Америка 81 94 73 87 83 88 14,1 20,8
Восточная Азия 70 93 70 88 6,9 16,4
Юго-Восточная Азия 66 87 66 87 70 81 3,4 11
Арабские страны 66 85 30 57 71 91 7,8 29
Африка Южнее Сахары 58 68 27 56 75 67 6 2,8
Все развивающиеся страны 67 84 43 64 72 82 6,1 12,7
Наименее развитые страны 57 68 32 50 72 66 1,0 1,1
Источник: Human Development Report 1996 N.Y., 1996, p.p.210,213; 1997, р.р

К середине 90-х годов примерно 20 развивающихся стран, где проживало 1834 млн. чел., или 41,6% всего населения третьего мира, постепенно приближались к развитым странам по уровню ВВП на душу населения. Это страны Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америки. В 19 развивающихся странах с населением 227 млн. чел. (5,2% населения развивающегося мира) люди стали жить хуже. Остальные 53,2% населения третьего мира проживают в 59 государствах, где жизненный уровень повышается, но пока недостаточными темпами для того, чтобы сократить разрыв с развитыми странами.

Одним из главных путей преодоления разрыва в уровне развития и повышения благосостояния, как показала практика последних десятилетий, является либерализация внешнеэкономической деятельности.

Среднегодовые показатели роста открытости, внешнего торгового оборота, ВВП и доходов на душу населения в пяти регионах мира в 1991-1995 гг. (%)

Регионы Внешнеторговый оборот ВВП Темпы открывания Население Внешнеторговый оборот на душу населения ВВП на душу населения Потребление на душу населения
Восточная Азия* 12,4 8,5 3,9 1,6 10,8 6,9 5,6
Южная Азия** 7,3 5,1 2,2 2,2 5,1 2,9 2,4
Латинская Америка 6,6 2,4 4,2 2,0 4,6 0,4 0,8
Ближний Восток и Северная Африка 3,5 2,0 1,5 2,9 0,6 -0,9 -1,0
Африка южнее Сахары 1,76 1,7 1,06 2,9 -1,1 -1,2 -1,5

*Вьетнам, Китай, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Мьянма, Папуа Новая Гвинея, Таиланд, Филиппины.

** Бангладеш, Индия, Непал, Шри-Ланка, Пакистан

1. Укажите годы правления Александра III

А) 1881-1894 Б) 1881-1917 В) 1881-1896 Г) 1881-1895

2. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?

А) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России

Б) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене

В) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии

3. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?

А) Россия, Англия и Франция Б) Россия, Австро-Венгрия и Германия

В) Россия, Франция и Турция

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста

5. Кто такие земские начальники?

А) представители земских собраний Б) председатели земских управ

В) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль

6. По Университетскому уставу 1884г. собрания и выступления студентов:

А) разрешались при участии ректора или попечителя университета

Б) разрешались только в Татьянин день В) строго воспрещались

7. Строительство Транссибирской магистрали началось в:

А) 1856г. Б) 1904г. В) 1914г. Г) 1891г.

7. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров Б) К.Победоносцев В) М.Лорис-Меликов Г) С.Витте

8. Основной причиной медленного развития сельского хозяйства во второй половине XIX в. является:

А) сохранение глубоких феодальных пережитков в деревне (помещичье землевладение, отрезки, община)

Б) примитивная агротехника

В) недостаток капитальных вложений, выделяемых правительством для нужд деревни

Г) нехватка химических удобрений для сельского хозяйства

9. Что вы знаете о возведении храма Христа Спасителя?

10. На каких условиях было осуществлено присоединение Средней Азии к России?

11. Назовите государства, объединившиеся в Тройственный союз?

12. Дайте определение понятиям

Коалиция Реформа Контрреформа ЦензураПротекционизм Коалиция Реформа Контрреформа Цензура Протекционизм

13. Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 80-е гг. XIXв.?

А) заинтересованность в ограничении захватнических устремлений Англии

Б) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

В) оформление австро-германского союза

14.Какие государства объединил Тройственный союз?

А) Австро-Венгрию, Германию и Италию

Б) Австро-Венгрию, Германию и Россию

В) Германию, Италию, Турцию

15. В 1892г. на должность министра финансов был назначен:

А) Д.Толстой Б) М.Катков В) С.Витте Г) П.Шувалов

16. В годы правления Александра III крестьянам:

А) возвращены отрезки, предоставлено право выбирать своих депутатов в Думу

Б) упорядочено взимание налогов, предоставлено право выкупаться на волю с землей

В) разрешено закреплять в собственность земельный надел и выходить из общины

Г) сумма выкупных платежей была понижена, учреждены Крестьянский банк и должность земских начальников

Задание 5 заполните таблицу

Представитель

Область деятельности

Политические взгляды

Роль в истории

К.П. Победоносцев

М.Н. Катков

Г.В. Плеханов

А.М. Горчаков

Генерал Скобелев

О. Бисмарк

Серафим Саровский

Проблема Север-Юг — это проблема развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между и последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север — Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.

Новый международный экономический порядок

Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в . после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.

Ключевыми идеями этой концепции были:

  • во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях
  • во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.

Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой , при которой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали это как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север — Юг . А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.

К середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию на страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.

Но затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять свои позиции и к концу 80-х гг. фактически перестало существовать . Можно назвать две основные причины его поражения:

  • Первая — это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.
  • Вторая — ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север — Юг значительно сузилась.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась .

Пути решения проблемы Север-Юг

Существует три пути решения к проблеме Север-Юг:

  • либеральный;
  • антиглобалистский;
  • структуралистский.

Сторонники либерального подхода придерживаются той точки зрения, что именно неспособность утвердить в развивающихся стран современный мешает этим странам преодолеть отсталость и занять достойное место в . По их мнению, развивающиеся государства должны придерживаться курса на обеспечение макроэкономической стабильности, и приватизацию государственной собственности, т.е. вашингтонского консенсуса. Либеральный подход находит в последние десятилетия вполне отчетливое выражение в позициях многих развитых стран на многосторонних переговорах по внешнеэкономической тематике.

Антиглобалисты полагают, что современная система является неравноправной, а мировая экономика в значительной степени контролируется между народными монополиями, что в свою очередь дает возможность Северу фактически эксплуатировать Юг. Утверждая, что развитые страны сознательно добиваются снижения уровня мировых цен на сырьевые товары, завышая при этом цены на товары обработанные, антиглобалисты требуют коренного пересмотра всей системы экономических отношений Север-Юг в пользу развивающихся стран в волевом порядке. Иными словами, они выступают в современных условиях ультрарадикальными последователями сторонников концепции нового международного экономического порядка.

Структуралисты согласны, что существующая система международных экономических отношений создает серьезные трудности для развивающихся государств. Но в отличие от антиглобалистов они признают, что без структурных преобразований в самих развивающихся странах, обеспечения отраслевой диверсификации их экономик, повышения их изменить положение этих стран в международном разделении труда попросту невозможно. Существующую систему международных экономических отношений, по их мнению, необходимо реформировать, но так, чтобы вносимые в нее изменения облегчали проведение реформ в самих развивающихся государствах. Как следствие, на многосторонних экономических переговорах сторонники данного подхода настаивают на учете развитыми странами особенностей и объективных трудностей экономического роста развивающихся государств и расширения для них системы торговых преференций со стороны развитых стран. Именно такой, взвешенный подход к проблеме Север-Юг получает в современных условиях все большее признание международной общественности и именно с его реализацией правомерно связывать перспективы решения проблемы экономических отношений развитых государстве развивающимися.

Делятся на два типа: развитые и развивающиеся страны. В чем между ними разница? Как следует из названий, под развитыми странами подразумеваются такие государства, которые достигли высокого уровня развития промышленности, сельского хозяйства, науки. Граждане этих стран имеют высокий уровень жизни. В это понятие входит не только уровень дохода на душу населения, но и доступность медицинских и социальных услуг. К развивающимся странам относятся государства, которые еще не достигли такого уровня, но стремятся его достигнуть.

Этнические проблемы

Проблема в том, что большинство из них - это государства, возникшие относительно недавно. Они являются бывшими колониальными провинциями. Границы этих территорий не исторически обусловленные, а искусственные, проведенные европейскими государствами. Поэтому развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки зависит от того, насколько этим народам удалось ужиться. Нередко в этих регионах происходят межэтнические конфликты, доходящие до геноцида, революции, отмечается политическая нестабильность.

В таких государствах отсутствуют традиции отношения к территории и к соотечественникам как к своим людям. Отсюда высокий уровень коррупции и бегство капиталов за рубеж.

Влияние конкуренции

Не меньшую проблему составляет недоступность новых технологий, которыми обладают развитые страны, но которыми они неохотно делятся. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран в том, что им непросто конкурировать с развитыми странами. Однако, несмотря на трудности, они продолжают развиваться, и иногда весьма успешно. Яркие примеры - Китай или Сингапур.

На их территории приходится строить с нуля всю инфраструктуру. Население этих государств традиционно занимается сельским хозяйством или добычей полезных ископаемых, которые перерабатываются в других странах. Строительство перерабатывающих заводов требует колоссальных средств, которых у развивающихся стран просто нет.

Высокий государственный долг

Чтобы обеспечить ускоренный рост экономики, правительства развивающихся стран вынуждены брать кредиты за рубежом на кабальных условиях. МВФ требует от стран, которым выдает кредиты, соблюдения определенных условий, которые не многие развивающиеся страны могут выполнить, не ухудшая социального состояния своих граждан.

Чем опасен госдолг? Государство, получив госдолг, уже не может самостоятельно проводить экономическую политику. Правительство не в состоянии действовать в интересах своего народа. Оно попадает в экономическую зависимость. Основное требование при получении займа - это перевод внутренних цен на мировые, что во многих государствах приводит к тому, что доходы граждан падают, а цены растут. Сокращаются рабочие места в области социальной сферы. И без того слабая экономика еще сильнее теряет свои позиции. Невыплата долга автоматически означает дефолт, потерю доверия международного сообщества и потерю значительной части государственных активов.

Демографические проблемы

Одна из наиболее существенных проблем преодоления отсталости развивающихся стран - это негативная демографическая ситуация. В развивающихся странах наблюдается высокий уровень рождаемости и одновременно высокий уровень смертности, в том числе младенческой. Несмотря на это, численность населения растет, и это не может не отражаться на состоянии экономики. В таких странах наблюдается высокий процент безработицы, а соответственно, преступности.

Так как в развивающихся странах население не обеспечено рабочими местами полностью, уровень безработицы составляет от 30 % и выше. Стоимость рабочей силы значительно ниже, чем в развитых государствах. Поэтому развитые страны все чаще переносят производство, не требующее высокой квалификации, в эти государства. Это имеет свои плюсы и минусы.

Положительная сторона в том, что в эти государства происходит приток инвестиций, осваиваются новые технологии, появляются рабочие места. Недостатком такой системы является то, что экологическое состояние этих стран ухудшается, все ресурсы уходят на поддержание работы зарубежных предприятий («потогонных фабрик»), а на собственные разработки их не хватает. При этом доходы на душу населения не растут, несмотря на приток капитала. В результате рядом с небоскребами, предназначенными для чиновников, иностранных инвесторов и туристов, расположены жалкие лачуги рабочих. Это не решает проблем преодоления отсталости развивающихся стран.

Уровень ВВП и его значение

Обычно страны относят к развитым или развивающимся по уровню ВВП. Так как уровень промышленности и сельского хозяйства в таких странах находится на низком уровне, производительность труда невысока. Это отражается на уровне Это объем выпускаемой всеми предприятиями страны продукции. Выражается ВВП в долларах США. Чем этот показатель выше на душу населения, тем считается выше уровень развития страны, благосостояния граждан.

В развивающихся странах годовой ВВП на душу населения составляет менее 2 тыс. долларов США, а в некоторых странах Африки этот показатель менее 100 долларов. Это значит, что многие товары недоступны для широких слоев населения, даже при низком уровне цен.

К каким странам относится Российская Федерация

Российская Федерация не относится к развивающимся странам. РФ (несмотря на критику) имеет высокоразвитую промышленность, машиностроение и станкостроение. В стране работает необходимая для обеспечения нормальной жизнедеятельности инфраструктура: транспорт, электричество, системы водоснабжения. Работают медицинские и социальные учреждения. Имеются высшие и средние учебные заведения, научные центры и академии. Грамотность населения составляет не менее 99 %. Больше половины населения живет в городах.

Однако, если сравнивать страны по ВВП на душу населения, Россию трудно отнести к развитым или развивающимся. Этой особенностью обладают все государства, входившие в состав СССР до его распада. Они занимают переходное состояние и по уровню развития ближе к развитым странам, чем к развивающимся.

Самые беднейшие развивающиеся страны

Не все государства могут развиваться успешно. Некоторые из них не могут справиться с экономическими, политическими и социальными трудностями. Поэтому они считаются самыми бедными и отсталыми. К наименее развитым странам мира относятся:

· Экваториальная Гвинея.

· Гайана.

· Вьетнам.

· Республика Конго.

· Мальдивы.

· Кабо-Верде.

Как видно из списка, многие из этих стран имеют выгодное географическое положение, они богаты природными ископаемыми, но здесь постоянно вспыхивают конфликты между племенами, проживающими на этой территории.

Они полностью зависят от цен на сырье, при этом не могут контролировать эти цены. Это приводит к еще большему ухудшению состояния экономики. Неумелая денежная политика в этих государствах - основная причина гиперинфляции. Некоторые страны, как например Сальвадор, отказались от национальной валюты и перешли на доллар.

Страны, ставшие развитыми

Несмотря на то что большинство развивающихся стран находятся на низком уровне развития, многие правительства этих государств предпринимают попытки изменить ситуацию. Наиболее успешные государства, которым удалось сделать рывок и выйти на уровень развития, близкий к развитым странам, - это Китай, Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия, Израиль.

Не отстают от стран Азии также некоторые государства африканского континента. Правители поставили задачу решить проблемы отсталости развивающихся стран, в которых они проживают, путем объединения усилий. Так был создан Южноафриканский Таможенный союз. Уровень этих стран по ВВП на душу населения составляет свыше 15 тыс. долларов. В этот союз входят такие государства, как Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Гамбия и ЮАР.

Пример таких государств указывает на то, что, какими бы ни были проблемы преодоления отсталости развивающихся стран, всегда есть пути их решения и выхода на более высокий уровень жизни.