При­нят за­кон, уве­ли­чи­ва­ю­щий ми­ни­маль­ный раз­мер устав­но­го ка­пи­та­ла для стра­хо­вых ор­га­ни­за­ций. Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

При­нят за­кон, уве­ли­чи­ва­ю­щий ми­ни­маль­ный раз­мер устав­но­го ка­пи­та­ла для стра­хо­вых ор­га­ни­за­ций. Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Размер уставного капитала ООО в 2018 – 2019 году определяет минимальный размер имущества, обеспечивающего интересы его кредиторов (п. 1 ст. 14 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ). О способах его формирования, обязанностях участников по внесению доли поговорим в нашей статье.

В соответствии с чем определяется уставной капитал хозяйственных обществ?

Уставной капитал хозяйственных обществ определяется в соответствии со ст. 66.2 ГК РФ. Нижний предел размера уставного капитала, в частности минимальный уставный капитал ООО в 2018 - 2019 году, устанавливается законами о хозяйственных обществах. То есть при его оплате вносятся средства не ниже установленного минимума.

ВАЖНО! Часть уставного капитала в размере не менее установленного минимума вносится денежными средствами (Решение ФНС России от 27.09.2016 N СА-3-9/4423@)

Для хозяйственных обществ установлена минимальная величина в следующем размере:

  • Для кредитных организаций (закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I), а именно:
    • банков с универсальной лицензией - 1 млрд. руб.;
    • банков, центральных контрагентов — 300 000 000 руб.;
    • небанковских кредитных организаций — 90 000 000 руб.
    • Для страховых компаний (закон «Об организации страхового дела» от 27.11.1992 № 4015-I): 120 000 000 руб. (базовый размер без учета коэффициентов).

При этом многие из указанных правил содержат ограничения не только по размеру, но и по составу капитала. Например, страховым организациям запрещено вносить заемные средства, залоговое имущество (п. 3 ст. 25 закона № 4015-I).

Сумма уставного капитала ООО с 2018 - 2019 года

Минимальный уставной капитал ООО в 2018 - 2019 году составляет совокупность номинальной стоимости долей всех членов общества, учитывается в валюте РФ и не может быть менее 10 000 руб. (ст. 14 закона № 14-ФЗ).

Размер доли участника определяется в виде процента или дроби (отношения номинала доли ко всему размеру уставного капитала).

Реальная стоимость доли (выплачиваемая участнику, например, вышедшему из общества) составляет пропорциональную размеру доли часть стоимости чистых активов.

В уставе можно установить ограничение:

  • максимального размера доли;
  • допустимости изменения соотношения долей.

ВАЖНО! Такие ограничения должны устанавливаться в равной степени по отношению ко всем участникам.

Уставный капитал может складываться за счет:

  • денег;
  • вещей;
  • имущественных прав;
  • иных прав, которые можно оценить.

Однако существуют ограничения по видам имущества, которые нельзя передавать:

  • право постоянного пользования участком земли (п. 6 ст. 3 закона «О введении в действие ЗК РФ» от 25.10.2001 № 137-ФЗ);
  • право аренды участка лесного фонда (ст. 5 закона «О введении в действие ЛК РФ» от 04.12.2006 № 201-ФЗ).

Ограничения по видам имущества могут устанавливаться самими участниками, которые закрепляют их в уставе.

Оплачивая долю имуществом, необходимо оценить его в денежном эквиваленте. Такая оценка утверждается единогласным решением участников (п. 2 ст. 15 закона № 14-ФЗ) и производится с обязательным привлечением независимого оценщика (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).

Требование по оплате доли участником

Решение о размере уставного капитала отражается в документе о создании организации. В нем же может быть закреплена и ответственность за неоплату доли в виде взыскания неустойки.

Если у общества 1 учредитель, то в решении должны отражаться:

  • величина уставного капитала;
  • порядок, сроки его оплаты;
  • размер, номинальная стоимость доли (пп. 2, 8 ст. 11 закона № 14-ФЗ).

ВАЖНО! Передача имущества не считается самостоятельной сделкой, а происходит в рамках исполнения решения о создании лица (постановление 10-го арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 по делу № А41-81131/15).

Срок внесения вклада определяется решением о создании, но ограничивается 4 месяцами со дня, когда общество было зарегистрировано.

При разрешении вопроса о наличии у лица статуса участника принимается во внимание факт оплаты доли или полного формирования уставного капитала.

Если доказательства оплаты участником доли или внесения имущественного вклада отсутствуют, такое лицо не обладает правами участника (постановление АС Уральского округа от 21.04.2016 № Ф09-2008/16).

ВАЖНО! Нельзя освободить учредителя от обязанности уплатить долю.

Если доля не оплачивается целиком на протяжении установленного срока, ее неоплаченная часть переходит обществу. Размер уставного капитала ООО в 2018 - 2019 году в этом случае либо уменьшается (когда неоплаченная часть доли погашается обществом), либо остается неизменным (когда неоплаченная часть доли реализуется другому участнику) по правилам ч. 4 ст. 24 закона № 14-ФЗ.

Итак, минимальный уставный капитал ООО, определяющий стоимость имущества, на который ориентируются кредиторы, оценивая свои риски при вступлении в правоотношения с обществом, составляет 10 000 руб. и оплачивается только денежными средствами. Минимальный размер уставного капитала ООО может быть выше, если общество занимается особыми видами деятельности (например, является небанковской кредитной или страховой организацией).

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие лицензию в установленном порядке.

Законодательно предусмотрена возможность создания страховых организаций в следующих организационно-правовых формах:

    ООО - общество с ограниченной ответственностью;

    ОДО - общество с дополнительной ответственностью;

    ЗАО - закрытое акционерное общество;

    ОАО - открытое акционерное общество.

Предпочтение отдается все же акционерной форме. Аргументами в его пользу являются следующие обстоятельства.

Во-первых, в акционерных обществах уставный капитал формируется с помощью оборотных ценных бумаг - акций. Подобная форма дает возможность привлечь в создаваемую страховую организацию большой капитал.

Во-вторых, права и статус акционера закрепляются путем приобретения определенного количества акций, дающих право на долю в уставном капитале общества. Причем прекращение этих прав возможно только путем передачи соответствующих акций другому лицу, путем их отчуждения в предусмотренном законом порядке. При этом, выходя из общества, акционер обычно не вправе потребовать от общества денежных выплат в размере стоимости принадлежащих ему акций. Данная особенность акционерного общества обеспечивает сохранность основного капитала общества и его имущественных активов. Именно это обстоятельство является привлекательным для страховой деятельности, так как гарантирует сохранность активов, обеспечивающих обязательства страховой организации перед страхователями, а также финансовую устойчивость страховщика.

В-третьих, возможность продать акции позволяет укрепить финансовую устойчивость страховой организации. Данная возможность отсутствует в закрытых акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью (ООО). В указанных обществах их участники не вправе отчуждать акции или доли в ООО без согласия других участников, что мешает быстрому привлечению в страховые организации дополнительных капиталов путем открытой подписки на акции.

Более того, для акционерного общества характерно также оптимальное распределение капитала путем разделения его на расходы, связанные с организацией и ведением предпринимательской деятельности, в том числе расходы на управленческий аппарат, что поглощает значительный объем активов общества, и на расходы, связанные с выплатой дивидендов собственникам, что называется капиталом собственников. Подобное распределение активов акционерного общества является наиболее оптимальным для осуществления страховой деятельности. Это, в свою очередь, предоставляет возможность акционерам, как отмечал М.И. Кулагин, освободиться от забот по управлению производством, переложив их на плечи профессиональных управляющих, и сохранить за собой единственную "обязанность" - получать прибыль *(78).

Минимальный размер уставного капитала страховщика , осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме60 миллионов рублей . Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 миллионам рублей , и следующих коэффициентов:

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ)

      min 60 млн. руб. – исключительно медицинское страхование

      min 120 млн. руб. – медицинское страхование, страхование от НС и болезней, имущества

      min 240 млн. руб. – страхование жизни

      min 480 млн. руб. – перестрахование

Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.

Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

Деятельность страховщиков не является закрытой.

Страховщики обязаны публиковать годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений .

В ГК РФ и в Законе о страховом деле определено, что страховой деятельностью вправе заниматься юридические лица, имеющие соответствующее разрешение (лицензию).

Обязательное наличие лицензии у страховой организации является наиболее существенным признаком, характеризующим ее правовое положение.

Тем не менее предусмотренная законодателем ограниченная правоспособность страховых организаций не исключает для них возможность извлечения прибыли путем размещения активов в ликвидные инвестиционные инструменты.

Общий порядок возникновения ЮЛ урегулирован ГК РФ (ст.ст.48-65). Помимо этого с учетом страхового права существуют определенные условия создания страховых организаций. Главными их них являются:

    страховая организация в РФ может быть только юридическим лицом и обязана функционировать только в ОПФ, предусмотренных законом.

    Все юридически зарегистрированные организации обязаны получить в органе страхового надзора лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ

    Законам РФ могут устанавливаться ограничения при создании страховых организаций иностранными ЮЛ и гражданами

    Предметом непосредственной деятельности страховых компаний не может быть торгово-посредническая, производственная или банковская деятельность.

Создание страховой организации осуществляется в несколько этапов:

    Подготовительный этап, включающий в себя:

А) изучение потенциальных возможностей выхода на страховой рынок;

Б) разработку бизнес-плана;

В) выявление состава потенциальных клиентов.

    Этап принятия и оформления решения, разработки и утверждения учредительных документов, определение органов управления и структуры;

    Государственная регистрация ЮЛ и получение лицензии на осуществление страховойдеятельности.

В процессе лицензирования страховой деятельности на практике зачастую возникает вопрос о соотношении положений ст. 3, 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) и положений ст. 32 Закона о страховом деле. Ответ на данный вопрос дан в п. 2 ст. 1 Закона о лицензировании, в котором прямо определено, что действие этого закона не распространяется на страховую деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, так как порядок лицензирования страховой деятельности определен Законом о страховом деле.

Вносящий изменения в Закон об организации страхового дела в РФ (далее – «Закон »). Закон увеличил минимальный размер уставного капитала страховых организаций, а также предусмотрел ряд других изменений и требований, наиболее заметные из которых мы описываем ниже. Закон вступает в силу 1 января 2019 года (за исключением новых требований о размере уставного капитала).

Увеличен минимальный размер уставного капитала страховщиков

Наиболее обсуждаемым изменением является повышение базового размера уставного капитала страховой организации до 300 миллионов рублей (ранее – 120 миллионов рублей). При этом с учетом коэффициентов для осуществления страхования жизни минимальный уставный капитал страховой организации должен будет составить 450 миллионов рублей, для осуществления перестрахования - 600 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала для осуществления обязательного медицинского страхования составит 120 миллионов рублей.

Новые требования начнут действовать с 30 июля 2019. Страховые организации, созданные до вступления Закона в силу, также должны будут привести свой капитал в соответствие новым требованиям. Они смогут увеличивать его поэтапно: для каждого вида страховщиков Закон устанавливает пороги, которые должны быть достигнуты к 1 января 2020 года и к 1 января 2021 года, а к 1 января 2022 года их уставный капитал должен достигнуть установленного в Законе размера.

Реестр субъектов страхового дела будет дополнен новыми сведениями

Закон расширяет перечень сведений, которые включены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела; в частности, теперь страховщики будут обязаны раскрывать сведения о принятых ими правилах страхования.

Правоспособность страховщиков

Существовавшая до сих пор неопределенность в отношении правоспособности страховых организаций наконец устранена. Закон прямо говорит о том, что страховая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную с ее страховой деятельностью. Исключение предусмотрено только для обеспечивающих ее основную деятельность инвестирования собственных средств (капитала) и страховых резервов и сделок с имуществом, включая имущество, полученное страховщиком при абандоне.

Положение об оценке страховых рисков и управлении ими

Закон закрепляет, что страховые организации обязаны утвердить положение об оценке страховых рисков и управлении ими (в ранних редакциях Закона предлагался термин «политика андеррайтинга», однако в финальной редакции от него отказались). Для организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, такая политика не потребуется.

Закон устанавливает требования к содержанию такого документа: так, положение должно включать в себя цели оценки страховых рисков, ее формы и методы, способы управления рисками, классификацию объектов и рисков, подлежащих страхованию, положения об осмотре объектов страхования, положения о диверсификации страховых рисков.

Открыт перечень оснований для передачи страховщиком страхового портфеля

В редакции Закона перечень оснований для передачи страхового портфеля становится открытым (ранее основания, прямо не предусмотренные п. 3 статьи 26.1 Закона об организации страхового дела в РФ, должны были содержаться в федеральном законе). Учитывая неизбежный после повышения требований к минимальному уставному капиталу «передел» страхового рынка, эти изменения можно только приветствовать, поскольку они предоставляют страховым организациям право выбора и возможность формировать и передавать страховой портфель по их собственному усмотрению без необходимости отказываться от осуществления страховой деятельности в целом.

Бизнес-план для страховой организации

Одной из новелл Закона является необходимость принятия страховой организацией бизнес-плана. Принятая редакция Закона не расшифровывает понятие бизнес-плана, устанавливая, что требования к этому документу будут закреплены в нормативном акте ЦБ РФ. Отметим, что предыдущие редакции законопроекта определяли бизнес-план как документ, содержащий стратегию развития страховой организации, ожидаемые результаты ее деятельности, а также контрольные этапы исполнения бизнес-плана.

Бизнес-план будет подаваться соискателем вместе с иными документами, необходимыми для получения лицензии. Страховые организации, созданные до вступления Закона в силу, также будут обязаны предоставить бизнес-план до 1 января 2020.

Примечательно, что, согласно Закону, бизнес-план должен быть утвержден общим собранием акционеров (участников), что, в соответствии с законодательством о хозяйственных обществах, не входит в обычную компетенцию этого органа.

Обновлен список документов, которые предоставляют дочерние общества иностранных инвесторов для получения лицензии

Дочерние общества иностранных инвесторов (или имеющие в своем уставном капитале долю иностранных инвестиций более 49 процентов) для получения лицензии дополнительно будут обязаны предоставить следующие документы:

  • решение иностранного инвестора о создании страховой дочерней организации в России;
  • выписка из реестра юридических лиц в отношении иностранного инвестора;
  • письменное согласие контрольного органа страны учреждения иностранного инвестора на его участие в уставном капитале российской страховой организации. Отсутствие необходимости получения такого согласия подтверждается заключением контрольного органа или юридическим заключением, выданным лицом, правомочным оказывать юридические услуги на территории соответствующего иностранного государства (ранее от соискателя лицензии требовалось только простое уведомление ЦБ РФ о том, что согласие иностранного контрольного органа не требуется);
  • копия лицензии иностранного инвестора, выданной в стране его учреждения; и
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность иностранного инвестора за последние пять лет, подтверждающая, что иностранный инвестор осуществляет страховую деятельность в соответствии с законодательством страны его учреждения, с приложением копии аудиторского заключения за последний отчетный период.

По состоянию на 1 января 2018 года размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций составил всего 11,29%. К сожалению, приходится констатировать, что принятые изменения не направлены на привлечение иностранных инвестиций и облегчение процесса вхождения иностранных инвесторов в уставный капитал российских страховых организаций.

Выводы

Можно ожидать, что увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков повлечет за собой сокращение их количества и поддержит усилия регулятора по «расчистке» страхового рынка. С другой стороны, подобные меры могут привести к ограничению конкуренции и росту тарифов. Кроме того, сам по себе минимальный размер уставного капитала не дает гарантий исполнения страховщиками их обязательств.

Важно, чтобы новые требования к наличию и содержанию андеррайтинговой политики и бизнес-плана, хотя и направленные на укрепление пруденциального контроля и обеспечение финансовой надежности и устойчивости страховщиков, не оказались лишним поводом для выдачи предписаний за их несоблюдение, которое кажется вполне вероятным, учитывая сложные экономические условия, или для иных санкций регулятора.

Минимальный уставный капитал компаний, осуществляющих страхование жизни, будет составлять 450 млн рублей; личное и имущественное страхование - 300 млн рублей; перестрахование - 600 млн рублей. Действующие страховые компании должны будут в три этапа, до 1 января 2022 года, доформировать свои уставные капиталы согласно новым требованиям. Такой закон, принятый Государственной Думой 12 июля, одобрен сегодня Советом Федерации.

Рост капитализации будет способствовать повышению финансовой устойчивости и платежеспособности участников страхового рынка. При этом значительный переходный период позволит страховым компаниям и их владельцам провести докапитализацию с учетом собственных планов по развитию бизнеса.

Для страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование (ОМС), минимальный размер уставного капитала сохранится в размере 120 млн рублей.

По истечении одного года после дня официального опубликования закона минимальный размер уставного капитала для новых страховых организаций, осуществляющих личное и имущественное страхование, возрастет с 120 млн до 300 млн рублей. Таким образом, требования к размеру уставного капитала таких страховых организаций будут аналогичны требованиям к уставному капиталу банков с базовой лицензией.

Закон также уточняет положения, связанные с порядком лицензирования страховщиков. В частности, вводится норма о предоставлении соискателем лицензии бизнес-плана, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора. Действующие страховые организации должны будут представить бизнес-план в течение года после вступления в силу соответствующих положений закона.

Обзор документа

Советом Федерации одобрен закон, согласно которому минимальный уставный капитал компаний, занимающихся страхованием жизни, будет составлять 450 млн руб.; личным и имущественным страхованием - 300 млн руб.; перестрахованием - 600 млн руб. Действующие компании должны будут до 1 января 2022 г. доформировать свои уставные капиталы.

Для страховых организаций, занимающихся ОМС, минимальный размер уставного капитала сохранится в размере 120 млн руб.

Уточняется порядок лицензирования страховщиков. В частности, вводится норма о предоставлении соискателем лицензии бизнес-плана, требования к которому устанавливаются органом страхового надзора. Действующие страховые организации должны будут предоставить бизнес-план в течение года после вступления в силу соответствующих положений.

Надзор за деятельностью страховых компаний в России осуществляется Центральным Банком Российской Федерации (Банком России), всецело взаимодействующим с Правительством Российской Федерации.

Минимальный уставной капитал страховых компаний в России

Страховых компаний регулируется нормами, установленными Банком России и одобренными комитетом Госдумы Российской Федерации. С 1 января 2017 год установлены новые требования к размерам уставного капитала страховых компаний. Его сума зависит от вида деятельности страховой компании.

  • Минимальная сумма уставного капитала для страховых компаний, занимающихся общим (универсальным) видом страхования (кроме страхования жизни), с 1 января 2017 года составляет 200 млн рублей.
  • Для страховых компаний, предоставляющих услуги медицинского страхования (в том числе страхование жизни) — это 240 млн рублей.
  • Перестраховочные компании должны иметь уставной капитал 480 млн руб.

Реалии нововведений

Из-за таких нововведений многие российские и зарубежные компании, предоставляющие услуги страхования на территории нашего государства, вынуждены закрыть свою деятельность. В особенно критическом положении оказались страховщики, предоставляющие услуги . На протяжении всего прошедшего 2016 года велись непрекращающиеся дискуссии о предстоящих изменениях в секторе страхования.

Многие небольшие страховые компании обращаются к Банку России с просьбой о смягчении требований к сумме уставного капитала. Кстати, Министерство финансов, ранее занимавшееся регулированием деятельности рынка страхования, установило не такие жесткие требования. Более продолжительным предполагался и период доведения уставного фонда до требуемых сумм.

Принятые нововведения стали причиной ухода с российского рынка к концу 2016 года многих страховых компаний. Произошла настоящая «чистка» страхового рынка. , а большая часть претерпели «слияние», перенаправив или объединив свою деятельность с другими, более крупными компаниями.

Однако ситуация с еще не исчерпала себя. Это лишь начало больших перемен.

Согласно законодательству с 1 января 2017 года в два раза увеличивается размер уставного капитала страховых организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании. Об этом расскажет видео ниже:

Перспективы страхового рынка в дальнейшем

В перспективе с 1 января 2018 год предполагается продолжить политику «чистки» страхового рынка. Повышенные требования к минимальной сумме уставного капитала страховых компаний предполагались изначально и были озвучены Банком России и одобрены Госдумой Российской Федерации.

Нынешнее повышение – это лишь первый этап. К 1 января 2018 года сумма уставного капитала для каждого вида страхования должна быть существенно выше. Для некоторых видов страхования она увеличится в полтора, а для других почти в два раза.

  • Так, для компаний с общим видом страхования (универсальные страховщики) уставной капитал должен составить 300 млн руб.
  • Страховые компании, предоставляющие услуги медицинского страхования , должны повысить свой уставной капитал до 450 млн рублей.
  • Перестраховочные компании смогут работать на рынке перестрахования рисков только при наличии уставного капитала суммой 600 млн рублей.
  • Для новых страховщиков (страховых компаний, только открывающих свою деятельность) уставной страховой фонд должен быть равным уже установленным новым требованиям.

Причины повышения порога УК

Причин повышения минимальной суммы уставного капитала было несколько. Прежде всего, это требования Базельской директивы, основная задача которой состоит в защите интересов конечных потребителей страховых услуг. Ситуация внутри страховых компаний и в самом деле в последнее время была сложной. В ее работе постоянно сказывалась нехватка денег, что нередко приводило к ущемлению интересов граждан.

В связи с этим руководство нашей страны приняло решение навести порядок на рынке предоставления страховых услуг. Главная цель предпринимаемых мер – сделать страхование более прозрачным. Именно Базельская директива сыграла роль своеобразной дорожной карты, указывающей направление действий.

Минимальные суммы уставного капитала различных страховых компаний принято изменять согласно требованиям Базельской директивы от 25.11.2009 года регламентирующей на межгосударственном уровне осуществление деятельности страховых и перестраховочных организаций. Суть Директивы – разработка детализированной системы оценки рисков. Как туже отмечалось ранее, ее основная задача – защитить конечного потребителя страховых услуг.